Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПОУфимскаягосударственная академия экономики и сервиса
Вх. № Кафедра«Финансы и банковское дело»
датаКОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине:Рынок ценных бумаг
на тему: Техника андеррайтинга ценных бумаг:международный опыт и российская практикаУфа 2009г.
Содержание
Введение
1. Понятие и формы андеррайтинга
2. Практика андеррайтинга в России
3. Андеррайтинг: зарубежный опыт
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Цель данной контрольной работы:
выработать предложения поорганизации и развитию андеррайтинга на основе анализа практики российского изарубежного опыта;
выявить содержание иобъемы деятельности андеррайтера как специализированного участника андеррайтинга;
проанализировать особенностидеятельности банков, выполняющих функцию андеррайтера на рынке ценных бумаг;
определить иконкретизировать роль и функции андеррайтера, его статус на российском рынкеценных бумаг;
изучить зарубежный опытрегулирования рынка ценных бумаг, деятельность андеррайтера и возможности егоприменения на российском рынке;
разработать предложенияпо повышению эффективности деятельности андеррайтера, расширению егопрактических аспектов и услуг в эмиссионном процессе.
1. Понятие и формыандеррайтинга
Память о недавнихкризисах и резких конъюнктурных колебаниях все еще отпугивает от нашей страныперспективных инвесторов. Для исправления ситуации мало общей политическойстабильности и совершенствования законодательной базы. Необходимы грамотные исистематические экономические преобразования, в частности создание полноценногофондового рынка.
Фондовый рынок выступаетсвязующим звеном для представителей финансовых структур и частных инвесторов,готовых разместить свой капитал в отраслях, нуждающихся в финансировании, и присоздании надлежащих экономических предпосылок вкладывать его в долгосрочныепроекты, капиталоемкие отрасли и объекты, требующие срочных финансовых вливанийв ситуации, когда экономику страны необходимо как можно скорее ”снимать снефтегазовой иглы” и переводить на инновационный путь развития. К числу такихобъектов относятся прежде всего наука и научное обслуживание, разработка ивнедрение новых технологий в производство. Настоятельно необходимо развиватьнауку и инновационные производства, создавать новые рабочие места, привлекаяквалифицированных специалистов и рабочих, обеспечивая им достойную зарплату,сопоставимую с западным уровнем.
Нужные для этого средствамогут быть привлечены разными способами. В России чаще всего используютсясредства частных инвесторов, банковские кредиты или некий смешанный вариант.Практикуется, например, заем в банке под залог недвижимости и оборудования. Нотут возникает множество проблем: то банку не нравятся обветшалые помещения, томорально устаревшее и изношенное оборудование, то наличие государственной долив акционерном капитале, то большие риски его невозврата или слишком долгие егосроки.
И банки, и инвесторыкрайне неохотно расстаются со своими средствами на длительный период и беруточень большие проценты, ссылаясь на значительные риски. Одним словом, процесспривлечения финансов для долгосрочных ресурсоемких исследований и внедрения ихрезультатов в производство крайне затруднен.
Кажется, ситуациятупиковая. Но лишь на первый взгляд. Проблема решается эмиссией ценных бумагпредприятия (организации), нуждающегося в финансировании. Можно, конечно,попробовать сбыть их самому. Однако практика показывает, что, не располагаянеобходимой информацией и дополнительными инвестиционными ресурсами, сделатьэто довольно затруднительно. Поэтому и применяется такой способ, какандеррайтинг.
Андеррайтингом выпускаценных бумаг признается деятельность по совершению гражданско-правовых сделокпо размещению ценных бумаг профессиональным участником от имени и за счетэмитента эмиссионных ценных бумаг или от своего имени и за счет эмитента,которая может сопровождаться принятием профессиональным участником обязательствпо выкупу на свое имя и за свой счет части или всего объема размещаемоговыпуска ценных бумаг.
Андеррайтинг выпускаценных бумаг осуществляется профессиональными участниками рынка ценных бумаг,имеющими лицензии на осуществление брокерской и дилерской деятельности.
Андеррайтер на рынкеценных бумаг — профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющийандеррайтинг выпуска ценных бумаг и имеющий лицензии на осуществлениеброкерской и дилерской деятельности. Андеррайтером может быть любое юридическоелицо соответствующим образом лицензированное ФСФР, то есть это может быть илиинвестиционная компания или инвестиционный банк. Это юридическое лицо ипредлагает инвесторам купить выпуск ценных бумаг эмитента
Договор андеррайтинга — заключенный в письменной форме гражданско-правовой договор между андеррайтероми эмитентом о форме, порядке и условиях осуществления андеррайтинга, о правах иобязанностях сторон по договору в процессе размещения выпуска ценных бумаг
Формами андеррайтингаявляются:
-андеррайтинг на базелучших усилий;
-андеррайтинг на основетвердых (фиксированных) обязательств.
Андеррайтинг выпускаценных бумаг на базе лучших усилий — деятельность по совершениюгражданско-правовых сделок по размещению ценных бумаг профессиональнымучастником (андеррайтером) от имени и за счет эмитента эмиссионных ценных бумагили от своего имени и за счет эмитента, которая не сопровождается принятиемпрофессиональным участником (андеррайтером) обязательств по выкупу на свое имяи за свой счет части или всего объема размещаемого выпуска ценных бумаг.
Профессиональный участникрынка ценных бумаг, осуществляя андеррайтинг на базе лучших усилий в пользуэмитента, принимает на себя обязанность предпринять все потенциальнонеобходимые, фактические и юридические действия для наиболее полного размещениявыпуска ценных бумаг по наилучшим ценам и в наиболее короткие сроки, исходя изиспользования всех своих возможностей по ведению профессиональной деятельностина рынке ценных бумаг и раскрытию информации о выпуске ценных бумаг,обеспечивая обращение к возможно большему числу потенциальных инвесторов,предупреждая конфликты интересов, способные негативно влиять на размещениеценных бумаг эмитента, и обеспечивая их полное и своевременное урегулирование.
Андеррайтинг выпускаценных бумаг на базе твердых (фиксированных) обязательств — деятельность посовершению гражданско-правовых сделок по размещению ценных бумагпрофессиональным участником (андеррайтером) от имени и за счет эмитентаэмиссионных ценных бумаг или от своего имени и за счет эмитента, котораясопровождается принятием профессиональным участником (андеррайтером) обязательствпо выкупу на свое имя и за свой счет части или всего объема размещаемоговыпуска ценных бумаг.
Профессиональный участникрынка ценных бумаг (андеррайтер), осуществляя андеррайтинг на базе твердых(фиксированных) обязательств, принимает на себя обязанность предпринять всепотенциально необходимые, фактические и юридические действия для наиболееполного размещения выпуска ценных бумаг по наилучшим ценам и в наиболеекороткие сроки, с соблюдением требований к андеррайтингу. Наряду с этимпрофессиональный участник рынка ценных бумаг (андеррайтер) обязываетсяосуществить выкуп на свое имя и за свой счет размещаемых ценных бумаг на одномиз следующих условий:
-выкуп установленнойпроцентной доли выпуска ценных бумаг (от количества ценных бумаг в выпуске, отобъема выпуска ценных бумаг в денежном выражении);
-выкуп части выпускаценных бумаг, установленной как абсолютная сумма в денежном выражении;
-выкуп всего объемавыпуска ценных бумаг (закрытая подписка);
-выкуп ценных бумаг, неразмещенных в срок, установленный по договору между эмитентом ипрофессиональным участником рынка ценных бумаг (андеррайтером), с учетомограничений и порядка указанного выкупа, определенного законодательствомРоссийской Федерации и соответствующими подзаконными актами ФКЦБ России, БанкаРоссии и других финансовых регуляторов, в том числе выкуп всего количестваценных бумаг, не размещенных в срок; выкуп в установленной процентной доле отколичества ценных бумаг, не размещенных в срок; выкуп части выпуска,установленной как абсолютная сумма в денежном выражении.
Андеррайтинг выпускаценных бумаг осуществляется на основе договора андеррайтинга, заключаемого междуэмитентом и андеррайтером и устанавливающего форму, порядок и условияосуществления андеррайтинга в отношении выпуска ценных бумаг.
Договор андеррайтингаявляется договором комиссии или договором поручения или агентским договором.
Договор андеррайтингаможет заключаться в качестве смешанного договора (договора по оказанию услуг поразмещению ценных бумаг), включая в себя в качестве неотъемлемой частиобязательства андеррайтера по выкупу на свое имя и за свой счет размещаемыхценных бумаг, а также виды, порядок и условия осуществления услугпрофессионального деятеля рынка ценных бумаг, по подготовке размещения и размещениюэмиссионных ценных бумаг, права и обязанности сторон, связанные с указаннымиуслугами.
Участники отношенийандеррайтинга.
Андеррайтинг на рынкеценных бумаг может осуществляться синдикатом андеррайтеров, то есть группойинвестиционных банков и/или инвестиционных компаний, создаваемой нанепродолжительное время для того, чтобы обеспечить продажу нового выпускаценных бумаг по цене, установленной в предварительном соглашении. Синдикатандеррайтеров возглавляет ведущий андеррайтер. Ведущий андеррайтер организовываетсиндикат по размещению ценных бумаг, поддерживает контакты с эмитентом и ведётучёт размещенных бумаг.
Член эмиссионногосиндиката для размещения выпуска ценных бумаг — андеррайтер или инойпрофессиональный участник рынка ценных бумаг (брокер, инвестор за свойсобственный счет), обладающий правами и обязанностями в отношении эмитента и /или других членов эмиссионного синдиката по размещению выпуска ценных бумаг.
Ведущий андеррайтер(менеджер эмиссионного синдиката) — андеррайтер, член эмиссионного синдиката,организующий взаимодействие эмитента, потенциальных инвесторов, членовсиндиката, организатора торговли, депозитария, регистратора и другихпрофессиональных участников рынка ценных бумаг в отношении размещения выпускаценных бумаг.
Соандеррайтер — членэмиссионного синдиката, не являющийся ведущим андеррайтером.
Соорганизатор выпускаценных бумаг — профессиональный участник
рынка ценных бумаг,имеющий лицензии на осуществление брокерской и дилерской деятельности, которыйоказывает услуги, связанные с размещением ценных бумаг, (за исключениемандеррайтинга, членства в эмиссионном синдикате и брокерской деятельности),выполняя существенную часть фактических и юридических действий, требуемых приподготовке размещения и размещении выпуска ценных бумаг.
С целью организацииэмиссионного синдиката ведущий андеррайтер (менеджер эмиссионного синдиката)заключает с членами эмиссионного синдиката предварительные двусторонние илимногосторонние (синдикационные) договора, содержащие права и обязательства членовсиндиката в отношении размещения выпуска ценных бумаг, включая обязательства поих приобретению на условиях, не противоречащих условиям выпуска ценных бумаг.
При осуществленииразмещения ценных бумаг через эмиссионный синдикат ведущий андеррайтер выступаетв интересах и по поручению эмитента в качестве продавца ценных бумаг, а такжеможет покупать размещаемые ценные бумаги за собственный счет или в интересах иза счет инвесторов.
Организация эмиссионногосиндиката, осуществление иных видов деятельности при подготовке размещения иразмещении ценных бумаг не должны приводить к ограничению конкуренции на рынкефинансовых услуг, к формированию соглашений и осуществлению действий,ограничивающих конкуренцию среди эмитентов, инвесторов и профессиональных участниковрынка ценных бумаг при размещении ценных бумаг.
Как показывает зарубежныйопыт, эмиссиия ценных бумаг, прежде всего акций и облигаций, занимает важноеместо в структуре источников финансирования корпораций. В развитых странахсовокупная стоимость (капитализация) корпоративных облигаций составляет от20-30 до 65% общего объема капитализации фондового рынка. Для того чтобыроссийский рынок был отнесен к разряду развивающихся рынков ценных бумаг, долякапитализации рынка акций в ВВП, по нашей оценке, должна достигать 30-40%.
Что касается мировойпрактики, то сложилась достаточно устойчивая классификация: по способузаключения договоров, по мере ответственности и риска для андеррайтерскогосиндиката и по наступлению определенных условий.
Андеррайтинг предполагаетприменение ряда приемов, способствующих быстрому и эффективному размещениюнового выпуска ценных бумаг: открытая продажа ценных бумаг, РR-кампания,маркетинг и конкретизация потребностей в эмиссии, определение условийразмещения ценных бумаг для инвесторов-членов синдиката. Цель проведениямаркетинга состоит в том, чтобы создать превышение спроса на данные ценные бумагинад их предложением. Мировая практика свидетельствует об эффективности такой,например, процедуры, как ”гастроли”, назначение которой — обеспечитьнепосредственное ознакомление предполагаемых инвесторов с компанией-эмитентом,представленной ее высшими менеджерами.
В принципе андеррайтингдолжен предоставлять эмитенту гарантию того, что в результате продажи ценныхбумаг он получит как минимум определенную сумму денег. Это позволяет последнемубыть уверенным, что все предлагаемое к выпуску количество ценных бумаг будетпродано, а он — избавлен от трудоемких процедур.
2. Практика андеррайтингав России
В условиях российского рынкароль андеррайтера выполняют преимущественно коммерческие банки, обладающиезначительными свободными финансовыми ресурсами
Андеррайтинг — хорошийспособ нивелировать негативные факторы, сдерживающие развитие рынка ценныхбумаг в России (в частности, высокую общую нестабильность) и инфляцию. Он каквоздух необходим именно инновационным предприятиям и предпочтительнее обычногобанковского кредита. Дело в том, что при его применении риски распределяютсямежду всеми держателями акций пропорционально их количеству и сравнительномалы, а прибыль в виде дивидендов вполне осязаема. В процессе андеррайтинга,во-первых, можно найти инвесторов, которые искренне заинтересованы в развитииданной отрасли, проведении исследований или в выпуске новой продукции, что даетвозможность установить долгие и плодотворные отношения на взаимовыгодныхусловиях (не всякая, даже дорогая, реклама способна обеспечить такиеперспективы). Во-вторых, и после реализации программы денежные вливания неиссякают. Они получают новую дополнительную подпитку за счет повышения курсаакций, улучшения кредитной истории и репутации фирмы. И, наконец, еще одинаргумент в пользу андеррайтинга — доступность для самых мелких инвесторов. Этов наших условиях немаловажно.
Что касается предприятия,то, приступая к выпуску акций и облигаций, оно, помимо всего прочего, получаетвозможность вовлечь в это полезное дело своих работников. В таком случаевозникает их дополнительная материальная заинтересованность в успешном развитиисвоего завода, фабрики или научно-производственного центра.
Если же свободных средствдля того или иного инновационного проекта нет в достаточном количестве внутристраны, то андеррайтинг позволяет привлечь их из-за рубежа, без ущерба иущемления национального производства. Ведь все технологии, рабочие места ипродукты остаются здесь, а на расчетный счет иностранным инвесторам отчисляетсятолько часть прибыли в виде дивидендов.
Наряду со стольсущественными преимуществами привлечения средств с помощью андеррайтинга у негоесть и ряд недостатков. Например, новизна. Хотя это не однозначный минус, но внашей стране всегда с опаской относятся ко всему новому и перестраиваютсямедленно. Широко распространенный на Западе, у нас андеррайтинг только начинаетутверждаться. Опыта еще мало, а проверять на себе решаются лишь очень немногие.
Вторая проблема вытекаетиз первой. Поскольку дело это новое, то пока не сформировались ни четкаясистема, ни государственные стандарты. Все условия размещения обговариваются вдоговоре, заключаемом непосредственно между эмитентом и синдикатомандеррайтеров. Такая форма не дает безусловных гарантий, и эмитенту приходитсяв основном полагаться на доброе имя и деловой авторитет андеррайтеров. Правда,сравнительно недавно саморегулируемая организация ”Национальная фондоваяассоциация” сформировала ”Стандарты деятельности по андеррайтингу”. Конечно,они носят рекомендательный характер, но и это уже во многом облегчает задачупользования данным институтом.
Есть еще одна проблема,во многом психологическая. Однажды обжегшись на финансовых пирамидах (МММ)многие мелкие частные инвесторы вообще не доверяют ценным бумагам, особеннотем, которые выпускают новые, недавно созданные предприятия, использующие поканепонятные инновационные технологии. Но эта проблема во многом устраняетсясиндикатом, поскольку он занимается размещением, и ценные бумаги эмитентагарантируются репутацией и финансами каждого члена синдиката. Доверитьсяпрофессионалам значительно легче, чем частной незнакомой компании. Да иответственность распределяется между всеми участниками соглашения, авероятность того, что одновременно у всех будет спад, значительно меньше.
Если вы выходите на рынокс новой продукцией и нужно преодолеть так называемый входной барьер и выдержатьконкуренцию, то именно андеррайтер помогает найти необходимые дополнительныесредства. Обратившись к профессиональному финансовому консультанту, проводитетендер и находите ведущего андеррайтера. Вместе с андеррайтерским синдикатом иконсультантом составляете проспект эмиссии, оформляете предварительные заявки.Затем проходит размещение ценных бумаг. Согласно договору, вы получаете сразуфиксированную цену за весь выпуск или постепенно — по мере реализации акций.
В России андеррайтингзаконодательно не регулируется, поэтому все условия надо зафиксировать вдоговорах (порядок определен в Гражданском кодексе). Генеральный агент берет насебя ответственность за размещение всего выпуска. Если же на аукционе проданатолько часть акций или облигаций, остаток безоговорочно выкупает генеральный андеррайтер(если, конечно, иное не предусмотрено в договоре между эмитентом иандеррайтером). За такую гарантию генеральный андеррайтер берет комиссию в 1-2% от номинальной стоимости выпуска. Соандеррайтеры могут выкупить, а могут и невыкупить свою долю, что, в свою очередь, представляет предмет договоренностимежду генеральным андеррайтером и членами синдиката. Эмитента интересуетгарантированное размещение, поэтому зачастую он соглашается платить высокиекомиссионные.
Развитие андеррайтингавесьма полезно для российского рынка ценных бумаг и оживленияпредпринимательской деятельности:
он обеспечиваетпривлечение дополнительных фондов, повышение ликвидности фондов. Это возможно,поскольку потенциальные инвесторы часто не в состоянии самостоятельно найтиприемлемое и интересное для себя предложение. При развитии системыандеррайтинговых отношений увеличатся возможности выбора, а также общий объемвыпускаемых ценных бумаг.
Как одна из передовых инаиболее развитых технологий экономических отношений, андеррайтинг способенсущественно упростить регулирование потоков финансово-экономической информации;
упрощаетсягосударственный контроль в форме стандартизации и регистрации эмиссионныхсоглашений, а в конечном счете облегчается формирование государственной долгосрочнойполитики на рынка ценных бумаг.
Так, в США механизмпринятия решений разработан очень четко. Если на фондовом рынке возникаютпроблемы и необходимо государственное ”вмешательство”, то специальнаяорганизация, состоящая из непосредственных профессиональных участниковфондового рынка (дилеров, брокеров, финансовых консультантов), собирается дляобсуждения и поиска вариантов решений. Эти рекомендации далее поступают насогласование в специальную правительственную Комиссию по ценным бумагам и биржам(SEC),где и преобразуются в законы и подзаконные акты.
Сравнительно недавно и вРоссии появилась организация ФСФР (взамен ФКЦБ). Для нее очень важно ширеиспользовать андеррайтинг, который способствует повышению роли инвестиционныхценных бумаг и сокращению доли ”черного” и спекулятивного оборота. Механизмандеррайтинга предоставляет хорошую возможность заработать (на спрэде курсовакций, на процентах от реализации эмиссии, на самой эмиссии), не прибегая к”теневым” схемам и спекуляции. Широкая доступность информации, прозрачность ипостоянное взаимодействие различных компаний и финансовых структур, вовлеченныхв работу синдикатов, характерная для андеррайтинга, сильно снизит риски, даваявозможность широкому кругу предприятий представить себя на фондовом рынке. Этоусилит здоровую конкуренцию, улучшит качество ценных бумаг, выровняет движениекурсов и снизит уровень монополизации.
Андеррайтинг, конечно, нерешит всех проблем современного фондового рынка в России, но поможетсущественно улучшить ситуацию в смысле увеличения инвестиционной активности,прекращения колоссальной утечки капиталов за границу.
В последние годыконкуренция значительно улучшила качество андеррайтинговых услуг в России. Еслираньше брокер лишь готовил для потенциального эмитента требуемый пакетдокументов, делал инвестиционный меморандум, сдавал его в агентство, размещалоблигации, то сегодня подход к клиенту существенно изменился. Профессиональныйандеррайтер более глубоко подходит к оценке потенциала своего клиента. Работаначинается с изучения эмитента, его проблем и преимуществ. Затем в случаенеобходимости брокер консультирует клиента по вопросам корпоративногоуправления, улучшения определенных финансовых показателей, кадровой политики,реструктуризации компании, заботясь о повышении привлекательности компании вглазах инвесторов.
Российские коммерческиебанки все активнее занимаются, андеррайтингом. Доминирующее положение на рынкеэтих финансовых услуг принадлежит крупным банкам, обладающим обширнойклиентской базой, в которую входят в том числе и такие институциональныеинвесторы, как негосударственные пенсионные фонды, страховые и инвестиционныекомпании.
Ведущими организаторамиоблигационных займов на внутреннем рынке по итогам 2006 г. были Газпромбанк (он участвовал в размещении облигаций 22 эмитентов на общую сумму 65 млрдруб.), ВТБ (29 эмитентов на общую сумму 52,4 млрд руб.), Росбанк (28 эмитентовна общую сумму 40 млрд руб.), Райффайзенбанк (16 эмитентов на общую сумму 32млрд руб.).
3. Андеррайтинг:зарубежный опыт
Опыт фондовых рынковстран Европейского союза, где в синдикатах банков выделяются функциональныегруппы по покупке и группы по продаже ценных бумаг, нехарактерен дляроссийского рынка, следует рассматривать каждого андеррайтера в синдикате какединую функциональную единицу с ответственностью за конечный результат.Положителен европейский опыт выделения в синдикате привилегированных инепривилегированных членов синдиката, отличающихся объемами взятых обязательстви, следовательно, уровнем ценовой скидки, получаемой при выкупе ценных бумаг уэмитента.
В развитых странах врамках общей либерализации экономики происходит дерегулирование рынков ценныхбумаг, упразднен контроль над процентными ставками, отменены ограничения всовмещении видов профессиональной деятельности на рынке. На фондовых рынках странЕС действуют жесткие правила и требования, поддерживаемые органамигосударственного регулирования, профессиональными участниками, что минимизируетфинансовые риски и коррупции. На таких рынках регулирующие органы, при широкихнадзорных полномочиях, имеют право выносить решения об аннулировании сделки,требовать от кампании возврата средств инвесторам, налагать денежные санкции вкрупных размерах. Андеррайтер обязан иметь определенный объем собственныхфинансовых средств, например, при андеррайтинге за собственный счет – минимум730.000 евро (Германия). Андеррайтер профессионально непригоден, если характерего поведения вызывает сомнения в надлежащем исполнении обязанностей. В ряде странандеррайтер может совмещать функции финансового консультанта, что востребованои российским рынком.
В странах ЕС действуетструктура, регулирующая рынок ценных бумаг, банковский сектор, страхование какединый комплекс – мегарегулятор, основное преимущество – преодолениефрагментарности между ведомствами, независимость органов управления. Вместе стем, внедрение мегарегулятора имеет содержательный смысл лишь на прозрачныхрынках. Действующая структура функциональных регуляторов на текущем этаперазвития российского рынка, по нашему мнению, более целесообразна, создаетвозможности целевых действий в каждом секторе финансового рынка.
Опыт стран ЕС показывает,что рынок ценных бумаг как масштабный источник инвестиций имеет существенныеналоговые льготы. Андеррайтер прямо заинтересован в снижении финансовыхиздержек инвесторов, эмитентов. В сфере интересов андеррайтера и выход на рынокиностранных инвесторов, заинтересованных в льготном налогообложении. В России вусловиях недостаточности инвестиций и высоких рисков формирование системыналоговых стимулов, компенсирующей эти риски, является инструментом мотивацииинвестиций в ценные бумаги.
Анализ международнойпрактики андеррайтинга на примере финансово-устойчивых кампаний выявилоптимальную схему реализации ценных бумаг: 70–80% эмиссии размещается черезсиндикат банков-андеррайтеров на бирже. При этом 50–60% размещается синдикатомсреди 10–12 институциональных инвесторов, 20–30% – среди различных инвесторовчерез группу продажи; 1–5% пакетов эмиссии — среди мелких и среднихинституциональных инвесторов; 20-30% размещается эмитентом самостоятельно черезторговые площадки.
Вне всякого сомнения,европейский рынок ценных бумаг, объемы которого в 2005 г. достигли 319,2 млрд евро1, крайне привлекателен для инвесторов. Лидером является Англия,которой принадлежит почти половина рынка. На ее фоне достижения Франциивыглядят значительно скромнее. Французский рынок занимает 6-е место в Европе, ипо итогам 2005 г. его величина составляет 9,08 млрд евро2. Однако изучениефранцузского опыта в области регулирования рынка ценных бумаг может бытьинтересным и полезным для отечественных специалистов, учитывая тот факт, чтоправовые системы России и Франции имеют много общего.
Крупнейшимиорганизаторами размещения на международном рынке стали иностранные банкиCitigroup (общая сумма размещенных облигаций 2,94 млрд дол.), Barclays Capital(2,75 млрд дол.), JP Morgan Сhase (2,63 млрд дол.), UBS (2,62 млрд дол.),Credit Suisse (2,57 млрд дол.), Deutsche Bank (2,56 млрд дол.), Merril Lynch(1,98 млрд дол.) и др
Заключение
В работе была рассмотренасущность андеррайтинга, ее основные понятия и формы. Выявлены проблемы иперспективы развития в России. Частично рассмотрен зарубежный опыт на примереЕвропейского союза.
Была обоснована необходимостьиспользовать андеррайтинга, который способствует повышению роли инвестиционныхценных бумаг и сокращению доли ”черного” и спекулятивного оборота.
Сравнительно недавносаморегулируемая организация ”Национальная фондовая ассоциация” сформировала”Стандарты деятельности по андеррайтингу”. Конечно, они носят рекомендательныйхарактер, но и это уже во многом облегчает задачу пользования данныминститутом.
Благодаря созданию такихорганизаций российские коммерческие банки все активнее занимаются,андеррайтингом.
Таким образом, в течениедлительного времени, и особенно в последние годы, инвестиционные банкиубедительно доказывают свою роль в качестве наиболее эффективных финансовыхинститутов по применению техники андеррайтинга. Острая потребность экономикиРоссии в инвестициях делает актуальным развитие таких институтов и в нашейстране. Безусловно, для успешной деятельности инвестиционных банков, которыеимеют свои технологии, организационную структуру, специфические риски,необходима соответствующая законодательная база, регулирующая инвестиционно-банковскую деятельность. При этом очень важнотакже сохранить достигнутые успехи в макроэкономике, осуществить переходпредприятий и банков на международные стандарты финансовой отчетности,обеспечить дальнейшее устойчивое развитие банковского сектора. Продуманноеприменение всего лучшего из мирового опыта будет способствовать позитивнымизменениям в финансово-банковском секторе России.
Список использованнойлитературы
1. Басов А.И.Галанова В.А. Рынок ценных бумаг. — М.: Финансы и статистика, 2007г.
2. Гражданскийкодекс Российской Федерации
3. Дектярева О.И.Рынок ценных бумаг и биржевое дело. – М.: Юнити, 2008г.
4. Жуков Е.Ф. Рынокценных бумаг. – М.: Юнити, 2008г.
5. Захарова А.К. Рынок ценных бумаг:введение в фондовые операции. – М.: Финансы и статистика, 2007г.
6. Зайцев Д. Чтодальше?// Ценные бумаги, 2006- № 6 с 789
7. Кмузов А.Ю.Институт андеррайтинга на российском фондовом рынке: практические аспекты иособенности функционирования. 16-е Международные Плехановские чтения: тезисыдокладов аспирантов, докторантов и научных сотрудников. М. Изд-во Рос. Экон.Акад., 2003, 0,1 п.л.
8. Кравченко П.П.Проблемы и перспективы развития рынка ценных бумаг Российской Федерации//Менеджмент в России и за рубежом, 2008г.- № 2 с 87
9. Региональныйрынок ценных бумаг. М.: Финансы и статистика, 2007г. С 96
10. Стандартыдеятельности по андеррайтингу: проект. – Национальная фондовая асоциация
11. Суханов Ю.:Андеррйтинг возможности предприятия. //Российская академия предприниметльства.
12. Федеральный законот 22 апреля 2005г. № 39-ФЗ, Принят Государственной думой, 20 марта 2003г.,Одобрен Советом Федерации 11 апреля 2003г.
13. Федеральный законот 21 июля 1997г. № 123-ФЗ, «Об акционерных обществах».