МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УОВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ П.М.МАШЕРОВА РЕФЕРАТ на тему Исследования подросткового возраста Выполнила студентка ФлФ гр.210 Андреева О.Ю. Проверила Милашевич Е.П. Витебск 2005 СОДЕРЖАНИЕ 1. Введение 2. Исследования подросткового возраста3 3.
Новые тенденции в изучении отрочества Л.С. Выгосский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович.4 Введение Классические исследования подросткового возраста касаются развитияличности в определенный исторический период, период первой трети XX века, когда детская психология формировалась как самостоятельная наука, оставаясь, как уже отмечалось, под влиянием биологизаторских идей. Особенно ярко это проявилось в трактовке одного из самых трудных
психологических возрастов – подросткового. Психологические изменения, происходящие в развитии личности подростка, исследователи связывали прежде всего с процессом полового созревания. Существует множество фундаментальных исследований, гипотез и теорий подросткового возраста. Многие из рассмотренных ранее концепций детского развития вновь приходят в столкновение и проявляют себя в области психологии подростка. Поскольку черты отрочества и юности, по признанию самих исследователей,
не выявлены, скомканы и бедны у детей из пролетарской среды, то чистое, полное и развернутое протекание этого периода развития можно наблюдать только у детей образованных слоев общества. Именно поэтому наиболее яркие психологические концепции подросткового возраста строились на основе изучения буржуазного подростка начала ХХ в подростка в идеале. Их анализ позволит очертить круг вопросов, имеющих непосредственное отношение к этому возрасту, описать
его симптоматику, увидеть стабильное и исторически изменчивое в психологии подростка, различить феномены и их интерпретацию в разных научных концепциях. Исследования подросткового возраста Во второй половине века исследователи углубили понимание роли среды вразвитии подростка. Так, Э. Эриксон, считавший подростковый возраст самымважным и наиболее-трудным периодом человеческой жизни, подчеркивал, чтопсихологическая напряженность, которая сопутствует формированию целостностиличности,
зависит не только от физиялогического созревания, личнойбиографии, но и от духовной атмосферы общества, в котором человек живет, отвнутренней противоречивости общественной идеологии. Э. Эриксон подробно проанализировал этот процесс в книге, посвященнойрелигиозному реформатору XVI века Мартину Лютеру. Характеризуя кризисидентичности Лютера, он подчеркивал, что детство Лютера было крайне сложными противоречивым.
Атмосфера в доме была тяжелой, постоянно присутствовалстрах разорения и физической гибели в рудниках. Взаимоотношения членов семьитоже были непростыми характер отца Мартина Лютера был крайне деспотичным и неустойчивым вспышки гнева сменялись сентиментальностью, а мать, находясь в полном подчинении у отца, была подавленной и забитой женщиной, поэтому ееженские и материнские качества были выражены слабо, что не могло не повлиятьна развитие личности
Лютера и на формирование его мировоззрения. Надоотметить, что описанные черты детства были вполне типичны для многихбюргерских семей того времени. Отношение Мартина Лютера к отцу было глубоко амбивалентным, что выражалось в постоянном колебании между бунтом и подчинением. Пытаясь преодолеть внутреннюю зависимость от отца, Лютер в 22года бросает Эрфуртский университет, где к тому времени он уже сталмагистром искусств, и
против воли отца уходит в монастырь. Но и в монастыреюноша не находит разрешения мучающих его вопросов, так как соблюдениемонашеских обетов связало его новыми цепями зависимости. К тому жевнутренняя зависимость от отца оставалась с ним. Но молодой Лютер находитспособ решения своего конфликта, расширяя его вовне. Он разрешает свойличный конфликт с отцом через новый тип отношений – отношений с
ОтцомНебесным, без посредничества церкви и папы, через новую постановку проблемвласти – светской и духовной – и личной моральной ответственности. В другой известной научной концепции – концепции Ж. Пиаже, в возрастеот 11-12 лет и до 14-15 лет осуществляется последняя фундаментальнаядецентрация – ребенок освобождается от конкретной привязанности к данным вполе восприятия объектам и начинает рассматривать мир с точки зрения того,как его можно изменить. В этом возрасте, когда, согласно
Ж. Пиаже,окончательно формируется личность, строится программа жизни. Для создания же программы жизни необходимо развитие гипотикодедуктивного, то есть формального мышления. Строя план своей будущей жизни, подросток приписывает себе существенную роль в спасении человечества и организует свой план жизни в зависимости от подобной цели. С такими планами и программами подростки вступают в общество взрослых, желая преобразовать его.
Испытывая препятствия со стороны общества и оставаясь зависимыми от него, подростки постепенно социализируются. И только профессиональная работа способствует полному преодолению кризиса адаптации и указывает на окончательный переход к взрослому состоянию. Новые тенденции в изучении отрочества Л. С. Выготский, Д. Б.Эльконин, Л. И. Божович Многосторонний анализ подросткового возраста в европейской иамериканской психологии развития, несмотря на неадекватную, в основномбиологизаторскую трактовку этого
периода жизни, составляет необходимый фондля раскрытия и понимания новых тенденций в изучении отрочества, которыенамечаются в культурноисторической концепции Л. С. Выготского и его школы.Л. С. Выготский подробно рассматривал проблему интересов в переходномвозрасте, называя ее ключом ко всей проблеме психологического развитияподростка. Он писал, что все психологические функции человека на каждойступени развития, в том числе и в подростковом
возрасте, действуют небессистемно, не автоматически и не случайно, а в определенной системе,направляемые конкретными, отложившимися в личности стремлениями, влечениями и интересами. В подростковом возрасте, подчеркивал Л. С. Выготский, имеет место период разрушения и отмирания старых интересов, и период созревания новой биологической основы, на которой впоследствии развиваются новые интересы. Он писал Если в начале фаза развития интересов стоит под знаком романтических стремлений,
то конец фазы знаменуется реалистическим и практическим выбором одного наиболее устойчивого интереса, большей частью непосредственно связанного с основной жизненной линией, избираемой подростком. Л. С. Выготский перечислил несколько основных групп наиболее ярких интересов подростков, которые он назвал доминантами. Это эгоцентрическая доминанта интерес подростка к собственной личности доминанта дали установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы,
чем ближние, текущие, сегодняшние доминанта усилия тяга подростка к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательского авторитета, протесте и других негативных проявлениях доминанта романтики стремление подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму.Л. С. Выготский, как и Ж. Пиаже, особое внимание обращал на развитиемышления в подростковом возрасте.
Главное в развитии мышления овладениеподростком процессом образования понятий, который ведет к высшей формеинтеллектуальной деятельности, новым способам поведения. По словам Л. С.Выготского, функция образования понятий лежит в основе всех интеллектуальныхизменений в этом возрасте. Понимание действительности, понимание других ипонимание себя вот что приносит с собой мышление в понятиях писал он.Согласно Л. С. Выготскому, существенные изменения происходят в этом.возрасте
и в развитии воображения. Под влиянием абстрактного мышлениявоображение уходит в сферу фантазии. Говоря о фантазии подростка, Л. С.Выготский отмечал, что она обращается у него в интимную сферу, котораяскрывается обычно от людей, которая становится исключительно субъективнойформой мышления, мышления исключительно для себя. Подросток прячет своифантазии как сокровеннейшую тайну и охотнее признается Е своих проступках,чем обнаруживает свои фантазии.
Л. С. Выготский отмечал также еще два новообразования возраста. Это развитие рефлексии и на нееоснове самосознания. Развитие рефлексии у подростка, писал он, не ограничивается только внутренними изменениями самой личности, в связи с возникновением самосознания для подростка становится возможным и неизмеримо более глубокое и широкое понимание других людей. Развитие самосознания, как никакая другая сторона душевной жизни,
считал Л.С. Выготский, зависит от культурного содержания среды. В концепции Д. Б. Эльконина подростковый возраст, как всякий новый период, связан с новообразованиями, которые возникают из ведущей деятельности предшествующего периода. Учебная деятельность производит поворот от направленности на мир к направленности на самого себя. К концу младшего школьного возраста у ребенка возникают новые возможности, но он еще не знает, что
он собой представляет. Решение вопроса Что я такое может быть найдено только путем столкновения с действительностью. Особенности развития подростка в этом возрасте проявляются в следующих симптомах вновь возникают трудности в отношениях со взрослыми негативизм,упрямство, безразличие к оценке успехов, уход из школы, так как главное дляребенка происходит теперь вне школы. Детские компании поиски друга, поиски того, кто может тебя понять. Ребенок начинает вести дневник. Многие из исследователей сообщали о тайных тетрадях и дневниках,
в которых подросток находит исключительно свободное убежище, где никто и ничто его не стесняет. Предоставленный самому себе, он свободно и независимо выражает свои внутренние, подчас глубоко интимные переживания, волнующие мысли, сомнения и наблюдения. Все перечисленное свидетельствует об обращении ребенка к самому себе. Во всех симптомах просматривается вопрос Кто яКак уже отмечалось, многие авторы сводили эти симптомы
к началуполового созревания. Однако, как подчеркивает Д.Б. Эльконин, самоизменениевозникает и начинает осознаваться сначала психологически в результатеразвития учебной деятельности илишь подкрепляется физическими изменениями.Это делает поворот на себя еще более интимным.Сравнивая себя со взрослым, подросток приходит к заключению, что междуним и взрослым никакой разницы нет. Он начинает требовать от окружающих,чтобы его больше не
считали маленьким, он осознает, что также обладаетправами. Центральное новообразование этого возраста возникновениепредставления о себе как не о ребенке подросток начинает чувствовать себявзрослым, стремится быть и считаться взрослым, он отвергает своюпринадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценнойвзрослости, но зато есть огромная потребность в признании его взрослостиокружающими. Виды взрослости выделены и изучены
Т. В. Драгунавой. ОнимногообразныПодражание внешним признакам взрослости – курение, игра в карты,употребление вина, особый лексикон, стремление к взрослой моде в одежде иприческе, косметика, украшения, приемы кокетства, способы отдыха,развлечений, ухаживания. Это самые легкие способы достижения взрослости исамые опасные. Подражание особому стилю веселой, легкойжизни социологи и юристы называют низкой культурой досуга, при этомпознавательные интересы утрачиваются и складывается специфическая установкавесело провести время
с соответствующими ей жизненными ценностями.Равнение подростковмальчиков на качества настоящего мужчины. Это -сила, смелость, мужество, выносливость, воля, верность в дружбе и т.п.Средством самовоспитания часто становятся занятия спортом. Интересноотметить, что многие девушки в настоящее время также хотят обладатькачествами, которые веками считались мужскими.Социальная зрелость. Она возникает в условиях сотрудничества ребенка ивзрослого в
разных видах деятельности, где подросток занимает местопомощника взрослого. Обычно это наблюдается в семьях, переживающихтрудности, там фактически подросток занимаетположение взрослого. Здесьзабота о близких, благополучие их принимает характер жизненной ценности.Многие мальчики стремятся овладеть разными взрослыми умениями слесарничать,столярничать, фотографировать и т.п а девочки – готовить, шить, вязать.Начало подросткового возраста – очень благоприятное время –
этого. Поэтомупсихологи подчеркивают, что необходим включать подростков на правахпомощника в соответствующие занятия взрослых.Интеллектуальная взрослость. Она выражается в стремлении подросткачто-то знать и уметь по-настоящему. Это стимулирует развитие познавательнойдеятельности, содержание ко торой выходит за пределы школьной программыкружки музеи и т.п Значительный объем знаний у подростков результатсамостоятельной работы. Учение приобретает таких школьников личный смысл ипревращается в самообразование.
Стремление быть взрослым вызывает сопротивление со стороныдействительности. Оказывается, что никакого места в системе отношений совзрослыми ребенок еще занять не может, и он находит свое место в детскомсообществе.Для подросткового возраста характерно господство детской сообщества надвзрослым. Здесь складывается новая социальная ситуация развития. Идеальнаяформа – то, что ребенок осваивает в этом возрасте, с чем он реальновзаимодействует это области
моральных норм, на основе которых строятсясоциальные взаимоотношения. Общение со своими сверстниками – ведущий типдеятельности в этом возрасте. Именно здесь осваиваются нормы социальногоповедения, нормы морали, здесь устанавливаются от ношения равенства иуважения друг к другу. Если подросток в школе не может найти системыудовлетворяющего его общения, он часто уходит из школы, разумеется, чащепсихологически, хотя не так уж редко и буквально.
Что становится главным для подростка в школе Дети общаются, ихотношения строятся на кодексе товарищества, полного доверия и стремления кабсолютному взаимоВ этот период учебная деятельность дляподростка отступает на задний план Центр жизни переносится из учебнойдеятельности, хотя она остается преобладающей, в деятельность общения.Главное происходит на переменках. Туда выплескивается все самое сокровенноесверхсрочное, неотложное. Интересно складывается система отношений сучителем то место, которое ребенок занимает внутри коллектива,
становитсядаже важнее оценки учителя. В общении осуществляется отношение к человекуименно как к человеку. Как раз здесь происходит усвоение моральных норм,осваивается система моральных ценностей. Здесь идет мыслимое и воображаемоепроигрывание всех самых сложных сторон будущей жизни. Эта возможностьсовместно – в мысли, в мечте – проработать, проиграть свои устремления,свои радости имеет важное значение для развития внутренней жизни.
И этоединственная деятельность, в которой будущая жизнь может быть мысленнопродействована. Деятельность общения чрезвычайно важна для .формирования личности вполном смысле этого слова. В этой деятельности формируется самосознание.Основное новообразование этого возраста социальное сознание, перенесенноевнутрь. По Л. С. Выготскому, это и есть самосознание. Сознание означаетсовместное знание. Это знание в системе отношений.
А самосознание – этообщественное знание, перенесенное во внутренний план мышления.Контролирование своего поведения, проектирование его на основеморальных норм – это и есть личность. ПоД. Б. Эльконину, всеновообразования подросткового возраста, как в капле воды, отражаются вотношении подростка к девушке достаточно посмотреть на эти отношения, чтобыувидеть всю систему моральных норм, усвоенных личностью,Л. И. Божович также отмечала, что к началу переходного возраста в общемпсихическом
развитии появляются новые, более широкие интересы, личныеувлечения и стремление занять более самостоятельную, более взрослуюпозицию в жизни. Однако в переходном возрасте еще нет возможностей нивнутренних, ни внешних, чтобы занять эту позицию. Л. И. Божович считала,что расхождение между возникшими потребностями и обстоятельствами жизни,ограничивающими возможность их реализации, характерно для каждоговозрастного кризиса. Но тем не менее, какой бы субъективно а иногда иобъективно ни была жизнь подростка, он все равно всем
существом своимнаправлен в будущее, хотя это будущее представляется ему еще оченьтуманно. Характеризуя подростковый возраст, Л. И. Божович писала Втечение этого периода ломаются и перестраиваются все прежние отношенияребенка к миру и к самому себе и развиваются процессы самосознания исамоопределения, приводящие, в конечном счете, к той жизненной позиции, скоторой школьник начинает свою самостоятельную жизнь.
В переходный период происходят преобразования в самых различных сферахпсихики. Кардинальные изменения касаются мотивации. В содержании мотивов на первый план выступают мотивы, которые связаны с формирующимсямировоззрением, с планами будущей жизни. Структура мотивов характеризуетсяиерархической системой, наличием определенной системы соподчиненныхразличных мотивационных тенденций на основе ведущих общественно значимых и ставших ценными для личности мотивов
Что касается механизма действиямотивов, то они действуют теперь не непосредственно, а возникают наосновесознательно поставленной цели и сознательно принятого намерения.Именно в мотивационной сфере, как считала Л. И. Божович, находится главноеновообразование переходного возраста. С мотивационной сферой тесно связано нравственное развитие школьника,которое существенным образом изменяется именно переходном возрасте. Какписала
Л. И. Божович, выражая определенные отношения между людьми,нравственные нормы реализуются любой деятельности, которая требуетобщения производственной, научной, художественной и др. Усвоениеребенком нравственного образца происходит тогда, когда он совершает реальныенравственные поступки в значимых для него ситуациях. Но усвоение этогонравственного образца не всегда проходит гладко. Совершая различныепоступки, подросток больше поглощен частным содержанием своих действий.
Врезультате писала Л. И. Божович он приучается вести себясоответственно данному частному образцу, но не может осознавать егообобщенный нравственный смысл. Процессы эти весьма глубинные, поэтому часто изменения, происходящие в области нравственности, остаются не замеченными ни родителями, ни учителями. Но именно в этот период существует возможность оказать нужное педагогическое влияние, потому что вследствие недостаточной обобщенности нравственного опыта нравственные
убеждений, подростка находятся еще в неустойчивом состоянии.Нравственные убеждения возникают и оформляются только переходномвозрасте, хотя основа для их возникновения был заложена гораздо раньше. Вубеждении, по мнению Л. И. Божович находит свое выражение более широкийжизненный опыт школьника, проанализированный и обобщенный с точки зрениянравственных норм, и убеждения становятся специфичными мотивам поведения идеятельности
школьников. Одновременно с развитием убеждений формируется нравственное мировоззрение, которое представляет собой систему убеждений что приводит к качественным сдвигам во всей системе потребностей и стремлений подростка. Под влиянием развивающегося мировоззрения происходит иерархизация в системе побуждений, в которой ведущее место начинают занимать нравственные мотивы. Установление такой иерархии приводит к стабилизации качеств личности, определяя ее направленность,
и позволяет человеку в каждой конкретной ситуации занять свойственную ему нравственную позицию. Еще одно новообразование, возникающее в конце переходного периода, Л. И. Божовичназывала самоом. С субъективной точки зрения оно характеризуетсяосознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новойобщественно значимой позиции Самоопределение возникает в конце учебы вшколе, когда человек стоит перед необходимостью решать проблему
своегобудущего. Самоопределение отличается от простого прогнозирования своейбудущей жизни, от мечтаний, связанных с будущим. Оно основывается на ужеустойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта, предполагает учетсвоих возможностей и внешних обстоятельств, оно опирается на формирующеесямировоззрение подростка и связано с выбором профессии Но подлинноесамоопределение, как отмечала Л. И. Божович, не заканчивается в это время,оно как системное новообразование, связанное с формированием
внутреннейпозиции взрослого человека, возникает значительно позже и являетсязавершающим последний этап онтогенетического развития личности ребенка. Литература 1. Божович Л.И Личность и ее формирование в детском возрасте,М 1968. 2. Возрастная и педагогическая психология Под ред. А.В. Петровского. М 1980. 3. Обухова Л.Ф Возрастная психология,
М 1996 374 с.