Курсовая работа по дисциплине таможенное право на тему: Таможенные режимы: понятие структура, содержание, классификация Содержание: Введение… 3 Глава 1. Основные таможенные режимы: 1.1 Выпуск для внутреннего потребления… 1.2 Экспорт… 1.3 Международный таможенный транзит… 5 Глава 2. Экономические таможенные режимы:
1. Переработка на таможенной территории….2. Переработка для внутреннего потребления… 3. Переработка вне таможенной территории….4. Временный ввоз… 5. Таможенный склад… 6. Свободная таможенная зона (свободный склад)…14 Глава 3. Завершающие таможенные режимы 1. Реимпорт….2. Реэкспорт…3. Уничтожение… 4. Отказ в пользу государства…19
Глава 4. Специальные таможенные режимы 1. Временный вывоз… 2. Беспошлинная торговля….….3. Перемещение припасов… 4. Иные специальные таможенные режимы… 23 Заключение… 26 Список литературы… 28 Введение Предусмотренные ТК РФ таможенные режимы помещения товаров представляют совокупность требований, обусловленных порядком таможенного оформления, контроля, уплаты таможенных
пошлин, налогов, а так же нахождения товаров в избранном таможенном режиме (ограничение прав пользования и распоряжения товарами), включая требования по оформлению завершения действий таможенного режима. Согласно подпункту 22 пункта 1 ст. 11 ТК РФ таможенный режим – таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством
Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а так же статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории Российской Федерации либо за её пределами. Однако не все таможенные режимы имеют определённый период действия и соответственно требования, предъявляемые к товарам в процессе нахождения под конкретным режимом.
Существуют, например, режимы, которые почти не содержат каких-либо требований и ограничений при нахождении в них, так как товар после оформления выпускается в свободное обращение либо покидает таможенную территорию РФ, то есть «уходит» из-под таможенного контроля. Таможенные режимы имеют очень большое значение, именно поэтому я и решила посвятить им свою курсовую работу. Глава 1. Основные таможенные режимы. 1. Выпуск для внутреннего потребления.
Выпуск товаров для внутреннего потребления – таможенный режим, при котором ввезенные на таможенную территорию РФ товары остаются на этой территории без обязательства об их обратном вывозе. Таможенный режим выпуска для внутреннего потребления является основным таможенным режимом. В соответствии с данными таможенной статистики большая часть товаров, импортируемых в Российскую Федерацию, ввозится на условиях, предусмотренных данным таможенным режимом.
При помещении товаров под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления, имеет место весь спектр общих правил таможенного оформления, контроля и налогообложения товаров. В отношении отдельных видов товаров применяются меры нетарифного регулирования. Применение таможенного режима выпуска для внутреннего потребления предусматривает несколько вариантов выпуска товаров: 1. Выпуск товаров для свободного обращения, при условии уплаты всех необходимых таможенных
пошлин, налогов, а также соблюдения ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Товары, выпущенные в свободное обращение, для таможенных целей приобретают статус российских товаров (подпункт 2 пункта 1 ст. 11 ТК РФ). 2. Условный выпуск товаров: – освобожденных от уплаты таможенных пошлин, налогов (например, условный выпуск товаров, ввезенных в качестве гуманитарной помощи); – без
предоставления необходимых разрешительных документов, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности; – условный выпуск при предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей либо при фактическом непоступлении сумм таможенных пошлин, налогов на счет таможенного органа. Условно выпущенные товары продолжают находиться под таможенным контролем и рассматриваются как иностранные
товары. Особенности таможенного декларирования товаров, помещаемых под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления, предусматривают: – предварительное декларирование товаров (ст. 130 ТК РФ); – декларирование товаров различных наименований, содержащихся в одной товарной партии с указанием одного классификационного кода по ТН ВЭД России (ст. 128 ТК РФ); – подачу неполной таможенной декларации (ст.
135 ТК РФ); – подачу периодической таможенной декларации (ст. 136 ТК РФ); – выпуск товаров до подачи таможенной декларации (ст. 150 ТК РФ); – декларирование товаров в электронной форме (абзац 1 пункта 1 ст. 124 ТК РФ, приказ ГТК России от 30 марта 2004 г. № 395 “Об утверждении Инструкции о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной
форме”). Использование периодической таможенной декларации (ст. 136 ТК РФ), а также выпуск товаров до подачи таможенной декларации (ст. 150 ТК РФ) предусмотрены только для лиц, получивших в соответствии со ст. 68 ТК РФ право на применение специальных упрощенных процедур таможенного оформления товаров. Таможенный режим выпуска для внутреннего потребления (с целью оформления товаров для свободного обращения)
может быть заявлен не только при ввозе товаров, но и при их нахождении на таможенной территории РФ в соответствии с ранее заявленным таможенным режимом. 1.2. Экспорт. Экспорт – таможенный режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории РФ, вывозятся с этой территории без обязательств об обратном ввозе. В зависимости от вида экспортируемых товаров, могут взиматься экспортные таможенные пошлины, а также
применяться ограничения и требования, установленные законодательными актами РФ. При экспорте производится освобождение от уплаты, возврат или возмещение внутренних налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Например, на основании статей 164, 165 и 183 части второй НК РФ допускается применение налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость и акцизам
в отношении товаров, экспортированных за пределы РФ. Для отдельных категорий экспортируемых товаров предусмотрен экспортный контроль. К таким товарам, например, относятся вооружение и военная техника, сырье, материалы и технологии, используемые для создания оружия массового уничтожения и др. Таможенный кодекс РФ предусматривает возможности заявления таможенного режима экспорта не только при вывозе российских
товаров непосредственно с таможенной территории РФ, но и при нахождении товаров, ранее вывезенных в соответствии с иными таможенными режимами, за пределами таможенной территории РФ. Например, допускается применение таможенного режима экспорта в целях завершения (изменения) таможенных режимов: • переработки вне таможенной территории (пункт 3 ст. 208 ТК РФ ); • временного вывоза (пункты 2, 3 ст. 256
ТК РФ ). 1.3. Международный таможенный транзит. Международный таможенный транзит – таможенный режим, при котором иностранные товары перемещаются по таможенной территории Российской Федерации под таможенным контролем между местом их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации и местом их убытия с этой территории (если это является частью их пути, который начинается и заканчивается за пределами таможенной территории
Российской Федерации) без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. В соответствии со ст. 169 ТК РФ при международном таможенном транзите порядок выдачи таможенным органом разрешения на международный таможенный транзит, порядок установления сроков международного таможенного
транзита, идентификация товаров, меры обеспечения таможенного законодательства Российской Федерации (обеспечение сохранности товаров, обеспечение уплаты таможенных платежей) осуществляются по правилам, установленным для перевозок товаров по процедуре внутреннего таможенного транзита, но с учетом особенностей режима международного таможенного транзита. То же относится и к ответственности перевозчика или экспедитора.
Международный таможенный транзит (далее – МТТ) товаров начинается с момента выдачи таможенным органом отправления разрешения на транзит товаров и заканчивается фактическим вывозом товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации или помещением товаров под другие таможенные режимы при соблюдении требований и условий, установленных ТК РФ. Например, МТТ может быть завершен помещением товаров под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления, таможенного склада, уничтожения, отказа в пользу государства,
реэкспорта. При вывозе транзитных товаров отдельными партиями МТТ считается завершенным после убытия последней партии товаров с таможенной территории РФ. МТТ товаров допускается с письменного разрешения таможенного органа отправления (таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место прибытия товаров на таможенную территорию РФ – таможенный пост либо таможня, центрального подчинения).
Декларация на МТТ представляется на перевозку транзитных товаров на одном транспортом средстве от одного отправителя в адрес одного получателя. Если в таможенном органе отправления партия ввезенных товаров перегружается из одного транспортного средства в несколько транспортных средств, лицо, получающее разрешение на МТТ товаров, представляет на каждую часть партии товаров отдельную транзитную декларацию. В процессе перевозки товаров в режиме международного таможенного транзита они могут быть перегружены
на другое транспортное средство, на котором затем будут вывезены с таможенной территории РФ. Такая перегрузка допускается с разрешения таможенного органа, в регионе деятельности которого осуществляется эта грузовая операция. Для завершения МТТ перевозчик обязан предъявить транзитные товары, представить транзитную декларацию и иные документы на транзитные товары, используемые для целей МТТ, таможенному органу назначения. Если при проверке документов и идентификации товаров таможенным
органом не выявлено нарушений таможенного законодательства РФ, то перевозчику выдается разрешение на убытие товаров и транспортных средств, в день предъявления транзитных товаров и представления документов. Транзитный пролет через территорию Российской Федерации воздушных судов, перемещающих вооружение, военную технику и военное имущество, без совершения посадки на территории Российской Федерации запрещается.
Глава 2. Экономические таможенные режимы. 2.1. Переработка на таможенной территории. Переработка на таможенной территории – таможенный режим, при котором ввезенные товары используются на таможенной территории Российской Федерации в течение установленного срока (срока переработки товаров) для целей проведения операций по переработке товаров с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов при условии вывоза продуктов переработки с таможенной территории
Российской Федерации в определенный срок. В отношении ввезенных товаров, помещаемых под таможенный режим переработки на таможенной территории, применяются все запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Постановлениями Правительства РФ могут: – определяться случаи, когда переработка на таможенной территории не допускается в отношении определенных видов ввезенных товаров, если идентичные по описанию, качеству
и техническим характеристикам товары производятся в Российской Федерации; – устанавливаться количественные или стоимостные ограничения по допущению ввезенных товаров к проведению операций по переработке товаров в соответствии с таможенным режимом переработки на таможенной территории, исходя из защиты интересов отечественных товаропроизводителей. Таможенный режим переработки на таможенной территории носит разрешительный характер.
Разрешение на переработку товаров на таможенной территории может быть выдано только российскому лицу. Для получения разрешения на переработку товаров на таможенной территории российское лицо (заявитель) подает заявление (в письменной форме) об использовании таможенного режима переработки на таможенной территории в таможню, в регионе деятельности которой он зарегистрирован как лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность. Порядок получения разрешения на переработку товаров на таможенной территории предусматривает,
как предварительное обращение в таможенный орган (до подачи таможенной декларации, например, до ввоза иностранных товаров на таможенную территорию РФ), так и подачу грузовой таможенной декларации (ГТД), которая одновременно выступает и в качестве заявления на применение данного таможенного режима. Использование ГТД в качестве заявления на переработку товаров возможно, в случае, если ввоз товаров для переработки и последующий вывоз продуктов переработки осуществляется через один таможенный орган
(товары для переработки и продукты переработки предъявляются и декларируются одному и тому же таможенному органу). Кроме того, должно выполняться одно из следующих условий: – целью переработки товаров являлся их ремонт (как на возмездной, так и на безвозмездной основе); – таможенная стоимость товаров, помещаемых под таможенный режим переработки на таможенной территории, не превышает пятьсот тысяч рублей; – под таможенный режим переработки на таможенной территории помещаются остатки ранее ввезенных товаров для
переработки. Полученное разрешение таможенного органа на переработку товаров на таможенной территории действует в течение срока переработки товаров, который устанавливается исходя из продолжительности процесса переработки товаров и времени, необходимого для распоряжения продуктами переработки (отходами и остатками). Срок переработки товаров включает в себя: – таможенное оформление товаров для переработки (иностранных товаров), ввозимых отдельными партиями; – осуществление операций по переработке товаров; – таможенное
оформление продуктов переработки, остатков и отходов. Конкретный срок переработки товаров определяется заявителем режима по согласованию с таможенным органом. Предельный срок переработки товаров составляет два года. Течение срока переработки товаров начинается со дня их помещения под таможенный режим, а при ввозе товаров отдельными товарными партиями – со дня помещения первой партии товаров.
Действие таможенного режима переработки товаров на таможенной территории завершается: 1. вывозом продуктов переработки с таможенной территории РФ (с освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин, но при соблюдении всех запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности); 2. выпуском отходов переработки на таможенной территории
РФ для свободного обращения, вывозом за пределы таможенной территории РФ либо уничтожением (в случае выпуска отходов для свободного обращения, последние подлежат таможенному декларированию и обложению ввозной таможенной пошлиной и налогами); 3. вывозом остатков с таможенной территории РФ, помещением под режим переработки на таможенной территории, выпуском для свободного обращения на таможенной территории
РФ (в случае выпуска остатков для свободного обращения, последние подлежат таможенному декларированию и обложению ввозной таможенной пошлиной и налогами). Особенностью применения таможенного режима переработки товаров на таможенной является эквивалентная компенсация (ст. 186 ТК РФ). Под эквивалентной компенсацией понимается возможность замены ввозимых иностранных товаров другими товарами, в том числе российскими, при совпадении их описания, качеств и технических
характеристик. Эквивалентная компенсация допускается с разрешения таможенного органа и может применяться до ввоза иностранных товаров для переработки. Эквивалентные товары в таможенных целях имеют статус ввезенных товаров, а ввезенные наоборот – приобретают статус товаров, который имели эквивалентные товары. Например, ввозимый иностранный товар, заменяя эквивалентный российский, переходит в статус последнего. То же происходит и с продуктами переработки эквивалентных товаров, которые рассматриваются как продукты
переработки ввезенных иностранных товаров. 2.2. Переработка для внутреннего потребления. Переработка для внутреннего потребления – таможенный режим, при котором ввезенные товары используются на таможенной территории Российской Федерации в течение установленного срока (срока переработки товаров) для целей проведения операций по переработке товаров с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин с последующим выпуском продуктов переработки для свободного обращения с уплатой таможенных пошлин
по ставкам, применяемым к продуктам переработки. В отношении ввезенных товаров, помещаемых под таможенный режим переработки для внутреннего потребления, применяются все запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности Правительством РФ устанавливается перечень товаров, в отношении которых допускается применение таможенного режима переработки для внутреннего потребления. В настоящее время перечень товаров, в отношении которых
допускается применение таможенного режима переработки для внутреннего потребления, Правительством РФ не установлен, что делает невозможным применение данного таможенного режима. Таможенная стоимость и количество продуктов переработки определяются на день их заявления к выпуску для свободного обращения, если иное не установлено Правительством РФ. Правительство РФ также вправе определять отдельные виды товаров и (или) продуктов
их переработки, в отношении которых для целей исчисления таможенных пошлин могут применяться таможенная стоимость и (или) количество иностранных товаров при их помещении под таможенный режим переработки для внутреннего потребления. Данное полномочие Правительства РФ может быть реализовано в целях развития отраслей российской экономики и стимулирования импортозамещения на территории РФ инвестиционных товаров. 2.3. Переработка вне таможенной территории.
Переработка вне таможенной территории – таможенный режим, при котором товары вывозятся с таможенной территории Российской Федерации для целей проведения операций по переработке товаров в течение установленного срока (срока переработки товаров) с последующим ввозом продуктов переработки с полным или частичным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов. Вывозимые с таможенной территории РФ товары для переработки освобождаются от уплаты вывозных таможенных
пошлин. К таким товарам не применяются запреты и ограничения экономического характера, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. При вывозе товаров для переработки вне таможенной территории освобождение от уплаты, возврат либо возмещение внутренних налогов не производятся. Вывозимые для переработки вне таможенной территории товары являются, в основном, российскими товарами.
Если целью переработки служит ремонт товаров, то допускается помещение под таможенный режим переработки вне таможенной территории иностранных товаров, которые были ранее условно выпущены на таможенной территории РФ с предоставлением целевых льгот по уплате таможенных платежей (например, технологическое оборудование, ввезенное в качестве вклада иностранного инвестора в уставный (складочный) капитал организаций с иностранными инвестициями). Предельный срок применения таможенного режима переработки вне таможенной территории совпадает
со сроком действия разрешения на применение режима и составляет два года. Данное разрешение передаче другому лицу не подлежит. Течение срока переработки товаров начинается со дня их помещения под таможенный режим переработки вне таможенной территории, а при вывозе товаров отдельными товарными партиями – со дня помещения первой партии товаров. Одним из условий помещения товаров под таможенный режим переработки вне таможенной территории
является возможность идентификации таможенными органами вывезенных товаров в продуктах переработки. Использование таможенного режима переработки товаров вне таможенной территории ограничивается тремя видами операций по переработке (ст. 200 ТК РФ): – собственно переработкой и обработкой товаров; – изготовлением новых товаров, в том числе монтажом, сборкой или разборкой товаров; – ремонтом товаров, в том числе их восстановлением, заменой составных частей, восстановлением потребительских свойств.
Для целей производства таможенного контроля, при выдаче разрешения на применение режима переработки вне таможенной территории, требуется определение нормы выхода продуктов переработки. Под нормой выхода продуктов переработки понимается количество или процентное содержание продуктов переработки, образовавшихся в результате переработки определенного количества вывезенных товаров. Норма выхода продуктов переработки определяется декларантом по согласованию с таможенным органом исходя
из фактических условий, при которых осуществляется переработка товаров. Конкретное описание, качество и общее количество продуктов переработки окончательно устанавливаются после согласования нормы выхода продуктов переработки. Таможенный режим переработки товаров вне таможенной территории также может быть завершен: – ввозом и оформлением продуктов переработки ранее вывезенных товаров; – помещением продуктов переработки или
вывезенных товаров для переработки под иные таможенные режимы (например, обратным ввозом товаров для переработки в режиме реимпорта или оформлением вывезенных для переработки товаров в соответствии с таможенным режимом экспорта, если вывезенные товары или продукты их переработки не подлежат обязательному обратному ввозу в РФ). К продуктам переработки, ввозимым на таможенную территорию РФ, применяется полное или частичное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.
Полное освобождение от уплаты ввозных таможенных платежей в отношении продуктов переработки возможно только при условии, что операциями по переработки вывезенных товаров был гарантийный (безвозмездный) ремонт. Вместе с тем, если устраняемый дефект (причина ремонта) учитывался при первоначальном ввозе товаров для свободного обращения на таможенной территории РФ, полного освобождения от уплаты таможенных платежей не предоставляется.
Во всех иных случаях продукты переработки ввозятся в РФ с частичным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов. Частичное освобождение применяется только к ввозной таможенной пошлине и налогу на добавленную стоимость. Акцизы в отношении продуктов переработки подлежат уплате в полном объеме, за исключением случая, когда операцией по переработке товаров является ремонт вывезенных товаров.
Режим переработки товаров вне таможенной территории допускает замену продуктов переработки иностранными товарами (ст. 206 ТК РФ) при условии, что – иностранные товары совпадают по своему описанию, качеству и техническим характеристикам с продуктами переработки; – операцией по переработке вне таможенной территории является ремонт. Замена продуктов переработки иностранными товарами (ввоз иностранных товаров) может допускаться до вывоза российских товаров на переработку.
Таким образом, в отличие от эквивалентной компенсации, применяемой в режиме переработки на таможенной территории, таможенный режим переработки товаров вне таможенной территории допускает замену не товаров для переработки, а продуктов переработки. 2.4. Временный ввоз Временный ввоз – таможенный режим, при котором иностранные товары используются в течение определенного срока (срока временного ввоза) на таможенной территории
Российской Федерации с полным или частичным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к этим товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Разрешение на временный ввоз товаров выдается таможенным органом, принявшим таможенную декларацию лицу, обратившемуся с заявлением таможенного режима временного ввоза.
Разрешение на помещение товаров под таможенный режим временного ввоза выдается при условии предоставления лицом, заявляющим таможенный режим временного ввоза, обязательства об обратном вывозе временно ввезенных товаров. Временный ввоз допускается при наличии возможности идентификации таможенным органом товаров при их обратном вывозе. Поэтому, под таможенный режим временного ввоза, как правило, не могут помещаться расходуемые материалы. Исключения составляют случаи, когда в соответствии с международными договорами
Российской Федерации допускается замена временно ввезенных товаров товарами того же типа. Режим временного ввоза может быть заявлен как при ввозе товаров на таможенную территорию, так и при изменении таможенного режима ранее ввезенных иностранных товаров (например, находящихся в режиме таможенного склада). Временно ввезенными товарами может пользоваться только лицо, получившее разрешение на временный ввоз товаров. Продление срока временного ввоза производится таможней, осуществляющей таможенный контроль
за временно ввезенными товарами, по мотивированному запросу лица, получившего разрешение на временный ввоз, составленному в произвольной письменной форме. Решение о продлении срока временного ввоза направляется письмом таможни в адрес заявителя. Предельный срок временного ввоза составляет два года. Пользование товарами в режиме временного ввоза обязывает обеспечивать сохранность товаров в неизменном
состоянии, за исключением изменений вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки), хранения и использования (эксплуатации). В соответствии со ст. 209 ТК РФ временный ввоз товаров предусматривает полное либо частичное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов. Частичное условное освобождение от уплаты таможенных платежей предусматривает уплату сумм ввозных таможенных
пошлин, налогов в размере трех процентов за каждый полный и неполный календарный месяц нахождения товаров в режиме временного ввоза. Под неполным месяцем считается любой период нахождения товара в режиме временного ввоза в соответствующем календарном месяце. Платеж в размере трех процентов взимается от суммы, которая подлежала бы уплате при выпуске временно ввезенных товаров для свободного обращения. Общая сумма таможенных пошлин, налогов, взимаемых при временном ввозе с частичным условным освобождением
от уплаты таможенных пошлин, налогов, не должна превышать сумму таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если в день помещения под таможенный режим временного ввоза товары были бы выпущены для свободного обращения (без учета пеней за просрочку уплаты таможенных пошлин, налогов и процентов). В случае, если данная сумма станет равной той, которая подлежала бы уплате, если бы в день помещения под таможенный режим временного ввоза товары были выпущены для свободного обращения, товары считаются
выпущенными для свободного обращения (при условии, что к товарам не применяются ограничения экономического характера, установленные в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, либо ограничения, которые применялись на день помещения товаров под таможенный режим временного ввоза, отменены). При завершении режима временного ввоза выпуском товаров для свободного обращения применяется таможенная
стоимость и количество товаров на день их помещения под таможенный режим временного ввоза. Декларант вправе указать на уменьшение таможенной стоимости товаров и (или) уменьшение их количества, произошедшие вследствие их естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки), хранения и использования (эксплуатации), а также вследствие аварии или действия непреодолимой силы. Корректировка таможенной стоимости товаров и (или) их количества возможна, при предоставлении
декларантом в таможенный орган достоверной и документально подтвержденной информации. Таможенное оформление временного ввоза указанных товаров осуществляется с применением карнета АТА, который для таможенных целей рассматривается в качестве таможенной декларации при временном ввозе товара (при временном вывозе прилагается к ГТД). Организацией, признаваемой в РФ в качестве гаранта уплаты причитающихся сумм таможенных платежей (в случае несоблюдения условий режима)
является Торгово-промышленная палата Российской Федерации, которая также уполномочена выдавать карнеты АТА при временном вывозе товаров. Срок действия карнета АТА составляет один год с даты его выдачи, выдающей ассоциацией. Соответственно срок временного ввоза товаров с применением карнета АТА не может превышать срок, указанный в карнете АТА.
2.5. Таможенный склад. Таможенный склад – таможенный режим, при котором ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации товары хранятся под таможенным контролем без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Допускается помещение в режим таможенного склада российских товаров, предназначенных для вывоза за
пределы таможенной территории РФ (с особенностями хранения, предусмотренными ТК РФ). Таможенный склад как таможенный режим характеризуется возможностью хранения товаров до трех лет с освобождением от уплаты таможенных платежей. Данный срок может быть и менее трех лет. Конкретный срок хранения товаров определяется лицом, помещающим товары на таможенный склад, в таможенной декларации.
По мотивированному запросу лица, поместившего товары на таможенный склад продление срока хранения товаров на таможенном складе производится таможней, осуществляющей контроль за хранящимися товарами. В соответствии с пунктом 2 ст. 218 ТК РФ товары, имеющие ограниченные сроки годности и (или) реализации, должны быть заявлены к иному таможенному режиму, чем таможенный режим таможенного склада, и вывезены с таможенного склада не позднее, чем за 180 дней до истечения указанного ограниченного срока.
При помещении товаров в режим таможенного склада, как правило, не требуется предоставления таможенным органам документов разрешительного характера, связанных с нетарифными мерами регулирования. Вместе с тем, в отношении ввезенной из-за рубежа продукции растительного и животного происхождения фитосанитарный и ветеринарный контроль обязателен. В случае выпуска товаров с таможенного склада для свободного обращения применяется таможенная стоимость
и/или количество товара на день такого выпуска. 2.6. Свободная таможенная зона (свободный склад) Свободная таможенная зона – таможенный режим, при котором иностранные и российские товары, ввозимые на территорию свободной таможенной зоны освобождаются от уплаты таможенных платежей (иностранные – ввозных, российские – вывозных), а также применения к ним запретов и ограничений экономического характера, установленных законодательством
РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Содержание режима свободной таможенной зоны заключается в создании льготного режима таможенного налогообложения, при одновременном неприменении к товарам мер нетарифного регулирования. Калининградская область. Под свободной таможенной зоной понимается вся территория Калининградской области, за исключением территорий объектов, имеющих оборонное и стратегическое значение
для РФ (военных баз, воинских частей, объектов оборонной промышленности), а также объектов нефтегазовых отраслей добывающей промышленности на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ. Таможенное оформление товаров, ввозимых на территорию Калининградской области, производится в таможенном органе, расположенном на территории Калининградской области, в регионе деятельности которого находится их получатель либо его структурное
подразделение. Товары, ввозимые в Калининградскую область в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны, освобождаются от уплаты таможенных платежей. Пользование и распоряжение товарами, ввозимыми на территорию Калининградской области в режиме свободной таможенной зоны, допускается в любых целях, но только в пределах Калининградской области. Лица, осуществляющие операции с товарами, помещаемыми и помещенными под таможенный
режим свободной таможенной зоны, обязаны вести учет таких товаров Вывоз товаров, находящихся в режиме свободной таможенной зоны за пределы территории РФ предусматривает таможенное оформление и таможенный контроль в соответствии с заявляемым таможенным режимом (при освобождении от уплаты таможенных платежей). Магаданская область. Под свободной таможенной зоной в
Магаданской области понимается территория, расположенная в административных границах города Магадана. Действие таможенного режима свободной таможенной зоны в Магаданской области ограничено действием самого ФЗ РФ “Об особой экономической зоне в Магаданской области”. Так, в соответствии со ст. 7 данного закона его действие распространяется до 31 декабря 2014 года.
Применение таможенного режима свободной таможенной зоны в Магаданской области допускается только участниками Особой экономической зоны. Под участниками Особой экономической зоны понимаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ на территории города Магадана. Указанные лица должны иметь регистрационные свидетельства участников
Особой экономической зоны, выданные администрацией города Магадана, а также осуществлять основную хозяйственную деятельность и иметь не менее 75 процентов основных фондов на территории Магаданской области. Ввоз товаров в режиме свободной таможенной зоны в Магаданской области в настоящее время не предусматривает количественных ограничений. Режим свободной таможенной зоны в Магаданской области не распространяется на внешнеторговые операции
с драгоценными металлами. Свободный склад – таможенный режим, при котором иностранные товары ввозятся на территорию РФ (в место нахождения свободного склада) с целью производства средств автомобильного транспорта и автомобильных компонентов, выпускаемых в дальнейшем для свободного обращения на таможенной территории РФ. Иностранные товары (при их ввозе на территорию РФ), равно как и произведенные средства автомобильного транспорта и автомобильные компоненты (выпускаемые
со свободного склада для свободного обращения на таможенной территории РФ) освобождаются (при соблюдении стоимостных и количественных ограничений) от уплаты ввозных таможенных платежей. При реализации на территории РФ произведенных средств автомобильного транспорта и автомобильных компонентов подлежат уплате налоги в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах. В настоящее время в РФ свободный склад действует только применительно к автомобильному
производству (специализированный свободный склад производственного типа). Возимые на территорию свободного склада иностранные товары освобождаются от уплаты ввозных таможенных платежей. Не требуется также и принятия мер по обеспечению уплаты таможенных платежей. Глава 3. Завершающие таможенные режимы. 3.1. Реимпорт. Реимпорт – таможенный режим, при котором товары, ранее вывезенные с таможенной территории
РФ, ввозятся на таможенную территорию РФ в установленные сроки без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Условия для помещения товара под режим реимпорта: 1. Ввозимый (реимпортируемый) товар имел статус российского товара на момент вывоза за пределы таможенной
территории РФ или был продуктом переработки иностранных товаров на таможенной территории РФ. 2. Товары заявляются к таможенному режиму реимпорта в течение 3 лет с момента вывоза. Моментом вывоза считается день, следующий за днем пересечения указанными товарами таможенной границы при их вывозе с таможенной территории РФ. 3. Реимпортируемые товары должны находиться в том же состоянии, в котором они были на момент вывоза за пределы таможенной территории
РФ. 4. В отношении реимпортируемых товаров уплачены суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, субсидий и иные суммы, подлежащие возвращению в федеральный бюджет при реимпорте товаров. Реимпорт продуктов переработки на таможенной территории РФ иностранных товаров, обязывает уплатить суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, как если бы продукты переработки иностранных товаров выпускались в свободное обращение по завершении действия таможенного
режима переработки на таможенной территории (пункт 4 ст. 185 ТК РФ). Суммы внутренних налогов исчисляются исходя из ставок, действующих на день принятия таможенной декларации при вывозе с таможенной территории РФ товаров, и таможенной стоимости товаров и (или) их количества, которые определены при вывозе товаров с таможенной территории РФ. Подлежащие уплате при реимпорте товаров суммы платежей взимаются таможенными органами в порядке,
предусмотренном ТК РФ для уплаты таможенных платежей. В случае, если при вывозе реимпортируемых товаров взимались суммы вывозных таможенных пошлин, то возможен возврат таможенными органами таких платежей, при условии, что товары заявлены к таможенному режиму реимпорта не позднее шести месяцев со дня вывоза за пределы таможенной территории РФ. Таможенный режим реимпорта завершается выпуском товаров для свободного обращения.
3.2. Реэкспорт Реэкспорт – таможенный режим, при котором товары, ранее ввезенные на таможенную территорию РФ, вывозятся с этой территории без уплаты или с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Реэкспорт может быть заявлен, в качестве первого таможенного режима при ввозе иностранных товаров в
Российскую Федерацию (товары, запрещенные к ввозу в РФ, ошибочная поставка, перегрузка и другие обстоятельства ввоза/вывоза товаров). Иной вариант заявления реэкспорта возможен в порядке изменения таможенного режима, в котором находился товар (таможенный склад, переработка на таможенной территории, временный ввоз). К таможенному режиму реэкспорта могут быть заявлены: – только иностранные товары, в том числе запрещенные
к ввозу в РФ (ввезенные, но не подлежащие выпуску на таможенной территории РФ); – в исключительных случаях российские товары (товары иностранного производства, выпущенные в РФ для свободного обращения) с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов. Реэкспорт российских товаров возможен при одновременном соблюдении следующих условий: – на день пересечения таможенной границы у товаров имелись дефекты либо они иным образом не соответствовали условиям внешнеэкономической
сделки по количеству, качеству, описанию или упаковке и по этим причинам они возвращаются поставщику либо иному указанному им лицу; – товары не использовались и не ремонтировались в РФ (за исключением случаев, когда использование товаров было необходимо для обнаружения дефектов или иных обстоятельств, повлекших их возврат); – товары могут быть идентифицированы таможенными органами; – товары вывозятся в течение шести месяцев со дня их выпуска для свободного обращения.
При вывозе реэкспортируемых товаров вывозные таможенные пошлины не уплачиваются. В отношении реэкспортируемых иностранных товаров возможно освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов либо возврат уплаченных сумм таможенных платежей, если такие освобождение или возврат предусмотрены при завершении действия таможенного режима, в соответствии с которым товары находились на таможенной территории РФ. Убытие товаров, помещенных под таможенный режим реэкспорта, с таможенной
территории РФ осуществляется с разрешения таможенного органа, находящегося в пункте пропуска через государственную границу РФ, при предоставлении ему экземпляра таможенной декларации, подтверждающей помещение товаров под таможенный режим реэкспорта. 3.3. Уничтожение Уничтожение – таможенный режим, при котором иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством
Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Условия помещения товаров под таможенный режим уничтожения: 1. К режиму заявляются иностранные товары, как ввозимые на таможенную территорию РФ, так и ранее ввезенные. Исключения составляют иностранные товары, относящиеся к: – культурным ценностям; – видам животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частям и дериватам (за исключением
случаев, когда требуется их уничтожение в целях пресечения эпидемий и эпизоотий); – товарам, принятым таможенными органами в качестве предмета залога (до прекращения отношений залога); – товарам, изъятым или арестованным в соответствии с законодательством РФ. 2. Уничтожение товаров не должно: – причинять существенного вреда окружающей среде или представлять непосредственную либо потенциальную опасность для жизни и здоровья людей; – производиться путем потребления
товаров в соответствии с их обычным предназначением; – оставлять возможности восстановления уничтоженных товаров в первоначальном состоянии экономически выгодным способом; – повлечь расходов для государственных органов РФ. Операции по уничтожению товаров определяются декларантом с учетом требований законодательства РФ об охране окружающей среды. Срок уничтожения товаров избранным способом устанавливается таможенным органом на основании заявления декларанта, с учетом времени перевозки товаров из места их нахождения
в место уничтожения. Отходы, образовавшиеся в результате уничтожения товаров и не вывезенные за пределы РФ или не переработанные в состояние непригодное для их коммерческого использования, рассматриваются как ввозимые иностранные товары и подлежат таможенному декларированию с уплатой ввозных таможенных пошлин, налогов (как если бы они были ввезены на таможенную территорию РФ в таком состоянии). Перевозка осуществляется в сопровождении должностного лица таможенного органа,
уполномоченного осуществлять контроль за совершением операций по фактическому уничтожению товаров. В таком же порядке осуществляется перевозка до места хранения образовавшихся отходов уничтожения, подлежащих последующему декларированию. Правительством РФ может быть установлен перечень товаров, помещение которых под таможенный режим уничтожения не допускается. 3.4. Отказ в пользу государства Отказ в пользу государства – таможенный режим, при котором товары безвозмездно
передаются в федеральную собственность без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Правительство РФ может устанавливать перечень товаров, помещение которых под режим отказа в пользу государства не допускается. Условия и особенности помещения товаров под таможенный режим отказа в пользу
государства: 1. Применение режима не должно повлечь для государственных органов РФ каких-либо расходов, которые не могут быть возмещены за счет средств, вырученных от реализации товаров. 2. Под режим отказа в пользу государства не могут помещаться товары, оборот которых запрещен на таможенной территории РФ. 3. Проведение таможенного досмотра товаров, помещаемых под таможенный режим отказа в пользу государства, является необходимой формой таможенного контроля.
4. Решение о разрешении помещения товаров под таможенный режим отказа в пользу государства принимает начальник таможни либо лицо, его замещающее. Разрешение оформляется путем наложения резолюции на заявлении “Отказ в пользу государства разрешается” с указанием места, определенного для размещения товаров, от которых лицо отказывается в пользу государства. Резолюция заверяется подписью начальника таможни либо лица, его замещающего, и оттиском печати таможни.
Товары, помещенные под таможенный режим отказа в пользу государства, обращаются в федеральную собственность и приобретают статус российских товаров. Ответственность за правомерность распоряжения товарами путем их помещения под таможенный режим отказа в пользу государства несет декларант (ст. 251 ТК РФ). Таможенные органы не возмещают каких-либо имущественных претензий лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, от которых декларант отказался в пользу государства.
Глава 4. Специальные таможенные режимы. 4.1. Временный вывоз. Временный вывоз – таможенный режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации, могут временно использоваться за пределами таможенной территории Российской Федерации с полным условным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством
Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Условием помещения товара под режим временного вывоза является возможность идентификации таможенным органом возвращаемых в РФ временно вывезенных товаров. Конкретных сроков временного вывоза товаров ТК РФ не установлено. Данные сроки определяются таможенным органом в каждом отдельном случае временного вывоза, исходя из
заявления декларанта о целях и обстоятельствах временного вывоза товаров. Для временно вывозимых товаров, перемещаемых с применением карнета АТА, срок не может превышать срока действия карнета АТА. Для отдельных видов товаров, обязательных к возвращению в РФ, Правительство РФ вправе устанавливать предельные сроки временного вывоза.
Срок временного вывоза может быть продлен таможней, осуществляющей таможенный контроль за временно вывезенными товарами, по мотивированному лица, получившего разрешение на временный вывоз. Лицо, уполномоченное принимать решение о применении режима – начальник таможенного органа (начальник таможенного поста), принявшего таможенную декларацию, путем проставления в декларации резолюции “Разрешается временный вывоз до …”, его подписи и оттиска штампа ”
Выпуск разрешен”. Временно вывозимые товары условно освобождаются от уплаты вывозных таможенных пошлин. Суммы вывозных таможенных пошлин уплачиваются при невозвращении временно вывезенных товаров. С указанных сумм уплачиваются проценты по ставкам рефинансирования ЦБ РФ, как если бы в отношении этих сумм была предоставлена отсрочка в день помещения товаров под таможенный режим временного вывоза При заявлении таможенного режима экспорта в отношении природного газа, временно
вывезенного трубопроводным транспортом в целях его помещения в подземные хранилища газа, расположенные за пределами таможенной территории РФ, проценты с сумм вывозных таможенных пошлин не взимаются. При временном вывозе товаров освобождение от уплаты, возврат или возмещение внутренних налогов не производятся. Варианты завершения режима временного вывоза: 1. обратный ввоз временно вывезенных товаров (не позднее дня истечения срока временного вывоза); 2. заявление временно вывезенных товаров к иному таможенному
режиму (экспорту). Изменение таможенного режима временного вывоза на иной таможенный режим допускается без фактического предъявления товаров таможенному органу (п. 4 ст. 256 ТК РФ). 4.2. Беспошлинная торговля Беспошлинная торговля – таможенный режим, при котором иностранные товары, ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации, или российские товары продаются в розницу физическим лицам, выезжающим за пределы
таможенной территории Российской Федерации, непосредственно в магазинах беспошлинной торговли без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Основные условия применения режима беспошлинной торговли:
1. Деятельность владельца магазина беспошлинной торговли не отнесена ТК РФ к видам деятельности в области таможенного дела. 2. Декларантом товаров, помещаемых под таможенный режим беспошлинной торговли, может выступать только владелец магазина беспошлинной торговли (российское юридическое лицо). 3. После открытия магазина беспошлинной торговли и таможенного оформления в режиме беспошлинной торговли
товаров, таможенный орган производит контроль за операциями, осуществляемыми с такими товарами. Помещения магазина беспошлинной торговли: – складские помещения (для таможенного оформления и хранения товаров); – подсобные помещения; – торговые залы. Все помещения должны быть оборудованы в соответствии с функциональными требованиями, включая требования по обеспечению возможности проведения в отношении товаров таможенного контроля. Помещения магазина беспошлинной торговли имеют статус зон таможенного
контроля. Товары, помещаемые под режим беспошлинной торговли: – иностранные товары – производится возврат ранее уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов (если такой возврат предусмотрен при фактическом вывозе товаров с таможенной территории РФ). – российские товары – производятся освобождение от уплаты, возврат или возмещение внутренних налогов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах. Товары, заявленные к помещению под таможенный режим беспошлинной торговли должны
предназначаться исключительно для продажи (по правилам розничной торговли) в этом магазине, при условии последующего их вывоза физическими лицами за пределы таможенной территории РФ. Товары, используемые для обеспечения функционирования магазина беспошлинной торговли, помещению под таможенный режим беспошлинной торговли не подлежат (пункт 4 ст.259 ТК РФ). В отношении оформляемых в режиме беспошлинной торговли товаров, декларант (владелец магазина
беспошлинной торговли) обязан предоставить обеспечение уплаты таможенных платежей. Товары, помещенные под таможенный режим беспошлинной торговли, рассматриваются для таможенных целей как товары, находящиеся на временном хранении со дня, следующего за днем закрытия магазина беспошлинной торговли. Продажа таких товаров, а также помещение других товаров в магазин беспошлинной торговли не допускаются. 4.3. Перемещение припасов. Перемещение припасов – таможенный режим, при котором товары,
предназначенные для использования на морских (речных) судах, воздушных судах и в поездах, используемых для платной международной перевозки пассажиров либо для платной или бесплатной международной промышленной либо коммерческой перевозки товаров, а также товары, предназначенные для продажи членам экипажей и пассажирам таких морских (речных) судов, воздушных судов, перемещаются через таможенную границу без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии
с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Понятие припасов (п. 1 ст. 265 ТК РФ): – товары, необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания морских (речных) судов, воздушных судов и поездов в пути следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки, в том числе топливо, горюче-смазочные материалы (кроме запасных частей и оборудования), лакокрасочные материалы, перемещаемые на бортах морских и смешанного
“река-море” плавания судов; – товары, предназначенные для потребления пассажирами и членами экипажей на борту морских (речных) судов, воздушных судов или пассажирами и работниками поездных бригад в поездах, независимо от того, продаются эти товары или нет; – товары, предназначенные для продажи пассажирам и членам экипажей морских (речных) судов, воздушных судов без цели потребления указанных товаров на борту этих судов; – иностранные товары, находящиеся на таможенной территории
РФ (для продажи пассажирам и членам экипажей морских (речных), воздушных судов без цели их потребления на борту этих судов). Места таможенного оформления припасов: а) таможенный орган, в регионе деятельности которого расположен порт (аэропорт), открытый для международного сообщения; б) таможенный орган, расположенный в месте формирования (прибытия) поездов. При ввозе припасов в РФ таможенное декларирование носит уведомительный характер.
Основное требование (для целей освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов) – оставление припасов на борту морских (речных), воздушных судов, в поездах, во время их нахождения на таможенной территории РФ. Допускается использование и потребление таких припасов членами экипажей, работниками поездных бригад, пассажирами (ст. 267 ТК РФ). Вывоз с таможенной территории РФ припасов, находящихся на борту морских (речных), воздушных судов возможен без уплаты вывозных таможенных
пошлин, если указанные припасы вывозятся в количестве, соответствующем численности пассажиров и членов экипажей, продолжительности рейса и достаточном для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания указанных судов, с учетом припасов, имеющихся на борту этих судов. При вывозе товаров, помещенных под таможенный режим перемещения припасов, освобождение от уплаты, возврат или возмещение внутренних налогов не производятся (если иное не установлено законодательством
Российской Федерации о налогах и сборах). Иностранные товары, находящиеся на таможенной территории РФ и помещаемые под таможенный режим перемещения припасов освобождаются от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, при условии: – продажи припасов пассажирам и членам экипажей морских (речных), воздушных судов (без цели потребления на борту данных судов); – продажи припасов за пределами таможенной территории РФ. Режим перемещения припасов не применяется при использовании транспортных средств физическими лицами,
пересекающими таможенную границу в личных целях (например, служебная поездка, туризм, отдых, учеба и другие случаи). 4.4. Иные специальные таможенные режимы. Иные специальные таможенные режимы – таможенные режимы, предусматривающие полное освобождение товаров от таможенных пошлин, налогов, а также неприменение к ним запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской
Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Товары, для которых установлены специальные таможенные режимы (в зависимости от целей и особенностей перемещения товаров): 1) товары, вывозимые с таможенной территории РФ и предназначенные для обеспечения функционирования посольств, консульств, представительств при международных организациях и иных официальных представительств РФ за рубежом;
2) товары, перемещаемые через таможенную границу между воинскими частями РФ, дислоцированными на таможенной территории РФ и за пределами этой территории; 3) товары, перемещаемые через таможенную границу и предназначенных для предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций, в том числе товары, предназначенные для бесплатной раздачи лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, и товары, необходимые для проведения
аварийно-спасательных и других неотложных работ и жизнедеятельности аварийно-спасательных формирований; 4) товары, вывозимые в государства – бывшие республики СССР и предназначенные для обеспечения деятельности расположенных на территориях этих государств лечебных, спортивно-оздоровительных и иных учреждений социальной сферы, имущество которых находится в собственности РФ или субъектов РФ, а также для проведения на территориях указанных государств российскими организациями
научно-исследовательских работ в интересах РФ на некоммерческой основе; 5) российские товары, перемещаемые между таможенными органами через территорию иностранного государства. Признаки специальных таможенных режимов: 1. Полное освобождение товаров от уплаты таможенных пошлин, налогов. 2. Неприменение к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
3. Неприменение к товарам возврата уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов, а также освобождений от уплаты, возврата или возмещения внутренних налогов (за исключением случаев, когда иной специальный таможенный режим изменен на таможенный режим экспорта). Перемещение товаров для предупреждения и ликвидации стихийных бедствий, и иных чрезвычайных ситуаций предусматривает перемещение российских и иностранных товаров, в т.ч. ранее помещенных под иные таможенные
режимы, за исключением: – товаров, запрещенных законодательством РФ к ввозу в РФ и вывозу из РФ; – алкогольной продукции (кроме спирта питьевого), пива, табачной продукции, ювелирных изделий, автомобилей легковых и мотоциклов; – товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ в соответствии с ФЗ “О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации”. Декларантом товаров является Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий либо входящие в его систему и уполномоченные им органы и (или) организации.
Товары (за исключением полностью потребленных, уничтоженных и бесплатно розданных) подлежат обратному ввозу в РФ (вывозу за ее пределы) в сроки, установленные таможенным органом РФ исходя из заявленных декларантом целей и сроков использования таких товаров. В качестве таможенной декларации принимаются транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) таможенные документы. Не требуется обеспечение уплаты таможенных платежей.
Перемещение товаров с одной части таможенной территории РФ на другую часть таможенной территории РФ, если такие части не связаны между собой сухопутной территорией РФ, через таможенную территорию иностранного государства не является внешней торговлей товарами. Применительно к другим вариантам перемещения товаров в соответствии с иными специальными таможенными режимами соответствующих регулирующих документов Правительством
РФ пока не принято. Заключение Итак, подводя итог, хотелось бы отметить, что целях структурирования правовых норм, регулирующих применение таможенных режимов, все таможенные режимы разделены законодателем на четыре самостоятельные группы: 1. Основные таможенные режимы. 2. Экономические таможенные режимы. 3. Завершающие таможенные режимы. 4. специальные таможенные режимы. Объяснение предложенному законодателем разделению таможенных режимов
на группы, может быть обусловлено следующими моментами. Основные таможенные режимы рассматриваются в качестве таковых из-за частоты обращения к ним участников ВЭД, то есть часто применяемые таможенные режимы. Экономические таможенные режимы объединены в соответствующую группу по нескольким признакам: • хозяйственно целевому применению товаров, например, изготовление или ремонт товаров в режимах переработки, продажа товаров в режиме таможенного склада, временный ввоз товаров
для обеспечения деятельности представительств зарубежных компаний аккредитованных на территории РФ; • наличию экономической заинтересованности в виду предоставляемых преимуществ (полное либо частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, неприменение к товарам мер нетарифного регулирования). Завершающие таможенные режимы характеризуются окончанием таможенного контроля по завершению действия любого из них. Например, товары, ввезенные на таможенную территорию
РФ, считаются находящимися под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы при их прибытии на таможенную территорию РФ и до момента: • выпуска для свободного обращения; • уничтожения; • отказа в пользу государства. Специальные таможенные режимы предусматривают, в основном, узконаправленное (конкретно определенное) использование товаров, полностью освобожденных от уплаты таможенных пошлин, налогов. Например, перемещение в качестве припасов, перемещение для продажи в магазине беспошлинной
торговли, перемещение для предупреждения и ликвидации стихийных бедствий. ТК РФ предусмотрены общие условия или принципы применения таможенных режимов, которые должны соблюдаться вне зависимости от вида конкретного режима. Одними из таких принципов являются: • право выбора любого таможенного режима в соответствии с ТК РФ – пункт 2 ст. 156 ТК РФ (участник ВЭД самостоятельно выбирает таможенный режим, но при условии соблюдения всех его
требований); • право изменения выбранного таможенного режима на иной в соответствии с ТК РФ – пункт 2 ст. 156 ТК РФ (заинтересованное лицо вправе в любое время изменить избранный таможенный режим на иной, при условии соблюдения требований изменяемого и избираемого таможенных режимов). При этом, если выбор таможенного режима – это всегда право, то изменение выбранного режима может рассматриваться одновременно и как обязанность, когда действие таможенного режима завершается.
Например, в соответствии с пунктом 1 статьи 223 ТК РФ не позднее дня истечения срока хранения товаров на таможенном складе товары должны быть заявлены к иному таможенному режиму. Таким образом, обязанность заявить иной таможенный режим порождает право выбора конкретного (иного) таможенного режима. Выбранная мной тема очень обширна, как-то даже неловко писать по ней всего на всего курсовую работу, надеюсь, что в будущем у меня будет возможность исправиться
и посвятить свою дипломную работу этой теме. Список литературы: 1. Таможенный кодекс РФ 2. Налоговый кодекс РФ 3. Таможенный кодекс РФ 1993 г. (глава 12) 4. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации/ Под общ. ред. Ю.Ф.Азарова и Г.В.Баландиной. – М.: Норма, 2004 5.
С.В. Халипов – Таможенные режимы и специальные таможенные процедуры (Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации и краткий словарь специальной терминологии). – М.: Издательство «ТАМОЖНЯ.РУ», 2004 6. Закон РФ «О таможенном тарифе» от 21.05.1993 г. № 5000-1 (в ред. От 21.07.2005 г. №112-ФЗ) 7. ФЗ «Об основах государственного регулировании внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 г. № 164-ФЗ (в ред. От 22.07.2005 г. №117-ФЗ) 8.
ФЗ «Об экспортном контроле» от 18.07.1999 г. № 183-ФЗ (в ред. От 18.07.2003 г. № 90-ФЗ) 9. ФЗ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15.04.1993 г. №4804-1 ( в ред. От 02.11.2004 г. № 127-ФЗ) 10. ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ» от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ 11. Приказ ГТК России от 21 августа 2003 г. №915 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения таможенной декларации» 12.
Приказ ГТК России от 16 сентября 2003 г. № 1022 «Об утверждении перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом» 13. Халипов С.В. Таможенное право: Учебник. 3-е изд перераб. и доп. – М.: ИКД «Зерцало-М», 2004