С О Д Е Р Ж А Н И Е
1.1. Источники загрязнения
1.1.1. Стационарные источники
2. Влияние свинца на здоровье населения
2.1. Пути поступления свинца в организм человека
2.2. Группы повышенного риска воздействия свинца среди населения
2.2.1. Взрослое население
2.2.2. Свинец и здоровье детей
3.3. Федеральные и региональные программы
4. Основные положения программы по снижению поступления свинца в окружающую среду и его воздействие на здоровье населения
4.1. Совершенствование производственных технологий и способов очистки
4.2. Реабилитация территорий
5. Рекомендации
1.1. Источники загрязнения
1.1.1. Стационарные источники
Загрязнение окружающей среды свинцом и его соединениями предприятиями металлургической промышленности определяется спецификой их производственной деятельности: непосредственное производство свинца и его соединений; попутное извлечение свинца из других видов сырья, содержащих свинец в виде примеси; очистка получаемой продукции от примеси свинца и т.д.
В 1995 г. из общего выброса свинца металлургической промышленностью в атмосферу (671 т) около 98,4% (660 т) приходилось на предприятия цветной металлургии. Из 640 кг в год свинца, сбрасываемого в водные объекты со сточными водами, 570 кг (89%) принадлежало предприятиям, производящим цветные металлы. Сравнительно небольшие выбросы свинца предприятиями черной металлургии Российской Федерации определяются отсутствием в сырье сколь-либо значительного содержания свинца, хотя в ряде развитых стран мира наличие в рудном сырье и скрапе свинца создает серьезные экологические проблемы в доменном, мартеновском и электроплавильном переделах.
Анализ источников выброса свинца показал:
– 57% свинца выбрасывается в атмосферу с большими объемами запыленных газов отражательной плавки медного (свинецсодержащего) сырья, которые на всех заводах, использующих эту технологию, направляют в дымовые трубы без пылеочистки;
– 37% свинца выбрасывается с конвертерными газами из-за отсутствия или недостаточности степени очистки их от богатой по содержанию свинца возгонной пыли;
– существенным фактором является недостаточная эффективность существующих на предприятиях цветной металлургии средств пылеулавливания.
Производство аккумуляторов в машиностроении использует половину потребляемого в стране свинца. Суммарные выбросы в атмосферу 7 аккумуляторных заводов России, объединенных в АО “Электрозаряд”, составили в 1995 г. ориентировочно 38,2 т в пересчете на свинец; суммарные сбросы в водные объекты (через канализацию) – 35,3 т.
С переходом на применение в производстве кабелей пластмассовых материалов для оболочек произошло снижение потребления свинца и его сплавов кабельными заводами. К настоящему времени потребление свинца на заводах этой подотрасли снизилось до 5 тыс. т. Особенности применяемой технологии таковы, что выбросы свинца незначительны.
В топливно-энергетическом комплексе загрязнение окружающей среды свинцом обусловлено производством этилированных бензинов и сжиганием топлива (прежде всего угля).
Несмотря на положительную тенденцию снижения выпуска этилированных бензинов, имеется ряд экономических и организационных причин, сдерживающих решение этой проблемы. Отказ от применения этиловой жидкости и использование альтернативных октаноповышающих добавок приводит к увеличению себестоимости автомобильных бензинов.
Расчеты, сделанные на основании официальных статистических данных о потреблении топлива субъектами Российской Федерации в 1993 г., показали, что при сжигании органического топлива (уголь, мазут, природный газ) в атмосферу России поступает примерно 400 т свинца.
Выбpосы и сбpосы соединений свинца в химическом комплексе связаны с пpоизводством пигментов, сиккативов, специальных стекол, смазок, антидетонационных пpисадок к автомобильным бензинам, полимеpизацией пластмасс и др.
В лакокрасочном производстве по-прежнему (в последнее время во все меньших количествах) используют свинцовые пигменты. Пигменты, содержащие свинец, входят и в состав антикоррозийных покрытий, имеющих главным образом защитное, а не декоративное значение.
В целом выбросы в атмосферу соединений свинца предприятиями лакокрасочной промышленности составляют около 20 т. Эта цифра является оценочной, но сам порядок величины заслуживает того, чтобы провести детальную инвентаризацию использования и потерь соединений свинца в этой подотрасли.
Выбросы свинца стекольными предприятиями в целом по России оцениваются величиной порядка 100(200 т/год. Производство хрустальной посуды, оптического стекла типа “тяжелый флинт”, деталей кинескопов, специальных свинцовых стекол для спайки с металлами и другими стеклами следует рассматривать как источники загрязнения окружающей среды, в первую очередь атмосферного воздуха, соединениями свинца. Потери свинца на таких предприятиях составляют 2-8% от массы вовлеченного в технологический процесс элемента. Концентрация свинца в отходящих газах при варке малосвинцового стекла составляет до 600 мг/м3.
В производство консервов (использование свинецсодержащих припоев при изготовлении жестяных банок) по приближенным оценкам на 1988 г. вовлечено от 100 до 200 т свинца. Несмотря на сокращение производства консервированных продуктов в 90-е годы, масса ежегодно поступающего в твердые бытовые отходы свинца в настоящее время может составлять десятки тонн. Еще большую опасность представляет возможность попадания свинца, содержащегося в припое, в продукты питания при хранении консервов (см. разд. 3.1).
Существенными источниками загрязнения окружающей среды свинцом и его соединениями являются предприятия оборонной промышленности. Так, монтажно-паечные работы обусловливают эмиссию свинца и его неорганических соединений в приземный слой атмосферы в целом по России в объеме 1 т/год. Лакокрасочные, пропиточные, эмалировочные работы и работы с применением компаундов обусловливают эмиссию свинца и его неорганических соединений до 150 т/год без учета составов с высоким удельным содержанием свинца, но имеющих ограниченное применение. Поступление свинца в окружающую среду происходит также при производстве свинецсодержащих боеприпасов, нанесении свинцовых покрытий и других специальных работах.
Полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) представляют собой мощные площадные источники загрязнения окружающей среды тяжелыми металлами, в том числе свинцом.
По экспертным оценкам на свалках, транспортных площадках и других местах по всей территории России в настоящее время находится до 1 млн. т свинца в отработанных аккумуляторах. При существующем положении с их переработкой эта величина возрастает на 50-60 тыс. т ежегодно.
По данным Госкомстата России в стране в последние годы в связи с падением уровня производства динамика выбросов свинца и его соединений в атмосферный воздух от стационарных источников имеет устойчивую тенденцию к снижению. Так, в 1992 г. свинца и его соединений было выброшено 1404 т, что на 6,9% меньше уровня 1991 г. В 1993 г. снижение выбросов составило 13,8% по сравнению с 1992 г. при общем выбросе в 1070 т; в 1994 г. ( 18,1% (876 т) к уровню 1993 г. и в 1995 г. ( 29,8% (616 т) к уровню 1994 г.
Из материалов 1995 г. следует, что 7 регионов Российской Федерации, на долю каждого из которых приходится более 1% от валового выброса свинца, в сумме выбрасывают около 95% всех выбросов свинца от стационарных источников в России.
2. ВЛИЯНИЕ СВИНЦА НА ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ
2.1. Пути поступления свинца в организм человека
По степени воздействия на живые организмы свинец отнесен к классу высокоопасных веществ наряду с мышьяком, кадмием, ртутью, селеном, цинком, фтором и бенз(а)пиреном (ГОСТ 17.4.1.02-83).
Опасность свинца для человека определяется его значительной токсичностью и способностью накапливаться в организме. Различные соединения свинца обладают разной токсичностью: малотоксичен стеарат свинца; токсичны соли неорганических кислот (хлорид свинца, сульфат свинца и др.); высокотоксичны алкилированные соединения, в частности, тетраэтилсвинец. Однако на практике, как правило, анализируется только общее содержание свинца в различных компонентах окружающей среды, продовольственном сырье и пищевых продуктах, без дифференциации на фракции и идентификации вида соединений.
В организм человека большая часть свинца поступает с продуктами питания (от 40 до 70% в разных странах и по различным возрастным группам), а также с питьевой водой, атмосферным воздухом, при курении, при случайном попадании в пищевод кусочков свинецсодержащей краски или загрязненной свинцом почвы.
С атмосферным воздухом поступает незначительное количество свинца – всего 1-2%, но при этом большая часть свинца абсорбируется в организме человека. В атмосферном воздухе большинства городов, где Росгидрометом проводится контроль за содержанием свинца, среднегодовая концентрация варьирует в пределах 0,01-0,05 мкг/м3, что значительно ниже ПДК – 0,3 мкг/мз. В таких условиях живет ориентировочно до 44 млн. горожан. Около 10 млн. человек проживает в городах с более высоким содержанием свинца – от 0,1 до 0,2 мкг/м3.
Более высокие концентрации свинца в атмосферном воздухе обнаружены при проведении специальных исследований в городах с крупными промышленными источниками эмиссии свинца – Белово, Владикавказ, Верхняя Пышма, Гусь-Хрустальный, Екатеринбург, Карабаш, Кировград, Красноуральск, Курск, Новосибирск, Ревда, Усолье-Сибирское и др. В этих городах проживает ориентировочно 2,5 млн. горожан. Концентрации свинца в воздухе этих городов превышают ПДК в несколько раз.
В питьевой воде различных стран мира содержание свинца изменяется в пределах 1- 60 мкг/л и в большинстве европейских стран не превышает 20 мкг/л. В России данные о содержании свинца в питьевой воде крайне немногочисленны. В московской питьевой воде его содержание варьирует в пределах 0,7-4 мкг/л. Возможно, что существует проблема загрязнения питьевых вод в районах расположения плавильных заводов или мест складирования промышленных отходов с высоким содержанием свинца.
Загрязненная свинцом почва является источником его поступления в продовольственное сырье и непосредственно в организм человека, особенно детей. Наиболее высокие концентрации свинца обнаруживаются в почве городов, где расположены предприятия по выплавке свинца, производству свинецсодержащих аккумуляторов или стекла (Белово, Владикавказ, Дальнегорск, Саранск, Рудная пристань, Свирск и ряд других).
2.2. Группы повышенного риска воздействия свинца среди населения
2.2.1. Взрослое население
В России постепенно увеличивается численность контингентов, имеющих профессиональный контакт со свинцом. По данным Российского информационно-аналитического центра Госкомсанэпиднадзора России, случаи хронической свинцовой интоксикации зафиксированы в 14 отраслях промышленности России.
Ведущими по числу случаев “сатурнизма” являются: электротехническая промышленность (производство аккумуляторов), приборостроение, полиграфия, цветная металлургия. В электротехнической промышленности, цветной металлургии и машиностроении интоксикация обусловлена превышением ПДК свинца в воздухе рабочей зоны в 20 и более раз (табл. 3). Высокий удельный вес свинцовых интоксикаций в полиграфии вызван использованием в типографиях отдельных районов России (Амурская, Пензенская области и др.) морально устаревшего оборудования, ручной отливки и переплавки свинцовых шрифтов, ручного набора при несовершенной приточно-вытяжной вентиляции.
По результатам официальной статистики среди профессиональных интоксикаций свинцовая занимает первое место. Так, в 1994 г. среди всех острых и хронических профессиональных отравлений удельный вес свинцовой интоксикации составил 11,7%. Количество пострадавших составило 7,5 чел. на 10 000 работающих, из них 3,54 -с утратой трудоспособности. Удельный вес свинцовой интоксикации в структуре профессиональных отравлений, диагностированных в России, увеличился с 9,4% в 1991 г. до 11,6% в 1995 г.
Среди рабочих, пострадавших от воздействия свинца, около 40% составляют женщины. Для женщин свинец представляет особую опасность, так как этот элемент обладает способностью проникать через плаценту и накапливаться в грудном молоке. ВОЗ отмечает возможность риска спонтанных абортов при концентрации свинца в крови беременных работниц 30 мкг/дл и увеличения числа хромосомных аберраций у рабочих при содержании свинца в крови свыше 80 мкг/дл.
2.2.2. Свинец и здоровье детей
Основным показателем воздействия cвинца на здоровье детей является уровень его содержания в крови, причем происходит постоянный пересмотр рекомендуемого нормативного содержания cвинца в крови. Результаты ряда крупных международных и национальных проектов подтвердили, что при увеличении концентрации cвинца в крови ребенка с 10 до 20 мкг/дл происходит снижение коэффициента умственного развития (IQ).
В России исследования по определению содержания cвинца в крови детей крайне немногочисленны, но их результаты свидетельствуют о его повышенном уровне у детей, проживающих вблизи аккумуляторного завода в С.-Петербурге, металлургических заводов в городах Белово, Карабаш и Красноуральск.
Допустимый уровень содержания свинца в волосах – 8-9 мкг/г. Систематические исследования по определению накопления свинца в волосах населения проводятся в различных городах России с 1980 г. с использованием современных инструментальных методов. За последние 15 лет проведено исследование около 5 тыс. образцов волос детского населения, проживающего в городах с различными источниками свинцовых выбросов.
Эффекты воздействия cвинца на здоровье детского населения рассмотрены по отдельным системам организма, на состояние которых этот металл оказывает наиболее выраженное влияние.
Неврологические эффекты. У маленьких детей изменения психомоторных реакций связывают с повышенным поступлением cвинца в организм при облизывании пальцев рук и игрушек, побывавших на загрязненной почве. Для детей школьного возраста характерно изменение показателя IQ. Влияние cвинца проявляется также в изменениях двигательной активности, координации движений, времени зрительно- и слухомоторной реакции, слухового восприятия и памяти. Эти изменения в психоневрологическом статусе ребенка возможны и в более старшем возрасте, что выражается в трудностях обучения и поступления в высшие учебные заведения.
При длительном поступлении свинца возникают также нефрологические эффекты. Так, среди детей дошкольного возраста, проживающих вблизи Саранского электролампового завода, являющегося источником загрязнения окружающей среды свинцом и ртутью, распространенность заболеваний мочевой системы в 3 раза выше, чем в контрольном районе этого же города.
Воздействие свинца вызывает определенные изменения в сердечно-сосудистой системе. Патогенез поражения сердца при действии свинца связывается с поражением митохондрий, в частности с ингибированием поглощения ионов кальция.
Загрязнение окружающей среды свинцом оказывает влияние на состояние здоровья новорожденных. Новорожденные в городах Белово Кемеровской области и Карабаш Челябинской области имеют более низкие показатели физического развития, чем в контрольном районе. В другом городе с металлургическим производством -Владикавказе -у женщин увеличено число случаев бесплодия, самопроизвольных абортов, токсикозов, мертворождаемости и рождения детей с уродствами: дефектами развития костно-суставной системы, врожденными пороками сердца и др. Частота врожденных пороков развития выше среди детей, родители которых работают на металлургическом комбинате. В этом же городе у рабочих плавильных производств выявлено увеличение числа хромосомных аберраций.
3.3. Федеральные и региональные программы Постановлением Правительства Российской Федерации от 6.03.96 N263 утверждена федеральная целевая программа “Топливо и энергия”, в состав которой включена подпрограмма “Реконструкция и модернизация предприятий нефтеперерабатывающей промышленности”. Программа рассчитана на период до 2000 г. и предусматривает увеличение выпуска неэтилированного бензина до 65%.
Программа потребует капиталовложений в объеме 12-15 млрд. долл. США. Однако из-за ограниченности инвестиционных ресурсов, падения добычи нефти и других причин выполнение программы идет с отставанием на 2-3 года.
Переход на выпуск неэтилированных бензинов сдерживается также из-за сложившейся в стране политики формирования цен на автомобильные бензины. Себестоимость этилированного бензина ниже себестоимости неэтилированного, а система налогообложения едина и не зависит от вида бензина.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.01.94 одобрена федеральная программа “Техническое перевооружение и развитие металлургии России (1993-2000 гг.)”. Главные приоритеты программы: конкурентоспособность продукции и существенное улучшение экологической обстановки путем снижения эмиссии опасных химических веществ. Программой предусматривается реконструировать и технически перевооружить 143 предприятия черной и цветной металлургии, работы ведутся на 89 предприятиях.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.96 N1098 утверждена федеральная целевая программа “Отходы”.
К неотложным мерам по решению проблемы обращения с отходами, в том числе свинецсодержащими, отнесены:
– разработка классификатора токсичных отходов;
– проведение экологической экспертизы отраслевых норм технологического проектирования с включением в них положений об обязательной комплексной переработке сырья, использованию, обезвреживанию и экологически безопасному размещению отходов;
– создание и введение в действие системы экономического регулирования в целях интенсификации вовлечения в хозяйственный оборот вторичных ресурсов.
На уровне субъектов Российской Федерации разработан ряд региональных программ, предусматривающих решение вопросов по предотвращению свинцового загрязнения окружающей среды. Например, постановлением от 19.05.95 N312 Кабинет Министров Республики Татарстан утвердил 19.05.95 “Программу по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от автотранспортных средств в Республике Татарстан”, которой предусматривается разработка новых антидетонационных присадок к моторному топливу взамен этиловой жидкости, разработка предложений по экономическому стимулированию перевода автотранспортных средств на использование природного газа и других альтернативных видов топлива, осуществление к 2000 г. перевода на газ не менее 30% автомобилей от общего их количества в Казани и ряде других городов республики.
Правительство Москвы постановлением от 27 сентября 1994 г. N860 утвердило Комплексную экологическую программу Москвы, которой был предусмотрен комплекс мер, направленных на улучшение состояния окружающей среды в Москве и, в частности, на улучшение состояния атмосферного воздуха.
Распоряжением мэра Москвы от 1 декабря 1993 г. N689-РМ “Об особенностях реализации моторного топлива в Москве и введении штрафных санкций” в Москве запрещена розничная торговля этилированным бензином. Постановлением правительства Москвы от 18 мая 1996 г. N517 утверждено положение о порядке осуществления в Москве экологического контроля автотранспортных средств, которым предусматривается внедрение сертификата автотранспортного средства единого образца. Распоряжением мэра Москвы от 13 августа 1996 г. N239/1-РМ утвержден план экологических мероприятий на 1996 г., которым предусматриваются:
– подготовка и поэтапное принятие мер по реализации в Московском регионе экологически приемлемого моторного топлива;
– поэтапная установка каталитических дожигателей и фильтров-конверторов на муниципальном транспорте;
– комплекс мер по разработке и внедрению альтернативных видов моторных топлив и электротранспорта;
– проведение массовой операции по проверке уровня выбросов московскими и иногородними автомашинами (не менее 800 тыс. ед.) с принятием административных и экологических мер;
– изготовление, установка и последующее обслуживание информационных щитов на расстоянии 5-50 км от города “Использование этилированного бензина в Москве запрещено!” и “Въезд в Москву с превышением ГОСТ по выбросам СО, СН и дымности запрещен!”;
– ограничение (и возможно -запрещение) эксплуатации в Москве транспортных средств иностранного производства, изготовленных до 1985 г.;
– подготовка комплекса мер по предотвращению сброса в р. Москва и канализацию тяжелых металлов от основных промышленных источников.
Распоряжением премьера правительства Москвы от 10 ноября 1996 г. N1083-РП “О мерах по использованию на муниципальном транспорте Москвы моторных топлив с улучшенными характеристиками” предписывается применять меры при выявлении случаев реализации в Москве этилированного бензина вплоть до аннулирования лицензий организаций-нарушителей.
В целом следует отметить, что в Российской Федерации отсутствует единая государственная политика по нормативно-правовому и экономическому регулированию влияния на состояние окружающей природной среды и здоровье населения свинца и других тяжелых металлов, снижению свинецсодержащих выбросов и сбросов, переработке и обезвреживанию отходов, прекращению производства этилированного бензина.
В связи с этим, в первую очередь, целесообразно определить условия разработки и реализации федеральной целевой программы по защите окружающей среды и здоровья населения страны от свинцового загрязнения, т. к. эта проблема требует общих и целенаправленных усилий для ее решения в научном, техническом и практическом планах.
4. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО СНИЖЕНИЮ ПОСТУПЛЕНИЯ СВИНЦА В ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ И ЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ
4.1. Совершенствование производственных технологий и способов очистки
Наиболее радикальной защитой окружающей среды от загрязнения свинцом является изменение технологии. Ниже рассмотрены основные направления снижения свинцового загрязнения окружающей среды различными отраслями промышленности.
На большинстве заводов цветной и черной металлургии запланированы и уже реализуются мероприятия, призванные резко сократить загрязнение окружающей среды. В первую очередь это относится к замене устаревших технологий и оборудования на современные ресурсосберегающие и экологически безопасные процессы, позволяющие существенно сократить объемы отходящих газов и обеспечить возможно полное улавливание и утилизацию всех компонентов этих газов, включая соединения свинца.
Основным направлением реконструирования медеплавильной промышленности выбран перевод на автогенные технологии плавки с использованием обогащенного кислородом дутья, которое кроме технологических преимуществ, позволяет резко сократить объем отходящих газов. Это, в свою очередь, дает возможность практически полностью улавливать пыль и диоксид серы от основных плавильных агрегатов.
Решение проблемы эффективности пылеулавливания обеспечивается применением многоступенчатой очистки газов в технологической схеме сернокислотного производства, а в случае выброса газов без утилизации в дымовую трубу – переводом на пылеочистку в рукавных фильтрах.
Экологическое оздоровление аккумуляторной промышленности России немыслимо без технического перевооружения всего технологического цикла производства с применением новейших достижений, как в технологии, так и в конструкции оборудования, в том числе и очистке производственных выбросов из рабочих зон.
Для уменьшения выбросов свинца в воздух и сбросов в водные объекты необходимо провести техническое перевооружение аккумуляторных заводов с изменением технологии и применением нового оборудования с встроенной системой очистки выбросов в воздух и отсутствием стоков (оборотное водоснабжение). Для этой цели требуется закупить импортное оборудование (отечественное не производится) на сумму порядка 100 млн. долл. В целях уменьшения свинцового загрязнения целесообразно применять в автомобилях емкостные накопители энергии (так называемый “конденсаторный пуск двигателя”) совместно с аккумулятором небольшой емкости. Целесообразно также внедрять новейшие достижения в области разработки аккумуляторных батарей на основе электрохимической системы никель-цинк.
В настоящее время в России проводится определенная работа в этих направлениях. Так, в городах Курске и Свирске идет работа по внедрению технологического оборудования, закупленного по контракту у фирмы “Эксайд” (США) и других зарубежных фирм. Курский аккумуляторный завод закупил у фирмы “Варта” (ФРГ) оборудование для переплавки аккумуляторного лома и брака производства. Тюменский аккумуляторный завод закупил в Австрии линию по производству сепараторов и создал собственное производство по выпуску основного технологического оборудования (мельницы, сушилки и др.). Саратовский завод “Электроисточник” закупил в Италии оборудование для литья токоотводов, производства порошка и намазки. Подольский аккумуляторный завод закупил намазочные линии для производства порошка по типу “Бартона” и т.д.
Требованиям экологической безопасности при минимальных капиталовложениях и энергозатратах отвечает безотходная технология переработки аккумуляторного лома с применением гидрометаллургических, электрохимических и низкотемпературных (600-7000 С) металлургических переделов.
4.2. Реабилитация территорий
Несмотря на наличие значительных территорий, загрязненных свинцом, работы по их реабилитации в России в настоящее время проводятся в очень ограниченных масштабах.
В зависимости от степени загрязнения территорий можно апробировать различные мероприятия.
При высокой и очень высокой степени загрязнения могут быть использованы физические методы (удаление и захоронение загрязненных слоев почв, остекловывание, разубоживание), а также созданы искусственные геохимические барьеры вокруг загрязненных участков почв, препятствующие миграции поллютанта в сопредельные среды.
При невысокой степени загрязнения территории свинцом могут быть использованы различные химические (известкование кислых почв, внесение минеральных или органических удобрений в отдельности или совместно, использование цеолитов, гумусовых препаратов и других поглотителей для снижения подвижности свинца в почве) и биологические приемы (выращивание растений, слабо реагирующих на избыток свинца в почве и не накапливающих его в количествах, токсичных для животных и человека; извлечение свинца из почв с помощью микроорганизмов; культивирование растений, способных аккумулировать свинец в больших количествах ( фитомелиорантов ( с последующим их удалением с территории, переработкой или захоронением) или их сочетание.
5. РЕКОМЕНДАЦИИ Анализ источников свинцового загрязнения, степени загрязнения окружающей среды свинцом, влияния этого загрязнения на здоровье населения страны и возможных путей его сокращения и устранения негативных последствий позволяет наметить следующую систему мероприятий по решению рассматриваемой проблемы.
На федеральном уровне:
1. Принять необходимые меры по выполнению:
– подпрограммы “Реконструкция и модернизация предприятий нефтеперерабатывающей промышленности” федеральной программы “Топливо и энергия” в части, предусматривающей увеличение производства не содержащих свинец бензинов (Минтопэнерго России, Минэкономики России, Минфин России);
– федеральной программы “Техническое перевооружение и развитие металлургии России (1993(2000 гг.)”, в части реализации мероприятий по предотвращению и сокращению загрязнения окружающей среды свинцом (Минпром России, Минэкономики России, Минфин России);
– федеральной целевой программы “Отходы” (Госкомэкология России, ГКНТ России, Минэкономики России, Минфин России).
2. Разработать в 1997 г. федеральную целевую программу по защите окружающей среды и здоровья населения страны от свинцового загрязнения на 1998-2005 гг. (Госкомэкология России, ГКНТ России, Минэкономики России, Минпром России, Минтопэнерго России, Росгидромет, другие министерства и ведомства России на основе положений раздела 4 Доклада).
3. Активизировать фундаментальные и прикладные научные исследования по свинцовой проблематике в рамках утвержденных Правительством Российской Федерации федеральных целевых программ, расширить объем и тематику исследований, осуществляемых в пределах своей компетенции министерствами и ведомствами России (Госкомэкология России, ГКНТ России, РАН, РАМН, Минздрав России, МПР России, Минпром России, Минтопэнерго России, Минсельхозпрод России, Минтранс России, Росгидромет).
4. Обеспечить привлечение отечественных и иностранных инвестиций для модернизации и строительства новых технологических установок по производству высокооктановых компонентов бензинов, реконструкции соответствующих металлургических, химических и машиностроительных предприятий (Минэкономики России, Минтопэнерго России, Минпром России, МВЭС России).
5. Ускорить принятие проектов федеральных законов Российской Федерации “Об охране атмосферного воздуха”, “О защите населения от негативного воздействия нефтепродуктов”, “Об отходах производства и потребления”, “О растительном мире”, “Об охране почв” (Федеральное Собрание Российской Федерации).
6. Подготовить проекты федеральных законов Российской Федерации “Об опасных веществах”, “О пищевых продуктах”, “О реабилитации земель, загрязненных тяжелыми металлами”, “Об оценке воздействия на окружающую среду”, “О моторном топливе ( сжиженном и сжатом природном газе”, “О санитарной очистке территорий”, “Об упаковке и маркировке” (заинтересованные министерства и ведомства России).
7. Подготовить предложения по мерам правовой и административной ответственности за реализацию свинецсодержащих бензинов в регионах, где их применение запрещено (Минюст России совместно с Минтопэнерго России и Минтрансом России).
8. Организовать систему комплексного экологического мониторинга за содержанием свинца в различных компонентах окружающей среды, особенно в городах с крупными источниками выбросов свинца (Госкомэкология России, МПР России, Росгидромет, Роскомзем, Рослесхоз, другие заинтересованные министерства и ведомства России совместно с РАН и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации).
9. Разработать систему мероприятий по утилизации вторичного свинцового сырья, предусматривающую, в частности, упорядочение сбора и переработки амортизированных аккумуляторов (Минпром России, Минтранс России, Миноборонпром России, МПС России, Госкомэкология России, Госстандарт России).
10. Разработать мероприятия по переходу на более современные технологии производства консервированных пищевых продуктов, предусматривающие, в частности, выведение из использования сборной жестяной банки со свинецсодержащими припоями (Минсельхозпрод России, Минпром России). 11. Разработать и реализовать необходимые мероприятия по замене свинцовой дроби на стальную в охотничьих патронах (Минпром России).
12. Внедрить двухступенчатую систему медико-биологического мониторинга населения, включающую определение свинца в волосах при массовом обследовании и в крови ( для групп повышенного риска (Минздрав России, РАМН, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации).
13. Организовать проведение лечебно-профилактических мероприятий по снижению воздействия свинцового загрязнения на состояние здоровья детского населения, особенно в городах с крупными источниками выбросов свинца в окружающую среду (Минздрав России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации).
14. Разработать федеральный список загрязненных свинцом территорий, наиболее опасных для здоровья населения, а также реестр стационарных источников загрязнения окружающей среды свинцом (Госкомэкология России, Росгидромет, МПР России, Госкомстат России).
15. Разработать предложения по организации на базе существующих лабораторий методических аналитических центров по определению свинца в объектах окружающей среды и биосубстратах (Госкомэкология России, Росгидромет, Минздрав России, другие заинтересованные министерства и ведомства). 16. Подготовить предложения по организации системы информирования населения о свинцовом загрязнении окружающей среды, предусматривающие подготовку информационных изданий об опасности воздействия свинца на здоровье, мерах личной профилактики, а также мероприятия по обязательному информированию населения о наличии свинца в товарах (Минздрав России, Госкомэкология России).
На уровне субъектов Российской Федерации и местном уровне целесообразно принятие правовых и нормативных актов и программ по регулированию выбросов (сбросов, отходов) свинца в окружающую среду, предусматривающих, в частности:
1. Административное регулирование реализации свинецсодержащих бензинов.
2. Создание сети специализированных предприятий по сбору и переработке производственных и бытовых свинецсодержащих отходов.
3. Реабилитацию загрязненных свинцом территорий.
4. Проведение комплекса мероприятий, направленных на предупреждение неблагоприятного воздействия свинца на здоровье населения (для регионов с высоким уровнем свинцового загрязнения).
5. Разработку и реализацию мер экономического стимулирования.
6. Мероприятия по рациональной организации дорожного движения.
7. Усиление контроля технического состояния эксплуатируемого автотранспорта.
8. Улучшение управления перевозками, развитие общественного пассажирского электрифицированного транспорта.
9. Осуществление градостроительной политики, направленной на сокращение транспортных потребностей населения. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в регионах расположения крупных источников свинцового загрязнения, территориальным природоохранным органам совместно с научными учреждениями и заинтересованными предприятиями необходимо сформировать специальные научно-технические программы по предотвращению свинцового загрязнения окружающей среды.
На уровне промышленных предприятий, связанных с загрязнением окружающей среды свинцом, необходимо решение следующих вопросов:
1. Изменение технологии производства свинца и его сплавов, меди цинка и других металлов (повсеместное применение электропечей, бесфлюсовая плавка), усовершенствование санитарно-технических устройств.
2. Создание мощностей по переработке вторичного свинцового сырья.
3. Внедрение передовых технологических процессов и оборудования для производства высокооктановых, не содержащих свинец бензинов.
4. Отказ от использования свинцовых пигментов в производстве декоративных красок, замена их ферритами, титанатами, алюминатами. В этом отношении необходимой мерой является организация строгого экологического контроля (как государственного, так и производственного).
5. Проведение технического перевооружения аккумуляторных заводов с применением, в частности, оборудования со встроенной системой очистки выбросов в воздух и отсутствием стоков (оборотное водоснабжение).
6. Дооборудование автотранспортных средств с целью замещения этилированного бензина альтернативными видами топлива (природный и сжиженный нефтяной газ, спиртовые топлива, биогаз, водород и др.) и электроэнергией.
7. Повышение топливной экономичности (энергоэффективности) производимых отечественных автотранспортных средств, имеющих более высокое (на 20-30%) топливопотребление по сравнению с зарубежными аналогами.
В решении проблем свинцового загрязнения окружающей среды существенную роль может сыграть общественное экологическое движение страны. Неправительственные организации могли бы более активно участвовать в формировании национальной политики по предотвращению свинцового загрязнения окружающей среды, реализовывать контрольные функции в процессе выполнения природоохранных программ, обмениваться соответствующей информацией с общественными организациями других стран.
Общественные организации могли бы также осуществлять функции информирования населения по проблемам свинцовой опасности, проводить независимую экспертизу по свинцовому загрязнению окружающей среды.
От того, насколько полно неправительственные организации выполнят эти функции в ближайшем будущем, во многом определится судьба рассмотренных здесь рекомендаций по предотвращению свинцового загрязнения окружающей среды России.