Оглавление
Введение
1. Этапы подготовки проекта Табели о рангах
1.1 Законотворческая деятельность Петра I
1.2 Окончательная редакция Табели о рангах
2. Типы и классы чинов поТабели о рангах
3. РольТабели о рангах в государственной службе России
Заключение
Библиография
Приложение
Введение
Табельо рангах представляет собой не просто исторический документ, некогда выпущенныйв России и служивший основой для классификации и регламентации государственныхслужащих, но и основой для дальнейшего развития важнейшей идеи о рациональнойрегламентации государственного управленческого аппарата.
Табельо рангах — законодательный акт, определявший порядок прохождения службычиновниками. Его изучение для понимания эволюции государственной службы имеетнеоценимое значение. В частности, появление Табели о рангах стало важной вехойв развитии государственной службы в России, поскольку была окончательноотменена пагубная система местничества и открыт доступ на высокие посты людейнезнатного происхождения.
Важностьизучения Табели о рангах и ее роль в Российской империи подчеркивается темобстоятельством, что Табель о рангах, хотя несколько раз реформировалась всвете новых веяний времени, просуществовала, тем не менее, вплоть до 1917года.
Цельюданной работы является рассмотрение особенностей Табели о рангах и ееисторическое значения.
Длядостижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) описатьподготовку и принятие Табели о рангах;
2) описать типы иклассы чинов по Табели о рангах;
3) охарактеризоватьроль Табели о рангах в государственной службе России.
1. Этапыподготовки проекта Табели о рангах
Началосистемы титулов, мундиров и орденов в России было положено в царствование ПетраI и связано с его реформаторскойдеятельностью. Решая задачу создания регулярной армии и действенного аппаратагосударственного управления, Петр должен был окончательно ликвидировать системуместничества и привлечь дворянское сословие на государственную службу. Не«порода», а служба должна была отныне стать главным мерилом заслуг каждого.
Введение в действие Табелио рангах (от 24 января 1722 г.)[1] явилось кульминационнымпунктом в оформлении правового положения служилого дворянства и чиновничества.Он (документ) представлял собой закон о порядке государственной службы,обозначавший разрыв с предшествующей патриархальной традицией управления,воплощенной в местничестве. Осуществление норм Табели о рангах влекло за собойчрезвычайно важные социальные последствия: изменение социального статусачиновников, особенно вышедших из непривилегированных сословий, увеличениечисленности и изменение состава правящего класса, постепенный отрыв чиновниковот прежней социальной среды и превращение бюрократии в особую категориюобщества.[2]
История разработки этоговажнейшего документа отражает опыт законотворческой деятельности Петра I и его ближайшего окружения.
Разработка Табелипродолжалась около трех лет – с конца сентября 1719 г. До утверждения Петром I окончательной редакции 24 января1722 г. С.М. Троицкий, подробно изучавший историю подготовки этого документа,выделил четыре этапа работы над ним:
1. Подготовка первойредакции Табели в Коллегии иностранных дел А.И. Остерманом (конец сентября 1719г. – октябрь 1720 г.).
2. Создание второйредакции проекта Петром I(январь 1721 г.).
3. Обсуждение второйредакции Табели о рангах в Сенате, Военной и Адмиралтейской коллегиях (февраль– октябрь 1721 г.).
4. ЗавершениеСенатом окончательной редакции Табели о рангах (январь 1722 г.).[3]
Большая часть документовпо истории подготовки Табели сохранилась в архиве Коллегии иностранных дел. Этопозволило сделать вывод о том, что именно этому ведомству было порученоподготовить этот документ. Считается, что основным разработчиком Табели былА.И. Остерман. Подтверждением этому служит помета секретаря Секретнойэкспедиции Иностранной коллегии И.Ю. Юрьева-Большого на проект написанногопо-немецки текста из 14 статей: «Проекты о рангах в Российском государстве,чиненные в 1721 г., которые отданы к Секретной экспедиции от тайного советникаканцелярии господина Остермана».[4]
Источниками Табелипослужили сведения о чинах в Австрии, Англии, Венеции, Дании, Испании, РечиПосполитой, Пруссии, Франции и Швеции. При этом особое внимание уделялосьсоотношению чинов военной, придворной и гражданской служб.
В частности, сведения ослужебной иерархии французского королевства были представлены в запискекрупного государственного деятеля и дипломата А.А. Матвеева. Особый интереспредставляют данные о тайных секретарях королевского кабинета. Таких секретарейбыло всего два, они назначались из представителей лучших дворянских фамилий иимели высокое жалование наравне с придворными чинами. В их подчинениинаходились 24 королевских курьера, которые рассылались с королевскими указами.В состав кабинета входили так же и чтецы, представители аристократии, в чьиобязанности входило чтение королю тайных документов.[5]
Введение канцелярскихчинов в систему государственного чинопроизводства стало одной из основных чертбюрократизации абсолютного государства. Французские источники незначительноповлияли на проект, но обращение к ним демонстрирует стремление Россииучитывать опыт государства, считавшегося «образцовым» в Европе.
Наибольшее влияние наподготовку Табели о рангах оказали законодательства Пруссии, Дании и Швеции.Причиной этого стала близость политического и социально-экономического развитияРоссии и скандинавских государств. Система шведских чинов содержалась в уставахкороля Карла XII 1696 и 1705 г.г. В этих документахсодержался перечень военных, морских и гражданских чинов, содержащий 40 рангов.За перечнем помещались 5 статей, в которых излагались основные принципычинопроизводства. Правом выдачи патента на чин обладал лишь король.
Датская система чиновзакреплялась регламентами короля Христиана V 1699 г. и его сына Фредерика IV 1717 г. 103 чина датского королевства были разбиты на 9классов (степеней) дворцового, военного и государственного управления.Интересным отличием от других европейских документов было то, что в этихрегламентах были перечислены женские ранги. В пяти статьях, следовавших заросписью чинов и рангов, содержалось принципиально важное постановлениепотомственного дворянства лицам, дослужившимся до должности трех высшихстепеней.
Таким образом, видно, чтошведские уставы и датские регламенты имели сходную структуру текста: вначалесистематизированный перечень чинов, затем статьи, устанавливающиепринципиальные нормы чинопроизводства в государстве. Структура проекта Табели орангах была аналогичной.
Из «Королевскогопрусского учреждения о степени» 1705 г. А.И. Остерман позаимствовалнаименование придворных чинов, так как быт царского двора тоже европеизировался.
По указанию Петра I были составлены экстракты из этихдокументов. Кроме зарубежных источников при подготовке нового законаучитывались и уже принятые российские законы. К моменту составление проектаТабели уже в основном сложилась номенклатура российских гражданских чинов. УказСенату от 11 декабря 1717 г. «О штате коллегий и времени открытия оных»содержал «Реестр людям в коллегиях», где назывались должности президентов,вице-президентов, советников, асессоров, секретарей, нотариусов, актуариусов,регистраторов, рентмейстеров, переводчиков.[6] В «Инструкции или наказевоеводам» в январе 1719 г. содержался подробный перечень должностей губернскогоуправления.[7] В Генеральном регламентеперечислялся не только штат канцелярских служащих, но и определялись ихдолжностные обязанности. Таким образом, свыше 90% названий должностейгосударственного управления, включенных в проект, уже были обозначены вофициальных документах.[8]
Проект, составленный А.И.Остерманом, включал две части: «Объявление о рангах» и пояснение к нему из 14статей. Автор не включил в проект воинские и морские чины. Всего вошлиназначения 147 должностей придворного (44) и гражданского (103) штатов. Приэтом важно отметить, что среди цивильного штата преобладали должности нижнего исреднего звена чиновничества (80 из 103). В «Объявлении» были подробноперечислены должности секретарей, актуариусов, архивариусов, переводчиков,нотариусов, камериров, канцеляристов, копиистов, вахмистров.
Статьи во многомповторяли содержание шведских, датских и прусских источников, но были уточненыи отредактированы. Так, например, первые 5 статей по содержанию и нумерациисоответствовали шведскому регламенту, 6,8 – 10-й и 12-й пункты былизаимствованы из датского законодательства. Статья 7, содержавшая принципиальноеположение о том, что любой человек, независимо от происхождения, мог получитьлюбой ранг благодаря верной службе монарху, наиболее четко сформулирована былав прусском учреждении. В пункты вошли наиболее важные моменты чинопроизводства.Был определен порядок утверждения монархом патентов на чины и ранги, наказаниялишением чинов. Отдельно рассматривался вопрос об иерархии «женских чинов». Какуже говорилось, эти нормы были взяты из датского законодательства, но Остерманввел свою группировку их по классам и установил ранги для жен чиновников, чтоявилось определенным новшеством. Согласно 10-й статье, все лица, дослужившие дочинов шести первых рангов, получали потомственное дворянство. Статья 13устанавливала, что лишь монарх мог жаловать дворянское достоинство.[9]1.1 Законотворческаядеятельность Петра I
Следующим этапом работынад проектом стало его редактирование Петром I. Хотя, учитывая важность документа, можно с утверждениемсказать, что царь активно руководил Остерманом уже при его разработке. Но врезультате работы царя в январе – феврале 1721 г. возникла новая редакция,существенно отличавшаяся от первоначального проекта. Прежде всего, это былосвязано с необходимостью введения в Табель армейских и морских чинов. Петр несогласился с тем, что в проекте на первом месте стояли придворные штаты, чтопринижало гражданскую службу. Включив в Табель воинские чины, Петр I поставил гражданские и придворныечины в зависимость от их системы. Видимо, были сокращены низшие канцелярскиечины коллегий, так как этот вопрос поднимался в дальнейших обсуждениях в Сенатеи коллегиях. Вероятно, Петр считал, что само получение табельной должностидолжно быть заслужено верной службой.
Отдельные изменения идополнения были внесены в статьи. Наиболее существенным дополнением сталоувеличение количества рангов, дающих право на потомственное дворянство. Онраспространил его на чиновников 7-го и 8-го классов. Петр стремился привлечьмолодых людей к государственной службе, сделать ее престижной. Это решениеоткрывало возможность вступления в состав привилегированного сословия выходцамиз низших социальных слоев.
Кроме того Петр I вводит новую статью, подтверждающуюименной Указ от 16 января 1721 г. о получении потомственного дворянства лицам,дослужившимся до первого обер-офицерского чина. Этим закреплялся приоритетвоенной службы над гражданской. В армии потомственное дворянство получалис14-го ранга, а в гражданских учреждениях – с 8-го. Чиновники 14 – 9-х классовполучали личное дворянство.
Отдельно следует отметитьоперативность и продуктивность деятельности монарха. Глубокая, серьезная работапо изучению многочисленных материалов, значительной переработке проекта былапроведена за один месяц.
Важность принимаемогодокумента, его огромная социальная и прикладная управленческая значимостьзаставили монарха привлечь к обсуждению проекта сенаторов и членов присутствияВоенной и Адмиралтейской коллегий.
Сенаторысвое отношение к проекту высказали в своем «Мнении». Обращает на себя вниманиестремление Сената укрепить государственный аппарат. Они предложили повыситьранги для морских должностей гражданского управления, в том числе иканцелярских: секретарей, актуариусов и регистраторов Сената, архивариусов,нотариусов и переводчиков коллегий. Сенаторы обратили внимание на то, что вТабели отсутствуют должности коллежских актуариусов, регистраторов, канцеляристов, названных в Генеральном регламенте. Они предложиливключить их в текст закона.Но это предложение не было принято.Также не нашло отражения в Табелипредложение сенаторов о включении «старых московских чинов»: бояр, кравчих, окольничих.
Членыприсутствий Военной и Адмиралтейской коллегий, по-видимому, были осведомлены о ходе обсужденийв Сенате, так как их президенты А.Д. Меньшиков и Ф.М. Апраксин входили в егосостав. Безусловно, основное внимание в ходе прений было обращено на размещениеармейских и флотских чинов. Но к вопросам формирования системы гражданскогоуправления был проявлен значительный интерес. Так члены военной коллегии решилиподойти к вопросу о повышении рангов дифференцированно. Прежде всего, следовалобы повысить ранги сенатским чиновникам. Обер-секретаря Сената предлагалосьпереместить из 10-го ранга в 8-й, приравняв его полковничьему чину. Обосновывали это тем, что все сенатские указырассылались «за ево рукою»,то есть повышенной ответственностью, возлагаемой на эту должность.Предлагалось также повыситьдолжность царскогокабинет-секретаря, так какон приближен к монарху, ведает тайными делами. Повыситьранги следовало и канцелярским чинам Иностранной, Военной и Адмиралтейскойколлегий, так как, во-первых, высокие ранги имели их советники и, во-вторых, взаседании их присутствий чаще участвовал царь. Таким образом, рангиканцелярских служащих этих трех коллегий должны быть ниже аналогичныхсенатских, но выше коллежских.[10]1.2 Окончательнаяредакция Табели орангах
Параллельнос обсуждением в Сенате и коллегиях Петр I продолжал работать над проектом и подготовил нескольковариантов крайне важной статьи закона устанавливающей порядок чинопроизводства дворян наштатской службе в зависимости от выслуги и образования.Она логически продолжала нормы, введенныеГенеральным регламентом в статье «О молодых людях для обучения при канцелярии».Здесь четко прослеживалась мысль о невозможности усвоения тонкостейуправленческого мастерства,минуя обучение в канцелярии.Обучение канцелярской работе, последующая работа в государственныхучреждениях провозглашались достойными даже для представителей знатныхдворянских семей. Необходимостьпривлечения квалифицированных кадров в гражданскую службу требовала создания новых стимулов.Этопослужило причиной подготовки статьи об организации подготовки дворян к государственнойслужбе в гражданских учреждениях.
Послевнесения необходимых изменений с учетом мнений Сената и коллегий в январе 1722 г.проект был вынесен на окончательное обсуждение в СенатОн. рассматривался на10 заседаниях что было отражено в протоколах.Былаутверждена окончательная редакция текста закона. Петр активно участвовал вобсуждении. Вероятно, именно ему принадлежит авторство окончательного заголовказакона, достаточно пространного, но максимально отражающего его суть: «Табель орангах всех чинов, воинских, статских и придворных, которые в котором классечины, те имеют по старшинству вступления в чин между собою, однако же воинскиевыше протчих, хотя бы старее кто в том классе пожалован был».[11]
Итак, издание Табели орангах явилось результатом напряженной, более чем двухлетней законотворческой работы.Онапроводилась под руководством и при непосредственном участии Петра I. Были привлечены наиболеезначительные фигуры, влияющиена внутреннюю и внешнююполитику страны. Выработался определенный алгоритм подготовки закона:разработка проекта – обсуждение его в Сенате – редактирование по замечаниям –обсуждение перед окончательным утверждением. Подготовка закона находилаотражение в целом комплексе взаимосвязанных документов: записках, экстрактах, проектах, мнениях, протоколах заседаний.Именно онипозволили с большой достоверностью проследить этапыи историюсоздания законодательного акта .[12]
2. Типыи классычинов по Табели о рангах
Стpyктypa текста Табели делится на2 части: систематизированнаятаблица, включающаявсего262 должностивоенных(126), гражданских (94) и придворных (42) чинов. Они были определены по14 классам. При этом 11-й класс включал лишь одну должность– корабельного секретаря.Но, видимои суеверныхсоображений решили не использовать «чертову дюжину» для нумерации рангов.[13]
Остановимсяподробнее на том, какие делопроизводственные должности вошли в Табель и какимобразом они были распределены по рангам. Наиболее высокий ранг – 5-й былприсвоен тайному кабинет-секретарю. К 6-му рангу были отнесены тайные советникиканцеляристы Иностранной коллегии, обер-секретарь Сената. Рангом ниже шлиобер-секретари Военной, Адмиралтейской, Иностранной коллегий. Обер-секретарипрочих коллегий, секретари Сената относились к 8-му рангу.
9-йранг включал архивариусов при обоих государственных архивах, сенатскихпротоколистов и переводчиков. Обратим внимание на то, что созданиегосударственных архивов предусматривалось Генеральным регламентом, но к моментуподписания Табели они еще не существовали. Это в очередной раз демонстрирует,что Табель создавался с учетом Генерального регламента и не толькоконстатировал уже существующие должности, но и предполагал возможные. Кстати,должностей обер-секретарей в штате большинства коллегий не было. И еще однозамечание. К этому же 9-му рангу относились «профессоры при академиях» (покатоже не открытых) и «докторы всяких факультетов». Трудно сказать, чем быловызвано включение этих должностей в один класс, преувеличением ли значимостиодних, либо наоборот, но это дает возможность предположить, что образованиеканцелярских чиновников, опыт их работы можно было соотнести с уровнемпоявляющейся научной интеллигенции.
К10-му рангу относились секретари остальных коллегий, переводчики и протоколистыВоенной, Адмиралтейской и Иностранной коллегий. К 11-му рангу относились«одинокие» корабельные секретари морской службы.
12-йи 13-й ранги включали секретарей в надворных судах и канцеляриях в губерниях ипровинциях. К 13-му разряду так же относились сенатский регистратор, коллежскиепереводчики, протоколисты и актуариусы. Коллежские регистраторы и архивариусыполучали 14-й класс. Так же к 14-му классу были отнесены коллегии-юнкеры(дворянские недоросли). Им ранг не присваивался (согласно 14-му пункту), но этадолжность становилась для них первой ступенью карьерного роста. Если учесть,что в Табель не вошли должности копиистов и канцеляристов, которые должны быливыслуживаться до табельных должностей, можно сделать вывод о том, чтопродвижение по службе для дворян было упрощено, по сравнению с выходцами изнедворянских слоев.
Такимобразом, в Табели нашла свое отражение строгая иерархия должностей канцелярскихчиновников. При этом очень важно отметить, что законодатели стремились повыситьпрестижность государственной службы и подчеркивали, что работа с документамиявляется обязательной ступенью в постижении управленческого мастерства. Дляпривлечения к государственной службе была открыта возможность получениядворянства. Это должно было сделать этот вид деятельности привлекательным дляпредставителей различных слоев, но прежде всего ставка делалась на молодыхдворян. Для достижения более высоких чинов следовало пройти все нижние,постепенно приобретая необходимую выслугу. Условия вступления на службушляхтичей были предпочтительнее. Вероятно, это было целесообразным, так какдворянство обладало более высоким образовательным уровнем.
Отнесениек тому или иному рангу зависело не только от должности, но и от учреждения, гдеслужил чиновник. Отсюда следует, что наиболее высокий класс устанавливался дляслужащих в Сенате, затем шли чиновники Военной, Адмиралтейской и Иностраннойколлегий. Завершали список чиновники остальных коллегий и местных учреждений.Это предопределило тенденцию, проявляющуюся далее, когда карьерный рост сталсвязываться не только с учреждением, где начиналась служба, но и с переходом изменее престижных местных учреждений в центральные и правительственные.
Особенностичиновничества в гражданской службе нашли свое отражение в 13-й и 14-й статьях.Придерживаясь принципа последовательности восхождения чиновника по служебнойлестнице, Петр был вынужден констатировать, что «нужда, ныне необходимая,требует и в высшие чины того брать, кто годен будет, хотя б оной и никакогочина не имел». Эта мера признавалась неизбежной из-за острой нехватки квалифицированныхчиновников для новых учреждений. В дальнейшем чинопроизводство должно былоосуществляться на общих принципах выслуги. Дворянским детям надлежало пройтикурс обучения при Сенате или при коллегиях, а при возможности и за границей.
Возможностьполучения дворянства за службу потребовала введения должности герольдмейстера,которой была посвящена 16-я статья. В его обязанности входило ведениедворянскими гербами и подготовка дипломов для дворянства.
Следуетотметить, что структура подобная Табели о рангах была характерна и дляшведских, и для датских законов. Она давала возможность при сравнительнонебольшом объеме документа включить значительную информацию. Систематизацияматериала в табличную форму позволила добиться этого. Таблицы стали часто встречатьсяв документах XVIII в. Они содержатся в воинском иморском уставах, в инструкции и наказах воеводам и многих другихзаконодательных актах. Это отражает возникшую тенденцию к формализацииинформации, позволяющей сократить объем документа, сохраняя его информационнуюемкость. Дав своему законопроекту название «Табель», Петр, вероятно, не предполагал,что предложил название для огромной группы документов, до сих пор применяемых всамых различных отраслях деятельности, где информация представлена в виде таблиц.
Нельзяне сказать и еще об одном моменте, оказавшем серьезное влияние на практикудокументирования. Введением Табели о рангах было введено обязательноетитулирование. Титулирование как особое наименование высокопоставленных идолжностных лиц применялось в переписке сначала XVIII в. Табель ввела законченную систему титулирования.
Чинам,указанным в Табели, были присвоены общие титулы. Чинам первых двух классов –«высокопревосходительство», 3-го и 4-го классов — «превосходительство», 5-гокласса – «высокородие», 6,7 и 8-го классов – «высокоблагородие», а чинамостальных классов – «благородие». Частными титулами являлись обозначение чинаили должности в соответствии с Табелью (например, господин полковник илигосподин губернатор). Третий вид титулов связывался с происхождением: граф,барон, князь.[14]
Пользованиеобщим титулом было обязательным во всех случаях обращения к вышестоящему послужбе или общественному положению. Указание титула в адресах часто помогалоустановить адресата или автора документа, обозначить его вид при регистрации.Знание сложной системы титулов поднимало значимость чиновников, владеющихмастерством служебной переписки.
Дополнительнок «Табели о рангах» существовали еще и высшие почетные звания –статс-секретарь, член Государственного совета, сенатор, а так же так называемоевнетабельное чиновничество – низшие канцелярские служащие (копиисты и пр.).Сетка должностей корреспондировалась с лестницей чинов, но не жестко, адопуская определенный «люфт», так что чин мог как бы опережать должность, а моги отставать. Соответственно, и шкал привилегий было две – по должностям и починам.
Ещеодной особенностью было то, что все чиновники носили мундиры, а зимой – ишинели, по которым можно было установить ведомство, где они служили и чин. Приэтом чиновников разных ведомств можно было различить и по пуговицам, и даже «сизнанки»: сановники первых пяти классов имели цветную подкладку шинелей, цветкоторой зависел от ведомства: в телеграфном – желтая, путейском – зеленая,внутренних дел – красная…
Ношениемундиров было обязательным. Разработка их эскизов, периодическая перемена фасоновв соответствии с веяниями моды, детальная регламентация знаков различия иправил их ношения всегда считались одним из важнейших государственных дел, вподробности которых лично вникали сами императоры. Они, как правило, помнилидетали форменной одежды всех высших и средних чинов и замечали малейшиеотклонения от регламентов. Существовало семь вариантов форменной одежды –летняя, дорожная, будничная, особая, обыкновенная, праздничная и парадная – иподробное расписание, что в какие дни надлежит носить.
Своиеще более сложные и гораздо более престижные шкалы чинов и мундирных различиймежду родами войск и даже полками были так же в придворной и военной службах(последняя подразделялась на военную и флотскую).[15]
3. РольТабели о рангах в государственной службе России
В Табели о рангах впервыев истории России государственная служба четко разделялась на военную игражданскую, а гражданская, в свою очередь, — на статскую и придворную.
Вторую часть Табели орангах составляли 19 пунктов, в которых содержалось объяснение этого документа,устанавливались принципы государственной службы в России, определялись условиясовместительства одним лицом двух и более должностей, предусматривался порядокпоступления на государственную службу и ее прохождения. При поступлении нагосударственную службу подробно регламентировался порядок получения чина.Назовем некоторые изложенные в данной части правовые основы государственнойслужбы петровской эпохи.
1. При продвижениичиновников по службе полагались на их личные заслуги, способности,профессиональные знания и опыт. Признак знатности происхождения, доминировавшийв прошлом при замещении государственных должностей, утратил былое значение.Служебную карьеру стало возможным сделать каждому чиновнику, опираясь назнания, служебные достижения и способности. Пункт 5 второй части Табели гласит:«…не имеет никто ранг взять по характеру, который он в чужих службах получил,пока мы ему онаго характера не подтвердили, которое подтверждение, мы каждомупо состоянию его заслуг охотно жаловать будем».[16]
2. Лицо не моглопретендовать на ранг, не имея чина, соответствующего данному рангу: «Безпатента апшит никому не дает ранга, разве оной апшит за нашею рукою дан будет».Таким образом, ранг рассматривался как преимущество, право на которое давалодолжность.
3. В Табелиупоминается о денежном жалованье в награду за службу, которое вытесняло такоевознаграждение, имевшее место в прошлом, как раздача земли. Переход к денежнойоплате способствовал формированию бюрократии.
4. Функциягосударственной службы объединила дворянство в политически и юридическиконсолидированную группу. Дворянство стало единственным служилым сословием, аслужба – главной сферой приложения сил и энергии. В п. 8 Табели указывается нато, что «сыновьям российского государства князей, графов, баронов, знатнейшегодворянства, такожде служителей знатнейшего ранга, хотя мы позволяем… впубличной ассамблеи, где двор находится свободный доступ перед другими нижнягочину, и охотно желает видеть, что б они от других во всяких случаях подостоинству отличались…»[17]. Титул и званиепревратились из основания для получения должности в результат продвижения послужбе. Достигнув определенного чина, можно было превратиться из недворянина вдворянина: «Воинским чинам, которые дослужатся до обер-офицерства не из дворян,то когда кто получит вышеписанной чин, оной суть дворянин, и его дети, которыероднятся в обер-офицерстве…»[18]; «а которые хотя ввоинской службе и не были, и ничего не заслужили, а могут доказать ни меньшеста лет: и таким гербы давать же»[19].
5. Табельрегламентирует начало прохождения государевой службы, развивая положениеГенерального регламента «О молодых людях для обучения при канцелярии». Придаваябольшое значение набору дворянских детей для прохождения гражданской службы,Петр включает в Табель идею обязанности обучения юношей для работы в аппаратегосударственного управления. Продвижение по иерархической лестнице чинов быловозможным, начиная с низшего чина. Устанавливались сроки службы в определенныхчинах.
6. Обвиненные впреступлениях чиновники могли быть наказаны публично на площади, быть пытаны,лишены титула и ранга. Если же после экзекуции они будут признаны невиновными,свидетельства о невиновности пытанного мог выдать царь: «…надлежит ему датьнашу грамоту со обстоятельством его невинности».[20]
7. В Табелизакреплены этические требования к поведению государственного служащего тоговремени. Например, в п. 3 говорится: «Кто выше своего ранга будет себе почестейтребовать, или сам возьмет выше данного ему ранга, тому за каждый случайплатить штрафу 2 месяца жалованья»,[21] а в п. 19 указано на то,что лицо должно вести подобающий его рангу уровень жизни: «…напоминаем мымилостиво, чтоб каждый такой наряд, экипаж, и либрею имел, как чин и характерего требует».[22] Здесь же названысанкции, которые применялись в случае нарушения данного требования достойногоповедения государственных служащих и о соблюдении субординации в церкви, придворе во время аудиенции, съездов и во время других официальных мероприятий.Этические требования распространялись и на жен служащих. «Все замужние женыпоступают в ранг, по чинам мужей их. И когда они тому противно поступят, тоимеют они штраф заплатить такой же, как бы должен платить муж ее был за своепреступление».[23]
Дляпридания государственной службе четкой организационной структуры,обеспечивавшей ее подконтрольность верховной власти, Петр, учитывая опыт другихстран, признавал необходимым установить строгую иерархию всех ее должностей,число которых в связи с расширением функций государственного управления вначале XVIII в. значительно возросло. Такаяиерархия должна была способствовать укреплению дисциплины и субординации, содной стороны, с другой — быть стимулом службы, создающим условия дляпоследовательного продвижения по служебной лестнице каждого государственногослужащего в соответствии с его способностями и заслугами.
Названиядолжностей и званий во многих случаях были немецкого происхождения (в русскойтранскрипции или в русском переводе). Кроме того, в Табель были включеныкавалеры единственного тогда ордена святого Андрея Первозванного. Это былисключительный случай: когда позже в России появились и другие ордена, ихкавалеры не получили определенных рангов по Табели.
Закон22 января 1722 г. состоял из пространной собственно Табели о рангах иразъяснительного текста («пунктов»), «каким образом с оными рангами каждомупоступать надлежит».[24]
Преимущественноеправо на государственную службу предоставлялось дворянам (имелось в видуглавным образом потомственное поместное дворянство). Это право проявлялось,во-первых, в льготных условиях самого поступления на службу и, во-вторых, вболее быстром продвижении по ее рангам. Ставка на дворян учитывала не толькозначение дворянства как социальной опоры самодержавия, но также его болеевысокий в целом образовательный уровень (дворянам легче было получитьобразование) и имущественную обеспеченность. Последнее было важно ввиду сравнительнонизкого материального вознаграждения за государственную службу, котораясчиталась сословной обязанностью дворянства. Существовало убеждение, чтозависимость государственного служащего от получаемого им жалованья лишает егонеобходимой свободы суждений и поведения.
Одиниз главных организационных принципов государственной службы заключался в том,что государственный служащий должен был пройти ее снизу вверх целиком, начинаяс выслуги низшего классного чина. Это диктовалось как необходимостью замещениявсех должностей, так и получения требуемой опытности (поскольку сама практикаслужбы была главной школой профессиональной подготовки чиновничества).
Вкаждом классе необходимо было прослужить известный минимум лет (в низшихклассах обычно 3-4 года). За особые заслуги по службе этот срок мог бытьсокращен. Переход в следующий класс предполагался как занятие открывшейсявакансии. В связи с тем, что гражданских должностей было больше, чем военных, вгражданской службе открывалось больше вакансий, а потому и движение по службетам могло быть более быстрым. Учитывался и общеобразовательный уровеньгосударственного служащего. Законами 1731, 1747 и 1757 гг. предусматривалось, чтолица, окончившие курс наук в кадетском шляхетском корпусе и в университете, получалиправо быть назначенными сразу не только в XIV класс, но и в более высокие обер-офицерские чины.Поскольку число высших должностей всегда было меньше числа низших, продвижениепо службе нередко оказывалось слишком медленным и не заинтересовывало в продолжениеслужбы. В связи с этим, в гражданской службе минимум лет службы в каждом классесо временем стал рассматриваться как максимум, дающий право назначения надолжность более высокого класса, а при отсутствии вакансий — производства вследующий класс с оставлением на прежней должности. Класс как ранг должностипревращался в самостоятельный правовой феномен — ранг без должности, получившийназвание чина или классного чина (для отличия от чина вообще, чина какдолжности и звания), а за его обладателем утвердилось наименование «чиновник».
Получениечина более высокого класса (на 1-2 ранга), чем класс фактически занимаемойдолжности, стало в гражданской службе обычным явлением. Возможность этогопредусматривалась уже в самой Табели, где говорилось, что если кто-то «вышеранг получил, нежели по чину, которым он действительно управляет, то имеет онпри всяких случаях ранг вышнего его чина»[25]. Тот, кто получилследующий класс, становился кандидатом на соответствующую этому классудолжность. Из нескольких претендентов старшим считался тот, кто раньше былпроизведен в этот класс. Старшинству производства придавалось важное значение.Закон 15 февраля 1742 г. подтверждал это с полной определенностью: «… как ввоенной сухопутной и морской, так и в штатских службах обретающихся впредьпроизводить в чины по старшинству и заслугам, а не по старшинству никого непроизводить». 13 января 1753 г. такой порядок был вновь подтвержден, ноделалось одно исключение для поощрения лиц, имевших «знатные» заслуги послужбе: последние могли получать следующий чин в обход старших их по службе, нолишь по «высочайшему» усмотрению.
Возможенбыл и противный вариант: назначение на должность более высокого класса, чемчин. Необходимость этого обнаружилась сразу же после введения Табели, когдапришлось на гражданские должности высоких классов назначать людей, не успевшихвыслужить соответствующие чины. Чинопроизводство при этом обычно ускорялось.Служащий, назначенный на должность, класс которого был выше класса его чина,имел право лишь на «почести» по должности, но не получал тех преимуществ,которые были прямо связаны с классом чина (дворянства, например).
Такойчин (не связанный с должностью) сначала пытались обозначать указанием классов(например, коллежский асессор VIIIкласса, а после получения следующего чина — коллежский асессор VII класса), но это оказалось неудобным,прежде всего потому, что каждая должность относилась лишь к одному классу.Поэтому чины гражданской службы стали обозначаться либо наименованияминекоторых должностей (коллежский секретарь), либо званиями, относившимися кклассу данного чина (тайный советник), либо специально созданными названиями(статский советник).
Всвязи с возникновением феномена чина Табель о рангах в середине XVIII в. как бы раздвоилась,превратившись, в своем основном качестве, в перечень чинов, разнесенных породам службы и рангам; вместе с тем по-прежнему в соответствии с классамиТабели распределялись все должности в штатных расписаниях государственныхучреждений.
Помере увеличения числа должностей (особенно в гражданской службе)обнаруживалось, что обойтись без широкого привлечения недворян нагосударственную службу нереально. Поскольку в условиях сословного строя Россииисполнение государственными служащими их должностных обязанностей было возможнолишь в том случае, если чиновник будет иметь статус дворянина, Табелью о рангахпредусматривалось, что каждый, выслуживший первый (низший) классный чин,получал дворянство. Еще 16 января 1721 г. право на дворянство было установленов общем порядке для всех офицеров. В законе говорилось: «Все обер-офицеры,которые произошли не из дворян, оные и их дети и их потомки суть дворяне инадлежит им дать патенты на дворянство». Причисление к дворянству давало рядльгот, что было серьезным стимулом к поступлению на государственную службу. Ввоенной службе уже XIV класс сообщалпотомственное дворянство; в гражданской же — лишь VIII, а низшие чины давали только личное дворянство.Статус личного дворянства был создан специально для данного случая и имел цельюнесколько сдержать и замедлить пополнение рядов потомственного дворянства засчет служилого сословия. Это подтверждалось и указом от 31 января 1724 г.,которым предписывалось «в секретари не из шляхетства (дворянства) неопределять, дабы потом [не] могли в асессоры, советники и выше происходить», т.е. производиться в чины, дававшие права потомственного дворянства.[26]Однако здесь же допускалось исключение: разрешалось производить в эти классытех «из подьяческого чина, кто какое знатное дело покажет и заслужит». Вдальнейшем под давлением обстоятельств (недостатка родовых дворян для замещениявакантных должностей государственной службы, с одной стороны, и общеговозрастания числа самих этих должностей, особенно в начале XIX в. в связи с введением в Россииминистерской системы управления, — с другой) приток на государственную службунедворян постоянно возрастал. Вследствие этого 11 июня 1845 г. класс, дававшийпотомственное дворянство в гражданской службе, был повышен до V; VI — IXклассы стали давать личное дворянство, а Х — XIV — личное почетное гражданство. В военной же службепотомственное дворянство стал давать VIII класс, а низшие только личное. 9 декабря 1856 г. право на потомственноедворянство в гражданской службе было передвинуто на один класс выше (вместо V на IV), а в военной — с VIII на VI класс (VII — XIVклассы давали личное дворянство). В 1880-е гг. предполагалось и в военной, и вгражданской службе повысить класс, дающий дворянство, с VI и IV до III,но это намерение не было реализовано. 1 августа 1898 г. в гражданской службебыли введены новые ограничения: чин IV класса стал даваться только после пяти лет пребывания в предыдущем чинеи нахождения в должности не ниже Vкласса.[27]
Установивчеткую иерархию всех чинов, Табель о рангах предписывала строгое соблюдениепринципа их старшинства (приоритета старшинства) и связанного с нимчинопочитания.
Помимостаршинства рангов по каждому роду службы, устанавливалось старшинство военнойслужбы над гражданской и придворной (среди чинов одного класса старшим считалсявоенный). Лишь позднее военные утратили право на старшинство в I и II классах. Среди обладателей одного чина старшим являлся тот,кто был раньше пожалован в него. Старшинству чинов и выслуги придавалось оченьбольшое значение во всех случаях, когда реализовывались права, проистекающие изгосударственной службы, в особенности право на должность. Именно в такойпоследовательности (по старшинству чинов и выслуги) сообщались сведения огосударственных служащих во всех официальных справочных изданиях о них.Соблюдение принципа старшинства и чинопочитания считалось обязательным при всехофициальных и торжественных церемониях: при дворе, во время парадных обедов,при бракосочетаниях, крещениях, погребениях и даже в церквах при богослужении.
Принципстаршинства распространялся на жен и дочерей чиновников. «Все замужние женыпоступают в рангах по чинам мужей их», — говорилось в «пунктах» к Табели.Незамужние дочери чинов Iкласса получали «ранг… над всеми женами, которые в V ранге обретаются»: аналогичным образом «девицы, которых отцыво II ранге, — над женами, которые в VI ранге» и т. д. На сыновей жестаршинство их отцов не распространялось, и по достижении совершеннолетия онидолжны были выслуживать ранги сами.
Такимобразом, Табель о рангах стала документом, существенно регламентирующим жизньобщества в течение последующих двух веков. Разумеется, петровская «Табель орангах» не оставалась неизменной в течение 195 лет существования, а менялась втечение почти двух веков в результате основных реформ.
Всяэта система, просуществовавшая очень длительное время, была упразднена в 1917году декретами советской власти об уничтожении чинов, сословий и титулов.
Заключение
В заключении хотелось бывыделить основные моменты, а именно, принятие Табели о рангах имело следующие последствия:
во-первых,в формировании государственного аппарата утвердилось бюрократическое начало,приоритет составляли профессиональные качества, личная преданность, выслуга,вписанность каждого чиновника в четкую иерархическую структуру власти ируководства в деятельности точными предписаниями закона, регламента,инструкции;
во-вторых,в работе государственных органов появились требования к профессионализму,специализации, нормативности; оформился принцип выслуги как ступни карьерыслужащего;
в-третьих,были выделены военная и гражданская службы;
в-четвертых,подготовка кадров для нового государственного аппарата стала осуществляться вспециальных школах и академиях в России и за рубежом степень квалификациислужащих определялась не только чином, но и специальным образованием.
Следовательно,в качестве особенностей Табели о рангах можно выделить следующее:
Документпринимался в определенную историческую эпоху, в которой действовали свои идеалыи моральные нормы, традиции и обычаи, организационные структуры и правилаповедения. Поэтому к анализу этого документа необходимо подходить в контекстетого времени – времени расцвета феодализма, сопровождавшегося волнениями внутристраны. Знаменательно и то, что Табель о рангах была учреждена сразу же запровозглашением в 1721 г. Российской империи.
Табельо рангах, является особым правовым явлением в истории России. При созданиидокумента разработчики опирались на русскую практику, челобитные (просьбы-предложенияразных органов и лиц) и иностранное законодательство. Если Судебники 1497 и1550 г.г. были сугубо русским творением, основанным на традициях, идущих отРусской Правды и более древних источников, то Табель представляет документ,составленный на базе изучения и заимствования опыта законодательстваевропейских абсолютистских государств. Однако именно анализ русского опытаорганизации государственной службы при составлении Табели о рангах стоял напервом месте.
Табельо рангах впервые сформировала в России единую государственную службу,включающую военную, гражданскую, придворную. При этом все обязаны были служитьимператору, и даже придворная служба, вызванная исключительно потребностямиимператора и членами его семьи, рассматривалась в качестве службы Отечеству.Формирование единой государственной службы способствовало укреплениюРоссийского государства, стало условием и фактором ее дальнейшегосуществования, укрепления и развития. Табель о рангах была попыткой преодолениястереотипов родовой аристократии и местничества. На смену иерархии званий,основанной на знатности происхождения (как это было в XVI – XVIIв.в.), вводилась иерархия в зависимости от личной выслуги, служебных заслуг,знаний человека.
Таким образом, сложнопреувеличить то значение, которое оказал Табель о рангах на формированиегражданского управления в целом. Опыт подготовки этого законодательного актапоказал, как критически используя опыт зарубежных государств и опираясь наотечественное законодательство можно создать жизнеспособную на долгие годысистему чиновничества. Весь закон пронизан стремлением обеспечитьгосударственный аппарат квалифицированными чиновниками, верно служащими своемугосударю. Возникшая с принятием Табели система общего титулирования применяласьпри переписке вплоть до октября 1917 г. В настоящее время существуют тарифныесетки по форме и содержанию информации перекликаются с документами, созданнымипочти триста лет назад.
Библиография
Книги
1. Троицкий С.М.Русский абсолютизм и дворянство в XVIII веке (формирование бюрократии). – М.: Наука, 1974. С. 394.
2. Шепелёв Л.Е.«Титулы, мундиры и ордена Российской империи». – М.: Центрполиграф, 2004. С. 423.
3. Медушевский А.Н.Утверждение абсолютизма в России. – М.: «Текст», 1994. С. 319.
Статьи
1. Кузнецова Т.В.,Кузнецов Л.С. Кадровое делопроизводство (традиционные и автоматизированныетехнологии). – М.: ООО «Журнал «Управление персоналом»», 2005 — № 4. С. 400.
2. Кириллов Ю.В.Муниципальная служба. Изд.: Институт муницип. управления. Под ред.: «Городскоеуправление», 200 — № 3. С. 102.
3. Мокрый В.С.Муниципальная служба: правовые вопросы, 2008 — № 1. С 39.
Электронные ресурсы
1. Шепелев Л.Е.[Электронный ресурс] / Л.Е. Шепелев «Титулы, мундиры и ордена Российскойимперии». – СПб.: ЗАО «Центрполиграф», 2005. С – 423, bibliotekar.ru/CentrTitul/3.htm