Таможенные пошлины и таможенная политика

Федеральноеагентство железнодорожного транспорта
ИркутскийГосударственный Университет Путей Сообщения
Факультетэкономики и управления
Кафедра:Финансы и антикризисное регулирование
КУРСОВАЯРАБОТА
по дисциплине«Финансы»
Таможенныепошлины и таможенная политика
Выполнил: Прищепова Д.А
Группа: И-10-Ф-2К
Руководитель:
Халетская С.А.
Иркутск 2010

Содержание
Введение
Глава 1. Понятие и сущностьтаможенной политики
Глава 2. Таможенные пошлины
2.1 Понятиетаможенных пошлин
2.2 Классификация таможенных пошлин
Глава 3. Таможенная политика России
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Внешнеэкономическая деятельность является мощнейшим фактором,оказывающим благоприятное или разрушающее воздействие на экономику. Конкретныемеры ее регулирования определяются хозяйственной стратегией руководства страны,которая предопределяет основные стратегические задачи развития экономики. Этизадачи предусматривают стабилизацию экономики и экономический рост, достаточноепредложение товаров на внутреннем рынке, создание современной инфраструктуры иусловий для развития перспективных отраслей, формирование экспортногопотенциала, разумную либерализацию экономики, улучшение инвестиционного климатаи состояния платежного, гарантию защиты от недобросовестной конкуренциииностранных экспортеров и др. Большое значение имеет стабильность таможеннойполитики, особенно для создания благоприятного инвестиционного климата, а такженеобходима устойчивая, эффективная работа таможенной службы.
Актуальность рассматриваемой темы обусловлена особенностями становленияновых экономических отношений в современной России, возрастанием научного ипрактического интереса к изучению опыта осуществления таможенной политики, атакже роли и места таможенных органов в системе государственного управления.Переход экономики России на рыночные отношения вызвал необходимость дальнейшегосовершенствования таможенной политики как важнейшей сферы политической,экономической и правовой деятельности государства, неотъемлемого инструментагосударственного регулирования внешнеэкономической деятельности, а вместе с нейи коренного преобразования российской таможенной службы.
Цель данной курсовой работы – изучить таможенные пошлины и таможеннуюполитику Российской Федерации.
В рамках этой цели поставим следующие задачи:
1. Изучить таможенныепошлины
2. Рассмотретьтаможенную политику Российской Федерации.

Глава 1. Понятие и сущность таможенной политики
Нередко даже в среде специалистов таможеннаядеятельность ассоциируется только с работой Федеральной таможенной службы.Однако фактически в ее осуществлении в той или иной мере принимают участиепрактически все федеральные органы законодательной и исполнительной власти,поэтому для рационального управления таможенную деятельность необходимосоответствующим образом структурировать.
Таможенная деятельность в совокупности включаетразработку государственной таможенной политики, формированиетаможенно-тарифного механизма реализации государственной таможенной политики ипрактическую деятельность таможенной службы, нацеленную на реализацию утвержденноготаможенно-тарифного механизма. Каждый элемент этой структуры достаточносамостоятелен и требует особого подхода к управлению им и обеспечению качестваитоговых результатов.
Государственная таможенная политика имеет целью определениеполитических установок для целенаправленного регулирования внешней торговли внациональных интересах государства. Она позволяет объединить усилия всехгосударственных органов и обеспечить единый подход кгосударственномурегулированию внешнеэкономической деятельности. Ее назначение — определитьпринципы, которыми должны руководствоваться все законодательные иисполнительные органы государственной власти, причастные к регулированиювнешней торговли товарами и услугами.
Таможенно-тарифный механизм регулирования внешнейторговли создается с целью установления конкретных правил и условий импорта илиэкспорта тех или иных товаров и услуг. Его назначение — обеспечить реализациюгосударственной таможенной политики на основе использования комплекса тарифныхи нетарифных мер регулирования внешней торговли с учетом ограничений,вытекающих из внешнеэкономических обязательств государства: международныхсоглашений, норм, требований и правил Всемирной торговой организации, а такжерекомендаций Всемирной таможенной организации.
Практическая реализация комплексатаможенно-тарифных мер регулирования внешней торговли определяет смысл ицелесообразность предыдущих этапов таможенной деятельности. Если на уровнегосударственной таможенной политики обозначаются проблемы регулирования внешнеэкономическойдеятельности, идеология и принципы их решения, а на уровне формированиякомплекса таможенно-тарифных мер регулирования внешней торговликонкретизируются задачи и методы решения проблем, то на уровне практическойреализации разрабатываются инструменты и технологии реализации утвержденных меррегулирования внешнеэкономической деятельности.
Государственная таможенная политика являетсячастью внешнеэкономической политики государства и представляет собой системумер, правил и процедур, регулирующих движение через таможенную границу товаров,капиталов, услуг, интеллектуальных и трудовых ресурсов в интересах защиты иразвития национальной экономики.
Можно также сказать, что государственнаятаможенная политика – это принципы внешней торговли государства товарами иуслугами на определенный период времени, которые отражают отношение:
· кзащите национальной безопасности;
· кобеспечению экономической независимости;
· кнациональному производителю товаров и услуг;
· киностранным инвестициям в национальное производство;
· кзащите физического и морального здоровья населения как прямого и косвенногопотребителя товаров и услуг;
· кзащите окружающей природной среды;
· кформированию доходной части бюджета.
Для методологически грамотного формированиятаможенной политики государства необходимо знать факторы, обусловливающие еесодержание [10, стр. 8-9].
Все факторы, влияющие на государственноерегулирование внешнеэкономической деятельности, а, следовательно, и натаможенную политику, можно условно разделить на политические, экономические,технические и организационные.
К политическим факторам относятся:
— образование центров силы, практикующих вовнешней торговле использование двойных стандартов кдругим участникамрынка;
— образование и усиление региональных союзов иполитических блоков стран, ориентированных на создание собственных правилвнешнеторговой деятельности;
— агрессивная торговая экспансия государств,обладающих развитой и устойчивой экономикой;
— отсутствие у России достаточных возможностейзащитить свои экономические интересы политическими и военными средствами.
К экономическимфакторам, которые необходимоучитывать, следует отнести:
— ускорение развития процессов как глобализации,так и регионализации мировой экономики;
— низкий уровень развития экономики Российскогогосударства и ее однобокий (сырьевой) характер;
— снижение уровня экономической (прежде всегопродовольственной) безопасности страны, являющееся следствием многих причин, втом числе и ошибок в государственной таможенной политике;
— необходимость содействия инновационнымпроцессам развития машиностроения, сельского хозяйства, производств на базевысоких технологий;
— недостаточность нормативно-правовой базы,определяющей требования, нормы и правила обеспечения безопасности товаров иуслуг;
— глобальный уровень коррупции и расширениемасштабов организованной преступности.
К техническимфакторам, которые необходимоучитывать, следует отнести сравнительно невысокий уровеньинформационно-технического оснащения таможенных органов и участников ВЭД, непозволяющий повсеместно организовать электронное декларирование, ввестипредварительный контроль и постконтроль, обеспечить эффективное применениесистемы управления рисками.
К организационнымфакторам необходимоотнести:
— отсутствие реальных механизмов, призванныхобеспечить соблюдение норм законодательства;
— сложности в организации и осуществлениипроцесса подготовки России к ратификации Киотской конвенции об упрощениитаможенных процедур и необходимость полного освоения стандартов и рекомендацийВсемирной таможенной организации;
— взаимодействие с вновь созданным Федеральнымагентством по обустройству Государственной границы РФ;
— несовершенство организационных мер,обусловливающее продолжающийся пропуск на территорию страны вредной, опасной и некачественнойпродукции и услуг, приводящих к потере здоровья населения и загрязнениюокружающей среды.
Реагирование государства на перечисленные вышефакторы концентрированно проявляется в разрабатываемом на этот период бюджетестраны. Состояние бюджета и его отдельных статей, структура доходов и расходов,наличие дефицита, не подтвержденных доходами статей расходов и другиехарактеристики бюджета дают основание для разработки программ развитиявнешнеэкономической деятельности как одного из инструментов оздоровленияэкономики и выработки соответствующей государственной таможенной политики.
Внешнеэкономическая деятельность являетсямощнейшим фактором, оказывающим благоприятное или разрушающее действие наэкономику [14, стр. 74-78]. Конкретные меры ее регулирования определяютсяхозяйственной стратегией руководства страны, которая предопределяет основныетактические и стратегические задачи развития экономики. Эти задачипредусматривают стабилизацию экономики и экономический рост, достаточноепредложение товаров на внутреннем рынке, формирование экспортного потенциала,улучшение инвестиционного климата и состояния платежного баланса, гарантиюзашиты от недобросовестной конкуренции иностранных экспортеров и др. Большоезначение имеет стабильность таможенной политики, особенно для созданияблагоприятного инвестиционного климата, а также необходима устойчивая,эффективная работа таможенной службы [15, стр. 246]
В то же время таможенная политика государстванастолько важна, что процессам управления ее формированием должнопридаваться особое внимание. К сожалению, этот аспект таможенной деятельностидо сих пор не нашел должного решения. Считается, что таможенная политикаформируется экспертным путем в процессе выработки таможенно-тарифных меррегулирования внешнеэкономической деятельности, а не является специфическимсамостоятельным объектом управления. Такой подход к выработке таможеннойполитики, по сути, явился одной из причин ее неэффективности. Если бытаможенная политика как совокупность принципов формирования таможенно-тарифныхмер регулирования внешнеэкономической деятельности на предстоящий плановыйпериод была самостоятельным объектом управления, то, безусловно, в процессе ееразработки, согласования и принятия была бы использована возможность учесть тенеудачи в экономике, которые мы сейчас наблюдаем.
Таможенная политика как один из государственныхинструментов регулирования экономики должна быть самостоятельным объектомуправления и подвергаться воздействию всех функций управления — планированию,организации и регулированию. Как объект управления таможенная политика должнаиметь и субъект управления, т. е. рабочий орган, призванный планироватьгосударственную таможенную политику, разрабатывать проекты ее текстов, доводитьгосударственную таможенную политику до утверждения законодательными органами икорректировать ее в процессе применения.
Этот рабочий орган призван принимать участие вразработке экономической стратегии и бюджета страны, видеть недостатки иструктурные перекосы экономики и иметь возможность со стратегических позицийразрабатывать проекты государственной таможенной политики как совокупностьпринципов регулирования внешнеэкономической деятельности, направленных наоздоровление экономики [7, стр.51-52]
Методологически целесообразно государственную таможеннуюполитику подразделять на стратегическую и тактическую.
Стратегическая государственная таможеннаяполитика формируетсяна основе состояния и перспектив развития экономики страны, правовых нормКонституции, законов и других нормативных правовых актов органовгосударственной власти, общепризнанных принципов и норм международного права ипредставляет собой таможенную доктрину, руководящий политический документрегулирования внешнеэкономической деятельности.
Таможенная доктрина разрабатывается законодательныморганом страны, является составной частью основных стратегических направленийразвития экономики и определяет основные принципы государственногорегулирования внешнеэкономической деятельности, статус таможенной службы ипринципы ее взаимодействия с различными государственными институтами вдолгосрочной перспективе.
Реальное воплощение таможенной доктрины и жизньдолжно осуществляться через государственную таможенную политику,разрабатываемую на ближайшие 1-3 года и принимаемую законодательным органомстраны совместно с федеральным бюджетом этот же период.
Поскольку государственная таможенная политикаявляется, по сути, прерогативой законодательных органон власти, тоорганизационный механизм ее формирования аналогичен организационному механизмуразработки законодательных актов. Он предполагает создание проекта таможеннойполитики, ознакомление с ним заинтересованных министерств, ведомств,представителей бизнеса и общественности, обсуждение проекта в комитетГосударственной Думы и на ее заседаниях, рассмотрение Советом Федерации иутверждение Президентом РФ.
Законодательная инициатива в принятиигосударственной таможенной политики должна исходить от Правительства РФ,которое одновременно с представлением в Государственную Думу проекта бюджета наочередной год обязано представлять и соответствующую ему на этот периодгосударственную таможенную политику.
Регулирование государственной таможенной политикизаключается в отслеживании ее влияния на экономику страны, разработке проектовизменений и дополнений и представлении их в законодательные органы длярассмотрения и утверждения.
Разрабатывая таможенную политику, уполномоченныйфедеральный орган исполнительной власти должен оценивать последствиясуществующей таможенной политики и ориентировать ее на решение перспективныхзадач государства, прежде всего в области оборонных и социально-экономическихпроблем. Таможенная служба также не безучастна к процессам, происходящим встране, и, находясь на острие товарообменных процедур, обязана информироватьправительство о характере внешнеторговой деятельности и разрабатывать для негоквалифицированные предложения по совершенствованию таможенной политики.
В случае принятия законодательными органамиРоссии государственной таможенной политики на определенный период возникаетвопрос о том, как в этом случае управлять формированием комплексатаможенно-тарифных мер ее реализации [8, стр.38-39]
Тарифные и нетарифные меры регулированиявнешнеэкономической деятельности применяются, как правило, в различныхсочетаниях, дополняя друг друга и усиливая взаимное влияние на процессывнешнеэкономической деятельности. Весь спектр таможенных регуляторов внешнейторговли может применяться для реализации любого принципа государственнойтаможенной политики. В совокупности они обеспечивают возможность реализацииосновных задач регулирования внешнеэкономической деятельности государства:
1) протекционистской (защита отечественныхпроизводителей от иностранных конкурентов);
2) фискальной (пополнение доходной частигосударственного бюджета);
3) регулирующей (целенаправленное влияние наобъемы импорта или экспорта объектов внешней торговли);
4) защитной (защита населения и окружающей средыот импорта вредных, опасных и некачественных товаров и услуг) [13, стр.147-152]
Общие принципы государственной таможеннойполитики должны быть трансформированы исполнительными органами власти вконкретные экономические или административные меры регулирования внешнейторговли конкретными видами товаров или товарных групп. Однако неразвитостьмеханизма формирования тарифных и нетарифных мер регулирования внешнейторговли, неполнота и некомплексность использования всего арсенала этих мер непозволяют аффективно решать проблемы защиты национальной экономики.
Для определения рационального сочетаниятаможенно-тарифных мер регулирования внешней торговли в качестве единогокритерия оптимизации целесообразно использовать условный денежный эквивалент.Это позволяет применить обобщенную функцию полезности внешней торговли и на ееоснове осуществлять поэтапную рационализацию сочетания мер таможенно-тарифногорегулирования. При этом под рациональным сочетанием мер тарифного и нетарифногорегулирования внешней торговли конкретным товаром (товарной группой) понимаетсякомплекс мер таможенно-тарифного регулирования, при помощи которого достигаетсяобеспечение принципов государственной таможенной политики.
/>Для решения данной проблемы необходимоопределить алгоритм (последовательность) реализации государственной таможеннойполитики в отношении конкретных товарных групп, а затем разработатьнаучно-обоснованные методы выработки решений по отдельным позициям алгоритма ив целом по проблеме. На рисунке 1 приведен один извозможных вариантовалгоритма реализации государственной таможенной политики в отношении конкретнойтоварной группы, который может быть взят за основу построения системыуправления комплексом таможенно-тарифных мер регулирования внешней торговли покритерию качества результатов.
/> /> /> /> /> /> /> /> />

Рис. 1 — Алгоритм реализации таможенной политики
Предлагаемый алгоритм включает девять этапов.
Этап 1. Идентификация товара (услуги), заявленногоинициатором к импорту или экспорту и присвоение ему кода ТН ВЭД.
Этап 2. Оценка национальной потребности в товаре,состояния его национального производства и прогноз объемов внешней торговли. Наэтом этапе выявляется потребность страны в данном виде товара иустанавливается, за счет каких источников она удовлетворяется, определяетсядоля необходимого импорта, а также возможного экспорта. При этом дается оценкасостояния отечественного производства и конкурентоспособности отечественноготовара, выявляется необходимость модернизации производства и возможность вдальнейшем на высоком технологическом уровне обеспечить потребности страны вданном виде товара. Устанавливаются необходимость и масштабы защитынационального производства товара, а также роль данного товара в реализациинациональных проектов и программ развития экономики и решении социальных задач.
Этап 3. Оценка стратегической значимости товара ицелесообразности введения ограничений на его вывоз (полного запрета, квот идругих административных мер ограничения экспорта). Стратегическая значимостьтовара определяется уполномоченными на это федеральными органами исполнительнойвласти, которые ведут перечни соответствующих видов товаров и устанавливаютмасштабы ограничений экспорта.
Этап 4. Оценка опасности товара для физического иморального здоровья населения, состояния окружающей природной среды ицелесообразности введения ограничении на его импорт. На этом этапе определяетсявозможность ввоза в страну данного товара (услуги) по условиям его физической иморальной вредности и опасности, охраны жизни и здоровья человека, защитыживотных и растений, охраны окружающей среды (например, наркотики, ядерныеотходы, порнография и т.н.).
Одновременно рассматриваются вопросы защиты правсобственности, в том числе интеллектуальной, а также обязательности соблюденияположении соответствующих международных договоров РФ.
Этап 5. Компенсация в разумных пределах дефицитабюджета (с учетом ограничений Всемирной торговой организации на размерытаможенных пошлин, внутренние налоги на импортируемые товары и услуги, а такжепринятого международного опыта).
Этап 6. Определение размера таможенной пошлины инетарифных мер зашиты национального производителя. На данном этаперассматриваются в совокупности все ограничения, предложенные на этапах 2-5, и сучетом этого определяется величина таможенной пошлины. Таможенная пошлинарассчитывается, исходя из затрат па производство товара в стране, цен импортераи национальных интересов, заключающихся, прежде всею, в создании побудительныхмотивов для отечественных производителей к повышению конкурентоспособностисвоей продукции.
Этап 7. Поиск рационального сочетания тарифных инетарифных мер регулирования внешней торговли данным видом товара. На этомэтапе рассматриваются в сочетании все разработанные ранее меры регулирования.При этом учитываются все ограничения на применение административных иэкономических мер регулирования ВЭД, вытекающие из требований ВТО имеждународных соглашений.
Этап 8. Утверждение Правительством РФ и публикация всредствах массовой информации принятого комплекса тарифных и нетарифных меррегулирования внешней торговли данной товарной группой и доведение этих мер доФедеральной таможенной службы, отечественных и иностранных участниковвнешнеэкономической деятельности.
Этап 9. Организация работы по реализации комплексатаможенно-тарифных мер регулирования внешней торговли товаром. На данном этапедолжны быть выполнены формальные действия по реализации нетарифных меррегулирования внешней торговли (выдача лицензий на экспорт/импорт товара идругих разрешительных документов) и приняты меры по обеспечению надлежащегоконтроля за соблюдением принятых мер регулирования внешней торговли товаром.
Реализациякаждого этапа алгоритма обеспечения рационального сочетания мер тарифного инетарифного регулирования ВЭД представляет собой сложный и трудоемкий процесс,связанный с рассмотрением различных; тенденций, преодолением противоречий итребований и нахождением более или менее приемлемого консенсуса, а в некоторыхслучаях — принятием «силовых» административных решений. Поэтому процедуракаждого этапа должна проходить в установленном порядке, с тем чтобы исключитьвлияние на результаты тенденциозных факторов и предотвратить чрезмерноезатягивание ее во времени.
Государственное регулирование внешнеэкономическойдеятельности должно представлять собой не изолированные и эпизодическиработающие ведомства, службы, комиссии и советы, а комплекс объединенных единойметодологией и организационной структурой государственных учреждений и ассоциацийпредпринимателей, руководимый и. единого центра, работающий на постояннойоснове, формирующий и реализующий государственную таможенную политику [5,стр.13-15]
Предлагаемыймеханизм управления государственной таможенной политикой и комплексом таможенно-тарифныхмер регулирования внешней торговли товарами и услугами в решающей степени можетизменить эффективность регулирования внешнеэкономической деятельности иповысить экономическую безопасность России.

Глава 2. Таможенныепошлины
2.1 Понятие таможенных пошлин
Во внешнеэкономических связях и отношениях Россиис другими странами мира за период перехода к рыночным отношениям произошлисерьезные изменения. Российское таможенное законодательство в своем развитиишироко использует мировой таможенно-правовой опыт. Оно идет по пути решениявопросов сотрудничества со странами Содружества Независимых Государств идальнего зарубежья. Другой серьезной задачей является освоение норм и положениймеждународного торгово-таможениого права, на базе которых таможенное делоРоссии будет развиваться в направлении гармонизации и унификации собщепринятыми международными нормами и практикой.
Внешнеэкономическая политика — это системамероприятий, направленных на достижение экономикой данной страны определенныхпреимуществ па мировом рынке и одновременно па защиту внутреннего рынка отконкуренции иностранных товаров, осуществляемых посредством таможенно-тарифногорегулирования (применения импортного и экспортного таможенных тарифов) инетарифного регулирования (в частности, путем квотирования и лицензирования)внешнеторговой деятельности.
Таможенно-тарифная политика — основной элементвнешнеэкономической политики. В современных условиях она осуществляется спомощью ряда механизмов, которые регулируют, стимулируют и контролируютвнешнеэкономические связи. Центральный инструмент таможенно-тарифногорегулирования — таможенная пошлина, с помощью которой регулируетсявнешнеторговый оборот [6, стр. 206-207]
Таможенная пошлина представляет собойобязательный взнос, взимаемый таможенными органами РФ при ввозе товара натаможенную территорию РФ или вывозе товара с этой территории и являющийсянеотъемлемым условием такого ввоза или вывоза [10, стр. 35] Однако вопрос обэкономической сущности таможенной пошлины является спорным. Многие экономистыотносят ее к налоговой категории, поскольку согласно определению пошлинапредполагает оказание услуги. Если сравнить стоимость услуг, оказываемыхтаможенными органами участникам внешнеэкономической деятельности, с размерамиуплачиваемой ими таможенной пошлины, становится очевидным, что величинапоследней значительно превосходит эту стоимость. Кроме того, за сам факттаможенного оформления товаров таможенными органами взимаются сборы вустановленном размере, которые и являются, но сути, платой за услуги. Однако с1 января 2005 г. таможенная пошлина была исключена из состава федеральныхналогов [2, ст. 13] и отнесена к неналоговым доходам федеральною бюджета [1,ст. 51].
Таможенные пошлины при экспорте используются дляподдержания рационального соотношения ввоза и вывоза товаров, валютных доходови расходов на территории РФ, обеспечения условий для интеграции национальнойэкономики в мировую. Применение таможенных пошлин при импорте обусловлено, содной стороны, проведением политики разумного протекционизма, а с другой — регулированием ввоза продукции, не имеющей отечественных аналогов илипроизводящейся в недостаточном количестве для удовлетворения потребностейвнутреннего рынка. Вместе с тем таможенные пошлины как при экспорте, так и приимпорте способствуют обеспечению поступлений доходов в бюджет. В настоящеевремя в России таможенные пошлины формируют порядка 20% доходов федеральногобюджета. Столь высокий показатель характерен для развивающихся государств. Виндустриальных странах доля поступлений от взимания таможенных пошлиннезначительна и составляет около 1 % [9, стр.116-117].
Таможенные функции выполняют три основныхфункции:
·  Фискальную,которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку ониявляются одной из статей доходной части государственного бюджета;
· Протекционистскую(защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощьюгосударство ограждает национальных производителей от нежелательной иностраннойконкуренции;
· Балансировочную,которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращениянежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или инымпричинам ниже мировых [12, стр.48]
2.2 Классификация таможенных пошлин
Таможенныепошлины классифицируются по различным признакам.
/>

Рис. 2 — Классификациятаможенных пошлин

По объектуобложения таможенные пошлины бывают ввозные, вывозные и транзитные (рис. 2).
Ввозные (импортные) пошлины –пошлины, которые накладываются на импортные товары при их выпуске длясвободного обращения на внутреннем рынке страны. Импортные пошлины являютсяпреобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальныхпроизводителей от иностранной конкуренции.
Вывозные(экспортные) пошлины – пошлины которые накладываются на экспортные товары привыпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайнередко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутреннихрегулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары и имеютцелью сократить экспорт или наполнить бюджет. Экспортные пошлины удорожаютстоимость товара на мировом рынке, где конкуренция значительна. В другихслучаях задачей экспортных пошлин, взимаемых странами, обладающими монопольнымиприродными преимуществами, является ограничение поставок на мировой рыноксырьевых товаров, увеличение цен и повышение доходов бюджета.
Транзитныепошлины – пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом черезтерриторию данной страны. В фискальных целях эти пошлины используются лишьнекоторыми развивающимися странами.
По способу взиманиятаможенные пошлины классифицируются на:
1) Адвалорныепошлины – пошлины, которые начисляются в процентах к таможенной стоимостиоблагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости). Сильной сторонойадвалорных пошлин является то, что они поддерживают одинаковый уровень защитывнутреннего рынка независимо от вариации цен на товар, изменяются лишь доходыбюджета. Слабая сторона этих пошлин – они предусматривают необходимостьтаможенной оценки стоимости товара для целей обложения пошлиной. Поскольку ценатовара может колебаться под воздействием многочисленных экономических иадминистративных факторов, применение адвалорных пошлин связано ссубъективностью оценок, что оставляет место злоупотреблениям.
2) Специфические –начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10евро за 1 кг). Специфические пошлины обычно накладываются настандартизированные товары и имеют неоспоримое преимущество, поскольку просты вадминистративном и в большинстве случаев не составляют свободы длязлоупотреблений. Однако уровень таможенной защиты рынка с помощью специфическихпошлин сильно зависит от колебания цен на товары.
3) Комбинированные –сочетают оба названных вида таможенного обложения (например, 20% от таможеннойстоимости, но не менее 10 евро за 1 кг.).
Сцелью защиты экономических интересов страны могут устанавливаться
1) Сезонные –пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международнойторговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной.Обычно срок их действия не может превышать нескольких месяцев в год. И на этот периоддействие обычного таможенного тарифа приостанавливается.
2) Особые, которыесостоят из специальных, антидемпинговых и компенсационных.
Специальныепошлины – пошлины, которые применяются в качестве защитной меры, если товарыввозятся на таможенную территорию страны в количествах и на условиях, наносящихили способных нанести ущерб отечественным производителям таких товаров.
Антидемпинговые– пошлины, которые применяются в случае ввоза на территории страны товаров поцене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такойимпорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствуеторганизации и расширению национального производства таких товаров.
Компенсационные– пошлины, накладываемые на импорт тех товаров, при производстве которых прямоили косвенно использовались субсидии и если импорт наносит ущерб национальнымпроизводителям таких товаров.
Обычноэти особые виды пошлин применяются государством в одностороннем порядке длятого, чтобы защитить страну от недобросовестной конкуренции со стороны ееторговых партнеров, либо они применяются как ответная мера на дискриминационныеи иные действия, ущемляющие интересы государства, со стороны других государств.
Введениеособой пошлины обычно становится крайним средством, к которому прибегаютстраны, когда все остальные способы урегулирования торговых разногласийисчерпаны.
Таможенныепошлины классифицируются по происхождению как:
1) Автономные –пошлины, ввозимые на основании односторонних решений органов государственнойвласти страны. Обычно решение введения таможенного тарифа принимается в видезакона парламентом государства, а конкретные ставки таможенных пошлинустанавливаются соответствующим ведомством (обычно министерством торговли,финансов или экономики) и одобряются правительством.
2) Конвенционные(договорные) – пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего илимногостороннего соглашений.
3) Преференциальные(льготные) – пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычнодействующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многостороннихсоглашений на товары из развивающихся стран. Цель преференциональных пошлин –поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта.
Потипам ставок таможенные пошлины классифицируются как:
1) Постоянные –таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органамигосударственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств.Подавляющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками.
2) Переменные – таможенныйтариф, ставки которого могут изменяться в установленных органах государственнойвласти случаях (при изменении уровня мировых или внутренних цен, уровнягосударственных субсидий [10, стр. 36-39].

Глава 3. Таможеннаяполитика России
Таможенная система Россииимеет богатейший опыт защиты экономического суверенитета и безопасностигосударства, внутреннего рынка, отечественной торговли и промышленности.Осуществление этих стратегических мероприятий всегда было неразрывно связано спроводимой в стране таможенной политикой, являющейся составной частью каквнешней, так и внутренней политики государства. И хотя действующий Таможенныйкодекс РФ не дает определения таможенной политики, в общем виде ее можнопредставить как систему государственных экономических и иных таможенно-правовыхмер по регулированию внешней торговли, защите национальной экономики и решениюфискальных задач.
Основной целью таможеннойполитики любого государства является обеспечение его экономических интересов. ИРоссия в этом плане не исключение.
Целями таможеннойполитики России являются:
• обеспечение наиболееэффективного использования инструментов таможенного контроля и регулированиятоварообмена на таможенной территории России;
• участие в реализацииторгово-политических задач по защите российского рынка;
• стимулирование развитиянациональной экономики;
• содействие проведениюструктурной перестройки и реализации других задач экономической политикиРоссии;
• иные цели, определяемыеПрезидентом, Федеральным Собранием и Правительством Российской Федерации.
Направленность целейтаможенной политики на защиту российского рынка товаров и на стимулированиеразвития национальной экономики обусловливает ее тесную связь с внутреннейполитикой российского государства. Как составная часть внешней политикигосударства, таможенная политика России призвана таким образом реализовыватьвнешнеэкономические интересы государства, чтобы не только защищать находящуюсяв кризисном состоянии национальную экономику от дальнейшего развала, но испособствовать проведению ее структурной перестройки с целью оживления,оздоровления и последующего подъема.
Формирование таможеннойполитики любого государства, в том числе и России, предполагает два важныхподхода к определению ее направленности — это протекционизм и фритредерство.
Протекционизм — этополитика, направленная на защиту собственной промышленности, сельскогохозяйства от иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Для него характернывысокие таможенные тарифы и ограничение импорта.
Фритредерство – это политикасвободной торговли. Она устраняет всякие помехи во внешнеторговых отношениях идостигается путем минимизации каких- либо ограничений на внешнеторговый оборот,что ведет к его росту, а также способствует более выгодному международномуразделению труда и удовлетворению потребностей рынка.
Линия протекционизма вроссийской таможенной политике просматривается со времен царствования Петра I ивплоть до начала XX века. Суть российского протекционизма сводилась в основномк тому, чтобы всячески поощрять вывоз российских товаров, умеренными пошлинамиоблагать при ввозе не производимые в стране иностранные товары, в то время кактовары, производство которых в России было освоено, или уже налаживалось,облагать высокими пошлинами, либо вообще запрещать к ввозу. Нередко возникали ифритредерские тенденции в таможенной политике России, хотя в основном этопроисходило под влиянием тех или иных политических событий в Европе, а не изсоображений чисто экономического характера.
На сегодняшний день вРоссии одним из основных направлений таможенной политики являетсясовершенствование системы применения защитных мер. Это касается вопросовприменения антидемпинговых, компенсационных и специальных пошлин, а такжеимпортных квот.
Также одно из направленийтаможенной политики Российской Федерации посвящено решению проблемы иностранныхинвестиций. В настоящее время разработана система таможенных льгот, которыепозволяют стимулировать инвестиции иностранного капитала. Например, от уплатыввозимых таможенных пошлин освобождены товары, относящиеся к основнымпроизводственным фондам (исключение составляют подакцизные товары), ввозимые натерриторию РФ в качестве вклада иностранного учредителя в уставный фондпредприятий с иностранными капиталовложениями. Введены льготные пошлины в отношениитоваров, общее количество которых не превышает размера вклада иностранногоучредителя [11, стр. 15].
Следующим направлениемтаможенной политики страны является совершенствование правил определениятаможенной стоимости товаров. Порядок и условия заявления таможенной стоимоститоваров, ввозимых на территорию Российской Федерации, неоднократнокорректировались приказами Государственного таможенного комитета России(Сегодня – федеральная таможенная служба РФ).
Административныеинструменты регулирования внешней торговли просто необходимы на современномэтапе. С их помощью государство в условиях самостоятельного осуществлениябольшим числом компаний коммерческих операций может остановить роствнешнеторгового дефицита и выровнять торговый и платежный балансы, болеерационально распорядиться иностранной валютой при острой ее нехватке дляпокупки за рубежом наиболее необходимых стране товаров, мобилизовать валютныерезервы для обслуживания валютного долга. Кроме того, эти инструменты позволяютполучать уступки в области ограничений импорта на условиях взаимности идобиваться отмены дискриминационных мер в странах — торговых партнерах России.

Заключение
Таможенная политика впоследние годы стала одним из ключевых элементов государственного регулированияэкономики. Она является своего рода узлом, в котором сплетаются интересынационального хозяйства и внешней торговли. Устанавливая различные ставкипошлин, можно способствовать насыщению внутреннего рынка или, наоборот,защитить отечественного товаропроизводителя. Вводя новые таможенные режимы,можно привлечь иностранные инвестиции. Совершенствуя таможенные процедуры иотменяя необоснованные льготы, — привлекать дополнительные миллиарды рублей вфедеральный бюджет.
В современных отношенияхтаможенная служба играет определяющую роль в развитии рыночных отношений,защите государственного суверенитета и экономической безопасности страны,активизации связей национальной экономики с мировым хозяйством, обеспечениизащиты прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов.
Сегодня российскаятаможенная политика имеет ряд проблем. В отличие от других развитых стран, гдепо мере развития национальной промышленности, формированияконкурентоспособности продукции на внутреннем рынке, произошел плавный переходот политики протекционизма во внешнеторговых отношениях к политике свободнойторговли, к России такой опыт слабо применим. В условиях нестабильностиэкономики, преобладания на рынке импортных промышленных и продовольственныхтоваров таможенная политика не в состоянии осуществлять свои защитные функцииэкономическими средствами и вынуждена опираться на административные методы.
Успешное функционирование таможенной системы предполагает еереструктуризацию, внедрение в практику прогрессивных таможенных технологий, реализациюкадровой политики, направленной на обеспечение таможенной службывысококвалифицированными специалистами с глубоким знанием экономических иправовых основ таможенной политики.

Список использованной литературы
1. Бюджетный кодексРоссийской Федерации. – М.: Медиа, 2008. – 78 с.
2. Налоговый кодексРоссийской Федерации. — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2007. – 97 с.
3. Таможенный кодексРоссийской Федерации (по состоянию на 15 сентября 2006 года). — Новосибирск:Сиб. унив. изд-во, 2006. – 296 с.
4. Закон РоссийскойФедерации «О таможенном тарифе» от 21 мая 1993 года № 5003-1.
5. Барамзин С.В.Методологические аспекты управления таможенной политикой и комплексомтаможенно-тарифных мер регулирования внешней торговли товарами и услугами.Вестник Российской таможенной академии, 2007. — №1. – 247 с.
6. Финансы: учебник/ под. ред. проф. М.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. – 2-е изд., перераб. идоп. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 462 с.
7. Халипов С.В.Таможенное право: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. – М: «Зеркало-М», 2006 –440 с.
8. Финансы: учебник/ А.И. Архипов, И.А. Погосов, И.В. Караева [и др.]; под ред. А.И. Архипова,И.А. Погосова – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 632 с.
9. Финансы, денежноеобращение, кредит: учебник / под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. –М.: Юрайт-Издат, 2007. – 543 с.
10.  Внешнеэкономическая деятельность:Учебник / под ред. Б.М. Смитиенко, В.К. Поспелова. – 3-е изд., перераб. и доп.– М.: Изд. Центр «Академия», 2006. – 314 с.
11.  Леденёв С.В., Хоконов А.Х. Влияниетаможенной политики на привлечение иностранных инвестиций в национальнуюэкономику// Дайджест-Финансы. – 2006. — №4(100). – С. 15.
12.  Базарова А.С. Таможенные пошлины иналоги//Бухгалтер и закон. – 2007. — №3(99). – С. 48
13.  Самсонов В.А. Инструменты нетарифногорегулирования // Всемирный экономический журнал. – 2007. — №8 – 225 с.
14.  Дзюбенко П.В. Таможенно-тарифнаяполитика в научном наследии Д.И. Менделеева: уроки для России: Учебное пособие– М.: РИО РТА, 2004.
15.  Таможенное право. Экспресс-справочникдля студентов ВУЗов. 3-е изд. доп. и перераб. – М.: ИКЦ «Март», Ростов н/Д: издат.центр «Март», 2005. – 544 с.