Сущностные черты современного правового государства

Сущностные черты современного правового государства

Сегодня, пожалуй, нет  более спорного вопроса в политической науке, чем вопрос
государства, его природе и роли в общественной жизни.

Государство – это прежде всего исторически
сложившаяся, сознательно организованная социальная сила, управляющая обществом.
Это фактически первая сознательно созданная обществом и планомерно
функционирующая организация, оказывающая огромное воздействие на жизнь индивидуумов,
социальных групп и всего общества. А из этой исходной функции – управлять
обществом – следуют другие черты государства. Управление обществом – управление
определенной массой людей, на которой и могут быть распространены
государственные управленческие функции.

Традиционно отечественная теория государства и
права в этих целях выделяет в формах государства три основных, взаимосвязанных
блока:

–  форму
правления;

–  форму
национального и административно-территориального устройства;

– 
политический режим.

Особенности государства конкретного
исторического периода определяются состоянием и уровнем развития общества. При
неизменности формальных признаков (территории, публичной власти, суверенитета)
государство по мере общественного развития претерпевает  серьезные изменения.

Формация – исторический тип общества,
основанный на определенном способе производства. Уровень развития
производительных сил определяет материально-техническую базу общества, а
производственные отношения, складывающиеся на однотипной форме собственности на
средства производства, составляют экономический базис общества, которому  соответствуют  определенные политические, государственно-правовые и другие
надстроечные явления.

Типы государств – “совокупность государств,
развивающихся в рамках одной и той же общественно – экономической формации
классового общества и характеризующихся единством классовой сущности и
экономической основы”. “Исторический тип государства (или права) это
совокупность наиболее существенных признаков, свойственных государствам (или
правовым системам) единой  общественно –
экономической формации. Тип государства определяется экономическим строем
классового общества, соответствующей ему классовой структурой, эксплуататорской
или неэксплуататорской природой классовых отношений и его классовой сущностью.

Так, Г.Елинекс писал, что “несмотря на
постоянное развитие и преобразования, можно, однако, установить некоторые
прочные признаки, придающие определенному государству или группе государств на
всем протяжении их истории черты определенного типа. “Он подразделяет все
государства на два типа: идеальный и эмпирический. Идеальный тип – это мыслимое
государство, которое в реальной жизни не существует. Идеальному государству
противопоставляет эмпирический, который получается в результате сравнения
отдельных, реально существующих государств друг с другом.

Английский ученый А.Тойнби развил и
конкретизировал понятие цивилизации, под которым он понимал относительно
замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью культурных,
экономических, географических и других факторов.

Цивилизованный подход:

– при анализе экономического базиса упускается
из вида важный фактор, как многоукладность;

 – при
формационном рассмотрении структуры классового общества их социальный состав
значительно сужается, так как в основном учитываются только классы антагонизмы;

– формационный подход ограничивает анализ
культурно – духовной жизни общества кругом тех идей, представлений и ценностей,
которые отражают интересы основных антагонистических классов.

Основное отличие понятия “цивилизация” от
понятия формация состоит в возможности раскрытия сущности любой исторической
эпохи через человека, через совокупность господствующих в данный период
представлений каждой личности о характере общественной жизни, о ценностях и
целях ее собственной деятельности. Человек при таком подходе стоит в центре
изучения прошлого и настоящего общества как подлинно творческая и конкретная
личность, а не как классово-обезличенный индивид.

Цивилизованный подход позволяет видеть в
государстве не только инструмент политического господства эксплуататоров над
эксплуатируемыми. В политической системе общества государство выступает как
важнейший фактор социально – экономического и духовного развития общества,
консолидации людей, удовлетворения разнообразных потребностей людей.

Западноевропейская наука классифицирует
государства в зависимости от характера взаимоотношений между государственной
властью и индивидов. По этому признаку выделяют два типа государственности:
демократия и автократия.  Г. Кельзен
считал, что в основе типизации современных государств находится идея
политической свободы. В зависимости от того места, которое занимает индивид в
создании правопорядка, различаются два типа государства. Если индивид активно
участвует в создании правопорядка, – налицо демократия, если нет – автократия.

Подобную трактовку типологии государств дает
американский ученый Р.Макайвер. Он делит все государства на два типа:

– династические (антидемократические), где
общая волна не выражает воли большинства населения;

– демократические, где государственная власть
выражает волю всего общества или большинства его членов и в которых народ либо
непосредственно правит, либо активно поддерживает правительство.

Типология государства тесно связана с понятием
формы государства.

Форма государства – сложное общественное
явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента: форму правления,
форму государственного устройства и форму государственного режима.

Форма правления представляет собой структуру высших
органов государственной власти, порядок их образования и распределения
компетенции между ними.

Форма государственного правления позволяет
уяснить:

– как создаются высшие органы власти и каково
их строение;

– какой принцип лежит в основе взаимоотношений
между высшими и другими государственными органами;

– как строятся взаимоотношение между верховной
государственной властью и населением страны;

– в какой мере организация высших органов
государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.

Уже Аристотель, вслед за Платоном, столкнувшись
с самыми разными формами организации и осуществления государственной власти в
Древнем Мире, попытался разработать классификацию государств по критерию, кто и
как правит в этих государствах, то есть по критерию формы правления. Он выделил
несколько форм правления: монархию, республику, деспотию – положив в основу
классификации способы образования органов государства, их соотношение, приемы
осуществления государственной власти. Прежде всего теория государства и права
два основных устройства государственной власти, которые характеризуются
содержанием формы правления: монархию и республику.

Монархическая – “персональное единовластие” –
древняя форма правления. Организация власти осуществляется на жестко
централизованной основе, сверху вниз, наиболее эффективная и понятная.

Монарх решает, в нормальном режиме прав,
вопросы связанные с организацией и осуществлением власти. Он может советоваться
со своими чиновниками (советниками).

Монархии, как форме правления, присуще четкие
юридические признаки. Монарх персонифицирует государство, выступает во внешней
и внутренней политике как глава государства. Монарху же приходится принимать
решения по самым важным вопросам – принципиально – государственным. Он обладает
всей полнотой власти. Власть монарха верховна и суверенна. Он – высшая власть в
государстве. Отношение к его власти может быть священным, наделяясь религиозным
ореолом. Она распространяется на все сферы жизни, в том числе и на судебную.
Таким образом, власть монарха не знает ограничений и может распространяться на
различные сферы государственной деятельности. Монарх – свободный от
ответственности. Он не несет конкретной политической и юридической
ответственности за результаты своего правления, а за ошибки злоупотребления в государственном
правлении отвечают его советники.

Конституционная монархия представляет такую
форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена
представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией,
утверждаемой парламентом. Формально она не утратила своего значения в ряде
стран Европы и Азии, и до настоящего времени (Англия, Дания, Испания и др.).

Конституционная монархия бывает парламентной и
дуалистической.

Парламентная монархия характеризуется основными
свойствами:

– правительство формируется из представителей
определенной партии, получивших большинство на выборах;

– лидер партии, обладающей наибольшим числом
депутатских мест, становится главой государства;

– в законодательной, исполнительной и судебной
сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической;

– законодательные акты принимаются парламентом
и формально подписываются монархом.

– правительство согласно конституции несет
ответственность перед парламентом.

При дуалистической монархии государственная
власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена
между правительством, формируемым монархом, и парламентом.

Республика – такая форма правления, при которой
верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемым
населением на определенный срок.

Все высшие органы государственной власти –
разного рода собрания, советы имеют сложную структуру, наделяются
определенными, только им свойственными полномочиями и несут ответственность за
их неисполнение или ненадлежащее исполнение согласно закону.

Органы республиканского правления наделяются
различными полномочиями и сферой деятельности (компетенцией) по осуществлению
единой государственной власти.

Все ветви единой государственной власти
осуществляют властные полномочия, т.е. организуют и обеспечивают отношения
“власти – подчиненные” в соответствующих сферах государственной жизни. Несмотря
на разделение властей, все республиканские органы призваны осуществлять
согласованно, системно, организованно единую государственную власть и не могут
функционировать друг без друга. Например: исполнительная власть зачастую
готовит и передает парламенту проекты законов, а судебная власть функционирует
как система, предотвращающая нарушение законов.

Вместе с тем в современных посттоталитарных
государствах большую роль играет и 
власть главы государства, президента. Эта самостоятельность, вытекающая
из статуса главы государства, как гаранта конституции. Эта власть
обеспечивается не только распределением полномочий между президентом и
парламентом, президентом и правительством, и созданием при президенте
специальных органов (администрации, управлении делами, комиссий и т.п.)
содействующих президенту в осуществлении его полномочий главы государства,
гаранта конституции, например: в реализации его права законодательной
инициативе.

Большое отличие от монархии имеет республика и
в сфере образования органов власти. Республика – это такая форма правления, при
которой все высшие органы государственной власти избираются народом, либо формируются
общенациональным представительным учреждением. История
государственно–организованного общества, его народов знает несколько основных
разновидностей республиканского правления.

Парламентарная республика – разновидность
современной формы государственного правления, при которой верховная власть в
организации государственной жизни принадлежит парламенту. Глава государства
избирается парламентом. Глава государства обладает обширными полномочиями. Он
обнародует законы, издает декреты, имеет право роспуска парламента, назначает
главу правительства, является главнокомандующим вооруженными силами.

Глава правительства (премьер-министр)
назначается президентом. Он формирует возглавляемое им правительство, которое
осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность
перед парламентом. Главной функцией парламента является законодательная
деятельность и контроль за исполнительной властью. Обладает важнейшими
финансовыми полномочиями.

Парламентская форма республиканского правления
представляет собой такую структуру высших органов государственной власти,
которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности,
создает справедливые условия человеческого общежития, основанного на началах
правовой законности.

Президентская республика – соединяет в руках
президента полномочия главы государства и главы правительства. Характерные
черты:

– внепарламентский метод избрания президента и
формирования правительства;

– ответственность правительства перед
президентом, а не перед парламентом;

– более широкие, чем в парламентской
республике, полномочия главы государства.

Социалистическая республика – особая форма
государственного правления, которая возникла в ряде стран в результате
социалистической революции. Основные особенности:

– ведущая роль принадлежит представительным
органам, которые составляют основу аппарата государственной власти;

– социалистическая республика должна сочетать
политическое, хозяйственное и культурное руководство общественной жизнью в
едином государственном механизме, что позволило бы государственной власти
суверенно распоряжаться общественными средствами производства, регулировать и
контролировать распределение материальных и духовных благ;

– высшие и местные органы власти объединяются в
единую представительскую систему, основанную на принципе демократического
централизма;

– в условиях социалистического государственного
правления законодательная и исполнительная власти соединяются в лице работающих
представительных учреждений;

– социалистическая республиканская форма
правления предполагает подотчетность и подконтрольность исполнительно –
распорядительных органов органам законодательной власти;

– социалистическая республика создает
необходимые условия и предпосылки для обеспечения руководящей роли рабочего
класса и его партии в общественной и государственной жизни.

Народно – демократическая республика –
возникает после второй мировой войны. По структуре и характеру она мало чем
отличается от советской формы правления.

Советская и народно – демократическая формы
правления полностью отрицали прогрессивные стороны парламентаризма и принцип
разделения власти. Важнейшим фактором, который обусловливал специфику данной
конкретной формы государства любого типа, считалось соотношение классовых сил,
борьбы классов.

Форма государственного устройства – это
национальное и административно – территориальное строение государства, которое
раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между
центральными и местными органами власти.

Форма государственного устройства показывает:

– из каких частей состоит внутренняя структура
государства;

– какое правовое положение этих частей и каково
взаимоотношение их органов;

– как строятся отношения между центральными и
местными государственными органами;

– в какой государственной форме выражаются
интересы каждой нации, проживающей на территории данного государства.

По форме государственного устройства все
государства можно разделить на три основные группы: унитарное, федеративное и
конфедеративное.

Унитарное государство – это единое цельное  государственное образование, состоящее из
административно территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам
власти и признаком государственного суверенитета не обладают. Характеризуется
следующими признаками:

– унитарное государство предполагает единые,
общие для всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы
которые осуществляют верховное руководство соответствующими местными органами;

– на территории унитарного государства
действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство.
В нем функционирует единая денежная система, проводится обязательное для всех
административно-территориальных единиц общая налоговая и кредитная политика;

– составные части унитарного государства
(области, департамента, провинции) государственным суверенитетом  не обладают. Они не имеют своих
законодательных органов, самостоятельных воинских формирований и др. атрибутов
государственности. В то же время местные органы в унитарном государстве
обладают известной, а иногда и значительной независимостью. По степени их
зависимости от центральных органов унитарное государство централизованным и
децентрализованным. Централизованное – если во главе местных органов
государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены
местные органы самоуправления. В децентрализованных государствах местные органы
государственной власти избираются населением и пользуются значительной
самостоятельностью в решении вопросов местной жизни;

– унитарное государство, на территории которого
проживают малочисленные национальности, широко допускает национальную и
законодательную автономию;

– в унитарном государстве все внешние
межгосударственные сношения осуществляют государственные органы, которые
официально представляют страну на международной арене;

– унитарное государство имеет единые
вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами
государственной власти.

Федерация представляет собой добровольное
объединение нескольких, ранее независимых государственных формирований в одно
союзное государство.

В федерации существует два уровня
государственного аппарата: федеральный, союзный  и республиканский. На высшем уровне федерации характер
государственности выражается в создании двухпалатного союзного парламента, одна
из палат которого отражает интересы субъектов федерации. При ее формировании
используется принцип равного представительства вне зависимости от численности
населения. Другая палата формируется для выражения интересов всего населения
государства, всех его регионов. В федерации может также существовать
государственный аппарат и на местном уровне. Одним из формальных признаков
федерации является наличие двойного гражданства, каждый гражданин считается
гражданином федерации и гражданином соответствующего государственного
образования. И это закрепляется конституциями государств. Это означает, что
объем прав и свобод у каждого гражданина, независимого от того, на территории
какого субъекта федерации он проживает, один и тот же.

В федеративном государстве функционирует
правовая система, построенная на принципе централизации, единства. Но субъекты
федерации могут создавать и собственную правовую систему.

Финансовая зависимость является одним из важных
дополнений к тому конституционному механизму, с помощью которого центральная
власть подчиняется и контролируется субъектами федерации.

Главным вопросом любой федерации является
разграничение компетенции между союзом и субъектами федерации. Практика
федеративных государств показывает что вопрос полномочий федерации и местных
органов решается на основе трех принципов:

1. Принцип исключительной компетенции
федерации, т.е. определение предметов ведения.

2. Принцип совместной компетенции, т.е.
установление одного и того же перечня предметов ведения как федерации, так и
субъектов.

3. Принцип трех сфер полномочий предполагает
установление федеральных полномочий.

Мировой опыт показывает, что федеральное
государственное устройство более прочно в тех странах, где ликвидирована
дискриминация по национальному признаку, укоренилась политическая культура.
Можно привести конкретный пример, рассмотрев российский федерализм.

В своем развитии российский федерализм прошел
три основных этапа:

1. создание основ социалистического федерализма
(1918 –1936 г.).

2. утверждение фактического унитаризма в
государственном устройстве России (1937-1985 г.).

3. реформы государственного устройства перед
Конституцией 1993 г..

Федерализм возник и развивался в России по
идеологическим схемам большевизма, положившего в основу федерации не реальную
демократизацию власти, а преодоление “национального гнета”. Начался хаотический
процесс создания автономий по национальным или географическим признакам, хотя
ясных границ национального разделения не существует, и население было
смешанным.

Процесс создания автономий, изменения их границ
и после принятия в 1925г. новой Конституции РСФСР. Принятая за год до этого
Конституция СССР закрепила создание союзного государства, в которой РСФСР стала
одной из равноправных республик. Созданный в 1922г. СССР являл собой иное федеральное
государство, т.к. состоял из разных субъектов с правом выхода из федерации.

Ко времени принятия Конституции СССР 1936г. и
РСФСР 1937г. государство по существу стало унитарным. Конституционные гарантии
не оказали какого-либо сдерживающего влияния на политику репрессий, которые
существовали под руководством Коммунистической партии в масштабах страны.

Мощная демократическая волна, вызванная
перестройкой и послевоенными реформами, обострила процесс
государственно-правового развития страны в целом и России в частности.

Национальные федерации характеризуются более
сложным государственным устройством. Национальная федерация, независимо от ее
разновидностей, имеет основные признаки:

Субъектами такой федерации являются
национальные государства и национально-государственные образования, которые
отличаются друг от  друга национальным
составом населения, его особой культурой, бытом, традициями, обычаями.

Национальная федерация строится на принципе
добровольного объединения составляющий его субъекта.

Национальная федерация обеспечивает
государственный суверенитет больших и малых наций, их свободное и
самостоятельное развитие.

Высшие государственные органы национальной
федерации формируется из представителей субъектов федерации.

Важнейшей особенностью национальной федерации
является правовое положение ее субъектов.

Субъекты национальной федерации в сфере
международных отношений могут установить дипломатические отношения с любым
государством мирового сообщества, заключать политические, экономические и др.
договоры.

В этой связи важно различать союзное
государство, складывающееся в условиях территориальной федерации, и союз
государств, которые объединяются по национальному признаку. Союзное государство
является федерацией, основанной на договорной территориальной основе, а союз
государств – федеральное объединение национальных государств, которые обладают
как государственным, так и национальным суверенитетом.

Специфика территориально-национальной федерации
состоит в том, что такое государство должно не только интегрировать, но и
дифференцировать интересы всех субъектов, как национальных, так и
территориальных.

Конфедерация – временный юридический союз
суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов. Сущностные
черты:

– не имеет своих общих законодательных,
исполнительных и судебных органов, характерных для федерации;

– не имеет единой армии, единой системы
налогов, единого государственного бюджета;

– сохраняет гражданство тех государств, которые
находятся во временном союзе;

– конфедеративные государственные органы могут
договорится о единой денежной системе, единых таможенных правилах, единой
межгосударственной кредитной политике на период существования данного
государственного образования.

Конфедеративные государства недолговечны. Они
или распадаются по достижению общих целей или превращаются в федерации.

Содружество – весьма редкое, еще более
аморфное, чем конфедерация, но тем не менее организация. Объединяющие их
признаки могут касаться, во-первых, экономически (одинаковая форма
собственности, интеграция хозяйственных связей, единая денежная система и др.),
во-вторых, права (уголовного, гражданского, процессуальных норм, сходство имеет
и правовой  статус гражданина),
в-третьих, языка, в-четвертых, культуры (иногда культурная общность имеет
единое происхождение, иногда достигается путем взаимообогащения, или даже
привнесения и ассимиляции иных, чужеродных элементов), в-пятых, религии (но не
всегда). Но содружество – это не государство, а своеобразное объединение
независимых государств. В основе содружества, как и при конфедерации, могут
лежать межгосударственный договор, декларация и другие юридические документы.
Цели, выдвигаемые при создании содружества, могут быть различными. Они
затрагивают важные интересы государств, что не позволяет их отнести к разряду
второстепенных. Члены содружества – это полностью независимые, суверенные
государства, субъекты международных отношений.

Межгосударственные объединения знают и такую
форму, как сообщество государств. В основе сообществ лежит межгосударственный
договор. Сообщество является еще одной своеобразной переходной формой к
государственной организации общества. Оно в большинстве случаев усиливает
интеграционные связи государств, входящих в сообщество, и эволюционируют в
сторону конфедеративного общества (Европейские сообщества).

В сообществе может быть свой бюджет
(Формируемый из отчислений членов – государств), надгосударственные органы.
Сообщество может иметь цель выровнять экономику и научно-технический потенциал
государств, входящих в него, упростить таможенные, визовые и др. барьеры.

Либерально – демократический. Обусловливается
прежде всего потребностями товарно-денежной, рыночной организации экономики.
Рынок требует равноправных, свободных, независимых партнеров. В
либерально-демократическом обществе провозглашаются свобода слова, мнений, форм
собственности, дается простор частной инициативе. Права и свободы не только
закрепляются в конституции, но и становятся осуществимыми. Таким образом,
экономическую основу либерализма составляет частная собственность.

При либерализме власть формируется путем
выборов, исход их зависит и от финансового положения партий.

Либеральный режим может существовать только на
демократической основе, он вырастает из собственно демократического режима.

Собственно демократический режим (“demarcate”- народовластие) – это одна из разновидностей либерального
режима, основанного на признании равенства и свободы всех людей, участии народа
в управлении государством. Конкретно режим демократического государства
выражается в следующем:

– такой режим предоставляет свободу личности в
сфере экономической деятельности, которая составляет материальную основу
благополучия;

– реальная гарантированность личных прав и
свобод гражданина, его возможность выражать собственное мнение;

– создает эффективные механизмы прямого
воздействия населения страны на характер государственной власти;

– личность защищена от произвола, беззакония,
т.к. ее права находятся под постоянной защитой органов правосудия;

– демократическая республика является
следствием реального разделения властей, как в унитарных, так и в федеративных
государствах;

– демократическая власть в одинаковой мере
учитывает интересы меньшинства и большинства, индивидуальные и национальные
особенности населения;

– демократические методы государственного властвования
позволяют преодолевать возникающие социальные противоречия, обеспечивая
компромисс между органами государственными органами и гражданами;

– основным принципом деятельности
демократического государства является плюрализм;

– демократический государственный режим
базируется на законах, которые отражают объективные потребности развития
личности и общества, поэтому он обеспечивает стабильный правопорядок, низкий
уровень преступности;

Таким образом, форма государства может быть
понята только в единстве трех составляющих элементов: форма правления, форма
государственного устройства и форма государственного режима. Изменения,
происходящие в современном цивилизованном мире, безусловно, потребуют
корректировки.
Список литературы

“Теория государства и права” 1997г. Хропанюк
В.Н.