Таможенно-тарифноерегулирование внешнеторговой деятельности в Российской Федерации
таможенныйпошлина стоимость тарифный
Содержание
/>Введение
1. Методология определения таможенныхпошлин
1.1 Виды таможенных пошлин и ихфункции
1.2 Плательщики таможенной пошлины
1.3 Порядок уплаты таможенной пошлины
2. Взимание таможенных платежей,контроль таможенной стоимости и тарифное регулирование внешнеторговойдеятельности
3. Существующие проблемы иперспективы регулирования внешнеторговой деятельности РФ
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Одной из наиболее острых иактуальных задач, стоящих перед современной Россией, является максимальное использованиевнешней торговли и внешнеэкономических связей в целом для обеспечения выхода страныиз экономического кризиса, осуществления структурной перестройки экономики, повышенияее эффективности за счет интегрирования экономики Российской Федерации в мировуюэкономику и ее подключения к системе международного Разделения труда. На протяжениивсей истории России, включая ее советский период, внешняя торговля играла существеннуюроль в решении задач социально-экономического развития государства.
Торговая политика РоссийскойФедерации является составной частью экономической политики Российской Федерации.Целью торговой политики Российской Федерации является создание благоприятных условийдля российских экспортеров, импортеров, производителей и потребителей товаров иуслуг.
Государственное регулированиевнешнеторговой деятельности основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляетсяв соответствии с Федеральным законом «Об основах государственного регулированиявнешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ, другими федеральнымизаконами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также общепризнаннымипринципами и нормами международного права и международными договорами РоссийскойФедерации.
В целях интеграции экономикиРоссии в мировую экономику Российская Федерация в соответствии с общепризнаннымипринципами и нормами международного права участвует в международных договорах отаможенных союзах и свободных экономических зонах со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Как известно,таможенные и иные обязательные платежи, взимаемые в связи с совершением экспортныхи импортных операций, составляют существенную долю поступлений в доходную частьфедерального бюджета. О фискальном значении внешнеторгового регулирования говориттот факт, что почти каждый пятый рубль, поступающий в доходную часть бюджета, собираетсятаможенными органами При этом в отдельные годы эта доля доходила до одной трети.
Таможенное регулирование в Российской Федерации основанона правовых предписаниях органов государственной власти и осуществляется нормамизаконодательства РФ.
Цель работы- рассмотреть методологиюопределения таможенных пошлин и ее значение в таможенно-тарифном регулировании внешнеторговой деятельности.
Для достиженияэтой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:
1. рассмотреть виды таможенных пошлин и ихфункции;
2. исследовать порядок уплаты и плательщиковтаможенной пошлины в российском законодательстве;
3. проанализировать деятельность Федеральнойтаможенной службы России;
4. внести предложения по совершенствованиюмеханизмов таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности.
Объектомданной курсовой работы является таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности.
Методологическойосновой данной работы являетсясравнительно-правовой метод, метод системного анализа исследуемых проблем.
В работеиспользовался анализ исследований по проблемам таможенного права, торгового международногоправа. А также был произведен сравнительный анализ правовых позиций российских ученых.
/>1. Методология определения таможенныхпошлин 1.1Видытаможенных пошлин и их функции
В Федеральномзаконе «О таможенном тарифе» таможенная пошлина определяется как обязательный платежв федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на таможеннуютерриторию РФ или при вывозе товаров с этой территории, а также в иных случаях,установленных таможенным законодательством РФ, в целях таможенно-тарифного регулированиявнешнеторговой деятельности в экономических интересах Российской Федерации [3] .
В зависимости от характераусловий внешней торговли товарами таможенные пошлины можно подразделить на: обычныетаможенные пошлины и особые виды таможенных пошлин. Обычные таможенные пошлины используютсяпри регулировании внешней торговли в нормальных экономических условиях и отражаютсяв таможенном тарифе. Особые таможенные пошлины применяются при нарушениях нормальныхусловий внешней торговли.
В зависимости от характерадвижения внешнеторговых товарных потоков обычные таможенные пошлины подразделяютсяна ввозные (импортные), вывозные (экспортные) и транзитные.
Ввозные таможенные пошлиныприменяются к импортным товарам при выпуске их для внутреннего потребления. Ониявляются преобладающей формой пошлин и используются всеми странами мира для защитынациональных производителей от иностранной конкуренции [11. C. 57].
Вывозные таможенные пошлины,применяются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территориигосударства. Они используются крайне редко отдельными странами, обычно в случаебольших различий в уровне внутренних цен и цен мирового рынка на отдельные товары.В России применяются при экспорте энергоносителей и некоторых сырьевых товаров.
В США, например, экспортныепошлины запрещены законодательно. В других развитых странах они также не применяются.
Транзитные таможенные пошлиныприменяются к товарам, перевозимым транзитом через территорию данной страны. Встречаютсякрайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны. В Россииэтот вид пошлин не используется.
Сезонные пошлины, применяютсядля оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера,прежде всего сельскохозяйственной. Могут включаться в тариф и применяться за пределамитарифа. Обычно срок их действия не может превышать нескольких месяцев в год, и наэтот период действие обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается.В отечественной практике этот вид пошлин использовался, например, при регулированииввоза сахара-сырца, обычно применяется при регулировании ввоза в страну овощей ифруктов.
Особые виды таможенных пошлинподразделяются на: антидемпинговые, компенсационные, специальные таможенные пошлины.
Антидемпинговые пошлины, применяютсяпри ввозе на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная ценав экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителямподобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производстватаких товаров.
Антидемпинговая пошлина –рассматривается как составляющая антидемпинговой меры и взимается таможенными органаминезависимо от взимания ввозной таможенной пошлины. Антидемпинговая мера – мера попротиводействию демпинговому импорту, которая применяется посредством введения антидемпинговойпошлины или одобрения ценовых обязательств, принятых экспертом [18. C. 122].
Компенсационные пошлины взимаютсяпри импорте тех товаров, в процессе производства которых прямо или косвенно использовалисьсубсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.
Компенсационная пошлина являетсясоставляющей компенсационной меры и взимается таможенными органами независимо отвзимания ввозной таможенной пошлины. Компенсационная мера – мера по нейтрализациивоздействия специфической субсидии иностранного государства (союза иностранных государств)на отрасль российской экономики посредством введения компенсационной пошлины, втом числе предварительной компенсационной пошлины, либо одобрения обязательств,принятых уполномоченным органом субсидирующего государства (союза иностранных государств)или экспортером.
Специальные пошлины устанавливаютсяна определенный срок в тех случаях, когда какой-либо товар импортируется в такихколичествах, что причиняет или угрожает причинить серьезный ущерб отечественнымпроизводителям конкурирующих товаров.
Специальная пошлина – пошлина,которая применяется при введении специальной защитной меры и взимается таможеннымиорганами Российской Федерации независимо от взимания ввозной таможенной пошлины.Специальная защитная мера – мера по ограничению возросшего импорта на таможеннуютерриторию страны посредством введения импортной квоты или специальной пошлины,в том числе предварительной специальной пошлины [10. C. 40].
Обычно особые виды пошлинприменяются страной либо в одностороннем порядке для зашиты от недобросовестнойконкуренции со стороны ее торговых партнеров, либо как ее ответная мера на дискриминационныеи иные действия, ущемляющие интересы страны. Введению особых пошлин обычно предшествуетрасследование, проводимое по поручению правительства уполномоченным органом. В процессерасследования проводятся двусторонние переговоры, определяются позиции, рассматриваютсявозможные объяснения возникшей ситуации и предпринимаются другие попытки решитьразногласия политическим путем. Введение особой пошлины можно рассматривать каккрайнее средство, которое используют страны, когда все остальные способы урегулированияторговых разногласий исчерпаны.
Специальные, антидемпинговыеи компенсационные пошлины, устанавливаемые в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации о мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлениивнешней торговли товарами, устанавливаются на определенный срок и взимаются по правилам,предусмотренным Таможенным кодексом Российской Федерации для взимания ввозной таможеннойпошлины. Один и тот же товар не может быть подвергнут одновременно антидемпинговойи компенсационной пошлине.
Обязательным условием примененияособых пошлин является наличие существенного ущерба отрасли российской экономикиили угрозы его причинения вследствие ввоза зарубежных товаров. Определение понятия«существенный ущерб» содержится в Антидемпинговом кодексе ГАТТ-ВТО 1994г. Ущерб оценивается на основе анализа последствий импорта, установления причиннойсвязи между импортом товаров и национальной отраслью промышленности [6. C. 93].
Антидемпинговая пошлина применяетсяв отношении товара, поставляемого всеми экспортерами, являющегося предметом демпинговогоимпорта и причиняющего ущерб отрасли российской экономики, за исключением товаратех экспортеров, которые приняли обязательства.
Ставка антидемпинговой пошлиныне должна превышать размер демпинговой маржи.
Ставка компенсационной пошлиныне должна превышать размер специфической субсидии иностранного государства (союзаиностранных государств), рассчитанный на единицу субсидируемого и экспортированноготовара.
Различные виды таможенныхпошлин являются инструментом реализации функций таможенной пошлины.
В настоящее время отсутствуетобщепринятое представление о функциях таможенных пошлин. Целесообразно выделитьтри основные функции таможенной пошлины: регулирующую, защитную и фискальную.
В регулирующей функции таможеннаяпошлина используется для поддержания на внутреннем рынке необходимого соотношенияв рентабельности реализации импортных товаров и производства отечественных товарови эффективности их потребления, а также в рентабельности поставки одних и тех жетоваров на экспорт и внутренний рынок. Регулирующая функция таможенной пошлины можетперерастать в защитную функцию, когда таможенная пошлина используется для защитыотечественного производителя, или в стимулирующую, когда путем снижения таможенныхпошлин стимулируется ввоз иностранных товаров.
Фискальная функция таможеннойпошлины при импорте товаров, аналоги которых производятся в данной стране, и приэкспорте товаров, одновременно поставляемых на внутренний рынок, является подчиненнойее регулирующей функции. Величина таможенной пошлины и, следовательно, платеж вбюджет будет зависеть от соотношения затрат и цен на импортную и отечественную продукцию.
При импорте товаров, аналогикоторых не производятся в стране, фискальная функция в большей мере приобретаетсамостоятельное значение. На такие товары таможенные пошлины устанавливаются с учетомвозможностей увеличения доходов бюджета.
1.2Плательщики таможенной пошлины
Основным лицом, ответственнымза уплату таможенных пошлин, налогов является декларант — лицо, которое декларируеттовары либо от имени которого декларируются товары (подп. 15 п. 1 ст. 11 ТК РФ).В качестве декларанта имеют право выступать:
– российское лицо, заключившеевнешнеэкономическую сделку или от имени которого или по поручению которого такаясделка заключена, если перемещение товаров через таможенную границу осуществляетсяв соответствии с внешнеэкономической сделкой;
– лицо, имеющее правовладения и (или) пользования товарами на таможенной территории РФ, если перемещениетоваров осуществляется без заключения внешнеэкономической сделки с российским лицом(физические лица, перемещающие товары для личных, семейных, домашних и иных нужд,не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, иностранные лица,пользующиеся таможенными льготами в соответствии с главой 25 ТК РФ, иностранныеорганизации, имеющие представительства, зарегистрированные (аккредитованные) натерритории РФ, при заявлении таможенных режимов временного ввоза, реэкспорта, транзита,а также таможенного режима выпуска для внутреннего потребления товаров, ввозимыхдля собственных нужд таких представительств);
— иные лица,выступающие в качестве, достаточном в соответствии с гражданским законодательствомРФ и (или) ТК РФ для совершения юридически значимых действий от собственного именис товарами, находящимися под таможенным контролем, если перемещение товаров осуществляетсябез заключения внешнеэкономической сделки с российским лицом (иностранные перевозчикипри заявлении таможенного режима транзита) [1].
Если декларированиепроизводится таможенным брокером, то лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин,налогов, является таможенный брокер. Под таможенным брокером понимается российскоеюридическое лицо, включенное в Реестр таможенных брокеров в установленном порядке,совершающее от имени декларанта или других заинтересованных лиц по их поручениюи на основании заключенного договора таможенные операции, предусмотренные ТК РФ.В соответствии с п. 2 ст. 144 ТК РФ таможенный брокер уплачивает таможенные пошлины,налоги, если содержание таможенного режима, определенного для декларирования товаров,предусматривает их уплату. Таким образом, несмотря на то что статус таможенногоброкера существенно изменен (по ТК РФ 1993 г. при декларировании товаров таможенныйброкер имел статус декларанта и вступал в правоотношения с таможенным органом поповоду декларирования товаров от собственного имени), за уплату таможенных платежейтаможенный брокер по-прежнему отвечает, как если бы он самостоятельно перемещалтовары через таможенную границу.
ТК РФ определяетлиц, ответственных за уплату таможенных платежей на каждом этапе движения товаров,в случае несоблюдения установленных правил и процедур. К числу таких лиц комментируемаястатья относит перевозчика, владельца склада временного хранения, таможенного склада,а также лиц, на которых возложена обязанность по соблюдению таможенного режима.Следует отметить, что круг лиц, ответственных за уплату таможенных пошлин, налогов,предусмотренных ТК РФ, значительно шире перечисленного в рассматриваемой статье.За уплату таможенных платежей в зависимости от этапа, на котором произошло нарушениетаможенных правил, отвечают:
– лицо, осуществляющеегрузовые операции в месте прибытия, в случае утраты товаров либо передачи их третьимлицам без разрешения таможенных органов (п. 4 ст. 78 ТК РФ);
– перевозчик, экспедитор,владелец склада временного хранения, владелец таможенного склада, получившие разрешениена внутренний таможенный транзит, в случае недоставки товаров в таможенный органназначения (абз. 1 п. 1 ст. 90, п. 1 ст. 112, п. 1 ст. 230 ТК РФ);
– получатель товаровили иное лицо, которому перевозчик передал товары, перевозимые в соответствии спроцедурой внутреннего таможенного транзита, без разрешения таможенного органа,если будет установлено, что такое лицо знало или должно было знать о нарушенияхтаможенного законодательства (абз. 2 п. 1 ст. 90 ТК РФ);
– владелец склада временногохранения в случае утраты товаров, хранящихся на складе временного хранения, илиих выдачи без разрешения таможенного органа (п. 2 ст. 112 ТК РФ);
– таможенный орган вслучае утраты товаров, хранящихся на складе временного хранения таможенного органа(п. 3 ст. 115 ТК РФ);
– железная дорога вслучае утраты товаров, хранящихся в транспортных средствах в зоне таможенного контроля,либо их выдачи без разрешения таможенного органа (п. 3 ст. 116 ТК РФ);
– лица, ответственныеза использование таможенных режимов международного таможенного транзита, переработкина таможенной территории, переработки для внутреннего потребления, переработки внетаможенной территории, временного ввоза, таможенного склада, временного вывоза,беспошлинной торговли (ст. 169, 179, 192, 203, 230, 257, 262 ТК РФ) [1].
ТК РФ устанавливаеттакже круг лиц, ответственных за уплату таможенных платежей при незаконном перемещениитоваров и транспортных средств через таможенную границу. Это лица, незаконно переместившиетовары и транспортные средства, лица, участвовавшие в таком перемещении, а при ввозетоваров также лица, которые приобрели в собственность или во владение незаконноввезенные товары и транспортные средства. Лица, участвовавшие в незаконном перемещениитоваров и транспортных средств, и лица, которые приобрели их в собственность иливо владение, несут ответственность за уплату таможенных платежей только в случае,если они знали или должны были знать о незаконности перемещения и если это подтвержденов установленном порядке.
ТК РФ перераспределилбремя ответственности за уплату таможенных платежей применительно к процедурам внутреннеготаможенного транзита и временного хранения, а также отказался от установления солидарнойответственности лиц на этапе временного хранения и декларирования. Так, по ТК РФ1993 г. ответственность за уплату таможенных платежей при доставке товаров под таможеннымконтролем возлагалась непосредственно на перевозчика. Установление лица, ответственногоза уплату таможенных платежей при помещении товаров на склад временного хранения,зависело от того, кто являлся владельцем склада. Если владельцем склада временногохранения являлся таможенный орган, то за уплату таможенных платежей отвечало лицо,поместившее товары и транспортные средства на склад временного хранения, а при отсутствиитакового — собственник или владелец товаров и транспортных средств. Если же владельцемсклада временного хранения являлось частное лицо, ответственность за уплату таможенныхплатежей возлагалась на указанное лицо. При этом если договором хранения предусматривалось,что ответственность за уплату таможенных платежей несет лицо, поместившее товарыи транспортные средства на склад временного хранения, владелец склада нес солидарнуюответственность с указанным лицом за уплату таможенных платежей. Лицо, перемещающеетовары, несло солидарную с таможенным брокером ответственность за уплату таможенныхплатежей [14. C. 168].
При незаконномперемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу к числу лиц,ответственных за уплату таможенных платежей, дополнительно отнесены лица, участвовавшиев незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такогоперемещения.
1.3 Порядок уплаты таможенной пошлины
При перемещении товаров черезтаможенную границу обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает:
1) при ввозетоваров — с момента пересечения таможенной границы. Ввозом товаров и (или) транспортныхсредств на таможенную территорию Российской Федерации является фактическое пересечениетоварами и (или) транспортными средствами таможенной границы и все последующие предусмотренные Кодексом действия с товарами и (или) транспортнымисредствами до их выпуска таможенными органами;
2) при вывозетоваров — с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственнонаправленных на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации [10.C. 39].
Вывозом товарови (или) транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации являетсяподача таможенной декларации или совершение действий, непосредственно направленныхна вывоз товаров и (или) транспортных средств, а также все последующие, предусмотренныеТаможенным кодексом Российской Федерации действия с товарами и (или) транспортнымисредствами до фактического пересечения ими таможенной
Таможенныепошлины, налоги не уплачиваются в случае, если:
1) в соответствиис законодательством Российской Федерации или Таможенным кодексом Российской Федерации:
— товарыне облагаются таможенными пошлинами, налогами;
— в отношениитоваров предоставлено условное полное освобождение от уплаты таможенных пошлин,налогов, — в период действия такого освобождения и при соблюдении условий, в связис которыми предоставлено такое освобождение;
2) общая таможенная стоимостьтоваров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в течение однойнедели в адрес одного получателя, не превышает 5000 рублей;
3) до выпуска товаровдля свободного обращения и при отсутствии нарушений лицами требований и условий,установленных Таможенным кодексом Российской Федерации, иностранные товары оказалисьуничтоженными или безвозвратно утерянными вследствие аварии или действия непреодолимойсилы либо в результате естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки,хранения или использования (эксплуатации);
4) товары обращаютсяв федеральную собственность в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерациии другими федеральными законами.
Согласнопункту 3 статьи 319 Таможенного кодекса [1] в отношении товаров, выпущенных длясвободного обращения на таможенной территории Российской Федерации либо вывезенныхс этой территории, обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекращаетсяв следующих случаях, предусмотренных статьей 44 части первой Налогового кодексаРоссийской Федерации:
– с уплатой таможенныхпошлин, налогов плательщиком;
– с возникновением обстоятельств,с которыми законодательство о налогах и (или) сборах связывает прекращение обязанностипо уплате таможенных пошлин, налогов;
– со смертью плательщикаили с признанием его умершим в порядке, установленном гражданским законодательствомРоссийской Федерации;
с ликвидациейорганизации-плательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетовс бюджетами (внебюджетными фондами) в соответствии со статьей 49 Налогового кодексаРоссийской Федерации.
Обстоятельствами,с которыми законодательство о налогах и (или) сборах связывает прекращение обязанностипо уплате таможенных пошлин, налогов, например, могут являться отмена налога илисбора (пункт 5 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), введение в установленномпорядке льготы, освобождающей от уплаты налога или сбора (статья 56 Налогового кодексаРоссийской Федерации), имеющих обратную силу.
В настоящеевремя подача декларации не сопряжена с обязательным условием уплаты пошлин и налогов,но сроки совершения этих операций идентичны. Максимальный срок подачи декларации15 дней с момента прибытия товара или завершения процедуры внутреннего таможенного транзита, тот же самый срок установлен и для уплаты платежей.Выиграет тот, кто подаст декларацию раньше установленного срока.
В настоящеевремя существует институт предварительного декларирования и любое заинтересованноелицо может обратиться в таможню, подав таможенную декларацию за 15 дней до моментаввоза товаров (если товары декларируются в месте их прибытия) или завершения внутреннеготаможенного транзита.
Много нюансови вариаций возникает при определении срока уплаты денежных средств при финансовой(в виде пени) ответственности. Есть сроки уплаты платежей, которые устанавливаютсяисключительно для определения финансовой санкции. Так, например, в пункте 5 статьи329 установлен срок уплаты таможенных платежей на товары, помещенные под отдельныетаможенные режимы или процедуры, содержание которых не предусматривает обязанностьуплаты платежей.
Например,в случае нарушения процедуры внутреннего таможенного транзита расчет будет следующий:ставки пошлин определяются на день помещения товара под процедуру, а пени подсчитываютсясо дня ее нарушения. Если день нарушения установить невозможно, только тогда пениподсчитываются со дня помещения товаров под процедуру внутреннего таможенного транзита.[19. C. 24]
Изменилисьсроки уплаты платежей для товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и полинии электропередачи. Сейчас они осуществляются до начала поставки. По новому Кодексу50 процентов вывозных таможенных пошлин может быть уплачено до и 50 процентов послепоставки в отношении товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом. Исключениесоставляет случай, если до 20 числа месяца, предшествующего месяцу поставки, декларантне подает временную таможенную декларацию. Если он обращается позже, то идет 100-процентнаяуплата платежей. При вывозе электроэнергии по линии электропередачи платежи осуществляютсяпосле поставки. Эта норма родилась буквально накануневторого чтения ТК, поскольку все попытки последних двух лет по установлению справедливойпроцедуры для экспорта электроэнергии не увенчались успехом. Специфика экспортаэтого товара заключается в принципе забора электроэнергии. Продавец не знает, сколькотовара у него израсходуется. Как эта норма проявит себя в будущем, покажет практика,но стоит обратить внимание, что для подобных поставок у таможни остается право требоватьобеспечение уплаты таможенных платежей.
В новом ТКвпервые урегулированы положения, касающиеся авансовых платежей. Сегодняшнее требованиезаконодательства — все таможенные платежи должны быть уплачены до или одновременнос подачей декларации. Отсюда весьма зыбкая грань, в каком качестве рассматриватьплатежи, осуществленные до подачи таможенной декларации. С 1 января 2004 года авансовыеплатежи это строгое юридическое определение тех денежных средств, которые находятсяна счетах таможни, но не идентифицированы с таможенными платежами за конкретныетовары. С одной стороны, несмотря на наличие авансовых платежей, санкции при нарушенияхпо уплате таможенных платежей остались те же. Это и административная ответственность,связанная с нарушением сроков уплаты, и финансовая, в виде начисленных пени. С другой,авансовые платежи названы в качестве имущества плательщика. И, наконец, авансовыеплатежи, это имущество плательщика, лежащее на счетах таможни, на которое можнообратить взыскание, если есть задолженность по таможенным платежам. Срок давностина возврат авансовых платежей составляет 3 года, после чего они подлежат перечислениюв федеральный бюджет [12. C. 142].
Пункт 4 статьи331 ТК определяет, что таможенные пошлины и налоги могут быть уплачены в любой формев соответствии с законодательством РФ.
Статья 332описывает ситуацию, когда обязанность по уплате пошлин и налогов считается исполненной.В отличие от Налогового кодекса, когда отсчет ведется с момента представления платежногопоручения в банк (при наличии достаточных средств на счету плательщика), в Таможенномкодексе точкой отсчета является списание средств со счета плательщика.
Если денежныесредства не поступят в разумный срок, то таможня вправе обратить взыскание на товар,в отношении которого деньги в бюджет не пришли. Условный выпуск предусматриваетего осуществление под обеспечение уплаты таможенных платежей. Кроме этого, естьслучаи, когда обязанность по уплате пошлин и налогов считается исполненной, эторасписано с учетом того, что не всегда эту функцию выполняет плательщик. Иногдамы обращаем взыскание на представленное обеспечение. В этом случае обязанность поуплате пошлин и налогов считается выполненной после принятия решения распоряжениятоварами, принятыми в качестве залога, либо поручитель или гарант расплатится повыданным поручительствам или банковским гарантиям и т. д. Определенные в таможенномтарифе размеры ставок ввозных таможенных пошлин называются предельными и применяютсяв отношении товаров, происходящих из стран, в торгово-политических отношениях скоторыми РФ применяет режим наиболее благоприятствуемой нации (ч. 2 п. 2 ст. 3 Закона«О таможенном тарифе» [3]).
2. Взимание таможенных платежей, контроль таможенной стоимости и тарифноерегулирование внешнеторговой деятельности
Деятельность таможенной службыв современных российских условиях оценивается преимущественно по динамике поступлениядоходов, которые она перечисляет в бюджет. Таможенные платежи взимаются таможеннымиорганами в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможеннуюграницу Российской Федерации. Комплексное понятие «таможенные платежи» включаетобязательные платежи различного характера: таможенную пошлину (ввозную и вывозную),косвенные налоги — НДС и акцизы на товары, ввозимые на таможенную территорию РоссийскойФедерации, а также таможенные сборы: за таможенное оформление,за таможенное сопровождение, за хранение [15. C. 84]. По итогам 2008 года в доход федерального бюджета перечислено4 694,5 млрд. рублей, что составляет 101,8% от установленного таможенным органамзадания. По сравнению с прошлым годом таможенных платежей перечислено на 1 440,6млрд. рублей больше или на 44,3% (рис. 1)
Структура таможенных платежей,перечисленных в федеральный бюджет
/>
Рис. 1. Динамика перечисленийв доход федерального бюджета таможенных платежей при импорте и экспорте [21]
Структура таможенных платежей,перечисленных в федеральный бюджет представлена на рис. 2
/>
Рис. 2. Структура таможенных платежей[21]
В 2008 году таможенные органыежедневно перечисляли в доход федерального бюджета в среднем более 18,7 млрд. рублейтаможенных и иных платежей, что больше ежедневных перечислений прошлого года на 5,7 млрд. рублей.
Общая сумма льгот по уплатетаможенных платежей, предоставленных в 2008 году, составила 234 млрд. рублей, чтона 43 млрд. рублей больше чем в 2007 году (191 млрд. рублей). Доля льгот по уплатетаможенных платежей в общем объеме поступлений в федеральный бюджет в 2008 годууменьшилась в 2007 годом на 1%.
В 2008 году наибольшая доляпредоставленных льгот приходилась на такой вид льготы как освобождение от уплатытаможенных платежей в отношении товаров, перемещаемых в рамках соглашений о разделепродукции (СРП) – 48,13 % (112,6 млрд. рублей). При этом за январь – декабрь 2008года по сравнению с аналогичным периодом 2007 года сумма льгот по уплате таможенныхплатежей в отношении товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерациидля реализации СРП, уменьшилась в 1,3 раза (с 9,75 млрд. рублей до 7,67 млрд. рублей).Сумма льгот по уплате вывозной таможенной пошлины увеличилась в 1,4 раза (с 73,58млрд. рублей до 104,94 млрд. рублей) за счет увеличения объемов вывозимой инвесторамиСРП сырой нефти, добытой в рамках СРП по проектам «Сахалин – 1» и «Сахалин – 2»,и увеличения ставок вывозной таможенной пошлины на сырую нефть в 2008 году.
Доли иных видов льгот по уплатетаможенных платежей в общем объеме льгот по уплате таможенных платежей 2008 годусоставили:
– льготы в отношении товаров,ввозимых на территорию особой экономической зоны в Калининградской области и вывозимыес этой территории – 27,12% (63,44 млрд. рублей);
– льготы в отношении товаров,перемещаемых в рамках отдельных международных договоров – 8,95 % (20,94 млрд. рублей).Основную часть льгот по уплате таможенных платежей по этой категории товаров составляетвывозная таможенная пошлина (17,87 млрд. рублей);
– льготы в отношении товаров,ввозимых для реабилитации инвалидов, изделий медицинской техники, линз и оправ дляочков, а также сырья и комплектующих для их производства – 8,2 % (21,75 млрд. рублей)[21].
В отношении товаров, ввозимыхв качестве вклада иностранных инвесторов в уставный (складочный) капитал организацийс иностранными инвестициями, сумма льгот по уплате ввозной таможенной пошлины уменьшиласьболее чем в 2 раза (с 1,13 млрд. рублей в 2007 году до 0,52 млрд. рублей в 2008году).
В отношении технологическогооборудования, ввозимого в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций,сумма льгот по уплате НДС увеличилась с 5,6 млрд. рублей в 2007 году до 5,9 млрд.рублей в 2008 году.
В отношении товаров, ввозимыхв качестве гуманитарной помощи, сумма льгот по уплате таможенных платежей уменьшиласьпочти в 3 раза (с 0,249 млрд. рублей в 2007 году до 0,087 млрд. рублей в 2008 году).
В отношении товаров, ввозимыхв качестве технической помощи, сумма льгот по уплате таможенных платежей уменьшиласьпочти в 2 раза (с 0,82 млрд. рублей в 2007 году до 0,47 млрд. рублей в 2008 году).
В отношении товаров, перемещаемыхв рамках отдельных международных договоров, сумма льгот по уплате таможенных платежейуменьшилась с 23,29 млрд. рублей в 2007 году до 20,94 млрд. рублей в 2008 году.Это стало возможным за счет снижения объема поставок природного газа в рамках межправительственногоСоглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республикио поставках российского природного газа в Турецкую Республику через акваторию Черногоморя и Протокола к нему «Голубой поток». Сумма льгот по уплате вывозной таможеннойпошлины уменьшилась с 20,779 млрд. рублей в 2007 году до 17,869 млрд. рублей в 2008году.
Общая задолженность участниковвнешнеэкономической деятельности (участников ВЭД) по уплате таможенных платежейи пеней перед таможенными органами по состоянию на 1 января 2009 года составляла79,2 млрд. рублей, в том числе, по таможенным платежам – 40,6 млрд. рублей, по пеням– 38,6 млрд. рублей.
За 2008 год общая сумма задолженностиувеличилась на 9,0% (по таможенным платежам увеличилась на 21,4%, по пеням снизиласьна 1,6%). Задолженность, учитываемая в таможенных органах как невозможная к взысканию,на 1 января 2009 года составляла 35,9 млрд. рублей, т.е. 45,4% от общей суммы задолженности.Таким образом, за 2008 год сумма такой задолженности сократилась на 15,6% [21].
Наибольшие суммы задолженностипо уплате таможенных платежей и пеней в целом по таможенным органам имеют Центральноетаможенное управление (ЦТУ) – 39,2% и Северо-Западное таможенное управление (СЗТУ)– 24,0%.
По состоянию на 1 января 2009года образовалась и не погашена задолженность по таможенным платежам и пеням, обязанностьпо уплате которых возникла в 2008 году, на общую сумму 2 614,0 млн. рублей. По сравнениюс 2007 годом данный показатель в 2008 году уменьшился на 19,0%.
Основными причинами возникновенияуказанной суммы задолженности являются недостоверное заявление таможенной стоимоститоваров (24,7%), нарушение таможенных режимов (9,4%) и иные случаи представлениятаможенному органу недостоверных (неточных) документов и сведений, влияющих на размертаможенных платежей (46,2%).
Наибольшие доли задолженности,образовавшейся и непогашенной в 2008 году, в общей сумме образовавшейся задолженностиимеют ЦТУ (55,5%), Сибирское таможенное управление (СТУ) (8,6%) и Центральная энергетическаятаможня (7,9%).
При этом следует отметить,что сумма погашенной задолженности по таможенным платежам и пеням за 2008 год составила20 379,7 млн. рублей, в том числе: таможенные платежи – 19 968,4 млн. рублей (98,0%),пени – 411,3 млн. рублей (2,0%). Сумма погашенной задолженности по таможенным платежами пеням по сравнению с 2007 годом выросла в 6,8 раза (или на 582,7%).
Сумма выявленной за 2008 годтаможенными органами задолженности по уплате таможенных платежей и пеней, включаязадолженность предыдущих периодов, составила 44,6 млрд. рублей (таможенные платежи– 35,7 млрд. рублей, пени – 8,9 млрд. рублей). Сумма выявленной таможенными органамизадолженности по уплате таможенных платежей и пеней увеличилась по сравнению с 2007годом на 213,1%.
Сумма исключенной задолженностипо уплате таможенных платежей и пеней за 2008 год составила 17,7 млрд. рублей, втом числе по таможенным платежам – 8,5 млрд. рублей, по пеням – 9,2 млрд. рублей.Сумма исключенной задолженности по уплате таможенных платежей и пеней увеличиласьпо сравнению 2007 годом на 11,1%.
За 2008 год таможенными органамипринято 768 решений о признании задолженности безнадежной к взысканию и ее списаниина общую сумму 4 409,4 млн. рублей, в том числе: по таможенным платежам – 1 328,4млн. рублей и пеням – 3 081,0 млн. рублей. В связи с тем, что таможенными органамипрактически исчерпаны действующие правовые механизмы признания задолженности безнадежнойк взысканию и ее списания, в 2008 году сумма задолженности, признанная безнадежнойк взысканию и списанная таможенными органами, сократилась на 66,4% по сравнениюс 2007 годом [19. C. 24].
В 2008 году таможенными органамибыло принято к учету товаров и транспортных средств, обращенных в федеральную собственностьпо предусмотренным законодательством основаниям (далее – имущество), на сумму 1379 668,97 тыс. рублей.
За указанный период таможнямибыло передано в уполномоченные органы имущества для последующего распоряжения насумму 1 272 292,17 тыс. рублей. На счета таможенных органов перечислены денежныесредства от реализации имущества в размере 178 135,58 тыс. рублей.
За 2008 год в таможенных органахучитывается имущество, не переданное в уполномоченные органы для распоряжения либоими не принятого, на сумму 107 376,8 тыс. рублей.
По состоянию на 1 января 2009года таможенными органами принято (с учетом постановлений прошлых лет) для исполнения:54 446 постановлений по делам об административных правонарушениях в сфере таможенногодела (дела об АП) с наложением штрафных санкций на сумму 3 503 503,90 тыс. рублей.
Исполнено 44 262 постановленияпо делам об АП на сумму 929 430,40 тыс. рублей, из них по постановлениям-квитанциям– 1 071 на сумму 1 234,70 тыс. рублей. Обжаловано или пересматривается 515 постановленийпо делам об АП на сумму 225 663,57 тыс. рублей.
В 2008 году ФТС России участвовалав работе по совершенствованию законодательной базы организации контроля таможеннойстоимости.
Совместно с Минфином России,Государственной Думой Российской Федерации велась работа по внесению изменений вТаможенный кодекс Российской Федерации (ТК РФ) в части совершенствования контролятаможенной стоимости товаров.
ФТС России также ведется работапо унификации таможенных правил и процедур для участников ВЭД государств – членовЕврАзЭС.
В 2008 году в рамках проводимойработы по формированию таможенного союза ЕврАзЭС с участием ФТС России подготовленыодобренные Правительством Российской Федерации проекты следующих документов по направлениютаможенной стоимости:
– Соглашение об определениитаможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенногосоюза;
– Соглашение о Порядке осуществленияконтроля правильности определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых черезтаможенную границу таможенного союза;
– Соглашение о порядке декларированиятаможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенногосоюза;
– Протокол об обеспеченииединообразного применения правил определения таможенной стоимости товаров, перемещаемыхчерез таможенную границу таможенного союза;
– Протокол об обмене информацией,необходимой для определения и контроля таможенной стоимости товаров, между таможеннымиорганами Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Российской Федерации [19.C 22].
Кроме этого, ФТС России принималаактивное участие в проработке проектов федеральных законов о внесении измененийв Налоговый кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определенияцен для целей налогообложения и налогового контроля за правильностью исчисленияи полнотой уплаты налогов при применении трансфертного ценообразования и Федеральногозакона об особых экономических зонах в Российской Федерации в связи с созданиемпортовых экономических зон.
В 2008 году ФТС России разработаныи изданы следующие нормативные и правовые акты, направленные на совершенствованиепроцедуры заявления, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров:
– приказ ФТС России от 16.04.2008№ 435 «Об утверждении форм декларации таможенной стоимости (ДТС-3 и ДТС-4) на товары,вывозимые с таможенной территории Российской Федерации, и Инструкции о порядке заполнениядекларации таможенной стоимости»;
– распоряжение ФТС Россииот 04.02.2008 № 23-р «Об информационном взаимодействии между таможенными органамипри самостоятельном определении таможенной стоимости товаров».
Проводимая ФТС России работапо законодательному и нормативно-правовому совершенствованию вопросов таможеннойстоимости позволила повысить законность принимаемых таможенными органами решенийпо таможенной стоимости и снизить количество жалоб участников ВЭД на необоснованныедействия таможенных органов по контролю таможенной стоимости.
Осуществлялись организационныемероприятия по проведению таможенными органами таможенного контроля после выпускатоваров в целях выявления случаев занижения таможенной стоимости и ведомственногоконтроля решений о таможенной стоимости, принятых нижестоящими таможенными органами.
3.Существующие проблемы и перспективы регулирования внешнеторговой деятельности РФ
На современномэтапе можно выделить три финансово-экономические проблемы, решаемые таможеннымиорганами в ходе реализации таможенной политики государства.
Первая.Формирование состава и товарной структуры потребительского рынка РФ и создание конкурентнойсреды.
Вторая.Защита отечественных производителей от экспансии мирового рынка и доступа на российскийрынок дешевых, некачественных товаров, прежде всего потребительских.
Третья.Обеспечение поступлений средств от взимания таможенных пошлин и налогов в доходнуючасть федерального бюджета [12. C. 94].
На первомместе стоит проблема формирования потребительского рынка и создания конкурентнойсреды. Потребительский рынок в стране должен быть сформирован и государство должнопринимать действенные меры по его развитию и совершенствованию. Рынок товаров иуслуг формируется за счет двух источников:
· отечественное производство (реальный секторэкономики) и материальные запасы и государственные резервы.
· импорт продукции за счет функционированиямирового рынка [15. C. 68].
Состояниепотребительского рынка затрагивает интересы населения страны, а поэтому федеральныеи региональные власти должны уделять приоритетное внимание составу и товарной структурепотребительского рынка. Насыщенность потребительского рынка по составу и структуреведет к созданию конкурентной среды, стабилизации и даже снижению оптовых и розничныхцен на потребительские товары.
Основныминструментом федерального государственного регулирования внутреннего рынка страныв процессе взаимодействия с мировым рынком является таможенный тариф, о которомбыло сказано выше.
Втораяпо приоритетности проблема решается таможенным комитетом, прежде всего, за счетсвоевременного пересмотра и уточнения уровня таможенных импортных пошлин. Уровеньтаможенных импортных пошлин должен быть таким, чтобы, во-первых, потребительскийрынок России был насыщен необходимыми для населения потребительскими товарами ипродуктами. Во-вторых, конкуренция импорта на российском рынке была нормальной,не позволяющей «забивать» отечественное производство, как это случилосьв 90-е годы с отечественными предприятиями легкой и текстильной промышленности.
И, наконец,третья проблема решается таможенными органами с помощью набора следующих таможенныхинструментов (таможенных платежей): таможенная пошлина, НДС, акцизы, сборы за выдачулицензий таможенными органами РФ и возобновление действий лицензий, сборы за выдачуквалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновлениедействия аттестата, таможенные сборы за таможенное оформление, плата за информированиеи консультирование, плата за принятие предварительного решения, плата за участиев таможенных аукционах. [16. С. 144]
В целяхразвития отечественного потребительского рынка необходимо постоянно следить за составоми структурой товарного импорта, чтобы вовремя пересматривать отдельные номенклатурныепозиции и регулировать (увеличивать или уменьшать) импортные таможенные пошлины.Например, рынок России перенасыщен по алкогольным напиткам, сигаретам, мебели, шоколаднымизделиям, текстильной и трикотажной одежде и др. По этим позициям следует увеличиватьтаможенные пошлины. Это будет способствовать развитию отечественного производстваи реализации отечественных товаров.
Такимобразом, внешняя торговля, регулируемая таможенными органами, играет важную рольв формировании потребительского рынка Российской Федерации и его отдельных сегментов,что является главной экономической задачей на данный момент развития государства.А таможенная политика — сложный механизм деятельности государства, затрагивающийкомплекс интересов страны, регионов, предпринимателей, населения, в том числе ихматериальные и финансовые интересы. Пользоваться этим механизмом надо обдуманно,тщательно взвесив взаимосвязи интересов, тенденции их изменения. Главным в таможеннойполитике является:
· установление оптимальных размеров импортно-экспортныхпошлин;
· своевременный пересмотр установленныхтарифов в связи с изменением ситуации на внутреннем и внешнем рынках;
· определение коэффициентов увеличения илиснижения уровня таможенных тарифов по каждой номенклатурной группе товаров;
· более активное использование лицензирования,квотирования и сертификации товаров.
Для решениязадач и проблем, стоящих перед таможенными органами страны, необходимо:
1) постоянно повышатьквалификацию специалистов таможенных органов, особенно тех из них, кто разрабатываети обосновывает проекты изменений ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам,перемещаемым через таможенную границу РФ;
2) увеличить аппарат,занимающийся научными исследованиями и разработкой методических рекомендаций посовершенствованию таможенной политики и повышению эффективности работы таможеннойсистемы страны;
3) усилить контакты (наладитьтесные связи) Государственного таможенного комитета РФ с Минфином РФ, другими заинтересованнымиминистерствами и ведомствами, реальным сектором экономики, регионами. [18. С.167]
Необходимотакже думать и долгосрочной перспективе таможенной дела. Важно обеспечить разумныйбаланс между тремя основными функциями таможни — фискальной, регулирующей и защитной.
Надо четкопонять: от кого какие рынки защищать. Например, если в стране существует дефициткаких либо сырьевых ресурсов, то необходимо создавать условия для сохранения определенныхотраслей промышленности. Впрочем, в ряде случаев только таможенными мерами нашуотечественную промышленность не защитить. Необходима конкурентоспособность продукции.
Основнаязадача государства заключается в разработке программы постепенного импортного замещенияпутем восстановления и развития отечественных производств. Причем сейчас в защитегосударства нуждаются не только конкретные предприятия, но даже само желание отечественныхпромышленников что-либо производить.
Действующеетаможенное законодательство содержит довольно большое количество практически неработающих норм, которые могут широко использоваться для развития различных отраслейпромышленности. [14. С.153]
Превращениетаможенной политики в действенный механизм невозможно без создания инструментовконтроля за обращением импортных товаров на внутреннем рынке. Необходимо провестиунификацию таможенных и налоговых документов для того, чтобы иметь возможность привлекатьк ответственности лиц, приобретающих контрабандные товары уже после их поступленияна внутренний рынок.
ГлаваФедеральной таможенной службы (ФТС) Андрей Бельянинов выдвигает на первый план однуиз главных задач деятельности службы на 2008-2010 годы — выявление и пресечениеконтрабанды, а также взяточничества и других таможенных преступлений. Серьезнуюугрозу национальной безопасности, предупредил он, представляют и потоки через границуконтрабандной продукции [13. C 8].
Еще однойзадачей является сокращение времени таможенных процедур на автомобильных пунктахпропуска через государственную границу. Если в 2006 году среднее время составило23 минуты, то за счет совершенствования организации таможенного контроля и обустройствапунктов, оптимизации их размещения в 2010 году оно должно сократиться до 19 минут.Количество же аэропортов и портов, в которых будет применяться принцип «зеленогокоридора» при перемещении товаров, по планам Бельянинова, должно возрасти затри года с 7,7 до 11%. [12. C. 73]
Следуетпризнать, что сами ставки таможенного тарифа несовершенны и нуждаются в кардинальномпересмотре. Прежде всего, надо оптимизировать абсолютный размер ставок таможенныхпошлин, включая в необходимых случаях корректировку специфических составляющих комбинированныхставок на отдельные товары.
Особую рольв системе единого экономического механизма регулирования ВЭД играет система ввозныхи вывозных пошлин и специального налогообложения.
Пошлины играютглавную роль в адаптации товаров иностранного производства к условиям российскогорынка и товаров отечественного производства к условиям мирового рынка. Следовательно,пошлины формируются в соответствии с условиями внешнеэкономической деятельности,и, вместе с тем, отражают особенности национальной экономики. Образно говоря, онисоставляют тот мостик, который соединяет национальную экономику с мировой, национальныйрынок с мировым.
Обоснованиепошлин требует индивидуального подхода по каждому конкретному товару или группетоваров, а порой такой подход должен учитывать особенности жизненного цикла товара,т.е. является ли он прогрессивным, новым или морально устаревшим [8. C. 82].
В экономическиразвитых странах импортные пошлины относительно невелики, в развивающихся странахони весьма значительны и возрастают по мере увеличения различий между национальнымии интернациональными издержками и ценами. Низкие ввозные пошлины в условиях высокойпроизводительности труда и низких национальных издержек в состоянии обеспечить защитунациональных производителей, издержки которых приближаются к мировому уровню; такиеже пошлины для экономически слаборазвитых стран не обеспечат должной защиты национальногопроизводства и могут подорвать развитие национальной экономики [14. C. 137].
Несколькоиную природу имеют экспортные пошлины. Они взимаются по ограниченному кругу (перечню)товаров и в исключительных условиях. Обычно экспортные пошлины (и налоги) взимаютсяпо энергоносителям и сырьевым товарам, а также по изделиям высоко художественным,составляющим достояние народа. К ним же относятся произведения старины, а такженаукоемкая продукция, составляющая объекты интеллектуальной собственности. Общимдля всех этих товаров является то, что их национальная стоимость и отражающие еецены ниже уровня интернациональных издержек и мировых цен, регулируемых издержкамипроизводства замыкающих поставщиков. При отсутствии такой предпосылки отпадают экономическиеусловия для взимания экспортных пошлин [11. C. 75].
Итак, экспортныепошлины отражают разницу между более низкими национальными издержками и ценами продукции,производимой при более благоприятных национальных условиях производства и болеевысокими издержками замыкающих поставщиков и регулируемые этими издержками мировымиценами. Аналогичные экономические условия служат предпосылкой для взимания специальногоэкспортного налога. Экономическая природа экспортных пошлин и экспортного спецналогатакова, что она дает определенные основания для отнесения их к категории рентныхплатежей. Размер этих платежей зависит от соотношения между национальными и интернациональнымииздержками и ценами, и его величина колеблется в зависимости от уровня этих различий[6. C. 122].
Мировые инациональные цены служат базой для определения ввозных и вывозных пошлин. В связис этим возникает сложная проблема определения этих цен как базы расчета ставок пошлин.
Суть проблемысостоит в необходимости четко определить, какие из мировых и национальных цен могутбыть приняты в качестве базы для определения ставок ввозных и вывозных пошлин [17.C. 236].
Попытаемсярассмотреть более детально эту проблему на примере мировых национальных цен. Известно,что в практике международной торговли применяются многие разновидности мировых цен:цены мировых бирж, аукционов, торгов, контрактные цены, каталоговые цены крупнейшихмировых фирм и т.д. Эти цены могут различаться также базисными условиями поставкитоваров, условиями оплаты, валютой платежа.
Из всей совокупностимировых цен должны быть отобраны те виды цен на конкретные товары, которые моглибы стать базой для расчета таможенных пошлин. По этим видам цен следует формироватьмассив информации для определения уровня таможенных пошлин — ввозных и вывозных.
Ассортиментпродукции, реализуемой на мировых рынках, и цены на нее систематически изменяютсяпод влиянием целого ряда факторов. Соответственно должна корректироваться системапошлин, т. е. корректируется номенклатура товаров, облагаемых таможенными пошлинами,и уровень пошлин. По товарам относительно стабильного ассортимента с более устойчивымиценами такие корректировки системы пошлин могут осуществляться реже, чем по товарамс быстро обновляющимся ассортиментом и с более динамичными издержками и ценами.
Ценовая базадля обновления и корректировки таможенных пошлин включает также и национальные цены.Эти цены подвержены еще более значительным колебаниям, чем мировые цены. Так, ценына одинаковую продукцию на территории РФ в обрабатывающей промышленности могут отличатьсяв 3-5 раз, а в добывающей промышленности и в сельском хозяйстве — еще больше. Всвязи с этим при формировании массива информации для корректировки таможенных пошлинвозникает ряд весьма сложных вопросов. Во-первых, на цены, каких городов и регионовследует ориентироваться при формировании таможенных пошлин. А во-вторых, разрешимали проблема протекционизма на базе единого для всей Российской Федерации уровнятаможенных пошлин, и в какой мере актуальной является проблема регионального аспектаэтих пошлин. Не следует ли ввести минимальную дифференциацию этих пошлин хотя бына некоторые виды продукции с сильно выраженными региональными особенностями условийпроизводства с минимальным числом градаций, например, с двумя уровнями пошлин — для европейской и азиатской частей территории Российской Федерации. В-третьих, какиеспособы могут быть использованы (кроме пошлин) для защиты отечественных производителейпри резкой дифференциации национальных издержек и цен. В зависимости от решенияданных вопросов могут решаться все методологические проблемы формирования массиваинформации для расчета пошлин, и главная из них — должен ли этот массив быть единымдля всей Российской Федерации или в дополнение к нему следует формировать аналогичныемассивы по регионам с указанием регионов и их границ [8. C. 87].
Национальныецены Российской Федерации значительно более динамичны, чем мировые. Если изменениямировых цен за год, как правило, не превышают 10%, то цены в Российской Федерацииза год изменяются на сотни процентов.
Опережающийрост национальных цен в Российской Федерации по сравнению с мировыми снижает конкурентоспособностьотечественной продукции на мировом и внутреннем рынках. Защита отечественных производителейна внутреннем рынке требует повышения пошлин на импортируемые товары с целью приведенияцен на эти товары на рынках РФ в соответствие с национальными ценами на аналогичныетовары. Требования международных организаций (ВТО, МВФ и др.) о снижении пошлинидут в разрез с коренными интересами страны, их выполнение могло бы причинить ущербнашей обрабатывающей промышленности и сельскому хозяйству.
Для сниженияимпортных пошлин необходимы принципиально другие условия, и важнейшим из них являетсяснижение национальных издержек и цен, что возможно лишь в условиях стабилизациии подъеме российской экономики [12. C. 194].
Неустойчивоесостояние российской экономики и высокие темпы инфляции исключают также возможностьприменения относительно устойчивых таможенных пошлин в силу невозможности на ихбазе проведения эффективной политики разумного протекционизма. Таможенные пошлиныв условиях высоких и изменяющихся темпов инфляции и колебаний курса рубля по отношениюк доллару США и другим СКВ не могут не корректироваться, и такие корректировки могутпроизводиться не реже 1 раза в год, а по некоторым товарам и более часто. Искусственнаястабилизация рубля по отношению к доллару США отнюдь не упрощает проблему корректировкипошлин, а, напротив, осложняет ее и создает возможность непредсказуемых измененийв конъюнктуре, которые могут существенно влиять на эффективность системы пошлин.
Итак, пересмотрысистемы таможенных пошлин следует производить с учетом следующих факторов:
– динамики интернациональныхиздержек;
– динамики национальныхиздержек;
– динамики курса рубляпо отношению к доллару и другим СКВ.
Методологияформирования таможенных пошлин и модель их расчета должны учитывать все эти факторыи систему их взаимодействия [6. C. 76].
Изменения,происходящие в национальной экономике и в конъюнктуре мирового рынка, вызывают необходимостьпересмотра тарифной системы и всего экономического механизма регулирования внешнеэкономическихсвязей.
Эти изменениямогут осуществляться путем массовых пересмотров таможенных пошлин — ввозных, вывозныхили одновременно тех и других — путем общей или частичной корректировки тарифныхставок на все товары или отдельные виды и группы товаров.
Массовыепересмотры тарифных ставок целесообразны в исключительных случаях, когда намечаютсясущественные изменения внешнеэкономической политики и требуется коренное изменениевсей тарифной системы.
Наиболееприемлемым способом реформирования тарифной системы являются частичные пересмотрыввозных и вывозных пошлин, акцизов, НДС. Такие изменения соответствуют эволюционномупути развития национальной экономики, который исключает, как правило, ее революционныепреобразования, а также позволяет своевременно принимать решения о частичном изменениисистемы тарифов, когда такая необходимость диктуется внутренними и внешними причинами[14. C. 58].
Для частичнойкорректировки системы тарифов необходим определенный механизм, который бы своевременновыявил необходимость таких корректировок и сигнализировал соответствующим органомо такой необходимости, готовил обоснования для изменения тарифов, прогнозировалрезультаты таких изменений для отечественного производства, государственного бюджета,внутреннего рынка и системы внешнеэкономических связей РФ.
Объективнаяоценка последствий предполагаемого изменения тарифов требует комплексного системногоподхода к данной проблеме и основывается на научных расчетах. Эта оценка должнаохватывать и синтезировать интересы всех участников ВЭД, отечественного производстваи потребителей продукции, а также государственного бюджета.
Итак,в последние годы ФТС регулярно перевыполняет плановые задания по таможенным выплатамв Федеральный бюджет РФ. Это свидетельствует о правильном курсе проводимых таможенныхреформ.
Однаков ближайшем будущем предстоит решить множество проблем стоящих в настоящий моментперед таможенной службой страны и ее руководством. В число внутренних проблем входитслабый профессионализм большинства служащих таможенного дела, коррупция и взяточничествов таможенных органах. Главной внешней проблемой остается рост потоков контрабанднойпродукции из-за рубежа, что медленно, но верно подрывает экономику нашей страны.В таких условиях навести порядок в таможенных органах будет непросто, но необходимо.
/>/> Заключение
В условиях глобализации мировойэкономики, решения задачи присоединения России к Всемирной торговой организации,признания России как страны с рыночной экономикой возрастает роль и значение таможенногорегулирования как элемента государственного регулирования внешнеторговой деятельности.Всемирная таможенная организация считает показателями высокого развития таможеннойслужбы наличие современного законодательства, новейших информационных технологий,развитой инфраструктуры и высококвалифицированных кадров.
Проведена большая работа пооптимизации таможенного тарифа, упорядочению правовой базы деятельности таможенныхорганов Российской Федерации, упрощению таможенных процедур, внедрению новейшихинформационных технологий таможенного оформления и таможенного контроля, что позволилоповысить административно-правовую и экономическую эффективность деятельности таможеннойслужбы Российской Федерации.
Большое значение имеет таможенно-тарифнаяполитика, которая призвана обеспечить регулирование внешнеэкономической деятельностипутем применения таможенных пошлин.
Ускорениеинтеграционных процессов и глобализация экономических связей сопровождались качественнымиизменениями функций и роли таможенного дела в реализации внутренней и внешней политики,проявившимися в создании межгосударственных зон свободной торговли и таможенныхсоюзов.
Сложившаясяк настоящему времени таможенно-тарифная политика России в основном ориентированана: пополнение доходной части бюджета (до 50% доходной части федерального бюджетапоступают от таможенных сборов); защиту ослабленных секторов экономики (отсюда повышениеимпортных пошлин на многие виды зарубежных товаров); приспособление к требованиямВТО, с которой Россия ведет переговоры о вступлении в эту организацию (с этой цельюпо согласованному графику вынуждено снижаются наиболее высокие ставки таможенноготарифа).
Основныминаправлениями таможенно-тарифной политики России на ближайшую и среднесрочную перспективудолжны стать:
– соблюдение системы приоритетов: обеспечениеинтересов России; обеспечение интересов блока стран, возглавляемого Россией; обеспечениеинтересов мирового сообщества в целом;
– сочетание интересов государства и интересовотдельных участников внешнеэкономической деятельности при обязательном приоритетеобщенациональных интересов;
– обеспечение внешней безопасности страны- экономической, продовольственной, технологической, научной, экологической и др.;
– содействие улучшению структуры внешнеторговогооборота, улучшению структуры экспорта и импорта;
– соблюдения интересов отечественных производителейтоваров [12. C. 153].
Основнымиориентирами работы с импортным тарифом будут являться:
– приведениеноминального уровня тарифной защиты в соответствии с ее сегодняшним эффективнымуровнем;
– повышение степени эффективности таможенноготарифа за счет его дифференциации по степени обработки с учетом текущей и желаемойструктуры российской экономики;
– повышение инвестиционной привлекательностиотдельных отраслей промышленности за счет установления достаточно высокого уровняимпортных пошлин на переходный период (5-7 лет);
– сохранение необходимых уровней тарифнойзащиты отраслей, являющихся слабо конкурентоспособными;
– поэтапная либерализациядоступа товаров тех отраслей, которые находятся в стадии модернизации;
– либерализация импортноготарифа на товары, которые в российской Федерации не производятся или производятсяв недостаточном количестве и которые необходимы для модернизации экономики и сниженияобщеэкономических издержек [8. C. 216].
Принятиерешений по таможенно-тарифному регулированию ВЭД имеет первостепенное значение вэкономической деятельности таможенной системы.
Другим важныминструментом оптимизации таможенного тарифа должна стать замена части комбинированныхставок ввозных таможенных пошлин на специфические, что позволит осуществлять болееэффективную защиту отечественных производителей товаров, в частности, сельскохозяйственныхтоваров.
Для защитыроссийских производителей товаров, имеющих значительные ценовые диапазоны, и, вто же время, обеспечения приемлемого уровня таможенных платежей в отношении импортируемыхтоваров, перспективным представляется применение ставок пошлин, дифференцированныхпо абсолютному значению в зависимости от величины таможенной стоимости товара всочетании с возможным изменением детализации отдельных товаров.
Следует такжеотметить, что меры защиты российских производителей товаров, особенно сельхозпродукции,основанные на простом механическом повышении уровня ввозных таможенных пошлин внастоящее время во многом себя исчерпали. Дальнейшее повышение не может быть осуществленоиз-за невысокой покупательской способности населения нашей страны, поскольку этитовары, как правило, являются социально значимыми.
В связи сэтим важнейшее значение приобретает применение в качестве защитной меры тарифныхквот, позволяющих обеспечить защиту российских производителей без дальнейшего повышенияуровня цен внутреннего рынка./>/>
Список используемой литературы
1. Таможенный Кодекс Российской Федерацииот 28.05.2003 № 61-ФЗ (с изм. от 23.12.2003, от 19.12.2006, от 24.07.2007, от 24.11.2008).
2. Федеральный закон «Об основах государственногорегулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 № 164-ФЗ (ред. от 22.08.2004).
3. Федеральный закон «О таможенном тарифе»от 07.08.1993 № 185-ФЗ (с изм. от 08.08.2001, от 21.07.2005, от 25.11.2008).
4. Налоговый Кодекс Российской Федерации.– М.: Издательство «Экзамен», 2008. – 575 с.
5. Большаков А.Л. Таможенная стоимость: дискуссиипродолжаются // Таможенноерегулирование и таможенный контроль. – 2008. — № 3. – С.24-27.
6. Бондаренко Н.П. Таможенно-тарифное регулирование ВЭД. — М.: Март, 2007. — 240 с.
7. Данилова Н.Ф.,Сидорова Е.Ю. Комментарий к Федеральному закону «Об основах государственногорегулирования внешнеторговой деятельности» (постатейный). — М.: Изд-во «Юстицинформ»,2005. — 112с.
8. Ершов А.Д., Сизова К.А. Льготы и преференции в таможенном деле. — М.: Бизнес-Пресса, 2007. — 253 с.
9. Жуковская В., Трофимова И. Что отражаеттаможенная статистика // Международная экономика и международные отношения. — 2008.- №12. — С.13 — 24.
10. Калинин М.В. Правовоерегулирование уплаты таможенных платежей // Таможенное регулирование & таможенный контроль. – 2008. — № 5. – С.38-42.
11. Козырин А.Н. Таможенная пошлина. Учебное пособие. — М., 2006.
12. Коник Н.В. Таможенноедело. — М.: Омега-Л, 2008 — 192 с.
13. Ковалева Н.А. Таможнедобавили полномочий // Таможенноерегулирование и таможенный контроль. – 2008. — № 9. – С.8-9.
14. Молчанова О.В. КоганМ.В. Таможенное дело. — Ростов на Дону: Феникс, 2007 — 318 с.
15. Покровская В. В. Внешнеэкономическаядеятельность. Учебник. – М.: Экономистъ. – 2006.
16. Пузакова Е.П., ВоронковаО.Н. Внешнеэкономическая деятельность. Организация и управление. — М.: Экономист,2008. — 624 с.
17. Рисин И.Е. Государственноерегулирование экономики / И.Е. Рисин, Ю.И. Трещевский, С.М.Сотников – Воронеж:Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2006. — 240с.
18. Таможенное право РФ. Учебник/ Под ред. Б.Н. Габричидзе. — М., 2007.
19. Трошкина Т.Н.Соотношение экономических и административных методов регулированиявнешнеторговой деятельности в России // Таможенноерегулирование и таможенный контроль. – 2008. — № 11. – С.22-26.
20. Турбан Г.В. Внешнеэкономическаядеятельность. — М.: Инфра-М, 2008. – 446 с.
21. Сайт Федеральнойтаможенной службы России: www.customs.ru