Министерствообразования и науки
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
Шадринскийгосударственный педагогический институт
Факультетфизической культуры
Кафедраспортивных дисциплин
Курсовая работа
дисциплина:Методика физического воспитания и спорта
тема: Танцевальныеупражнения как средство повышения интереса к уроку физической культуры
Шадринск 2010
Введение
Развитиеинтереса к занятиям физической культуры у детей в школе одна из актуальныхпроблем современности. Интерес человека — это не врождённые свойства личности,а результат её формирования, обусловленный социальным окружением, сферой ихарактером деятельности. В школах резко упал интерес к занятиям физическойкультурой и вообще к спорту. 80% всех выпускников школ имеют отклонения всостоянии здоровья, в среднем, пропускают уроки физической культуры каждыйшкольник по причине болезни, и в основном это простудные заболевания.
Насовременном этапе развития общества возрастает значение и роль формированиягармонично развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральнуючастоту и физическое совершенство. На этом сегодня сосредотачиваются усилиявсей системы воспитания, на формирование личности нового, современного типа.Начинается это формирование, как, известно, в детские годы, составляющие одиниз наиболее сложных и значимых периодов становления личности.
На современном этаперазвития образования остро встает проблема о развитии интереса у школьников кфизической культуре. Дело в том, что мотивы учения школьников в настоящее времянаходятся на очень низком уровне, а современный уровень школьного образованиятребует от учащихся овладения довольно сложными теоретическими понятиями иидеями.
Важноеместо в системе обучения и воспитания подрастающего поколения занимаетсяфизическое воспитание, средства, методы, и формы которого служат укреплению иповышению уровня здоровья и работоспособности подготовке к активной трудовойдеятельности. Физическое воспитание должно охватывать ежедневными занятиямифизической культурой и спортом всех членов общества, хотя бы малыми егоформами, такими как утренняя гигиеническая зарядка и гимнастика в режимерабочего дня и режиме уроков в школе.
Интереск занятиям очень сложное и значимое для личности образование. Педагогическийподход к решению этого вопроса должен состоять в том, чтобы обнажать впедагогическом процессе объективные возможности интересных сторон, возбуждать иподдерживать состояние активной заинтересованности и формироватьцеленаправленный интерес через систему обучения и воспитания.
Формирование интереса удетей способствует развитию активности, самостоятельности в овладении новымизнаниями, повышению заинтересованности в изучении материала, снижениюколичества отвлечений на уроках. Учащимся становится интересен сам процессдобычи знаний, т. е. учащийся полностью вовлекается в учебный процесс,становится активным его участником.
Целькурсовой работы: изучить проблему интереса школьников к занятиям ФК посредствомтанцевальных упражнений.
Объектисследования: интерес к занятиям по физической культуре.
Предметисследования: танцевальные упражнения как средство формирования интересашкольников к занятиям по физической культуре.
Для достиженияпоставленной цели решались следующие задачи:
1. Раскрыть теоретическиеподходы к пониманию категории «интерес».
2.Определить содержаниепонятия интереса к занятиям ФК.
3.Изучить уроккак основную форму физических упражнений 4. Раскрыть требования,предъявляемые к уроку физической культуры
5 Рассмотреть разнообразиеуроков физической культуры по средствам танцевальных упражнений
Данная работа состоитиз введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Глава 1. Интерес куроку физической культуры – как педагогическая проблема
1.1 Понятие интереса впсихолого-педагогической науке
Интересявляется одним из компонентов познавательной и двигательной активностишкольников. Само понятие интерес трактуется в психолого-педагогическойлитературе по-разному. Одни отождествляют его с направленностью личности вцелом, другие сближают с отдельными побуждениями, входящими в мотивационнуюсферу. Так, например, интерес есть не более чем явление, сущность и основаниекоторого ещё должны быть найдены. Следовательно, мотивация есть основа,источник в познании, а интерес — следствие и проявление процессов, происходящихв ней.
Интерес- этоосознанное положительное отношение к чему-либо, побуждающее человека проявлятьактивность для познания интересующего объекта. В психологии интересхарактеризуют рядом определенных качеств: широта (круг интересов человека),глубина (степень интереса к какому-либо объекту), устойчивость(продолжительность сохранения интереса к какому-либо объекту), мотивированность(степень сознательности или случайности, преднамеренность интереса),действенность (проявление активности для удовлетворения интереса).
Интерескак очень сложное и значимое для личности образования имеет множество различныхтрактовок.
АнаньевБ.Г. определяет интерес как избирательную направленностьпсихических процессов человека на объекты и явления окружающего мира В.Н.Мясищев считает, что интерес — это тенденция, стремление, потребность личностизаниматься данной деятельностью, которая приносит удовлетворение. По мнению В.Г. Иванова, интерес является побудителем активности личности, под влияниемкоторого процесс ускоряется, а деятельность становится увлекательной ипродуктивной. Леонтьев А. Н. определяет интерес как избирательное отношение кокружающему миру и его явлениям. Напротив, Рубинштейн А. Н. считает, что истокиинтереса лежат в общественной жизни, т. е. вне общественной среды, внедеятельности интерес развиваться не может.
Интересне представляет собой отдельного конкретного психологического процесса, какимявляются, например, мышление, восприятие, память. В этом сложном отношениичеловека к предметному миру в органическом единстве взаимодействуютинтеллектуальные, эмоциональные и волевые процессы. Это и является основаниемстоль побуждающего влияния интереса на развитие различных психических процессов(памяти, внимания, воображения). Интерес как бы «согревает своим участием» всепроцессы сознания, сообщает «особую теплоту» их протекания, благодаря чему подвлиянием познавательного интереса деятельность сознания становится особеннопродуктивной и приобретает большую глубину .
Педагогическийподход к решению этого вопроса должен состоять в том, чтобы:
— Обнажатьв педагогическом процессе объективные возможности интересных сторон, явлений окружающейсреды.
— Возбуждатьи постоянно поддерживать у детей состояние активной заинтересованности.
— Системой обучения и воспитания формировать целенаправленный интерес.
Интересычеловека — это не врождённые свойства личности, а результат её формирования,обусловленный социальным окружением, сферой и характером деятельности.
Интересвсегда имеет определённую предметную направленность, интересы человекамногообразны, как многообразен окружающий мир.
Современнаядидактика, опираясь на новейшие достижения педагогики и психологии, видит винтересе большие возможности и для обучения, и для развития, и для формированияличности ученика в целом. В обучении фигурирует особый вид интереса — интерес кпознанию, или, как его принято теперь называть, познавательный интерес. Егообласть — познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладениесодержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками,при помощи которых ученик получает образование.
Познавательныйинтерес нужно признать одним из самых значимых факторов учебного процесса,влияние которого неоспоримо как на создание светлой и радостной атмосферыобучения, так и на интенсивность протекания познавательной деятельностиучащихся. В познавательном интересе находит своё выражение ряд значительныхдля обучения и развития моментов. Интерес к познанию, пробуждающийся подвлиянием обучения, заботливо и разумно поддерживаемый учителями, являетсяосновой развития склонностей школьников к различным видам творческойдеятельности, основой развития способностей учеников и нередко ихпрофессиональной направленности. Воспитание у школьника в процессе обученияактивного познавательного отношения к знаниям коренным образом перестраиваетего отношение к самому процессу учения. Благодаря этому учение становитсяприятным, плодотворным, приносит радость и удовлетворение и ученику и учителю.Интерес, и особенно познавательный интерес, психологи и педагоги изучают сразличных сторон, но любое исследование рассматривает интерес как часть общейпроблемы воспитания и развития.
Интересдолжен обеспечивать систематическую активность учащихся при овладении ведущимиспособами деятельности. Познавательный интерес имеет огромную побудительнуюсилу: он заставляет активно стремиться к познанию, активно искать способы исредства удовлетворения возникающей у него жажды знаний.
Интересможно определить как эмоционально-познавательное отношение к предметам илинепосредственно мотивированной деятельности, переходящее при благоприятныхусловиях в эмоционально — познавательную направленность личности. Из этогоопределения вытекает, что учитель пробуждает активность учеников, побуждает ихискать ответ. И так от урока к уроку. Переживание обобщается, становитьсяэмоционально-познавательным отношением к предмету, которое побуждает учащихсяинтересоваться поставленными на уроке проблемами и после того, как прозвенелзвонок с урока. Г.И. Щукина указывает также на то, что интерес выступает как«мощный побудитель активности личности, под влиянием которого все психическиепроцессы протекают особенно интенсивно и напряжённо, а деятельность становитьсяувлекательной и продуктивной » .
Познавательныйинтерес относится к различным областям познавательной деятельности. Он можетбыть весьма широким, различным, распространяющимся на получение информациивообще, на узнавание нового в различных областях знаний. В школе объектомпознавательных интересов учащихся является содержание учебных предметов,овладение которыми составляет основное назначение учения.
Отсюдаследует, что в сфере познавательного интереса включаются не толькоприобретаемые школьниками знания, но и процесс овладения знаниями, процессучения в целом, позволяющий приобретать необходимые способы познания.
Впедагогике различают понятие интереса как направленности на предмет и понятиесклонности как направленности на деятельность.
Познавательныйинтерес направлен на познание, овладение знаниями, которые представлены вшкольных предметах, а также и на процесс добывания этих знаний, напознавательную деятельность, в которой происходит применение полученных знаниии умении, и их совершенствование.
Познавательныйинтерес представляет собой сплав важнейших для развития личности психическихпроцессов. В интеллектуальной деятельности протекающей под влияниемпознавательного интереса проявляется:
— активныйпоиск
— догадка
— исследовательскийподход
— готовностьк решению задач.
Эмоциональныепроявления, вплетённые в познавательный интерес:
— эмоцииудивления
— чувствоожидания нового
— чувствоинтеллектуальной радости
— чувствоуспеха
Важнейшимэлементом в этом сплаве является волевое усилие. Ядром познавательного процессаявляются мыслительные процессы (К. Д. Ушинский, Б. Г. Ананьев, Н. Ф. Добрынин).
Итак,познавательный интерес выступает перед нами как избирательная направленностьличности, обращённая к области познания, к её предметной стороне и самому процессуовладения знаниями.
Интереслежит в основе пытливости, любознательности, желания проникнуть в глубьизучаемого предмета, сопоставить и сравнить его с другими учебными предметами,сделать какие-то выводы, поставить новые вопросы. Без достаточного развитияэтих качеств, ни о каком успешном обучении речи быть не может. Именно интересыребёнка определяют его активное отношение к миру, к процессу познания.
1.2 Сущность интереса кзанятиям физической культуры
Формированиеинтереса учащихся к занятиям физической культурой будет эффективным, если: 1)применяется объективная система контроля процесса физического воспитания,выполняющая стимулирующую роль оценки; 2} в качестве мотивирующих факторовприменяется интегральная оценка, профиль физической подготовленности ипоказатели физического здоровья; 3) мотивирующие факторы объединены в методикеФормирования интереса к занятиям физической культурой учащихся.
Передсовременным учителем физической культуры стоит задача обеспечить высокийуровень активности учащихся на уроках. Для этого необходимо, чтобы школьникииспытывали интерес к занятиям физическими упражнениями, стремились развиватьнеобходимые для этого физические и психические качества и получалиудовлетворение от этих уроков.
Активность,проявляемая учениками на таких уроках, может быть представлена в двух видах: познавательнаяи двигательная.
Познавательнаяактивность учащихся заключается во внимательном восприятииучебного материала и осмысленном отношении к нему, что вызывает прочное егоосвоение .
Двигательнаяактивность учащихся связана с непосредственным, мотивированными осознанным выполнением физических упражнений.
Другимисловами, и познавательная и двигательная активность прежде всегохарактеризуется психической активностью школьника.
Исходяиз двойственного определения психической активности человека (биологическая исоциальная), можно выделить ряд факторов, обеспечивающих активность школьниковна уроках физической культуры. К ним относятся:
1) биологическиефакторы: потребность в движении, потребность в сохранении жизни и здоровья;
2) социальныефакторы: особенности организации деятельности на уроках, оценка деятельностидругими людьми, прежде всего учителем, интерес к урокам, чувствоудовлетворенности уроками и истинные цели занятия физическими упражнениями.
Дляподдержания активного интереса к физической культуре необходимо систематическидавать школьнику соответствующую информацию как при обучении движению, так ипри его совершенствовании. Эта информация должна обязательно раскрывать важностьтого или иного упражнения для выполняющего его. Например, начиная обучениеопорному прыжку, мы объясняем, что прыжок через коня или козла — это несамоцель, но что овладеть им очень важно, потому что многократные прыжкиукрепляют силу мышц, развивают координацию движений, вырабатывают умениеориентироваться в пространстве.
Назанятиях физической культурой необходимо, чтобы школьник брал ответственностьза результаты занятий на себя и объяснял свои неудачи не отсутствием у негоопределенных способностей, а недостаточностью собственных усилий. Только в этомслучае успешно формируются внутренняя мотивация и интерес к занятиям. Но,безусловно, школьнику надо подбирать индивидуальные, доступные ему и в то жевремя прогрессирующие показатели и, конечно же, посильные упражнения, задания,требования и т.д., то есть оптимальные режимы мотивации.
Каждогошкольника необходимо сориентировать на доступный и подходящий для негорезультат, достижение которого должно восприниматься им и оцениваться учителем,товарищами по классу, родителями как успех, как победа школьника над собой.Например, при обучении технике выполнения кувырка назад задача максимум —овладеть техникой. И на это отводится несколько уроков. Но на каждом уроке удетей стоят также свои минимальные задачи. У ученика, более быстро освоившегодвижение, задача на уроке более сложная, чем у слабого ученика. И обязательнопри любом результате их должно ждать одобрение, подбадривание со стороныучителя.
Навсех уроках необходимо использовать анализ выполненной работы и самоанализ.Предлагать детям после выполнения задания найти совершенные ошибки, объяснить,почему что-то не получилось, что выполняющий сделал неправильно. Сначала этоделается с помощью учителя с его наводящими вопросами, а затем под его контролем.Но обязательно в конце обсуждения надо сделать акцент на удачно выполненныхэлементах упражнения. Это помогает утвердить в сознании школьников связь междудостигнутым результатом и своей активной деятельностью .
Интересыучащихся к занятиям физической культурой бывают разными. Это и стремлениеукрепить здоровье, сформировать осанку, это и желание развивать двигательные иволевые качества. Интересы мальчиков и девочек различны: девочки чаще всегодумают о красивой фигуре, гибкости, изяществе движений и походки, реже оразвитии быстроты, выносливости, силы. Мальчики же хотят развить силу,выносливость, быстроту, ловкость. Значимость привлекательных сторон физическойкультуры меняется и с возрастом. Если младшие школьники проявляют интерес кдвигательной активности вообще, то подростки занимаются физическимиупражнениями уже с какой-то конкретной целью, у старшеклассников на первомместе стоят мотивы, связанные с их жизненными планами, то есть с подготовкойсебя к определенной профессиональной деятельности. И все эти аспекты необходимоучитывать.
Поддержаниеинтереса и целеустремленности у школьников во многом зависит от того,испытывают ли они удовлетворение на уроке физической культуры и формируется лиу них удовлетворенность занятиями физическими упражнениями.
Помимоудовлетворенности уроком, у школьников имеется еще и отношение к физическойкультуре как к учебному предмету, которое характеризуется, с одной стороны,пониманием значимости этого предмета, а с другой — ожиданием того, что науроках данного предмета можно удовлетворить свои интересы, потребности вдвигательной активности. Когда учащийся испытывает состояние удовлетворенности,происходит и формирование положительно-активного отношения к физическойкультуре .
Главнымиже причинами падения удовлетворенности уроками физической культуры многиеученые называют отсутствие эмоциональности урока, неинтересность выполняемыхупражнений, малую или чрезмерную физическую нагрузку, плохую организацию урока.Не удовлетворенные уроками учащиеся обычно ходят на них лишь ради оценки и дляизбежания неприятностей. А вот учащиеся, испытывающие состояниеудовлетворенности на уроках, работают на них ради своего физическогосовершенствования.
Мотивыпосещения школьниками уроков физической культуры влияют на учебную активностьучащихся, в свою очередь и она в большей мере зависит от удовлетворенностишкольников уроками. Удовлетворенные качеством и результатами уроков проявляютна них большую активность, чем не удовлетворенные.
Педагогическаяпрактика и научные исследования показали, что результативная мотивация иинтерес к физической культуре значительно возрастает, когда учитель и ученикдобиваются сдвигов в обучении двигательным действиям и развитии двигательныхкачеств в относительно короткий промежуток времени. В итоге быстрее возникаютвнутренняя мотивация, вдохновение успехом, что особенно важно для учащихсямладших классов, так как они неспособны переносить длительные напряжения подвоздействием только внешней мотивации.
Интерес- этоосознанное положительное отношение к чему-либо, побуждающее человека проявлятьактивность для познания интересующего объекта. В психологии интересхарактеризуют рядом определенных качеств: широта (круг интересов человека),глубина (степень интереса к какому-либо объекту), устойчивость (продолжительностьсохранения интереса к какому-либо объекту), мотивированность (степеньсознательности или случайности, преднамеренность интереса), действенность(проявление активности для удовлетворения интереса).
Интересможно определить как эмоционально-познавательное отношение к предметам илинепосредственно мотивированной деятельности, переходящее при благоприятныхусловиях в эмоционально — познавательную направленность личности. Из этогоопределения вытекает, что учитель пробуждает активность учеников, побуждает ихискать ответ. И так от урока к уроку. Переживание обобщается, становитьсяэмоционально-познавательным отношением к предмету, которое побуждает учащихсяинтересоваться поставленными на уроке проблемами и после того, как прозвенелзвонок с урока. Г.И. Щукина указывает также на то, что интерес выступает как«мощный побудитель активности личности, под влиянием которого все психическиепроцессы протекают особенно интенсивно и напряжённо, а деятельность становитьсяувлекательной и продуктивной » .
Интереслежит в основе пытливости, любознательности, желания проникнуть в глубьизучаемого предмета, сопоставить и сравнить его с другими учебными предметами,сделать какие-то выводы, поставить новые вопросы. Без достаточного развитияэтих качеств, ни о каком успешном обучении речи быть не может. Именно интересыребёнка определяют его активное отношение к миру, к процессу познания.
Формированиеинтереса учащихся к занятиям физической культурой будет эффективным, если: 1)применяется объективная система контроля процесса физического воспитания,выполняющая стимулирующую роль оценки; 2} в качестве мотивирующих факторовприменяется интегральная оценка, профиль физической подготовленности ипоказатели физического здоровья; 3) мотивирующие факторы объединены в методикеФормирования интереса к занятиям физической культурой учащихся. Интересыучащихся к занятиям физической культурой бывают разными. Это и стремлениеукрепить здоровье, сформировать осанку, это и желание развивать двигательные иволевые качества. Интересы мальчиков и девочек различны: девочки чаще всегодумают о красивой фигуре, гибкости, изяществе движений и походки, реже оразвитии быстроты, выносливости, силы. Мальчики же хотят развить силу,выносливость, быстроту, ловкость. Значимость привлекательных сторон физическойкультуры меняется и с возрастом. Если младшие школьники проявляют интерес кдвигательной активности вообще, то подростки занимаются физическимиупражнениями уже с какой-то конкретной целью, у старшеклассников на первомместе стоят мотивы, связанные с их жизненными планами, то есть с подготовкойсебя к определенной профессиональной деятельности. И все эти аспекты необходимоучитывать.
Глава2. Танцевальные упражнения как средство повышения интереса к уроку физическойкультуры
физический культуратанцевальный упражнение
2.1 Урок – как основнаяформа физических упражнений
Главенствующееположение урока физической культуры (как основной формы занятий физическимиупражнениями) определяется тем, что в нем заложены возможности для решения стратегическихзадач физической культуры – всестороннего, гармоничного развития учащихся, ихнаправленной и эффективной подготовки к жизни (к трудовой деятельности, военнойслужбе) и др. Относительно всех других форм физического воспитания учащихсяурок физической культуры имеет следующие преимущества:
1) являетсясамой массовой формой организации систематических занятий школьниковфизическими упражнениями;
2) проводитсяна основе научно обоснованной программы физического воспитания, рассчитанной надлительный срок обучения;
3) осуществляетсяпод руководством педагогов по физической культуре и спорту с учетомвозрастно-половых и индивидуальных особенностей школьников;
4) способствуетнаправленному развитию и физической подготовке учащихся, оптимизации их физическогосостояния.
Подсодержаниемурока часто подразумевают только определенный набор физических упражнений, предлагаемыхученикам. Между тем анализ всего происшедшего на уроке показывает, что весьма важнымдля достижения намеченного результата являются процесс выполнения учащимисязапланированных упражнений и связанная с этим выполнением многообразная деятельностьзанимающихся. Она проявляется в слушании педагога, наблюдении и восприятии показанного,осмыслении воспринятого, проектировании собственных действий и их выполнении, организациисамоконтроля и самооценки, обсуждении возникших вопросов с педагогом и товарищами,регулировании эмоциональных проявлений и во многом другом. От этих элементов деятельностиучащихся и зависит конечный результат урока. Следовательно, эти элементы деятельностии являются главным содержанием занятия.
Однакокаждоеконкретное действие ученика и класса в целом вызывается определенной деятельностьюучителя. Она заключается в постановке задач, намеченных на данный урок, определенииконкретных заданий для их решения и создании условий для выполнения. Учитель осуществляетнаблюдение за деятельностью учащихся, оценивает и корректирует их действия, дозируетнагрузку, управляет поведением, налаживает взаимоотношения между детьми и др. Всяэта многогранная деятельность педагога, определяющая и направляющая действия занимающихся,составляет весомую часть урока.
Результатомдеятельностидетей, направляемой учителем, являются изменения в физическом и психическом состоянииучащихся, в их знаниях, умениях, навыках и поведении. Эти внутренние процессы иизменения, вызванные организованным выполнением физических упражнений, составляютеще одну сторону содержания урока физической культуры.
Такимобразом,содержание урока физической культуры многогранно. Оно составляет определенный наборфизических упражнений, деятельность учащихся, работу учителя и результаты, отражающиеэту работу.
Содержаниеурокапланируется учителем, но педагог не может заранее предвидеть все детали рабочихситуаций и условий, складывающихся в процессе его совместной работы с детьми.Поэтому в практике работы различают содержание урока проектируемое и реально сложившеесяв процессе его проведения. Содержание реального урока не совпадает полностью с намеченным.Это обстоятельство должно учитываться учителем в процессе его проведения
Построение(структура)урока
Всеэлементысодержания урока должны быть спроектированы учителем в процессе построения урока.Основой для построения урока являются биологические закономерности функционированияорганизма, определяющие его работоспособность, и логика развертывания учебно-воспитательногопроцесса. Существуют четыре зоны работоспособности: зона предстартового состояния,зона срабатывания, зона относительной стабилизации и временной потери работоспособности.
Логикаучебно-воспитательногопроцесса требует: 1) последовательного включения занимающихся в познавательную деятельность;2) постепенного достижения необходимого уровня физической работоспособности; 3)последовательного решения намеченных на данное занятие образовательных, оздоровительныхи воспитательных задач; 4) обеспечения хорошего после рабочего состояния организма,способствующего успешной последующей деятельности учащихся. Это обусловило разделениеурока на три части: подготовительную, основную и заключительную. Деление урока натри части не означает, что он теряет свою целостность. Наоборот, каждая часть должналогически предшествовать последующей и вытекать из предыдущей. Переходы от однойчасти к другой должны быть мягкими и незаметными. Решая свои частные задачи, каждаячасть должна служить наиболее эффективному достижению конечного результата урокав целом. Поэтому время, отведенное на отдельные части и их конкретное содержание,весьма изменчиво, так как зависит от множества факторов: от конкретногосостояния занимающихся на данном уроке, их особенностей, задач занятия, спецификиизбранных упражнений, внешних условий работы и др.
Последеленияурока на части наступает второй этап построения урока — определение физических упражнений(и их последовательности), позволяющих наилучшим образом решать общие и частныезадачи частей урока. Необходимость определения последовательности упражнений вызванаизвестными явлениями «последействия». Учитель должен стремиться достичьположительного влияния предварительно выполненного упражнения для успеха последующего.Например, разучивание сложнокоординированных упражнений ставят в начале урока. Присовершенствовании их можно выполнять и на фоне утомления, то есть в конце урока.Упражнения на развитие быстроты дают низкий эффект после работы на выносливость.Нежелательно в одном уроке давать упражнения, способные вызвать явление отрицательногопереноса.
Решающимтретьимэтапом структурыурока является определение взаимосвязанной последовательности действий педагогаи занимающихся при решении каждой педагогической задачи, применении каждого упражнения,определении методов и методических приемов, используемых в процессе проведения урока.Сюда же относятся организации подгрупп, постановка им задач, порядок смены местзанятий, установка снарядов, раздача и сбор инвентаря, то есть вспомогательные действия,используемые на данном уроке.
Такимобразом,каждый урок представляет собой единство содержательного, методического и организационногоэлементов. Нарушение этого единства, непонимание или игнорирование важности каждогоиз названных элементов приводят к резкому снижению эффективности урока, ставят подсомнение возможность решения намеченных задач.
Успехзанятияопределяется уже в процессе подготовки к нему. Однако нельзя забывать о том, чтоконкретная ситуация не всегда может быть предусмотрена, а это, в свою очередь, требуетперестройки урока в процессе его проведения. Оценить сложившуюся на уроке ситуациюи творчески решить ее позволят педагогу его знания, практический опыт, мастерство,
Рассмотримособенностипроведения каждой части урока отдельно.
Подготовительнаячасть урока
Подготовительнаячастьурока должна проводиться так, чтобы:
— организоватьучеников и психологически настроить их на сознательное выполнение задач, поставленныхна данный урок; эмоционально подготовить их к продуктивной работе;
— подготовитьучащихся к овладению упражнениями определенного характера (игровыми, легкоатлетическими);
— функциональноподготовить организм учащихся к выполнению более интенсивных и трудных упражнений;
— содействоватьформированию осанки, воспитывать ловкость и умение управлять двигательной деятельностью.
Следовательно,подготовительнаячасть решает задачи, связанные с обеспечением наилучших условий реализации общихзадач урока, и одновременно имеет относительно самостоятельное образовательное иоздоровительное значение.
Начинаетсяурокобщим построением класса и рапортом дежурного ученика о готовности к началу урока.Процедура рапорта необязательна в работе с учащимися младшего школьного возраста.Программой она предусмотрена начиная с 3 класса. Но уже при первом ознакомленииидетей с рапортом надо иметь в виду его воспитательное значение и категорически требоватьабсолютной дисциплины.
Послеприветствиядежурный становится на правый фланг. Это дает возможность каждому ученику в течениегода дважды побывать в роли направляющего, что активизирует деятельность учащихсяпри изучении строевых упражнений, построений и перестроений. Учитель стремится избегатьшаблона в построениях, разнообразить формы размещения и перемещения Например, строитьдетей поначалу можно продольно и по диагонали, поочередно размещать мальчиков идевочек на правом фланге. Возможно построение в две шеренги с различными интервалами,позволяющими выполнять задания учителя, и т. п. Очень ценным является произвольноеразмещение учеников младших классов перед учителем.
Вмладшихклассах начальное построение осуществляет учитель, в средних и старших классах- дежурный ученик по согласованию с учителем. До начала урока и до прихода учителяк месту проведения занятия учащиеся должны быть построены и готовы к приветствию.
Обменприветствиями— обязательный момент подготовительной части урока. Он долженбыть взаимно благожелательным, спокойным, вежливым, дисциплинирующим, должен воспитыватькорректные взаимоотношения между учителем и учащимися, обеспечивать успехдальнейшей совместной деятельности.
Напервыхуроках после приветствия класса с целью изучения состава учитель делает перекличку,а в дальнейшем сразу приступает к проверке домашнего задания. Оговоримся, что проверкадомашнего задания может проводиться по ходу урока, в основной и дажезаключительной части.
Далееучительсообщает задачи урока. Их сущность может уточняться в основной части занятия.
Средствамиподготовительнойчасти являются построения и перестроения; ходьба мягким, острым, обычным, высокими пружинящим шагом, перекатом с пятки на носок, другими способами; различные способыбега и прыжков, подскоки; танцевальные упражнения; преодоление препятствий; упражненияна внимание; общеразвивающие упражнения без предметов, с предметами и паснарядах (стенка, скамейка), в движении и на месте, в парах.
Вподготовительнойчасти урока можно выделить три последовательных раздела: общий, специальный и индивидуальный.Общий решает преимущественно задачи оздоровления и функциональной подготовки; специальный- готовит учеников к освоению упражнений определенной структуры и характера; дляиндивидуального выделяют свободные минутки, во время которых учащиеся выполняютрекомендованные учителем и подобранные самостоятельно упражнения, способствующиелучшему решению поставленных задач.
Длявыполненияупражнений используются разнообразные формы построения в разомкнутом и сомкнутомстрою, кругу (двух, трех кругах), квадрате, треугольнике, дугами и др. Если в залеустановлены снаряды, учащиеся занимают места произвольно, так чтобы было удобновыполнять упражнения, видеть учителя и не мешать товарищам.
Подобранныеупражнениядолжны при наименьшей затрате времени обеспечить одновременное и наиболее эффективноерешение нескольких задач.
Приэтомна каждом уроке решают только необходимые для него, а не все возможные задачи подготовительнойчасти. Для этого подбираются наиболее подходящие средства не только в процессеподготовки к уроку, но и в ходе его с учетом состояния учащихся.
Подготовительнаячасть,проводимая игровым способом, должна быть четко направлена на решение задач подготовкиорганизма занимающихся к предстоящей работе, повышение эмоционального состоянияучащихся. В то же время, благодаря включению в игры и игровые задания целенаправленныхдвижений и упражнений, решаются задачи закрепления пройденного материала и развитиякоординации.
Всеупражненияв подготовительной части урока следует индивидуализировать по объему, интенсивностии характеру выполнения, начиная с ходьбы, элементарных общеразвивающих и танцевальныхупражнений, которые должны по-разному выполняться девочками и мальчиками уже с первогокласса.
Практическинакаждом уроке широко используется бег. На первых уроках в начальных классах следуетнаучить детей бегать в заданном темпе, изменять длину и частоту шагов. После освоенияравномерного бега изучается бег врассыпную, индивидуально меняются темп, направление,бег самостоятельно чередуется с ходьбой.
Кстроевымдействиям детей необходимо предъявлять самые строгие требования. Выполнение этихтребований оценивается учителем и учитывается при выставлении итоговой оценки.
Непреложнымправиломкаждого учителя должен стать девиз: «Ни шагу вперед, пока не усвоено предыдущееупражнение!»
Привыполненииряда общеразвивающих упражнений следует добиваться синхронности, что дает возможностьлучше корректировать ход выполнения заданий и положительно влияет на эмоциональноесостояние учеников, содействует их эстетическому воспитанию. С этой целью науроке можно использовать барабан.
Вподготовительнойчасти должны быть оптимально соотнесены новые и уже освоенные упражнения. Не следуетутомлять учащихся. Все упражнения должны выполняться с разными темпами, амплитудой,силой, скоростью.
Заслуживаетвниманияподбор приемов управления учащимися при выполнении упражнений. Они должны быть разнообразныи эффективны. Учителя пользуются подсчетом, хлопками, самостоятельным подсчетомучащимися (вслух или про себя), под музыку, по заданию на результат, с элементамисоревнований, потоком за учителем. При любом способе управления учитель должен иметьвозможность делать замечания, исправлять ошибки, подбадривать учеников.
Встаршихклассах, где уроки приближены по методике к тренировочным занятиям, целесообразноповышать интенсивность подготовительной части.
Длительностьподготовительнойчасти — до 10 мин. Ее успех может быть обеспечен при правильных и четких командахи таком же их исполнении.
Основнаячасть урока
Задачамиосновнойчасти являются:
— приобретениеучащимися знаний, умений и навыков выполнения физических упражнений, предусмотренныхпланом данного урока;
— обучениеучащихся самостоятельно заниматься физическими упражнениями;
— формированиеосанки занимающихся в процессе выполнения сложных упражнений;
— воспитаниефизических качеств, способных обеспечить успешное обучение двигательным действиями жизнедеятельность организма;
— содействиеморальному и эстетическому воспитанию, укрепление воли занимающихся;
— повышениеуровня спортивных достижений учащихся.
Этизадачии определяют особенности проведения основной части урока.
Впервуюочередь учитель стремится создать обстановку для развития творчества учащихся. Онвсемерно поощряет проявляемую инициативу, активность, широко используя приемы взаимообучения,взаимопомощи и страховки; практикует отчеты детей о допущенных ими ошибках.Активизации учащихся способствует нацеливание их на результат в процессе обученияфизическим упражнениям. Школьники часто становятся равнодушными к овладению техникойдвижений. Для них не совсем ясен смысл этой кропотливой работы. Необходимость улучшитьсвой результат понимают дети, стремящиеся к самоутверждению.
Прохождениематериалаважно сопровождать пояснениями, раскрывающими сущность физических упражнений, ихвлияние на организм и значение для практической жизни, подкрепляя сведения примерамииз трудовой, военной и спортивной деятельности героев труда, защитников Родины,ведущих спортсменов.
Восновнойчасти учитель должен обеспечить достаточно высокий уровень физической нагрузки путемдостижения оптимальной интенсивности и необходимого количества повторения упражнений,доводя их до 15—20 при разучивании и 30—40 при закреплении. Для этого следует максимальноиспользовать все имеющиеся условия материальной базы.
Проводяурокина свежем воздухе, надо помнить, что в холодную погоду следует избегать длительныхобъяснений, ограничиваться краткими указаниями, командами, насыщать урок интенсивнымиупражнениями. В жаркую погоду нужно опасаться перегрева, для чего занятия стараютсяпроводить в тени, внимательно наблюдают за состоянием учеников, чередуют упражненияповышенной интенсивности с малоинтенсивными. Некоторые школы страны имеют опыт круглогодичногопроведения уроков на свежем воздухе даже с учащимися младших классов. Преподавательфизкультуры А. Радионов свои занятия проводит в парке Дворца пионеров. Тротуарыи тропинки, естественные горки и многоступенчатые ярусные лестницы, гимнастическийгородок и лужайки, кроссовая дистанция вокруг пруда и даже белки, прыгающие на деревьях,—все это учитывается в организации занятий с детьми. Здесь и нагрузка, и эмоциональнаяразрядка.
Расстановкаиуборка снарядов должна осуществляться по ходу урока. Убирать следует только те снаряды,которые мешают дальнейшему ходу занятия. Устанавливать снаряды, готовить оборудованиеи инвентарь рекомендуется до начала урока силами временно освобожденных отзанятий и дежурных учеников. Учитель может организовывать соревнования по установкеи уборке снарядов и инвентаря. На специальных стендах у мест занятий выставляютсяучебные карточки, регулирующие деятельность учащихся.
Весьходурока должен подчиняться образовательной направленности. В этом отношении нарядус формированием умений и навыков особую значимость приобретают теоретические сведения.Основываясь на теоретических сведениях, учителю необходимо находить возможностьв ходе каждого урока пополнять знания учащихся применительно к специфике изучаемогоматериала. Большой эффективности при этом можно добиться, если при сообщении теоретическихсведений использовать межпредметные связи. При этом сообщение сведений не должнобыть формальным (как и усвоение), оно должно вытекать из потребностей урока (усвоенияматериала). Учащиеся должны прочувствовать необходимость этих знаний. Сущность,значение и структуру изучаемого действия ученики поймут лучше, если им умело напомнитьоб уже полученных знаниях по математике, биологии, физике.
Напервыхуроках каждой серии определяется готовность занимающихся к освоению намеченногоматериала. Особое внимание при этом уделяется учащимся, пропустившим уроки по болезниили другим причинам. Они получают задания для самостоятельной работы, посещают дополнительныезанятия. Результаты тестирования служат основанием для разделения учащихся на группы.
Кромеразделенияучащихся на группы для изучения предусмотренных программой разделов физических упражнений,следует в каждом классе создавать постоянные команды для организации игр, эстафет,соревнований.
Обязательнымусловиемэффективности основной части урока является обеспечение оптимального эмоциональногосостояния. Положительные эмоции содействуют не только обучению. На их фоне успешнеесовершенствуются физические качества. Эмоциональный настрой достигается путем примененияигровых и соревновательных ситуаций, технических средств обучения, наглядности.Неоценимую помощь в этом плане окажет музыкальное сопровождение, способствующееодновременно и хорошему настроению детей, и усвоению характера физических упражнений,их ритма, темпа, амплитуды, выразительности.
Каждыйурокдолжен содействовать воспитанию физических качеств учащихся. Их развитие неотделимоот процесса обучения. Осваивая то или иное упражнение, ученик одновременно развиваетсвои физические качества. Но этот процесс не должен быть стихийным; следует помнить,что воспитание любого качества невозможно без соответствующих усилий. Только постоянное’повышение требований к ученику способствует его физическому развитию.
Однакоэтогонедостаточно, чтобы иметь необходимый уровень быстроты, силы, выносливости, ловкости,гибкости. Нужны и специальные упражнения, для которых на каждом уроке отводитсявремя, как правило, в конце основной части. С этой целью широко используется круговаятренировка.
Работуповоспитанию качеств следует расценивать с позиций необходимости достижения результатаи как условие освоения техники физических упражнений, которая также призвана содействоватьдостижению результата. Например, для хороших достижений в прыжках необходим высокийуровень скоростно-силовых качеств и гибкости.
Качестваследуетвоспитывать комплексно. Закономерности взаимодействия физических качеств в процессеих развития, а также логика урока физической культуры создают условия для такойпоследовательности работы. В подготовительной части урока создаются наиболее благоприятныеусловия для совершенствования ловкости и быстроты. Большой объем упражнений, постоянноевключение новых двигательных действий, выполнение неожиданных заданий ускоренияобогащают двигательный опыт и способствуют улучшению быстроты. В основной частипредложенные физические нагрузки окажут положительное влияние на воспитание силыи выносливости, а в заключительной части упражнения на расслабление и растягиваниена фоне утомления позволят совершенствовать гибкость учащихся.
Нафонекомплексного воспитания качеств в зависимости от характера изучаемого материалана данной серии уроков учитель акцентирует внимание на ведущих для данного занятиякачествах. Например, выносливость лучше воспитывать на уроках с использованием бегана длинные дистанции, наилучшие условия для воспитания силы создаются при применениигимнастических упражнений, ловкость лучше воспитывается в спортивных и подвижныхиграх.
Непременноеусловиерезультативности основной части занятий — внимательное наблюдение учителя за правильностьювыполнения учениками заданий, упражнений и их оценка. Не опасаясь частичногоснижения моторной плотности урока, педагоги должны тут же исправлять допускаемыеошибки, вносить необходимые коррективы. Ведь плотность не самоцель, а одно из условийуспешного решения задач урока.
Заключительнаячасть урока
Заключительнаячастьурока используется для постепенного снижения уровня физического и эмоциональноговозбуждения. Но этим задачи заключительной части не исчерпываются. Главной задачейзаключительной части является подведение итогов урока которое немыслимо без оценкидеятельности учеников со стороны учителя и их самооценки. При подведении итоговучитель нацеливает учеников на последующий урок, дает задания на дом, проверяетвыполнение предыдущих, выставляет оценки.
Заданиенадом можно дать в любой части урока, но официально следует повторить его в заключительной.Проверить задание можно также в любой части урока. Проверка может осуществлятьсявыборочно и фронтально. Например, в конце подготовки тельной части уместна взаимооценкаучеников, противостоящих в шеренгах, со смещением после первой оценки на одно местовправо или влево. После передвижения на одно место задание выполняет другаяшеренга.
Такимобразом,заключительную часть следует рассматривать как момент связи между достигнутым ипредстоящей работой
Оцениваясодержание и методику проведения уроков с детьми разного возраста, можно заключить,что при соблюдении единства знаний, владении двигательными действиями, приобретенииумений самостоятельно заниматься и развивать физические качества на первый планмогут выступать разные стороны. Так, на уроках в начальных классах детямнеобходимо привить навыки правил поведения, побеспокоиться о накоплении ими двигательногоопыта путем изучения широкого круга движений и двигательных действий, сформироватьхорошую осанку. В 4 — 8 классах ведущим звеном является широкая образовательнаянаправленность уроков. В старших классах преобладает тренировка путем повторенияизученных ранее упражнений и воспитания физических качеств.
Проводяурок,следует придерживаться предусмотренной планом последовательности выполнения упражнений.В практике работы можно наблюдать случаи, когда на уроках учителя безосновательноотклоняются от запланированного порядка. Неоправданное отклонение отпредусмотренной программы действий на уроке недопустимо, так как использование одногонабора средств в разных сочетаниях дает различный эффект.
2.2 Требования,предъявляемые к уроку физкультуры
Урок физическойкультуры обладает особенностями, обусловленными возрастными возможностямиучащихся разных классов, содержанием учебных программ, комплексностью решенияпедагогических задач, местом каждого урока в ряде других общеобразовательныхуроков и в режиме учебного дня. Все это указывает на необходимость соблюденияряда требований его организации и проведению. К основным из них относятсяследующие:
Четкость постановкицелей и задач. Урок решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.В ходе организации учебной деятельности на уроке преподаватель обеспечивает нетолько овладение двигательными умениями и навыками развитие основных физическихкачеств, усвоение обязательном минимума знаний по физической культуре, но исодействует воспитанию личностных качеств учащихся (смелость, настойчивость,коллективизм и т.д.). Формулировки задач урока, как правило, предельноконкретны, лаконичны, учитывают состав учащихся, их возраст, физическоеразвитие и подготовленность, обеспечивают преемственность предыдущих занятий споследующими и с большей определенностью отражают планируемые конечныерезультаты. Оптимальное количество задач, решаемых на одном уроке, — не более2-3
Соответствие составаучебного материала учебной программе и характеру поставленных задач.Внепрограммный материал может использоваться лишь с целью индивидуализацииобучения.
Целесообразный отборсредств и методов обучения с учетом дидактической цели и задачи урока. Ни однадидактическая цель или задача не может быть успешно решена без заранееобдуманного отбора учебного материала с учетом конкретных особенностей темы, содной стороны, и достигнутого уровня подготовленности, возрастно-половыхособенностей учащихся с другой
Тесная связь уроков спредыдущими и последующими. Каждый урок имеет преемственную связь понаправленности педагогических задач, содержанию учебного материала, объемам иинтенсивности нагрузок с последующими и предыдущими уроками.
Сочетание фронтальной,групповой и индивидуальной работы. Учебный процесс становится эффективнымтолько при условии учета индивидуальных особенностей занимающихся и учебногоматериала.
Постоянноевидоизменение содержание урока, методики организации и проведения. Разнообразиесодержания, методики и процессуального обеспечения урока способствуетформированию интереса у учащихся к занятиям физическими упражнениями ипобуждает их к активной деятельности.
Обеспечениетравмобезопасности урока. Повышенная травмоопасность урока физической культурыобусловлена тем, что его специфическим содержанием является разнообразнаядвигательная деятельность на гимнастических снарядах, со снарядами.Неправильная организация учебно-воспитательного процесса может привести кразличным травмам учащихся ( ушибы, вывихи, сотрясения, переломы и др.). Хорошопродуманная организация урока, приемы и способы помощи и страховки, особоевнимание, уделяемое упражнениям с повышенной травмоопасностью (соскоки сгимнастических снарядов, лазание по канату, метание гранаты и др.), позволяютисключить травмирование на уроках.
Постоянный контроль заходом и результатами учебной деятельности учащихся. На каждом урокеобеспечивается оперативное управление деятельностью учащихся. Оноосуществляется на основе анализа и оценки выполнения учебных заданий и реакцииорганизма на нагрузки с учетом субъективных ощущений занимающихся.
2.3 Разнообразие уроковФК посредствам танцевальных упражнений
Перестройка народногообразования открыла перед школьными учителями широкие возможности длятворчества в решении проблем физического воспитания, целью которого являетсясодействие всестороннему и гармоничному развитию личности, ее слагаемые-крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровеньдвигательных способностей, знаний, умений и навыков в области физическойкультуры, а также мотивы осуществления физкультурно-оздоровительнойдеятельности.
Учителя получилиширокие пути организации учебно-воспитательного процесса урочных и внеурочныхзанятий в соответствии с местными запросами и материальной базой школ,региональными и климатическими условиями проживания, подготовленностьюучащихся, их интересами и другими факторами. Они выбирают средства и методыразвития физических качеств, обучения двигательным навыкам, решенияоздоровительных задач. На основе этих слагаемых базируются программы пофизическому воспитанию в школе.
В настоящее времясуществует ряд авторских программ, рекомендованных к использованию в школьнойпрактике. Данные программы предусматривают различные направления в физическомвоспитании. Значительная часть учителей физической культуры в школе видит цельфизического воспитания в преимущественном решении оздоровительных задач.
Современность далавозможность поиску новых путей в развитии, образовании и воспитании учащихся. Вэтой связи рекомендуется чаще использовать танцевальные средства для решенияобщих задач уроков физической культуры. Творчество учителя в данном случаебудет оправдано результатами его работы. Танец – искусство пластических иритмических движений. Изучение таких движений делает обычные движения детейкрасивыми, выразительными, повышает интерес к упражнениям.
Регулярное и правильноевыполнение танцевальных упражнений способствует формированию хорошей осанки,развивает у детей слух, чувство ритма, создает хорошее настроение, активизируетжизненные процессы.
В педагогическихтеориях Древней Греции, в феодальном обществе, в эпоху Возрождения обучениютанцем уделялось особое внимание, так как именно танцевальные движения и уюношей, и у девушек вырабатывают грациозность, столь не обходимую дляизысканных манер, требуемых в высшем обществе. Простые люди всегда любилитанцы. Ни один праздник у любого народа не обходится без движений определенноготемпа и формы, исполняемых в такт музыки. Уже в детском саду дети знакомятся станцевальными движениями, водят хороводы. В начальной школе такие движениявключают в основу программных требований по предмету «Физическая культура».
Танцевальные упражненияс детьми можно выполнять в кругу, колонне, шеренге, а так же в разомкнутойколонне по два, по три, по четыре, в свободном строю, у специальных станков.Упражнения сопровождают подсчетом учителя или всех учащихся, пением учеников,но лучше всего – музыкой. Разучивать эти упражнения уместно в различных частяхурока, исходя из конкретных задач и условий.
Выполняя различныедвижения, увлекаясь спортом или танцами, многие школьники выглядят уверенными всебе, раскованными, их движения становятся красивыми и пластичными, кругобщения расширяется, дети приобретают новых друзей. Сравнивая детей, ведущихспортивный образ жизни, с остальными, можно с уверенностью сказать, что занятияспортом оказывают благотворное воздействие на формирование костно-мышечногоаппарата.
Известно, что снижениедвигательной активности и ограничение мышечных усилий приводят ко многимсерьезным нарушениям в организме человека.
Современные школьникистрадают от гиподинамии, что приводит к нарушению осанки и искривлениюпозвоночника, ожирению, близорукости.
Занятия физкультуройпризваны помочь детям бороться с этими недугами. Одним из видов эмоциональной иэстетической двигательной деятельности для детей являются танцевальныеупражнения и танцы.
Главенствующееположение урока физической культуры (как основной формы занятий физическимиупражнениями) определяется тем, что в нем заложены возможности для решениястратегических задач физической культуры – всестороннего, гармоничного развитияучащихся, их направленной и эффективной подготовки к жизни (к трудовойдеятельности, военной службе) и др.
Содержаниеурока физической культуры многогранно. Оно составляет определенный набор физическихупражнений, деятельность учащихся, работу учителя и результаты, отражающие эту работу.
Логика учебно-воспитательногопроцесса требует: 1) последовательного включения занимающихся в познавательную деятельность;2) постепенного достижения необходимого уровня физической работоспособности; 3)последовательного решения намеченных на данное занятие образовательных, оздоровительныхи воспитательных задач; 4) обеспечения хорошего после рабочего состояния организма,способствующего успешной последующей деятельности учащихся. Это обусловило разделениеурока на три части: подготовительную, основную и заключительную.
Урок физическойкультуры обладает особенностями, обусловленными возрастными возможностямиучащихся разных классов, содержанием учебных программ, комплексностью решенияпедагогических задач, местом каждого урока в ряде других общеобразовательныхуроков и в режиме учебного дня.
Танец – искусствопластических и ритмических движений. Изучение таких движений делает обычныедвижения детей красивыми, выразительными, повышает интерес к упражнениям.
Регулярное и правильноевыполнение танцевальных упражнений способствует формированию хорошей осанки,развивает у детей слух, чувство ритма, создает хорошее настроение, активизируетжизненные процессы.
Заключение
В данной курсовойработе мы раскрыли теоретические подходы к пониманиюкатегории «интерес».
Интерес — этоосознанное положительное отношение к чему-либо, побуждающее человека проявлятьактивность для познания интересующего объекта.
Интерес можноопределить как эмоционально-познавательное отношение к предметам илинепосредственно мотивированной деятельности, переходящее при благоприятныхусловиях в эмоционально — познавательную направленность личности .
Интересычеловека — это не врождённые свойства личности, а результат её формирования,обусловленный социальным окружением, сферой и характером деятельности.
Интересвсегда имеет определённую предметную направленность, интересы человекамногообразны, как многообразен окружающий мир.
Интереслежит в основе пытливости, любознательности, желания проникнуть в глубьизучаемого предмета, сопоставить и сравнить его с другими учебными предметами,сделать какие-то выводы, поставить новые вопросы. Без достаточного развитияэтих качеств, ни о каком успешном обучении речи быть не может. Именно интересыребёнка определяют его активное отношение к миру, к процессу познания.
Определилить содержаниепонятия интереса к занятиям ФК.
Интересыучащихся к занятиям физической культурой бывают разными. Это и стремление укрепитьздоровье, сформировать осанку, это и желание развивать двигательные и волевыекачества. Интересы мальчиков и девочек различны: девочки чаще всего думают окрасивой фигуре, гибкости, изяществе движений и походки, реже о развитиибыстроты, выносливости, силы. Мальчики же хотят развить силу, выносливость,быстроту, ловкость. Значимость привлекательных сторон физической культурыменяется и с возрастом. Если младшие школьники проявляют интерес к двигательнойактивности вообще, то подростки занимаются физическими упражнениями уже скакой-то конкретной целью, у старшеклассников на первом месте стоят мотивы,связанные с их жизненными планами, то есть с подготовкой себя к определеннойпрофессиональной деятельности. И все эти аспекты необходимо учитывать.
Передсовременным учителем физической культуры стоит задача обеспечить высокийуровень активности учащихся на уроках. Для этого необходимо, чтобы школьникииспытывали интерес к занятиям физическими упражнениями, стремились развиватьнеобходимые для этого физические и психические качества и получалиудовлетворение от этих уроков.
Формирование интересаучащихся к занятиям физической культурой будет эффективным, если: 1)применяется объективная система контроля процесса физического воспитания,выполняющая стимулирующую роль оценки; 2} в качестве мотивирующих факторовприменяется интегральная оценка, профиль физической подготовленности ипоказатели физического здоровья; 3) мотивирующие факторы объединены в методикеФормирования интереса к занятиям физической культурой учащихся. Изучилиуроккак основную форму физических упражнений.
Раскрыли требования,предъявляемые к уроку физической культуры.
Урок физическойкультуры обладает особенностями, обусловленными возрастными возможностямиучащихся разных классов, содержанием учебных программ, комплексностью решенияпедагогических задач, местом каждого урока в ряде других общеобразовательныхуроков и в режиме учебного дня. Все это указывает на необходимость соблюденияряда требований его организации и проведению. К основным из них относятсяследующие: четкость постановки целей и задач, соответствие состава учебногоматериала учебной программе и характеру поставленных задач, целесообразныйотбор средств и методов обучения с учетом дидактической цели и задачи урока,тесная связь уроков с предыдущими и последующими. Сочетание фронтальной,групповой и индивидуальной работы, постоянное видоизменение содержание урока,методики организации и проведения, обеспечение травмобезопасности урока,постоянный контроль за ходом и результатами учебной деятельности учащихся. Рассмотрелиразнообразие уроков физической культуры по средствам танцевальных упражнений.
Урок физическойкультуры обладает особенностями, обусловленными возрастными возможностямиучащихся разных классов, содержанием учебных программ, комплексностью решенияпедагогических задач, местом каждого урока в ряде других общеобразовательныхуроков и в режиме учебного дня. Танец – искусство пластических и ритмическихдвижений. Изучение таких движений делает обычные движения детей красивыми,выразительными, повышает интерес к упражнениям.
Регулярное и правильноевыполнение танцевальных упражнений способствует формированию хорошей осанки,развивает у детей слух, чувство ритма, создает хорошее настроение, активизируетжизненные процессы.
Выполняя различныедвижения, увлекаясь спортом или танцами, многие школьники выглядят уверенными всебе, раскованными, их движения становятся красивыми и пластичными, кругобщения расширяется, дети приобретают новых друзей. Сравнивая детей, ведущихспортивный образ жизни, с остальными, можно с уверенностью сказать, что занятияспортом оказывают благотворное воздействие на формирование костно-мышечногоаппарата.
Список литературы
1.Ветлугина, Н. А., Кенеман, А. В. Теория и методика музыкального воспитания вдетском саду: Учебное пособие для студентов педагогических институтов поспециальности «Дошкольная педагогика и психология». — М., 1983.
2.Горячев, В. Здоровье категория педагогическая // Народное образование. — 1999.— № 9.
3.Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под ред. Т. А. Репиной. — М.,1987.
4.Димов, В. М. Здоровье как глобальная проблема выживания биосоциального видаHomo Sapiens // Социально-гуманитарное знание. — 2000. — № 2.
5.Димов, В. М. Здоровье как социальная проблема // Социально-гуманитарное знание.— 1999. — № 6.
6.Комиссарова, Т. Н., Костина Л. П. Наглядные средства в музыкальном воспитаниидошкольников: Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детскихсадов. — М., 1986.
7.Махмутов М.И. Современный урок. — М. 1985
8.Методика музыкального воспитания в детском саду: Учебник для учащихсяпедагогических училищ по специальности «Дошкольное воспитание» / Сост. Н. А.Ветлугина, И. Л. Дзержинская, Л. Н. Комиссарова и др.; Под ред. Н. А.Ветлугиной. 2-е изд., испр. и доп. — М., 1982.
9.Методика физического воспитания школьников / Д. А. Аросьев, Л. В. Бавина, Г. А.Баранчукова и др.; Под ред. Г. Б. Мейксона, Л. Е. Любомирского. — М., 1989.
10.Научная проблема: Здоровье как феномен культуры и фактор социальной эволюции.I. Социокультурное определение здоровья в историческом развитии общества исамоопределение личности; II. Здоровье как необходимое основание детства // Мирпсихологии. — 2000. — № 1.
11.Онищук, В.А. Урок в современной школе. — М., 1981,1986
12.Охитина, Л.Т. Психологические основы урока — М., 1977
13.Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под.ред. Л. А. Венгера. — М., 1986.
14Скаткин, М. Современный урок. — Журнал«Народное образование, 1985, № 1
15.Степаненкова, Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развитияребенка. — М., 2001.
16.Физическая культура: Практ. пособие / Б. И. Загорский, И. П. Залетаев, Ю. П.Пузырь и др. — М., 1989.
17.Харламов, И.Ф. Педагогика 2 е издание, М., Высшая школа, 1990 г.
18.Холодов, Ж. К., Кузнецов, В. С. Практикум по теории и методике физическоговоспитания и спорта. — М., 2001.
19.Ушинский, К.Д. Собрание сочинений В 11 т. Т.2,6.М.-Л.,1949 г.