Техника быстрого чтения

Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации
                        ТомскийПолитехнический Университет филиал г. Юрга.
                                                                       КафедраГ.О.          
     РЕФЕРАТ
По дисциплине: Психология.
На тему: Техника «быстрого чтения».
                                             
Выполнил: ст. гр. 10311
Алтухов Алексей Сергеевич.
Руководитель работы:
Епифанова НадеждаАлексеевна.Юрга 2002.

Содержание:

Введениео технике быстрого чтения

Читать или Скоро. Читать.

Психологическая настройкапри чтении.

Проговаривание лов – тормоздля овладевания методики скорчтения

Читайте слова наоборот(упражнение на концентрацию мыслей)

Недостатки традиционных методов чтения.

Почему мы читаем с регрессиями.

Почемунельзя читать лёжа.
Пять золотых правил гигиенызрения.
Что даёт быстрое чтение.

Семь золотых правил быстрого чтения.

Литература

Введение о т/>ехникебыстрог/>о чтени/>я
         Ежегодный приростнаучно-технической литературы во всем мире составляет сейчас 60 млн. страниц.Но это не предел. Ученые подсчитали, что в начале ХХI века объем информациивозрастет в 10 раз! Как же научиться управлять информационным потоком, каквыделять самое важное и необходимое в данный момент. Оказывается это вполнерешаемая задача.
         Конечно, современная техникапомогает ориентироваться в этом потоке. Но как бы ни была совершенна техника, последнееслово всегда за человеком.
         Наблюдения ученых показали,что большая часть населения планеты читает с такой же скоростью, как и 100 лет назад,это 250-300 слов в минуту.
         Но истории так жеизвестны факты феноменально быстрого и рационального чтения, достигающего 1000и более слов в минуту. Так читали, например, Толстой и Чернышевский, Горький иМарк Твен и мн. другие.
         Но способностьрационально читать — удел не только выдающихся личностей. Как показалапрактика, любой человек средних способностей, может овладеть искусствомбыстрого и рационального чтения.
         За счет чего происходитувеличение скорости чтения? Останется ли понимание и запоминание читаемого материала?
         В процессе чтения мозгчеловека использует определенные программы, реализует различные способыперекодирования информации.
         Традиционное чтениеимеет ряд недостатков: это отсутствие внимания, отсутствие гибкой программычтения, то есть когда все тексты читаются одинаково медленно. Возвратныедвижения глаз к уже прочитанному и, конечно, «враг» номер один быстрого чтения- это проговаривание читаемого текста про себя (артикуляция).
         И самое главное, основное- это тренировка памяти, внимания, понимание читаемых текстов и их последующее запоминание.
         Как читать? Вопрос не праздный, хотя, на первый взгляд, можетпоказаться наивным. Велика, мол, мудрость бери и читай!
         Но каждый ли грамотныйчеловек действительно умеет «культурно» читать? Каждый ли читающий уверенноскажет, что понимает и запоминает все прочитанное? Что такое читательскийталант природный дар или результат упорного труда? Благо или блажь быстроечтение? А медленное недостаток или необходимость? Вопросы, вопросы… Мы невсегда задаем их, себе так естественны для многих потребность и привычка,раскрывать книгу или газету.
/>/>ЧИТАТЬ ИЛИ СКОРО ЧИТАТЬ.
        Обычно,критики методики скорочтения строят карикатуру на этот жанр чтения. Ониначинают описывать взоры разрезающие страницы, шелест страниц, торопливость ипоспешность читателя. На месте книги обязательно должна оказаться «Война имир». Читателем обязательно должен быть школьник. С другой стороны, противникистандартного способа чтения строят не мене глупую карикатуру – некую отличницу,которая с «вдумчивостью» и «пониманием каждого слова» читает таблицу Брадиса.
         Ни та, ни другая сторонастарается не замечать, что словесность не состоит не только из справочников ивысокохудожественной литературы. Воюющие стороны не замечают пласта литературы,лежащего между этими крайностями. Я, например, ежедневно получаю по каналамИнтернета несколько страниц английского текста, десяток страниц русскоязычноготекста и писем. Умолчу о том, сколько приходится просматривать текстов вГиперпространстве. Все эти тексты не относятся к художественной литературе.
         Среди противниковскорочтения много учителей. Их понять можно – они преподают литературу иявляются хранителями русского языка. Они, почти единственные в России, ктоследит за чистотой слова. Но, давайте посмотрим правде в глаза – школьников,которые  прочитали  предусмотренную школьной программой литературу –единицы. Большинство узнают о классиках через призму справочников сочинений,анекдотов или критики. Мне кажется, что гораздо предпочтительнее будет, есличеловек прочитает Достоевского в режиме скорочтения, (но прочитает), чемпознает его по низкопробной литературе.
         Скорочтение можноописать как комплекс приемов, по эффективному восприятию информации. Приемыприобретаются как результат систематизированных тренировок по расширению углазрения, подавлению проговаривания слов, применения выхватывающих суть алгоритмов чтения. Обучение скорочтению, это чтение, чтение, чтение и еще разчтение. Разве плохо, когда человек читает? Разве плохо, когда человек ставитперед собой цель и согласен методично, упорно и систематически добиваться ее?
         У нас не возникаетотрицательных эмоций, когда человек занимается спортом. Считают, что спортполезен. Я бы сравнил  методики скорочтения со спортом. Единственноеразличие в том, что тренируются не мускулы, а мозги.
         Среди обладателейметодиками скорочтения нет безработных! – все обладатели активные граждане,имеющие собственную позицию, и это понятно, поскольку скорость нервныхпроцессов у обладателей скорочтением выше, чем у ленивых противников методик.Поэтому, скорочитающий всегда будет впереди.
         Применять методики можнолибо к знакомому тексту (по форме, по содержанию, по автору), либо к тексту сявной избыточностью, – например к газетам, или к текстам, из которых читательнастроен, почерпнуть несколько мыслей. Перед чтением, читатель строит модельтекста, что он намеревается почерпнуть из статьи, от старается предугадатьсодержимое страницы. Если читатель настроится на то, чтобы замечатьшероховатости текста, то он будет их замечать, если он настроен на получениефакта – то он получит его. Обедняет ли этот подход наш опыт? – нет. Ведь  насне обедняет целеустремленность.
         Стоит сказать правду и окомпьютерных методиках. — Дорога в скорочтение не легкая прогулка, как этоможет показаться из компьютерных методик, а трудная перестройка мозга, однакоплохи компьютерные методики или хороши – это не правильный вопрос. Главноедругое. Главное то, что компьютерные методики скорочтения есть. Методики нестоят на месте, они развиваются, дополняются новыми функциями. Эти методикироссийского производства!
         Учитесь скорочтению, этополезно.
/>/>ПСИХОЛИГИЧЕСКАЯУСТАНОВКА ПРИ ЧТЕНИИ.
         Вы даже без какойлибо методики уже подготовлены к скоростному чтению!
         Наверняка, вы можетевспомнить множество примеров из своей практики, когда вы схватывали смысл налету, например, на экзамене, когда мимолетным взглядом вы запоминаете всеформулы.
         Скорость восприятиятекста особенно заметна при чтении незнакомого или иноСТРАННОГО текста. Выпостоянно спотыкаетесь на незнакомых словах, подбираете и гадаете, смыслпредложения, не можете осилить элементарное слово, постоянно смотрите всловарь. Но стоит вам перейти к тексту, написанному на родном языке, как всеидет на поправку. Взгляд пронзает текст как нож масло.
         Вспомнитепсихологическое состояние перехода от сложного текста к простому.Проанализируйте ниточку которая тянется между проблемным и простым текстом.Поймайте это состояние перехода. Что это за состояние? чем подробнее вы егоопишите, чем больше эмоций вы примените, чем более ярко вы представите себе этосостояние, тем лучше.
         Теперь, перед чтениемкультивируйте в себе это чувство перехода от сложного текста к простому,легкому и понятному.
         Многие иностранныеметодики скорочтения начинаются и заканчиваются этим упражнением.
/>Проговариваниеслов – тормоз для овладевания методики скорочтения
         «По поводу методикискорочтения, основываясь на собственном опыте, могу сообщить следующее: действительно,исключение внутреннего проговаривания слов — это самый главный источник увеличенияскорочтения. Причем даже если вам кажется что, вы не проговариваете слова, то этоне так, методика обучению чтению, вбиваемая нам в голову с начальной школы — т.е.чтение вслух — дает себя знать и, как известно, переучиваться гораздо тяжелее, чемучится.
         Дефект проговаривания читаемыхслов можно разделить на следующие составляющие:
1. Когда проговариваниесопровождается механическими движениями: шевеление губ, перемещение языка, например,или, что еще хуже — аудио — механическими эффектами — бубнение и т.д.
         Бороться с этимдовольно просто — держать что- либо в зубах, а еще лучше держать свой языкзубами — как ни смешно, но по изменению болевых ощущений (степень сжатиязубами), вы сможете контролировать весь процесс искоренения этого тормозящегофактора.
2. Наиболее трудноискоренимымявляется проговаривание слов в мозгу — т.е. т.н. речевом центре.
         Здесь используется метод- клин клином вышибают. Центр, контролирующий движение, находится где-то рядом сречевым и можно попытаться подавлять речевой центр двигательным — бороться с этимсупер сложно — держать что- либо в зубах уже не спасет, но можно попробовать следующее.Записываете на кассету, какой — нибудь ритм (но только не музыку) — например, метроном.Причем записей должны быть несколько с разной частотой ударов и комбинированныес изменяемой частотой ударов. Читать надо под этот стук (ритм) и при чтении делатьдвижения.
         Понятно, что эти движенияне могут быть сложными, например, отбивать ритм руками, причем нужно постаратьсяделать такое движение, которое не выглядит произвольным, или легко (стандартно)выполнимым, нужно такое движение, которое заставит мозг постоянно контролироватьправильность его исполнения. Это должно быть что-то нестандартное, например, отведитевытянутую левую руку назад и попытайтесь под каждый удар выпрямлять по одному пальцу,а потом их же и сгибать тоже по одному. В общем, выдумайте для себя что ни будьпосложнее. И читать, читать, читать, не забывая, что это надо делать строго подритм.
         На мой взгляд, скорочтение- не удел избранных. Но, как и в спорте, рекордсменами становятся не все. Важноусердие и постоянство тренировок.
ЧИТАЙТЕ СЛОВА НАОБАРОТ (упражнение наконцентрацию мыслей/>)
         Умение концентрироватьсяна проблеме — одна из составляющих успешного умственного труда.
         Попробуйте тренировать способностьконцентрироваться при помощи мысленного чтения слов задом на перед.
         Когда вы мысленно читаетеслово задом наперед, вы должны представить его по буквам, а затем прочитать этибуквы. Например — »слово” — «оволс», «дорога» — «агорд». Если ваше сознание отвлеклось на сторонний предмет, то вы мгновеннотеряется нить и вам приходится выполнять упражнение заново. Таким образом, вы можететренировать свое внимание.
         Это упражнение можно делатьв общественном транспорте и тем самым использовать бесполезно теряемое время себена пользу.
         Начните с простых слов, состоящихиз четырех букв. Постепенно пытайтесь оперировать с более длинными словами.
         С того момента,как вы научились читать, чтение сопровож­дает всю вашу жизнь. Вас неудовлетворяет существующий метод чтения, это естественно. Но прежде чемсовершенст­вовать какой-либо процесс, нужно изучить его, знать его осо­бенности,недостатки. Мы предлагаем вам провести анализ особенностей вашего чтения, егонедостатков.
/>Недостаткитрадиционных методов чтения
         Можновыделить пять основных недостатков традиционных методов чтения.
         1. Регрессии.Это возвратные движения глаз с целью по­вторного чтения уже прочитанного. Этотнедостаток — самый распространенный. Некоторые читатели незаметно для себячитают дважды любой текст — как легкий, так и трудный, как бы для верности.Области таких повторных фиксаций глаз, возникающие при традиционном чтении,иногда очень велики. Как показали наши исследования, при медленном чтениирегрес­сии — довольно частое явление, и количество их составляет обычно от 10до 15 для текста объемом в 100 слов. Понятно, что столь частые возвратныедвижения глаз резко снижают скорость чтения.
         Однако есть возвраты,которые можно считать обоснованными. Они возникают при появлении новых мыслей.Некоторые исследователи называют их, в отличие от регрессий, реципациями.Основная цель реципаций — более глубокое осмысление уже однаждыпрочитанного текста. Методика быстрого чтения рекомендует повторное чтениетолько по окончании чтения всего текста.
         2. Отсутствиегибкой программы чтения. Что означает этот недостаток?
         Главное в проблемебыстрого чтения — не столько быстрота, сколько оптимальность, эффективностьполучения значимой информации благодаря правильному выбору программы смысловоговосприятия текста. Читатели, как правило, не заду­мываются над тем, как читатьтот или иной текст. В результате ее читается одинаково медленно. Американскиепсихологи Авень и Хороню, описывают этот недостаток, образно отметив:большинство читателей читает одинаково медленно и квартальный отчет орасходовании горюче-смазочных материалов, и статью о новом типе автомобильногодвигателя, и роман А. Хейли «Колеса», тогда как, естественно, каждый изэтих текстов должен читаться особо. Квартальный отчет заслуживает краткоговзгляда, чтобы увидеть итоговые цифры. Научный журнал нужно читать иначе, ахудожественные тексты требуют совершенно другого подхода.
         Та или иная скорость итехника чтения подчиняется, прежде всего, тем целям, задачам и установкам,которые читатель ставит перед собой. Именно выработка соответствующих программ,умение гибко использовать каждую из них в нужный момент и определяютспособность читать быстро.
         Наша задачазаключается в том, чтобы вооружить мозг более эффективной программой.
3. Артикуляция. Это непроизвольные движения губ,языка, элементов гортани при чтении текста про себя. Движения ор­ганов речи причтении про себя затормаживаются лишь внешне, на самом же деле они находятся впостоянном скрытом движе­нии. Интенсивность этих микродвижений зависит, преждевсего, от уровня развития навыка чтения и сложности текста. Чем менее развитнавык чтения про себя (у детей) и чем сложнее текст, тем ярче выраженаартикуляция. Многие говорят, что у них нет артикуляции или они не знают, чтоэто такое. А другие, напротив, заявляют, что постоянно слышат, как кто-тобубнит рядом, когда читает текст. Даже если читатель заявляет, что ар­тикуляцииу него нет, специальными измерениями удается ее обнаружить. Рентгеносъемкаглоточных модуляций в процессе чтения показала наличие внутриполостнойартикуляции даже у людей, читающих сравнительно быстро.
         Большинствозарубежных методик обычно ограничивается общими рекомендациями: читайте какможно быстрее, и арти­куляция у вас исчезнет сама собой. Сомнительность этихреко­мендаций очевидна, так как предлагается воздействовать на следствие, а нена причину.
         4.Малое поле зрения. Под полем зрения понимается участок текста,четко воспринимаемый глазами при одной фиксации взгляда. При традиционномчтении, когда воспринимаются в лучшем случае 2-3 слова, поле зрения очень мало.Вследствие этого глаза делают много лишних скачков и фиксаций (оста­новок).Такой прием можно назвать дроблением взгляда. Чем шире поле зрения, тем большеинформации воспринимается при каждой остановке глаз, тем меньше этих остановок,а в итоге чтение становится эффективнее. Быстро читающий за одну фиксациювзгляда успевает воспринять не 2-3 слова, а всю строку, целое предложение,иногда и весь абзац.
         Чтениетекста целыми фразами более эффективно не только с точки зрения скорости: оноспособствует и более глубокому пониманию прочитанного. Это происходит потому,что вос­приятие больших фрагментов текста в моменты фиксации взглядом вызываетнаглядно-образные представления, ярко проясняющие смысл текста.
         Значительноснижает скорость чтения и непродуктивный переход глаз от конца каждойпрочитанной строки к началу новой. Сколько строк на странице, столько и лишнихпере­ходов, т.е. холостых движений глаз, на которые расходуется; не тольковремя, но и силы. При быстром чтении движение глаз более экономно: вертикально,сверху вниз по центру страницы.
5. Отсутствие внимания. Что такое внимание?Внимание — это избирательная направленность сознания при выполнении определеннойработы. Быстрое чтение требует повышенного внимания. К сожалению, мы не всегдаорганизованны, не умеем управлять своим вниманием при чтении.
         Скоростьчтения большинства читателей намного ниже той, которую они могли бы иметь безущерба для понимания. У медленно читающего внимание часто переключается напосто­ронние мысли и предметы, и интерес к тексту снижается. Поэтому большиефрагменты читаются механически и смысл прочитанного не доходит до сознания.Такой читатель, заметив, что думает о посторонних вещах, часто бывает вынужденперечитывать отрывок заново. Человек, читающий быстро, способен управлять своимвниманием.
/>Почему мы читаем срегрессиями.
         Одиниз мудрецов Востока, арабский писатель Аббас Махмуд Аль-Аккад в сочинении,которое он назвал «Часы, проведенные среди книг», писал: «Не знаю, откуда учитателей привычка читать книгу один раз. Ведь книга содержит в себе большетаинственных символов и простора для обозрения окружающего, чем вид и голос.Если твой ум развит более, нежели чувства, то тебе лучше всего возвращаться кпрочитанному — этим проверяется развитие твоего умения». Можносогласиться с предложением, читать сложные и интересные книги по несколько раз.Повторение и многократное чтение закономерно и оправданно при чтении учебной,трудных и сложных текстов. К сожалению, очень часто приходится наблюдатьвозвратные движения глаз при чтении простых и легких текстов.
         При чтении текста срегрессиями глаза совершают движение назад, например, из точки 2 в точку 3,хотя никакой необходимости в этом нет. Если это происходит на каждой строчкетекста, то, очевидно, что читатель дважды прочитывает весь текст. Именно такогорода регрессии мы и считаем одним из основных недостатков традиционногомедленного чтения. Наряду с регрессиями при медленном чтении замечены ивозвратные движения глаз, вызванные кажущимися трудностями текста. Эти возвраты- также недостаток чтения. Очень часто дальнейшее чтение снимает возникшиевопросы и делает возвраты ненужными. Однако есть возвраты, которые можносчитать обосно­ванными. Они возникают при появлении новых мыслей.
         Какова же природарегрессии? Первая причина — сила привычки
         Фиксируйте причиныповторного чтения: действительно сложный текст или отсутствие внимания?
         Помните:отказ от регрессий повышает скорость чтения в два раза и качество пониманияпрочитанного в три раза.
         Отнынезаконом вашего чтения должно стать: всегда читать без регрессий. Напоминаем,что в соответствии с первым правилом быстрого чтения возвратные движения глазвозможны и допустимы, но только в том случае, если этому предшествуетосмысление прочитанного.
/>ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ ЧИТАТЬ ЛЁЖА.
        Чтение,лежа по своим негативным последствиям, занимает третье место после привычекупотреблять алкоголь и курить. Нет ничего более вредного, ухудшающего ваше зрение,чем чтение лежа.
        Авсе-таки, почему нельзя читать лежа? Есть три основных фактора, доказывающихсправедливость этого утверждения:
1. При чтениилежа очень трудно сохранить постоянное расстояние от текста до глаз, котороедолжно составлять 33 см. Длительная работа в таких условиях сильно снижаетостроту зрения.
2. При чтениилежа грудная клетка постоянно сдавлена, вследствие чего нарушается ритмдыхания. Как известно, ин­теллектуальная деятельность в значительной степенизависит от правильного ритмического дыхания. Не случайно йоги так многовнимания уделяют технике правильного дыхания.
3. При чтениилежа затрудняется циркуляция крови, вследствие чего возникают застойные явленияв коре головного мозга. Очень часто приходится слышать, что от школьников, долгочитающих лежа, поступают жалобы на боли в затылочной части мозга. Спе­циалистысчитают оптимальным для чтения положение стоя. Вспомните изображение ученых настаринных гравюрах и фото­графиях. Как правило, они работают стоя заспециальной на­клонной конторкой. Я вспоминаю, как папа одного из наших13-летних учеников сразу отучил своего сына читать лежа, смасте­рив емунаклонную доску с изменяемой высотой. Сыну настолько понравилось работать заней, что он делал за ней все уроки и только так читал книги. Хотя письменныйстол также стоял у него в комнате. Впоследствии мальчик освоил все семьступеней нашей программы. Школу он закончил с золотой медалью, а в институтеполучил диплом с отличием. Оригинальное рабочее место, изготовленное отцом,служит ему и поныне. Как мне рассказал папа, недавно они опустили наклоннуюдоску на нижнюю отметку, и сын спросил отца: «Неужели я был такой маленький?».
         ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
         Приведемнесколько упражнений, которые помогут укрепить глазодвигательные мышцы,сохранить упругость кожи век, задержать ее старение. Выполнять их следуетпримерно в течение 10 мин ежедневно.
1 Плотнозакрыть и широко открыть глаза. Повторить 5-6 раз с интервалом в 30 с.
2. Посмотретьвверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.
3. Вращать глазамипо кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону.
         Упражнения 2-3рекомендуется делать не только с открытыми, но и с закрытыми глазами. Выполнятьих надо сидя, повторяя каждое 3-4 раза с интервалом в 1 – 2 мин.
4. Выполнятьсидя. Быстро моргать в течение 1-2 мин. Упражнение способствует улучшениюкровообращения.
5. Выполняетсястоя. Смотреть прямо перед собой 2-3 с. Затем поставить палец руки нарасстоянии 25-30 см от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него3-5 с. Опустить руку повторить 10-12 раз. Упражнение снижает утомление глаз,облегчает зрительную работу на близком расстоянии. Тем, кто пользуется очками,надо выполнять упражнение, не снимая их.
6. Выполняетсясидя. Закрыть веки и нежно массировать их круговыми движениями пальца в течение1 мин. Упражнение способствует расслаблению мышцы и улучшает кровообращение.
/>/>Пятьзолотых правил гигиены зрения.
Правило1. Как можно меньше смотреть телевизор.
Правило2. Никогда не читать непрерывно более 30 мин. Обязательно встать, размятьсяи только потом продолжать читать.
Правило3. Никогда не читать лежа и в других условиях отсутствия комфорта: слабоеосвещение, во время поездки в транспорте и т.п. Помните: всегда расстояние оттекста до глаз — 33 см.
Правило4. Как можно больше динамических физических нагрузок для общегоукрепления организма и активизации его функций. Для зрения предпочтительныигровые виды спорта, развивающие периферическое зрение: футбол, хоккей, бас­кетбол,волейбол, теннис и т. д.
Правило5. Постоянно следить и укреплять свое зрение с помощью упражнений. Одинраз в год посещать врача, про­верять зрение.
(Демирчоглян Г.Г., Янкулин В.И. Гимнастика для глаз, М.:ФИС, 1988.)
         Проблема«понимание — непонимание» является, пожалуй, одной из центральных во многихфилософских течениях. Естественно, что каждое учение, излагая свои постулаты,стремится сделать их доступными широким читательским массам. Видимо, этим иможно объяснить то большое значение, которое придается в документах древностипониманию текстов. Стремление выделить эту проблему в отдельное направлениепривело к возникновению нового толкования науки герменевтики. Согласно античныммифам, одним из «прислужников богов» и вестником их воли в отношении людей быллегендарный Гермес. От имени этого мифологического «переводчика» и происходитнаименование герменевтики как искусства толковать непонятное и даже искаженное,объяснять смысл чужого языка или знака.
         Вот как определяетсовременная герменевтика процесс понимания текста. Звуки и буквы, комбинациисимволов и даже предложения сами по себе несущественны для понимания. Синформационной точки зрения они представляют собой лишь сигналы. Мы понимаемне звуки, буквы и символы и даже не слова и предложения сами по себе, а мысль,которую они выражают, тот смысл, который содержится в словах и предложенияхязыка. Таким образом, понимание текста связано с раскрытием его смысла илизначения. Чтобы раскрыть этот смысл и, следовательно, понять текст, необходимовыполнить определенные действия.
         Проблема пониманиятекста достаточно давно и плодотворно исследуется психологами. Что же такоепонимание? Психологи называют пониманием установление логической связи междупредметами путем использования имеющихся знаний. При чтении несложного текстапонимание как бы сливается с восприятием — мы мгновенно вспоминаем полученныеранее знания (осознаем известное значение слов) или отбираем из имеющихсязнаний нужные в данный момент и связываем их с новыми впечатлениями. Но оченьчасто при чтении незнакомого и трудного текста осмысление предмета (применениезнаний и установление новых логических связей) представляет собой сложный,развертывающийся во времени процесс.
         Для осмыслениятекста в таких случаях необходимо не только быть внимательным при чтении, иметьзнания и уметь их применять, но и владеть определенными мыслительными приемами.При необходимости запомнить текст человек вначале старается лучше понять его иприменяет для этого различные приемы. Чаще всего читатели используют дваосновных приема:
выделение смысловых опорных пунктов и антиципацию.
         Деление текста начасти, их смысловая группировка и приводят к выделению смысловых опорныхпунктов, углубляющих понимание и облегчающих последующее запоминание материала.Психологи выяснили, что опорой понимания может быть все, с чем связываем мы,то, что запоминается или что само «всплывает» как связанное с ним. Это могутбыть какие-то второстепенные слова, дополнительные детали, определения и т.п.Любая ассоциация может быть в этом смысле опорой. Смысловой опорный пункт естьнечто краткое, сжатое, но в то же время, служащее основой какого-то болееширокого содержания. Понимание сводится к тому, чтобы схватить в текстеосновные идеи, значимые слова, короткие фразы, которые предопреде­ляют текстпоследующих страниц. Свести содержание текста к коротким и существеннымлогическим формулам, отметить в каждой формуле центральное по смыслу понятие,ассоциировать понятия между собой и образовать таким путем единую логическуюцепь идей — вот сущность понимания текста. Прием выделения смысловых опорных пунктовпредставляет собой как бы процесс фильтрации и сжатия текста без потери основы.С помощью этого приема нами разработан дифференциальный алгоритм чтения,который будет подробно рассмотрен ниже.
         Другой прием,используемый для дальнейшего осмысления читаемого текста, называетсяантиципацией или предвосхищением, т.е. смысловой догадкой. Что же такоеантиципация? Это психологический процесс ориентации на предвидимое будущее. Оноснован на знании логики развития события, усвоении результатов анализа признаков,предварительно осуществленного оперативным мышлением. Антиципацияобеспечивается так называемой скрытой реакцией ожидания, настраивающей читателяна определенные действия, когда по тексту для этих реакций, казалось бы, нетдостаточных оснований.
Как показали исследования, в результате специальной тренировки можноразвить у читателя способность мгновенно предугадывать по неопределеннымкосвенным смысловым признакам текста «наступающие события». Неопределенный сампо себе сигнал благодаря реакции антиципации превращается в субъективноопределенный, значащий признак вполне кон­кретной ситуации развития сюжета(темы) повествования. Квалифицированный читатель по нескольким начальным буквамугадывает слово, а по нескольким словам — фразу, по несколь­ким фразам — смыслцелого абзаца или даже страницы. Игорь Северянин в стихотворении «Отличная отдругих» так определил способности своей героини:
Ты способна и в сахаре выискать«соль», Фразу — в только намекнутом слове.
Явлениеантиципации возможно только в том случае, когда мышление активно работает впродуктивном режиме. При таком чтении читатель в большей степени опирается насодержание текста в целом, чем на значение отдельных слов. Главное — этоосмысление идеи содержания, выявление основного замысла автора текста.
Явление антиципации закономерно ив значительной сте­пени объясняется избыточностью текста, составляющей, как мыуже знаем, 75%.
Таким образом, при обучениибыстрому чтению способность антиципировать является основным факторомформирования своеобразного чутья к фразовым стереотипам и накоплениядостаточного словаря текстовых штампов. Выявление фразовых стереотипов — однаиз первых предпосылок выработки автоматизма смысловой обработки текста.
/>/>ЧТОДАЁТ БЫСТРОЕ ЧТЕНИЕ
 «Сегодня пришел домой и решил попробоватьчитать методом быстрого чтения. И неожиданно получилось. Результат удивил меня.Случилось стран­ное. Я не читал в традиционном смысле этого понятия, а быстроскользил гла­зами по тексту и при этом мгновенно анализировал: что нужнозапомнить и что отбросить. Строчки пробегали плавно и быстро, как титры в кино.Словно не было ни строчек, ни слов, а были факты, которые всплывали и врезалисьв сознание, в воображение как бы сами собой. Чтение шло легко и свободно, и этодоставляло удовольствие» — так писал в дневнике Виктор Панкратов, тех­никодного из ленинградских предприятий, самостоятельно освоивший метод быстрогочтения. Что же дает этот метод рядовому читателю? Лучше всего на этот вопросответят те, кто уже работает по предлагаемой методике, а также бывшие слушателикурсов быстрого чтения.
Проведенные социологические исследования среди обученныхубедительно доказали эффективность методики. Основное преимущество большинствови­дит в возможности ежедневно читать необходимый объем литературы. Осо­бенномного дает быстрое чтение учащейся молодежи.
Лаборант одного из предприятий г. Молодечно Минской области В.При­чина писал нам: «Техника быстрого чтения дала очень много. Скорость чтениявозросла в несколько раз. Я успеваю за 1,5—2 часа в сутки прочитать 2—3 газеты,иногда журнал. Кроме того, удается быстро найти нужный материал в учебниках.Часто читаю такое солидное издание, как «Юманите». Смысл прочитанного понимаюгораздо быстрее, быстрее нахожу незнакомые слова в словаре. После просмотрателевизионных программ многие публикации в газетах пробегаю мгновенно,поскольку они содержат знакомый материал. Намного улучшилась память. Сталзамечать, что во время разговоров, бесед, встреч некоторые факты, слова,события всплывают в памяти как бы сами собой. Иног­да вспоминаю точные цитаты,казалось бы, ненужные в дальнейшем цифры целые высказывания. Внимание сталоболее стабильным: могу читать даже при работающем телевизоре». I
Приведенное высказывание достаточно полно отвечает напоставленный вопрос.
Мы уже знаем, что быстрое чтение используется нетолько для чтения научных и учебных текстов. Естественно, возникает вопрос: неухудшается ли чтение художественной литературы? Есть законное опасение, чточеловек, научившись читать быстро технические тексты, так же быстро будетчитать и художественную классическую литературу. Не обеднится ли при этомвосприятие?                                                                 1
Как показал опыт, подобные опасения напрасны. Человек,читающей быстро, не становится рабом скорости. Приобретая навыки быстрогочтения, он совершенствует и другие способы чтения. А что касается глубинывосприя­тия, то быстрое чтение развивает и эту особенность человеческойпсихики. «Быстрое чтение приблизило нас к искусству,— писали освоившие этотметод,— так как эти занятия способствовали развитию образного мышления. Описа­нияприроды, сравнения, метафоры и эпитеты проходили ранее при чтениихудожественной литературы мимо нашего сознания. Оказывается, мы раньше простоне способны были воспринимать их в тексте…»
Освоение техники быстрого чтения действительнопредставляет собой про­цесс комплексного воздействия на различные стороныпсихической деятельности человека. Образно говоря, в процессе обученияреализуется программа технического перевооружения мозга. Происходит перестройкасознания, лома­ются сложившиеся стереотипы мышления.
Наша заключительная, десятая беседа посвященаподведению итогов освоения техники быстрого чтения.
Как суммировать все, чему вы научились? Мы предлагаемзолотые правила быстрого чтения, которые могут служить и дальнейшимруководством в совершенствовании техники чтения.
/>Семь золотыхправил быстрого чтения
Первое — читать без регрессий.
Второе — читать по интегральному алгоритму чтения.
Третье — всегда выделятьдоминанту — основное смысловое значение текста.
Четвертое — читать без артикуляции.
Пятое — читать вертикальным движением глаз.
Шестое — постоянно развивать свое внимание и память.
Седьмое— выполнять ежедневно обязательную норму: читать две газеты, один журнал(научно-технический или научно-популярный) и 50—100
страниц любой книги.

Литература
АндреевО.А. Хромов Л.Н. Учимся быстро читать.
Авоян Р.Г. Значение в языке.—М., 1985./>      
Гиппенрейтер Ю. Б. Движение человеческого глаза.—М., 1978.
Глезер В. Д. Зрение и мышление.—Л., 1985.
Леонтьев А. А. Слово в речевой деятельности.—М., 1965.
Липкова И. Я. Ты и твоя книга./> М., 1981.
Николов Н., Нешев Г.Загадка тысячелетий. Что мы знаем о памяти./> М., Степанищев А. Т. Читать можно быстрее.— М., 1988.