Свободные экономические зоны в Украине

План
1. Свободные экономические зоны вУкраине
2. Взаимосвязь стратегического,тактического и оперативного управления инвестиционной деятельностью
3. Тесты
Список использованной литературы

1. Свободные экономические зоны вУкраине
 
Согласно ст. 1 Закона Украины «Об общих основах создания ифункционирования специальных (свободных) экономических зон» СЭЗ представляетсобой часть территории Украины, на которой устанавливаются и действуютспециальный правовой режим экономической деятельности и порядок применения идействия законодательства Украины. На территории СЭЗ вводятся льготныетаможенные, валютно-финансовые, налоговые и прочие условия экономическойдеятельности национальных и иностранных юридических и физических лиц.
С распространенностью СЭЗ наблюдается парадоксальнаяситуация: много говорится о признаках зон, их особенности, способах веденияхозяйства, об их важности, необходимости для каждой страны, а четкогоуниверсального понятия СЭЗ, которое бы отражало юридическую сущность данногоявления, не сформулировано. Одни ученые пошли путем изучения конкретного типазон, четкого выделения их особенностей. Другие, старались дать какое-то универсальноепонятие СЭЗ, в которое бы вписывалась любая зона. Но все эти определенияхарактеризуются или крайней детализацией, или чрезмерной обобщенностью,односторонностью, заангажированностыо.
Сначала СЭЗ считалась особая территория большого морского порта,выделенная из таможенной юрисдикции страны для свободного и беспошлинного ввозаи вывоза товаров. Основными факторами создания СЭЗ было наличие трудовыхресурсов, развитая транспортная инфраструктура и наличие международныхкоммуникаций. Это термин нашел свое отображение в Киотской конвенции обупрощении и нормали-нации таможенных процедур (1978 г.). В дальнейшем этоттермин стал использоваться для обозначения других территорий, на которыхустанавливался льготный режим осуществления хозяйственной деятельности. Большетого, свободными экономическими зонами стали называться даже отдельныепредприятия, которым государством были предоставленные определенныепреференции. Поэтому с исторической точки зрения верней говорить о специальныхэкономических зонах, как об обобщающем понятии, которое включает свободныеэкономические зоны, промышленно-производственные, зоны развития высоких новыхтехнологий и др.
Чтобы четко определить юридическое понятие СЭЗ и присущие емупризнаки необходимо, прежде всего, определить какие общественные отношениярегулируются законодательством о СЭЗ, то есть выяснить экономическую основуданного института.
Свободная экономическая зона — ограниченная частьнационально-государственной территории, на которой действуют особые льготныеэкономические условия для иностранных и национальных предпринимателей (льготытаможенного, арендного, валютного, визового, трудового режима и т.д.), что всовокупности создает сверхблагоприятные условия для развития промышленности иинвестирования иностранного капитала. Другими словами — это свободный отограничений, но с ограниченным количеством участников рынок. Его особенность всвободном экономическом сочетании спроса и предложений с ограниченнымивозможностями управления ценообразованием и контролем за деятельностьюсубъектов со стороны государства и органов местного самоуправления.
СЭЗ направлена на ускоренное развитие производственных,торговых, технико-внедренческих отношений и внешнеэкономической деятельности наоснове предоставления льгот субъектам, которые хозяйствуют. Такое развитиевозможно лишь путем реализации утвержденных на государственном и региональномуровнях комплексных программ, которые предусматривают активизацию деловойактивности в рамках определенной территории под руководством специальносозданных органов управления. В свободной экономической зоне устанавливаетсяособый, льготный по сравнению с общим, режим инвестиций и предпринимательскойдеятельности, в том числе внешнеэкономической и инвестиционной деятельности.
Экономическая зона является особой частью государственной итаможенной территории, на которую распространяется особый таможенный режимвзыскания таможенной пошлины и других платежей (в том числе налогов), которыеуплачиваются при таможенном оформлении ввезенных и вывозимых товаров.
Свободная экономическая зона — ограниченная территория, накоторой действует особый правовой и экономический режим инвестиционной ипредпринимательской деятельности, регулируемый специальным законом по ееучреждению и функционированию.1 СЭЗ создается на определенный срок,после истечения которого этот режим может быть продолжен или прекращен. Итак, сучетом изложенного СЭЗ — это часть территории государства. Но необходимоотличать свободные таможенные союзы, созданные на основании международных договоров,которые охватывают территорию нескольких стран от свободных таможенных зон.Поэтому следует говорить о том, что СЭЗ – это часть территории в границахопределенного государства. В то же время мировая практика знает существованиеСЭЗ, которые организованы на территории целого государства (офшорные зоны).Это, как правило, небольшие по размеру государства. Таким образом, СЭЗ — этовся территория страны или определенная ее часть.
В большинстве случаев создание и функционирование СЭЗосуществляется на основе внутреннего законодательства. Международные договоры онормализации торговли и установлении экономических связей являютсявторостепенными, дополнительными, что позволяет наиболее полно реализоватьзадачи и цель создания СЭЗ.
СЭЗ характеризуются особым правовым режимом осуществленияпредпринимательской деятельности. Во всех существующих СЭЗ этот режимраспространяется лишь на те субъекты, которые выполняют требования,установленные законодательством при создании СЭЗ. Поэтому не совсем точнымиявляются утверждения о том, что особый правовой режим распространяется на всютерриторию. Он распространяется лишь на те субъекты хозяйствования, которыеотвечают всем определенным законом требованиям. Другие субъекты действуют наобщих основаниях и не пользуются установленными льготами, на них нераспространяются полномочие органов управления СЭЗ.
Особый правовой режим, который устанавливается на территорииСЭЗ проявляется в:
— наличии общей и специальной нормативной базы, котораярегламентирует порядок создания и функционирование СЭЗ;- относительнойобособленности и самостоятельности экономики СЭЗ от национальной экономикистраны;
— конкретизации цели создания СЭЗ и предоставленных льгот,которые отвечают определенному типу СЭЗ;
— наличии полного перечня условий, при соблюдении которых насубъекты хозяйствования распространяется особый правовой режим, и онистановятся субъектами СЭЗ;
— учреждении специального руководящего органа;
— установлении определенного срока существования СЭЗ.
Как уже отмечалось, СЭЗ создается для достижения определенныхцелей, решения определенных задач. Поэтому каждому типу СЭЗ присущ наборцелевых приоритетов, соответственно которым она и функционирует, достижениюкоторых она может эффективно оказывать содействие. Поэтому, если на протяженииустановленного времени это не достигается, то СЭЗ может быть ликвидирована.
Свободная экономическаязона — это часть территории в границах государственной границы, где внутреннимспециальным законодательством на определенный срок устанавливается особыйправовой режим предпринимательской деятельности, который распространяется лишьна те субъекты, что отвечают установленным законом о создании конкретной зонытребованиям для реализации поставленных перед зоной целей и задач.
Ст. 3 Закона Украины «Об общих основах создания ифункционирования специальных (свободных) экономических зон» определяет типыспециальных экономических зон, которые могут быть созданы в Украине. Тип — общие функциональные и правовые признаки СЭЗ. Соответственно мировой практике испецифике в Украине могут создаваться: свободные экономические зоны и порты,экспортные зоны, транзитные зоны, таможенные склады, технологические парки,технополисы, комплексно-производственные зоны, туристическо-рекреационные зоны,страховые зоны, банковские зоны.
Выделение тех или других видов СЭЗ проводится в зависимостиот избранных критериев и цели классификации. Поэтому мы и будем придерживатьсяэтих критериев и выделим СЭЗ в зависимости от их назначения.
По функциональному назначению и специализации выделяют следующиевиды СЭЗ:
1) свободные таможенные зоны, куда включаются свободные портыи свободные торговые зоны;
2) промышленно-производственные зоны: импортозаменяющие,экспортные, смешанные;
3) зоны развития высоких и новых технологий: технополисы,бизнес-инновационные центры;
4) сервисные: офшорные, банковско-страховые, туристические;
5) комплексные.
По характеру взаимодействия с национальной экономикой странывыделяют такие виды зон:
Анклавные. Такие зоны отделены от всей другой территории системойпропускных пунктов, досмотров, проверок, а субъект СЭЗ не может вестипредпринимательскую деятельность на другой территории страны и не имеет правазаключать соглашения и осуществлять операции с национальными субъектами(офшорные зоны), поставлять продукцию внутрь страны (экспортно-производственныезоны).
Интеграционные. Предприятия, на которые распространяется особый правовойрежим, органически включаются в экономику страны, активно сотрудничают снациональными производителями.
По субъектам хозяйственной деятельности выделяют:
1) Зоны, где разрешена деятельность лишь иностранныхюридических и физических лиц. Как правило, это те СЭЗ, которые создаются дляпривлечения иностранного капитала и новейших технологий, если страна неспособна самостоятельно добиться развития производства, внедрения достиженийнауки, решить проблему недостатка валютных средств собственными силами.
2) Зоны, где ведут деятельность, как национальные, так ииностранные субъекты. Это зоны, которые создаются для развития конкретнойотрасли народного хозяйства, восстановления отдельных производств, вывода изкризиса отдельных районов, уменьшения количества безработных, если нужнопереместить производственные силы с одной части страны в другую.
3) Внешнеторговые зоны — СЭЗ, где товары иностранного происхождениясохраняются, продаются и покупаются без уплаты таможенной пошлины и таможенныхсборов. Эти зоны тесно связаны с зонами таможенного контроля и создаются награницах таможенной границы Украины в аэропортах, морских портах, пунктахпропуска через таможенную границу Украины (таможнях). Эти зоны являютсяпростейшей формой СЭЗ и создаются для активизации внешней торговли (экспорт,импорт и транзит) и приток валюты за счет предоставления таможенных льгот,услуг при хранении и перемещении товаров через таможенную границу Украины,аренды складских и торговых помещений, складов, а также на услуги относительнодоработки, сортировки товаров. Такие зоны создаются и существуют как свободныепорты (порто — франко), свободные таможенные зоны (зоны франке), таможенныесклады.
4) Научно-технические зоны характеризуются тем, что ихспециальный правовой режим ориентирован на ускоренное развитие научного ипроизводственного потенциала. Другими словами, вводится специальный режимотносительно осуществления венчурного бизнеса. Цель создания таких зон состоитне только в развитии научного и производственного потенциала, но и усиленияпритока валюты за счет продажи лицензий или «ноу-хау». Научно-технические зонысоздаются в виде инновационных центров — технополисов (Институт электросваркиАН Украины им. Патона) районов интенсивного научного развития,высокотехнологических промышленных зон, научно-производственных парков,локальных инновационных центров.
5) Комплексные производственные зоны — часть территориигосударства со специальным льготным режимом экономической деятельности с цельюстимулирования развития предпринимательства и привлечения инвестиции вприоритетные отрасли хозяйства, расширения внешнеэкономических связей иобеспечения занятости населения. Такие зоны могут создаваться в формеэкспортных производственных зон, складских хозяйств, импортоориентированныхзон. Первые специализируются на переработке отечественного сырья длядальнейшего экспорта, вторые — на создании специальных складов и накоплении наних товара с целью прорыва и завоевания рынка, последние ориентируются назамену импортных товаров с целью их вытеснения с отечественного рынка.
6) Офшорные зоны вводятся для интенсивного развитиябанковского и страхового бизнеса за счет установления благоприятных условий длятаких операций и ориентации на иностранную валюту и нерезидентов. При этомофшорный статус предоставляется лишь банкам и страховым компаниям, которыесозданы лишь с участием нерезидентов и обслуживания их договоров впредпринимательской деятельности. Например, страховые компании специализируютсяна хеджировании внешнеэкономических контрактов.
7) Зоны пограничной торговли — часть таможенной территорииУкраины, где действует упрощенный порядок пересечения таможенной границы иторговли. Создаются в морских портах, аэропортах, на таможнях.
8)Туристическо-рекреационные зоны создаются в районах, которые имеют богатый,уникальный природно-климатические ресурсы (минеральные лечебные воды),рекреационный и историческо-культурный потенциал. Цель создания таких зон — привлечение иностранного капитала, развитие курортно-оздоровительного итуристического бизнеса.
2. Взаимосвязьстратегического, тактического и оперативного управления инвестиционнойдеятельностью
 
Взаимосвязьстратегического, тактического и оперативного управления инвестиционнойдеятельностью рассмотрим на примере механизма подготовки и осуществления прямыхинвестиций.
Реализация инвестицийосуществляется на основе инвестиционных проектов.
Инвестиционный проектпредставляет собой “комплексный план мероприятий, включающий капитальноестроительство, приобретение технологий, закупку оборудования, подготовку кадрови т.д., направленных на создание нового или модернизацию (расширение)действующего производства товаров и услуг с целью получения экономического илисоциального эффекта”
Поэтому остановимся лишьна некоторых общих особенностях, присущих проекту осуществления прямыхинвестиций в снабженческо-сбытовую деятельность.
В большинстве случаевсоздание за рубежом фирм являлось логическим шагом в освоении зарубежныхрынков, потребляющих данную продукцию. Учредители указанных фирм предпринималиэтот шаг, убедившись, что применяемые ими организационные формы экспорта иимпорта товаров и услуг не позволяют использовать все потенциальные возможностидля работы на местных рынках.
Подготовка проектаосуществления прямых инвестиций включает ряд этапов.
Первый этап начинается сизучения рынка зарубежной страны, в том числе с анализа номенклатурыотечественных товаров и услуг, перспективных для сбыта, и определения емкостизарубежного рынка по этой номенклатуре. Если фирма планирует заниматься такжесбытом местных товаров в Украине, то аналогичный анализ проводится по Украине.На этой базе делается прогноз объема реализации товаров и услуг черезучреждаемую фирму.
Затем определяется способзакупок товаров и услуг у украинских поставщиков и/или продаж их украинскимпокупателям (с ними заключаются контракты, даже если они являются учредителямифирмы) за наличный расчет, в кредит, на консигнационный склад. Оговариваетсяспособ оформления поставок: ”в виде договоров купли-продажи (типично дляготовых изделий) или договора комиссии (характерно для сырья)”.
На этой основеоценивается объем инвестиций в основные и оборотные фонды: затраты наразмещение офиса, транспорт и склады, расходы на заработную плату, закупку ихранение товаров, таможенную очистку, транспортировку, страхование и т.д.Расчет делается в гривне и иностранной валюте и охватывает период нескольколет.
Прорабатывается местное иотечественное законодательство прямо или косвенно затрагивающее деятельностьсоздаваемой фирмы: ограничения на вывоз и ввоз капитала и прибыли, таможенноезаконодательство, законодательство о конкуренции и демпинге, налоговоезаконодательство, иммиграционный режим, неформальные ограничения и другиеважные факторы. Особое внимание уделяется оценке инвестиционного климата иучету рисков.
Определяетсяорганизационно-правовая форма создаваемой фирмы (товарищество, общество и т.д.)и подбираются потенциальные зарубежные учредители, если в них есть нужда.Последние также привлекаются к проработке вышеперечисленных этапов.
Затем следует оценкаэкономической эффективности создаваемой фирмы. При этом надо учитывать, что дляснабженческих сбытовых компаний задача максимизации их прибыли не всегдаявляется главной, так как местному учредителю часто выгоднее получить доходчерез цену, по которой зарубежная фирма покупает у него или продает ему товары,а не через дивиденды по вкладу в капитал фирмы. Однако если налогообложениеприбыли в стране размещения зарубежного филиала заметно ниже, чем в Украине, товыгоднее, чтобы прибыль аккумулировалась за рубежом, что в большинстве случаеви происходит.
Заключительный этапсоздания (покупки) фирмы включает подготовку и принятие учредительныхдокументов (договорной устав или учредительный договор); получение разрешенияот компетентных органов в Украине (обязательно) и зарубежной стране (если такоеразрешение требуется); регистрацию фирмы за рубежом и занесение ее вГосударственный реестр зарубежных предприятий, создаваемых с украинскимучастием.
Анализируя и обобщаямеханизм осуществления прямых инвестиций его основные этапы можно представить наглядноследующей схемой (рис. 1.).
/> 
 

                                                                                              4.Тестовые задания
3. Тесты
1.Рынок объектов реальногоинвестирования включает
А) рынок недвижимостии площадок под строительство
Б) рынок подрядчиков
В) рынок рабочей силы
Г) верного ответа нет
2. Управлением активами иприватизационным сопровождением занимаются
А) инвестиционный фонд
Б) инвестиционнаякомпания
В) коммерческий банкГ) все три приведенных тут
Список использованных источников
 
1.   Условия повышения эффективностиспециального режима инвестиционной деятельности // Экономика Украины.– №3.-2000.–с.47.
2.   Финансирование и инвестиции/ Пер. снем. Крушвитц Лутц, СПб: Петербург, 2005.– 400с.
3.   Финансово-инвестиционный анализ /Комаринский Л., Яремчук И, К: Сталкер, 2006.–с.400.
4.   Финансы: Учебное пособие /Под ред.проф. А.М. Ковалевой.–М.: Финансы и статистика., 2004.– 336с.
5.   Основы инвестирования: Пер с анг. /Гитман Л, Джонк М, М: Маркетинг, 2005.– 1008с.
6.   Организация и финансированиеинвестиций / Мелкумов Л.С., М: Инфра-М, 2003.– 248с.
7.   Налоги и инвестиции / Бухгалтер.–№1-2.- 2002.– с.90.