Таможенные органы Российской Федерации

Таможенные органы в Российской Федерации Руководитель работы: Лашина В.П. « » 2007 г. Исполнитель: студент гр. 06-ТД-1, ФЭФ Толоконников К.И. « » 2007 г. Оренбург 2007 г. Содержание 1. Таможенные органы России: понятие, виды, место в системе государственных органов 2. Структура таможенных органов 3. Служба в таможенных органах

Таможенные органы России: понятие, виды, место в системе государственных органов Термин “таможенные органы” используется действующими законами – в Конституции в качестве особой составляющей государственного механизма они не выделяются. Таможенные органы – государственные органы, предназначенные для непосредственного осуществления с помощью специальных методов государственно-властной деятельности в сфере таможенного дела и других связанных

с ним областях и наделенные для этого специальными полномочиями. Таможенные органы отнесены к исполнительной ветви государственной власти, так как их функцией является правореализация в таможенной сфере. Главной их целью является организация процесса провоза через таможенную границу товаров и транспортных средств, поддержание и охрана определенного порядка осуществления такого провоза и недопущение нарушения этого порядка. Поэтому таможенные органы можно охарактеризовать как

правоохранительные. В качестве правоохранительных таможенные органы защищают экономический суверенитет и экономическую безопасность России, права и законные интересы участников таможенных правоотношений. Таможенные органы уполномочены осуществлять государственное принуждение в целях борьбы с преступлениями и административными правонарушениями в таможенной сфере. Таможенные органы входят в структуру федеральных органов власти, создание таможенных органов на региональном
уровне, в субъектах Федерации не допускается. Органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, общественные объединения не могут вмешиваться в деятельность таможенных органов при осуществлении ими своих функций. Таможенные органы осуществляют как исполнительную, так и распорядительную – деятельность. Оба эти вида деятельности тесно взаимосвязаны между собой. Распорядительная деятельность таможенных органов проводится строго в рамках положений, определенных

таможенным правом, и любые действия или решения таможенных органов распорядительного характера могут быть обжалованы в служебном или судебном порядке. В числе наиболее важных НПА, содержащих предписания о таможенных органах, можно выделить ТК (разд. V, гл. 39-42, ст. 401-437), Постановление Правительства РФ от 21.08.2004 г. № 429 “О ФТС” и некоторые другие акты.

В соответствии со ст. 402 ТК система таможенных органов России включает в себя (по нисходящей): 1) федеральную службу, уполномоченную в области таможенного дела. В настоящий момент таким центральным государственным органом является ФТС, находящаяся непосредственно в ведении Правительства РФ; 2) РТУ; 3) таможни; 4) таможенные посты. В соответствии со ст.

403 ТК России таможенные органы осуществляют следующие основные функции: 1) осуществляют таможенное оформление и таможенный контроль, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу; 2) взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию;
3) обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу; 4) обеспечивают соблюдение установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании ВТД и международными договорами РФ запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу; 5) обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности;

6) ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела, пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, объектов интеллектуальной собственности, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах

РФ в деятельность международной гражданской авиации; 7) осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле; 8) ведут таможенную статистику внешней торговли; 9) обеспечивают выполнение международных обязательств

РФ в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела; 10) осуществляют информирование и консультирование в области таможенного дела, обеспечивают в установленном порядке государственные органы, организации и граждан информацией по таможенным вопросам; 11) поводят научно-исследовательские работы в области таможенного дела.
Ст. 408 ТК закрепляет за таможенными органами следующие полномочия, необходимые для выполнения вышеизложенных функций 1) принимать меры, предусмотренные ТК и иными НПА, относящимися к сфере таможенного законодательства, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ; 2) требовать документы, сведения, представление которых предусмотрено ТК; 3) проверять у граждан и должностных лиц, участвующих в таможенных операциях, документы, удостоверяющие

их личность; 4) требовать от физических и юридических лиц подтверждения полномочий на совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности в области таможенного дела; 5) осуществлять в соответствии с законодательством РФ оперативно-розыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, производство неотложных следственных действий и дознания по которым отнесено уголовно- процессуальным

законодательством РФ к ведению таможенных органов, выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также обеспечения собственной безопасности; 6) осуществлять неотложные следственные действия и дознание в пределах своей компетенции и в порядке, которые определены уголовно-процессуальным законодательством России; 7) осуществлять производство по делам об административных правонарушениях и привлекать лиц к

ответственности за совершение административных правонарушений в соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях; 8) использовать в случаях, не терпящих отлагательства, средства связи или транспортные средства, принадлежащие организациям или общественным объединениям (за исключением средств связи и транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств, а также международных организаций), для предотвращения преступлений в сфере
таможенного дела, преследования и задержания лиц, совершивших такие преступления или подозреваемых в их совершении. Имущественный вред, понесенный в таких случаях владельцами средств связи или транспортных средств, таможенные органы возмещают по требованию владельцев средств связи или транспортных средств в порядке, определяемом Правительством РФ; 9) задерживать и доставлять в служебные помещения таможенного органа или в органы внутренних дел РФ лиц, подозреваемых в совершении преступлений, совершивших или

совершающих преступления или административные правонарушения в области таможенного дела, в соответствии с законодательством РФ; 10) производить документирование, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку фактов и событий, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу и осуществлением перевозки, хранения товаров, находящихся под таможенным контролем, совершения с ними грузовых операций; 11) получать от государственных органов, организаций и физических лиц информацию, необходимую для выполнения

своих функций, в соответствии с действующим законодательством; 12) выносить руководителям государственных органов, организаций, предприятий, общественных объединений, а также гражданам предупреждения в письменной форме с требованиями устранить нарушения таможенного законодательства РФ и контролировать выполнение указанных требований; 13) предъявлять в суды или арбитражные суды иски и заявления: – о принудительном взыскании таможенных

пошлин, налогов с лиц, отказывающихся уплатить их добровольно; – об обращении взыскания на товары в счет уплаты таможенных пошлин, налогов; – в иных случаях, предусмотренных действующим российским законодательством; 14) устанавливать и поддерживать официальные отношения консультативного характера с участниками ВЭД, иными лицами, деятельность которых связана с осуществлением ВЭД, и их профессиональными объединениями (ассоциациями) в целях сотрудничества и взаимодействия по
вопросам внедрения наиболее эффективных методов осуществления таможенного оформления и таможенного контроля; 15) осуществлять иные правомочия, предусмотренные действующим российским законодательством. Структура таможенных органов На верху иерархической лестницы таможенных органов стоит ФТС РФ – центральный орган, находящийся в ведение Министерства экономического развития и торговли. Правовой статус этого таможенного органа определяется

Постановлением Правительства РФ от 21.08.2004 г. № 429 “О ФТС”. В этом НПА перечислено несколько десятком функций этого органа по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями. Наиболее важные из их числа: – осуществление взимания таможенных пошлин, налогов и прочих обязательных

таможенных платежей, контроль правильности исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, меры по их принудительному взысканию; – обеспечение соблюдения установленных запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, борьба с нарушениями установленных таможенных правил; – обеспечение единообразного применения таможенными органами таможенного законодательства РФ; – осуществление таможенного оформления и таможенного контроля;

– обеспечение в пределах своей компетенции защиты прав и свобод граждан; – ведение таможенной статистики; – информирование и консультирование на безвозмездной основе по вопросам таможенного дела участником ВЭД; – реализация программ развития таможенного дела в РФ. ФТС возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению министра экономического развития и торговли
РФ. Руководитель ФТС имеет первого заместителя и 4 заместителей. Структура ФТС включает в себя: 8 главных управлений: Главное организационно-инспекторское управление (аппарат председателя ФТС РФ); Главное управление организации таможенного контроля; Главное управление по борьбе с контрабандой; Главное управление товарной номенклатуры и торговых ограничений;

Главное управление тылового обеспечения; Главное управление федеральных таможенных доходов; Главное финансово-экономическое управление; Главное управление информационных технологий. 11 управлений: Управление кадров; Управление валютного контроля; Управление таможенного сотрудничества; Управление делами; Контрольно-ревизионное управление; Правовое управление;

Управление собственной безопасности; Управление таможенной инспекции; Управление таможенной статистики и анализа; Управление таможенных расследований и дознания; Управление организации силового обеспечения. Непосредственно ФТС подчиняются таможни центрального подчинения: Внуковская, Домодедовская, Шереметьевская, Центральная базовая,

Центральная энергетическая, а также специализированные подразделения: Российская таможенная академия и Кинологический центр ФТС России. Территориальными подразделениями ФТС являются 7 РТУ: Центральное таможенное управление (включает в себя 28 местных таможен: Белгородскую, Брянскую, Владимирскую, Воронежскую,

Ивановскую, Калужскую, Костромскую, Курскую, Липецкую, Московскую восточную, Московскую западную, Московскую северную, Московскую южную, Ногинскую, Орловскую, Подольскую, Рязанскую, Смоленскую, Тамбовскую, Тверскую, Тульскую, Щелковскую, Ярославскую, Центральную акцизную, Центральную оперативную и
Центральную тыловую); Северо-западное таможенное управление (включает в себя 23 таможни: Архангельскую, Багратионовскую, Балтийскую, Великолукскую, Вологодскую, Выборгскую, Калининградскую, Калининградскую оперативную, Кингисеппскую, Костомукскую, Мурманскую, Неманскую, Новгородскую, Петрозаводскую, Псковскую, Пулковскую,

Санкт-Петербургскую, Себежскую, Сортавальскую, Сыктывкарскую, Северо¬западную акцизную, Северо-западную оперативную, Северо-западную тыловую, а также специализированное подразделение – Кинологический центр Северо-западной таможни); Южное таможенное управление (включает в себя 20 таможен: Адыгейскую, Астраханскую, Волгоградскую, Дагестанскую,

Ингушскую, Кабардино-Балкарскую, Калмыцкую, Карачаево-Черкесскую, Краснодарскую, Миллеровскую, Минераловодскую, Новороссийскую, Ростовскую, Северо-Осетинскую, Сочинскую, Ставропольскую, Таганрогскую, Туапсинскую, Чеченскую, Южную оперативную); Приволжское таможенное управление (включает в себя 16 таможен:

Башкортостанскую, Кировскую, Марийскую, Мордовскую, Нижегородскую, Оренбургскую, Пензенскую, Пермскую, Самарскую, Саратовскую, Татарстанскую, Тольяттинскую, Удмуртскую, Ульяновскую, Чувашскую, Приволжскую оперативную); Уральское таможенное управление (включает в себя 10 таможен:

Екатеринбургскую, Кольцовскую, Курганскую, Магнитогорскую, Нижнетагильскую, Тюменскую, Ханты-Мансийскую, Челябинскую, Ямало- Ненецкую, Уральскую оперативную); Сибирское таможенное управление (включает в себя 19 таможен: Алтайскую, Братскую, Бурятскую, Горно-Алтайскую, Забайкальскую, Иркутскую, Кемеровскую, Красноярскую, Наушкинскую,

Новосибирскую, Омскую, Толмачевскую, Томскую, Тывинскую, Хакасскую, Читинскую, Восточно-Сибирскую оперативную, Сибирскую оперативную, Сибирскую тыловую); Дальневосточное таможенное управление (включает в себя 16 таможен: Амурскую, Биробиджанскую, Благовещенскую, Ванинскую, Владивостокскую, Гродековскую, Камчатскую,
Магаданскую, Находкинскую, Сахалинскую, Уссурийскую, Хабаровскую, Хасанскую, Чукотскую, Якутскую, Дальневосточную оперативную). РТУ осуществляют руководство таможенным делом в своем регионе, который определяет ФТС России. В задачи РТУ входят организация таможенного дела, обеспечение своевременного перечисления в федеральный бюджет таможенных платежей, обобщение и анализ таможенной практики, разработка и осуществление

в пределах своей компетенции мер, направленных на обеспечение единства таможенной территории России, ее экономической безопасности в части, относящейся к таможенному делу, борьба с контрабандой и иными таможенными правонарушениями, организационное, материально-техническое, финансовое, кадровое, социально-бытовое и прочее обеспечение своей деятельности и деятельности подчиненных органов. Правовой статус РТУ регламентируется Приказом ГТК

РФ от 10.10.2002 г. № 1082, утверждающим Общее положение о РТУ. Непосредственно РТУ подчиняются таможни. Существуют таможни непосредственно подчиненные ФТС. В задачи таможен входит осуществление таможенной деятельности в своем регионе, в том числе по таможенному оформлению товаров, помещению их под определенный таможенный режим, производству таможенных процедур, взиманию таможенных платежей, таможенному контролю.

Таможни являются правоохранительными органами, обеспечивающими в пределах своей компетенции исполнение законодательства об уголовном и административном производстве. Свою деятельность таможни осуществляют через таможенные посты. Структура, штатная численность работников таможни определяются РТУ. В отличие от ФТС, РТУ и таможен таможенные посты не являются юридическим лицом (за исключением
особых случаев, определяемых специальными приказами ФТС). В задачи таможенного поста входит непосредственное осуществление таможенного дела, таможенное оформление и таможенный контроль на вверенном участке, борьба с административными правонарушениями в области таможенного дела. Структура, штатная численность работников, руководитель таможенного поста определяются вышестоящей таможней. Служба в таможенных органах

Служба в таможенных органах России регламентируются помимо общего законодательства о государственной службе специальным НПА -Федеральным законом “О службе в таможенных органах РФ” от 18 июня 1997 г призванным отразить специфику этого звена государственного аппарата. Кроме того, определенную регламентацию этот вопрос получает и в ТК РФ. В таможенных органах России могут работать только граждане

России, достигшие возраста 18 лет, способные по своим деловым и моральным качествам, уровню образования (не ниже среднего) и состоянию здоровья выполнять свои служебные обязанности. Граждане, впервые принимаемые на должность в таможенные органы, принимают специальную присягу. В таможенных органах работают сотрудники и работники. Сотрудники занимают ординарные штатные должности и имеют специальные звания.

Работники – граждане, занимающие должности согласно штатному расписанию таможенного органа в целях технического обеспечения работы таможенных органов и не имеющие специального звания. Служба в таможенных органах России – особый вид государственной службы. Она основана на принципах законности, равного доступа граждан к службе в таможенных органах, единства основных требований, предъявляемых к таможенной службе, профессионализма и компетенции, ответственности,
внепартийности, кадровой стабильности. Служащим таможенных органов присваиваются специальные звания: прапорщик таможенной службы (ТС), старший прапорщик ТС, младший лейтенант ТС, лейтенант ТС, старший лейтенант ТС, капитан ТС, майор ТС, подполковник ТС, полковник ТС, генерал-майор ТС, генерал-лейтенант ТС, генерал-полковник

ТС, действительный государственный советник ТС РФ. Для каждого из этих званий федеральным законодательством предусмотрены специальные сроки выслуги. При неисполнении своих должностных обязанностей сотрудники таможенных органов имеют право: знакомиться с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности; получать информацию и материалы, необходимые для исполнения должностных обязанностей; посещать организации независимо от форм

собственности; продвигаться по службе (с увеличением должностного оклада денежного содержания) с учетом выслуги лет, результатов службы, квалификации; знакомиться со всеми материалами своего личного дела; повышать квалификацию и проходить переподготовку за счет средств; предусмотренных на содержание ФТС; участвовать в профессиональных союзах; получать пенсионное обеспечение с учетом выслуги лет; требовать проведения служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство; на

применение физической силы, специальных средств, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия (в порядке и случаях, предусмотренных гл. 61 ТК РФ). Сотрудник таможенных органов обязан обеспечить соблюдение Конституции, исполнение федерального законодательства; обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан; выполнять приказы и распоряжения руководства таможенных органов, отданные в пределах
их должностных полномочий (за исключением заведомо незаконных); своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также государственных органов; соблюдать установленные в таможенных органах правила внутреннего распорядка и субординации, порядок обращения со служебной информацией; выполнять должностные инструкции; поддерживать уровень квалификации, необходимый для выполнения служебных обязанностей; хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными

в связи с исполнением служебных обязанностей сведения (в том числе затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан). Обязанности сотрудника таможенного органа по занимаемой должности определяются должностной инструкцией. В ходе исполнения служебных обязанностей служащие таможенных органов обязаны придерживаться действующего законодательства, а также подчиняться требованиями служебной дисциплины, определенным Дисциплинарным уставом таможенной службы

РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 16 ноября 1998 г. Служащие таможенных органов располагают всеми гарантиями и льготами государственных служащих. Они имеют право на денежное довольствие, состоящее из оклада по занимаемой должности, оклада по присвоенному специальному званию, надбавок за выслугу лет, ученую степень, ученое звание, а также стоимости продовольственного пайка, если он не выдается в натуральном виде. Служащие таможенных органов имеют право на ежегодный

оплачиваемый отпуск в 30 календарных дней. Нормативно предусмотрены следующие виды поощрений сотрудников таможенных органов: объявление благодарности; премирование; награждение ценным подарком; награждение почетной грамотой ФТС России; награждение нагрудными знаками “Почетный таможенник России”, “Отличник таможенной службы”; досрочное присвоение очередного специального звания; присвоение очередного специального звания на ступень выше соответствующего занимаемой
должности; награждение именным оружием; досрочное снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания. В случае совершения должностного проступка на служащего таможенных органов могут быть наложены следующие виды взысканий: замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии по результатам аттестации; увольнение. Список использованных источников 1. Таможенный кодекс РФ 2. Конституция РФ 3. Постановление

Правительства РФ от 21.08.2004 г. № 429 «О ФТС» 4. Должностные инструкции сотрудников таможенных органов.