Содержание
Введение
1. Понятие, природа и виды таможенной пошлины
2. Порядок уплаты таможенной пошлины
3. Льготы по уплате таможенной пошлины
Список использованной литературы
Введение
В условиях переходастраны к рыночной экономике возникла необходимость в создании адекватноготаможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, каксоставной части системы государственного управления этой важной сферой.Включаясь в решение внутренних и внешних хозяйственно-политических задач,таможенное регулирование участвует в структурной перестройке экономики, винтеграции страны в международное разделение труда и в формировании новыхмеждународных отношений, характерных для рубежа XXI века.
Радикальная рыночная реформа признала в качестве одной из основныхцелей создание открытой экономики, полномасштабное вхождение России в мировоехозяйство. Это вызывает необходимость постоянного развития специфического видагосударственной и профессиональной деятельности по отлаживанию внешних связей иопределяет особое значение таможенного регулирования экономических связей.
Многогранность и сложность возникающих в такой ситуации проблемобусловливают поиск и выбор нетрадиционных форм организации и содержаниядеятельности таможенной службы, включая усиление координации с федеральнымиорганами государственной власти, региональными администрациями, межотраслевымиструктурами, финансовыми и инвестиционными организациями, непосредственно сучастниками ВЭД, а также повышает требования к теоретическому осмыслению иобоснованию путей обеспечения таможенной службой государственных, общественныхи личных интересов граждан, охраны от посягательств извне на здоровьенаселения, имущественные интересы, национальные традиции и среду обитания.
Выполнение мероприятий, предусмотренных Целевой программойразвития таможенной службы Российской Федерации на 2001- 2003 годы позволилаулучшить качество таможенного администрирования таможенной системы на основныхнаправлениях деятельности.
Вместе с тем, не достаточно эффективно используютсятаможенно-тарифные механизмы для решения текущих и стратегических задачразвития экономики страны.
При формировании таможенного тарифа не всегда учитываетсявзаимосвязь таможенных пошлин и внутренних налогов, что не обеспечиваетоптимальную структуру и уровень налогов в государстве в целом.
Низкое качество правовой базы, наличие пробелов в правовомрегулировании способствовали образованию разрыва между методологией и практикойосуществления таможенного контроля и таможенного оформления, появлению иширокому распространению такого явления, как «региональное правотворчество».
Недостаточно использовалось международное законодательство ипрактика его изменения для унификации таможенного законодательства РоссийскойФедерации с общепринятыми международными нормами.
Сложившаяся реальность подтверждает актуальность избранной темы даннойработы.
1. Понятие,природа и виды таможенной пошлины
Фактически ни одногосударство, при формировании своего бюджета, не может обойтись безиспользования в своей налоговой системе, сборов и пошлин. И хотя размерсобираемых пошлин в бюджете государств, занимает, как правило, не значительноеместо, тем не менее, им придается важное самостоятельное финансовое значение. Вроссийском законодательстве существуют три вида пошлин: государственная,регистрационная и таможенная.
Государственная пошлина взимается за ряд услуг в пользуплательщика — принятие исковых заявлений и других документов судом, совершениенотариальных действий, регистрация актов гражданского состояния, выдачадокументов и др.
Регистрационныепошлины взимаютсяпри обращении лица с заявкой о выдаче патентов на изобретение, промышленныйобразец и др.
Таможенные пошлины взимаются при совершенииэкспортно-импортных операций.
Таможенный кодекс РФ закрепляет, что товары, перемещаемые черезроссийскую таможенную границу, подлежат обложению таможенной пошлиной всоответствии с Законом РФ «О таможенном тарифе».
В правовой и экономической литературе нет единого представления оприроде таможенных пошлин и выполняемых ими функций[1].
Таможенная пошлина в соответствии с НК РФ до 1 января 2005 годаявлялась видом налога, но в настоящее время таможенная пошлина регулируется ТКРФ. С позиций общей экономической теории представляется возможным объяснить экономическуюприроду таможенных пошлин, определить их функции, четко сформулировать принципыи методы их количественного обоснования.
Таможенная пошлина (customs duty) ― обязательный взнос, взимаемыйтаможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условиемимпорта или экспорта[2].
Таможенные пошлины выполняют три основные функции:
1. фискальную, которая относится кимпортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статейдоходной части государственного бюджета;
2. протекционистскую(защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощьюгосударство ограждает местных производителей от нежелательной иностраннойконкуренции;
3. балансировочную, которая относится кэкспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательногоэкспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам нижемировых.
Существует следующая классификация таможенных пошлин.
По способу взимания:
а) адвалорные- начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например,20% от таможенной стоимости);
б) специфические— начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например,10 долларов за 1 тонну);
в) комбинированные- сочетают оба названных вида таможенного обложения (например, 20% оттаможенной стоимости, но не более 10 долларов за 1 тонну).
Адвалорные пошлины аналогичны пропорциональному налогу на продажуи применяются обычно при обложении товаров, которые имеют качественныеразличные характеристики в рамках одной товарной группы. Сильной сторонойадвалорных пошлин является то, что они поддерживают одинаковый уровень защитывнутреннего рынка независимо от колебания цен на товар, изменяются лишь доходыбюджета. Например, если пошлина составляет 20% цены товара, то при цене товара200 долларов, доходы бюджета составят 40 долларов. При увеличении цены товарадо 300 долларов доходы бюджета возрастут до 60 долларов, при падении ценытовара до 100 долларов ― сократятся до 20 долларов. Но независимо от ценыадвалорная пошлина повышает цену импортного товара на 20%. Слабой сторонойадвалорных пошлин является то, что они предусматривают необходимость таможеннойоценки стоимости товара для целей обложения пошлиной. Поскольку цена товараможет колебаться под воздействием многочисленных экономических (обменный курс,процентная ставка и прочие) и административных (таможенное регулирование)факторов, применение адвалорных пошлин связано с субъективностью оценок, чтооставляет место злоупотреблениям.
Специфические пошлины обычно накладываются на стандартизованныетовары и имеют неоспоримое преимущество, поскольку просты в администрировании ив большинстве случаев не оставляют свободы для злоупотреблений. Однако уровеньтаможенной защиты с помощью специфических пошлин сильно зависит от колебанияцен на товары. Например, специфическая пошлина в 1000 долларов за одинимпортный автомобиль значительно сильнее ограничивает импорт автомобилей ценойв 8000 долларов, поскольку составляет 12,5% его цены, чем автомобиля ценой12000 долларов, поскольку составляет всего 8,3% его цены. В результате, когдаимпортные цены возрастают, уровень защиты внутреннего рынка с помощьюспецифического тарифа падает. Но, с другой стороны, во время экономическогоспада и падения импортных цен специфический тариф увеличивает уровень защитынациональных производителей.
По объекту обложения:
а) импортные- пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободногообращения на внутренней рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин,применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей отиностранной конкуренции;
б) экспортные- пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределытаможенной территории государства. Применяются крайне редко отдельнымистранами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цени свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократитьэкспорт и пополнить бюджет;
в) транзитные- пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом черезтерриторию данной страны. Встречаются крайне редко и используютсяпреимущественно как средство торговой войны[3].
По характеру:
а) сезонные- пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международнойторговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной.Обычно срок их действия не может превышать несколько месяцев в год, и на этотпериод действия обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается;
б) антидемпинговые— пошлины, которые применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по ценеболее низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импортнаносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организациии расширению национального производства таких товаров;
в) компенсационные- пошлины, накладываемые на импорт тех товаров, при производстве которых прямоили косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальнымпроизводителям таких товаров.
Обычно эти особые виды пошлин применяются страной либо водностороннем порядке в чисто защитных целях от попыток недобросовестнойконкуренции со стороны ее торговых партнеров, либо как ответная мера надискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны, со стороныдругих государств и их союзов. Введению особых пошлин обычно предшествуетрасследование, проводимое по поручению правительства или парламента, конкретныхслучаев злоупотреблений положением на рынке со стороны торговых партнеров. В процессерасследования проводятся двусторонние переговоры, определяются позиции,рассматриваются возможные объяснения возникшей ситуации и предпринимаютсядругие попытки решить разногласия политическим путем.
Введение особой пошлины обычно становится крайним средством, ккоторому прибегают страны, когда все остальные способы урегулирования торговыхразногласий исчерпаны.
По происхождению:
а) автономные — пошлины,вводимые на основании односторонних решений органов государственной властистраны. Обычно решение о введении таможенного тарифа принимается в виде законапарламентом государства, а конкретные ставки таможенных пошлин устанавливаются соответствующимведомством (обычно министерством торговли, финансов или экономики) и одобряютсяправительством;
б)конвенционные(договорные) — пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннегосоглашения, такое как Генеральное соглашение о тарифах и торговле, илисоглашение о таможенном союзе;
в) преференциальные — пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующимтаможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашенийна товары, происходящие из развивающихся стран. Цель преференциальных пошлин — поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта. С 1971года действует Общая система преференций, предусматривающая значительноеснижение импортных тарифов развитых стран на импорт готовой продукции изразвивающихся стран. Россия, как и многие другие страны, с импорта изразвивающихся стран не взимает таможенные пошлины вообще.
По типам ставок:
а) постоянные- таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органамигосударственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств.Подавляющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками;
б) переменные- таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных органамигосударственной власти случаях (при изменении уровня мировых или внутреннихцен, уровня государственных субсидий). Такие тарифы ― довольно редкоеявление, но используются, например, в Западной Европе в рамках единойсельскохозяйственной политики.
По способу вычисления:
а) номинальные- тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут дать только самоеобщее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергаетсвой импорт или экспорт;
б) эффективные― реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные сучетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров[4].
В связи со значимостью финансовой деятельности таможенных органовРФ необходимо также уяснить и правовую природу таможенной пошлины. Подтаможенной пошлиной понимается платеж, взимаемый таможенными органами при ввозена таможенную территорию России или вывозе товаров с этой территории иявляющейся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. Вопрос о юридическойприроде данного платежа до настоящего времени остается открытым. Воззренияученых, занимающихся этой проблематикой, дифференцируются на два вида: однисчитают, что таможенная пошлина ― есть налог, а другие ― приравниваютее к сбору. Наиболее предпочтительной представляется точка зрения, всоответствии с которой таможенная пошлина в налоговой системе занимает особоеместо. Законодатель не выделяет ее в самостоятельный вид, не относя ни кналогам, ни к сборам. При выяснении правовой природы таможенной пошлины нужноисходить из ее специфики, состоящей в объединении признаков, как налога, так исбора. Выявим ее основные черты.
Во-первых, таможенная пошлина — обязательный взнос в федеральныйбюджет, не нарушающий при этом конституционное право на свободупредпринимательской деятельности.
Во-вторых, таможенная пошлина опосредована процессом перемещениягрузов через таможенную границу РФ и является средством достижения этой цели.
В-третьих, таможенная пошлина возмездная, т.е. фактически она являетсяплатой за предоставление таможенными органами возможности перемещать грузычерез таможенную границу.
В-четвертых, таможенная пошлина в отличие от налога не обладаетпризнаком регулярности, так как обязанность ее уплаты возникает лишь принеобходимости для субъекта вступить в таможенное правоотношение.
В-пятых, право уплаты таможенной пошлины может быть делегированоиным заинтересованным лицам (например, таможенному брокеру).
В-шестых, уплата таможенной пошлины обеспечивается принудительнойсилой государства[5].
Обязанность уплаты налога обусловлена публичными интересами― интересами государства. Обязанность же уплаты таможенной пошлиныоснована на интересах плательщика. У субъекта предпринимательской деятельностивсегда есть выбор: везти товар из-за рубежа или закупить импортный товар натерритории России. Наличие такой альтернативы и определяет особое местотаможенной пошлины.
В условиях рыночной экономики и либерализации ВЭД таможенныепошлины стали важнейшим экономическим регулятором ВЭД. С помощью таможенныхпошлин государство может поощрять ввоз или вывоз соответствующих товаров илиограничивать их, ставить в равные экономические условия товары отечественныхтоваропроизводителей и сходные товары их иностранных конкурентов, проводитьопределенную экономическую, научно-техническую, экологическую,валютно-финансовую политику в области ВЭД, направлять деятельность субъектовВЭД в русло общегосударственных, национальных интересов.
Пошлина относится к числу ценовых категорий. Это требуетиндивидуального подхода к обоснованию пошлин по каждому конкретному товару, ихкоординации с национальными и мировыми издержками и ценами, учета параметровпотребительских свойств и качества товаров и т.п.
При определении ввозных пошлин в прошлом, т.е. в XIX в. и в начале XX в., преобладалфискальный подход: пошлины определялись на высоком уровне и рассматривались какодин из важнейших источников доходов государства. Это вместе с тем позволялорешать задачу защиты национальной экономики от наплыва английских товаров,поскольку Англия вступила значительно раньше других стран на путь промышленнойреволюции, ее продукция была высоко конкурентоспособна и во многом превосходилатовары других стран Европы и Америки[6].
В XX в. наметилась тенденция снижения таможенных пошлин, ослабление ихроли в формировании государства, на первый план выдвигалась их регулирующаяфункция, которая отнюдь не ограничивалась запрещением или резким ограничениемввоза импортных товаров. Нарастала потребность в более детальной дифференциацииставок таможенных пошлин по товарным группам и конкретным изделиям с учетомпотребности в их импорте, уровня национальных и мировых цен.
Такая дифференциация таможенных пошлин требовала ее научногообоснования, изучения объективных факторов, определяющих эту дифференциацию.
Тенденция к снижению ставок таможенных пошлин и к усилению ихдифференциации по группам товаров и конкретным изделиям были обусловленыобъективными факторами. Развитие международного разделения труда требовалоослабления протекционизма. Специализация национальных экономик, в том числепредметная, подетальная и технологическая, требовала дифференциации внешнеторговойполитики стран по группам, видам продукции и стадиям технологии и обоснованиятаможенных пошлин по изделиям и группам изделий с учетом внешних и национальныхусловий их производства и реализации. Решение данной проблемы возможно только спозиций общей теории цен и дифференциальной ренты, т.е. пошлины, следуетрассматривать как интернациональную дифференциальную ренту.
При специализации национального производства одна и та же странаможет иметь конкурентные преимущества по одним видам продукции, на производствекоторых она специализировалась, и не иметь таких преимуществ по другим выдампродукции. Она будет экспортировать продукцию, соответствующую еепроизводственной специализации, и завозить непрофильную продукцию, национальноепроизводство которой по тем или иным причинам экономически нецелесообразно.
Интернациональные издержки производства формируются в жесткойконкурентной борьбе на основе национальных издержек производства профильной,специализированной продукции, поставляемой на мировой рынок ее основнымипроизводителями, обладающими определенными конкурентными преимуществами вобласти естественных условий производства. Указанные выше преимуществаобеспечивают относительно низкий уровень национальных издержек производстваспециализированной продукции и соответственно — при прочих равных условиях — более низкий уровень национальных и мировых цен по сравнению с национальнымииздержками и ценами на аналогичные виды продукции, реализуемой на национальныхрынках стран, не являющихся ее экспортерами.
Эти различия между национальными и мировыми издержками и ценами,определяемые относительно устойчивыми различиями в национальных условияхпроизводства продукции в разных странах, и являются объективной основойформирования таможенных пошлин.
Рассмотрение природы таможенной пошлины позволяет сделать вывод одвойственном характере ее сущности. Данная категория рассматривается и какзащитное средство, и как источник получения государственных доходов. Иначеговоря, таможенная пошлина, помимо регулирующего воздействия, несет в себе ифискальную нагрузку.
2. Порядокуплаты таможенной пошлины
/>Плательщиками таможенных пошлин, налогов согласно статье 328 ТК РФ являются декларанты ииные лица, на которых возложена обязанность по уплате таможенных пошлин иналогов. При этом любое лицо имеет право уплатить таможенные пошлины и налогина товары, перемещаемые через таможенную границу. Ответственными за уплатутаможенных пошлин и налогов являются декларанты и таможенные брокеры.
Сроки уплаты таможенных пошлин и налогов установлены статьей 329 Таможенного кодексаРоссийской Федерации и зависят они от того, какие действия совершаются стоварами. Представим данные в виде таблицы.
Действия,
совершаемые с товарами
Срок уплаты таможенных
пошлин и налогов Ввоз товаров (пункт 1 статьи 329 ТК РФ)
Не позднее 15 дней:
– со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия;
– со дня завершения внутреннего таможенного транзита, в случае декларировании не в месте прибытия Вывоз товаров (пункт 2 статьи 329 ТК РФ) Не позднее дня подачи таможенной декларации Изменение таможенного режима (пункт 3 статьи 329 ТК РФ) Не позднее дня, установленного ТК РФ для завершения действия изменяемого таможенного режима Использование условно выпущенных товаров в целях иных, чем те, в связи с которыми были предоставлены таможенные льготы (пункт 4 статьи 329 ТК РФ)
Для целей исчисления пеней:
– первый день нарушения ограничений на пользование и распоряжение товарами;
– день принятия таможенным органом таможенной декларации на данные товары (если день нарушения установить невозможно) Нарушение требований и условий таможенных процедур (пункт 5 статьи 329 ТК РФ)
Для целей исчисления пеней:
– первый день нарушения;
– день начала действия соответствующей таможенной процедуры (если день нарушения установить невозможно) Перемещение товаров физическими лицами для личного пользования (пункт 6 статьи 329, пункт 1 статьи 287 ТК РФ) При декларировании в письменной форме товаров на основании таможенного приходного ордера Перемещение товаров в международных почтовых отправлениях (пункт 6 статьи 329, пункт 4 статьи 295 ТК РФ) При получении международного почтового отправления в организации почтовой связи Вывоз товаров трубопроводным транспортом (пункт 6 статьи 329, пункт 1 статьи 312 ТК РФ)
Не позднее 20 числа месяца, предшествующего календарному месяцу поставки – не менее 50 процентов суммы пошлин, исчисленных на основании сведений, указанных во временной таможенной декларации.
Не позднее 20 числа месяца, следующего за каждым календарным месяцем поставки – оставшаяся часть суммы таможенных пошлин. Ввоз товаров трубопроводным транспортом (пункт 6 статьи 329, пункт 2 статьи 312 ТК РФ)
Не позднее 20 числа месяца, предшествующего каждому календарному месяцу поставки, на основании сведений, указанных во временной таможенной декларации.
Не позднее 20 числа месяца, следующего за каждым календарным месяцем поставки, подаются уточненные сведения. Пошлина уплачивается одновременно с представлением уточненных сведений. Перемещение товаров по линиям электропередачи (пункт 6 статьи 329, пункт 5 статьи 314 ТК РФ) Не позднее дня подачи таможенной декларации на товары, перемещаемые через таможенную границу в течение одного календарного месяца Временный ввоз товаров с частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов (пункт 6 статьи 329, пункт 3 статьи 212 ТК РФ)
По выбору лица, получившего разрешение на временный ввоз:
при помещении товаров под таможенный режим временного ввоза:
периодически (периодичность определяется лицом, получившим разрешение на временный ввоз, уплата производится до начала соответствующего периода) Обнаружение незаконно ввезенных товаров у лиц, приобретших такие товары на таможенной территории Российской Федерации (пункт 6 статьи 329, пункт 2 статьи 391 ТК РФ)
Лица, у которых обнаружены незаконно ввезенные товары, имеют право уплатить таможенные платежи.
Если платежи уплачиваются в течение 5 дней со дня обнаружения товаров либо обеспечивается их уплата, товары не изымаются.
Уплататаможенных платежейсогласно статье 331 Таможенного кодекса Российской Федерации производится:
– наличнымиденежными средствами в кассу таможенного органа:
– безналичнымспособом на его счет, открытый для этих целей.
Таможенныепошлины и налоги согласно пункту 2 статьи 331 Таможенного кодекса РоссийскойФедерации могут быть уплачены по выбору плательщика, как в валюте РоссийскойФедерации, так и в иностранной валюте. Пересчет валюты Российской Федерации виностранную валюту производится по курсу, действующему на день принятиятаможенным органом таможенной декларации. Если обязанность уплаты таможенныхпошлин, налогов не связана с подачей таможенной декларации, пересчетпроизводится по курсу, действующему на день фактической оплаты.
Статьей 334Таможенного кодекса Российской Федерации предусмотрены основания, по которымпредоставляется отсрочка или рассрочка уплаты таможенных платежей. Отсрочка илирассрочка плательщику представляются при наличии хотя бы одного из следующихоснований:
– причинение этомулицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы илииных обстоятельств непреодолимой силы;
– задержка этомулицу финансирования из федерального бюджета или оплаты выполненного этим лицомгосударственного заказа;
– товары,перемещаемые через таможенную границу, являются товарами, подвергающимисябыстрой порче;
– осуществлениелицом поставок по межправительственным соглашениям.
Отсрочка илирассрочка (ст. 333 ТК РФ) предоставляется по письменному заявлению плательщикана срок от одного до шести месяцев. Отсрочка или рассрочка уплаты таможенныхплатежей может предоставляться по одному или нескольким видам таможенныхпошлин, налогов, а также в отношении всей суммы, подлежащей уплате, либо еечасти, решение о предоставлении принимается в срок, не превышающий 15 дней содня подачи заявления об этом.
Запредоставление отсрочки или рассрочки взимаются проценты, которые начисляютсяна сумму задолженности по уплате таможенных платежей, исходя из ставкирефинансирования ЦБ РФ, действующей в этот период. Уплата процентовпроизводится до уплаты или одновременно с уплатой таможенных платежей, но непозднее дня, следующего за днем истечения срока предоставленной отсрочки илирассрочки.
Но, отсрочкаили рассрочка уплаты (ст. 335 ТК РФ) не предоставляется, если в отношении лица,претендующего на ее предоставление возбуждено уголовное дело по признакампреступления, связанного с нарушениями таможенного законодательства РФ либо возбужденапроцедура банкротства.
Условием дляпредоставления отсрочки или рассрочки является обеспечение уплаты таможенныхплатежей в порядке, предусмотренном главой 31 ТК РФ. Обеспечение уплатытаможенных пошлин, налогов согласно пункту 1 статьи 337 ТК РФ производится вследующих случаях:
1. предоставленияотсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов;
2. условного выпускатоваров;
3. перевозки и (или)хранения иностранных товаров;
4. осуществлениядеятельности в области таможенного дела.
Обеспечениене предоставляется, если сумма подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов,пеней и процентов составляет менее 20 тысяч рублей, а также в том случае, когдатаможенный орган имеет основания полагать, что таможенные платежи будутуплачены.
Обеспечениеуплаты производится плательщиком по своему выбору одним из перечисленных ниже способов:
– залогом товаров ииного имущества;
– банковскойгарантией. Банковская гарантия должна быть выдана банком, кредитной илистраховой организацией, включенной в Реестр банков и иных кредитныхорганизаций, который ведет федеральная служба, уполномоченная в областитаможенного дела;
– внесениемденежных средств в кассу или на счет таможенного органа в федеральномказначействе (денежный залог);
– поручительством.
Помимоперечисленных способов уплата может обеспечиваться также договором страхования.Таможенные органы в целях обеспечения уплаты таможенных платежей принимаютдоговоры страхования, которые заключены со страховой организацией, включенной вреестр страховых организаций, договоры страхования которых могут приниматься вкачестве обеспечения уплаты таможенных платежей.
В случаенеуплаты или неполной уплаты таможенными органами производится взысканиетаможенных пошлин, налогов в принудительном порядке в соответствии с главой 32ТК РФ. Взыскание производится:
1. с юридических лиц– за счет денежных средств на счетах в банках, за счет иного имуществаплательщика, а также в судебном порядке;
2. с физических лиц– только в судебном порядке.
Принудительноевзыскание таможенных пошлин и налогов согласно пункту 5 статьи 348 ТК РФ непроизводится, если:
– требование об уплате таможенныхплатежей не выставлено в течение трех лет со дня истечения срока их уплаты либосо дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенныепошлины, налоги в соответствии с ТК РФ;
– размер неуплаченных сумм таможенныхпошлин, налогов в отношении товаров, указанных в одной таможенной декларации,либо товаров, отправленных в одно и то же время одним и тем же отправителем вадрес одного получателя, составляет менее 150 рублей.
Бесспорному взысканиютаможенных пошлин и налогов предшествует направление плательщику требования обоплате таможенных платежей. Требование об оплате таможенных платежей согласностатье 350 ТК РФ должно быть направлено плательщику не позднее 10 дней со дняобнаружения факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей. Втребовании должны содержаться сведения о сумме платежей, размере начисленныхпеней и (или) процентов, сроке уплаты согласно ТК РФ, сроке исполнениятребования и другие сведения.
Срокисполнения требования составляет не менее 10 дней и не более 20 дней со дня егополучения. При неисполнении требования в этот срок таможенные органы принимаютмеры к принудительному взысканию таможенных платежей.
Решение обесспорном взыскании таможенных платежей за счет денежных средств плательщикана счетах в банках принимается не позднее 30 дней со дня истечения срокаисполнения требования об уплате таможенных платежей. Если данный срок пропущен,решение о бесспорном взыскании исполнению не подлежит. В банк плательщикатаможенных платежей направляется инкассовое поручение на перечисление со счетаплательщика на счет таможенного органа необходимых денежных средств.
Взысканиетаможенных пошлин за счет товаров согласно статье 352 ТК РФ производится наосновании решения суда, если ответственным за уплату таможенных пошлин, налоговявляется физические лицо либо ответственное лицо не установлено, илиарбитражного суда, если ответственным за уплату таможенных пошлин, налоговявляется юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Обращение взысканияпроизводится только на те товары, в отношении которых не уплачены или неполностью уплачены таможенные пошлины и налоги в соответствии с ТК РФ, причемобращение взыскания на товары производится независимо от того, в чьейсобственности находятся товары. Необходимо учесть, что пунктом 2 статьи 352 ТКРФ установлены случаи, когда обращение взыскания на товары производится безнаправления требования об уплате таможенных платежей – если истек предельныйсрок хранения товаров на складе временного хранения или таможенном складе, иесли не установлено лицо, ответственное за уплату таможенных платежей.
Для взысканиятаможенных платежей за счет иного имущества плательщика в течение трех дней содня принятия такого решения соответствующее постановление направляетсясудебному приставу-исполнителю. При неуплате таможенных платежей вустановленный срок уплачиваются пени. Пени начисляются за каждый календарныйдень просрочки уплаты, начиная со дня, следующего за днем исчисления сроковуплаты таможенных платежей по день исполнения обязанности по их уплате либо подень принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенныхплатежей включительно в процентах, соответствующих одной трехсотой ставкирефинансирования ЦБ РФ, от суммы неуплаченных таможенных пошлин. При неуплатетаможенных пошлин, налогов, в том числе при их неправильном исчислении и (или)несвоевременной уплате, ответственность перед таможенными органами несет лицо,ответственное за их уплату.
Излишнеуплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов согласнопункту 1 статьи 355 ТК РФ является сумма фактически уплаченных или взысканных вкачестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышаетсумму, подлежащую уплате. Излишняя уплата или взыскание таможенных платежей иналогов может быть обнаружена как самим плательщиком, так и таможенным органом.Если факт излишней уплаты или излишнего взыскания обнаружен таможенным органом,он обязан не позднее одного месяца со дня обнаружения сообщить о таком факте плательщику.
Возвратизлишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов,производится на основании заявления плательщика, которое должно быть подано втаможенный орган не позднее трех лет со дня их уплаты или взыскания.
ПриказомГосударственного таможенного комитета Российской Федерации от 25 мая 2004 года№607 «Об утверждении перечня документов и формы заявления» утвержден Переченьдокументов, необходимых для принятия решения о возврате (зачете) таможенныхпошлин, налогов и возврате авансовых платежей, а также форма заявления овозврате (зачете) денежных средств. В соответствии с названным документом кзаявлению плательщика должны быть приложены: платежный документ, подтверждающийпоступление денежных средств; документы, на основании которых производилосьрасходование авансовых платежей, или документы, на основании которыхисчислялись и (или) взимались таможенные платежи; документы, подтверждающиефакт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных платежей; свидетельствоо постановке на учет в налоговом органе; свидетельство о государственнойрегистрации юридического лица или свидетельство о государственной регистрациифизического лица в качестве индивидуального предпринимателя; документы,удостоверяющие личность физического лица, в том числе зарегистрированного вкачестве индивидуального предпринимателя; документы, подтверждающие полномочиялица, подписавшего заявление о возврате (зачете) денежных средств; заверенный вустановленном порядке образец подписи лица, подписавшего заявление о возврате(зачете) денежных средств; иные документы, которые могут быть представленылицом, внесшим авансовые платежи, или плательщиком таможенных пошлин, налоговдля подтверждения обоснованности возврата. При отсутствии в заявлении сведенийи непредставлении необходимых документов заявление подлежит возвратуплательщику без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной формепричин невозможности рассмотрения заявления. Возврат заявления производится непозднее 5 дней со дня поступления заявления в таможенный орган. В случаевозврата заявления без рассмотрения плательщик имеет право повторно обратитьсяс заявлением о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканныхтаможенных пошлин, налогов. Рассмотрение заявления о возврате, принятия решенияи непосредственно возврат денежных средств на счет, указанный в заявлении,должны быть осуществлены в течение срока, не превышающего одного месяца со дняподачи плательщиком заявления и всех необходимых документов. Если указанныйсрок будет нарушен, на сумму излишне уплаченных или излишне взысканныхтаможенных платежей и налогов начисляются проценты за каждый день нарушениясрока возврата.
3. Льготыпо уплате таможенной пошлины
Таможенныйтариф Российской Федерации – свод ставок таможенных пошлин, применяемых ктоварам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации.
Подтарифной льготой понимается предоставляемая на условиях взаимности или водностороннем порядке при реализации торговой политики Российской Федерациильгота в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу РоссийскойФедерации в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от оплатыпошлины, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот напреференциальный ввоз (вывоз) товара. Порядок предоставления льгот определяетсяПравительством Российской Федерации.
Отпошлины освобождаются:
1. транспортныесредства, осуществляющие международные перевозки грузов, багажа и пассажиров, атакже предметы материально-технического снабжения и снаряжения, топливо, продовольствиеи другое имущество, необходимое для их нормальной эксплуатации на времяследования в пути, в пунктах промежуточной остановки или приобретенное заграницей в связи с ликвидацией аварии (поломки) данных транспортных средств;
2. предметыматериально-технического снабжения и снаряжения, топливо, продовольствие идругое имущество, вывозимое за пределы таможенной территории РоссийскойФедерации для обеспечения деятельности российских и арендованных(зафрахтованных) российскими лицами судов, ведущих морской промысел, а такжепродукция их промысла, ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации;
3. товары,ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимые с этойтерритории для официального или личного пользования представителями иностранныхгосударств, физическими лицами, имеющими право на беспошлинный ввоз такихпредметов на основании международных соглашений Российской Федерации илизаконодательства Российской Федерации;
4. валютаРоссийской Федерации, иностранная валюта (кроме используемой длянумизматических целей), а также ценные бумаги в соответствии с законодательнымиактами Российской Федерации;
5. товары,подлежащие обращению в собственность государства в случаях, предусмотренныхзаконодательством Российской Федерации;
6. товары,ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации и вывозимые с этойтерритории в качестве гуманитарной помощи; в целях ликвидации последствийаварий и катастроф, стихийных бедствий; учебные пособия для бесплатных учебных,дошкольных и лечебных учреждений;
7. товары,ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в качестве безвозмезднойпомощи (содействия), а также ввозимые на эту территорию и (или) вывозимые сэтой территории в благотворительных целях по линии государств, международныхорганизаций, правительств, в том числе в целях оказания технической помощи(содействия);
8. товары,перемещаемые под таможенным контролем в режиме транзита через таможеннуютерриторию Российской Федерации и предназначенные для третьих стран;
9. товары,перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами ине предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности всоответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации;
10. оборудование,приборы и материалы, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации дляреализации целевых социально-экономических программ (проектов) жилищногостроительства для военнослужащих, создания, строительства и содержания центровпрофессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военнойслужбы, и членов их семей, осуществляемых за счет займов, кредитов ибезвозмездной финансовой помощи, предоставляемых международными организациями иправительствами иностранных государств, иностранными юридическими и физическимилицами в соответствии с межправительственными и межгосударственнымисоглашениями, а также соглашениями, подписанными по поручению ПравительстваРоссийской Федерации уполномоченными им органами исполнительной власти;
11. периодическиепечатные издания и книжная продукция, связанная с образованием, наукой икультурой, ввозимые редакциями средств массовой информации и издательствами натаможенную территорию Российской Федерации и вывозимые с этой территории;
бумага,полиграфические материалы и полиграфические носители, носители аудио- ивидеоинформации, технологическое и инженерное оборудование, ввозимые натаможенную территорию Российской Федерации редакциями средств массовойинформации, издательствами, информационными агентствами, телерадиовещательнымикомпаниями, полиграфическими предприятиями и организациями и используемые имидля производства продукции средств массовой информации и книжной продукции,связанной с образованием, наукой и культурой.
Льготы,предусмотренные настоящим пунктом, не распространяются на книжные ипериодические печатные издания рекламного и эротического характера и средствамассовой информации рекламного и эротического характера;
12. пожарно-техническаяпродукция, ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации для обеспечениядеятельности органов управления и подразделений Государственной противопожарнойслужбы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий приосуществлении своих функций, установленных законодательством РоссийскойФедерации;
13. оборудование,включая машины, механизмы, а также материалы, входящие в комплект поставкисоответствующего оборудования, и комплектующие изделия (за исключениемподакцизных), ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в счеткредитов, предоставленных иностранными государствами и международнымифинансовыми организациями в соответствии с международными договорами РоссийскойФедерации.
Освобождениеот уплаты таможенной пошлины производится только в случаях, когда этопредусмотрено международными договорами Российской Федерации;
Всоответствии со статьей 3 Федерального закона от 27.05.2000 N 74-ФЗ возвратранее уплаченных таможенных платежей за оборудование для производства детскогопитания (комплектующие и запасные части к нему), на которое распространяетсядействие вышеуказанного Федерального закона, не производится. Начисленныетаможенными органами на момент вступления в силу вышеуказанного Федеральногозакона пени и штрафы по указанным таможенным платежам не взыскиваются и неуплачиваются.
14. приобретенноеза счет целевых средств федерального бюджета оборудование для производствадетского питания (комплектующие и запасные части к нему), аналоги которого непроизводятся в Российской Федерации, по перечню, утверждаемому ПравительствомРоссийской Федерации, а также оборудование для производства детского питания(комплектующие и запасные части к нему), приобретенное за счет связанныхиностранных кредитов, предоставленных Российской Федерации иностраннымигосударствами или правительствами иностранных государств. Указанная льготараспространяется на оборудование (комплектующие и запасные части к нему) дляпроизводства детского питания, ввезенное (ввозимое) на таможенную территориюРоссийской Федерации в целях реализации федеральной целевой программы«Развитие индустрии детского питания» президентской программы«Дети России»;
15. товары(оборудование, включая комплектующие и запасные части к нему) в соответствии сутверждаемым Правительством Российской Федерации перечнем, ввезенные (ввозимые)на таможенную территорию Российской Федерации по договорам (соглашениям,контрактам), финансирование которых было открыто до 1 августа 1998 годавключительно и осуществлялось за счет связанных кредитов правительствиностранных государств, банков и фирм, привлеченных под гарантии ПравительстваРоссийской Федерации.
Приосуществлении торгово-политических отношений Российской Федерации синостранными государствами допускается установление преференций по таможенномутарифу Российской Федерации в виде освобождения от оплаты пошлиной, сниженияставок пошлин либо установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз)в отношении товаров:
– происходящихиз государств, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободнойторговли или таможенный союз либо подписавших соглашения, имеющие цельюсоздание такой зоны или такого союза;
– происходящихиз развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференцийРоссийской Федерации, пересматриваемой периодически, но не реже чем один раз впять лет, Правительством Российской Федерации.
Приосуществлении торговой политики Российской Федерации в пределах ее таможеннойтерритории допускается предоставление тарифных льгот в виде возврата уплаченнойпошлины, снижения ставки пошлины и освобождения в исключительных случаях отпошлины в отношении товаров:
1. ввозимыхна таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывозимых с этойтерритории временно под таможенным контролем в рамках соответствующихтаможенных режимов, установленных Таможенным кодексом Российской Федерации;
2. вывозимыхв составе комплектных поставок для сооружения объектов инвестиционногосотрудничества за рубежом в соответствии с межправительственными соглашениями,участником которых является Российская Федерация;
3. вывозимыхс таможенной территории Российской Федерации в пределах объемов поставок наэкспорт для федеральных государственных нужд, определяемых в соответствии сзаконодательными актами Российской Федерации;
4. ввозимыхна таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада в уставныефонды предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий, атакже вывозимых этими предприятиями отдельных видов товаров собственногопроизводства в случаях, предусмотренных соглашениями о разделе продукции,заключенными Правительством Российской Федерации или уполномоченным имгосударственным органом в соответствии с законами Российской Федерации, или втечение периода окупаемости иностранных инвестиций в порядке, определяемомВерховным Советом Российской Федерации.
Список использованнойлитературы:
1. Приказ Государственноготаможенного комитета Российской Федерации от 25 мая 2004 года №607 «Обутверждении перечня документов и формы заявления»
2. Закон РоссийскойФедерации о таможенном тарифе
3. Козырин А.Н.Таможенное право России. Общая часть. ¾ М.: 1995.
4. Киреев А.П.Международная экономика. Учебное пособие для Вузов. М., 1997. С. 204.
5. Основытаможенного дела: Учебник / Под общ. Ред. В.Г. Драганова. ― М., 1998.
6. Таможенное правоРоссии: Учебник/Отв. ред. Н.И. Химичева. М., 2003.