Свободные экономические зоны (сборник статей)

Свободные экономические зоны. Сборник статей (Шарапов С.А.) Ошибка или панацея? Как показывает многовековой опыт в оздоровлении экономической ситуации зарубежных стран, свободные экономические зоны сыграли в основном на положительный результат. В России не мало тех, кто поет им оды во славу, есть и такие, кто нещадно критикует. А как обстоят дела в странах, где они активно действуют, и нужны ли России свободные экономические зоны? Что препятствует успеху уже действующих российских особых экономических зон? Кто может быть участником СЭЗ, и каким должен быть порядок их регистрации и деятельности? Об этом и многом другом, касающемся плюсов и минусов свободных экономических зон в этой книге. Часть I Так уж устроен мир, что человечество должно беспрестанно развиваться, идти вперед, придумывать нечто новое или усовершенствовать уже имеющееся. Для чего создавались свободные экономические зоны? Почему они получили такое широкое распространение? Глава 1 История возникновения особых экономических зон Первая документально известная свободная зона была провозглашена в 166 году до нашей эры властями греческого государства с целью содействия торговле на острове Делос. Здесь приезжие купцы освобождались от налогов, пошлин и выполнения административных формальностей. Остров Делос стал первой зоной свободной торговли и на протяжении почти столетия играл заметную роль в торговле между Западом и Востоком в качестве посредника. Несмотря на это, началом первого этапа в развитии свободных экономических зон следует считать середину XIV века, когда в 1547 г. городом свободной торговли был объявлен г. Ливорно, где купцы добились права вести торговлю, не облагаемую налогами. В целях противостояния жесткому таможенному режиму, сложности таможенных процедур и высоким пошлинам, которых придерживалось большинство европейских государств, в средние века в портовых городах Генуе, Венеции, Марселе возникают первые районы «порто-франко». Территория «порто-франко» отделяется от остальной территории города специальной таможенной границей. Движение товаров между «порто-франко» и зарубежными государствами было свободным, т.е. без таможенных формальностей и уплаты пошлин. При перемещении же товаров на территорию своей страны применялся обычный таможенный режим. В таких районах интенсивнее развивалось производство, активизировались транзитные перевозки, обеспечивалось снабжение населения товарами, которые не производились в данной стране, создавались новые рабочие места. На смену «порто-франко» приходят «свободные гавани» или «свободные порты». В отличие от своих предшественников на территории «свободного порта» не разрешалось проживание лиц, не имевших отношение к эксплуатации и охране товаров, потребление ими товаров, не оплаченных пошлиной. При ввозе товаров из «свободных портов» внутрь страны, таможенные пошлины взимались в обычном порядке. Статус «свободных портов» получают Гамбург, старые Ганзейские города — Любек и Данциг, такие известные порты, как Генуя и Марсель, а также российские — Одесса, Владивосток, Батуми. Этот вид зон свободных портов не утратил своей актуальности и по сей день. В настоящее время, по некоторым данным, в мире действует более 400 небольших «свободных портов», служащих для транзита, складирования товаров и торговли. Для конца XIX в. и начала XX в. характерны существенные открытия в научно-технической сфере, которые революционизировали процесс производства и обусловили значительный экономический спад в ранее действовавших отраслях многих регионов мира. Наряду с этим углубляется международное разделение труда, растет вывоз капитала. Внешнеэкономические связи охватывают не только торговлю, но и другие сферы деятельности. Эти условия предопределили начало второго этапа в развитии свободных экономических зон. На этом этапе в поисках средств вывода из экономического кризиса отдельных территорий и отраслей был использован опыт функционирования «свободных портов». Основателями новой концепции свободных экономических зон были англичане П. Халл и Г. Хаув, а также американец С. Бутлер. Особенность разработанной ими концепции заключалась в том, что в этих зонах заинтересованным предпринимателям предоставлялся ряд налоговых льгот: — сужалась регламентация их деятельности со стороны государственных органов; — разрешалось осуществлять ряд банковских и страховых операций, которые обычно запрещались действующим законодательством, например, возможность оперировать любой валютой, иметь деловые отношения с контрагентами, находящимися вне зоны и др. Такие меры способствовали активизации производственной, торговой, сервисной деятельности. Изменяется характер и содержание предпринимательской деятельности в этих образованиях. Здесь, помимо коммерческой деятельности, разрешена обработка товаров, их производство, основываются специальные производства. Это обусловило создание новых рабочих мест, обеспечило занятость населения и увеличение прибыли. Впоследствии на их основе возникают «свободные экспортно-производственные зоны», предпринимательская деятельность в которых ориентирована на развитие экспортного потенциала и расширение производства товаров на экспорт. Третий этап в развитии особых зон начинается во второй половине XX века и характеризуется очередным витком НТР, открытиями и реализацией новых достижений науки и техники, появлением многих независимых государств в результате антиколониальной борьбы. На этом этапе широкое распространение получили «свободные экспортно-производственные зоны», но с новым характером их организации и функционирования. Начало этому этапу положила Ирландия, создавшая такую зону в районе аэропорта Шеннон в 1959 году на основе использования национального научно-технического потенциала. С тех пор новый тип ”свободных экспортно-производственных зон” добился весьма крупного успеха, распространившись преимущественно в развивающихся странах. Отличительная черта этих зон состоит в том, что на основе использования льготного правового и валютно-финансового режима в рамках этих зон обеспечивается развитие экспортоориентированных производств, привлекая для этого местные (государственные, региональные, частные) и иностранные ресурсы в форме прямых и косвенных инвестиций, выручку от экспорта промышленной продукции, передовую технику и технологию. К началу 90-х годов XX в. число СЭПЗ нового типа, зарегистрированных в 120 странах мира, возросло до 300 (2, с. 11). Высокие темпы развития научно технического прогресса обусловили выделение в самостоятельную группу научно-внедренческие зоны, что предопределило появление в специальной литературе новых терминов: научные центры, научно-технологические парки, технопарки, технополисы и т.п. Этот период характеризуется также расширением границ интеграции мирового хозяйства, увеличением степени открытости экономик ряда стран, что неизбежно сопровождается соответствующим развитием товарно-кредитных отношений, растущей взаимосвязанностью всех государств, их национальных экономик и финансовых рынков. Возникает потребность в квалифицированном обслуживании и стимулировании этих процессов. В связи с этим появляются новые специализированные виды зон: « свободные банковские», «свободные страховые», «рекреационно-туристические», «оффшорные» зоны. Четвертым этапом можно назвать начало 80-х годов XX века, когда к процессам использования идеи свободных экономических зон присоединились постсоциалистические страны Европы, такие как Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, СССР, Югославия, а также Азия — Китай и Вьетнам. Анализ эволюции свободных экономических зон позволяет сделать вывод о том, что в своем развитии они прошли несколько этапов, причем каждый последующий из них характеризовался задачей расширения границ и форм международного сотрудничества, усложнением решаемых проблем и механизма хозяйствования. Глава 2 Цели создания свободных экономических зон Для мировых хозяйственных связей свободные экономические зоны предстают, в основном, как фактор ускоренного экономического роста за счет активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, углубления интеграционных экономических процессов. Свободные экономические зоны представляют собой часть национального экономического пространства, где используется особая система льгот и стимулов, не применяемая в остальных частях страны. Как правило, свободная экономическая зона — это в той или иной степени обособленная географическая территория. В научных публикациях и отчетах международных организаций для характеристики разного рода зон используется термин «свободные экономические зоны». Однако этот термин не в полной мере отражает сущность этого явления. Так, применяемые во многих из них экономические правила, рычаги, специальные административные законы отнюдь не освобождают от определенного правового и хозяйственного режима, а лишь облегчают его, предоставляют льготы, стимулирующие предпринимательство. Фактически государство в этих зонах лишь сокращает масштабы своего вмешательства в экономические процессы. Для некоторых стран «свободные зоны» по существу являются специальными в смысле экстерриториальности, по условиям уровня жизни работников зоны, концентрации производственного потенциала и др. Для таких зон больше подходит термин «специальные экономические зоны». Цели создания СЭЗ зависят от уровня социально-экономического развития организующих их стран, их стратегических народнохозяйственных планов и др. Поэтому причины и цели создания свободных экономических зон в каждом конкретном случае могут отличаться друг от друга. Так, в промышленно развитых странах, таких как США, Великобритания, Франция свободные экономические зоны часто создавались для активизации внешнеэкономических связей, реализации региональной политики, направленной на оживление мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах, выравнивание межрегиональных различий. В этих целях такой категории предпринимателей предоставлялась большая, чем в других районах страны, свобода деятельности и значительные финансовые льготы. Эти программы не имели специальной ориентации на привлечение иностранного капитала. Со сходной целью создавались свободные экономические зоны и в ряде развивающихся государств. Однако в отличие от промышленно развитых стран в этих государствах упор при создании СЭЗ делается на привлечение иностранного капитала, технологий, модернизацию промышленности, повышение квалификации рабочей силы. Помимо названных целей и причин создание свободных экономических зон увязывается с тремя основными задачами: — стимулированием промышленного экспорта и получением на этой основе валютных средств; — ростом занятости; — превращением зон в полигоны по опробованию новых методов хозяйствования, полюса роста национального хозяйства. Создание свободных экономических зон рассматривается их учредителями как важное звено в реализации принципов открытой экономики. Их функционирование связывается с либерализацией и активизацией внешнеэкономической деятельности. В свободных экономических зонах экономика имеет высокую степень открытости внешнему миру, а таможенный, налоговый и инвестиционный режимы благоприятны для внешних и внутренних инвестиций. В то же время образование свободной экономической зоны может означать то, что страна, не желая полностью открывать свою экономику иностранному капиталу или повсеместно использовать особый инвестиционный климат, использует частичную, локальную открытость в виде специальной зоны. В последнее десятилетие в мировой экономике развернулась острая конкуренция между государствами в области налоговых и иных льгот, предоставляемых для привлечения капиталовложений из других стран. Волна разного рода налоговых льгот, зафиксированных национальными законодательствами, получила название «налоговой революции». Свободные экономические зоны в этом процессе играют достаточно заметную роль. Фактически они представляют своеобразные ловушки для мигрирующих в масштабах мирового хозяйства капиталов. Поэтому причины и цели создания свободных экономических зон в каждом конкретном случае могут отличаться друг от друга. Глава 3 Роль социальной ответственности в создания свободных экономических зон «Когда человечество утратит нравственность – оно утратит все». И. Кант Образование мировых свободных экономических зон, практически в большинстве случаев, оказалось благоприятным явлением. К сожалению, в России пока нет тех желанных результатов, которых ждали, создавая специальные зоны хозяйствования. Что же так активно мешает решать возникающие проблемы с организацией качественной работы при организации свободных экономических зон в России? По мнению заинтересованных политиков и экономистов, в мировой практике немало примеров успешного развития свободных экономических зон. Особенно когда само государство объявляет себя свободной экономической зоной и опережает другие страны по уровню производства. Но свободную экономическую зону внутри государства может себе позволить только сильная власть. Сегодня нельзя сказать, что власть в России достигла этого уровня. Архи важно, чтобы тема свободных экономических зон привлекла к себе пристальное внимание Президента страны. Сегодня же на основе существующего опыта функционирования свободных экономических зон на территории нашей страны можно сделать вывод, что всеми выгодами и плюсами этого экономического механизма воспользовались не регионы, не бюджет, а отдельные, некорректные субъекты рынка. В основном практика существующих свободных экономических зон показывает, что они не развивают, а разрушают рынок, усиливая коррупцию и нарушая конкурентное поле. То, что существует на данном этапе, следует либо отменить, либо жестко ограничить. Необходимо также провести ревизию всех действующих до настоящего времени зон. Для того же чтобы эти образования имели государственную и экономическую целесообразность — надо еще очень много работать над концепцией свободных экономических зон, включая и нравственный подход к этой задаче. В июле 2007 года Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России» при участии Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата провела круглый стол на тему: «Бизнес и Православие: роль православных духовно-нравственных ценностей для современного российского предпринимательства». Главными темами для обсуждений были: «Базовые ценности Православия и культурный код России», «Православная хозяйственная этика», «Роль бизнеса в процессе духовно-нравственного возрождения России». Православными себя считают 80% населения России. И быть может в правильном толковании православной религии и кроется выход из создавшейся экономической ситуации в России? Итоговым документом круглого стола стала резолюция, в которой подчеркивается неразрывная связь российского предпринимательства и его традиций с ценностями Православия, такими, как хранение в чистоте православной веры, следование нравственным заповедям христианства и стяжание деятельной любви к Богу, Отечеству и ближнему. «Православная этика хозяйствования – говорится в документе – неизменно делает акцент на том, что наше главное богатство – это люди, их нравственный и творческий потенциал. Для того чтобы сохранить, развить и совершенствовать его, нашей стране необходимо построить духовно этически ориентированную экономику и отладить систему социальной ответственности. Все мы – Церковь, государство, предприниматели, общество в целом – должны позаботиться о том, чтобы среди нас было как можно меньше равнодушных и отчаявшихся людей и как можно больше людей, способных активно созидать духовные и материальные блага, исполняя тем самым свое призвание деятельного служения Богу и Отчизне. Достигается это через следование всегда и во всем законам, установленным Богом. В этом главная цель православного хозяйствования и долг верующего предпринимателя». Участники круглого стола посчитали необходимым отметить, что Постулаты православной экономической этики, нашедшие свое отражение в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви и Своде нравственных принципов и правил в хозяйствовании, свидетельствуют о возможности правильного духовного отношения к богатству, труду и собственности без ущерба для деловой активности. Для примера успешности православного подхода, полезно вспомнить, что некоторые наши святые были предпринимателями. Яркий пример — наш великий православный святой Серафим (Муравьев) Вырицкий, который до пострижения был крупнейшим меховым торговцем России. Он создал общество кредита на доверии, где сделки заключались без бумаг, и достойнейшим образом оплачивал труд и заботился о своих работниках, кормил тысячи нищих Петербурга. Другой пример — Архиепископ Антоний (Храповицкий), великий русский богослов, будучи Волынским архиепископом, учредил при Почаевской лавре банк, который выдавал малороссийским крестьянам подъемные кредиты, и вывел миллионы крестьян из-под экономической зависимости от диаспор. Он сделал Волынь зоной процветания и политической стабильности. Возрождение возможности свободно заниматься честным предпринимательством, восстановление данного Богом человеку права на собственность нельзя отделять от системы нравственных ценностей, в которой богатство – это результат созидательного труда, а труд – это долг перед Богом и людьми. Только при этом условии естественное стремление к материальному достатку «умеряется», уравновешивается влиянием духовно-нравственных принципов. В своей основе российская культура и нравственность базируется на православных традициях. Когда же теряется, то, что может быть единственно правильным в решении многих жизненных задач, то происходят нежелательные результаты и в осуществлении проектов экономического развития государства. Отказ от национальных культурных традиций часто является причиной неудач многих российских реформ, которые изначально являли собой исключительно благоприятные способы формирования новых экономических программ. Хорошим примером симбиоза экономической политики развития государства и национальных культурных обычаев является Китай. В настоящее время огромное внимание и интерес вызывают социально — экономические процессы, происходящие в Китае. За сравнительно короткий период времени страна преодолела экономический кризис и вступила в качественно новый этап политического развития. До 1949 г. официальной идеологией Китая было конфуцианство. С 50-х гг. в течение нескольких десятилетий конфуцианство жестоко преследовалось, но прошло время, и когда страна встала перед необходимостью разрешения кризиса, китайское общество вновь обратилось к учению Конфуция и его последователей. В современном пространстве сформировалась единственная на Земле цивилизация, названная именем конкретного человека, – конфуцианская. В последние годы конфуцианство не только не потеряло влияние в дальневосточном регионе, а напротив, его значение постоянно усиливается. В истории Китая традиции стали тем каркасом, на который нанизывались новые идеи и концепции, причем не в виде новшеств, а всего лишь как последний комментарий к уже знакомому и общепринятому. И заложено это, прежде всего конфуцианским учением, которое само является ярким примером синтеза традиций и новаций. Китай – одно из древнейших государств. За время своего существования оно продемонстрировало устойчивость и динамичность развития, и в связи с этим интересна та система политических, социальных и философских ценностей, которая определила характер и направление государственной идеологии. Все методы, которые ведут к улучшению экономического и социального состояния любого государства, очевидно, будут хороши. Так почему бы и в России не попробовать и не обратиться к национальным корням, на которых развивалось и укреплялось Государство Российское? Одним из мерил достоинства человека в купеческой среде служило его религиозное поведение и благочестие. Непременной принадлежностью и главным украшением комнат любого купеческого дома, по-прежнему оставался «красный угол». Он был уставлен многочисленными иконами, нередко составлявшими настоящий «иконостас». Несмотря на появившиеся западноевропейские новинки домашнего быта (картины, зеркала, часы), с икон же начинался и перечень имущества, передаваемого по сговорной записи или духовному завещанию. В общественной жизни поведение купцов, особенно состоятельных, характеризовалось, во-первых, стремлением быть выбранными в церковные старосты, а во-вторых, широкой благотворительностью «во имя Бога», щедрыми пожертвованиями на строительство храмов и их убранство. В то же время вера в Бога сочеталась с коммерческим подходом к добрым делам, за которые ожидалась награда в виде божественного покровительства достижению материального благополучия. Эта черта религиозности была характерна и для среды деловых людей западноевропейского средневекового общества. Характерной особенностью русского образа «совершенного купца» XVIII в. было признание в качестве непременного результата его деятельности не только личного обогащения, но и общественной пользы. Только такой купец достоин «в своем промысле имени патриота», который с помощью собственного дарования, знаний и искусства, составлявших его собственный «прибыток», производит и «ожидаемую пользу», — писал в 1760-х годах А.Фомин. Многие знаменитые купцы начала XX века, такие, как Строгановы, Демидовы, Смышляевы, Мешковы и многие другие, остались в памяти народа не потому, что сумели нажить много денег. А потому, что внесли огромный вклад в развитие своего родного государства, бескорыстно участвовали в работе общественных организаций, помогали в издании книг, создавая то, что называется культурой. А подавляющее большинство сегодняшних бизнесменов различают лишь по количеству накопленных миллионов. В чем же причина такой деградации предпринимательского сословия? Что такое важное было утрачено людьми в вихре политических перемен? Почему мы утратили веру, человеколюбие и чувство ответственности, полностью заменив их материальными благами? В 1910-1913 гг. Россия была далеко впереди Европы в своем экономическом развитии. Грамотные реформы позволили стране иметь множество преуспевающих предпринимателей. Но бизнесмены тех времен с детских лет воспитывались в православных традициях, им всем была естественно присуща православная этика. Поэтому существовали такие понятия, как «русский продукт» и «слово русского купца». Тогда не возникало вопроса, как могут быть взаимосвязаны бизнес и Православие. Зато сейчас многим эти понятия кажутся, чуть ли не взаимоисключающими. Наверное, потому, что бизнес как таковой в новой, постсоветской России начинался в 90-х годах, когда обман был нормой и являлся практически залогом успешного бизнеса. Теперь, когда православная культура восстанавливается, освободившись от советских гонений (актуальными остаются только светские), когда развивающаяся Россия нуждается в духовно-нравственной базе, самое время возрождать в нашей стране традиции православного предпринимательства! Хочется надеяться, что новое поколение бизнесменов будет вершить свои дела, трудясь честно, ответственно и благородно. Глава 4 Разновидности мировых свободных экономических зон и их основные черты Организационно-функциональная структура свободных экономических зон достаточно многообразна. Иногда довольно трудно классифицировать ту или иную свободную зону однозначно, поскольку они обладают чертами многих зон. Российскими специалистами разработана примерная классификация по признаку хозяйственной специализации — профилю деятельности большинства хозяйствующих в зоне фирм. Центральное место в классификации СЭЗ отводится зонам промышленной обработки. Они, в свою очередь, подразделяются на зоны замещения импорта или экспорта и экспортно-импортного замещения. При организации свободных экономических зон используют два различных концептуальных подхода: территориальный и функциональный (точечный). В первом случае зона рассматривается как обособленная территория, где все предприятия-резиденты пользуются льготным режимом хозяйственной деятельности. Согласно второму подходу, зона — это льготный режим, применяемый к определенному виду предпринимательской деятельности независимо от местоположения соответствующей фирмы в стране. Примером реализации первого подхода являются свободные экономические зоны Китая, зона «Манаус» (Бразилия), многие экспортно-производственные зоны в развивающихся странах. Результатом второго подхода являются «точечные» зоны, представленные отдельным предприятиям (оффшорные фирмы, магазины «дьюти фри»). Одной из простейших форм свободных экономических зон являются свободные (беспошлинные) таможенные зоны (СТЗ). Эти зоны, как и свободные торговые зоны, относятся к зонам первого поколения. Они существуют с 17-18 века. Свободные таможенные зоны представляют собой транзитные или консигнационные склады для хранения, упаковки и незначительной обработки товаров, предназначенных для экспорта. Такие зоны часто называют бондовыми складами или свободными таможенными территориями. В них обычно открывают свои филиалы нерезидентные для данной страны предприятия-импортеры. Свободные таможенные зоны освобождаются от таможенных пошлин на ввоз и вывоз товаров. Они имеются во многих странах, но наиболее распространены в индустриально развитых странах. Зоны свободной торговли (ЗСТ) также широко распространены в мире. Наибольшее развитие они получили в США. Их создание предусмотрено специальным законом США от 1934 г., целью которого было поощрение торговли, ускорение торговых операций, сокращение торговых издержек. Такие зоны представляют собой ограниченные участки территории США, в пределах которых установлен льготный, по сравнению с общим, режим хозяйственной, в том числе внешнеэкономической, деятельности. Законом было установлено, что при каждом официальном порте прибытия могут быть созданы одна или несколько внешнеторговых свободных зон. В соответствии с существующим законодательством США свободные таможенные зоны, действующие на территории страны, подразделяются на зоны общего назначения и специализированные (субзоны). Зоны общего назначения занимают небольшое пространство (несколько кв. км) и находятся за пределами национальной таможенной территории. В них осуществляются операции по складированию и переработке ввезенных товаров (упаковка, сортировка, маркировка, доработка и т. п.). Субзоны создаются для отдельных крупных компаний, деятельность которых выходит за рамки зон общего назначения. В субзонах производится экспортная или импортозамещающая продукция. Субзоны являются результатом того, где используются комбинации режимов зон свободной торговли и импортозамещающих производственных зон. К середине 90-х годов в США насчитывалось около 500 зон свободной торговли. К числу простейших зон свободной торговли можно отнести специальные магазины «дьюти фри» в крупных международных аэропортах. С точки зрения режима, они рассматриваются как находящиеся за пределами государственных границ. К зонам свободной торговли относятся также и традиционные свободные гавани (порты) с льготным торговым режимом. Промышленно-производственные зоны относятся к зонам второго поколения. Они возникли в результате эволюции торговых зон, когда в них стали ввозить не только товар, но и капитал, заниматься не только торговлей, но и производственной деятельностью. Промышленно-производственные зоны создаются на территории со специальным таможенным режимом, где производится экспортная или импортозамещающая продукция. Эти зоны пользуются существенными налоговыми и финансовыми льготами. Наибольшее распространение, особенно в развивающихся странах, получили экспортно-производственные зоны (ЭПЗ). Современная модель таких зон берет начало от зональной структуры, созданной в 1959 г. в ирландском аэропорту Шэннон. Наибольший эффект от таких зон был получен в «новых индустриальных странах». Логика образования экспортно-производственных зон была предопределена экономической стратегией развивающихся стран, когда с середины 60-х годов возникла необходимость стимулирования промышленного экспорта и занятости за счет притока иностранных капиталов. Технико-внедренческие зоны относят к зонам третьего поколения (70-80-е годы). Они образуются стихийно (США) или создаются специально с государственной поддержкой вокруг крупных научных центров (Япония, Китай). В них концентрируются национальные и зарубежные исследовательские, проектные, научно-производственные фирмы, пользующиеся единой системой налоговых и финансовых льгот. Наибольшее число технико-внедренческих зон функционирует в США, Японии, Китае. В США их называют технопарками, в Японии — технополисами, в Китае — зонами развития новой и высокой технологий. Самый известный в мире и крупнейший в США технопарк «Силикон Вали» (Кремниевая Долина) дает 20% мирового производства средств вычислительной техники и компьютеров. В нем занято около 20 тыс. работников. В начале 90-х годов в США функционировало около 150 технопарков. Родственных им образований, именуемых «инкубаторами бизнеса» в начале 90-х годов насчитывалось более одной тысячи. В Европе к концу 80-х годов было уже более 200 научных парков, причем они имелись практически во всех регионах. В Японии в рамках специальных правительственных программ создано два десятка технополисов на базе ведущих научных организаций. В КНР подобные зоны создаются, как правило, в ходе реализации государственных планов по развитию науки и техники. В середине 90-х годов в Китае функционировало более 50 зон развития новой и высокой технологии. Характерно, что в азиатских «новых индустриальных странах» технико-внедренческие зоны формируются как инновационные центры сложившихся экспортно-производственных зон, которые уже находятся в достаточной степени развития и им требуется переориентация на выпуск наукоемкой продукции. С 80-х годов к созданию научных парков подключились Индия, Малайзия, Таиланд и др. В результате в 90-х годах в мире функционировало более 7 тыс. научных парков, включающих собственно научные парки, регионы науки, технополисы и «инкубаторы бизнеса». Сервисные зоны представляют собой территории с льготным режимом предпринимательской деятельности для фирм и организаций, оказывающих различные финансово-экономические, страховые и иные услуги. К числу сервисных зон относятся оффшорные зоны (ОЗ) и налоговые гавани (НГ), которые привлекают предпринимателей благоприятным валютно-финансовым, фискальным режимом, высоким уровнем банковской и коммерческой секретности, лояльностью государственного регулирования. Главное требование от компании, зарегистрированной в оффшорной зонеи претендующей на получение налоговых и иных льгот, — не быть резидентом страны, где находится оффшорный центр и не извлекать на его территории прибыль. Налоговые гавани отличаются от оффшорных зон тем, что в них (в НГ) все фирмы (как местные, так и иностранные) получают налоговые льготы на все или некоторые виды деятельности. В настоящее время в мире насчитывается более 300 оффшорных центров. Среди них налоговых гаваней — около 70. К числу стран, где уже давно функционируют оффшорные компании, относятся: Лихтенштейн, Панама, Норманские острова, остров Мэн (Британия), Антильские острова, Гонконг, Мадейра, Либерия, Ирландия, Швейцария и др. В последнее десятилетие оффшорные зоны появились на Мальте, Маврикии, Западном Самоа, в Израиле, Малайзии (о. Лабуан) и других странах. Промышленные, торговые, банковские, страховые и другие компании в ОЗ либо вообще не подлежат налогообложению (Ирландия, Либерия), либо облагаются небольшим паушальным налогом (Лихтенштейн, Антильские острова, Панама, остров Мэн и др.). В Швейцарии, например, установлен более низкий размер налога, который может и не взиматься при определенных условиях. Льготный режим в оффшорных зонах определяется: — отсутствием валютных ограничений, — свободным вывозом прибылей, — низким уровнем уставного капитала, — отсутствием таможенных пошлин и сборов для иностранного инвестора, — экстерриториальностью и др. Для стран, организующих оффшорные зоны, выгода состоит: — в привлечении дополнительных иностранных капиталов; — в получении дохода от пребывания зарегистрированной компании в этой зоне; -в создании дополнительных рабочих мест для местных специалистов, что в целом способствует развитию национальной экономики. Оффшорный бизнес концентрируется, как правило, в банковском, страховом деле, морском судоходстве, операциях с недвижимостью, в трастовой деятельности, во всех видах экспортно-импортных операций, в консалтинге. По некоторым оценкам, капитал, задействованный в сфере оффшорного бизнеса, достигает 500 млрд. долл. В нем участвуют почти 2 млн. вкладчиков (юридических и физических лиц), и каждый год регистрируется несколько тысяч новых компаний, увеличивающих объемы оффшорной деятельности. Деятельность оффшорных зон оценивается специалистами весьма неоднозначно. Признавая их важную роль в международном движении капитала, многие сходятся во мнении, что оффшорные центры зачастую являются местом «отмыва грязных денег» и разного рода банковских афер. Комплексные зоны образуются путем установления особого, льготного по сравнению с общим режимом хозяйственной деятельности на территории отдельных административных образований. Комплексные свободные экономические зоны появились сравнительно недавно, в начале 80-х годов. Некоторые из них были созданы с нуля, а большинство сформировались на базе зон с экспортно-ориентированной обрабатывающей промышленностью и представляют собой новую, более высокую, ступень развития. Отличие комплексных свободных экономических зон от других форм заключается в больших пространственных масштабах, в более высокой концентрации производства и в более широком поле деятельности. Их функции составляют единое целое: — преимущественное развитие международной торговли экспорто-замещающего производства, — развитие финансового рынка, — коммуникаций, — туризма. К комплексным СЭЗ можно отнести пять специальных экономических зон Китая, «открытые районы» КНР, зону «Манаус» в Бразилии, территорию «Огненная Земля» в Аргентине, зоны свободного предпринимательства, создаваемые промышленно развитыми странами в депрессивных районах. В 90-е годы активизируются процессы по формированию международных свободных экономических зон. Отработка деловых контактов не на межгосударственном, а на региональном уровне привела к появлению так называемых «еврорегионов» как формы организации внешнеэкономического взаимодействия. Еврорегион представляет собой добровольное объединение пограничных областей различных государств, прежде всего в хозяйственной сфере, с целью интенсификации внешнеэкономических связей друг с другом. Высшие органы каждой страны, осуществляющей свою деятельность в еврорегионе, делегируют данной области полномочия, способствующие интенсификации приграничных хозяйственных и иных связей. Активную роль в создании еврорегионов играют Польша, Словакия, Чехия, Венгрия, а также Украина и Беларусь. Глава 5 Особенности инвестиционного климата свободных экономических зон Общей характерной чертой различных видов свободных экономических зон является наличие благоприятного инвестиционного климата, включающего в себя таможенные, финансовые, налоговые льготы и преимущества по сравнению с общим режимом для предпринимателей, существующим в той или иной стране. Конкретные льготы и стимулы имеют некоторые количественные отличия по зонам разных стран, по существу они, как правило, сходны. Выделяют четыре основ