Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Астраханский Государственный Университет
РЕФЕРАТ
по правоведению
на тему
«Сущность правового государства»
Астрахань 2008г
Содержание
1) Введение
2) Становление и развитие идея правового государства
3) Основные характеристики правового государства
3.1 Определение и основы правовогогосударства
3.2 Признаки правового государства
3.3 Система разделения властей вправовом государстве. Система разделения властей в России
3.4 Верховенство закона. Верховенствозакона в Российской Федерации
3.5 Права и свободы человека всистеме ценностей
3.6 Взаимная ответственность личностии государства
4) Практика становления правовогогосударства в России
5) Заключение
6) Список используемой литературы
1) Введение
Согласно Конституции Российской Федерации,Российская Федерация Россия есть демократическое федеративное правовоегосударство с республиканской формой правления.
В последнее время оченьмного говорится о правовом государстве, о построении правового государства, носоздается впечатление, что не каждый понимает, что же включает в себя этопонятие, на чем оно основывается, какова его история. Не каждый знает также,что для создания правового государства необходимо возникновение рядаопределенных предпосылок, важнейшей из которых является гражданское общество,то есть сфера реализации индивидами своих экономических, социальных,культурных, религиозных, национальных, семейных и других неполитическихинтересов, которые находятся за пределами государственного регулирования.Российское же общество еще не совсем созрело, чтобы обеспечить для себяусловия, удовлетворяющие и реализующие свои разнообразные потребности иинтересы. Наша психология опирается на то, что именно государство должнопозаботиться о благосостоянии своего народа. Но даже самое развитое правовоегосударство не способно предоставить своим гражданам приемлемые блага дляполного функционирования общества. Иначе говоря, мы сами должны разобраться,что же необходимо для нашего процветания, позаботиться о своей обеспеченности.
В данном реферате я хотел бы изложитьпонятия правового государства, показать историю развития этого понятия, датьопределение и обозначить признаки правового государства, его основныехарактеристики и основу.
2) Становление и развитие идея правовогогосударства
Правовоегосударство как определенная теоретическая концепция и соответствующая практикаимеет долгую и поучительную историю. Сам термин «правовое государство»(Rechtsetaat) прочно утвердился в немецкой литературе в первой трети ХIХ века(в трудах К.Т. Вельнера, Р. фон Моля и др.), а в дальнейшем получил широкоераспространение, в том числе и в России, где среди видных сторонников теорииправового государства были Б.Н. Чичерин, Б.Ф. Кистяковский, П.И. Новгородцев идр.
Но различныетеоретические концепции, выражавшие идею и понятие правовой государственности, сформировалисьгораздо раньше.
Уже в древностиначинаются поиски принципов, форм и конструкций для установления надлежащихвзаимосвязей, взаимозависимостей и согласованного взаимодействия права ивласти. В процессе углублявшихся представлений о праве и государстве довольнорано сформировалась идея о разумности и справедливости такой политической формыобщественной жизни людей.
Символическим выражениемподобных представлений стал образ Богини Правосудия (с повязкой на глазах, смечом и весами правосудия), олицетворяющей единение силы и права: охраняемыйбогиней порядок в равной мере обязателен для всех. По представлениям древнихэтот образ правосудия выражает смысл и идею не только справедливого суда какспециального органа, но и идею справедливой государственности вообще.
Идея о возможностипостроения правового государства возникла во времена античности. Философ Платонразличал 2 типа государственного устройства: в первом надо всем возвышалисьправители, а во втором – законы. И нужно стремиться к этому. Государство будетпроцветать, «если закон владыка над правителями, а они его рабы». Другойантичный философ Аристотель полагал, что в правильно устроенном государствеправят не люди, а законы, так как даже лучшие правители могут ошибаться, онимогут быть подвержены страстям, закон же « уравновешенный разум». Также былиразработаны положения о власти закона как сочетании силы и права, о различении правильных инеправильных форм правления, о смешанном правлении и о роли права в типологиигосударственных форм (Сократ, Полибий, Цицерон); о соотношении естественного иволеустановленного права (Демокрит, софисты и др.); о равенстве людей поестественному праву (некоторые софисты, римские юристы); о праве как мериле справедливостии регулирующей нормы политического общения (Аристотель); о государстве(республике), как «деле народа», как правовом общении и «общемправопорядке» (Цицерон); о сферах частного и публичного права; о свободноминдивиде как юридическом лице, субъекте права (римские юристы).
В эпоху перехода отфеодализма к капитализму решающее значение приобретают проблемы политическомвласти и её формально равной для всех правовой организации в виде упорядоченнойсистемы разделенных государственных властей, соответствующей новому отношению социально-классовыхи политических сил. Юридическое мировоззрение нового восходящего класса требовалоутверждения новых представлений о свободе человека посредством режимагосподства права и в частных, и в публично-политических отношениях.
В период начавшегосяразложения феодализма идеи правовой государственности с позиции историзма изложилипрогрессивные мыслители того времени Н. Макиавелли и Ж. Боден.
В своей теории Макиавеллина основе многовекового опыта существования государств прошлого и настоящегопредпринял попытку объяснить принцип политики, осмыслить движущие развитияполитической жизни с тем, чтобы изобразить контуры идеального государства,наилучшим образом отвечающего потребностям его времени. Цель государства онвидел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечениябезопасности для каждого. При рассмотрении вопроса о государственных формах предпочтениеотдавалось республике, так как именно республика в большей мере отвечаеттребованиям равенства и свободы.
Боден же определяет государствокак правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. Задачагосударства, по его мнению, состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы.
В период раннихбуржуазных революций в разработку концепции правового государства значительный вкладвнесли философы-мыслители и просветители, такие как Г. Гроций, Б. Спиноза, Т.Гоббс, Ш. Монтескье, Д. Дидро, П. Гольбах, Т. Джефферсон и многие другие.
Из этих учений мы выделимнаиболее важные положения о правовом государстве.
Гроций был первымвыдающимся теоретиком школы естественного права. Правовые институты феодализмаГроций считал противоречащими природе человека, поэтому он выдвинул требованиянового права, отвечающего законам разумаз. Целью государства он считал охранучастной собственности, посредством таких правоустановлений, которыеобеспечивали бы каждому человеку свободное пользование своим достоянием ссогласия всех. Источником любой формы государства по учению Гроция являетсяобщественный договор, поэтому при создании государства народ может избратьлюбую форму правления, но, избрав её, народ обязан повиноваться правителям.
Так же как и у Гроция, уДидро государственная власть возникает как продукт общественного договора, которыйпридает обществу организованную политическую форму. Люди лишь частично передаютгосударству свою естественную независимость, с целью обеспечения интересов иобъединения воли и силы всех. Государственная власть, следовательно, основанана воле народа, который является сувереном. «Лишь нация есть истинныйсуверен; истинным законодателем может быть лишь народ, лишь воля народаявляется источником политической власти».
Главная цель государства,по Дидро, есть обеспечение неотъемлемых прав граждан и их счастья. Идеи Дидропродолжил и обосновал Кант в своей теории правового государства.
Одним из первых, кто далтеоретическое обоснование демократического государства, был Спиноза. Будучисвязано законами, государство обеспечивает действительные права и свободычеловека. Он утверждал, что государство могущественное только тогда, когда оно гарантируеткаждому гражданину не только сохранение жизни, но и удовлетворение егоинтересов, и предостерегал правителей от посягательств на собственность,безопасность, честь, свободу и иные блага подданных.
Т. Гоббс был защитникомабсолютной монархии в Англии, но тем не менее он разработал ряд прогрессивныхположений о господстве права в общественной жизни, которые впоследствии былиразвиты революционными буржуазными мыслителями. К их числу относитсяобоснование формального равенства перед законом, незыблемость договоров.Свободу человека Гоббс рассматривал как право делать все то, что не запрещенозаконом, и тем самым закончил теоретические основы наиболее эффективногопринципа правового регулирования общественных отношений.
В трактовке Д. Локка, который,по словам К. Маркса, был классическим выразителем правовых представленийбуржуазного общества в противоположность феодальному”, идея господстваправа воплощается в государстве, где верховенствует закон, соответствующийестественному праву и признающий неотчуждаемые естественные права и свободыиндивида, и осуществлено разделение властей. Такое государство с господствомправа он противопоставляет деспотизму. «Свобода людей, находящихся подвластью правительства, — отмечал он, — заключается в том, чтобы иметьпостоянное правило для жизни, общее для каждого в этом обществе и установленноезаконодательной властью, созданной в нем; это — свобода следовать моемусобственному желанию во всех случаях, когда этого не запрещает закон, и не бытьзависимым от постоянной, неопределенной, неизвестной, самовластной воли другогочеловека». Обоснованный здесь Локком правовой принцип, как и у Гоббса, индивидуальнойсвободы лишь словесно несколько расходится с последующей, ставшей актуальной идля нас, формулой: «разрешено все, что не запрещено законом».
Новые представления оразделении властей получили систематическую разработку в творчестве Монтескье. Различаяв каждом государстве три рода власти — законодательную, исполнительную,судебную, он отмечает, что для предотвращения злоупотреблений властью необходимтакой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживатьдруг друга. Разделение и взаимное сдерживание властей являются, согласно Монтескье,главным условием для обеспечения политической свободы в её отношениях кгосударственному устройству.
Идеи Локка и Монтескьеоказали заметное влияние не только на последующие теоретические представления оправовой государственности, но и на раннебуржуазное конституционноезаконодательство и государственную практику.
Это влияние отчетливопроявилось, например, в Конституции США 1787 года. Она практически воплощаетидею правового государства на американском континенте. Автор «ДекларацииНезависимости США» Джефферсон подвергает критике монархическую формуправления с позиции теории общественного договора и естественных неотчуждаемыхправ человека, и отстаивает принцип народного суверенитета. Декларация Независимостипровозглашает, что существуют неотчуждаемые права человека, для обеспечениякоторых создается государство.
С философским обоснованиемтеории правового государства выступил И. Кант. Центральное место в нем занимаетчеловек, личность. Важнейшим принципом публичного права философ считалпрерогативу народа требовать своего участия в установлении правопорядка путемпринятия конституции, выражающей его волю. Верховенство народа обуславливаетсвободу, равенство и независимость всех граждан в государстве, котороевыступает как объединение множества людей, подчиненных правовым законам. Там,где государство действует на основе конституционного права, отвечает общей воленарода, там государство правовое, там не может быть ограничения прав граждан вобласти личной свободы, совести, мысли, хозяйственной деятельности. В правовомгосударстве гражданин должен обладать той же возможностью принуждениявластвующих к точному исполнению закона, какой обладает властвующий в егоотношении к гражданину. Правовую организацию Кант, так же как и Локк связываетс разделением властей на законодательную, принадлежащую парламенту,исполнительную — правительству, и судебную, осуществляемую судом присяжных,избранных народом.
Философская концепция Кантаоказала значительное влияние на дальнейшее развитие политико-правовой мысли ипрактику государственно-правового строительства цивилизованного общества.
Государство, согласноГегелю, это тоже право, а именно конкретное право, так как оно включает в себяпризнание «всех остальных прав личности, семьи и общества». Возводягосударство в абсолют, стоящий над личностью и обществом, Гегель доказывает,что такое государство предшествует развитию гражданского общества. В этом утвержденииМаркс видел главный порок гегелевской концепции государства, поскольку в реальнойжизни общество возникает раньше государства, а последнее является его продуктоми результатом развития общества. Государство, по Гегелю, это наиболеесовершенная организация общественной жизни, в которой все строится на правовойоснове, представляющей царство реальной жизни.
Ценность гегелевскихвоззрений на государство состоит в том, что принудительная, насильственнаяфункция в нем играет не столь важную роль. В целом вся гегелевская концепцияправового государства прямо и однозначно направлена против произвола, бесправияи вообще всех неправовых форм применения силы со стороны частных лиц,политических объединений и государственной власти.
Маркс и Энгельсподдержали и на материалистической основе развили дальше идею Гегеля оразграничении гражданского общества и государства (у философов 17-18 вековгражданское общество и государство нередко выступали как нечто единое). Маркс иЭнгельс показали, что именно гражданское общество составляет первооснову зданиячеловеческого общежития, а жизнедеятельность гражданского общества есть главнаядвижущая сила исторического прогресса, или дословно «истинный очаг и аренавсей истории».
Маркс рассматривал государствои право исходя из открытой или классовой теории общественного развития.Согласно данной теории государство и право исчезнут вместе с исчезновениемклассов в результате установления диктатуры пролетариата в процессе перехода кобществу без классов. Примечательным является утверждение Маркса, в котором он выразилидею правового государства: «Свобода состоит, чтобы превратитьгосударство, стоящее над обществом, в орган, всецело этому обществуподчиненный».
Прогрессивнаяполитико-правовая мысль Западной Европы в лице Исринга, Паунда, Спекира идругих оттачивали элементы теории правового государства с позиции своего времении опыта прошлого. Большинство авторов сходилось во мнении, что правовым можносчитать лишь такое государство, где законодатель так же подзаконен, как игражданин. В концепции Еллинека государство определяется как представительобщих интересов своего народа, удовлетворяющий индивидуальным и общечеловеческимсолидарным интересам в направлении прогрессивного развития общества.
Идеи правовогогосударства были отражены и в трудах русских мыслителей, таких как Писарев,Герцен, Чернышевский, Радищев, Муравьев и др., где они подвергали критикебеззаконие феодализма. Правоведы и философы предоктябрьского периода:Котляровский, Новгородцев, Чичерин, Бердяев и др. в своих произведениях теоретическизавершили русскую концепцию правового государства.
Рассмотрим основные идеии принципы правового государства с точки зрения Г.Ф. Шершевича. Он отмечаетследующие пути формирования и основные параметры правового государства:
1) Для устранения произволанеобходимо установление норм объективного права, которые определяют пределысвободы каждого и ограничивают одни интересы и другие, в том числе игосударственной организации, — отсюда идея господства права в управлении.
2) Если личная инициативатребует простора, то государству достаточно ограничиться охраной субъективныхправ.
3) Чтобы новый порядок ненарушался самими органами власти, необходимо строго определить полномочияпоследних, отделив от исполнительной власти законодательную, утвердитьсамостоятельность судебной власти, и допустив к соучастию в законодательствевыборные общественные элементы.
Реальные гарантииправовой государственности Шершевич видит в том, что в различное времявыдвигались различные гарантии правового порядка против произвола “… а)неотъемлемое ограничение власти; б) принцип разделения властей; в) правовоесамоограничение власти; г) подчиненность государства стоящему над ним праву. В действительноститакой гарантией является только сдерживающая сила общественного мнения”.
В послеоктябрьский периодв России идеи правового государства были налажены требованиями революционного правосознания,а затем полностью исключены из реальной жизни.
Советскаягосударственно-правовая наука в период тоталитаризма не воспринимала идею правовогогосударства, считая её буржуазной, диаметрально противоположной классовой концепциигосударства.
В последние годы в руслереформаторских процессов произошли серьезные изменения в научных взглядах нагосударство и право.
Концептуальные положенияи пути формирования правового государства излагаются в трудах сегодняшнихисследователей права и государства: С.С. Алексеева, В.Н. Хропанюка, В.Н.Кудрявцева и др.
3) Основные характеристики правовогогосударства
3.1 Определение и основыправового государства
Термин правовое государствосостоит из 2-х частей:
– Государство – это исторически выделившееся изобщества и обусловленная его экономическим строем политическая организациясуверенной публичной власти, выражающая и защищающая общие интересысобственников основных средств производства, а также, обеспечивающая выполнениеобщих дел, вытекающих из природы общества.
– Право – это система общих правилповедения, санкционированных государством и охраняемых от нарушениягосударством.
Определений правового государства насегодняшний день существует огромное количество. Но суть их сводится кследующему:
Правовое государство –это такая форма организации и деятельности государственной власти, при которойимеет место максимальная политико-юридическая защищенность законных интересов честии достоинства личности, существует наибольшее возможное обеспечение прав исвобод личности, их объединений и общности, где государство подчинено обществу.При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступаетмерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересамнарода и государства, а их реализация является воплощением справедливости.Развитое законодательство еще не свидетельствует о наличии в обществе правовойгосударственности.
Правовое государство — это такая форма организации идеятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях синдивидами и их различными объединениями на основе норм права.
Рассмотрим основы правовогогосударства.
Экономической основой правового государства являютсяпроизводственные отношения, базирующиеся на различных формах собственности(государственной, коллективной, арендной, частной, кооперативной и других) какравноправных и в одинаковой мере защищенных юридически. В правовом государствесобственность принадлежит непосредственно производителям и потребителямматериальных благ: индивидуальный производитель выступает как собственникпродуктов своего личного труда. Правовое начало государственности реализуетсятолько при наличии самостоятельности, которые экономически обеспечиваютгосподство права, равенство участников производственных отношений, постоянныйрост благосостояния общества и его саморазвитие.
Социальную основу правового государства составляетсаморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан — носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государстванаходится человек и его интересы. Через систему социальных институтов, общественныхсвязей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своихтворческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личныеправа и свободы.
Переход от тоталитарныхметодов к правовой государственности связан с резкой переориентацией социальнойдеятельности государства. Прочная социальная основа государства предопределяетстабильность его правовых устоев.
Нравственную основу правового государства образуютобщечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободыличности. Конкретно это выражается в демократических методах государственногоуправления, справедливости и правосудия, в приоритете прав и свобод личности вовзаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости кразличным религиозным мировоззрениям.
Правовое государство — это суверенное государство,которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей,населяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту иисключительность власти, такое государство обеспечивает свободу общественныхотношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключенияграждан. Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права,ограничено правом и исключает произвол и беззаконие. Государство применяет силув правовых рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересыего граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведениеугрожает свободе других людей.
3.2 Признаки правовогогосударства
Признаками правового государстваявляются:
1. Верховенство закона во всех сферах жизни общества. Законы должны приниматьсяисключительно демократическим путем.
2. Деятельность органов правового государства базируется на принципе реальногоразделения властей на законодательную, исполнительную и судебную
3. Связанность с законом самого государства и его органов.
4. Эффективные формы надзора и контроля за соблюдением законности.
5. Взаимная ответственность личности и государства. Равенство сторон перед законом.
6. Гарантированность законных прав и свобод гражданина, их правовая и социальнаязащищенность.
7. Политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционированииразличных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции,наличии различных идеологических концепций, течений, взглядов.
8. Стабильность законности и правопорядка в обществе.
К числу дополнительныхфакторов и условий становления правового государства, видимо, можно отнестиследующие:
— преодоление правовогонигилизма в массовом сознании;
— выработка высокойполитико-правовой грамотности;
— появление действеннойспособности противостоять произволу;
— разграничение партийныхи государственных функций;
— установлениепарламентской системы управления государством;
— торжествополитико-правового плюрализма;
— выработка новогоправового мышления и правовых традиций, в том числе:
а) преодолениеузконормативного восприятия правовой действительности, трактовка права какпродукта властно-принудительного нормотворчества;
б) отказ отдогматического комментирования и апологии сложившегося законодательства;
в) преодолениедекоративности и декларированности юридических норм;
г) выход юридическойнауки из самоизоляции и использование общечеловеческого опыта.
3.3 Система разделениявластей в правовом государстве. Система разделения властей в России
Государственная власть вправовом государстве не является абсолютной. Это обусловлено не толькогосподством права, связанностью государственной власти правом, но и тем, какорганизована государственная власть, в каких формах и какими органами онаосуществляется. Здесь необходимо обратиться к теории разделения властей. Согласноэтой теории смешение, соединение властей (законодательной, исполнительной,судебной) в одном органе, в руках одного лица чревато опасностью установлениядеспотического режима, где невозможна свобода личности. Поэтому для того, чтобыпредотвратить возникновение авторитарной абсолютной власти, не связанной правомэти ветви власти должны быть разграничены, разделены, обособлены.
С помощью разделениявластей правовое государство организуется и функционирует правовым способом:государственные органы действуют в рамках своей компетенции, не подменяя другдруга; устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие вовзаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную,исполнительную и судебную власть.
Принцип разделения властейна законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из властей действуетсамостоятельно и не вмешивается в полномочия другой. При его последовательномпроведении в жизнь исключается всякая возможность присвоения той или инойвластью полномочий другой.
Теперь, основываясь на КонституцииРоссийской Федерации рассмотрим принцип разделения властей в России. КонституцииРоссийской Федерации гласит: «Государственная власть в РоссийскойФедерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительнуюи судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».
К органам законодательнойвласти в Российской Федерации относятся:
Федеральное Собрание(Совет Федерации и Государственная Дума — две палаты Собрания), ЗаконодательныеСобрания республик, входящих в состав Российской Федерации; органы властидругих субъектов Российской Федерации; местные органы государственной власти.
К органам исполнительнойвласти в Российской Федерации относятся:
— Президент РоссийскойФедерации;
— Совет МинистровРоссийской Федерации;
— Высшие должностные лицареспублик, избираемые гражданами или
Законодательными Собраниями;
— Правительствореспублик;
— Органы администрации другихсубъектов Российской Федерации.
К органам судебной властив Российской Федерации относятся:
— Конституционный СудРоссийской Федерации;
— Верховный СудРоссийской Федерации;
— Высший Арбитражный СудРоссийской Федерации;
— суды республик и другихсубъектов РФ;
— районные народные суды;
— суды специальнойюрисдикции.
Для демократическогообщества принцип разделения властей особо важен и значим. Он выражает не толькоразделение труда между государственными органами, но и умеренность,«рассредоточенность» государственной власти, предупреждающую ееконцентрацию, превращение ее в авторитарную и тоталитарную власть. Этот принципв демократическом обществе предполагает, что все три власти одинаковы, равновеликипо силе, служат противовесами по отношению друг к другу и могут«сдерживать» одна другую, не допускать доминирования одной из них. Например,превращения управленческой власти в авторитарную, а законодательной – вовсевластие, в тоталитарную власть, подчиняющую себе и управление, и правосудие.
Но даже если соблюденотребование разделения властей, задействована система «сдержек ипротивовесов», то государство еще не обязательно является правовым. Поэтомумы переходим к следующему признаку правового государства.
3.4 Верховенство закона.Верховенство закона в Российской Федерации
Вправовом государстве ни один государственный орган, должностное лицо, коллективили общественная организация, ни один человек не вправе посягать на закон. Заего нарушение они несут строгую юридическую ответственность. Когда мы ведемречь о верховенстве закона как нормативно-правового акта, обладающего высшейюридической силой, то имеем в виду, что все подзаконные акты должны строгосоответствовать ему, а должностные лица не уклонятся от его исполнения и темболее не нарушать его. Также недопустимо «обогащать» законподзаконными актами, вкладывать в его содержание такой смысл, который не былпредусмотрен законодателем. Кроме того, и все рядовые граждане должны в своемповедении руководствоваться законом. А для этого помимо всего прочего, онидолжны быть информированы о его содержании.
Правовое государствотакже предполагает правовую устойчивость Конституции. Недопустимо ее постоянноеизменение, дополнение и обновление. Ибо тогда она перестает быть ОсновнымЗаконом государства, обладающим долгосрочным характером. Вот почему бесконечныеизменения, которые вносил Верховный Совет Российской Федерации в КонституциюРоссийской Федерации противоречили природе правового государства и делали нестабильнойвнутриполитическую обстановку в обществе. Если конституция выражаетгосударственную волю общества, то ее изменение, обновление должноосуществляться в соответствии с ней, а не волей.
Укрепление законностиостается актуальнейшей задачей, ибо это — центральная категория правовогогосударства. Новая Конституция Российской Федерации в соответствии с принципом разделениявластей внесла коррективы в иерархию нормативно-правовых актов. КонституциейРоссийской Федерации к федеральным законам отнесены: федеральныеконституционные законы и федеральные законы. По предметам совместного веденияРоссийской Федерации и субъектов Федерации — федеральные законы и принимаемые всоответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектовФедерации. К правовым актам субъектов Федерации отнесены конституции республик,уставы краев, областей, городов федерального значения, автономных областей иавтономных округов, законы и иные нормативные правовые акты субъектовФедерации.
Все правовые акты, издаваемыев Российской Федерации, не могут противоречить Конституции РоссийскойФедерации, федеральные законы не могут противоречить федеральнымконституционным законам. Законы и иные нормативные правовые акты субъектовФедерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречиямежду федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действуетфедеральный закон.
Конституция РоссийскойФедерации — юридическая база всего законодательства, в которой закрепленыосновы экономической, социальной и политической организации общества, устанавливаетсямеханизм государственной власти и управления, основные права и обязанностиграждан. Отсюда и значение Конституции как Основного Закона государства. Необходимомаксимально стремиться к тому, чтобы Конституция занимала реальное место вправовой системе, имела практическую ценность. Конституция закрепляет основныеположения всех сторон государственной и общественной жизни, поэтому дляпрактической реализации ее норм, как правило, необходимы вторичныезаконодательные акты, детализирующие конституционные установления в такой мере,в какой это необходимо для их претворения в жизнь. Однако в важнейших вопросахи сама Конституция должна быть в достаточной степени конкретной, чтобывыступать в качестве источника норм прямого действия, обязательных для государственныхорганов, должностных лиц. К числу таким норм, относятся те, которые закрепляютосновные права, свободы и обязанности граждан, реальность которых не должнаувязываться с наличием или отсутствием специального акта, касающегося механизмареализации указанной группы конституционных норм.
Тщательный подход к разработкезаконодательных актов, с одной стороны, и готовность внести в них необходимыеисправления и поправки, вызванные реальной жизненной практикой, с другой, — представляют собой те правила, которыми должен руководствоваться законодатель. Законодательныеакты, даже те, которые касаются важнейших сторон государственной и общественнойжизни, часто не отвечают требованиям нормативности и гарантированности. Притаких условиях эти акты не становятся реальными регуляторами общественных отношений,не приводят к сколько-нибудь значительному социальному эффекту, несмотря на всепризывы и даже борьбу за соблюдение и применение таких актов. Необходимоустановить высокое качество законодательства, а также установить механизмсамореализации правовых норм, которые будут способствовать становлениюправового государства.
В современном демократическомгосударстве эффективность правового закона сопряжена с наличием единогоправового пространства, в котором приоритетное значение имеет принципверховенства законов, принимаемых от имени народа и выражающих его суверенную волю,над всеми действующими в стране нормативными актами. Подзаконные акты, включаяведомственные распоряжения, приказы, инструкции, подлежат конституционномуконтролю. Это означает, что они могут быть опротестованы, обжалованы ианнулированы по мотивам нарушения законности или, напротив, после определеннойсудебной процедуры подтверждены как соответствующие конституции и иным законам.
Идея единого правовогопространства становится национальной. В странах Западной Европы концепцияправового пространства наряду с концепцией европейского экономическогопространства, получает все большее признание, и выражается в борьбе стерроризмом, защитой прав человека, праве убежища, отношениями междуправоохранительными органами.
В правовом государстве существуютопределенные гарантии законности, которые обеспечивают соблюдение и исполнениезакона. Это — социально-экономические, политические, юридические и международныегарантии. Политические гарантии законности — это прежде всего демократизмобщественного и государственного строя, политический и идеологическийплюрализм, активное участие граждан в управлении делами государства.Социально-экономические гарантии законности — многообразие форм собственности, созданиенеобходимых условий для их развития, обеспечение им равной защиты, свободное предпринимательство,право граждан распоряжаться своими способностями к производительному и творческомутруду, справедливые условия найма, увольнения, оплаты и охраны труда и т.д. Кюридическим гарантиям относятся следующие: нормативная урегулированностьзаконами или подзаконными актами всех общественных отношений, нуждающихся вправовом закреплении, эффективная деятельность специальных органов, контролирующихсоблюдение законов, а также правоохранительных органов, привлечение к юридическойответственности должностых лиц, посягающих на права и свободы граждан. К международнымгарантиям относятся: деятельность международных организаций, специализированныхорганов ООН по контролю за соблюдением прав человека в различных странах, инспекционныепоездки их представителей в регионы, где нарушается законодательство,закрепляющее права и свободы граждан, право граждан обращаться в международныеорганы за защитой своих нарушенных прав.
Законность и правовое государство- категории во многом тождественные, но у них несколько разные акценты. Законностьтребует безусловного соблюдения законодательства всеми субъектами правовойсферы, в то время как правовое государство предъявляет подобное требование кгосударственным структурам, выполняющим функции публичной власти. Поэтому реализациярежима правового государства означает торжество закона прежде всего вдеятельности властных структур — государственных органов власти, управления, судаи прокуратуры и их должностных лиц. В итоге законность и правовое государствоведут к превращению закона в самостоятельную, объективную силу,жизнедеятельность которой не зависит от отношения к ней.
Таким образом, рассмотревтакие аспекты правового государства как систему разделения властей и верховенствозакона, мы переходим к основной признаку правового государства.
3.5 Права и свободычеловека в системе ценностей
Верховенство закона подразумеваетне столько приоритет закона как разновидности нормативно-правового акта в отношенииподзаконных актов, сколько широкий аспект прав и свобод, закрепленных зачленами общества действующим законодательством. В правовом государстве любоеущемление прав человека недопустимо. Более того, правовое государство обязанопоследовательно и неукоснительно обеспечить реализацию этих прав и защищать их.В этой связи принципиальное значение приобретает проблема правового равенства вразличных сферах жизни общества и государства. Ее решение предполагает созданиегосударством надежных гарантий, обеспечивающих такое равенство.
Перечень прав и свобод человека и гражданина, свойственныйправовому государству, содержится в международных актах. Это прежде всего Всеобщаядекларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря1948г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международныйпакт о гражданских и политических правах, принятых на ХХI сессии ГенеральнойАссамблеи ООН 16 декабря 1966г.
Перечень прав и свобод, провозглашенныхв указанных актах закреплен и гарантирован в конституциях правовых государств.Особое значение в них придается юридической защищенности личности, котораянемыслима без презумпции невиновности. Презумпция же невиновности означает, чтоподлинно демократическое государство признает, что все вопросы, связанные с виновностьюили невиновностью граждан в совершении того или иного преступления, следуетрешать только в судебном порядке. Более того, при рассмотрении уголовных дел,по которым может быть вынесен смертный приговор, гражданин вправе требовать,чтобы его судил суд присяжных
Всеобщая декларация прави свобод человека, принятая ООН в 1948 году состоит из 30 статей. В нейпровозглашается, что «все люди рождаются свободными и равными по своему достоинствуи правам. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении другдруга в духе братства». Далее в ней указывается на недопустимостьжестокие, унижающие человеческое достоинство, обращение и наказания. В статье 6Декларации признается право каждого человека на признание егоправосубъектности, т.е. предоставления человеку возможности приобретать права иосуществлять обязанности, предусмотренные законодательством.
Декларация такжепровозглашает, что никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержаниюили изгнанию, что каждый человек имеет право на равную защиту закона, нагласный, справедливый и беспристрастный суд. В Декларации также указывается нанедопустимость произвольного вмешательства в личную и семейную жизнь граждан,посягательства на неприкосновенность их жилища, тайну корреспонденции и т.п. Оназакрепляет и другие права и свободы человека, которые должны быть признаны иуважаться всеми государствами (свобода мысли, совести и религии, свободапередвижения в пределах каждого государства, право убежища в других странах, правона труд, на равную оплату, право на свободный выбор профессии, право на защитуот безработицы, право на создание профсоюзов и т.д.).
В закреплении основправового положения человека и гражданина в РФ большое значение имеетДекларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным советомРСФСР 22 ноября 1991г. Декларация закрепляет новое важное положение: общепризнанныемеждународные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущества передзаконами Российской Федерации и непосредственно порождают права и обязанностиграждан Российской Федерации.
Права и свободы человекаи гражданина также закреплены в Конституции Российской Федерации, она гласит: «Праваи свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом тольков той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя,нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспеченияобороны страны и безопасности государства». «Человек, его права исвободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свободчеловека и гражданина является обязанностью государства».
В Российской Федерации всеравны перед законом и судом. Конституцией провозглашается недопустимостьиспользования прав и свобод для посягательства на конституционный строй, праваи свободы других лиц, недопустимость лишения человека прав и свобод и ихограничения.
Средиряда уже ранее названных особенностей права современного гражданского обществанужно выделить то, что права и свободы человека не только все более становятсяцелью законодательства и направлений правовой политики, но и прямо включаются всодержание правового регулирования как непосредственный критерий приопределении правомерности того, или иного поведения, предмет судебной защиты. Отсюда,возможность обжалования государственных актов в международных правосудныеорганы в случаях, когда, по мнению заявителя, ущемляются права человека.
В Российской Федерациигарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина, каждыйвправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом,каждый имеет право на получение квалифицированной юридической помощи; право осужденногона пересмотр приговора вышестоящим судом, а также право просить о помилованииили смягчении наказания. Решения и действия (или бездействие) органовгосударственной власти, органов местного самоуправления, общественныхобъединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Никто не может бытьлишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудностикоторых оно отнесено законом. При этом Конституция впервые вводит в судебнуюпрактику новый институт присяжных заседателей. Обвиняемый в совершении преступленияимеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.
В реальной жизни повсеместнонарушаются права и свободы граждан (и не только в нашей стране, а во всеммире), это выражается в: нарушении международных актов, относящихся к правамнародов, нарушении правового равенства граждан, использовании прав и свобод вантиконституционных целях экстремистскими силами, элементарным невыполнениемзаконов. В России отсутствуют специальные правовые механизмы, обеспечивающиеправа и свободы российских граждан, их реальную гарантированность. Фактическиправа и свободы граждан только провозглашаются, но реально в жизни нередкопроисходит вопиющее нарушение самых элементарных прав и свобод.
Ежедневно в мировомсообществе происходят массовые нарушения прав и свобод человека — этопреступления геноцида, различные способы расовой дискриминации, преступленияапартеида, военные преступления, а также преступления против человечества.
3.6 Взаимнаяответственность личности и государства
Взаимная ответственность личности и государства — неотъемлемый признак правового государства. Государство, провозглашая права и свободы граждан, наделяетих и обязанностями, т.е. личность и государство вступают в правоотношения, т.е.отношения, в которых субъекты реализуют свои права и обязанности. На сколькоравноправны стороны в этих отношениях, по этому можно судить о правовомгосударстве.
Обязанности записаны в Конституции. Каждый гражданин должен,в первую очередь, соблюдать Конституцию, законы, нормы права, уважать права исвободы других граждан.
Правовое государство имеет определенные обязанности передсвоими гражданами.
Для выполнения своих обязанностей государство выполняет рядфункций:
– хозяйственно-организационную,в которой помимо прочих входит контроль за мерой труда и мерой потребления,налоговая политика и др. Государство должно следить, чтобы не политика, аэкономика определяла экономическое развитие общества.
– В обязанностигосударства входит правоохранительная функция.
– Социальная.Правовое государство должно обеспечить приемлемую жизнь для всех своих граждан.Это налоговое регулирование, обеспечение занятости населения, поддержкабезработных. В обязанности государства входит поддержка здравоохранения, образования,пенсионного обеспечения, культуры, науки.
– Экологическая.Правовое государство заинтересовано в сохранении окружающей среды и оно должносделать все, чтобы производство и контроль были сосредоточены в одних руках.
– Функцияправосудия. В демократическом государстве очень важно соблюдение демократическихоснов правосудия. Это:
– Осуществлениеправосудия только судом
– Образование судовна основе выборности.
– Независимостьсудов.
– Право граждан насудебную защиту
– Презумпцияневиновности
– Функция обороныот внешних врагов.
За невыполнение своих обязанностей граждане несутответственность. Особое место принадлежит юридической ответственности.Юридическая ответственность имеет целью показать правонарушителю, точнееоказать воспитательное воздействие на окружающих. Каждому виду правонарушениясоответствует особый вид юридической ответственности: уголовная,административная, гражданско-правовая, дисциплинарная.
В правовом государстве должны неукоснительно соблюдатьсяпринципы юридической ответственности – законность, справедливость,целесообразность.
В правовом государстве не только граждане несутответственность за не выполнение своих обязанностей, но и государство, все егоорганы и должностные лица несут ответственность за свои действия передгражданами. Речь идет о взаимной ответственности государства с одной стороны ивсех кто вступает с ним в правоотношения, с другой. Общество нуждается вконтроле государством и его органами. Известно, что некоторые представителивласти злоупотребляют своими служебными полномочиями, существует взяточниство.
4) Практика становленияправового государства в России
На протяжении 70 лет принцип правового государства отвергалсясоветской властью. Только в 1988 году, в решениях 19 Всесоюзнойпартконференции, было записано, что перед Россией стоит цель – построение правовогогосударства. Казалось, что достигнуть этого можно без особых усилий и быстро,но на практике мы видим, что растет правовой нигилизм, правовое бескультурье.Было принято много законов, соответствующих международным нормам права, но этопривело к хаосу в стране. Например, право проводить митинги и демонстрацииприводит к побоищам и жертвам, противоречит правам других людей на отдых исвободное передвижение в местах их проведения. Свобода торговли привела кнарушению прав потребителей, к антисанитарии, возрастанию угрозы здоровьяпокупателей. Отказ от уголовного преследования потребителей наркотиков, вылилсяв рост преступности.
Становится очевидно, что невозможно построить правовоегосударство без решения продовольственной и жилищной проблем и преодоленияматериальной необеспеченности отдельных граждан. Экономический кризис сводит на«нет» все политические права.
В России на протяжении длительного времени отсутствовалопонятие права. Поэтому сейчас, когда говорят о правовом государстве, имеют ввиду не одно и тоже. Для кого-то это анархия, для кого-то торжество права, адля кого-то нравственное начало (совесть, честность).
Наиболее остро в России стоит вопрос о разделении властей.Это тормозит ход экономических реформ, возникает «война законов», это ослабеваетмеханизм верховенства закона и его исполнения. Противоборство властей приводитк коррупции.
В России долгое время шла борьба между властными структурамиза выбор между президентской и парламентской республикой. Борьба завершиласьоктябрьскими событиями, что едва не привело к гражданской войне. Все этодискредитировало саму идею построения правового государства. Многие хотятустановления любой власти, лишь бы был порядок.
Кое-что уже делается. Созданы некоторые гарантии правчеловека от произвола чиновников. Действует закон «об обжаловании в судедействий, нарушающих права и свободы граждан». Если ваши права ущемлены, выможете пожаловаться в суд на все органы власти и управления.
Формирование нового законодательства, совершенствование ипересмотр старого – означает формирование новой правовой системы.
Приняты многие законодательные акты, создающие основы дляразвития демократии в нашей стране. Это Декларация о суверенитете, Закон оПрезиденте РФ, закон о гражданстве, Декларация прав и свобод гражданина, законо собственности, о статусе судей, о печати…
Большой шаг на пути установления правового государства вРоссии – установление политического и идеологического плюрализма,многопартийности.
Низкая правовая культура населения является тормозом на пути построенияправового государства. Правовая культура – большая сила, если население еюобладает.
Правовая культура включает в себя: совершенноезаконодательство, отношения людей к закону, высокое правосознание населения.Ничего сейчас в России из вышеперечисленного НЕТ!
правосвобода человек государство
5) Заключение
Обобщая, можно сказать,что в основе организации и деятельности правового государства лежит принципразделения властей: законодательной, исполнительной и судебной. Каждая властьосуществляет свои строго очерченные функции. И вместе они сдерживают иуравновешивают друг друга, обеспечивая тем самым гарантию против нарушениядемократических норм и злоупотребления властью. А кроме того, сами гражданечерез всеобщую избирательную систему имеют возможность контролировать власти ив случае необходимости корректировать их действия.
Государственнаявласть в правовом государстве подзаконна. Ее подзаконность дополняетсяпризнанием за отдельной личностью неотъемлемых и неприкосновенных прав,предшествующих самому государству. Неприкосновенность личности обеспечиваетсязаконом.
Правовое государствоимеет ряд общих и объединяющих всех членов гражданского общества правовыхоснов, которые по своей сути носят надклассовый и общечеловеческий характер.
Итак, правовоегосударство обеспечивает:
1. Верховенство закона вовсех сферах общественной жизни.
2. Реальность правличности, создание условий для ее свободного развития.
3. Взаимнуюответственность государства и личности
4.Прочный режим законности и стабильности правового порядка.
Взаключении хочется отметить, что в понятии правового государстваконцентрируются общечеловеческие ценности, сформированные в процесседлительного развития государственно-организованного общества. Для России,принявшей общечеловеческие ценности, нет иного пути, кроме построения иразвития правового государства. Естественный же прогресс человеческой жизнивносит и будет вносить новые элементы в теорию и практику строительстваправового государства.
6) Список используемойлитературы
1. Коваленко А.И. Правовое государство:концепции и реальность. М: 1993.
2. Алексеев С.С. Государство и право.М: Юридическая литература, 1993
3. Коваленко А.И. Теория государства иправа. М: 1994.
4. Хропанюк В.Н. Теория государства иправа: Учебное пособие для высших учебных заведений/ Под ред. В.Г. Стрекозова.-М: Дабахов, Ткачев, Димов, 1995.- 384 с.
5. Введение в политологию ./ ГаджиевК.С., Каменская Г.В. и др. М., 1993
6. Д.Н. Мур «Верховенство Права:Обзор».
7. Общая теория права и государства подред. В.В. Лазарева. М., 1997
8. Ю.А.Тихомиров «Власть в обществе:единство и разделение» «Советское государство и право»1990.№2.
9. Котляревский С.А. Правовоегосударство и внешняя политика.- 2-е изд.- М.: Междунар. отношения, 1993. — 368с.
10. СпиридоновЛ.И. Теория государства и права. – М.: «Статус ЛТД+», 1996г.
11.Теориягосударства и права: Курс лекций/ Под ред. М.Н.Марченко. —
М.: Зерцало,1997