Тара и тарные операции в торговле

Министерство образования Российской Федерации
Московский государственныйпрофессионально-педагогический колледж
Специальность:0608                                                   Группа: К-461
Курсовой проект
по предмету:«Организация и технология коммерческой деятельности».
Тема: «Тара и тарныеоперации в торговле».
Выполнил: ИвановВасилий Николаевич
                     (фамилия и  инициалы  студента)
Проверила: КухтенковаЮлия Александровна          _
                              (фамилия,    инициалы  подпись)
Защитил с оценкой«____»
Москва 2001 г.
План:
 
1. Введение                                                                                                      3
2. Роль упаковки и тары в торгово-технологическомпроцессе                   4
    2.1.Классификация и характеристика основныхвидов тар             4
3. Стандартизация, унификация тары и качество тары                              10
4. Практическая часть
    4.1. Организация оборота тары в торговле                                   14
Заключение                                                                                                   16
Библиография                                                                                               17
 
1. ВВЕДЕНИЕ
Я выбрал эту тему для выполнения своего курсовогопроекта, так как данная тема вызвала у меня наибольший интерес, чем другие, ееактуальность на сегодняшней день просматривалась даже в названии. Тара(упаковка) есть неотъемлемая часть любого товара. В данном курсовом проекте я постараюсь наиболее ярко выразить основныеаспекты и проблемы, с которыми сталкиваются предприятия в своих нелегкихтрудовых буднях.
2. РОЛЬ УПАКОВКИ И ТАРЫ В ТОРГОВО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМПРОЦЕССЕ
Перемещение большинства товаровиз сферы производст­ва в сферу потребления невозможно без упаковки.
Упаковка — это средство иликомплекс средств, ко­торые обеспечивают защиту товаров от повреждений и по­терь,а окружающей среды от загрязнений.
Основным элементом упаковкиявляется тара. Она пред­ставляет собой изделие для размещения товара. Отдельныевиды тары участвуют в процессе обращения не только вместе с товаром, но и безнего.
Элемент упаковки, который вкомплексе с тарой или без нее выполняет функцию упаковки, называетсявспомогатель­ным упаковочным средством.
Упаковка играет важную роль вторгово-технологическом процессе, так как ее применение позволяет:
·   защитить окружающую среду отвредного воздействия не­которых товаров;
·   защитить товары от влияния другихтоваров и внешней среды;
·   обеспечить сохранность количестваи качества товаров;
·   упростить выполнениепогрузочно-разгрузочных операций;
·   эффективно использоватьтранспортные средства при пе­ревозках грузов;
·   упростить количественный учеттоваров;
·   эффективно использовать емкостьскладских помещений;
·   донести коммерческую информациюдо потребителя това­ра.
Таким образом,применение упаковки во многом способствует рациональной организации процессатоварного обраще­ния, то есть транспортирования, хранения и продажи това­ров.
Процессрозничной продажи заметно ускоряется, если предлагаемые покупателю товарыупакованы в мелкую, соот­ветствующую запросам потребителей, тару. При этомвозрас­тает производительность труда работников торговли, повы­шается уровенькультуры торгового обслуживания, улучша­ются показатели работы торговогопредприятия.
Тара, применяемая вторговле, должна отвечать ряду требований (экономическим, техническим,санитарно-гигиеническим, эстетическим).
Она должна бытьнедорогой в изготовлении. При перевоз­ках товаров и порожней тары обеспечитьэкономию средств можно за счет применения портативной тары, а также тары,обладающей низким коэффициентом собственной массы (от­ношение массы к объему).
Обязательным являетсясоответствие материала, из которого изготовлена тара, физико-химическимсвойствам помещаемых в нее товаров. Конструкция тары должна быть проч­ной ислужить гарантией сохранности товаров при перевозке и хранении.
Необходимо, чтобытара отвечала эстетическим потребно­стям человека. Она должна гармоничносочетаться с товаром, воздействовать на покупателя, стимулируя его решение о по­купке.
2.1.классификация и характеристика основных видов тары
Для упаковки товаров используется разнообразнаятар. Это обусловлено физико-химическими свойствами товаров, также применениемразличных упаковочных материалов (т есть материалов, из которых изготавливаетсятара и упаковка)!
Классифицируют тару по следующим основным признакам:
   функции в процессе товарного обращения;
   кратность использования;
принадлежность;
   назначение;
   метод изготовления;
   конструктивные особенности;
   прочность;
   устойчивость к внешним воздействиям;
   материал изготовления.
По выполняемым в процессе товарного обращенияфунк­циям тару подразделяют на транспортную, потребительскую итару-оборудование.
Транспортная тара применяется для транспорти­рованияи хранения товаров. Она образует самостоятельную транспортную единицу.
Потребительская тара поступает к потребителю стоваром и не выполняет функцию транспортной тары. К ней относятся флаконы,бутылки, банки, тубы, стаканчики, паке­ты, коробки и т. п. Их стоимостьвключается в цену товара и оплачивается конечным покупателем. К потребительскойтаре предъявляются повышенные эстетические требования, она должна привлекатьвнимание покупателя, а также содержать информацию об изготовителе, количестве,потребительских свойствах и правилах использования товара, создавать това­рурекламу.
Разновидностями потребительской тары являются пода­рочнаяи порционная. Художественно-конструкторское ис­полнение подарочной тары подчеркиваетназначение товара как подарка или сувенира. Порционная тара обеспечиваетиспользование размещенного в ней товара заданными доза­ми. Разовая порционнаятара, товар в которой зафиксирован в определенном положении, а его извлечениепроисходит продавливанием или разрывом, называется контурной.
Тара-оборудование представляет собой изделие,предназначенное для укладывания, транспортирования, вре­менного хранения ипродажи из него товаров.
В зависимости от кратности использования тараделится на разовую, возвратную и многооборотную.
Разовая тара предназначена для однократного ис­пользованияпри поставках товаров. К ней относится боль­шинство видов потребительской тары,а также подлежащая утилизации после использования транспортная тара.
Возвратной   является тара, бывшая в употреблении, используемаяповторно.
Многооборотная    тара   предназначена длямногократного ее использования при поставках товаров, а потому, как правило,подлежит обязательному возврату поставщику.
В зависимости от принадлежности следуетразличать тару общего пользования и инвентарную. Инвентарной являетсямногооборотная тара, принадлежащая конкретному предпри­ятию и подлежащаявозврату данному предприятию.
По назначению тару делят на универсальную,при­меняемую для затаривания различных товаров, и специа­лизированную — толькодля определенных товаров.
По методам изготовления различают бондарную,клееную, штампованную, литую, сварную и другую тару.
По конструктивным особенностям таруподразделяют на неразборную, разборную, складную, разборно-складную, за­крытую,открытую, а также штабелируемую.
Неразборная тара состоит из неразборных непод­вижносоединенных частей.
Конструкция разборной тары позволяет разобрать еена отдельные части и вновь собрать, соединив сочленяю­щиеся элементы.
Конструкция и свойства складной тары позволяютсложить ее без нарушения сочленения элементов и вновь придать тарепервоначальную форму.
Разборно-складная тара сочетает в себе конст­руктивныеособенности разборной и складной тары.
Если   конструкция   тары    предусматривает  применение крышки или другого затвора, то такая тара называется  закрытой.Тара, применяемая без крышки или другого вида затвора, относится к открытой.
Штабелируемой    называется   тара,   конструкция  и свойства  которой  позволяют  укладывать  ее  в  устойчивый штабель.        
По степени прочности тара бывает жесткой(деревянные и полимерные ящики, бочки), полужесткой (картонные ящики,полимерные тубы), мягкой (мешки, пакеты), а также хрупкой (различные видыстеклянной тары).
В зависимости от устойчивости к внешнимвоздействиям тара бывает пыле-, свето-, жиро-, газо-, паро- и влагонепро­ницаемой.
По материалуизготовления тару подразделяют на дере­вянную,картонную, бумажную, текстильную, металлическую, стеклянную, керамическую, полимернуюи комбинирован­ную.
Деревянная тара получила наибольшее распро­странение в обращении. Жесткая,способная выдерживать механическое воздействие, она хорошо защищает товары притранспортировании. Однако деревянная тара обладает высо­ким коэффициентом собственноймассы, что увеличивает стоимость перевозки в ней товаров. К этой группе тарыотно­сят ящики, бочки и корзины.
Ящики представляют собой транспортную тару, корпус ко­торой образованпрямоугольным дном, двумя торцовыми и боковыми стенками, с крышкой или без нее.Они бывают до­щатые (изготовленные из пиломатериалов заданных разме­ров),тонкостенные дощатые (из тонких, толщиной не более 10 мм, дощечек), фанерные(из фанеры с планками из пило­материалов), древесноволокнистые (из древесноволокнистойплиты с планками из пиломатериалов) и комбинированные.
Кроме того, деревянныеящики различают:
по назначению(универсальные и специализированные, например, фанерные ящики для чая);
по конструкции(разборно-складные и неразборные);
по способу соединениядеталей (плотные и решетчатые);
по виду крепления деталей(проволочными скобами, гвоз­дями и др.);
по размерам(устанавливаются стандартами, исходя из га­баритных размеров и массыупаковываемого груза, которая может достигать 20000 кг) и другим признакам.
Разновидностью деревянных ящиков являются лотки,представляющие собой ящик, высота которого не превышает 110мм.
Деревянные бочки, как и ящики, относятся ктранспортной таре. Корпус бочки имеет цилиндрическую или параболиче­скую форму.Он состоит из стянутых металлическими или де­ревянными обручами клепок(специально обработанных дета­лей), образующих остов. На внутренней поверхностиостова имеется уторный паз — углубление по длине окружности, предназначенноедля вставки дна. В месте соединения кор­пуса бочки с дном располагается уторныйобруч, в той части бочки, которая имеет наибольший диаметр — пуковый, а ме­ждуними — шейный.
Клепки бочек могут быть изготовлены из пиленой иликоло-j той древесины или многослойного шпона (дляфанерно-штампованных бочек).
В зависимости от назначения деревянные бочки делятна сухотарные и заливные. Сухотарные бочки предна­значены для хранения иперевозки сухих молочных продук­тов, яичного порошка, охлажденной рыбы, сухойкраски и др. В заливные бочки затаривают тузлучные продукты, плодоовощные продуктыс рассолом, пиво, вина, соки и дру­гие жидкие продукты, а также пищевые жиры,заморожен­ные плоды и ягоды и т. п. В этих бочках обычно высверлива­ют одно илидва наливных отверстия, которые закупоривают пробками.
Вместимость бочек может быть различной. Например,боч­ки для коньяка, вин, соков и морсов имеют вместимость от 50 до 600 дм3,для пива — 50 и 100 дм3. Для большинства других товаровизготавливают деревянные бочки вместимо­стью от 5 до 250 дм3.
Наряду с бочками для затаривания сыпучих ипастообраз­ных товаров применяют барабаны — транспортную тару с.корпусом цилиндрической формы, без обручей, с плоским] дном и крышкой. Ихизготавливают из фанеры или древесины и используют для хранения и перевозкигрузов массой до; 200 кг.
Одной из разновидностей деревянной тары являются кор­зины.Они бывают прутяные и драночные. Используют их для сбора, хранения иперевозки ягод, плодов, овощей, а также рыбы и других продовольственныхтоваров.
Картонная тара широко применяется для упаков­кимногих продовольственных и непродовольственных това­ров. Она обладает небольшойудельной массой по отношению к затариваемой продукции. Изготавливают такую тарупрессованного, литого или склеенного картона, для производства которогоиспользуют древесину и ее отходы, целлюлозу макулатуру.
Наиболее распространенным видом транспортнойкартонной тары являются ящики. Их изготавливают из цельного листаплоского или гофрированного картона, сшитого проволочнымискобами или стальной лентой. Дно и крышка ящика образуются четырьмя клапанами,стыки которых за­клеивают бумажной клейкой лентой. Картонные ящики дела­ютскладными, что упрощает процесс их хранения и транс­портирования в порожнемвиде.
Потребительская картоннаятара — это коробки и пачки. Коробки имеют разнообразную форму, плоскоедно, а закрываются они клапанами или крышкой (съемной или на шарнире). Пачказакрывается клапанами, а ее корпус имеет форму параллелепипеда.
Бумажная тара применяется для затаривания сы­пучих и штучных товаров. Кней относятся мешки и пакеты.
Мешки изготавливают двух типов: с открытой или закры­той клапаномгорловиной. Для их производства используют мешочную бумагу, которая может бытьмногослойной, лами­нированной полиэтиленом или пропитанной специальнымисоставами.
Пакеты бывают двух типов: одинарные и с внутреннимпакетом-вкладышем. Для производства наружных и одинар­ных пакетов используютбумагу с полимерным покрытием, мешочную бумагу, а также специальную бумагу дляупаковки продуктов на автоматах. Внутренние пакеты изготавливают из пергаментаили парафинированной бумаги. Бумажные па­кеты склеивают, а у пакетов из комбинированныхматериа­лов швы сварные.
Текстильная тара — это паковочные ткани и тка­невые мешки.
Паковочные ткани (хлопчатобумажные, льняные, льноджуто-кенафные) служат дляупаковки в виде рулонов, кип, тюков ковровых изделий, тканей и других товаров.
Тканевые мешки шьют из льняных, полульняных,льноджуто-кенафных и других мешочных тканей. По назначению они делятся напродуктовые мешки (для упаковки муки, кру­пы и других сыпучих продуктов) имешки для сахара. Выпус­кают мешки обычной и повышенной прочности. Вместимостьих чаще всего равна 50 или 100 кг, но может быть и другой.
Металлическая тара применяется для затарива­ния,транспортирования и хранения жидких, летучих, огне­опасных и других товаров,обладающих специфическими свойствами. Сюда относят бочки, барабаны, фляги,канистры и баллоны (в том числе аэрозольные).  Их изготавливают из листовой стали,жести, алюминия.
Для фасовки пищевых нестерилизуемых продуктов (чай,кофе, кондитерские изделия и т. п.) предназначены жестяные банки с крышкой, адля консервируемой продукции — банки для консервов. К таре, предназначенной дляпищевых продуктов, предъявляются повышенные санитарно-гигиенические требования.Так, внутреннюю поверхность банок для консервов покрывают специальными лакамиили эмалями, препятствующими взаимодействию содержимого тары с ме­таллом.
Стеклянная тара служит для упаковки жидкихпродовольственных (соки, алкогольные и безалкогольные напитки и др.) инепродовольственных (парфюмерно-косметические изделия, средства бытовой химии идр.) товаров. К ней относятся баллоны (бутыли), бутылки, банки и флаконы различнойформы и емкости, изготовленные из бесцветного или окрашенного стекла.
Из-за хрупкости стеклянную тару транспортируют либов специальных полимерных ящиках с гнездами, либо в ящиках, заполненныхпрокладочными материалами (стружкой, карто­ном и т. п.).
Керамическая     тара,   как   правило,  значительно увеличивает стоимость  товара,   поэтому  наиболее  часто применяютв качестве подарочной тары для упаковки чая, ликероводочных изделий ипарфюмерии.
Полимерная   тара находит все более широкоеприменение, так как обладает небольшой удельной массой, высокой механическойпрочностью, низкой влагопроницаемостью.
Применение полиэтиленовой и полипропиленовой пленкиразличной толщины позволяет с помощью вакуумно-упаковочного оборудования герметичноупаковывать пищевые про­дукты, значительно увеличивая срок их хранения.
Тара, изготовленная различными способами изполиэтиле­на, полипропилена, полистирола, поливинилхлорида и пенополистирола(пенопласта), позволяет заменить некоторые ви­ды тары из других материалов. Например,полимерную тару можно использовать вместо деревянных ящиков и бочек, тканевыхмешков, стеклянных бутылок и флаконов, бумаж­ных мешков и пакетов. Однако такаязамена не всегда возможна, в частности, из-за отрицательноговоздействия на ор­ганизм человека соединений, образующихся при взаимодей­ствиинекоторых полимерных материалов с пищевыми про­дуктами.
Комбинированную тару изготавливают из двух или более различных материалов.Некоторые виды такой та­ры (бумажные мешки, пакеты) были рассмотрены ранее. Кэтому же типу относятся ящики, материалом для производст­ва которых служитрезофан (листовой материал, состоящий из трех слоев: внутреннего эластичного —из невулканизиро­ванной резины и внешних — из шпона).

3.стандартизация,унификация и качество тары
В обращении постояннонаходится большое количество разнообразной тары. Это разнообразие затрудняетработу по ее обслуживанию (транспортирование, хранение, учет). В свя­зи с этимбольшое значение имеет стандартизация и унифи­кация тары.
Стандартизацияпредусматривает замену излиш­него многообразия тары одинакового назначения оптималь­ным(как правило, небольшим) числом наиболее рациональ­ных ее видов и типов.
С этой целью применяются стандарты,разрабатываемые как на нормы, правила, требования различного характера(нормативные стандарты), так и на материальные предметы (предметные стандарты).
Нормативные стандартысодержат термины и определения, общие технические условия, методы испытаниятары в зависимости от ее функций (транспортная, потреби­тельская) или отдельныхвидов тары. Предметные стандарты нормируют различные показатели конкретныхвидов и типов тары, в том числе и с учетом ее назначения, то есть тойпродукции, для которой она предназначена.
Одним из методовстандартизации тары является ее унификация, то есть приведение различныхвидов тары к наименьшему числу типоразмеров (типов тары одного размера).
Система размеров тары устанавливается на базе модуля  (исходной меры). Таким модулем признаны номинальные размеры поддона800×1200 мм.
Транспортная тара,  размеры  которой лежат  в пределах модуля, называется малогабаритной, а тара, размеры которой  превышаютмодуль — крупногабаритной.
Унифицированные размеры тары определяются следую­щимобразом;
наружные размеры транспортной прямоугольной тарыдолжны быть такими, чтобы при укладке на поддон его пло­щадь использоваласьмаксимально. Иными словами, они рас­считываются делением линейных размеров поддонана коли­чество единиц тары, размещаемой на нем. При расчете на­ружных размеровтары круглого сечения применяют тот же принцип;
внутренние размеры транспортной тары должны бытькратными наружным размерам размещаемой в них тары.
наружные размеры потребительской тары рассчитывают,исходя из внутренних размеров предназначенной для них транспортной тары.
Стандартами не только устанавливаются размеры тары,но и рекомендуются примерные схемы ее размещения на поддо­не, что позволяетнаиболее эффективно использовать его площадь (рис. 1).
/>

Рис. 1. Примерные схемы размещения транспортной тары на поддоне размером 800×1200 мм(в плане)
                                          
Следует отметить, что модульная системаунифицирован­ных размеров применяется не только для тары, но и для транспортныхсредств, складов, средств механизации погрузочно-разгрузочных и складскихработ. Это способствует по­вышению эффективности использования средств транспортаи емкости складских помещений.
Одним из наиболее важных показателей тары являетсяее качество.
Качество новой, не бывшей в употреблении, тарынорми­руется стандартами по ряду показателей (безопасности, на­дежности,эргономическим и др.), в зависимости от ее назна­чения.
Качество тары, находящейся в обращении,определяется в соответствии с требованиями специальных правил.
Так, в соответствии с Правилами обращениявозвратной деревянной и картонной тары деревянные ящики (дощатые,комбинированные и из листовых древесных материалов) по качеству подразделяютсяна следующие категории:
•   ящики, требующие ремонта;
•   ящики деревянные отремонтированные.
Возвратными ящиками, требующими ре­монта, считаютсяящики, у которых имеется одно из сле­дующих повреждений:
поломка (отсутствие) до четырех дощечек или планок,за исключением вертикальных планок торцовых стенок плотных и решетчатых дощатыхящиков;
поломка (отсутствие) одной дощечки в одной изстенок или дне лотков для плодов и овощей;
повреждение металлической ленты или проволоки,уголков из ленты, расшатанность;
наличие торчащих гвоздей.
В отремонтированных ящиках указанные по­вреждениядолжны быть устранены. В них допускаются сле­дующие отступления отнормативно-технической документа­ции, в соответствии с которой они были изготовлены:
увеличение толщины дощечек и планок до 3 мм;
просветы между дощечками в плотных ящиках до 5 мм,в решетчатых — не более 5 мм сверх предусмотренных стан­дартами;
сквозные трещины не более 1/2длины;
несквозные сколы дощечек боковых стенок, дна,крышки, в пределах, предусмотренных для обзола;
сквозные сколы не более 1/2длины и шириной до 10 мм, но не более трех в решетчатых ящиках;
наличие отверстий от выдернутых гвоздей;
наличие отверстий от выпавших сучков в решетчатыхящиках;
увеличение количества гвоздей и скоб;
расслоение и коробление листов фанеры, изломдревесно-волокнистой плиты в ящиках из листовых древесных мате­риалов, непревышающий 5% площади каждой детали без нарушения их целостности;
поверхностная коррозия на металлических креплениях;
применение металлической ленты или проволоки, соеди­ненныхиз двух или трех частей (в замок или внахлест — для металлической ленты,скруткой концов — для проволоки);
отклонения по внутренним размерам ящиков, длинедосок, планок и ширине щитов не более 5% (в ящиках, предназна­ченных дляупаковки продукции в стеклянной таре, допуска­ются только в сторонуувеличения);
отсутствие маркировки завода-изготовителя,характери­зующей тару.
Детали ящиков, а также ящики с повреждениями, не по­зволяющимиотнести их к ящикам, требующим ремонта, счи­таются деревянным тароматериалом.Он должен иметь размеры по длине не менее 500 мм (кроме ящиков, из­готовленныхпо стандартам), а по сечению (дощечки, планки, детали обшивки, обрешетка) — неменее 9×40 мм.
В соответствии с теми же Правилами возвратныекартон­ные ящики по качеству подразделяются на:
•   ящики, требующие ремонта;
•   ящики картонные отремонтированные.
Ящики, требующие ремонта, в свою очередь, де­лят надве категории, в зависимости от характера имеющих­ся у них повреждений.
К первой категории относятся ящики годные дляповторного использования, чистые с внутренней стороны, без сквозныхповреждений, с цельными клапанами и укомплек­тованные вспомогательнымиупаковочными средствами, с наличием скрепок. В них допускаются обрывки клеевойленты и этикеток.
Ко второй категорииотносятся ящики годные для повторного использования, с деформацией двух стенокдо 15% их площади, имеющие до четырех сквозных поврежде­ний, но не более двухна одной стенке, размером по длине и диаметру до 5 см или с оголенной гофройразмером по длине не более 12 см, по ширине до 6 см, наличие скрепок, обрыв­ковклеевой ленты и этикеток.
Допускается загрязнениевнутренней поверхности ящиков следами упакованной в них продукции, не болеедвух мест на ящик, площадью до 50 см2.
В отремонтированныхящиках должны быть устранены указанные повреждения, но при этом допускаютсяследующие отклонения от требований нормативно-техниче­ской документации:
деформация двух стенок до15% их площади;
заклеенные сквозныеотверстия размером по длине и по диаметру не более 5 см, в количестве не болеечетырех на ящик и не более двух на одной стенке;
заклеенная оголеннаягофра размером по длине не более 12 см и по ширине до 6 см, в количестве неболее двух штук;
размер наклеек долженпревышать размеры повреждений и загрязнений не менее чем на 2-3 см. Клееваялента должна быть приклеена ровно, не иметь пузырей, морщин и складок.
В отремонтированныхящиках неприклеенные обрывки старой клеевой ленты не допускаются.
Картонным тароматериаломсчитаются картон­ные ящики, имеющие повреждения, превышающие преду­смотренныедля ящиков второй категории, но не более ука­занных ниже:
пяти сквозных поврежденийв ящике, размером по длине и ширине до 10 см;
излом картона, расслоениеили оголение гофры картона до 15% площади каждой стенки или клапана;
отрыв клапанов илиотсутствие стенок ящика;
загрязнение наружной иливнутренней поверхности ящи­ков маслами до 10 см2 на каждой стенке.
Кроме названного выше документа в торговлеприменяют­ся и Правила применения, обращения и возврата многообо­ротных средствупаковки. В них, в частности, определены требования к качеству находящихся вобращении тканевых мешков.
Мешки тканевые из-под сахара подразделяют натри кате­гории.
К первой категории относятся мешки новые, оте­чественныеили импортные, а также бывшие в употреблении, сухие, не прелые, без заплат, штопоки дыр.
Ко второй категории — мешки бывшие в употреб­лении,сухие, не прелые, имеющие или требующие не более трех заплат или штопок.
К третьей категории — мешки бывшие в употреб­лении,сухие, не прелые, имеющие или требующие на более пяти заплат или штопок.
При наличии на поверхности мешков сахарной корки ка­тегорииих качества не снижаются.
Мешки тканевые из-под хлебопродуктов и семянсельско­хозяйственных культур по качеству делятся тоже на три ка­тегории ипо тем же признакам.
Мешки первой и второй категорий использу­ются дляупаковки всех видов и сортов муки, крупы и сорто­вых семян сельскохозяйственныхкультур. Мешки третьей категории — для упаковки муки, крупы (кроме риса, пшена,манной крупы и бобовых), зерна, сортовых семян сельскохозяйственных культур,семян трав, комбикормов, пищевых жмыхов, шрота и отрубей.
Категории мешков не снижаются:
при наличии заплат, штопок и дыр на горловине мешка(верхней части шириной 10 см) или нашитой на горловину ленте, как на части, таки по всей окружности мешка;
при распоротом шве длиной не более 20 см, незатраги­вающем ткань мешка;
при загрязнении мешка маркировочной краской;
при наличии пятен или остатков мучной корки(клейстера) после удаления бумажных маркировочных ярлыков;
при разреженности ткани мешка вдоль шва.
Категории затечных мешков (с тестовой коркой общейплощадью 200 см2 и более) определяются после обработки и удалениязатечки.
Новые мешки, получаемые от промышленности, подлежатобязательному клеймению до упаковывания в них хлебопродуктови семян. Мешки, бывшие в употреблении, после их об­работки подлежат клеймениюна специализированных ре­монтных предприятиях.
Клеймение производитсяштампом размером 75×35 мм не­смывающейся краской, который ставится в серединемешка на расстоянии 30-40 см от кромки горловины. В штампе сле­ва ставятсябуквы, обозначающие название материала, из которого изготовлен мешок, а затемцифры «1», «2» или «3», обозначающие категорию мешка. Она определяется по по­следнейстоящей в штампе цифре.

4. практическаячасть
4.1.организация оборота тары в торговле
Под оборотом тарыпонимают ее обращение меж­ду двумя последовательными заполнениями. В торговле вы­полняется целый ряд операций, связанных собращением та­ры. Основными из них являются:
•   приемка тары,поступившей с товаром;
•   вскрытие ивысвобождение тары из-под товара;
•   хранение тары;
•   возврат тары;
•   документальноеоформление операций с тарой.
На предприятиях торговлипроисходит приемка тары по количеству и качеству. Она осуществляется в поряд­ке,установленном договором купли-продажи или поставки. При этом стороны договорамогут ссылаться в нем на прави­ла, записанные в инструкциях о порядке приемкипродукции производственно-технического назначения и товаров народ­ногопотребления по количеству и качеству.
Приемка тарыосуществляется материально ответственны­ми лицами одновременно с приемкойпоступившего в ней то­вара. Количество поступившей тары сверяется с указанным всопроводительных документах. При проверке качества и комплектности тарыруководствуются нормами соответст­вующих нормативно-технических документов, устанавли­вающихтребования к ним.
Кроме того, проверяетсяправильность маркировки. Харак­теризующая тару маркировка должна содержать:наименова­ние предприятия-изготовителя тары или его товарный знак;
обозначение стандарта или другойнормативно-технической документации; надпись «Многооборотная» (для многооборот­нойтары).
В случае выявления расхождений в количестве тарыили ее ненадлежащего качества покупателем составляется акт, слу­жащийоснованием предъявления претензии поставщику. Бо­лее подробно вопросы приемкина предприятиях оптовой и розничной торговли рассмотрены в соответствующихглавах учебника.
Вскрытие тары производят в определенной последо­вательностис помощью специального инвентаря (рис. 2), что позволяет избежать ее повреждений.
Такой   инвентарь   включает   различные  приспособления, при помощи  которых  производится  вскрытие  деревянной,металлической и мягкой тары. Сюда относят съемники обру­чей, гвоздодеры-ножницыдля выдергивания гвоздей и резки упаковочной ленты, гвоздодеры ударные длявыдергивания гвоздей и шурупов, головки которых не выступают над по­верхностьютары, обыкновенные гвоздодеры, хозяйственные молотки, клещи, ключи для вскрытиярезьбовых металличе­ских бочек. Для выполнения комплекса операций по вскры­тиютары применяют комбинированные инструменты — молоток-гвоздодер-ножницы, молоток-топорик-гвоздодер и др. Вскрытие тканевых и бумажных мешков производятспециальным ножом для вскрытия мягкой тары.
Рис. 2. Инвентарь для вскрытия тары:
1 — гвоздодер-молоток; 2 — клещи; 3 — гвоздодер обыкновен­ный; 4 — томагавк; 5 — гвоздодер-ножницы; 6 — гвоздодер-молоток-ножницы; 7 — фигурный рычаг; 8 — съемники для об­ручей; 9 — бондарная сбойка; 10 — нож для вспарывания мешков; 11 — деревянный молоток
/> 
Освобожденную из-под товаров тару очищают,сортируют по видам, назначению и категориям.
Хранят тару в специально отведенных помещениях илипод навесом, защищающим ее от воздействия прямых солнечных лучей и атмосферныхосадков. Располагают тару на деревянных решетках, настилах, подтоварниках.Условия хранения тары различных видов и типов определяются соот­ветствующимистандартами.
Многооборотная тара хранится на предприятияхторговли до накопления отгрузочных партий. Разовая тара после осво­божденияиз-под товара в большинстве случаев подлежит утилизации.
Гражданским кодексом Российской Федерации предусмот­ренаобязанность покупателя (получателя) возвратить по­ставщику многооборотную таруи средства пакетирования, в которых поступил товар, если иное не установленодоговором поставки. Порядок и сроки возврата тары установле­ны законом, инымиправовыми актами, принятыми в соот­ветствии с ними обязательными правилами илидоговором. Прочая тара, а также упаковка товара подлежат возврату по­ставщикулишь в случаях, предусмотренных договором.
Как правило, в договорах предусматриваетсяимуществен­ная ответственность покупателя не только за несвоевремен­ный возвраттары, но и за возврат тары более низкого, чем при получении, качества. Поэтомуна многих предприятиях оптовой торговли и в крупных магазинах создаются ремонт­ныемастерские, производящие ремонт тары перед ее от­правкой поставщикам.
Завершающая операция с тарой на предприятияхоптовой и розничной торговли — ее вывоз — производится на основа­ниитоварно-транспортной накладной.
Предприятия торговли могут возвращать многооборотнуютару непосредственно поставщикам или сдавать ее на тарные предприятия (склады),основная задача которых — сбор, ре­монт, очистка, хранение и возврат тарыпредприятиям-поставщикам.
Тарные склады имеют в своем распоряжении надлежащеоборудованные автомобили для централизованного вывоза тары, а также мастерские,оснащенные современным дерево­обрабатывающим и другим оборудованием. Организациятаких предприятий-складов способствует снижению потерь по таре.
5.заключение
При выполненииработы, я сделал выводы, о том, как сегодня важна упаковка для товара, ведьбез красочной упаковки товар пользовался бы приблизительно на 30 % меньшеспросом, чем тот же товар, но в упаковке. Упаковка дает первое представление отоваре, по одежке встречают, и несет потребителю информацию о составе икачестве товара (продукта).  Конечно, хотелось бы, чтоб за красочной упаковкойскрывались бы не «подводные камни», а товар достойного качества, к сожалениютакое в последнее время редкое явление.
6.библиография
1. Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 г.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. При­нят Государственной Думой 22 декабря 1994 г.
3. Правила продажи отдельныхвидов товаров. Утверждены поста­новлением правительства РоссийскойФедерации от 19 января 1998 г. №55 с изменениями и дополнениями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерацииот 20 ок­тября 1998 г. №1222.
4. Панкратов Ф. Г., Серегина Т. К. Коммерческая деятельность: Учебник для студентов высших и средних специальныхучебных заведений. — М.: Маркетинг,1998.
5.  Рынок: Бизнес.Коммерция. Экономика. Толковый терминологи­ческий словарь /Сост. В: А.Калашников. — М.: Маркетинг, 1998.
6.  Торговый бизнесв России: правовое обеспечение. Справоч­ник.— М.: Маркетинг, 1996.