Таможенный контроль над исчислением и уплатой таможенных платежей

Введение
Таможенныеплатежи в соответствии со ст. 13 Налогового кодекса РФ являются федеральнымналогом. В условиях перехода к рыночным механизмам хозяйствования таможенныеплатежи как вид налогов играют важную роль в системе государственных доходов.
Классическиминструментом регулирования внешней торговли являются таможенные тарифы, которыепо характеру своего действия относятся к экономическим регуляторам.
Таможенный тариф – этосистематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары приимпорте, а в отдельных случаях при экспорте из данной страны. Таможенные тарифыостаются одним из важнейших инструментов государственного регулирования внешнейторговли, который позволяет осуществлять с его помощью защиту национальныхинтересов производителей от иностранной конкуренции. Таможенный тариф относится к экономическим регуляторам.
Такимобразом, актуальность темы обусловлена значимостью такого объекта таможенногоконтроля как таможенные платежи.
Цельработы: рассмотреть организацию и совершенствование таможенного контроля заисчислением и уплатой таможенных платежей.
Длядостижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
охарактеризоватьсущность таможенных платежей и их роль в формировании федерального бюджета;проанализировать порядок исчисления таможенных платежей; изучить вопрос ихучета и контроля; рассмотреть основные направления совершенствованиятаможенного контроля за исчислением и уплатой таможенных платежей.
Объектисследования составляют отношения в области организации контроля за исчислениемуплаты таможенных платежей.
Периодисследования включает период с октября 2009 года по май 2010 года.
Методологическаяоснова включает в себя системный подход и методы комплексного, факторного исравнительного анализа, а также методы экспертных оценок.
Списокбиблиографии включает двадцать восемь источников, среди которых учебная инаучная литература, такая как: «Таможенное право» под редакцией Бекяшева К.А.,Тимошенко И.В.; «Основы таможенного дела» под редакцией Драганова В.Г. и т.д.,а также нормативно-правовые акты, основными среди которых являются: Таможенныйкодекс РФ, Налоговый кодекс РФ.
Структураработы включает: введение, основную часть, состоящая из пяти вопросов изаключение. Список использованных источников и приложение.
Содержаниеработы изложено на тридцати трех страницах, содержит приложение (двадцатьчетыре страницы).

1.        Характеристика таможенных платежей. Роль таможенных платежей в формированиифедерального бюджета
Всоответствии со статьей 318 Таможенного кодекса Российской Федерации, ктаможенным платежам относятся:
— ввознаятаможенная пошлина;
— вывознаятаможенная пошлина;
-налог надобавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территориюРоссийской Федерации;
-акциз,взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации;
— таможенныесборы.
Центральноеместо в системе таможенных платежей занимает таможенная пошлина. Таможеннаяпошлина существует наряду с налогами и сборами в финансовой системегосударства, а ее особое место в системе обязательных платежей предопределеноследующими характеристиками:
— таможеннаяпошлина – обязательный взнос в федеральный бюджет, не нарушающийконституционного права на свободу предпринимательской деятельности;
— онаопосредована процессом перемещения грузов через таможенную границу России иявляется и является средством для достижения такой цели;
— этовозмездный платеж, так как фактически является платой за предоставлениевозможности перемещать грузы через таможенную границу;
— она необладает признаком регулярности, так как обязанность по уплате таможеннойпошлины возникает лишь с необходимостью вступления субъекта в таможенноеправоотношение;
— правоуплаты таможенной пошлины может быть делегировано иным заинтересованным лицам;
— её уплатаобеспечивается принудительной силой государства.
По способувзимания таможенные пошлины классифицируются на адвалорные, специфические икомбинированные.
Адвалорныеставки представляют собой величину начислений, выраженную в процентах, наединицу таможенной стоимости товара. Обычно они применяются при обложениитоваров, имеющих различные качественные характеристики в рамках одной товарнойгруппы. Их использование позволяет поддерживать высокий уровень защитывнутреннего рынка в условиях частых колебаний цен на импортные товары.
Специфическиеставки представляют собой установленную величину начислений в денежномвыражении на единицу облагаемых товаров.
Комбинированныеставки сочетают оба вида таможенного обложения. Их использование наиболееблагоприятно сказывается на бюджете, поскольку величина таможенной пошлиныопределяется по наибольшему показателю.
К числутаможенных платежей относятся налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы.Они образуют собой группу налогов, взимаемых с товаров, ввозимых натерриторию РФ из-за границы. Отличительной особенностью данных налогов являетсяих существование как внутригосударственных фискальных платежей, с однойстороны, так и в роли пограничных уравнительных налогов-с другой. Пограничнымиони называются, поскольку взимаются при перемещении товара через таможеннуюграницу, уравнительными — в силу обложения ввозимого товара налогом по ставкам,применяемым к товарам национального производства, что позволяет уравнять его сотечественным аналогом.
Налог надобавленную стоимость получил широкое распространение, несмотря на то, чтоявляется одним из самых молодых налогов. НДС взимается при ввозе товаров вРоссию, что, с одной стороны, способствует, защите внутреннего рынкапутемудорожания импортных товаров, а с другой увеличивает приток денежных средствв государственную казну.
Акцизы — один из самых распространенных косвенных налогов, встречающийся в налоговыхсистемах практически всех государств. Наиболее существенные отличия акциза отНДС состоят в том, что акциз, во-первых, «привязан» кконкретным товарам,перечень которых содержится в Налоговом кодексе Российской Федерации,во-вторых, уплачивается не каждый раз с оборота, а один раз производителем подакцизноготовара или лицом, совершающим внешнеторговые операции. Акцизами облагаютсятовары, имеющие, как правило, широкое распространение и пользующиеся повышеннымспросом (алкоголь, табачная продукция, бензин и др.)
Налогообложениеперемещаемых через таможенную границу России товаров оказывает большое влияниена структуру доходов федерального бюджета. Основная функциональная нагрузканалогов в таможенной сфере состоит в обеспечении доходной части федеральногобюджета денежными средствами, необходимыми государству для покрытия расходов,связанных с выполнением задач, определенных направлениями внутренней и внешнейполитики государства. Ввозные НДС и акцизы составляют крупную часть доходов,получаемых от внешнеэкономической деятельности. Конкурировать с ними может лишьтаможенная пошлина. В то же время, являясь пограничными уравнительныминалогами, они способствуют созданию равных конкурентных условий для отечественныхи импортных товаров.
Всоответствии со статьей 150 Налогового кодекса Российской Федерации отобложения НДС освобождается ввоз:
1)товаров(за исключением подакцизных товаров), ввозимых в качестве безвозмездной помощи(содействия) Российской Федерации;
2)важнейшейи жизненно необходимой медицинской техники, протезно-ортопедических изделий,очков и др., а так же сырья и комплектующих изделий для их производства;
3)материаловдля изготовления медицинских иммунобиологических препаратов для диагностики,профилактики и (или) лечения инфекционных заболеваний (по перечню,утверждаемому Правительством РФ);
4)художественныхценностей, передаваемых в качестве дара учреждениям, отнесенным в соответствиис законодательством России к особо ценным объектам культурного и национальногонаследия народов России;
5)всехвидов печатных изданий, получаемых государственными и муниципальнымибиблиотеками и музеями по международному книгообмену, а так же произведенийкинематографии, ввозимых специализированными государственными организациями вцелях осуществления международных некоммерческих обменов;
6)товаров,предназначенных для официального пользования иностранных дипломатических иприравненных к ним представительств, а так же для личного пользованиядипломатического и административно-технического персонала этихпредставительств, включая членов их семей, проживающих вместе с ними;
7)валютыРоссийской Федерации и иностранной валюты, банкнот, являющихся законнымисредствами платежей;
8)продукцииморского промысла, выловленной и (или) переработанной рыбопромышленнымипредприятиями (организациями) Российской Федерации;
9)некоторыхдругих товаров.
Налоговаяставка является одним из основных элементов налогообложения и представляетсобой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Статья164 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает следующие видыналоговых ставок НДС при ввозе товаров на таможенную территорию России.
По ставке10% производятся налогообложение товаров, перечень которых закреплен в пункте 2статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации. К их числу относятсяпродовольственные товары, товары для ля детей, периодические печатные издания,за исключением рекламных и эротических, и некоторых медицинских товаров. Вовсех остальных случаях применяется налоговая ставка в размере 18%.
Ставкиакциза определены в статье 193 Налогового кодекса Российской Федерации. Ониявляются едиными, т.е. применяются как при исчислении внутренних акцизов, так ипри ввозе товаров в Россию. С таможенными пошлинами акцизы объединяет то, чтоих ставки могут быть адвалорными (в процентах), специфическими (в твердойденежной сумме) и комбинированными (сочетают оба предыдущих вида). Разницасостоит в том, что специфические ставки акциза установлены в валюте РоссийскойФедерации — рублях, а таможенной пошлины – в евро. То же относится ккомбинированной ставке, сочетающей адвалорный и специфический компоненты.
Таможенный кодексРоссийской Федерации допускает уплату таможенных платежей за товары,перемещаемые через таможенную границу любыми лицами. Вместе с тем «любые лица»не могут рассматриваться в качестве плательщиков таможенных платежей, посколькууплата платежа это их право, но не обязанность.
В случаенеуплаты таможенных платежей в установленный срок, таможенный орган будеттребовать исполнения соответствующей обязанности только от лиц ответственных зауплату платежа [1.1, п. 2 ст. 348].
Всоответствии со статьей 320 и пунктом 1 ст. 328 Таможенного кодекса Российской Федерациивсех плательщиков таможенных платежей можно разделить на несколькосамостоятельных групп:
— обязательныеплательщики;
— возможныеплательщики.
Обязательнымиплательщиками таможенных платежей являются декларанты и таможенные брокеры.Данные лица рассматриваются в качестве обязательных плательщиков таможенныхплатежей, в виду участия в таможенных операциях и процедурах (таможенноеоформление товаров), требования которых предусматривают уплату таможенныхплатежей.
Возможныеплательщики таможенных платежей. Данная категория плательщиков можетрассматриваться в качестве таковых только при наличии определенныхобстоятельств (как правило, отличных от факта законного перемещения товаровчерез таможенную границу), с которыми Таможенный кодекс Российской Федерациисвязывает возникновение обязанности по уплате таможенных платежей.
К числувозможных плательщиков таможенных платежей относятся:
— лицо,осуществляющее грузовые операции, при прибытии товаров на таможенную территориюРоссийской Федерации, в случае утраты товаров либо передачи их третьим лицамбез разрешения таможенных органов при разгрузке и перегрузке (перевалке)товаров в морском, речном порту в месте прибытия [1.1, ст. 78];
— перевозчик товаров по процедуре внутреннего таможенного транзита (таможенныйперевозчик, международный перевозчик или иное лицо, получившее разрешение навнутренний таможенный транзит) либо экспедитор, в случае недоставки иностранныхтоваров в таможенный орган назначения [1.1, ст. 90];
— владелецсклада временного хранения, в случае утраты хранящихся товаров либо их выдачибез разрешения таможенного органа [1.1, ст. 112], а также иное лицо,осуществляющее временное хранение иностранных товаров;
— владелецтаможенного склада, в случае утраты хранящихся товаров либо их выдачи безразрешения таможенного органа [1.1, ст. 230];
— лицо,получившее разрешение на переработку товаров на таможенной территории или лицо,которому передано разрешение на переработку [1.1, ст. 179];
— лицо,получившее разрешение на переработку товаров для внутреннего потребления [1.1,ст. 192];
— лицо,получившее разрешение на переработку товаров вне таможенной территории [1.1, ст.203];
— лицо,получившее разрешение на временный ввоз, или лицо, которому переданы временноввезенные товары [1.1, ст. 212];
— лицо,поместившее товары под таможенный режим временного вывоза [1.1, ст. 257];
— владелецмагазина беспошлинной торговли [1.1, ст. 262];
— лица,незаконно перемещающие товары и транспортные средства через таможенную границу [1.1,ст. 320];
— лица,участвующие в незаконном перемещении товаров и транспортных средств черезтаможенную границу, если они знали или должны были знать о незаконности такогоперемещения [1.1, ст. 320];
— лица,которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары итранспортные средства, если в момент приобретения они знали или должны былизнать о незаконности такого ввоза [1.1, ст. 320], то есть недобросовестныеприобретатели товаров;
— организация почтовой связи, утратившая или выдавшая без разрешения таможенногооргана международные почтовые отправления [1.1, ст. 295][1].
Таможенныеи иные налоги — это часть национального дохода, мобилизуемая во все звеньябюджетной системы. Это обязательные платежи юридических и физических лиц,поступающие государству в заранее установленных законом размерах и вопределённые сроки.
Федеральнаятаможенная служба перечислила в бюджет Российской Федерации в 2008 г. 4684 млрд.руб. (около 50,5%), Федеральная налоговая служба — 4073 млрд. руб. (около 44%).Иными словами, решение экономических, социальных, политических проблем,обеспечение функций государства напрямую зависят от мировой конъюнктуры рынкасырьевых товаров, системы таможенно-тарифного регулирования в РоссийскойФедерации.
Актуальностьобозначенной проблемы обусловлена возложенной на таможенную службу обязанностьюпо наполнению доходной части федерального бюджета, что затягивает процесс завершениястадии институционального развития таможенных органов и одновременно служит«налоговым прессом» для участников внешнеторговой деятельности. Прогнозированиетаможенных платежей, поступающих в федеральный бюджет в виде налоговых иненалоговых доходов, представляет собой необходимый фундамент для осуществленияпланирования — планирования на уровне государства (федеральный бюджет) ипланирования внутри системы (контрольные показатели).
Финансово-экономическийкризис резко изменил относительно спокойную ситуацию во внешней торговле России,и, соответственно, резко обострилась ситуация с формированием доходов федеральногобюджета за счет доходов от внешней торговли. Впервые за многие годы в 2009 г. внешнеторговыйоборот России сократился почти в два раза. По данным таможенной статистики за 9месяцев 2009 г. сложилось положительное сальдо торгового баланса, оно составило91,7 млрд. долл. США, тогда как в аналогичный период 2008 г. оно равнялось168,6 млрд. долл. США Размер снижения —76,9 млрд. долл. США или 45,6%. Такое снижениесвидетельствует о возникновении рисков резкого сокращения источников доходов федеральногобюджета.
Анализ измененийобъемов, состава и товарной структуры экспорта и импорта в 2009 г. представляетбольшой интерес для определения тенденций и выявления отраслей народного хозяйства,защита которых должна обеспечить и формирование доходов бюджета страны.
С точки зрениябюджетного планирования, определение источников
доходной частифедерального бюджета и планирование их величин является первостепенной задачейгосударства. Для проведения государственной политики в целях обеспечения достойнойжизни граждан необходимо наличие финансовой платформы, т.е. доходы должны быть направленына экономическое развитие страны, обеспечение социального благополучия нации. Заметим,что на сегодняшний день роль таможенной службы в обеспечении социально-экономическогоразвития страны выражается строчкой в федеральном бюджете государства сдесятизначным числом[2].
Такимобразом, виды таможенных платежей имеют четкое законодательное закрепление иважное значение в формировании федерального бюджета.
2. Организационно-экономическаяхарактеристика таможенного органа
Белгородскаятаможня – это одна из крупнейших таможен России. Протяженность границы сУкраиной в зоне деятельности таможни составляет 540,9км. В составе таможни — 12таможенных постов, 9 автомобильных, 6 железнодорожных пунктов пропуска, одинавиационный международный аэропорт. С украинской стороны на данном промежуткеграницы функционируют четыре таможни – Харьковская, Сумская, Купянская, Старобельская.Из 9 автомобильных пунктов пропуска, функционирующих в регионе деятельностиБелгородской таможни, 4 («Грайворон-Великая Писаревка», «Ровеньки-Танюшевка» и«Нехотеевка-Гоптовка», «Шебекино-Плетеневка) являются многосторонними.Многосторонний автомобильный пункт пропуска Нехотеевка расположен на одной изважнейших автомагистралей, соединяющих центральную часть России с южнымирайонами Украины, – «Крым» и является одним из крупнейших автомобильных пунктовпропуска в Европе.
В ееструктуре следующие таможенные посты:       
-Алексеевскийтаможенный пост Белгородской таможни;
— Белгородскийвосточный таможенный пост Белгородской таможни;
-Белгородскийзападный таможенный пост Белгородской таможни;
-Валуйскийтаможенный пост Белгородской области;
-Грайворонскийтаможенный пост Белгородской области;
-Губкинскийтаможенный пост Белгородской области;
-Новооскольскийтаможенный пост Белгородской области;
-Пролетарскийтаможенный пост Белгородской области;
-Ровеньскийтаможенный пост Белгородской таможни;
-Старооскольскийтаможенный пост Белгородской таможни;
-Таможенныйпост МАПП Нехотеевка Белгородской таможни;
-Шебекинскийтаможенный пост им. В.А. Данкова Белгородской таможни.
Рассмотримэкономические показатели деятельности Белгородской таможни.
В 2008 годуэкспортно-импортные поставки оформили более 980 участников внешнеэкономическойдеятельности. Общий объём грузов, оформленных белгородскими таможенниками,составил 14 млн 127 тыс. тонн. Внешний торговый оборот Белгородской таможниравен 3 млрд 770 млн долларов США. География экспортных поставок – 68 стран.Постоянными крупными партнёрами дальнего зарубежья являются Китай, Турция,Иран, ОАЭ, Египет. Среди стран СНГ постоянными получателями грузов являютсяУкраина, Казахстан, Молдова.
С начала2010 года распределено в доход федерального бюджета 1,5 млрд. рублей.
В истекшемпериоде 2009 года в Белгородской таможне оформление экспортно-импортныхпоставок осуществляли 1010 участников внешней торговли. Таможенными постамиБелгородской таможни оформлено 36 756 ГТД (из них 2025 электронных ГТД) и 64657транзитных деклараций. По объему декларирования крупнейшими таможенными постамиБелгородской таможни являются три поста – Белгородский восточный, Белгородскийзападный, и Старооскольский.
А чтокасается внедрения современных технологий, то, в I квартале 2010 года спланированзапуск новой технологии удалённого выпуска грузовых таможенных деклараций. Она должнапозволить участникам внешнеторговой деятельности подать грузовые таможенныедекларации в любой пункт таможенного оформления, а транспортное средство приэтом будет располагаться в таможенном логистическом терминале Белгородскойтаможни.
Отделтаможенных платежей Белгородской таможни осуществляет в пределах своейкомпетенции контроль над взиманием таможенныхпошлин и налогов в доходную часть федерального бюджета.
Сведения овыполнении планового задания ОТП Белгородской таможни в 2009 году приведены нижев таблице.
Таможенныеплатежи, взысканные в 2009 годуВиды платежей План. Факт. % выполнения /> Взыскано таможенных платежей всего: 6, 606 000 000,00 6 098 955 200,56 92,32 в том числе: -импортная пошлина 807 950 000,00 849 335 203,65 105,12 -экспортная пошлина 0,00 25 771 703,78 #ДЕЛ/0! -НДС 5 597 020 000,00 5 043 790 683,59 90,12 -акциз 9 200 000,00 16 054 446,88 174,50 -таможенные сборы 156 190 000,00 145 804 723,00 93,35 -прочие поступления от ВЭД 35 640 000,00 13 021 108,23 51,06 -средства от реализации конфискованного имущества 17 770,07 -штрафы 5 159 561,36
Изприведенных выше данных можно сделать вывод, что показатели взысканных платежейв 2009 году ниже запланированной суммы. Но не значительно. Так, в частивзысканий импортной пошлины и акциза показатели выше запланированных, показателиНДС и таможенные сборы приближены к сумме запланированных.
Дляускорения темпов собираемости таможенных платежей Белгородской таможнейсоздаются наиболее благоприятные условия для таможенного оформления участниковвнешней торговли с применением новых технологий, таких как электронное декларирование,предварительное информирование от стран КЭС (комиссия Европейского сообщества),предварительное декларирование товаров, упрощение действующих порядковтаможенного оформления, привлечение новых участников внешней торговли.
Такимобразом, взимание таможенных платежей Белгородской таможней имеет положительныепоказатели относительно запланированных объемов и имеет тенденции к развитиюускорения темпов собираемости.
3. Порядокисчисления таможенных платежей и сборов
Основойисчисления таможенных платежей является таможенная стоимость товара или ихколичество.
Таможенныйорган на основании документов и сведений, предоставленных декларантом, а такжена основании имеющейся в его распоряжении информации, используемой приопределении таможенной стоимости товаров, принимает решение о согласии сизбранным декларантом методом определения таможенной стоимости товаров и оправильности определения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров(счет-фактура №240009, дилерский контракт №11 от 27.11.2009г., расчет провознойплаты по прейскуранту №10-01 и т.д. – Приложение 1).
Еслипредоставленные декларантом документы и сведения не являются достаточными дляпринятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости товаров,таможенный орган в письменной форме запрашивает у декларанта дополнительныедокументы и сведения и устанавливает срок для их представления, который долженбыть достаточен для этого.
Дляподтверждения заявленной таможенной стоимости товаров декларант обязан потребованию таможенного органа представить необходимые дополнительные документыи сведения либо дать в письменной форме объяснение причин, по которымзапрашиваемые таможенным органом документы и сведения не могут бытьпредставлены. Декларант имеет право доказать правомерность использованияизбранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверностьпредоставленных им сведений.
Приотсутствии данных, подтверждающих правильность определения заявленнойдекларантом таможенной стоимости товаров, либо при обнаружении признаков того,что предоставленные декларантом документы и сведения не являются достоверными и(или) достаточными, таможенный орган вправе принять решение о несогласии сиспользованием избранного метода определения таможенной стоимости товаров ипредложить декларанту определить таможенную стоимость товаров с использованиемдругого метода. В указанном случае между таможенным органом и декларантом могутпроводиться консультации по выбору метода определения таможенной стоимоститоваров[3].
Таможенныепошлины, налоги исчисляются декларантом или иными лицами, ответственными зауплату таможенных пошлин, налогов, самостоятельно, за исключением случаев,когда:
1)осуществляется оформление в листах международного почтового обмена сиспользованием таможенного приходного ордера [1.1, п. 1 ст. 287, ст. 295];
2)выставляются требования об уплате таможенных платежей в соответствие со статьей350 Таможенного кодекса российской Федерации.
Привыставлении требования об уплате таможенных платежей исчисление подлежащихуплате таможенных пошлин производится таможенным органом.
Исчислениесумм подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов производится в валютеРоссийской Федерации [1.1, ст. 324].
Для целейисчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, соответствующиенаименованию и классификации товаров в соответствий с Таможенным тарифом РоссийскойФедерации и Налоговым кодексом Российской Федерации, за исключением случаев,например, при применении единых ставок таможенных пошлин, налогов к товарам,перемещаемым через таможенную границу физическими лицами для личногопользования.
В случаях,когда для целей исчисления таможенных пошлин, налогов, в т.ч. определениятаможенной стоимости товаров, требуется произвести пересчет иностранной валюты,применяется курс иностранной валюты к валюте РФ, устанавливаемый Центральнымбанком Российской Федерации для целей таможенных платежей и действующий на деньпринятия таможенной декларации таможенным органом[4].
Приисчислении таможенной пошлины, подлежащей уплате при таможенном оформлениитоваров, применяются различные методы. Методы исчисления зависят от того, покаким видам ставок облагается товар таможенными пошлина: по адвалорным, поспецифическим или по комбинирован.
ТПиа = С т ×Сипа / 100, (1)
где ТПиа — размер ввозной таможенной пошлины, рассчитанной по адвалорной ставке; Ст — таможенная стоимость товара; Сипа — адвалорная ставка ввозной таможеннойпошлины.
Если вотношении товара установлена специфическая ставка таможенной пошлины, основойдля начисления служит количество товара. В этом случае расчет таможеннойпошлины производится по следующей формуле:
ТП ис = Вт ×Сипс × Ке, (2)
где ТПис — размер ввозной таможенной пошлины, рассчитанной по специфической ставке; Вт — количество товара; Сипс — специфическая ставка ввозной таможенной пошлины вевро за единицу количества товара; Ке — курс евро к рублю, установленныйЦентральным банком России на дату принятия декларации, рассчитанный исходя изкурса валюты, в которой указана таможенная стоимость товара, к рублю.
Расчетввозной таможенной пошлины на основе комбинированной ставки можетосуществляться двумя методами.
По первомуметоду основой для начисления таможенной пошлины является либо таможеннаястоимость товара, либо его количество. Исчисление ввозной таможенной пошлины вотношении товаров, облагаемых ввозной таможенной пошлиной по комбинированнымставкам, производится в три этапа. Сначала исчисляется размер ввознойтаможенной пошлины по ставке в евро за единицу товара, затем исчисляется размерввозной таможенной пошлины по ставке в процентах к таможенной стоимости. Дляопределения таможенной пошлины, подлежащей уплате, выбирается наибольшая издвух рассчитанных величин.
Основой дляисчисления НДС по ввозимым на таможенную территорию РФ товарам (неподакцизным), является таможенная стоимость товаров, к которой добавляетсятаможенная пошлина. При этом формула расчета НДС имеет следующий вид:

НДС = (ТС а+ ТП и) × С тндс / 100, (3)
где НДС — размер налога на добавленную стоимость ввозимых товаров; ТСа — таможеннаястоимость ввозимого товара; ТПи — размер ввозной таможенной пошлины; С тндс — ставка НДС, в процентах.
Поподакцизным товарам основой для исчисления НДС является сумма таможеннойстоимости, таможенной пошлины и величина подлежащих уплате акцизов. Расчетосуществляется по следующей формуле:
НДС = (ТС а+ ТП и + А а) × Н / 100, (4)
где Аа — размер подлежащего уплате акциза.
Порядокисчисления таможенных платежей рассмотрим на практическом примере. Натерриторию Российской Федерации ввозится концентрат минеральный (Bag, flexiblecontainer), 68 грузовых мест, весом брутто — 68130 кг, нетто — 68000, странапроисхождения — Украина, таможенной стоимостью — 47455 руб. (приложении 1).
Товарпомещается под таможенный режим импорт (выпуск для внутреннего потребления). В графе 47 грузовой таможенной декларации №10000030/130110/п000082 указаны следующие виды таможенных платежей, рассчитываемыена основе таможенной стоимости товара в рублях:
— сбор затаможенное оформление товаров (код 100), основа начисления – 47455 рублей, сборсоставляет 500 рублей для товаров, таможенная стоимость которых не превышает200 тыс. рублей включительно;
— таможенная пошлина (код 200), основа начисления — 47555 при ставке 5% составила2372, 75 руб.;
— налог надобавленную стоимость (код 300), основа начисления – 47555 при ставке 18 % составил8968, 99 руб.
Такимобразом, можно сделать вывод, что существуют единые и комплексные подходы кисчислению таможенных платежей на территории Российской Федерации.
4. Учет иконтроль таможенных платежей и сборов
Порядокконтроля зачисления и уплаты таможенных платежей осуществляется с учетомнескольких операций.
Изначально проводитсяпроверка наличия у лица, ответственного за уплату таможенных платежей,задолженности по уплате таможенных платежей, процентов за использованнуюотсрочку или за рассрочку уплаты таможенных платежей по ранее произведеннымпоставкам, сумм штрафов при совершенных нарушениях таможенных правил, пени запросрочку уплаты таможенных платежей.
Призадолженности товары и транспортные средства подлежат выпуску только после ееполного погашения.
В случаенарушения сроков подачи таможенной декларации производится начисление пени запросрочку уплаты таможенных платежей:
— правильностизаполнения таможенной декларации и ее электронной копии, полноты идостоверности заявленных в них сведений, влияющих на исчисление таможенныхплатежей;
— обоснованностизаявленных тарифных и налоговых льгот и преференций, документов, определяющихзаявленные льготы либо устанавливающих особый порядок исчисления и уплатытаможенных платежей, при наличии соответствующих подтвержденийспециализированного подразделения таможенного органа, осуществляющего контрольи учет таможенных платежей.
Предоставлениетарифных и налоговых льгот или применение особого порядка уплаты таможенныхплатежей производится только при наличии соответствующего подтвержденияуказанного подразделения правильности исчисления и уплаты таможенных платежей.
Должностнымлицом на этом этапе также производится: проверка фактического поступленияденежных средств на счет таможенного органа и начисление пени за просрочкууплаты таможенных платежей.
Должностноелицо после завершения контроля на оборотной стороне первого листа таможеннойдекларации под цифрой «4» делает запись «Проверено», проставляет дату, времяокончания проверки, подпись, личную номерную печать и передает декларацию наследующий этап.
В целяхвозмещения НДС по затратам, приходящимся на экспортируемую продукцию,налоговому инспектору предоставляются для подтверждения обоснованностиприменения ставки 0% (согласно ст. 165 НК РФ) следующие документы:
1) контракт(копии контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара запределами таможенной территории РФ (контракт №11 от 27.11.2009г. – приложение1);
2) выпискабанка, подтверждающая фактическое поступление на счет налогоплательщика выручкиот иностранного покупателя (платежное поручение № 2744/744 от 10.12.2009 г. –приложение 1);
3) грузоваятаможенная декларация (ГТД) или ее копия с отметками российского таможенногооргана, осуществляющего выпуск товаров в режиме экспорта (ГТД от 15.01.2010 г. –приложение 1);
4) копиитранспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметкамипограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределытерритории РФ (дорожная ведомость — приложение 1).
Кроме того,налоговые органы требуют комплект документов, подтверждающих фактическиезатраты, относимые на себестоимость экспортируемой продукции, НДС по которыморганизация предъявляет к возмещению из бюджета.
Данныедокументы представляются налогоплательщиками в срок не позднее 180 дней с датыоформления ГТД на вывоз груза в режиме экспорта. Как правило, возмещение НДС избюджета по экспортным операциям производится не позднее чем через 3 месяца,считая со дня представления декларации по налоговой ставке 0% и требуемыхдокументов.
Обязательствапо уплате таможенных платежей возникают у импортера в момент пересечениятоварами таможенной границы и подлежат исполнению до принятия или одновременнос принятием ГТД, но не позднее 15 дней после их поступления на таможню.
Уплататаможенных платежей (кроме сбора за таможенное оформление) производится повыбору импортера в рублях или иностранной валюте. Сумма пошлины, подлежащейуплате в бюджет, определяется как произведение таможенной стоимости насоответствующую ставку.
5. Основныенаправления совершенствования таможенного контроля за исчислением и уплатойтаможенных платежей
Совершенствованиетаможенного контроля невозможно без учета таможенных платежей. Арсенал инструментови методических подходов к контролю таможенных платежей постоянносовершенствуется.
С развитиембюджетного законодательства в таможенных органах вводится оперативный и бюджетныйучет таможенных платежей.
Перечислениетаможенными органами таможенных платежей в федеральный бюджет осуществляется всоответствии с кодами бюджетной классификации (КБК).
Необходимостьустранения правовых пробелов, выявленных в результате мониторинга применения положенийТаможенного кодекса, устранения некоторых противоречий с Налоговым кодексом, а такжесокращение доходной части федерального бюджета за счет внешнеэкономической деятельностив условиях мирового финансового кризиса обусловили необходимость совершенствованияадминистрирования таможенных платежей.
Таможенныйкодекс Таможенного союза предусмотрел ряд изменений. Рассмотрим суть этихизменений.
При взыскании таможенных пошлин, налогов исчисление подлежащихуплате сумм таможенных пошлин, налогов производится таможенным органомгосударства-члена таможенного союза, в котором подлежат уплате таможенныепошлины, налоги.
Исчисление сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате,осуществляется в валюте государства-члена таможенного союза, таможенному органукоторого подана таможенная декларация, за исключением случаев, предусмотренныхмеждународными договорами государств-членов таможенного союза.
Сумма таможенных пошлин, подлежащих уплате и (или) взысканию,определяется путем применения базы для исчисления таможенных пошлин исоответствующего вида ставки таможенных пошлин.
Сумманалогов, подлежащих уплате и (или) взысканию,определяется в соответствии с законодательством государства-члена таможенногосоюза, на территории которого товары помещаются под таможенную процедуру, либона территории которого выявлен факт незаконного перемещения товаров черезтаможенную границу.
Общая сумма ввозных таможенныхпошлин, налогов в отношении иностранных товаров не может превышать суммутаможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате, в случае если бы иностранныетовары были выпущены для внутреннего потребления, без учета льгот по уплатетаможенных платежей, указанных в подпунктах 2) и 3) пункта 1 статьи 74настоящего Кодекса (далее – льготы по уплате таможенных пошлин, налогов), пенейи процентов, за исключением случаев, когда сумма таможенных пошлин, налоговувеличивается вследствие изменения ставок таможенных пошлин, налогов, когда киностранным товарам применяются ставки таможенных пошлин, налогов, действующиена день принятия таможенной декларации таможенным органом при заявлении инойтаможенной процедуры, в отношении этих иностранных товаров.
Обязанность по уплате таможенных пошлин,налогов прекращается в следующих случаях:
1) уплаты или взыскания таможенныхпошлин, налогов в размерах, установленных Таможенным кодексом Таможенногосоюза;
2) помещениятоваров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления спредоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, не сопряженных сограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами;
3) уничтожения (безвозвратной утраты)иностранных товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо врезультате естественной убыли при нормальных условиях перевозки(транспортировки) и (или) хранения;
4) если размер неуплаченной суммытаможенных пошлин, налогов не превышает сумму, эквивалентную 2 (двум) евро покурсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства-членатаможенного союза, на территории которого возникла обязанность по уплатетаможенных пошлин, налогов, действующему на момент возникновения обязанности поуплате таможенных пошлин, налогов;
5) помещения товаров под таможеннуюпроцедуру отказа в пользу государства, если обязанность по уплате таможенныхпошлин, налогов возникла до регистрации таможенной декларации на помещениетоваров под эту таможенную процедуру;
6) обращениятоваров в собственность государства-члена таможенного союза в соответствии сзаконодательством этого государства-члена таможенного союза;
7) обращениявзыскания на товары, в том числе за счет стоимости товаров, в соответствии сзаконодательством государства-члена таможенного союза;
8) отказа в выпуске товаров всоответствии с заявленной таможенной процедурой, в отношении обязанности поуплате таможенных пошлин, налогов, возникшей при регистрации таможеннойдекларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру;
9) при признании ее безнадежной квзысканию и списании в порядке, определяемом законодательствомгосударств-членов таможенного союза;
10) возникновения обстоятельств, скоторыми Таможенный кодекс Таможенного союза связывает прекращение обязанностипо уплате таможенных пошлин, налогов.
Таможенные пошлины, налоги не уплачиваются:
1) при помещении товаров под таможенныепроцедуры, не предусматривающие такую уплату, при соблюдении условийсоответствующей таможенной процедуры;
2) при ввозе товаров, за исключениемтоваров для личного пользования, в адрес одного получателя от одногоотправителя по одному транспортному (перевозочному) документу, общая таможеннаястоимость которых не превышает суммы, эквивалентной 200 (двумстам) евро покурсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательствомгосударства-члена таможенного союза, таможенным органом которого осуществляетсявыпуск таких товаров, действующему на момент возникновения обязанности поуплате таможенных пошлин, налогов;
3) при перемещении товаров для личногопользования в случаях, установленных международными договорамигосударств-членов таможенного союза;
4) если в соответствии законодательствоми (или) международными договорами государств-членов таможенного союза, товарыосвобождаются от обложения таможенными пошлинами, налогами (не облагаютсятаможенными пошлинами, налогами) и при соблюдении условий, в связи с которымипредоставлено такое освобождение.
4. При установлении таможенныхпроцедур в соответствии с пунктом 2 статьи 202 настоящего Кодекса обязанностьпо уплате таможенных пошлин, налогов возникает и прекращается в соответствии смеждународными договорами государств-членов таможенного союза и (или)законодательством государств-членов таможенного союза.
Рассмотрев вобщем виде изменения, касающиеся взимания таможенных платежей, можно сделать выводо том, что проводимое администрирование таможенных платежей направлено на:
— ужесточениепорядка уплаты, возврата, взыскания таможенных платежей (прежде всего, дляплательщика);
— обеспечениеоперативности поступления денежных средств в федеральный бюджет (как за счет измененияпорядка уплаты таможенных платежей, так и за счет изменения порядка взысканиятаможенных платежей со стороны таможенных органов);
— усиление контроляза поступлением таможенных платежей в федеральный бюджет[5].
Такимобразом, можно сделать вывод, что основные направления совершенствованиятаможенного контроля за исчислением и уплатой таможенных платежей напрямуюсвязано с ужесточением их администрирования.

Заключение
Таможеннаяпошлина — обязательный взнос, взимаемый таможенными органами РФ при ввозетовара на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой территории иявляющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.
Подплательщиками таможенных платежей понимаются лица, обязанные в соответствии стаможенным законодательством и в установленные им сроки уплачивать необходимыетаможенные пошлины и налоги.
Таможенныеи иные налоги — это часть национального дохода, мобилизуемая во все звеньябюджетной системы. Это обязательные платежи юридических и физических лиц,поступающие государству в заранее установленных законом размерах и вопределённые сроки.
Взависимости от обложения таможенной пошлиной ввозимых либо вывозимых товаровсуществует два вида таможенных пошлин:
— ввозная(импортная) таможенная пошлина;
— вывозная(экспортная) таможенная пошлина.
Наибольшийперечень товаров (по видам) подлежит обложению ввозными таможенными пошлинами.
Таможенныепошлины, налоги исчисляются плательщиком. Исключения из данного правиласоставляют следующие случаи:
— выставление таможенным органом требования об уплате таможенных платежей;
— исчисление таможенным органом таможенных платежей при перемещении товаров вмеждународных почтовых отправлениях;
— дополнительныеначисления таможенных платежей таможенным органом по результатам проверкисведений, заявленных декларантом.
Дополнительныеначисления возможны, например, в случаях:
— установления недостоверности сведений о стране происхождения товаров;
— установлениянарушений правил классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатуройвнешнеэкономической деятельности;
— самостоятельного определения таможенным органом таможенной стоимости товаров;
— самостоятельного определения таможенным органом количества товаров.
Исчислениесумм подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов производится в валюте РФ.
Основныенаправления совершенствования таможенного контроля за уплатой таможенныхплатежей связаны с ужесточением их администрирования, а именно:
— ужесточениепорядка уплаты, возврата, взыскания таможенных платежей (прежде всего, дляплательщика);
— обеспечениеоперативности поступления денежных средств в федеральный бюджет (как за счет измененияпорядка уплаты таможенных платежей, так и за счет изменения порядка взысканиятаможенных платежей со стороны таможенных органов);
— усиление контроляза поступлением таможенных платежей в федеральный бюджет.

Списокиспользованных источников
1.      Нормативно-правовые акты
1.1   .Таможенный кодекс Российской Федерации. Принят ГосударственнойДумой 25.04.2003 года. Одобрен Советом Федерации 14 мая 2003 года.
1.2.   Таможенный кодекс Таможенного союза от 27 ноября 2009 года.
1.3. Налоговый кодекс Принят Государственной Думой 16.07.1998года.
1.4. О таможенном тарифе:Федеральный Закон Российской Федерации N 5003-I от 21 мая 1993 года
1.5. О внесенииизменений в бюджетный Кодекс Российской Федерации и отдельные законодательныеакты Российской Федерации: Федеральный закон N 58 от 09.04.2009 года.
2.      Книги
2.1.  Андриашин Х., Свинухов В., Балакин. Таможенное право. – М.: 2008.– 512 с.
2.2.  Бакаева О.Ю. Конспект лекций по таможенному праву. М., 2005. – 112с.
2.3.   Бекяшев К.А. Таможенное право. Учебник. М., 2007. – 445 с.
2.4.   Богомолова А.А. Таможенное право. Лекции. М., 2008. – 231 с.
2.5.   Борозна А.А. Таможенное право. Курс лекций. М., 2008. – 143 с.
2.6.   Берков Е.А., Галанжи Е. Ф. “Учебное пособие в помощь слушателям, изучающимтаможенное дело”. – М., 2008г.- 436 с.
2.7.   Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина,В.Е. Крутсних. — М.: Инфра — М, 2007. —590 с.
2.8.   Габричидзе Б.Н.Российское таможенное право. Учебник для вузов. «Норма» — М., 2002. – 325 с.
2.9.   Галузо В.Н., Эриашвили Н.Д., Килясханов И.Ш., Кизлык А.П.Таможенное право.- М., 2008. – 346 с.
2.10. Голубь О.В., ЕреминВ.В. Таможенное право.- М., 2009. – 452 с.
2.11.Драганов В.Г. Основытаможенного дела: Учебник: Российская таможенная академия при ГТК РФ. М.,2008.- 327 с.
2.12. Завражных М.Л.Таможенное право. М., 2009. – 432 с.
2.13. Ноздрачев А. Д.Таможенное право.- М., 2008. – 445 с.
2.14. Развитиетаможенного дела в России / Научн. редактор П.В. Дробенко. — М.: РИО РТА, 2006.— с. 349.
2.15.Салминин Е.О.Таможенное право. Учебник для вузов. М., 2006. – 325 с.
2.16.Таможенное правоРоссии: Учебник / Под ред. О. Ю. Бакаева, Г. В. Матвиенко. Москва. Юристь,2004.- 279 с.
2.17. Тимошенко И.В. Таможенное право. Курслекций. М., 2006. – 231 с.
2.18.Толкушкин А.В.Таможенное дело. 2-е изд., перераб.и доп. – М., 2009. – 436 с.
2.19.Фомин С.В.Международные экономические отношения, М.: «Юркнига». – М., 2004г. – 321 с.
2.20. Халипов С.В.Таможенное право России. М., 2009. – 328 с.
2.21. Храбсков В.Г.Таможня и закон. — М.: Юрид. лит., 2007. — 228 с.
3.      Периодические издания
3.1.   Жамишев Б. Реальныевозможности Таможенного союза // Таможенное регулирование. Таможенный контроль.- 2010.- №4.С. 34.
3.2.   Шапошников Н.Н.Таможенная политика России //Таможенные ведомости.-2010. — № 2.С. 57.