Технический менеджмент

ПРЕДМЕТ ТЕХНИЧЕСКОГОМЕНЕДЖМЕНТА.
                 Историяизобретательства.
      Cегодня мы начинаемизучение совершенно нового предмета, которо-
го пока не существует впрограммах вузов.  Нам с вами вместе предстоит
создать этот предмет, так как отвашей активности и готовности к твор-
честву будет зависетьсодержательность и наполненность занятий.
      Итак, что же такоетехнический менеджмент?  Менеджмент-это управ-
ление производством, совокупностьпринципов, методов, средств и форм  уп-
равления производством, которые разрабатываются  и применяются с целью
повышения эффективностипроизводства и увеличения прибыли.
      Технический  менеджмент — это  совокупность  принципов, методов,
средств и форм управлениятехникой, а точнее развитием техники.
      Но разве можно научитьсяуправлять тем, не знаю чем? Можно ли уп-
равлять развитием техники, не зная  механики,  сопромата, электротехни-
ки, физики, теории машин имеханизмов, материаловедения, обработки матери-
алов-всех знаний, которые даеттехнический университет или вуз?
      Однако все  мы пользуемсятехникой и управляем ею,  не зная даже
принципов ее устройства: утюг,телефон, телевизор, автомашина — мы ис-
пользуем только ихфункциональные свойства.
      Но вот надоотремонтировать вещь — и мы вынуждены или обращаться
к специалисту,  или  узнавать принципы ее работы и особенности связей
между ее деталями.  А чтобыусовершенствовать вещь,  надо уже знать  и
физические законы,  которым она  подчиняется и физические свойства ее
деталей.
      А уж для создания новойвещи необходимо, очевидно, владеть всеми
знаниями о будущей вещи — еефизикой, химией, знать математические за-
кономерности, описывающие взаимодействие  ее  деталей между собой и с
внешним миром.
      Как же  управлятьразвитием техники,  не владея всей суммой этих
знаний? Ведь невозможноовладеть всеми знаниями во всех областях тех-
ники !
      Как же быть ?  Стать узкимспециалистом в какой-то области можно
— так и делают,  но в результатеостаются обнаженными стыки наук,  где
как раз и спрятаны новыеоткрытия.  Именно поэтому многие новые откры-
тия делали  дилетанты.  Чтотакое дилетант ?  Дилетант — это любитель,
занимающийся каким-то искусствомили наукой без специальной подготовки.
                               – 2 –
      Академик Образцов  / отецартиста С.В.Образцова,  который создал
«Театр кукол» в Москве/ говорил, что ” Новое в науке и искусстве чаще
всего открывают любители, потомучто у нового нет профессии. Паровозник
вряд ли изобретет электровоз. Он будет все время  улучшать  отдельные
части парового двигателя, алюбитель догадается воткнуть электромотор.
Станиславский — любитель,  иЭдисон,  и Циолковский и Форд.  В  общем,
профессионал, выросший излюбительства, чаще всего новатор “.
    Основы многих наук былизаложены дилетантами.  Теплотехника / врач
Р.Мейер, пивовар Д.Джоуль,  врачГ.Гельмгольц /;  математика /  юристы
А.Ферма и Г.Лейбниц, биологЛ.Эйлер, врач Д’Аламбер, цирюльник С.Пуас-
сон, военный  Р.Декарт /;  юристЭ.Хаббл — автор теории разбегания га-
лактик; лингвист Ч.Таунс — одиниз авторов лазера, врач Р.Эшби — один
из основателей кибернетики.
     Я не призываю вас кдилетантизму во всем.  Принцип хорошего спе-
циалиста :  все знать о немногоми понемногу обо всем.  Но как говорил
исследователь творчества ПетрКлиментьевич Энгельмейер в книге, издан-
ной в 1910 году«Дилетантизм имеет одну хорошую сторону и одну дурную.
Хорошая его сторона,  т.е. силадилетанта, состоит в том, что его мысли
свободны для новых комбинаций,не будучи заранее парализованы традици-
ей школы.  А слабость дилетантасказывается в плохом отстаивании своих
идей, так  как  ему  не  достаеттой эрудиции,  которая необходима для
прочного обоснования идей».
      То есть надо и быть дилетантоми не быть им.  Это диалектическое
противоречие. В процессеизучения технического менеджмента мы будем  с
вами на практике разрешать,продуктивно разрешать это противоречие.
      Оказывается, как доказалисвоими работами наши  ученые-дилетанты
Г.С.Альтшуллер, Ю.П.Саламатов, Б.Л.Злотин,  А.В.Зусман и другие — су-
ществуют общие законы развитиятехнических систем,  зная которые можно
прогнозировать развитиеконкретной технической системы.
     Законы развития техническихсистем и возможность  прогнозирования
их развития будут первыми темаминаших занятий.
      В результате анализа иобобщения основных  приемов,  используемых
изобретателями на базе изучениясвыше 40 тысяч заявок и патентов,  ро-
дилась теория решенияизобретательских задач /ТРИЗ/,  с которой  мы  с
вами должны познакомиться.  Этатеория использует понятие Веполя — ве-
щества и поля,  их взаимосвязейпри решении конкретных изобретательских
                               – 3 –
задач. Кроме того,  отказываясьот физических экспериментов, мы лишаемся
побочных результатов.  Пропадаеттак называемый «эффект Колумба»: ис-
кал Индию,  а открыл Америку. Зашоренность человека  на  определенную
цель играет с ним скверныешутки. Так, Эдисон наблюдал термоэмиссионное
свечение, но даже не запатентовалего,  посчитав забавным  фокусом.  А
исследование этого процессапривело к открытию электрона и стало осно-
вой ламповой электроники.
     Итак,  недостатком является логичность ЭВМ, поиск по  определен-
ному алгоритму в заданныхусловиях,  отсутствие диалектической логики,
отсутствие постановки и решениятехнического противоречия.
    «Усредняя мнениягениев, мы в лучшем случае получим мнение посредс-
твенности. Убирая противоречивые  мнения  — обедним модель экспертных
знаний. Остается один путь — искать логику  работы  с  противоречиями,
что, конечно, не так-топросто»(Шрейдер Ю.А.«Природа»,1986,N10).
     Новые убытки от МПиО : 50%  поисковых работ закрывается;  25% из
                               – 8 –
оставшихся не выдерживаюттребований производства и лишь 20%  приносят
успех фирме.
     МПиО не дает возможностиувидеть новые задачи.  Менисковый телес-
коп Максутова мог быть изобретенеще во времена Ньютона.  Идею  лазера
советский ученый Фабрикантпредложил в 1939 году,  в 1951 подал заявку
на изобретение,  котораяэкспертами была разбита в пух и прах. Решение
было пересмотрено только в 1964году.
     Пенициллин предложилФлеминг в 1929 году,  но оказывается в  1871
году его предлагали русскиеврачи Манассеин и Полотебнов,  в 1906 году
— болгарин Григоров.  МПиОответственен за отсутствие критериев оценки
новых идей.
     За год до изобретениятелефона в 1876 году был арестован  человек
по обвинению в попытке получитьв банке кредит под фальшивым предлогом.
Он предложил телефон.
     Вспомним историиИлизарова,  Федорова. Рассказ о нашей истории со
стальным пакетом.
     В борьбе  с инерционностью  мышления  на западе стали предлагать
психологические способы борьбы. В 1957 году Алекс Осборн предложил ме-
тод мозгового штурма(МШ).
     Биография автора МШ : стройка,  посыльный, клерк, помощник уп-
равляющего малого  завода (новыеизделия),  компаньон рекламной фирмы.
Предложил МШ в 1937 году и после20 лет эксплуатации  опубликовал  ре-
зультаты.
     Основная идея мозговогоштурма: процесс генерирования идей необ-
ходимо отделить от процесса ихоценки.
     Боязнь участников — критика- гибель идей в зародыше.  Осборн зап-
ретил критику — поощрялись всеидеи, даже шуточные. В группу генерато-
ров не включают руководителя,  апроцесс генерирования ведут в  непри-
нужденной обстановке  с записью  на магнитофоне.  Полученный материал
оценивается группой экспертов.
     Философская основа МШ — фрейдизм :  море подсознательного регули-
руется тонким слоем сознания.Оно удерживает нас от нелогичных поступ-
ков, налагает массу запретов. Ноизобретение — это преодоление привыч-
ных представлений о возможном иневозможном.  Мозговой штурм создает в
пиковые моменты  условия  для прорыва  смутных иррациональных идей из
подсознания.
.
                               -9 –
     С МШ первые 10-15 летсвязывали  большие  надежды.  Однако  потом
оказалось, что он хорошо«берет» организационные задачи, а современные
изобретательские задачи штурмуне поддаются.  Г.С.Альтшуллер  неоднок-
ратно наблюдал, как при МШрешающая идея тонула в массе ложных идей.
     Среди многих  попытокулучшить метод МШ следует отметить синекти-
ку,  разработанную У.Гордоном(США). У.Гордон тоже не психолог. Сменил
4  университета,  не  окончив ниодного,  перепробовал полтора десятка
профессий,  получил полсотнипатентов на изобретения. В 1952 году Гор-
дон  организовал первуюпостоянную группу для решения изобретательских
задач.  К 1960 году группавыросла в фирму «Синектикс  инкорпорейтед»,
принимавшую заказы на решениезадач и обучение творческому мышлению.
     Суть синектики: постоянныегруппы, не боящиеся критики, стимуля-
ция операционных  процессов (использование аналогий) и нетрадиционных
(неуправляемых) процессов — интуиции,  вдохновения.
В дальнейшем все шаги АРИЗа будутсопровождаться примечания-
   ми, которые имеют сквознуюнумерацию. Примечания являются содежа-
   тельной частью АРИЗа.  Всешаги сопровождаются конкретными приме-
   рами.
   Пример. ТС для приемарадиоволн включает антенну  радиотелескопа,
   радиоволны, молниеотводы, молнии. ТП1: если молниеотводов много,
   они надежно защищают антеннуот молний,  но поглощают радиоволны.
   ТП2: если  молниеотводовмало,  то заметного поглощения радиоволн
   нет, но антенна не защищенаот молний. Необходимо при минимальных
   изменениях обеспечить защитуантенны от молний без поглощения ра-
   диоволн. (В этой формулировкеследует заменить «молниеотвод» сло-
   вами «проводящийстержень» «проводящий столб» или просто «провод-
   ник»)
   Примечания.
   1. Мини-задачу получают изизобретательской ситуации вводя  огра-
   ничения: все  остается безизменений или упрощается,  но при этом
   появляется требуемоедействие  (свойство)  или  исчезает  вредное
   действие (свойство).
        Переход от ситуации кмини-задаче не означает перехода к ре-
   шению небольшой задачи. Наоборот,  требование получить результат
   «без ничего»ориентирует на обострение конфликта и заранее  отре-
   зает путь к компромисснымрешениям.
   2. При записи шага 1.1следует указать не только технические час-
                               – 3 –
   ти системы,  но и природные, взаимодействующие с техническими. В
   рассматриваемом примеретакими  природными  частями  ТС  являются
   молнии и принимаемыерадиоволны.
   3. Технические противоречия(что это такое) составляют  записывая
   одно состояние элементасистемы:  что в нем хорошо и что плохо, а
   затем противоположноесостояние того же элемента с  оценкой,  что
   хорошо и что плохо.
        Когда в условиях задачидано только изделие (ТС нет),  то ТП
   получают рассматривая условнодва состояния изделия, хотя одно из
   них заведомо недопустимо.
        Например дана  задача: «Как  наблюдать невооруженным глазом
   микрочастицы в прозрачнойжидкости,  если они так малы,  что свет
   обтекает их?» ТП1:«Если частицы малы, то жидкость остается опти-
   чески чистой, но частицыненаблюдаемые».
                 ТП2: «Есличастицы большие,  то они наблюдаемые, но
   жидкость теряет оптическуючистоту, что недопустимо».
   ТП2 вроде  бы  исключается по  условиям  задачи — изделие менять
   нельзя! Так и есть,  но ТП2дает дополнительно требование к изде-
   лию: маленькие частицыоставаясь маленькими должны стать большими.
   4. Термины, относящиеся кинструменту, к изделию и внешней среде,
   необходимо заменять простыми  словами для снятия психологической
   инерции. Потому, что термины:
   — навязывают старыепредставления о технологии работы инструмента:
   «ледокол» колетлед, «якорь»- цепляется зубьями;
   — затушевываются  особенностивеществ в задаче:  «опалубка» — это
   не просто «стенка»,а «железная стенка»;
   — сужают представления овозможных состояниях вещества:  «краска»
   тянет к жидкому или твердому,а может быть и газообразное.
   ШАГ 1.2.  Выделить и записатьконфликтующую пару:  изделие и инс-
   трумент. Если инструментможет иметь два состояния,  то надо ука-
   зать оба  состояния.  Еслиесть пары однородных взаимодействующих
   элементов, то достаточновзять одну пару.
        Пример: Изделия — молнияи радиоволны. Инструмент — проводя-
   щие стержни.
  Примечание 30. Правила 4-7относятся ко всем шагам четвертой час-
   ти АРИЗ.
   ШАГ 4.1. Метод ММЧ: а)используя метод ММЧ (моделирование малень-
   кими человечками),  построитьсхему конфликта;  б) изменить схему
   А, чтобы маленькие человечкидействовали не вызывая конфликта; в)
   перейти к технической схеме.
   Примечание 31.  Метод ММЧсостоит в том, что конфликтующие требо-
   вания схематическипредставляются в виде условного рисунка (  или
   нескольких последовательныхрисунков), на котором действует боль-
   шое число «маленькихчеловечков» (группа,  несколько групп, «тол-
   па»). Изображать  в виде«МЧ» следует только изменяемые части мо-
   дели задачи (инструмент,икс-элемент).
   В шаге 4.1. действие б) частовыполняют, совместив на одном рисун-
   ке два изображения: плохоедействие и хорошее действие. Если собы-
   тия развиваются во  времени, стоит выполнить несколько последова-
   тельных рисунков.
        Рисунки надо  делать хорошо:  а) они выразительны и понятны
   без слов, б) даютдополнительную информацию о физическом противо-
   речии, указывая в общем видепути его устранения.
        32. Шаг 4.1.  — вспомогательный.  Он нужен,  чтобы нагляднее
   представить, что должныделать частицы в ОЗ.  Метод ММЧ позволяет
   увидеть, что надо сделать безфизики (как это сделать). Снимается
   психологическая инерция,фокусируется воображение, т.е. метод ММЧ
   — психологический.  Нопоскольку он осуществляется с учетом зако-
   нов развития ТС, то нередкоприводит к техническому решению зада-
   чи. Прерывать решение неследует –  мобилизация  ВПР  обязательно
   должна бытьпроведена.
АНАЛИЗ СПОСОБА УСТРАНЕНИЯ ФП.
        Главная цель  этой части- проверка качества полученного от-
   вета. ФП должно бытьустранено идеально, «без ничего». Лучше зат-
   ратить несколько  часов  наполучение более сильного ответа,  чем
   много лет бороться за плоховнедряемую слабую идею.
   ШАГ 7.1.  Контроль ответа. Рассмотреть вводимые вещества и поля.
   Можно ли не вводить новые В иП,  использовав ВПР –  имеющиеся  и
   производные? Можно  ли использовать саморегулируемые В ?  Ввести
   соответствующие поправки втехнический ответ.
   43.  Саморегулируемые (вданной задаче) В — это  такие В,  которые
   определенным образом меняютсвои свойства в зависимости от внешних
   условий.  Например, потеря магнитных свойств при  нагревании выше
   точки Кюри. Применение  такихвеществ  позволяет  менять состояние
   системы или проводить в нейизмерение без дополнительных устройств.
   ШАГ 7.2. Провестипредварительную оценку полученного решения.
   Контрольные вопросы: а)обеспечивает ли полученное решение выпол-
   нение главного требованияИКР-1 («элемент сам…»)?
   б) Какое ФП устраненополученным решением?
   в) Содержит ли полученная ТСхотя бы один хорошо управляемый эле-
   мент? Какой? Как осуществитьуправление?
   г) Годится ли решение, найденное для одноцикловой” модели задачи
   для «многоцикловой»работы.
        Если полученное решение  не удовлетворяет хотя бы одному из
   контрольных вопросов,вернуться к п.1.1.
   ШАГ 7.3.  Проверить  попатентным данным формальную новизну полу-
   ченного решения.
   ШАГ 7.4. Какие подзадачивозникнут при технической разработке по-
   лученной идеи?  Записать возможные подзадачи:  изобретательские,
   конструкторские, расчетные,организационные.
                               – 3 –
                ЧАСТЬ 8.ПРИМЕНЕНИЕ ПОЛУЧЕННОГО ОТВЕТА.
   Хорошая идея дает ключ комногим аналогичным задачам.
   Цель этой части — максимальноиспользовать ресурсы найденной идеи.
   ШАГ 8.1. Определить, какдолжна быть изменена надсистема, в кото-
   рую входит измененная ТС.
   ШАГ 8.2.  Проверить, может лиизмененная ТС (или надсистема) при-
   меняться по-новому.
   ШАГ 8.3. Использоватьполученный ответ при решении других задач:
   а) сформулировать вобобщенном виде полученный принцип решения;
   б) рассмотреть возможностьпрямого применения полученного принци-
   па при решении других задач;
   в) рассмотреть возможность использованияпринципа,  обратного по-
   лученному;
   г) построить морфологическуютаблицу (например,  типа «расположе-
   ние частей  –  агрегатные состояния изделии» или «использованные
   поля — агрегатные состояниявнешней среды») и рассмотреть возмож-
   ные перестройки ответа попозициям этих таблиц;
   д) рассмотреть изменениенайденого принципа при изменении  разме-
   ров системы  (или  ее главныхчастей):  размеры стремятся к нулю,
   размеры стремятся кбесконечности.
   44.  Если  работа ведется нетолько ради решения конкретной техни-
   ческой задачи, тщательноевыполнение шагов  8.3.а  –  8.3.д  может
   стать  началом  разработки общей теории, исходящей из полученного
   принципа.
 АНАЛИЗ ХОДА РЕШЕНИЯ.
        Каждая решенная  по АРИЗ  задача должна повышать творческий
   потенциал человека.  Издесь,  как в шахматах: класс повышается в
   результате анализа сыгранныхпартий. В этом смысл девятой части.
   ШАГ 9.1. Сравнить реальныйход решения задачи с теоретическим (по
   АРИЗ). Отклонения записать.
   ШАГ 9.2. Сравнить полученныйответ с данными информационного фон-
   да ТРИЗ (стандарты,  приемы, физэффекты ). Если в информационном
   фонде нет подобногопринципа,  записать его в предварительный на-
   копитель. 5-В опробован намногих задачах  –  поэтому  предлагая
                               – 4 –
   изменения в  АРИЗ  надо иметьв виду,  что предлагаемые изменения
   могут, облегчая решения однихзадач, мешать решению других задач.
   Поэтому любое  предложениежелательно вначале испытать отдельно –
   опробуя его на 20-25достаточно трудных задач.
        Очень полезно построитьобщую структуру АРИЗ-85-В  и  связей
   между  его отдельными частямии шагами.  Рассматривая построенную
   структуру, можно отметитьнесколько особенностей АРИЗ-85-В.
        1. АРИЗ  использует метод  последовательных приближений при
   анализе и формулировке задачи: мы дважды возвращаемся к шагу 1.1.
   в первой части (с шага 1.3. и с шага 1.6.) и трижды возвращаемся
   к анализу задачи в шестой части: с шага 6.2. к шагу 1.1., с шага
   6.3. к  шагу 2.1.  и с шага6.4.  к шагу 1.4.  Наконец,  возможен
   возврат к шагу 1.1. изседьмой части АРИЗ.
        2. Ариз  несколько  раз обращается  к использованию системы
   стандартов: на шаге 1.7., нашаге 3.6., на шагах 4.6., 4.7. и на
   шаге 5.1.
        3. Полученное на одномиз этих шагов решение задачи проверя-
   ется в  седьмой  части АРИЗна шаге 7.2.  и при отрицательном ре-
   зультате проверки АРИЗ вновьвозвращает нас к анализу  задачи  на
   шаг 1.1.
        Как видно из общейструктуры АРИЗ, главное внимание сосредо-
   точено на анализе задачи(часть 1), модели задачи (часть 2), фор-
   мулировке ИКР и  ФП  (часть 3),  уточнению  формулировки  задачи
   (часть 6)  и  анализу решения (части 7,8,9).  И только две части
   АРИЗ — часть 4 (мобилизация иприменение ВПР)  и часть 5 (примене-
   ние информационного фонда)предназначены для получения конкретных
   рецептов решения задачи.
        Таким образом,  АРИЗ является  мощным аналитическим методом
   решениятворческих задач.