Свободная зона путь к рынку

–PAGE_BREAK–

Следовательно, из собирающих центров и пунктов распределения свободные экономические зоны все чаще становятся местом обработки и трансформации продуктов. При этом действуют льготные условия их экспорта из упомянутых зон.

Отметим, что повышение прибавочной стоимости продукта при отсутствии таможенных и остальных пошлин становится отличительной чертой экономических зон, которые были сделаны в Соединенных Штатах Америки.

Еще один этап развития свободных экономических зон начался в 80-е годы благодаря ряду мер, направленных на преодоление застоя в отдельных отраслях индустрии, банковского и страхового дела. Характерной чертой этого этапа можно считать усиление экономического развития отдельных регионов, находящихся в кризисном состоянии. Так, методом сотворения маленьких экономических зон были выведены из кризиса ряд департаментов Франции и около 25 районов Великобритании.

Другими необходимыми тенденциями указанного этапа развития свободных экономических зон являются льготные условия деятельности компаний, расположенных в этих зонах, по налогообложению, и дебюрократизация их управления.

В практике экономических зон в настоящее время применяется широкая палитра льгот и стимулов для иностранных вкладчиков капитала. Как правило, они зависят от специфичных условий каждой экономической зоны. Традиционно, не считая отмены таможенных пошлин, предусматриваются следующие льготы:
·                отмена какого-либо налогообложения в счет права на экспорт, освобождение от остальных налогов, до этого всего на недвижимое имущество, а также местных (областных) налогов, имеющихся в ряде государств;

·               отмена налогов на доход иностранного персонала, работающего в свободной экономической зоне;

·               полная либо частичная отмена налогов на прибыль зональных компаний на определенный срок и в зависимости от ряда условий.
К примеру, в Южной Корее компании, созданные в свободной экономической зоне, в первые пять лет полностью освобождаются от налогов, а в следующие три года налоги им снижаются на 50%.

В Шри-Ланке полная отмена налогообложений продолжается от двух до десяти лет в зависимости от специфики функционирования компаний экономической зоны, при этом учитывается число занятых на предприятии, приток конвертируемой валюты, применяемая разработка и т. д. Создание свободных экономических зон в различных странах в настоящее время предполагает достижение таковых целей:
·               обеспечение более полной занятости рабочей силы как конкретно в экономической зоне, так и за её пределами;

·               привлечение инвестиций, в особенности в свободно конвертируемой валюте;

·               организация в экономических зонах таковых производств, продукция которых шла бы на экспорт, не ущемляя при этом уже имеющиеся местные компании, действующие на внутреннем рынке.
Не считая того, многие страны, создающие свободные экономические зоны, считают, что они будут способствовать развитию отсталых в экономическом отношении районов, модернизации технологий, получению новейших ноу-хау, обучению собственных профессионалов и рабочих новым способам труда, а также использованию собственных сырьевых ресурсов для производства экспортной продукции.

Классическим примером этого может служить «вольная гавань» Манаус в бразильской Амазонии, где иностранные компании, работающие на экспорт, должны включать в создание оптовых изделий по крайней мере часть сырьевых ресурсов, имеющихся в данной местности.

Кстати, с данной сначала экспортной промышленной зоной произошла увлекательная трансформация: равномерно она превратилась в чисто импортную зону. Сейчас вся продукция, поступающая в «вольную гавань», поглощается бразильским рынком.

Имеются и другие пример менее радикального перехода с обработки экспортных продуктов на завезенные из других стран. Такие тенденции характерны для свободных экономических зон в Китае, Мексике, Барбадосе и для ряда остальных государств.

Но в указанной трансформации прослеживаются и нехорошие моменты. Основной из них тот, что иностранные компании, действующие в свободных зонах неких стран, стремятся употреблять их для сбыта некачественных продуктов, которые не имеют спроса на рынках остальных государств.

Таким образом, создание свободной экономической зоны в любой стране заранее предугадывает ускоренное развитие той либо другой местности. Развитие таковых зон дозволяет правительствам принимающих государств смягчать кризисные ситуации в государственной экономике и преодолевать трудности в государственных капиталовложениях в регионе.

Принципиальным моментом с точки зрения сотворения свободных экономических зон является роль разных государственных и городских органов управления. В большинстве государств, как развитых, так и развивающихся, экономические зоны учреждаются решением центральных правительственных органов, министерствами планирования. Эти органы имеют нужный опыт в сфере управления крупными проектами, а также очень компетентны в области внешнеэкономических связей. Но имеется довольно много примеров, когда экономические зоны создаются и управляются местными муниципальными властями.

Среди «классических» свободных экономических зон, наиболее распространенных в настоящее время, можно отметить следующие:
·               беспошлинные зоны, расположенные на главных перекрестках интернациональных транспортных систем;

·               экспортные промышленные зоны, ориентированные основным образом на внешнюю торговлю;

·               парки технологического развития, которые создаются на базе имеющегося в принимающей стране научно-технического потенциала, но с ролью иностранного капитала и с внедрением прогрессивного оборудования, ноу-хау, а также зарубежного управленческого, коммерческого, либо маркетингового опыта;

·               зоны страховых и банковских услуг, способствующие укреплению данной только принципиальной сферы экономики;

·               импортно-промышленные зоны и зоны по замещению импорта, которые призваны обеспечить принимающую страну современными продуктами, а местные компании — передовой технологией.
На практике в «чистом виде» перечисленные экономические зоны встречаются редко. Традиционно для каждой из них присуще сочетание характерных тенденций указанных свободных экономических зон. К примеру, маловероятно, чтоб парки технологического развития не оказывали таковых ключевых услуг, как банковские операции, страхование, либо торговля.

Подавляюще большая часть компаний в имеющихся сейчас свободных экономических зонах — это компании легкой индустрии, нуждающиеся в относительно скромных капиталовложениях. Они создают текстиль и одежду, бытовую электронику, спортивный инвентарь, изделия из пластмассы, мебель, продовольствие, напитки.

Но учредители некоторых свободных зон пошли по другому пути и стали способствовать развитию компаний тяжелой индустрии. К примеру, в экспортно-промышленной зоне Тринидада и Тобаго преобладает переработка нефти и нефтехимическая индустрия. В Грене компании свободной экономической зоны занимаются переработкой добываемых там бокситов в глинозем и алюминий. В экономических зонах Объединенных Арабских Эмиратов действует целый ряд химических, нефтехимических и авто компаний.

Создание компаний тяжелой индустрии в свободных зонах указанных государств, естественно, связано с их природными ресурсами, В Ганге — это бокситы, в Тринидаде и Тобаго — нефть, в Объединенных Арабских Эмиратах — нефть и природный газ. И все же следует отметить, что политика правительств указанных трех государств была ориентирована не столько на развитие тяжелой индустрии в собственных экономических зонах, сколько на создание экспортных промышленных зон на базе уже имеющихся компаний тяжелой индустрии. Это относится к первым двум странам. Что касается Объединенных Арабских Эмиратов, то тут произошла закономерная эволюция: появление компаний, связанных с добычей и переработкой нефти и газа сопровождалось созданием компаний тяжелой индустрии в несмежных отраслях, в частности в машиностроении.

Одна из характерных черт промышленного развития большинства свободных экономических зон заключается в том, что находящиеся там компании, как правило, стремятся к минимальному использованию местных ресурсов. Слабые обратные связи этих компаний с предприятиями принимающей страны объясняются закрытым характером экономических зон, профилем работающих там компаний и относительно неразвитым потенциалом государственных поставщиков. И в этом смысле практика указанных выше стран является исключением.

В то же время многие иностранные компании, действующие в развивающихся странах, очень охотно используют местные сырьевые ресурсы и полуфабрикаты, произведенные на их базе (сталь, алюминий, главные химикаты, резину, древесину и т. п.). Некоторые из них создали крупную перерабатывающую индустрию на базе местного сырья — отлично развитые и организованные компании, которые действуют в принимающих странах в течение многих десятилетий, т. е. до сотворения первых свободных экономических зон.

Вот почему такие компании не испытывают потребности в использовании возможностей не так давно созданных экономических зон. Не считая того, сказывается и еще один фактор: перерабатывающие компании, использующие местное сырье, как правило, находятся недалеко от его источников (будь то шахта, нефтяная скважина или гидроэлектростанция), в то время как экспортно-промышленные зоны традиционно формируются вблизи больших населенных пунктов либо промышленных центров. Кроме того, экономические зоны создаются учредителями для быстрого решения заморочек промышленного развития какой-либо местности. Отсюда примитивные производственные помещения, похожие на времянки, и незначительные издержки на оборудование иностранных инвесторов. Компании, специализирующиеся переработкой сырьевых ресурсов, как правило, являются относительно крупными и действуют на базе долгосрочных договоров, планируя свою деятельность на многие годы вперед. Этим они отличаются от обычного завода по сборке электронных изделий или специализированной компании по пошиву одежды в свободной экономической зоне. Традиционно считается, что свободные экономические зоны способствуют прямым иностранным инвестициям относительно больших и имеющих хорошую репутацию компаний. Но, как свидетельствует мировой опыт, массивные транснациональные компании не совсем нуждаются в преимуществах и возможностях свободных зон. Они могут удачно работать в обыденных условиях фактически любой страны. И если условия какой-либо страны очень неблагоприятны, то достоинства, предлагаемые свободными экономическими зонами, вряд ли принудят эти компании изменить их стратегию интернационального развития.

Это одна из главных обстоятельств того, что в большинстве государств инвесторами в свободных зонах являются не крупные, отлично известные транснациональные компании, а небольшие компании, которые частенько выходят на рынок иностранных инвестиций в первый раз.

Опыт таковых государств, как Мексика, Ямайка либо Маврикий, намеренно привлекающих в свои экономические зоны маленьких иностранных инвесторов, подтверждает, что средние или маленькие компании промышленно развитых стран либо государств, не так давно вставших на путь индустриального развития, с полезностью для дела дополняют деятельность больших компаний. Маленькие компании более гибко реагируют на быстроменяющуюся обстановку и в состоянии удовлетворить насущные потребности внутреннего рынка этих государств. Беря во внимание рвение многих стран как можно быстрее привлечь иностранных инвесторов, такие компании оказались наилучшей краткосрочной альтернативой, чем крупные транснациональные компании, которые действуют еще медленнее.

Создание и функционирование свободных экономических зон часто отклоняются от начальных проектов. К примеру, когда в начале 60-х годов на Маврикий было предусмотрено создание первой экспортно-промышленной зоны, то предполагалось, что удельный вес продукции компаний электронной индустрии будет равен 30, компаний текстильной индустрии — 25, металлообрабатываюших компаний — 15, компаний по обработке сырья — 4~10. Но уже к середине 80-х годов на текстильные компании и компании по пошиву одежды приходилось 87% занятого в экономической зоне населения, на компании по производству мебели и изделий из дерева — 2,5% и на компании, выпускающие ювелирные изделия — 2%. компании электронной индустрии, которые активно развивались в первые годы, потом практически пропали (за исключением тех, которые выпускали часы). Такая эволюция, присущая в большей или меньшей степени фактически всем свободным экономическим зонам, во многом зависит от характера деятельности предпринимателей-пионеров. Если первые инвесторы были представлены электронными компаниями, то и следующие будут принадлежать к той же отрасли, способствуя тем самым, как правило, созданию в экономической зоне электронной монокультуры[3].

Такая же тенденция характерна и для остальных отраслей индустрии. В экспортно-промышленной зоне Шри-Ланки, к примеру, на долю производства текстиля и одежды приходится около 90% занятых, в Доминиканской Республике — более 60%, в Египте – 54%. Причина такого положения объясняется динамикой, характерной развитию самих экономических зон, отсутствием контроля со стороны государственных органов по отношению к иностранным инвестициям, а также слабым взаимодействиям зональных компаний, государственных и иностранных кампаний.

В процессе развития некие свободные экономические зоны стали специализироваться только на банковских и страховых. Операциях.

Они получили заглавие 6анковских. Франковых зон. В Люксембурге, к примеру, активно действуют крупные западногерманские банки, которые благодаря имеющимся в данной стране льготам государственный закон о разработке обязательных денежных резервов. Более известные банковские франковые зоны были сделаны в Гонконге, Сингапуре; Бахрейне и Маниле, а также на бессчетных островах в Карибском море (на

Багамах, Бермудах и т. Д.).

Совокупный размер кредитных операций иностранных банков, сосредоточенных в странах Карибского моря, по самым минимальным оценкам в 80-е годы составлял более 200 млрд. Долл., Что равнялось 13% от общей суммы интернациональных кредитных активов в мире.

Такие денежные центры, расположенные в развивающихся странах, частенько еще называют «оффшор-центрами», а «оффшор-сделкой» — ту либо иную операцию меж иностранным (по отношению к месту её совершения) кредитором и заемщиком. Член совета управляющих Федеральной резервной системы США Г. Уоллик описывает «оффшор-центр» как географическую точку, где кредитные средства заимствуются у нерезидентов и предоставляются иным нерезидентам через посредничество банков либо других денежных институтов. Преобладание конкретно таковых операций типично для банковских франковых зон Карибского региона.

Следует отметить, что такие центры расположены не только в развивающихся странах, но и в промышленно развитых государствах. В свободных банковских зонах есть совсем благоприятные условия для проведения кредитно-денежных операций (очень льготный режим налогообложения банков, а в неких зонах практически полное отсутствие такового), что увеличивает их привлекательность для иностранных кредитных институтов и интернациональных капиталов. Именно поэтому их частенько называют «налоговыми убежищами», либо «фискальными оазисами».

Удачная деятельность свободных банковских зон в развивающихся странах очень ощутимо влияет на денежные интересы Соединенных Штатов Америки и остальных капиталистических стран. Так, по оценке американских экспертов, служба внутренних доходов США раз в год недополучает около 4 млрд. долл. В итоге совершения американскими банками операций не на собственной местности. Общественная утечка капиталов из США на банковские счета лишь в Карибской экономической зоне составила к середине 80-х годов практически 80 млрд. долл. Стремясь укрепить денежный центр в Нью-Йорке, который в 70-е годы заметно сдал свои позиции на международном рынке капиталов, правительственные органы США создали там в 1981 г. свою свободную банковскую зону. Они разрешили, подобно многим иным «оффшор-центрам», местным и иностранным банкам открывать в Нью-Йорке международные банковские учреждения, которым предоставлены крупная свобода в осуществлении транснационального бизнеса и льготный налоговый режим.

Одна из основных целей сотворения таких зон для развитых капиталистических странах — переориентация интернациональных операций собственных банков, основной размер которых совершается через «оффшор-центры» в остальных странах.

Очень твердые нормативы, регулирующие страховые операции, способствовали созданию свободных страховых зон. Примером может служить английская компания «Ллойд» по вопросам страхования рисков особенного типа (не входящих в разряд хищений, пожаров, гражданской ответственности и т. д.). Деятельность компании «Ллойд» по покрытию этих рисков, по существу, содействовала превращению её в монополиста по страхованию нетрадиционных рисков. По прототипу английской свободной страховой зоны в 80-х годах подобные зоны были сделаны в Нью-Йорке.

Правда, там ассоциации по контролю в защиту потребителя ограничили льготный режим, допустив его только для особых типов риска (к примеру, аннулирование контрактов лизинга), а также для тех страховых контрактов, в которых годовые премии превосходят 100000 долл.

Как видим, создание свободных экономических зон получило на Западе огромное развитие. Во многом их развитие зависит от того, что таковая зона может дать государственной экономике в конкретных условиях хозяйствования и в данной экономической ситуации.
5. Современное состояние и трудности развития российских СЭЗ.
5.1. Типы свободных экономических зон, организуемых в России
Практика сотворения имеющихся и проекты будущих СЭЗ на территории России показывают, что в зависимости от целей и задач их можно поделить на следующие главные типы:
·               комплексные зоны производственного характера;

·               внешнеторговые (свободные таможенные зоны, в том числе зоны экспортного производства и транзитные);

·               функциональные, либо отраслевые (технологические парки, технополисы, туристические, страховые, банковские и др.).
Эти типы зон могут быть охарактеризованы следующими основными признаками.

Комплексные зоны многопрофильны. Они формируются и на ограниченной местности, и в границах областей и остальных территориальных образований. В них создаются условия для привлечения крупного капитала с обязательным развитием нужной инфраструктуры.

К комплексным зонам может быть отнесена (по крайней мере, по замыслам их создателей) крупная часть СЭЗ, создаваемых в России, в том числе — СЭЗ в Находке, Калининградской области, Санкт-Петербурге и другие.

Внешнеторговые зоны обеспечивают валютные поступления, в том числе и за счет консигнационных складов, сдачи в аренду помещений, выставок, перевалки грузов и их транзита.

К внешнеторговым зонам относятся, в частности, зона свободной торговли

«Шерри-зон» (около аэропорта «Шереметьево»)[4], свободные таможенные зоны «столичный Франко-Порт» (около аэропорта «Внуково»), «Франко-Порт Терминал» (на местности столичного Западного речного порта)[5].

Отраслевые зоны (технологические парки, технополисы и др.) выполняют как народнохозяйственные, так и внешнеэкономические функции. Они, в частности, способствуют ускорению научно-технического прогресса в отдельных отраслях на базе активизации внешнеэкономического сотрудничества, внедрению результатов отечественной науки, а также разработке наукоемких технологий, новейших видов готовой продукции и расширению экспорта.

К отраслевым зонам научно-технического характера относится СЭЗ в Зеленограде, которая обязана специализироваться в области микроэлектроники, информатики и связи; к зонам денежного («оффшорного») характера может быть отнесена зона экономического благоприятствования в Ингушетии; к зонам туристическо-курортного типа — особая экономическая зона «Кавказские Минеральные Воды» [6].

На выбор типа зон для конкретных территорий влияют не только общие, но и локальные причины. Так, для транспортных, экспортно-привезенных из других стран зон нужно наличие крупного транспортного узла. Они, как правило, располагаются в приморских городах, располагающих морскими портами, железнодорожным сообщением, аэропортом. Эти же условия желательны для размещения торговых, банковских и остальных зон. Для сотворения зон типа технопарков и технополисов нужна развитая научно-производственная база и квалифицированная рабочая сила. Организация туристическо-рекреационных зон требует наличия культурных и исторических центров, бальнеологических курортов, привлекательных для туризма ландшафтов, развитой инфраструктуры.
5.2. Свободные экономические зоны в России: современное состояние
Как было показано выше, основной отличительной чертой процесса образования СЭЗ в России является его политизированность во вред экономической сути, вопросы сотворения зон решаются стихийно, при отсутствии четких критериев и достаточной нормативно-правовой базы.

Если в самом начале (еще на этапе существования СССР) план сотворения зон употреблялся управлением союзных республик в качестве инструмента политического противодействия союзному центру, а в преддверии выборов русского президента раздача «зональных возможностей» была эмблемой либерального дела управления РСФСР к регионам, то потом, с обретением Россией суверенитета, «выбивание» этих возможностей стало средством аналогичной борьбы, сейчас уже — со стороны управляющих регионов по отношению к федеральным властям. И сейчас эта мысль все еще остается средством политического давления регионов на правительство, хотя практические усилия по организации зон все более смещаются на местный уровень.    продолжение
–PAGE_BREAK–