Сущность предпринимательства и его роль в социально-экономическом развитии общества

–PAGE_BREAK–
             2. Риски в предпринимательстве. Особенности предпринимательства в сельском хозяйстве.

         2.1. Риск в предпринимательстве. Методы снижения риска.

Хозяйствующие субъекты — домашние хозяйства, фирмы, государ­ство, осуществляя свою предпринимательскую деятельностью, идут на риск. Риск является одним из основных признаков предпринима­тельства, его ключевым элементом [14, 66 с.].

Риск — это вероятность убытков или недополучения доходов по сравнению с вариантом, предусмотренным прогнозом и планом.

В толковом словаре В. Даля риск определяется, с одной стороны, как опасность чего либо, а с другой — как действие наудачу, требую­щее смелости, решительности, предприимчивости в надежде на счаст­ливый исход. В этом определении прослеживаются две черты риска: с одной стороны, неудачные экономические последствия хозяйство­вания, ведущие к потере ресурсов и прибыли; с другой — надежда предпринимателя на высокую прибыль ипредпринимательский доход [7, 54 с.].

Риском можно управлять.

Управление предпринимательским риском включает в себя страте­гию и тактику. Стратегиябазируется на долговременных целях и оцен­ках неопределенности хозяйственной ситуации. Она предопределяет тактику.

Тактика— это совокупность методов и приемов, использованных в конкретных условиях данной хозяйственной ситуации для достиже­ния поставленных целей. В стратегии управления риском использует­ся ряд методов.

Первый метод управления риском — это устранение, предотвраще­ние риска. Однако здесь существует ряд ограничений:

•    невозможно предотвратить риск, связанный с природными ка­таклизмами (землетрясение, наводнение и т. п.);

•    не представляется возможным заранее и точно определить изме­нения в                                                                                                                          

поведении конкурентов;

•    нельзя предвидеть все обстоятельства собственной инновацион­ной деятельности.

Можно, конечно, не принимать рискованных решений, но тогда субъект хозяйствования лишится шанса реализовать себя в качестве истинного предпринимателя и получить предпринимательский доход.

Чтобы «не прогореть», предприниматель обязан:

•  избегать катастрофических рисков, способных вызвать потери, близкие к размеру собственных оборотных средств;

•    избегать риска нежизнеспособности инновационного проекта;

•    принимать лишь такой проект, предполагаемые доходы от кото­рого способны покрыть затраты на его реализацию и принести прибыль не ниже уровня банковского процента;

•уходить от рисков незавершенного строительства, невозврата кре­дита и т. п.

Второй метод управления риском состоит в системе его страхова­ния. Для достижения этой цели должна быть сформирована эффек­тивная система страхования.

Третий метод управления риском состоит в уменьшении неблаго­приятного влияния различных факторов на результаты производства и предпринимательской деятельности. Для достижения этой цели долж­ны приниматься превентивные меры:

•   повышение качества управления производством;

•   создание системы резервных фондов;

•   улучшение государственного регулирования;

   •       выбор оптимальной стратегии поведения предпринимателя и др. Четвертый метод управления — это овладение риском. Чтобы со­знательно идти на риск, предприниматель должен:

                                                                                                                             

•    овладеть знанием экономических законов и закономерностей;

•    нести экономическую ответственность;

•    иметь достоверную информацию о рынке;

•овладеть теорией принятия управленческих решений и механиз­мом их реализаций.’

Для тщательности анализа риски принято классифицировать. В осно­ве классификации рисков лежат разные признаки. В зависимости отвозможного результата(рискового события) риски можно подразде­лить на две большие группы: чистые и спекулятивные.

Чистые риски означают возможность получения отрицательного или нулевого результата. К ним относятся риски:

•    природно-естественные;

•    экологические;

•    политические;

•    транспортные;

•    коммерческие (не все, а лишь имущественные, производствен­ные, торговые).

Спекулятивные риски делятся на два вида: риски, связанные с поку­пательнойспособностью денег(инфляционные и дефляционные риски, валютные риски и риски ликвидности), и риски, связанные с вложени­емкапитала (риск упущенной выгоды, риск снижения доходности и риск прямых финансовых потерь) [5, 44 с.].

Риск необходимо анализировать и оценивать. Назначение анализа риска— дать потенциальным партнерам необходимые данные для принятия решений о целесообразности участия в проекте и пред­усмотреть меры по защите от возможных финансовых потерь.

В анализе риска заинтересованы все основные участники предпри­нимательства: заказчик, инвестор, исполнитель (подрядчик), прода­вец (покупатель), страховая компания.

                                                                                                                        

Обычно производится качественный и количественный анализ риска.

Качественный анализопределяет факторы риска, этапы работы, при выполнении которых риск возникает, устанавливает потенциальные области риска.

Более сложной проблемой является количественный анализ,т. е. чис­ленное определение размеров отдельных рисков и риска проекта в це­лом.

Анализ риска предполагает определение зоны риска. Зоны риска различаются величиной ожидаемых потерь.

Безрисковая зона — это область, в которой потери не ожидаются, где результат хозяйственной деятельности положительный.

Зона допустимого риска — это область, в пределах которой величи­на вероятных потерь не превышает ожидаемую прибыль, а значит, ком­мерческая деятельность имеет экономическую целесообразность.

Зона критического риска — это область возможных потерь, превы­шающих величину ожидаемой прибыли. В этой зоне предприниматель рискует не только не получить никакого дохода, но и понести прямые убытки в размере всех произведенных затрат.

Зона катастрофического риска — это область экономической ката­строфы, связанной не только с имущественными потерями, но и с угрозой здоровью и жизни людей. Катастрофический риск может привести фирму и предпринимателя к краху и банкротству. В зоне катастрофи­ческого риска потери превосходят критический уровень и могут дос­тигнуть величины, равной собственному капиталу фирмы.

Учитывая зоны риска, можно построить кривую распределения ве­роятности потерь прибыли, которую называют кривой риска .

Существует несколько методов анализариска. К ним относятся:

•    статистический;

•    экспертных оценок;

•    аналитический;

                                                                                                                           

•    оценки финансовой устойчивости и платежеспособности;

•    оценки целесообразности затрат;

•    анализа последствий накопления риска;

•    использования аналогов;

•    комбинированный метод.    

Статистический метод заключается в изучении статистики потерь и прибылей, имевших место на данном или аналогичном предприя­тии, с целью определения вероятности события, которое может сде­лать осуществление проекта рискованным.

Метод экспертных оценок отличается от статистического лишь способом сбора информации. При этом методе осуществляются сбор и изучение оценок, сделанных различными специалистами, как дан­ного предприятия, так и внешними экспертами, касающихся вероят­ности возникновения различных уровней потерь.

Аналитический метод сложнее двух предыдущих. В его основе лежит теория игр, поэтому он доступен лишь узкому кругу специа­листов [3, 91 с.].
Существуют методы снижения риска.

Общим в хозяйственной практике являются три основных принци­па снижения риска:

•    не рисковать больше, чем позволяет собственный капитал;

•    не забывать о последствиях риска;

•    не рисковать многим ради малого.

Считается, что проектам, предполагающим получение наибольше­го дохода, сопутствует и наибольший риск. Поэтому любая фирма должна принять решение о выборе наиболее приемлемых механизмов нейтрализации риска.

Этих методов много. Наиболее значимыми являются следующие:

1.Получение наибольшей информации о выборе проекта. Чем пол­нее информация, тем больше вероятности сделать хороший про­ект и снизить риск. Стоимость полной информации рассчитыва­ется как разность между ожидаемой стоимостью какого-нибудь мероприятия (например, проекта приобретения сырья), когда имеется полная информация, и ожидаемой стоимостью, когда ин­формация неполная.

2.Распределение риска между участниками проекта. Практика распределения риска заключается в том, чтобы сделать ответ­ственным за риск того участника проекта, который в состоянии лучше всех рассчитывать и контролировать риски. Однако ча­стенько именно этот партнер недостаточно стабилен в финансо­вом отношении, чтобы преодолеть последствия от действия рис­ков. Поэтому риски распределяются между всеми участниками контракта. Происходит это распределение на стадии разработки финансового плана.

3.Диверсификация как метод снижения риска.

Диверсификация — это процесс распределения инвестируемых средств между различными не связанными друг с другом объекта­ми вложений с целью снижения риска.

Фирма использует разнообразные формы диверсификации.

A.   Диверсификация предпринимательской деятельности.Цель
этого рода диверсификации состоит в сочетании разнообразных ви-
дов деятельности в рамках одной фирмы. Если в результате непред-
виденных событий один вид деятельности будет убыточен, то другая
деятельность будет все же приносить прибыль, что спасет фирму и пред-
принимателя от банкротства. В последние годы в предприниматель-
стве распространены концентрическая и горизонтальная диверсифи-
кация.

Концентрическая диверсификация — это пополнение ассортимен­та

                                                                                                                            

изделиями, похожими на товары, уже выпускаемые фирмой.

Например, фирма, специализирующаяся на продаже ванн, может также торговать мини-бассейнами для дачных участков.

Горизонтальная интеграция — это пополнение ассортимента из­делиями, не похожими па товары предприятия, но интересными для потребителей.

Например, туристическая фирма, торгующая путевками, в «мерт­вый сезон» охотно переключается на торговлю зимней обувью.

Б. Диверсификация портфеля ценных бумаг.Она позволяет сни­жать инвестиционные риски, не уменьшая при этом доходности инве­стиционного портфеля.

B.   Диверсификация кредитного портфеля.Она направлена на сни-
жение кредитного риска фирмы и предусматривает разнообразие по-
купателей ее продукции и услуг.

Г. Диверсификация поставщиков сырья, материалов и комплек­тующих. Она позволяет в случае сбоя поставок одним предпринима­телем переключаться на другого, не тратя средств на поиски альтерна­тивных поставщиков.

Д. Диверсификация валютной корзины фирмы. Она предусматри­вает выбор фирмой нескольких видов валют для совершения внешне­экономических операций [17, 22 с.].

 Успешное функционирование всех секторов экономики в значительной степени определяется уровнем овладения предприни­мателями теорией рисков. Не только мелкий и средний, но и крупный бизнес подчас терпят фиаско по той причине, что в условиях жесткой конкуренции либо не идут на риск вообще, либо бездумно бросаются в рискованные проекты, не просчитав заранее возможные результаты и не определив методы нейтрализации риска [13, 82 с.].
                                                                                                                              

Факторы риска.

Факторы риска

Пути решения

1.     Невыполнение плана продаж

1.     Дополнительные затраты на стимулирование покупателей.

2.     Несвоевременная поставка товара

2.     Вести закупку товара из нескольких источников и в случае нарушения сроков оговоренных в контракте, штрафовать.

3.     Кадровый риск

3.     Принятие в штат фирмы стажера-продавца

4.     Валютный риск

4.     Все сделки совершать лишь в твердо конвертируемой валюте.

5.     Инфляционный риск.

5.     Иметь все сбережения в твердо конвертируемой валюте

.2 Особенности предпринимательства в сельском хозяйстве.

Современное сельское хозяйство все большую роль отводит крупным холдинговым компаниям (во всяком случае в аграрно-развитых областях, например в Белгородской). Однако по прежнему около 80 % производства овощной продукции приходится на индивидуальные подворья.

Население нашей страны привыкло ожидать манны небесной. Сначала от Барина или царя, потом от «вождя» и партии, теперь от Государства и от президента лично. Не вызывает сомнений, что Государство должно оказывать поддержку своим гражданам решившим ступить на путь сельскохозяйственного бизнеса. Но у гетмана Хмельницкого на шашке была надпись, вольный перевод которой звучит так: «Надежда в Боге, но Сила в руке». К сожалению мало кто из Российского крестьянства осознает в полной мере тот факт, что никому кроме самих себя они не нужны.

Итак первая проблема – Индифферентность.

Сельское хозяйство плотно засело в «рабском (крепостническом) духе». Человек всю жизнь просидит на завалинке с бутылкой горилки в руке, ругая «проклятых демократов» и жалуясь на свою, несомненно нелегкую долю. А ведь мог бы сделать, что-нибудь и сам.

Одна из сторон этой проблемы – Инертность. То есть упорное нежелание что-либо менять: технологию производства, сорта продукции, использовать автоматизацию под предлогом того, что «так жили всегда».

Как следствие и вторая проблема – Низкое качество продукции.

Продукция не соответствует стандартам, что сильно мешает переработке (например, многие сортировочно-упаковочные, очистительные машины рассчитаны на определенный размер). А невдохновляющий товарный вид затрудняет реализацию. Сорта низкого качества, устаревшие морально не дают такой обильный урожай как новые и более качественные. Список негативных последствий этой проблемы можно продолжать бесконечно.

Третья проблема– Сельское хозяйство не имеет достаточно инфраструктурных объектов, предприятий транспортировки и переработки.

      Все просто:
Отсутствие на территории убойного цеха снижает мотивацию всерьез заняться мясным скотоводством; Отсутствие молокоприемных пунктов тормозит молочное животноводство. А именно эта отрасль могла бы серьезно повысить жизненный уровень села. Самый перспективный, на мой взгляд, сегмент на сегодня – овощехранилища являющиеся центрами переработки, фасовки, логистики районного масштаба. Обеспечивающие вывоз продукции от производителя, формирование объемов и доставку потребителю в сферы общепита, розничные сети и т.д. Они отсутствуют даже в развитых областях, что снижает стимул к овощеводству. Каноническая Российская беда – дороги.
Четвертая проблема, обусловлена предыдущими – Сложности со сбытом продукции.

Cельское хозяйство выдает продукцию низкого качества. Отсутствие переработки также серьезная преграда на пути к конечному потребителю. Малому сельхозбизнесу практически нереально самостоятельно выйти в розничную сеть. Меры по развитию ярмарочной торговли и открытого доступа личных подсобных и крестьянско-фермерских хозяйств на муниципальные рынки явно недостаточны.

Отсутствие базового экономического образования на селе – пятая проблема.

Неумение спланировать и продумать собственный бизнес (зачастую вообще отсутствие восприятия свой деятельности как бизнеса) мешает взаимопониманию с кредитными учреждениями. Не хватает умения сопоставлять затраты и прибыли, сравнивать различные культуры и технологии, проводить хотя бы примерный анализ рынка, планировать. Занимаясь какой-либо деятельностью по привычке или традиции, упускаются многие возможности, по сути, не требующие огромных вложений. Проще говоря, многие хозяева не умеют считать.
    продолжение
–PAGE_BREAK–