Таможенные льготы при уплате таможенных платежей

СОДЕРЖАНИЕ

Введение
Глава 1. Основные положения по таможенным льготам по уплате таможенных платежей
1.1 Понятие таможенной льготы по уплате таможенных платежей и их виды
1.2 Льгота по уплате ввозной таможенной пошлины
1.3 Льгота по уплате НДС
1.4 Порядок получения льгот по уплате таможенных платежей
Глава 2. Статистика предоставления льгот по уплате таможенных платежей
Заключение
Литература

ВВЕДЕНИЕ
Под таможенными платежами понимаются налоги и сборы, перечисленные в ст. 110 Таможенного кодекса РФ, обязанность взимания которых возложена на таможенные органы Российской Федерации.
Платежи, непосредственно связанные с перемещением через таможенную границу РФ и являющиеся обязательным условием такого перемещения: таможенная пошлина; налог на добавленную стоимость; акциз; сбор за таможенное оформление; платежи, взимаемые с физических лиц по единым ставкам.
Все иные платежи, взимаемые в области таможенного дела, но непосредственно не связанные с перемещением через таможенную границу, являются одним из условий перемещения.
Основную группу платежей составляют таможенная пошлина, НДС, акциз. Эти платежи являются одним из главных источников пополнения налоговой части федерального бюджета.
При уплате таможенных платежей предоставляются таможенные льготы. Под таможенной льготой понимается любое изъятие (исключение) из действующих в таможенно-правовой сфере правил.
Целью данной работы является изучение льгот при уплате таможенных платежей.

Глава 1. Основные положения по таможенным льготам по уплате таможенных платежей

1.1 Понятие таможенной льготы по уплате таможенных платежей и их виды
Таможенное законодательство предусматривает предоставление преимуществ, обусловленных: особенностями таможенного оформления товаров; особенностями осуществления таможенными органами контрольных функций (статья 386 ТК РФ).
Таможенные платежи, таможенное оформление и таможенный контроль товаров и транспортных средств это исчерпывающий перечень таможенно-правовых институтов, в которых встречаются конкретные виды таможенных льгот. Такими критериями могут выступать, например, страна происхождения товаров, таможенный режим или специальная таможенная процедура.
На практике таможенные льготы могут проявлять себя не только по отдельности (в конкретных таможенно-правовых институтах), но и одновременно, например, при освобождении от таможенного досмотра международных почтовых отправлений, стоимость которых не предполагает уплату ввозных таможенных платежей.
Под таможенной льготой понимается любое изъятие (исключение) из действующих в таможенно-правовой сфере правил.
В зависимости от того, в какой области таможенного дела делается исключение смягчающего характера, таможенные льготы можно разделить на:
• льготы по таможенному оформлению и таможенному контролю;
• льготы по уплате таможенных платежей (тарифные льготы).
Льготы по таможенному оформлению и таможенному контролю предоставляются в отношении товаров и транспортных средств, находящихся в собственности представительств иностранных государств и международных организаций, должностных лиц и вспомогательного персонала таких представительств и организаций, представительств ряда иностранных фирм, их сотрудников, а также членов их семей и заключаются в освобождении перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации этими лицами товаров и транспортных средств от определенных форм таможенного контроля и в упрощении процедуры их таможенного оформления. Законодательными актами Российской Федерации такого рода льготы могут предоставляться и отдельным российским лицам (Президенту РФ, депутатам Федерального Собрания РФ и др.). К этой категории льгот относятся и привилегии, выражающиеся в освобождении от административной и уголовной юрисдикции определенных лиц из числа вышеуказанных, в том числе при совершении ими нарушений таможенных правил и преступлений, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов.
Льготы по уплате таможенных платежей предоставляются РФ на условиях взаимности или в одностороннем порядке в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, в виде возврата ранее уплаченной таможенной пошлины и иных налогов и сборов, освобождения от их уплаты, снижения ставок таможенных пошлин и установления квот на преференциальный ввоз и вывоз из России товаров. Она также могут предоставляться как российским, так и иностранным лицам в зависимости от целей перемещения ими товаров через таможенную границу Российской Федерации.
Тарифные льготы можно подразделить по основаниям их применения на преференциальные (в зависимости от страны происхождения товара) и собственно тарифные (предоставляются в зависимости от категории товара либо от целей их ввоза/вывоза).
Преференции представляют собой таможенные тарифы ниже обычных, выражающие привилегию, получаемую от конкретной страны теми или иными ее партнерами. Правила определения страны происхождения товара установлены Законом РФ «О таможенном тарифе» на основании отдельных критериев: полное производство товара либо его достаточная переработка.
К товарам, произведенным в какой-либо стране, согласно ст. 27 Закона «О таможенном тарифе» относятся: полезные ископаемые; живые животные (родившиеся и выросшие в этой стране); растительная продукция; продукция морского промысла; товары, произведенные из этой продукции.
Льготы, предоставляемые в части снижения предельной ставки таможенной пошлины, равно как и в части освобождения от ее уплаты применяются только в отношении товаров, происходящих из определенных стран. Перечень стран — пользователей преференциями утвержден Постановлением Правительства РФ. Эти страны подразделяются на две группы: наименее развитые страны, товары из которых не облагаются таможенными пошлинами; развивающиеся страны, к товарам которых применяются ввозные таможенные пошлины в размере от базовой ставки. 75%
Преференциальные льготы предоставляются на основании сертификата происхождения товара. Сертификат предоставляется в установленной форме, без исправлений, в напечатанном виде, на русском, английском, французском или испанском языках. Сертификат выдается компетентными органами страны-экспортера.
Применительно к конкретному таможенному режиму лицу, перемещающему товары, могут быть предоставлены следующие виды тарифных льгот:
• полное освобождение от уплаты таможенных платежей;
• частичное освобождение от уплаты таможенных платежей;
• возврат ранее уплаченных таможенных платежей. Эти льготы весьма условно можно поделить на льготы по таможенным платежам, уплачиваемым непосредственно при помещении товаров под таможенный режим (именуются еще основными льготами по таможенным платежам), и льготы по таможенным платежам, не уплачиваемым непосредственно при помещении товаров под таможенный режим, но связанные с его использованием (именуются дополнительными льготами по таможенным платежам).
Случаи предоставления основных тарифных льгот по помещении товаров под определенный таможенный режим.
1. Полное освобождение от уплаты таможенных платежей.
Данная льгота является наиболее распространенной. От таможенных пошлин и иных налогов освобождаются товары, помещаемые под таможенные режимы реимпорта, реэкспорта, транзита, переработки под таможенным контролем, магазина беспошлинной торговли, уничтожения и отказа в пользу государства.
2. Частичное освобождение от уплаты таможенных платежей.
Данная льгота применяется к временно ввезенным/вывезенным товарам, на которые не распространяется полное освобождение от уплаты таможенных платежей, а также к товарам, срок временного ввоза/вывоза которых продлен.
3. Возврат ранее уплаченных таможенных платежей.
Данная льгота используется в целях стимулирования экспорта из России товаров. Так, в Федеральной программе развития экспорта в целях совершенствования российской налоговой системы и усиления ее стимулирующего воздействия на отечественных товаропроизводителей признано целесообразным восстановить систему возмещения налога на добавленную стоимость, уплаченного на внутреннем рынке при закупке товара, в случае последующего экспорта такого товара. февраля
Дополнительными являются тарифные льготы по таможенным платежам, уплачиваемым до помещения товаров под таможенный режим, а также льготы, предоставляемые при завершении действия таможенного режима. Участники внешнеэкономической деятельности могут получить льготы по таможенным платежам только при соблюдении существенных условий, ограничений и требований таможенного режима, под который они поместили товары и транспортные средства. При несоблюдении этих условий тарифные льготы не предоставляются.

1.2 Льгота по уплате ввозной таможенной пошлины
Освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины предоставляется только в отношении товаров, ввозимых в качестве вклада иностранного инвестора в уставные капиталы коммерческих организаций с иностранными инвестициями. Этот порядок установлен Законом Российской Федерации «О таможенном тарифе» (статьи 34, 37) и регламентирован постановлением Правительства РФ № 883 «О льготах по уплате таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями».
Указанным постановлением Правительства определены условия предоставления указанной льготы. Освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины возможно при одновременном соблюдении следующих требований: ввозимые товары не являются подакцизными; ввозимые товары относятся к основным производственным фондам; товары ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного (складочного) капитала коммерческой организации.
Кроме того, применение данной льготы возможно только в случае, если: поставка осуществляется иностранным инвестором, являющимся собственником товаров, либо поставка происходит по договору (контракту) иностранного инвестора, который вносит его в уставный капитал российской организации – получателя товаров. В этом случае иностранный инвестор выступает в качестве покупателя иностранного оборудования.

1.3 Льгота по уплате НДС

Необходимым условием предоставления льгот по уплате ввозных таможенных пошлин и НДС является ввоз товаров в сроки, установленные учредительными документами для формирования (увеличения) уставного капитала. При этом следует учитывать дату фактического пересечения товарами таможенной границы и дату выпуска товаров.
Освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость в соответствии с пунктом 7 статьи 150 Налогового кодекса РФ предоставляется в отношении технологического оборудования, а так же комплектующих и запасных частей к нему при их ввозе на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы коммерческих организаций. Важно отметить, что эта льгота предоставляется в случае внесения технологического оборудования в уставной капитал как иностранным, так и российским юридическим лицом.
Льгота по уплате НДС в отношении ввозимой важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники может быть предоставлена, если ввозимый товар декларируется полностью в том комплекте, который предусмотрен регистрационным удостоверением Росздравнадзора. В случае ввоза на таможенную территорию Российской Федерации медицинской техники не в полном комплекте решение о предоставлении льготы принимается на основании заключения ФТС России.
В случае, когда медицинская техника зарегистрирована Росздравнадзором одновременно с принадлежностями к ней, указанными в приложении к регистрационному удостоверению, льгота по уплате НДС в отношении такой медицинской техники и принадлежностей к ней может быть предоставлена в случае ее ввоза как с принадлежностями (в любом составе из числа указанных в регистрационном удостоверении), так и без них. При ввозе на таможенную территорию Российской Федерации исключительно принадлежностей к важнейшей и жизненно необходимой технике льгота по уплате НДС предоставлена быть не может.
При ввозе сырья и комплектующих изделий для производства важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники решение о предоставлении освобождения от обложения НДС принимается ФТС России.
В соответствии с Приказом ФТС РФ от 21.08.2007 N 1003 (ред. от 14.01.2010) «О классификаторах и перечнях нормативно-справочной информации, используемых для таможенных целей», установлена ставка НДС в размере 10% в отношении периодических печатных изданий; книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, ставка НДС в размере 10% в отношении лекарственных средств, включая лекарственные субстанции, ставка НДС в размере 10% в отношении изделий медицинского назначения, ставка НДС в размере 10% в отношении продовольственных товаров, ставка НДС в размере 10% в отношении товаров для детей.
А том же приказе указаны случаи освобождения от НДС (прил.9 к Приказу №1003).

1.4 Порядок получения льгот по уплате таможенных платежей
Декларант, претендующий на получение освобождения от уплаты таможенных платежей, при таможенном оформлении товаров, согласно ст. 131 ТК РФ, должен заявить в таможенной декларации статус ввозимых товаров как вклада в уставный (складочный) капитал коммерческой организации. Кроме того, необходимо представить в таможенный орган документы, подтверждающие заявленные в таможенной декларации сведения и условия.
Важно подчеркнуть, что одним из условий предоставления указанных льгот и подтверждением статуса товаров является соответствие фактических обстоятельств ввоза этих товаров сведениям, содержащимся в учредительных и иных документах, оформляемых в связи с созданием организации и увеличением ее уставного (складочного) капитала. По существу, именно такие документы, отвечающие требованиям законодательства о хозяйственных обществах, позволяют идентифицировать ввозимые товары как вклад в уставный (складочный) капитал коммерческой организации. Поэтому документы, представляемые таможенным органам, должны отвечать еще двум важным требованиям. Во-первых, в них должны быть определены порядок, размеры, состав и сроки внесения учредителями (участниками, акционерами) вкладов (оплаты долей, акций, паевых взносов). Во-вторых, должно быть установлено, что вклад осуществляется в имущественной форме.
Весьма непростым является и вопрос о времени ввоза оборудования относительно даты принятия решения об увеличении уставного капитала и даты регистрации увеличения уставного капитала. Существует определенная арбитражная практика по вопросу о том, как должны соотноситься эти даты. В этих случаях суды весьма внимательно изучают формулировки документов (решений, протоколов), определяющих условия увеличения уставного капитала.
Что же касается позиции по данному вопросу таможенных органов, то она выражена в Письме ФТС России от 04.10.2006 N 01-06/34547. В этом письме разъяснены условия для получения льгот по уплате таможенных платежей при ввозе на территорию РФ товаров в качестве вклада в уставный капитал обществ с ограниченной ответственностью. Они сводятся к следующему: и при первоначальном формировании капитала, и при его последующем увеличении в таможню на дату таможенного оформления должны быть представлены зарегистрированные учредительные документы ООО (изменения и дополнения к ним) о предстоящем (будущем) наполнении уставного капитала общества за счет внесения «неденежных» вкладов в течение установленного учредительными документами срока. В случае, когда в представляемых документах указывается, что уставный капитал увеличен, то это квалифицируется таможенными органами как завершенное формирование (изменение) уставного капитала, а ввозимое участником (акционером, учредителем) имущество – как обычный импорт, в отношении которого освобождение от таможенных платежей неприменимо.
Освобождение от таможенных платежей предоставляет таможенный орган, производящий таможенное оформление товаров, ввозимых в качестве вклада в уставный капитал. Пункт 1 статьи 125 Таможенного кодекса РФ предусматривает возможность подачи таможенной декларации любому таможенному органу, правомочному принимать таможенные декларации. Несмотря на то, что ФТС России вправе устанавливать определенные таможенные органы для декларирования отдельных видов товаров, в отношении товаров, ввозимых в качестве вклада в уставные капиталы, ограничений по местам их таможенного оформления не введено.
В то же время, товары, оформленные на таможне в качестве вклада в уставной капитал с предоставлением льгот по уплате пошлин и налогов, согласно подпункту 1 пункта 1 и пункту 2 статьи 151 ТК РФ, подлежат условному выпуску и могут использоваться только в целях, соответствующих условиям предоставления льгот. Контроль над соблюдением этих условий, в том числе и за целевым характером использования товаров, осуществляет таможенный орган, в зоне деятельности которого находится получатель товаров. В целях повышения эффективности таможенного контроля Федеральная таможенная служба (ФТС России) обязывает производить такой контроль вне зависимости от того, в каком таможенном органе произведено таможенное оформление товаров.
В связи с этим, на практике для участников ВЭД более рациональным является взаимодействие с одним таможенным органом, в зоне деятельности которого находится получатель товаров, чем с несколькими таможенными органами, в которых законодательством разрешено проведение таможенного оформления товаров.

Глава 2.

Статистика предоставления льгот по уплате таможенных платежей
В 1 полугодии 2009 года таможнями было предоставлено льгот по уплате таможенных платежей на сумму 465,69 млн. рублей (в 1 полугодии 2008 – 537,00 млн. руб.), в т.ч. по видам таможенных платежей:
сборы за там. оформление – 0,26 млн. рублей (в 1 полугодии 2008 – 0,16 млн. руб.);
импортная пошлина – 127,18 млн. рублей (в 1 полугодии 2008 – 144,16 млн. руб.);
экспортная пошлина – 6,28 млн. рублей (в 1 полугодии 2008 – 0,06 млн. руб.);
акциз – 0,04 млн. рублей (в 1 полугодии 2008 – 0,16 млн. руб.);
НДС – 331,93 млн. рублей (в 1 полугодии 2008 – 393,02 млн. руб.).
В разрезе кварталов предоставление льгот по уплате таможенных платежей выглядит следующим образом:
Таблица 1
Предоставление льгот по уплате таможенных платежей
млн. руб

Предоставлено
1 кв 2009
2 кв 2009
% 2 кв /1 кв

льгот

Всего,
127,71
337,98
264,65%

в т.ч.:

сборы за ТО
0,09
0,17
188,89%

ИП
40,11
87,07
217,08%

ЭП
6,26
0,02
0,32%

акцизы
0,03
0,01
33,33%

НДС
81,22
250,71
308,68%

При этом основную долю составляют льготы по уплате таможенных платежей, предоставленные таможнями в отношении указанных ниже товаров:
– товары, оформленные по межправительственным соглашениям в рамках производственной кооперации СНГ, – предоставлено льгот на сумму 186,26 млн. руб., что составляет 40,00 % от общего объёма льгот;
– имущество в качестве вклада в уставный капитал – предоставлено льгот на сумму 163,28 млн. руб., что составляет 35,06 % от общего объёма льгот;
– временно ввезённые транспортные средства, используемые для осуществления международных перевозок товаров и пассажиров, – предоставлено льгот на сумму 42,79 млн. руб., что составляет 9,19 % от общего объёма льгот;
– товары, ввезённые для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами иностранных государств, а также для оказания безвозмездной помощи и (или) на благотворительные цели по линии международных организаций, – предоставлено льгот на сумму 16,26 млн. руб., что составляет 3,49 % от общего объёма льгот;
– товары, оформленные в качестве многооборотной тары, – предоставлено льгот на сумму 11,28 млн. руб., что составляет 2,42 % от общего объёма льгот;
– товары в качестве гуманитарной помощи – 8,37 млн. руб., что составляет 1,80 % от общего объёма льгот;
– товары, происходящие и ввозимые на таможенную территорию РФ из Сербии и Черногории, – предоставлено льгот на сумму 6,98 млн. руб., что составляет 1,50 % от общего объёма льгот;
– важнейшая и жизненно необходимая медицинская техника – предоставлено льгот на сумму 5,56 млн. руб., что составляет 1,19 % от общего объёма льгот;
– товары в качестве технической помощи – 4,92 млн. руб, что составляет 1,06 % от общего объёма льгот.
Таким образом, основную массу составляют льготы по уплате таможенных платежей, предоставленные таможенными органами в отношении товаров, ввезённых в рамках производственной кооперации СНГ и в качестве вклада в уставный капитал, а также временно ввезённых транспортных средств, используемых для международной перевозки товаров и пассажиров, – соответственно 40,00 %, 35,06 % и 9,19 %.
По сравнению с аналогичным периодом 2008 года сумма льгот по уставному капиталу уменьшилась на 27 % (163,28 млн. руб. в 1 полугодии 2009 г. против 224,29 млн. руб. в 1 полугодии 2008 г.), что обусловлено снижением объёма иностранных инвестиций в имущественной форме.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Под таможенной льготой понимается любое изъятие (исключение) из действующих в таможенно-правовой сфере правил.
В зависимости от того, в какой области таможенного дела делается исключение смягчающего характера, таможенные льготы можно разделить на: льготы по таможенному оформлению и таможенному контролю; льготы по уплате таможенных платежей (тарифные льготы).
Льготы по уплате таможенных платежей предоставляются РФ на условиях взаимности или в одностороннем порядке в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, в виде возврата ранее уплаченной таможенной пошлины и иных налогов и сборов, освобождения от их уплаты, снижения ставок таможенных пошлин и установления квот на преференциальный ввоз и вывоз из России товаров.
Тарифные льготы можно подразделить по основаниям их применения на преференциальные (в зависимости от страны происхождения товара) и собственно тарифные (предоставляются в зависимости от категории товара либо от целей их ввоза/вывоза).
Преференции представляют собой таможенные тарифы ниже обычных, выражающие привилегию, получаемую от конкретной страны теми или иными ее партнерами.
Случаи предоставления основных тарифных льгот по помещению товаров под определенный таможенный режим: полное освобождение от уплаты таможенных платежей. Данная льгота является наиболее распространенной; частичное освобождение от уплаты таможенных платежей. Данная льгота применяется к временно ввезенным/вывезенным товарам, на которые не распространяется полное освобождение от уплаты таможенных платежей, а также к товарам, срок временного ввоза/вывоза которых продлен; возврат ранее уплаченных таможенных платежей. Данная льгота используется в целях стимулирования экспорта из России товаров.
Освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины предоставляется только в отношении товаров, ввозимых в качестве вклада иностранного инвестора в уставные капиталы коммерческих организаций с иностранными инвестициями.
Освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость в соответствии с пунктом 7 статьи 150 Налогового кодекса РФ предоставляется в отношении технологического оборудования, а так же комплектующих и запасных частей к нему при их ввозе на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы коммерческих организаций. Дополнительными же являются тарифные льготы по таможенным платежам, уплачиваемым до помещения товаров под таможенный режим, а также льготы, предоставляемые при завершении действия таможенного режима.
Участники внешнеэкономической деятельности могут получить льготы по таможенным платежам только при соблюдении существенных условий, ограничений и требований таможенного режима, под который они поместили товары и транспортные средства. При несоблюдении этих условий тарифные льготы не предоставляются.
В 1 полугодии 2009 года таможнями было предоставлено льгот по уплате таможенных платежей на сумму 465,69 млн. рублей (в 1 полугодии 2008– 537,00 млн. руб.), в т.ч. по видам таможенных платежей: сборы за там. оформление – 0,26 млн. рублей (в 1 полугодии 2008 – 0,16 млн. руб.); импортная пошлина – 127,18 млн. рублей (в 1 полугодии 2008 – 144,16 млн. руб.); экспортная пошлина – 6,28 млн. рублей (в 1 полугодии 2008 – 0,06 млн. руб.); акциз – 0,04 млн. рублей (в 1 полугодии 2008 – 0,16 млн. руб); НДС – 331,93 млн. рублей (в 1 полугодии 2008 – 393,02 млн. руб.).

ЛИТЕРАТУРА

1. Бекяшев К.А, Моисеев Е.Г. – Таможенное право. – М.: ТК Велби, 2007.
2. Гладышева Ю., Храмов Ю. Условия и порядок предоставления льгот по уплате таможенных платежей при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации товаров в качестве вклада в уставные капиталы организаций // Финансовый директор, No 5 (май) 2007.
3. Российское таможенное право. / Руководитель авторского коллектива доктор юридич. Наук, проф. Б.Н. Габоричидзе. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА. М, 2006.
4. Таможенное дело России. – Под ред. Бакаева О.Ю. Матвиенко Г.В. – М.: Юристь, 2008.
5. Таможенное дело: учебник / О.В. Молчанова, М.В. Коган. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.
6. Целевая программа развития таможенной службы Российской Федерации до 2010 года
7. www.customs.ru – ФТС России. Федеральная таможенная служба России
8. www.edpc.customs.ru – главный научно – информационно вычислительный центр Федеральной таможенной службы.