Сёрен
Кьеркегор
Kierkegaard, Seren (1813–1855), датскийфилософ, религиозныймыслительилитератор, родился 5 мая 1813 вКопенгагене. Училсявсреднейклассическойшколе, в 1830 поступилвКопенгагенскийуниверситет. Значительноевлияниенаегосудьбуоказаласмертьотцав 1838. Двумягодамипозднееонвыдержалэкзаменпотеологиивуниверситете. ПодготовленнаяКьеркегороммагистерскаядиссертацияопонятииирониибылаопубликованавначале 1841. Вконцеэтогогодапроизошлодругоекритическоесобытие–КьеркегорразорвалсвоюпомолвкусРегинойОльсен. Этотразрыв, вызвавшийобщественноенеодобрение, сыгралодновременноролькатализаторавтворческойжизниКьеркегора. Все, чтооннаписал, несетследэтогопечальногоопыта.
ВовремякраткогопребываниявБерлине (соктября 1841 помарт 1842) КьеркегорпосещаллекцииФридрихаШеллинга. В 1843 онопубликовалнескольковажнейшихработ: Или–Или (Enten-Eller), Повторение (Gjentagelsen), Страхитрепет (Frygt og Baeven) ивдополнение–девятьрелигиозныхрассужденийвтрехтомах, названныхПоучительныебеседы (Opbyggelige Taler). Первыетрикнигивышлиподпсевдонимом, поскольку, какКьеркегоробъяснялпозднее, выраженныевнихвзглядынебылиегособственными. ПодБеседамистоитсобственноеимяавтора. В 1844 вышлиФилософскиекрохи (Philosophiske Smuler) иПонятиестраха (Begrebet Angest), атакжеещедевятьбесед. Опубликованнаяв 1845 книгаСтадиижизненногопути (Stadier paa Livets vei) частичнорезюмируетпредыдущиеработы; втомжегодувышлиещетрибеседы, получившиеназваниеМыслипоповодукритическихситуаций (Tre Taler ved tenkte Leiligheder). СамаязначительнаяфилософскаяработаКьеркегора, такжеопубликованнаяподпсевдонимом, –Заключительноененаучноепослесловие (Afsluttende uvidenskabelig Efterskrift) –вышлавначале 1846. СисключительныммастерствомКьеркегорописываетразныежизненныепозиции, меняяприэтомстилиписьма, однакодостаточнопоследовательнопоказывая, чтохристианскийобразжизнидостигаетсядвижениемотэстетическогочерезэтическийкрелигиозному. ВсочиненияхКьеркегорасодержатсяточныеопределениятакихкатегорий, каквера, истина, откровение, разум; данаяркаякритикагегелевскойсистемыифилософскогоидеализма; анализируетсяпроблемаэтическойответственностивконкретныхситуациях; разрабатываетсяоригинальнаяиглубокаяфилософиярелигии.
НападкинаКьеркегоравкопенгагенскомбульварномлисткев 1846 оказалисьтретьимзначительнымвнешнимсобытиемегожизни. ОтветомявилисьДвавека (To Tidsaldre) санализомдухасовременности. В 1846–1848 онопубликовалнесколькоспецифическирелигиозныхсочинений: Деяниялюбви (Kjerlighedens Gjerninger), Христианскиебеседы (Christelige Taler), Поучительныебеседыразличноготолка (Opbyggelige Taler i farskjellig Aand). Доконца 1852 былинаписаныБолезньксмерти (Sygdommen til Doden), Упражнениявхристианстве (Indevelse i Christendom), Ксамопроверке (Til Selvprovelse), Судьясебесамому (Dette skal siges), атакженебольшаяавтобиографическаяработаТочказрения (Synspunktet for min Forfatter-Virksomhed). ЭтобылипоследниеработыКьеркегора. Вначале 1854 еговниманиепривлекэкстравагантныйпанегириквадресбывшегоепископаМюнстера, произнесенныйизвестнымлютеранскимтеологомМартизеном, иКьеркегорпишетсериюстатей, направленныхвоимяхристианствапротив«христианскогомира» (Hvad Christus demmer om officiel Christendom). Всентябре 1855 онпочувствовал, чтоеговнутренняязадачаисполнена. УмерКьеркегорвКопенгагене 11 ноября.
ТрудыиидеиКьеркегораоказализначительноевлияниенаевропейскуюимировуюфилософиюилитературу. ЕмумногимобязаныГ.Ибсен, М.Унамуно, А.П.Чехов, Н.А.Бердяев, К.Барт, М.ХайдеггериК.Ясперс.