Таможеный контроль

Негосударственное образовательноеучреждение высшего профессионального образования
«Институт бизнеса, психологии иуправления»
Контрольная работа
по предмету: «Административное итаможенное право»
на тему: «Понятие, виды, формытаможенного контроля. Субъекты административных правоотношений»
 
 

Содержание
1. Понятие, виды,формы таможенного контроля
2. Субъектыадминистративных правоотношений
Список использованной литературы

1. Понятие, виды, формытаможенного контроля
Таможенный контроль — этосовокупность мер, осуществляемых таможенными органами Российской Федерации вцелях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации о таможенномделе, а также иного законодательства Российской Федерации и международныхдоговоров, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы России.
Среди большого количествафункций, реализуемых таможенными органами России, значительную роль играют те,которые призваны обеспечить исполнение задач, непосредственно относящихся ктаможенному контролю. В их число согласно Таможенного кодекса РФ входят:
¾ обеспечениесоблюдения законодательства, контроль за исполнением которого возложен натаможенные органы;
¾ обеспечение впределах своей компетенции экономической безопасности и защиты экономическихинтересов Российской Федерации;
¾ осуществление впределах своей компетенции валютного контроля;
¾ взиманиетаможенных пошлин, налогов и иных платежей;
¾ обеспечениесоблюдения разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средствчерез таможенную границу и др.
Основываясь наперечисленных функциях, можно сделать вывод, что они состоят из контроля заобеспечением соблюдения законодательства по таможенному делу и иногозаконодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенныеорганы.
В соответствии сТаможенным кодексом Российской Федерации таможенный контроль производится вследующих формах:
¾ проверкадокументов и сведений, необходимых для таможенных целей;
¾ таможенныйдосмотр (осмотр товаров и транспортных средств, личный досмотр какисключительная форма таможенного контроля);
¾ учет товаров итранспортных средств;
¾ устный опросфизических, в том числе должностных, лиц;
¾ проверка системыучета и отчетности;
¾ осмотр территорийи помещений складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов,свободных таможенных зон, магазинов беспошлинной торговли и других мест, гдемогут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенномуконтролю, либо осуществляется деятельность, контроль за которой возложен натаможенные органы.
По формамосуществления таможенного контроля его можно разделить на следующие виды:
1) проверка документов натовары и транспортные средства;
2) таможенный осмотртоваров и транспортных средств;
3) таможенный досмотртоваров и транспортных средств.
Следует отметить, что всеэти виды таможенного контроля находятся в единстве и направлены на установлениезаконности перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств,выявление контрабанды и иных преступлений в сфере таможенного дела, а такженарушений таможенных правил.
Рассмотрим видытаможенного контроля подробнее.
Проверка документовна товары и транспортные средства. Проверка документов заключается в их изучении с точки зренияустановления соответствия действующим правилам таможенного дела и полноты ихоформления. Как правило, проверка документов предшествует таможенному осмотруили досмотру товаров и транспортных средств. Однако возможны случаи, когдатаможенный контроль заключается только в проверке документов. таможенный контроль режим экспертиза
По своему назначениюдокументы, необходимые для таможенных целей, могут быть отнесены к следующимгруппам — это транспортные документы, торговые документы, таможенные документыи другие документы.
К транспортнымдокументам относятсяте, по которым товары перемещаются через таможенную границу при перевозкежелезнодорожным, автомобильным, водным и воздушным транспортом — накладные,коносаменты (применительно к железнодорожному транспорту также дорожныеведомости, вагонные листы, передаточные ведомости, багажные квитанции) и др.
К торговым документам относятся: контракты, счета-фактуры,спецификации, инвойсы, упаковочные документы, составляемые поставщикамитоваров.
К таможенным относятся документы, выданные иудостоверенные в надлежащем порядке должностными лицами таможенных органов1.
К другим документам относятся: сертификаты качества,соответствия и карантинные, разрешительные документы иных органов, которымидолжны сопровождаться некоторые товары; воинские пропуска; учредительныедокументы, дающие право российским юридическим и физическим лицам осуществлятьвнешнеэкономическую деятельность, и тому подобные документы.
Лица, перемещающие товарыи транспортные средства через таможенную границу либо осуществляющиедеятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы (перевозчики),обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые длятаможенного контроля. Данное положение отражено в ст. 182 Таможенного кодексаРФ, кроме того, перечень документов и сведений, порядок их представленияопределяются ГТК РФ в соответствии с действующим законодательством РоссийскойФедерации.
Таможенный осмотр. Под таможенным осмотром следуетпонимать административное действие должностных лиц таможенных органов,заключающееся в проверке внешнего вида транспортных средств или находящегося внем товара без вскрытия грузовых помещений, тары либо упаковки на предметустановления законности их перемещения через таможенную границу.
Например, таможенныедекларации, другие документы на товары, подлежащие вручению таможенному органуназначения, при перемещении товаров по процедуре внутреннего и последующеготранзита — документы контроля доставки; свидетельства о допущении транспортныхсредств (контейнеров) для перевозки товаров под таможенными печатями ипломбами, лицензии и квалификационные аттестаты, выдаваемые таможеннымиорганами и др.
Срок хранения такихдокументов установлен в пределах трех лет.
Таможенный осмотробусловлен ст. 185 ТК РФ, согласно которой транспортные средства, помещения идругие места, где находятся или могут находиться товары и транспортныесредства, подлежащие таможенному контролю, места, где осуществляетсядеятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы, а также товарыи транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем, могутидентифицироваться таможенными органами.
Под идентификациейследует понимать наложение пломб, печатей, нанесение цифровой, буквенной и иноймаркировки, идентификационных знаков, проставление штампов, взятие проб иобразцов, описание товаров и транспортных средств, составление чертежей,масштабных изображений, изготовления фотографий, иллюстраций, использованиетоваросопроводительной и иной документации и других средств идентификации.Средства идентификации могут изменяться или уничтожаться только таможеннымиорганами Российской Федерации или с их разрешения, за исключением случаев,когда существует реальная угроза уничтожения, безвозвратной утраты или существеннойпорчи товаров и транспортных средств. При этом таможенному органунезамедлительно сообщается об изменении, удалении или уничтожении средствидентификации и представляются доказательства существования указанной угрозы.
Таможенный досмотр — это административное действие,заключающееся в фактической проверке товаров и транспортных средств в целяхустановления законности их перемещения через таможенную границу, предотвращенияввоза или вывоза запрещенных предметов, обнаружения скрытого перемещения товаров,а также определения наименования товара согласно ТН ВЭД, цены и количества.
Досмотр заключается впроверке транспортного средства, товаров, почтовых отправлений, багажа совскрытием грузовых помещений либо упаковки, валюты и товаров, перемещаемыхчерез таможенную границу физическими лицами.
Сопоставляя таможенныйосмотр и таможенный досмотр, можно обнаружить как общие, характерные для нихчерты, так и черты существенно отличающиеся друг от друга. Общими чертамиследует считать административный характер совершаемых действий одним и тем жеорганом — таможенным учреждением. Следует отметить, что эти действия направленына одни и те же объекты — товары, транспортные средства. Также общей чертойявляется совпадение целей осмотра и досмотра — установление законностиперемещения через таможенную границу объектов осмотра и досмотра.
Различия между осмотром идосмотром состоят в способах и методах их осуществления. Осмотр представляетсобой проверку, обозрение товаров, транспортных средств, помещений, где онимогут находиться, без их вскрытия, без нарушения целостности предметов. Досмотрже производится путем вскрытия грузовых помещений, транспортных средств, тары иупаковки, установления наименования и качества товара, подсчета его количества,проверки всех или части мест, полостей и конструктивных особенностейтранспортных средств, контейнеров и предметов с целью обнаружения тайников,хранилищ, в которых могут быть скрыты предметы.
Одновременно следуетотметить, что существует такая исключительная форма таможенного контроля какличный осмотр.
Личный досмотр проводитсядолжностными лицами таможенного органа одного пола с досматриваемым вприсутствии двух понятых того же пола в изолированном помещении, отвечающемсанитарно-гигиеническим требованиям. Следует отметить, что доступ в этопомещение других физических лиц и возможность наблюдения за проведением личногодосмотра с их стороны должны быть исключены. О проведении личного досмотрасоставляется протокол по форме, установленной ГТК РФ.
Обобщая вышесказанное осущности и назначении осмотра и досмотра как видов таможенного контроля,следует подчеркнуть, что осмотр, как правило, предшествует досмотру, являясьстадией, в ходе которой проверяются документы и решаются вопросы оцелесообразности досмотра, способах его осуществления, установления количестваобъектов, подлежащих досмотру.
Основными задачамитаможенного досмотра является установление законности перемещения черезтаможенную границу товаров и транспортных средств; обнаружение товаров,запрещенных к ввозу, вывозу, товаров, перемещение которых через таможеннуюграницу допускается только с соблюдением, установленных на этот счет положений,и предотвращение их незаконного перемещения; выявление товаров и транспортныхсредств, перемещаемых через таможенную границу без документов; определениетарифного наименования товара согласно ТН ВЭД, его цены, количества и качестваи др.
Таможенные органынаделены правом при проведении таможенного контроля использовать те его формы,которые являются достаточными для обеспечения соблюдения законодательстваРоссийской Федерации о таможенном деле, иного законодательства РоссийскойФедерации и ее международных договоров, контроль за исполнением которыхвозложен на таможенные органы. При необходимости таможенные органы могутиспользовать все формы таможенного контроля, предусмотренные таможеннымзаконодательством.
2. Субъектыадминистративных правоотношений
 
Субъект права в любойотрасли права — этообладатель, носитель определенных прав и обязанностей, которыми он наделен в связис необходимостью реализации своих жизненных потребностей, полномочий,возложенных на него правовым актом, участием в жизни общества, коллектива,государства.
В административном праве нормыреализуются гражданами, их объединениями, государственными органами, которые иявляются в этом случае субъектами административного права, носителямиконкретных прав и обязанностей.
Полномочия, которыминаделены субъекты административного права, имеют определенные особенности посвоему характеру, объему, формам выражения.
Полномочия субъектовадминистративного права могут выражать право гражданина на получение высшегообразования или занятия предпринимательской деятельностью или толькообязанности, например, обязанность граждан и организаций блюсти правила общественногопорядка, благоустройства, являться в правоохранительные органы по их вызову ит.д. Есть полномочия, состоящие из правообязанностей, например, право обучатьсяв образовательном учреждении и обязанность получить там определяемыйгосударством обязательный минимум образования.
Полномочия, которыминаделен субъект административного права, предоставляются ему в одних случаях поего желанию, например, гражданин обращается с заявлением в государственныйорган, в другом случае — вопреки его желанию, например, лицо при привлечении егок административной ответственности, наделяется обязанностями исполнить меруадминистративного взыскания, имея при этом определенные права и обязанности, втом числе по принудительному исполнению. Права и обязанности субъектаадминистративного права образуют его правовой статус.
Правовой статус -категория комплексная,отражающая взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивидаи коллектива.
Правовой статус субъектаадминистративного права образуют нормы общие для всех субъектов, например,нормы о праве обращения субъектов в государственные и иные органы с заявлениями,жалобами, предложениями. Наряду с общими нормами, правовой статус субъекта административногоправа объединяет значительное число норм, которые реализуются только даннымсубъектом, например, правила учреждения общественных объединений, закрепленныев законодательстве, адресованы только этим субъектам административного права. Взависимости от вида и объема полномочий субъекты административного права делятсяна группы и виды.
Поэтому целесообразно, сточки зрения практики правового регулирования и изучения данной проблемы, классифицироватьсубъекты административного права на группы, каждая из которых имеет свой административно-правовой статус. Субъекты административного права разделяются на две группы: физическиелица и организации. В основу такого разделения положены как различия ввыражении воли и интереса, так и в наборе полномочий субъектов — многие полномочияфизических лиц присущи только им и совсем не свойственны организациям инаоборот, например, право жалобы, право и обязанность иметь Устав организации.
Физические лица, как субъектыадминистративного права, категория родовая и охватывает четыре вида субъектов:личность, гражданин, иностранный гражданин, лицо без гражданства (апатрид). Заоснову выделения этих видов приняты степень связи лица с данным государством ипроизводный от этого объем прав и обязанностей лица: у гражданина РоссийскойФедерации один объем правового статуса, у лица без гражданства, хотя и проживающегона территории РФ, иной объем, у иностранного гражданина на территории РФ — третий.
Организации как субъектыадминистративного права, так же должны быть разделены на виды и группы. Впервую очередь все организации следует разделить на государственные и негосударственные.
Государственные организации выполняют задачи,функции и полномочия, порученные им государством, базируются на государственнойсобственности и управляются государством, к числу государственных организацийотносятся органы государства (представительной власти, исполнительной власти идругие), государственные предприятия и учреждения (образовательные, научные,учреждения культуры и другие).
Организации негосударственные не выполняют государственных задач и функций, хотя и могутспособствовать этому, например, в области охраны порядка и безопасностинародные дружины не финансируются государством и им не управляются, профсоюзы,спортивные организации и другие общественные объединения граждан, кооперативныеобъединения, политические партии и другие. Эта классификация не государственныхорганизаций проводится по их целям, форме собственности, территориальныммасштабам деятельности.
Для системы министерствавнутренних дел, как государственной системы, характерно наличие в ней субъектовадминистративного права в виде государственных организаций. Но законодательстводопускает участие личного состава и в организациях не государственных, />например, в профсоюзах, спортивных организациях идругих.

/>

/>/>Личность
/>/>Гражданин РФ
/>/>Иностранные гражд Гос. органы
/>/>Лица без гражданства Гос. предприятия
/>ОМСУ
/>

/>Объединения
/>Кооперативы
/>Гос. учреждения
/>Смешанные служащие
Для того чтобыучаствовать в правоотношениях, необходимо обладать правоспособностью.Правоспособностью участников гражданских правоотношений наделяет государство,признавая тем самым их в качестве субъектов права.
Для того чтобы своими действиямиприобретать и осуществлять права, создавать для себя обязанности и исполнятьих, субъекты правоотношений наделяются дееспособностью.
Иногда в научнойлитературе применяется термин «правосубъектность», объединяющийправоспособность и дееспособность. Правосубъектность определяется как«социально-правовая способность быть участником соответствующихправоотношений».

Список использованнойлитературы
1. Комментарий кТаможенному кодексу РФ / Под. общ. ред. В.А. Максимцева, Б.Н. Габричидзе. М.I997.
2. Габричидзе Б.Н.Практика применения Таможенного кодекса Российской Федерации – М.: Книжный мир,2002.
3. Основытаможенного дела: Учебник/ Под общ. ред. В.Г. Драганова. – М.: Изд-воЭкономика, 1998. – 687с.
4. Бахрах Д.Н.,Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. 3-е изд., пересмотр. и доп. — М.: Норма, 2008. — 816с.
5. Алехин А.П.,Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации:Учебник. — М.: Изд-во ЗЕРЦАЛО, 1996. — 680 с.
6. Бахрах Д.Н.,Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. – М.:Норма, 2005. – 800 c.