Таможенно-тарифная политика российского государства

ЭКОНОМИЧЕСКИЙФАКУЛЬТЕТ
Кафедра«Финансы и Кредит»

КУРСОВАЯРАБОТА
подисциплине «ФИНАНСЫ»
натему «Таможенно-тарифная политика российского государства»

2009

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава I. Краткийэкскурс в историю становления таможенно-тарифной политики России
Глава II. Понятиетаможенно-тарифной политики
2.1 Определения таможенно-тарифнойполитики
2.2 Функции и целитаможенно-тарифной политики
2.3 Основные принципы таможенно-тарифнойполитики
2.4 Факторы, определяющие развитиетаможенно-тарифной политики Российской Федерации
Глава III. Финансовыймеханизм таможенно-тарифной политики
3.1 Таможенный тариф. Таможенныепошлины
3.1.1 Классификация таможенныхпошлин
3.2 Налог на ввозимые товары
3.3 Акциз
3.4 Таможенные сборы
Глава IV. Таможенныережимы
Глава V. Таможенныеорганы России
Глава VI. Приоритетытаможенно-тарифной политики на среднесрочный период
Заключение
Приложения
Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ
Во внешнеэкономических связях и отношениях Российской Федерации с другимистранами мира за период перехода к рыночным отношениям произошли серьезныеизменения. Российское таможенное законодательство в своем развитии широкоиспользует мировой таможенно-правовой опыт. Оно идет по пути решения вопросовсотрудничества со странами Содружества Независимых Государств (СНГ) и дальнегозарубежья. Другой серьезной задачей является освоение норм и положениймеждународного торгово-таможенного права, на базе которых таможенное делоРоссии будет развиваться в направлении гармонизации и унификации собщепринятыми международными нормами и практикой. Новый Таможенный кодекс РФ,вступивший в действие с 1 января 2004 г., значительно меняет требования иподходы к осуществлению внешнеэкономической деятельности и является документом,необходимым для вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Внем учтены правила Международной конвенции по упрощению и гармонизациитаможенных процедур.
Внешнеэкономическая политика – это система мероприятий,направленных на достижение экономикой данной страны определенных преимуществ намировом рынке и одновременно на защиту внутреннего рынка от конкуренциииностранных товаров, осуществляемых посредством таможенно-тарифногорегулирования (применение импортного и экспортного таможенных тарифов) инетарифного регулирования (в частности путем квотирования и лицензирования)внешнеторговой деятельности.
Вопрос правильного определения целей таможенной политики важен, конечно,для любого государства. Но для России он важен вдвойне. Это объясняется иогромной общей протяженностью ее границ, и фактической «прозрачностью» границсо странами СНГ, и спецификой федеративного устройства нашей страны, гдепринцип единой таможенной территории надо сочетать с задачами развитияхозяйственных комплексов отдельных республик и областей.
Цель данной курсовой работы я вижу в ответе на поставленный мною для себявопрос: «Что же представляет собой таможенно-тарифная политика России?».
Задачи, которые я ставлю для себя для достижения данной цели, это:
— выяснить, каковы истоки российской таможенно-тарифной политики;
— узнать, какие осуществляет функции и какие преследует цели;
— определить, на каких принципах строится таможенно-тарифная политика, икакие факторы определяют ее развитие;
— понять, каков механизм осуществления данной политики;
— выяснить, кем осуществляется таможенно-тарифная политика РФ;
— выяснить приоритеты современной таможенно-тарифной политики России.
 

Глава I. Краткий экскурс в историю становления таможенно-тарифной политикиРоссии
В различные периоды развития государства публичная власть выражалазаинтересованность в существовании аппарата, призванного защищать экономическиеинтересы страны, связанные с внешней торговлей.
Страницы истории российской таможенной политики начинаются с моментаиздания Ярославом Мудрым (1015 – 1054) свода законов Русская Правда, где былиустановлены и получили дальнейшее развитие основы судебных, политических иторговых отношений. Государство издавна проявляет интерес к пополнению казнычерез различные механизмы, в том числе и через торговые сборы.
С распадом Киевской Руси на отдельные княжества между ними возникаютграницы, на которых неизбежно появляются стража и таможенники. Пошлины, сборы ииные платежи выступают одной из главных статей поступления денег в казну.
История отечественной таможенной политики начинается с Новгородскогоустава (1667 г.), который можно считать предшественником первого таможенноготарифа России.
В Новгородском уставе были зафиксированы многие моменты, нашедшие своепродолжение и в современном таможенном законодательстве:
— устанавливалось равное для всех таможенное обложение торговых сделокединой рублевой пошлиной, и ликвидировались проезжие сборы;
— купцам вменялось в обязанность правдиво указывать таможенную стоимостьпредъявляемых на таможне товаров;
— были определенны наказания за нарушение таможенных правил: за утайкутовара, и в случае занижения его продажной цены товар подлежал конфискации;
— вводился контроль за перемещением товаров.
В эпоху Петр I (1682 – 1725 гг.) таможенныеорганы начинают играть более значимую роль в Российском государстве. Онисодействуют развитию национальной промышленности и торговле.
Сообразно указаниям императора в России 31 января 1724 г. был выработан первый таможенный тариф. Жестко протекционистский, он создавал благоприятныеусловия для развития отечественной мануфактурной промышленности.
В начале 90-х гг. были приняты два основополагающих закона: Таможенныйкодекс РФ, Закон РФ от 23 мая 1993 г. №5003-I «Отаможенном тарифе». Именно они в течение 10 лет выступали основными источникамитаможенного права.
Россией за период последнего тысячелетия был накоплен значительный опытфункционирования таможенных органов и реализация ими основных направленийтаможенно-тарифной политики, что позволило в 2003 г. принять новый Таможенныйкодекс РФ.
С его принятием представляется возможность говорить о смене эпох вобласти международных экономических отношений, о начале перехода от «таможнидля правительства» к «таможне для участников внешней торговли». Этот важнейшийзакон призван способствовать внешней торговле, а не создавать условия дляработы контролирующих органов и вмешательства государства в данную сферу. Этоименно те требования, выполнение которых является одним из условий полноправнойинтеграции России в мировую экономику.

Глава II. Понятие таможенно-тарифнойполитики
 
2.1 Определения таможенно-тарифной политики
Существует несколько различных определений понятия «таможенная политика».Законодательно оно не закреплено, отсюда и такое разнообразие и неоднозначностьв его трактовках.
Таможенная политика – это использование инструментов таможенногоконтроля и регулирования товарообмена на таможенной территории России,реализация торгово-политических задач по защите российского рынка в целяхстимулирования развития национальной экономики, а также дальнейшего содействияпроведению структурной перестройки и решению других задач экономическойполитики страны.
Таможенная политика – это система государственных мер и таможенныйинструмент, направленный на регулирование внешней торговли и на защитуэкономических интересов государства.
Таможенная политика – это реализация экономической политикигосударства методами и средствами таможенного регулирования, неизменнымисоставляющими которого являются таможенные платежи и таможенный контроль.
Таможенная политика является одним из ключевых элементовгосударственного регулирования экономики России. Она выступает в качествеосновы (сердцевины) всей таможенной деятельности и является составной частьюкак внутренней, так и внешней политики государства. Именно поэтому таможеннаяполитика определяется как система политико-правовых, экономических,организационных и иных широкомасштабных мероприятий, направленных на реализациюи защиту внутри- и внешнеэкономических интересов и задач в целях динамичногоосуществления политических и социально-экономических преобразований в условияхформирования в стране рыночных отношений. Данное определение довольно сложно,поэтому в целях уяснения самого смысла этого понятия в общем виде таможеннуюполитику можно определить и как систему государственных экономических и таможенно-правовыхмер по регулированию внешней торговли, защите национальной экономики и решениюфискальных задач.
Таможенная политика – это стратегическая линия государства,связанная с ввозом (вывозом) продукции.
Таможенно-тарифная политика – это основной элементвнешнеэкономической политики. В современных условиях она осуществляется спомощью ряда механизмов, которые регулируют, стимулируют и контролируютвнешнеэкономические связи. Центральный инструмент таможенно-тарифногорегулирования – таможенная пошлина, с помощью которой регулируетсявнешнеторговый оборот.
Известны 2 вида таможенно-тарифной политики: протекционизм ифритредерство. Оба эти направления используют таможенно-тарифное регулирование,так как именно оно составляет основу финансовой деятельности государства в лицетаможенных органов.
Протекционизм – это политика, направленная на защиту собственнойпромышленности, сельского хозяйства от иностранной конкуренции на внутреннемрынке. Такая политика предполагает установление высокого таможенного обложениятоваров, ввозимых на территорию страны. Таким образом государство ставит барьерна пути проникновения импорта на внутренний рынок.
Фритредерство – это политика свободной торговли. Эта политиканацелена на всемерное поощрение импорта путем ликвидации ввозных таможенныхпошлин, устранения нетарифных преград на торговых путях. Это приводит к ростутоварооборота, способствует более выгодному международному разделению труда.

2.2 Функции и цели таможенно-тарифной политики
Таможенно-тарифная политика выполняет несколько функций –фискальную, регулирующую и защитную. В принципе все они одинаково важны дляэкономики страны. Но на практике предпочтение отдается только одной функции –фискальной.
Таможенная политика России определяется высшими органами государственнойвласти и управления страны и является составной частью внешней и внутреннейполитики российского государства. Целями таможенной политики Россииявляются:
а) интеграция хозяйства страны в мировую экономику;
б) защита и стимулирование экономическогоразвития России;
в) создание условий для функционирования российского рынка и рынка странСНГ;
г) укрепление торгового и платежного баланса страны;
д) рост доходов государственного бюджета;
е) упрочение торгово-политических позиций России;
ж) противодействие дискриминационным акциям иностранных государств и ихсоюзов;
з) расширение культурных и информационных обменов между Россией изарубежными странами, контактов между людьми;
и) охрана жизни и здоровья человека, животных и растений, сохранение окружающей среды;
к) защита государственной и общественной безопасности;
л) защита прав и законных интересов граждан, предприятий, объединений иорганизаций, культурного и исторического наследия народов России.

2.3 Основные принципы таможенно-тарифной политики
В качестве основных принципов таможенной политики России внастоящее время ученые выдвигают:
— соблюдение системы приоритетов направленности таможенной политики надостижение таких целей, как: обеспечение интересов России; обеспечениеинтересов стран, возглавляемого Россией Содружества Независимых Государств;обеспечение интересов мирового сообщества в целом;
— сочетание интересов государства и интересов отдельных участниковвнешнеэкономической деятельности при обязательном приоритете общенациональныхинтересов;
— обеспечение не только внешнеэкономической безопасности страны, но и еевнешней безопасности в целом: продовольственной, технологической,экологической, научной, валютно-финансовой;
— содействие улучшению структуры внешнеторгового оборота (улучшениюструктуры экспорта и импорта), а также государственной стратегии экспорта иимпорта товаров, услуг и инвестиций;
— исключение из практики внешнеэкономической деятельности незаконноговывоза капитала за рубеж посредством упорядочения правил ведения валютныхопераций с учетом интересов России и усиления государственного контроля заосуществлением валютных операций.
2.4 Факторы,определяющие развитие таможенно-тарифной политики Российской Федерации
Перспективы развития таможенной политики как важнейшей институциональнойструктуры регулирования российской экономики в XXIв.определяется не только состоянием экономики России, но и ее положением вмировом сообществе. Ведь хорошо известно, что, когда дипломатия не служитвойне, она служит торговле. Поэтому главной задачей внешней политики Россииявляется создание благоприятных условий на мировом рынке для российскихэкспортеров и для активизации эффективных для России внешнеэкономическихсвязей, в том числе и за счет умело проводимой в стране таможенной политики. Ив этих условиях представляется, что как составная часть внешней(внешнеэкономической) политики таможенная политика России, ее цели, задачи, средстваи способы реализации сегодня могут определяться следующими основнымифакторами:
— состоянием мирового сообщества в целом, а также уровнем и тенденциямиразвития мировой экономики, в частности;
— состоянием экономики России, а также тенденциями еесоциально-экономического развития;
— участие России в системе международного разделения труда и в развитиимирохозяйственных связей, а также ее взаимодействием со странами мировогосообщества и их важнейшими региональными объединениями.

Глава III. Финансовый механизм таможенно-тарифнойполитики
Российская Федерация проводит таможенную политику через следующиефинансовые инструменты:
• таможенные пошлины и таможенный тариф как свод ставок таможенныхпошлин;
• налоги, уплачиваемые при перемещении товаров через таможеннуютерриторию РФ;
• таможенные сборы;
• специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры.
Они, равно как и имущественные санкции, являются фискальными доходамифедерального бюджета и используются государством в процессе финансовойдеятельности. Данные инструменты выполняют регулятивную функцию, выражающуюся врационализации таможенного тарифа, устранению дисбаланса в международномтоварообороте, эффективном реагировании на нежелательные изменения в структуре импортаи экспорта.
Налоговой базой для исчисления таможенных платежей в зависимости отустановленных ставок – это таможенная стоимость товаров и (или) их количество.Система определения таможенной стоимости основывается на общих принципахтаможенной оценки. Таможенная стоимость исчисляется самим заявителем на основеодного из следующих методов: по цене сделки с ввозимыми товарами; по ценесделки с идентичными товарами; по цене сделки с однородными товарами; вычитаниястоимости; сложения стоимости; резервному.
3.1 Таможенный тариф. Таможенные пошлины
 
Таможенный тариф – это инструмент таможенной политики игосударственного регулирования внутреннего рынка товаров РФ в условиях еговзаимосвязи с мировым рынком. Устанавливает правила обложения товаров пошлинамипри их перемещении через таможенную границу РФ. Одновременно это свод ставоктаможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границуРФ.
Таможенные пошлины – это обязательные платежи, взимаемыетаможенными органами при ввозе или вывозе товаров на (с) таможенную территориюРФ, являющиеся необходимым условием такого ввоза (вывоза). Уплата таможенныхпошлин носит обязательный характер и обеспечивается государственнымпринуждением. Взимаются они без встречного удовлетворения.
Таможенные пошлины при экспорте используются для поддержаниярационального соотношения ввоза и вывоза товаров, валютных доходов и расходовна территории Российской Федерации, обеспечения условий для интеграциинациональной экономики в мировую.
Применение таможенных пошлин при импорте обусловлено, с одной стороны,проведением политики разумного протекционизма, а с другой – регулированиемввоза продукции, не имеющей отечественных аналогов или производящейся внедостаточном количестве для удовлетворения потребностей внутреннего рынка.Вместе с тем таможенные пошлины как при экспорте, так и при импортеспособствуют обеспечении поступлений доходов в бюджет.
В настоящее время в России таможенные пошлины формируют порядка 20%доходов федерального бюджета. Столь высокий показатель характерен дляразвивающихся государств. В индустриальных странах доля поступлений от взиманиятаможенных пошлин незначительна и составляет около 1%.
таможенная тарифная пошлина тариф
3.1.1 Классификация таможенных пошлин
В рамках таможенного законодательства РФ о государственном регулированиивнешнеторговой деятельности, законодательства РФ о мерах по защитеэкономических интересов РФ при осуществлении торговли проводится классификациятаможенных пошлин. При этом выделяют ряд признаков.
1. В зависимости от направления перемещения товаров и транспортныхсредств (характера внешнеторговых операций) выделяют:
— ввозные (импортные);
— вывозные (экспортные);
— транзитные.
Ввозные (импортные) пошлины взимаются при ввозе товаров на таможеннуютерриторию государства и широко используются во многих странах, а вывозные(экспортные) – при вывозе товаров с таможенной территории государства иприменяются чаще всего к товарам, в области которых страна обладает монополией.Транзитные пошлины устанавливаются за провоз товара по территории страны, вфискальных целях они используются лишь некоторыми развивающимися странами.
2. Также существенным признаком является цель взимания. В связи с этимвыделяют следующие виды таможенных пошлин:
— фискальные;
— протекционистские;
Фискальные пошлины выступают в качестве средств бюджетных доходов. Ихвеличин зависит от возможности повышения цены на товар. Протекционистскиепошлины служат для защиты отечественных товаропроизводителей от конкуренции навнутреннем рынке с продукцией зарубежных фирм, имеют высокие ставки,затрудняющие ввоз товаров. Однако на практике не существует четкогоразграничения между фискальными и протекционистскими пошлинами.
3. По назначению.
С целью защиты экономических интересов РФ могут устанавливаться особые исезонные пошлины, которые носят временный характер. В таможенной практике РФприменяются три вида особых пошлин. Специальные пошлины устанавливаются, еслитовары импортируются в количествах и на условиях, способных нанести ущерботечественным производителям подобных товаров, а иногда – как ответная мера надискриминационные действия других государств.
Антидемпинговые пошлины взимаются с импортных товаров, которые ввозятсяпо более низкой цене, чем их нормальная стоимость в стране вывоза, а компенсационные– в случае ввоза товаров, при производстве или вывозе которых прямо иликосвенно использовались субсидии. Антидемпинговые и компенсационные пошлиныприменяются тогда, когда ввоз товаров влечет за собой неблагоприятныепоследствия для страны-импортера.
В некоторых случаях для оперативного регулирования ввоза или вывозаотдельных видов товаров могут применяться сезонные пошлины. Их ставки иперечень товаров, на которые они распространяются, должны быть официальноопубликованы не позднее, чем за 30 дней до начала их применения. Срок действиятаких пошлин не может превышать шести месяцев в году. И на этот период действиеобычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается.
4. По происхождению таможенные пошлины могут быть:
— автономные;
— конвенционные (договорные);
— максимальные;
— преференциальные (льготные).
Автономные пошлины вводятся на основании односторонних решений органовгосударственной власти страны.
Конвенционные пошлины устанавливаются на базе двустороннего илимногостороннего соглашений, например, генеральное соглашение о тарифах иторговле ГАТТ/ВТО.
В таможенном тарифе установлены базовые ставки таможенных пошлин. Ониприменяются к товарам, происходящим из стран, в торгово-политических отношенияхс которыми Россия применяет режим наиболее благоприятствуемой нации (РНБ)[1].Если же товары ввозятся из стран, к которым Россия не применяет РБ или странаих происхождения не установлена, то базовые ставки увеличиваются в два раза.Такие ставки получили название максимальных.
Преференциальные пошлины имеют более низкие ставки по сравнению с обычнодействующим тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашенийна товары, происходящие из развивающихся стран. Так, в отношении товаров,ввозимых на территорию РФ и происходящих из развивающихся стран – пользователейсхемой преференций РФ, ставки таможенных пошлин применяются в размере 75%базовых. Если ввозимые товары происходят их слаборазвитых стран – пользователейсхемой преференций РФ и стран – участниц СНГ, то таможенные пошлины неприменяются[2]. Важным элементом любогоналога являются налоговые льготы, которые применительно к таможенной пошлиненазывают тарифными льготами. Они не могут носить индивидуального характера.Основной вид тарифных льгот – освобождение от уплаты пошлины. Цельпреференциальных пошлин – поддержать экономическое развитие этих стран за счетрасширения их экспорта.
Россия, как и многие другие страны, с импорта из развивающихся стран невзимает таможенных пошлин вообще.
5. По типам ставок выделяют:
— постоянные;
— переменные таможенные пошлины.
Ставки постоянных таможенных пошлин единовременно установлены органамигосударственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств.Подавляющее большинство стран мира имеет пошлины с постоянными ставками.
Ставки же переменных таможенных пошлин могут изменяться в установленныхзаконодательством случаях – например, при изменении уровня мировых иливнутренних цен, уровня государственного субсидирования. Такие пошлины –довольно редкое явление, но используются, например, в Западной Европе в рамкахединой сельскохозяйственной политики.
6. По способу вычисления таможенные пошлины классифицируются как:
— номинальные;
— эффективные.
Номинальные таможенные пошлины указываются в таможенном тарифе. Они даюттолько самые общие представления об уровне таможенного обложения, которомустрана подвергает свои экспорт и импорт.
Эффективные таможенные пошлины отражают реальный уровень таможенныхпошлин на конечные товары, вычисленный с учетом уровня пошлин, наложенных наимпортные узлы и детали этих товаров.
7. По способу взимания (по видам ставок):
— адвалорные;
— специфические;
-смешанные;
— альтернативные.
Адвалорные таможенные пошлины начисляются в процентном отношении ктаможенной стоимости товаров. Например, 15% таможенной стоимости.
Специфические таможенные пошлины начисляются в строго установленномразмере за единицу облагаемого товара. К примеру, 10 долларов за 1 кг.
Смешанные, или комбинированные, таможенные пошлины сочетают в себепризнаки адвалорных и специфических таможенных пошлин. Например, 15% таможеннойстоимости, но не менее 10 долларов за 1 кг.
Альтернативные таможенные пошлины содержат одновременно адвалорные испецифические пошлины с примечанием, что взимается та из них, которая даетнаибольшую величину таможенного сбора. Например, 20 евро за тонну груза или 10%с цены товара, которая выше.
Льготы в виде освобождения от уплаты пошлины предусмотрены в отношенииследующих товаров (за исключением подакцизных):
— ввозимые в качестве вклада в уставной капитал организации синостранными инвестициями в порядке и сроки, установленные учредительнымидокументами;
— ввозимые на территорию РФ или вывозимых с нее и предназначенных дляофициального или личного пользования дипломатическими представителямииностранных государств;
— товаров, перемещаемых под таможенным контролем в режиме транзита черезтаможенную территорию РФ и предназначенных для третьих стран;
— в виде российской и иностранной валюты (кроме используемой для целейнумизматики), а также ценных бумаг;
— подлежащих обращению в государственную собственность в случаях,предусмотренных законодательством РФ;
— ввозимых в качестве гуманитарной помощи и в целях ликвидациипоследствий катастроф и стихийных бедствий;
— транспортных средств, осуществляющих международные перевозки грузов,багажа и пассажиров;
— ввозимых на таможенную территории РФ и вывозимых на благотворительныецели по линии государств, правительств, международных организаций, включаяоказание технического содействия.
 
3.2 Налог на ввозимые товары
НДС при ввозе товаров на территорию РФ стал взиматься с 1 февраля 1993 г.Налоговой базой для исчисления НДС является сумма таможенной стоимости товара,ввозной таможенной пошлины и акциза (по подакцизным товарам). К ввозимымтоварам применяются ставки НДС, действующие на территории РФ: 18 и 10%.
3.3 Акциз
Акцизами при ввозе облагаются подакцизные товары по перечню,установленному ст. 181 Налогового кодекса РФ. К ввозимым подакцизным товарамприменяются единые ставки акцизов, действующие на территории РФ. Налоговойбазой акцизов по ввозимым товарам, по которым установлены адвалорные ставки,является таможенная стоимость, увеличенная на сумму таможенной пошлины; приприменении специфических ставок – объем ввозимых подакцизных товаров внатуральном выражении (объем, масса, количество). При использованиикомбинированной ставки налоговая база определяется так же, как при примененииадвалорной и специфической ставок.
3.4 Таможенные сборы
Таможенный сбор – это платеж, уплата которого является одним из условийсовершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением,хранением, сопровождением товаров. Размеры сборов за таможенное оформлениеустанавливаются правительством РФ. Они дифференцированы в зависимости оттаможенной стоимости товаров и ограниченны приблизительной стоимостью оказанныхуслуг – 100 тыс. руб.
Размеры сборов за таможенное сопровождение дифференцированы в зависимостиот расстояния. Так, за таможенное сопровождение на расстояние до 50 кмвзимается сбор в размере 200 руб., от 50 до 100 км – 3000 руб., от 100 до 200км – 4000 руб., свыше 200 км – 6000 руб. При таможенном сопровождении морских,речных или воздушных судов размер сбора составляет 20000 руб. и не зависит отрасстояния перемещения.
Таможенные сборы за хранении на складе временного хранения или таможенномскладе таможенного органа уплачиваются в размере 1 руб. с каждых 100 кг веса товаров в день, а в специально приспособленных помещениях для хранения отдельных видовтоваров – 2 руб. с каждых 100 кг веса товаров в день.

Глава IV. Таможенные режимы
В соответствии со ст. 22 Таможенного кодекса РФ все товары и транспортныесредства перемещаются через таможенную границу РФ в строгом соответствии сзаявленным таможенным режимом. В этой связи таможенный режим является одним изосновных и наиболее важных инструментов таможенного регулированиявнешнеэкономической деятельности.
Таможенный режим, хотя и существует его законодательно закрепленноепонятие[3], является разновидностьюправового режима, под которым в юридической литературе понимают особый порядокрегулирования, который выражен в комплексе правовых средств, характеризующихсочетание взаимодействующих между собой дозволений и запретов, а такжепозитивных обязываний и создающих особую направленность регулирования (в данномслучае – направленность на перемещение товаров и транспортных средств черезтаможенную границу.
С помощью таможенного режима определяются:
— порядок перемещения товаров через таможенную границу в зависимости отих назначения и целей такого перемещения;
— условия нахождения товаров как на таможенной территории РФ, так и внеее;
— права и обязанности бенефициара (заявителя) таможенного режима;
— дополнительные требования, предъявляемые в отдельных случаях к статусутоваров либо к лицу, их перемещающему.
Таможенный режим – это таможенная процедура, определяющаясовокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношениитоваров таможенных пошлин, налогов, запретов и ограничений, установленных всоответствии с законодательством РФ.
В целях таможенного регулирования Таможенным кодексом РФ предусмотреныследующие таможенные режимы:
1. Основные. Они устанавливаются законодательными нормамибольшинства стран. Сюда относятся:
— выпуск для внутреннего потребления. Режим, при котором ввозимые натаможенную территорию товары остаются на ней постоянно без обязательства об ихвывозе;
— экспорт. Режим, при котором российские товары вывозятся за пределыстраны в торгово-экономических целях;
— международный транзит. Режим, при котором товары из одного государстваперевозятся в другое через таможенную территорию третьего государства.
2. Экономические. Они призваны способствовать развитиюпредпринимательской деятельности, активизации инвестиционного производства. Кним относятся:
— временный ввоз товаров. Режим, при котором иностранные товарыиспользуются в течение определенного срока (срока временного ввоза) натаможенной территории РФ;
— переработка на таможенной территории. Режим, при котором ввезенныетовары используются на таможенной территории РФ в течение срока переработки товаровпри условии вывоза продуктов переработки из страны;
— переработка для внутреннего потребления. Режим, при котором ввезенныетовары используются на таможенной территории РФ в течение срока переработкитоваров с последующим выпуском продуктов переработки для свободного обращения;
— переработка вне таможенной территории. Режим, при котором товарывывозятся с таможенной территории с целью проведения операций по переработкетоваров в течение срока переработки товара с последующим ввозом продуктовпереработки;
— таможенный склад. Режим, при котором ввезенные на таможенную территориюРФ товары хранятся под таможенным контролем;
— свободная таможенная зона. Режим, при котором иностранные и российскиетовары, ввозимые на территорию свободной таможенной зоны (в России – этоКалининградская и Магаданская области), освобождаются от уплаты таможенныхплатежей.
— свободный склад. Режим, при котором иностранные товары размещаются ииспользуются в соответствующих территориальных границах или помещениях безвзимания таможенных пошлин и налогов.
3. Завершающие. Эти режимы применяются, как правило, в целяхприведения сторон в первоначальное состояние либо устранения возможностипопуска внутрь страны «нежелательного» товара. Данная группа режимов призваназавершить таможенный оборот товаров. К ним относятся:
— реимпорт. Режим, при котором товары, ранее вывезенные с таможеннойтерритории РФ, снова ввозятся на нее в установленные сроки;
— реэкспорт. Режим, при котором товары, ранее ввезенные на территорию РФ,вывозятся с нее;
— уничтожение. Режим, при котором иностранные товары уничтожаются подтаможенным контролем. Данный режим применяется, когда товар в процессетаможенного оформления или хранения утратил свои потребительские качества, атакже истек срок его годности;
— отказ в пользу государства. Режим, при котором товары безвозмезднопередаются в федеральную собственность;
4. Специальные. Для этих режимов характерны отдельные ситуации,требующие налогового послабления в области таможенной политики. К нимотносятся:
— беспошлинная торговля. Режим, при котором иностранные товары, везенныена таможенную территорию РФ, или российские товары продаются в розницуфизическим лицам, выезжающим за пределы таможенной территории РФ,непосредственно в магазинах беспошлинной торговли (известные как «Duty Free»);
— временный вывоз. Режим, при котором товары, находящиеся в свободномобращении на таможенной территории РФ, могут временно использоваться за еепределами;
— перемещение припасов. Режим, при котором происходит перемещение через таможеннуюграницу товаров, предназначенных для использования на морских (речных),воздушных судах и в поездах, используемых для международной перевозкипассажиров и грузов, а также товаров, предназначенных для продаж членам экипажаи пассажирам;
— иные специальные таможенные платежи.
Предусмотренные статьей 268 ТК РФ, данные режимы устанавливаются вотношении следующих товаров, перемещаемых через таможенную границу:
а) товаров, вывозимых с таможенной территории РФ и предназначенных дляобеспечения функционирования посольств, консульств, представительств примеждународных организациях и иных официальных представительств России зарубежом;
б) товаров, перемещаемых через таможенную границу между воинскими частямиРФ, дислоцированными на российской таможенной территории и за ее пределами;
в) товаров, перемещаемых через таможенную границу и предназначенных дляпредупреждения и ликвидации стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций, втом числе товаров, предназначенных для бесплатной раздачи лицам, пострадавшим врезультате чрезвычайных ситуациях, и товаров, необходимых для проведенияаварийно-спасательных и других неотложных работ;
г) товаров, вывозимых в государства – бывшие республики СССР ипредназначенных для обеспечения деятельности расположенных на территориях этихгосударств лечебниц, спортивно-оздоровительных и иных учреждений социальнойсферы, имущество которых находится в собственности РФ или ее субъектов, а такжедля проведения на территории указанных государств российскими организацияминаучно-исследовательских работ в интересах России на некоммерческой основе;
д) российских товаров, перемещаемых между таможенными органами черезтерриторию иностранного государства.
Выбор таможенного режима, в соответствии с которым будут перемещатьсячрез таможенную границу те или иные товары, является правом лица, перемещающегоэти товары. Причем этот выбор несет определенные правовые последствия и можетоказать влияние как на возможность самого перемещения отдельных категорийтоваров через границу[4], так и на порядокпроизводства их таможенного оформления и таможенного контроля, на размер ипорядок уплаты таможенных платежей, а также на круг прав и обязанностей каксамого лица, перемещающего товары через границу, и его законных представителей,так и на круг прав и обязанностей таможенных органов и их должностных лиц вотношении перемещаемых через границу товаров.
 

Глава V. Таможенные органы России
Субъектами управления в сфере таможенно-тарифной политики являются таможенныеорганы, составляющие единую систему.
Таможенные органы России – это государственные органы, регулирующиеправоотношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в областитаможенно-тарифной политики.
На сегодняшний день таможенные органы России состоят из следующихэлементов, представленных в иерархической порядке, начиная с вышестоящего:
— Федеральная таможенная служба (ФТС). Она выполняет функции контроля инадзора в области таможенной политики, а также особую консолидирующую,управляющую и организационную роль, имеет специфический характер задач ифункций;
— территориальные таможенные органы, которые тоже в свою очередьподразделяются на:
а) региональные таможенные управления. Они ведут контроль всейдеятельности нижестоящих таможенных органов, соблюдение ими законодательстваРФ, проводят экспертизы и исследования перемещаемых товаров и транспортныхсредств, принимают меры по обеспечению полного и своевременного перечислениятаможенных платежей в федеральный бюджет;
б) таможня. Производит таможенное оформление и таможенный контрольтоваров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, а такжевзимание таможенных платежей;
в) таможенный пост.
В систему таможенных органов РФ по состоянию на 1 января 2007г входят 7региональных таможенных управлений, 136 таможен, 707 таможенных постов, 6учреждений, находящихся в ведении ФТС России, и 7 представительств ФТС Россииза рубежом.
Единство системы таможенных органов определяется единством их целей изадач по осуществлению таможенной политики на единой территории РФ. К такимзадачам можно отнести:
* участие в разработке иреализации таможенной политики в отношении товаров, перемещаемых черезтаможенную территорию РФ;
* защита экономических интересови обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасностигосударства, являющейся экономической основой суверенитета РФ;
* применение средств таможенногорегулирования торгово-экономических отношений, взимание таможенных пошлин,налогов и иных таможенных платежей;
* осуществление исовершенствование таможенного контроля и таможенного оформления, а такжесоздание условий, способствующих ускорению товарооборота;
* ведение борьбы с контрабандой,нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, относящегося ктоварам, перемещаемым через таможенную территорию России;
* выполнение международныхобязательств России в части, касающейся таможенного дела, участие в разработкемеждународных договоров, затрагивающих таможенное дело.
Это основные функции.
Таможенные органы выполняют также обеспечивающие функции. К нимотносятся: кадровая, финансово-плановая, материально-техническая и другиефункции организационного характера.

Глава VI. Приоритеты таможенно-тарифной политики на среднесрочныйпериод
Цель таможенно-тарифной политики в среднесрочной перспективе – содействиедиверсификации и повышению глобальной конкурентоспособности российскойэкономики за счет эффективного применения инструментов таможенно-тарифногорегулирования.
Задачи таможенно-тарифной политики на среднесрочный период:
— содействие технологической модернизации российской экономики за счетоблегчения доступа к использованию передовых иностранных оборудования итехнологий;
— стимулирование развития производственно-технологической кооперациироссийских и иностранных компаний, содействие переносу глобальноориентированных обрабатывающих производств на российскую территорию («импортпроизводств вместо импорта товаров»);
— повышение конкурентоспособности российских рынков, защита развивающихсярынков, уязвимых для импорта;
— унификация таможенно-тарифной политики со странами, формирующимитаможенный союз в рамках ЕврАзЭС.
Реализация поставленных задач будет обеспечиваться следующими приоритетныминаправлениями таможенно-тарифной политики:
1. Стимулирование переноса производств на территорию России путемдифференциации ставок таможенных пошлин в зависимости от глубины переработки ипредназначения товаров.
Дифференциация ставок таможенных пошлин в зависимости от глубиныпереработки товаров (минимальные пошлины на материалы, сырье, комплектующие,максимальные – на готовые изделия) создает более привлекательные условия дляизготовления товаров в России по сравнению с их импортом и способствуеторганизации (переносу) производств на территорию России.
Вместе с тем, такие факторы, как:
› снижение таможенных пошлин на технологическое оборудование в целях содействиямодернизации российских производств;
› необходимость содействия удовлетворению потребительского спроса навысококачественные товары, аналоги которых не производятся в России, либопроизводятся в недостаточных количествах;
› выполнение международных обязательств России по беспошлинному ввозуотдельных видов товаров (например, книги и печатная продукция);
› необходимость защиты наиболее конкурентоспособных отраслей российскойэкономики в сырьевом секторе и в производстве товаров низкого передела;
› временное открытие внутренних рынков для увеличения предложения ипредотвращения роста цен, – препятствуют соблюдению принципа эскалацииТаможенного тарифа в некоторых секторах экономики.
Положительный опыт установления дифференцированных ставок ввозныхтаможенных пошлин в зависимости от предназначения товаров (для режима«промышленная сборки», или для защиты внутренних рынков, или для предотвращенияобхода установленных ограничений) будет распространен на другие отрасли вмодифицированном виде, с учетом правил ВТО, то есть, без требований по«локализации» производства.
2. Усиление регулирующей функции таможенного тарифа, обеспечениесбалансированности и рациональная защита внутренних рынков.
Угроза вытеснения товаров отдельных секторов экономики с внутреннегорынка импортом требует создания определенных защитных барьеров для доступаимпорта. В тоже время, искусственное и неоправданное ограждение от импортаснижает стимулы для повышения конкурентоспособности отечественногопроизводителя, ущемляет интересы потребителя. Значительный рост промышленного исельскохозяйственного производства, инвестиционной активности, развитие сферыуслуг стимулирует повышение спроса на товары в области машиностроения, которыйотечественное производство не может удовлетворить в полной мере.
Сбалансированность регулирования импорта с учетом потребностейпроизводителей и потребителей будет обеспечиваться: применением специфическихтарифных инструментов в аграрном секторе (сезонные пошлины, тарифные квоты);гибким реагированием на потребности производителей и потребителей, ценовуюситуацию на рынках путем временного снижения или повышения ставок ввозныхтаможенных пошлин; применением специальных защитных, антидемпинговых икомпенсационных мер.
3. Отказ от необоснованных ограничений российского экспорта за счетоптимизации применения вывозных таможенных пошлин.
Сегодня вывозные таможенные пошлины применяются в качестве инструментаизъятия природной ренты, выполняют функцию ограничений (запретов) на экспортряда товаров, а также фискальную функцию.
В среднесрочной перспективе будет осуществлен постепенный переход к:отказу от применения вывозных таможенных пошлин, за исключением товаровэнергетической группы, а также необработанного леса, металлолома и некоторыхдругих видов сырьевых товаров; использованию нетарифных мер ограниченияэкспорта в случаях, установленных Федеральным законом «Об основахгосударственного регулирования внешнеторговой деятельности», вместо применениязапретительных вывозных таможенных пошлин.
4. Адаптация инструментов тарифно-таможенной политики к условиямтаможенного союза и зон свободной торговли.
Двусторонние соглашения Российской Федерации о свободной торговле сгосударствами – участниками СНГ предусматривает осуществление взаимной торговлибез взимания таможенных пошлин и применения количественных ограничений.Открытый доступ товаров на российский рынок и свободный экспорт сырья безувязки с едиными правилами регулирования внешней торговли, конкуренции иоказания государственной помощи, четкого правового механизма введения временныхограничений во взаимной торговле содержит потенциальные риски для интересовроссийской экономики.
Установленная система таможенного учета требует идентификации каждогокомпонента в готовом изделии с привязкой к партии товаров, в составе которойэтот компонент ввозился.
В среднесрочной перспективе будут уточнены условия взаимной торговли врамках СНГ.
Россия должна обеспечить достижение договоренностей со Сторонами –партнерами по формированию таможенного союза о принципах и правилахтаможенно-тарифного регулирования в таможенном союзе, отвечающихсоциально-экономической политике России.
5. Оптимизация национальной схемы тарифных преференций.
В Российской Федерации установлена система тарифных преференций,бенефициарами (пользователями) которой являются развивающиеся и наименееразвитые страны.
К товарам, происходящим из развивающихся стран, применяются ставкитаможенных пошлин в размере 75% от базовых ставок ввозных таможенных пошлин.При ввозе товаров, происходящих из наименее развитых стран, таможенная пошлинане взимается.
В среднесрочной перспективе будет пересмотрена национальная схемапреференций в торговле с развивающими и наименее развитыми странами в частиуточнения перечня стран – бенефициаров, перечня товаров, а также правилпроисхождения товаров для целей предоставления тарифных преференций, исходя изследующих принципов:
› содействие развитию развивающихся и наименее развитых стран;минимизация рисков нанесения ущерба экономике России и ее отдельным отраслям;
› учет политики стран-бенефициаров в отношении России.
6. Последовательное сокращение тарифных льгот, искажающих регулятивнуюфункцию таможенных тарифов.
Ввиду значительных изменений в Таможенном тарифе в части снижения (вплотьдо нуля) ставок ввозных таможенных пошлин на технологическое и иноеоборудование, аналоги которого не производятся в России, будут отмененытарифные льготы в отношении товаров, ввозимых в качестве вклада иностранногоинвестора в уставный (складочный) капитал организаций с иностраннымиинвестициями.
7. Обеспечение стабильности и транспарентности применения мертаможенно-тарифного регулирования.
Частые изменения ставок таможенных пошлин создают неопределенность ириски для предпринимателей. В период до 2011 года будет создан механизмпринятия решений, обеспечивающий стабильность условий в сферетаможенно-тарифного регулирования в течение одного финансового года.
Исключения будут касаться ограниченного перечня случаев, когдаоперативность принятия решений диктуется трудно устранимыми негативнымипоследствиями для экономики.
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении данной курсовой работы хотелось бы подытожить все изложенноеранее.
Написание настоящей курсовой работы помогло мне понять, что жепредставляет собой таможенно-тарифная политика нашей страны, тем самым яответила на поставленный мной для себя вопрос в введении.
Таможенно-тарифная политика – это один из основных рычагов, с помощьюкоторых государство влияет на внешнюю торговлю. Ограничивая и стимулируяэкспорт и импорт конкретных товаров, можно решать самые разные проблемы:наполнять доходную часть государственного бюджета, поддерживать отечественныхпроизводителей, насыщать внутренний рынок определенными товарами, создаватьблагоприятные условия для экспорта отечественных товаров.
Таможенная политика осуществляется через финансовый механизм, включающийтакие элементы как таможенный тариф и таможенные пошлины, налог на возимыетовары, акцизы и прочие таможенные сборы. Контролируют осуществлениетаможенно-тарифной политики таможенные органы, во главе которых стоитФедеральная таможенная служба.
Основные документы, регулирующий механизм таможенной политики – этоТаможенный кодекс РФ и закон «О таможенном тарифе», принятые в 1993 г.
В настоящий момент Россия стремится к активному участию в международномсотрудничестве в области таможенной политики, стремясь к гармонизации иунификации таможенных процедур в соответствии с общепринятыми международныминормами и практиками.
Но в связи с этим следует отметить, что современная таможенная политикаРоссии вступает в противоречие с условиями вхождения во Всемирную торговуюорганизацию. Особо значимую роль здесь играют тарифные переговоры в рамкахприсоединения страны к ВТО, на которых торговые партнеры России весьма жесткотребуют от нее радикального открытия национального рынка. Исполнение такоготребования (а именно тарифное разоружение) неизбежно приведет к ущемлениюинтересов отечественных производителей.
Но таможенная система России имеет большой опыт защиты экономическогосуверенитета и безопасности государства, его внутреннего потребительскогорынка, промышленности и сельского хозяйства. История свидетельствует, что«таможенное покровительство» уже имело решающее значение для становления иразвития таких отраслей как нефтяная, нефтеперерабатывающая отраслипромышленности, строительство железных дорог, экспорт зерна и прочие отрасли.Так что опыт есть и его нужно использовать.
 

Приложение 1
Перечень стран, в торгово-политических отношениях с которыми РоссийскаяФедерация применяет режим наиболее благоприятствуемой нации.