Сущность рынка продовольствия и направления его формирования

Агропромышленный
комплекс – целостная производственно-экономическая система, возникшая на основе
общественного разделения труда и интеграции с отраслями промышленности,
обеспечивающими сельское хозяйство средствами производства. Термин
«агропромышленный комплекс» появился в нашей стране в конце 60-х годов. Однако
лишь в середине 70-х интеграция сельскохозяйственного и промышленного
производства получила широкое развитие. В настоящее время в агропромышленном
комплексе в разных стадиях производства и обращения прямо или косвенно
участвует около 80 отраслей народного хозяйства.

Агропромышленный
комплекс (АПК) представляет собой совокупность отраслей народного хозяйства,
связанных между собой экономическими отношениями по поводу производства,
распределения, обмена и потребления сельскохозяйственной продукции. В него
входят отрасли, обеспечивающие производство сельскохозяйственной продукции, ее
переработку, хранение и реализацию, а также отрасли, специализирующиеся на
производстве средств производства для сельского хозяйства и его обслуживании.

С
переходом к рыночным отношениям сложившиеся экономические отношения между
партнерами АПК, жестко регулируемые государством, в своей основе оказались мало
эффективными. В этой системе, основной формой организации экономических
отношений между предприятиями и организациями, занимающимися производством,
заготовкой, переработкой, хранением и реализацией продукции в системе АПК,
является хозяйственный договор [7, c.147].

Переход
на рыночные условия хозяйствования отраслей и предприятий АПК сопровождается
коренными изменениями экономических отношений, которые в последние годы 20 века
значительно ухудшились. Приватизация перерабатывающих предприятий не
способствовала укреплению производственно-экономических связей, их
демонополизации, а наоборот усиливала их монопольное положение, поскольку
контрольный пакет акций остается у трудовых коллективов. В результате
закупочные цены почти на все виды животноводческой продукции и многие виды
продукции растениеводства не покрывают даже издержек сельхозпредприятий на их
производство и транспортировку.

В
этих условиях более эффективной является организация собственных
перерабатывающих цехов и реализация готовой к употреблению продукции
потребителям через собственные сбытовые сети. Цеха по переработке
животноводческой продукции средних размеров, оснащенные импортным оборудованием
западноевропейских  стран, где такие цеха
создаются в массовом порядке, могут обеспечить сырьем сельскохозяйственные
предприятия, имеющие крупные молочно-товарные фермы и животноводческие
комплексы [11, с.319].

В
настоящее время на промышленных предприятиях перерабатывается лишь около 30%
мясного и менее 40% молочного сырья. При этом почти вся мясомолочная продукция,
поставляемая перерабатывающим предприятиям является убыточной на всех трех
стадиях движения к потребителю: на сельскохозяйственных предприятиях,
поставляющих сырье, на предприятиях его переработки, а также в связи с
государственным регулированием цен и на предприятиях и организациях торговли.
Рентабельным производство животноводческой продукции является главным образом
на сельскохозяйственных предприятиях, имеющих собственные цеха по переработке
сельскохозяйственной продукции и собственные сбытовые сети фирменной торговли.

В
связи с этим основным направлением аграрной реформы на нынешнем этапе перехода
к рыночным отношениям в условиях Беларуси является превращение сельскохозяйственных
предприятий из сырьевых придатков перерабатывающих предприятий и торговых фирм
в производственно-коммерческие формирования с законченным циклом производства
готовой к употреблению продукции и собственными сбытовыми сетями.

Весьма
перспективной формой совершенствования экономических отношений в АПК Беларуси
является дальнейшее углубление интеграции и кооперирования в производстве и
переработке сельскохозяйственной продукции на основе создания различных
интеграционных форм: агрозаводов, агрофирм, агроконсорциумов, концернов,
ассоциации и др. Основным критерием в регулировании взаимоотношений в
интегрированных формированиях является определение вклада каждого участника в
конечный результат. Механизм регулирования экономических связей между участниками
интеграции при этом должен строиться на принципе равной рентабельности на всех
стадиях воспроизводства конечного продукта: производства, переработки и
реализации [7, c.151].

Целесообразность
создания интеграционных формирований основывается на материальной
заинтересованности всех участников в конечных результатах, дополнительно
получаемых доходах от улучшения ассортимента, качества и выгодного сбыта
конечной продукции, а также от использования резервов повышения эффективности
агропромышленного комплекса и сокращения потерь, образующихся на стыках
сельскохозяйственных, перерабатывающих и других смежных с ними предприятий и
организаций. Например, исчезает как таковая категория закупочной цены.
Перерабатывающие предприятия сырье от хозяйств получают без оплаты,
перерабатывают его и направляют готовую продукцию и торговлю также без оплаты.
Это исключает необходимость получения банковских кредитов и уплаты процентов по
ним, которые перерабатывающие предприятия использовали для оплаты поставляемого
им сырья, а торгующие организации – для предоплаты за поставляемую им готовую
продукцию. По имеющимся расчетам только этот фактор позволяет снизить
себестоимость продукции до 30%. Резко сокращаются потери при переработке
сельскохозяйственной продукции. Например, потери от переработки мясной
продукции на мясокомбинатах Республики Беларусь достигают 22-24%, а на
сельскохозяйственных предприятий, имеющих цеха переработки, они составляют
14-16%.

В
условиях рыночной экономики наиболее распространенными формами сближения
экономических интересов первой и второй сфер АПК является прямые хозяйственные
связи, бартерные сделки, лизинговые операции, различные формы государственного
протекционизма и др.

Нынешний
этап формирования и развития АПК состоит в установлении прямого, устойчивого и
долгосрочного соединения производственной, торгово-сбытовой и
внешнеэкономической сфер деятельности, преобразовании его в динамичную,
сбалансированную и оптимально функционирующую производственно–коммерческую
систему. В такой системе центральным звеном и завершающим этапом
производственно–хозяйственной деятельности любого предприятия, любого
предпринимателя становится торгово-сбытовая сфера. Поэтому основным принципом и
исходным пунктом перехода АПК к рыночным отношениям должно стать превращение
колхозов и совхозов в производственно–коммерческие формирования с замкнутым
циклом производства конечной продукции и собственными сбытовыми сетями, включая
экспорт сельскохозяйственной продукции.

Основным
условием превращения колхозов и совхозов в производственно–коммерческие
формирования рыночного типа является коммерциализация производства, которая
означает, что вся производственно–сбытовая деятельность предприятия должна быть
направлена на адаптацию сельскохозяйственного производства к требованиям рынка.
При этом в центре внимания должна стоять сбытовые вопросы и работа всех
подразделений предприятия должны быть направлена на конкурентоспособность
продукции и обеспечение спроса потребителей.

Завершающим
этапом и решающим фактором перехода АПК к 
рынку является организация фирменной торговли на основе создания
собственной, независимой от государственной сети, ориентированный на внутренний
и в значительной степени на внешний рынок. Поставки продукции государству
необходимо рассматривать как своего рода продналог, а средства для
социально–экономического развития следует изыскивать на рынке [11, c.324].

Например,
белорусские колхозы и совхозы совместно с предприятиями потребительской
кооперации и другими субъектами хозяйствования РФ могут создавать сбытовые
сети, белорусско–российские, производственно–сбытовые фирмы и другие совместные
формирования. На базе белорусских сельскохозяйственных предприятий могут
создаваться совместные перерабатывающие предприятия с западными партнерами,
поставляющими новейшее оборудование, технологии и так далее. Используя
преимущества и льготы, представляемые для совместных предприятий, для западных
партнеров облегчается продвижение на белорусский, а через него и на российский
рынки не только с оборудованием, но и с товарами. Для белорусской стороны
открывается доступ к передовым, западным технологиям, создаются возможности
импортного оборудования без валютных затрат, облегчаются условия экспорта
продукции, так как свою долю партнеры, как правило, получают не деньгами, а
продукцией.

В
заключение следует повторить, что для ускорения продвижения своей продукции на
внешние рынки наиболее приемлемым является создание совместных с иностранными
партнерами предприятий по переработке и реализации совместно производимой
продукции. Завершающим этапом формирования продовольственного  рынку является организация фирменной торговли
на основе создания собственной, независимой от государственной сети,
ориентированный на внутренний и в значительной степени на внешний рынок.

Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://socrat.info/

Дата добавления: 11.07.2007