Технико-экономический анализ и обоснование рыночного уровня новизны нового радиовещательного приемника

ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственноеобразовательное учреждение высшего
профессиональногообразования
«Воронежскийгосударственный технический университет»
Кафедраинженерной экономики
КУРСОВАЯРАБОТА
Тема:«Технико-экономический анализ и обоснование рыночного уровня новизны нового радиовещательногоприемника »
Расчетно-пояснительнаязаписка
Выполнил студент гр.РТ-041 А.Ю.Иванов___
Руководитель доценткафедры      _______________ В.И.Попов______
Члены комиссии
_______________________________
_______________________________
Нормоконтроллер
 _______________В.И.Попов______
Защищена ___________________Оценка________________________
/>Воронеж 2008
ГОУВПО «Воронежский государственный технический университет»Кафедра инженерной экономикиЗАДАНИЕ
на курсовуюработу
Тема работы: Технико-экономическийанализ и обоснование рыночного уровня новизны нового радиовещательногоприемника
Студент группы РТ-041 ФИОИванов Антон Юрьевич
Общая формулировка задания.Дать ответ о возможности превращения замысла, результата НИОКР, в реальнуюконструкцию товара, воплощающие основные технические параметры, надежность ибезопасность у потребителя, запланированные издержки производства иэксплуатации.
Параметры радиовещательногоприемника:
1) Диапазон частот приема0.1 – 1299.995 МГц;
2) Модуляция АМ, FM, WFM;
3) Номинальное напряжениеПостоянное 3.6 – 6 Вольт;
5) При приеме:приблизительно 75 мA;
6) Размеры          56х102х23мм;
7) Вес         145 грамм, включая антенну и батарею;
8) Количество каналов памяти700;
Объём работы и вопросы,подлежащие проработке:
1) Характеристикиразрабатываемого товара;
2) Выбор и обоснованиетовара конкурента;
3) Анализ техническойпрогрессивности новой конструкции товара;
4) Анализ измененияфункциональных возможностей новой РЭА;
5) Анализ соответствияновой конструкции РЭА нормативам;
6) Выводы о технической,функциональной, нормативной конкурентоспособности нового товара;
7) Образование ценытовара-конкурента;
8) Расчет годовыхиздержек потребителя РЭА в условиях эксплуатации;
9) Расчет полезногоэффекта новой РЭА в эксплуатации;
10) Образование ценыновой конструкции товара;
11) Образование ценыпотребителя;
12) Обоснование уровнякачества нового товара;
13) Выводы по результатамтехнико-экономического анализа. Условия выхода на рынок разрабатываемоготовара.
14) Технико-экономической оценки результатов проектирования;
15) Оформление расчетно-пояснительной записи.
Срок защиты курсовойработы – ________________________________
Руководитель канд. техн.наук, доцент кафедры ИЭ _______ В.И.Попов
Задание принял студент ____________ ___________ ________________
дата подпись И.О.Ф.
Замечания руководителя

Содержание
товар конкурентпрофессиональный приемник
1 Характеристика разрабатываемого товара
2 Выбор и обоснование товара-конкурента
3 Анализ технической прогрессивности новой конструкциипрофессионального приемника
4 Анализ изменений функциональных возможностей
5 Анализ соответствия новой конструкции нормативам
6 Образование цены товара конкурента
7 Расчет годовых издержек на электроэнергиюпотребителя профессионального радиоприемника в условиях эксплуатации
8 Расчет полезного эффекта профессионального приемникав эксплуатации
9 Образование цены нового товара
10 Образование цены потребления и установлениекоммерческой конкурентоспособности
11 Обоснование уровня качества нового товара
12 Выводы по результатам технико-экономическогоанализа. Условия выхода на рынок разработанного профессионального приемника
Список литературы
1 Характеристика разрабатываемого товара
Современные портативныепрофессиональные приемники широко используются для решения задач радиоразведкии радиоконтроля, а также поиска несанкционированных средств перехватаинформации, использующих для передачи информации радиоканал.
Профессиональные приемникиможно разделить на две группы: переносимые сканирующие приемники и перевозимыепортативные сканирующие приемники. К переносимым относятся малогабаритныесканирующие приемники весом 150…350 г. Они имеют автономные аккумуляторы исвободно умещаются во внутреннем кармане пиджака.
Несмотря на малые размерыи вес, подобные приемники позволяют вести разведку и контроль в диапазонечастот от 100…500 кГц до 3000 МГц.
Они обеспечивают прием самплитудной (АМ), узкополосной (NFM) и широкополосной (WFM) частотноймодуляцией, а также SBB и CW. При этом чувствительностьприемников при отношении сигнал/шум равном 10 дБ (относительно 1 мкВ) составляет:при приеме сигналов с NFM модуляцией — 0,35…1 мкВ, с WFM модуляцией — 1…6мкВ. Избирательность на уровне минус 6 дБ составляет 12…15 и 150…180 кГцсоответственно.
Портативные профессиональныеприемники имеют от 100 до 1000 каналов памяти и обеспечивают скоростьсканирования от 20 до 30 каналов за секунду при шаге перестройки от 50…500 Гцдо 50…1000 кГц.
Слуховой контрольобнаруженных сигналов может осуществляться оператором через головные телефоныили встроенный громкоговоритель. Выбором нужного вида детектора (NFM, WFM ит.д.) обеспечивается оптимальная демодуляция принимаемых сигналов.
Разрабатываемое товар –профессиональный радиоприемник, должен удовлетворять всем вышеперечисленныетребования. Данный продукт должен заинтересовать широкий круг потребителей, втом числе радиолюбителей, поскольку возможно его универсальное использование. 2 Выбор и обоснование товара-конкурента
В качестве товара –конкурента выберем приемник «ICOM IC-R5», выпускаемый японской фирмой ICOM, являющимся одним из самыхраспространенным приемником этого класса. Характеристики приемника-конкурента:
1) Диапазон частот приема0,150-1309,995 МГц;
2) Модуляция АМ,FM, WFM;
3) Номинальное напряжение 6 В (от источника питания CP-18A/E;
2 хАА (R6) NiCd аккумуляторы либо алколиновые батареи);
4)При приеме: приблизительно 170 мА;
5) Рабочаятемпература       -10 C …+ 60C;
6) Размеры 58 х 86 х 27 мм;
7) Вес 185 грамм, включая антенну и батарею;
8) Количествоканалов памяти 1250.
Непосредственноесопоставление характеристик товара-конкурента и разрабатываемогопрофессионально приемника позволяет сделать следующие выводы: товар-конкурент имеетбольшее потребление электроэнергии, больший объём банков памяти, а больший вес.Следовательно, новая модель будет обладать наиболее высокими эксплуатационнымиданными. 3 Анализ технической прогрессивности новой конструкции профессиональногоприемника
Техническая прогрессивность электронной аппаратуры взначительной мере определяет её конкурентоспособность. Она являетсяпредпосылкой размера издержек производства и потребления и может бытьустановлена только при сравнении товаров между собой по группам техническихпараметров. Техническая прогрессивность измеряемых параметров характеризуетсякоэффициентом эквивалентности (Кэк) /1, с. 5/.Результаты расчёта представлены втаблице 1.
Таблица 1 – Расчет коэффициента эквивалентности новой конструкциипрофессионального приемникаНаименование параметра
“Вес” параметра,
В
Значение параметра
Пб
—-
Пэ
Пн
—-
Пэ
Пб В—-
Пэ
Пн В—-
Пэ /> Пб Пн Пэ /> /> Количество каналов памяти 0.20 1250 700 5000 0,25 0,14 0,05 0,028 /> Чувствительность 0,40 7,1 3 1 0,14 0,33 0,056 0,132
  Потребляемая мощность, Вт 0,20 1,02 0,45 0,4 0,39 0,89 0,078 0,178
  Масса, кг 0,20 0,185 0,145 0,1 0,54 0,68 0,108 0,136 /> Итого 1.00 – – – – – 0,292 0,474 />
/> (1)
где Ктн и Ктбкоэффициенты технического уровня базового и нового изделия.
В итоге получили Кэк = 1,623,что говорит о достаточно высоком техническом уровне разрабатываемого изделия.4 Анализ изменений функциональных возможностей
Сравним параметры нового изделия и товара-конкурента, которыене могут быть измерены и устанавливаются экспертами. Оценка каждого параметраведется в баллах. Общая сумма баллов товара-конкурента принимается равной 10.Изменение функциональных возможностей нового изделия характеризуетсякоэффициентом изменения функциональных возможностей КФВ /1, с. 6/.
Результаты чего отражены в таблице 2.
Таблица 2 — Расчет изменения функциональных возможностей профессиональногоприемника.Перечень неизмеримых параметров Характеристика параметра Балльная оценка Товар-конкурент Товар-новинка Товар-конкурент Товар- новинка 1 Поиск «Жучков» Нет Есть 1 3 2 Декодер CTCSS и DTCS Есть Нет 3 1 3 Автоматическое шумоподавление Есть Есть 1 3 4 Функция входного аттенюатора Есть Есть 1 4 5 Функция прослушивания приоритетного канала Есть Есть 3 5 Итого – – 10 16
На основе результатов таблицы 2 рассчитаем коэффициент измененияфункциональных возможностей новой конструкции.
/> (2)
где Пфв – общая суммабаллов неизмеримых параметров новой РЭА.
Кфв=1.6. Из расчетов, новый товар превосходит пофункциональным возможностям товар-конкурент. 5 Анализ соответствия новой конструкции нормативам
Для оценки соответствиянормам новой конструкции используется единичный показатель. Учитывая, что всоставе профессионального приемника используются стандартные техническиекомпоненты и типовые технологические процессы применены при его производстве,то можно сделать вывод, что разрабатываемое устройство соответствует стандартами нормам, поэтому все единичные показатели равны единице, а значит, групповойпараметр Кн равен единице /1, с. 6/.
Таким образом, новыйтовар с тоски зрения соответствия нормативам может поступать на рынок.6 Образование цены товара конкурента
Для расчета цены товара-конкурента необходимо определить егополную себестоимость. Для определения полной себестоимости (Сп) воспользуемсяметодом удельных весов, то есть установим ее исходя из расчета стоимостипокупных изделий и полуфабрикатов и доли этих расходов в общих затратах/1, с.8/.
Расчёт себестоимости покупных изделий и полуфабрикатовконструкции-конкурента представлены в таблице 3.
Таблица 3 — Расчёт себестоимости покупных изделий иполуфабрикатовНаименование покупных изделий и полуфабрикатов, материалов Количество Цена за ед., р. Сумма, р. Резисторы 300 2 600 Конденсаторы 120 3 360 Диоды 17 5 85 Стабилитроны 7 10 70 Разъемы 4 5 20 Транзисторы 20 50 1000 Трансформаторы 1 200 200 Интегральные микросхемы 8 2000 1600 Микроконтроллер 1 1500 1500 ЖКИ экран 1 350 350 Итого – – 5785 Транспортно-заготовительные расходы – – 1715 Всего – – 7500
Зная Сп, можно определить полную себестоимость и оптовую ценутовара-конкурента.
Расчёт приведён в таблице 4.
Таблица 4 — Определение полной себестоимости и оптовой ценытовара-конкурента. Наименование расходов Удельный вес, % Сумма, р. Основные материалы 5.0 781 Покупные изделия и полуфабрикаты 48.0 7500 Зарплата производственных рабочих 14.0 2187
Общепроизводственные расходы
1 Расходы по содержанию и эксплуатации
2 Цеховые расходы
20.0
8.0
12.0
3125
1250
1875 Общехозяйственные расходы 10.0 1562 Прочие производственные расходы 2.7 422 Производственная себестоимость 99.7 15578 Внепроизводственные расходы 0.3 47 Полная себестоимость 100.0 15625 Прибыль – 20,0 Оптовая цена – 18750 7 Расчет годовых издержек на электроэнергию потребителя профессиональногорадиоприемника в условиях эксплуатации
Для того чтобы обосновать конкурентоспособность новой конструкциипрофессионального радиоприемника необходимо дать сравнительную характеристикуэкономических условий эксплуатации товара-конкурента и нового товара.
В данном случае расходы на эксплуатацию профессиональногоприемника у потребителя равны расходам на электроэнергию и расходами наматериалы(аккумуляторы) /1, с.8/.
/> (3)
где р – потребляемая мощность, кВт ;
Физ – число часов работы РЭА за год;
Сэ – стоимость 1-го кВт*ч, р.
Uэ.н.=0.00045´1.96´2000=1,76 р.,
Uэ.к.=0.001´1.96´2000=3,92 р.,
Число часов работы принимаем для каждого профессиональногоприемника Физ=2000 ч., цена 1 кВт-ч Сэ=1.96 р. Мощность потребляемая от сетитоваром-конкурентом Р=1 Вт и новым товаром Р=0.45 Вт.
Расходными материалами служат никель-кадмиевые аккумуляторы.Срок службы такого аккумулятор – 1 год. В товаре-конкуренте используется 4аналогичных аккумулятора. В новом товаре 3. Стоимость одного аккумулятора – 150рублей.
Результаты расчёта представлены в таблице 5.
Таблица 5 — Расчётгодовых эксплуатационных издержек потребителя профессионального приемника в рубляхНаименование расходов Сумма Товар-конкурент Новый товар Расходы на потребляемую электроэнергию 3,92 1,76 Расходы на материалы, используемые при эксплуатации 600 450 Всего 604 452
Как видно из расчётов расходы на электроэнергию нового товараменьше, следовательно, он более конкурентоспособен.
Проведённый расчёт годовых издержек показывает, что новаямодель профессионального приемника экономичнее товара-конкурента, каждый годпокупатель будет экономить 152 р.
8 Расчет полезного эффекта профессионального приемника вэксплуатации
Полезный эффект (Эп) новой конструкции профессиональногоприемника в эксплуатации представляет собой стоимостную оценку измененияпотребительских свойств, оказывающих влияние на показатели техническойпрогрессивности и долговечности применяемого изделия /2, с.11/.
/> (4)
где Цб – цена базового изделия;
Кэк – коэффициент эквивалентности;
Кд – коэффициент учета изменения срока службы нового изделияпо сравнению с базовым:
/> (5)
где Т1 и Т2 – сроки службы базовой и новой РЭА;
Ен – поправочный коэффициент,
Кд =1, ΔИ – изменение текущих издержек потребителя:
/>, (6)
Изменение текущихиздержек потребителя равно ΔИ =608.
Полезный эффект Эп=11680.
9 Образование цены нового товара
Расчет стоимости покупныхрадиодеталей и материалов для нового профессионального приемника представлен втаблице 6.
Таблица 6 – Расчетстоимости радиодеталей нового профессионального приемникаНаименование покупных изделий и полуфабрикатов, материалов Количество Цена за ед., р. Сумма, р. Резисторы 200 2 200 Конденсаторы 100 3 300 Диоды 14 5 70 Стабилитроны 5 10 50 Разъемы 4 5 48 Транзисторы 10 50 500 Трансформаторы 1 200 200 Интегральные микросхемы 7 2000 1400 Микроконтроллер 1 2000 2000 ЖКИ экран 1 350 350 Итого – – 5118 Транспортно-заготовительные расходы – – 1382 Всего – – 6500
Зная стоимость покупныхрадиодеталей можно рассчитать полную себестоимость. Расчеты приведены в таблице9.2.
Таблица 7 – Расчетсебестоимости нового профессионального приемникаНаименование расходов Удельный вес, % Сумма, р. Основные материалы 5.0 677 Покупные изделия и полуфабрикаты 48.0 6500 Зарплата производственных рабочих 14.0 1895
Общепроизводственные расходы
1 Расходы по содержанию и эксплуатации
2 Цеховые расходы
20.0
8.0
12.0
2708
1083
1625 Общехозяйственные расходы 10.0 1000 Прочие производственные расходы 2.7 1354 Производственная себестоимость 99.7 13501 Внепроизводственные расходы 0.3 41 Полная себестоимость 100.0 13541 Прибыль – 20,0 Оптовая цена – 16250
Для выбора стратегии ценообразования необходимо рассчитатьнижний и верхний пределы цены нового профессионально приемника. Верхний пределцены устанавливается на основе стоимостной оценки улучшения потребительскихсвойств товара /1, с.14/.
/> (7)
где Эп – полезный эффект от применения нового товара, р;
Кэ – поправочный коэффициент.
Верхний предел цены равен 24426. Нижний предел цены на новыйтовар берется исходя из полной себестоимости изделия и уровня рентабельности,который устанавливается предприятием изготовителем /1, с.14/.
/> (8)
где Сп – полная себестоимость изделия, р;
Ур – уровень рентабельности.
Нижний предел равен 16250. Таким образом между нижней иверхней границей существует “поле игры”. В нашем случае верхний предел сильноотличается от нижнего. “Поле игры” довольно широко, и в этом случае выход нарынок не должен вызвать особого риска.
Для установления продажной цены необходимо учитывать факторы,приведенные в таблице 8.
Таблица 8 – Основные соображения при назначении цены на новыйтоварПоказатель
Значение
показателя 1 Полная себестоимость нового товара, р. 13541 2 Нижний предел цены нового товара, р. 16250 3 Верхний предел цены нового товара, р. 24426 4 Цена товара конкурента, р. 18750 5 Прогнозный запрос покупателя в новом товаре на конкретном рынке, шт. 1000 6 Продажная цена на новый товар, р. 20000
Целесообразно выбрать политику “защиты позиций на рынке” дляценообразования на новый профессиональный приемник, так как возможно улучшитьданную модель за счет выпуска новой элементной базы и конструктивнойпроработки. Цена на новый профессиональный приемник устанавливается в зависимостиот технического уровня и других качественных характеристик, объёма и качествасервиса, рекламы, цен на товары-конкуренты.10 Образование цены потребления и установление коммерческойконкурентоспособности
Одной из главных характеристик нового товара является ценапотребления. Наиболее конкурентоспособен на рынке тот товар, у которого нижецена потребления, а не продажная цена /2, с.15/.
/> (9)
где Ц – продажная цена;
И – годовые эксплуатационные издержки потребителя;
Тн – нормативный срок эксплуатации в годах.
Цптк = 18750+ 653 ´ 10 = 25280 р.,
Цпн = 20000 + 401 ´ 10 = 24010 р.,
Расчет цены потребления для товара-конкурента и нового товараприведен в таблице 9.
Таблица 9 – Расчет цены потребленияНаименование затрат Сумма Товар-конкурент Новый товар 1 Продажная цена, р. 18750 20000 2 Годовые эксплуатационные издержки потребителя 653 401 3 Нормативный срок эксплуатации новой РЭА в годах 10 10 Цена потребления 25280 24010
Относительным параметром конкурентоспособности являетсякоэффициент цены потребления /2, с.18/.
/> (10)
Кц =0,95, а значит новый товар имеет более низкую ценупотребления, значит он более конкурентоспособен, чем товар-конкурент. 11Обоснование уровня качества нового товара
Уровень качества нового товара определяет егоконкурентоспособность.
Для оценки конкурентоспособности профессионального приемникапо отношению к старому воспользуемся интегральным коэффициентом (Кин).Интегральный коэффициент конкурентоспособности товара представляет собойчисленную характеристику и является отношением группового показателя потехническим, функциональным, нормативным параметрам к групповому коммерческомупоказателю /1, с.16/.
/> (11)
Кин равен 2,73 и он больше единицы, следовательно, новый профессиональныйприемник обладает более высокой конкурентоспособностью.12 Выводы по результатам технико-экономического анализа.Условия выхода на рынок разработанного профессиональногоприемника
В заключении, сделаем окончательные выводы об уровне новизныразрабатываемой конструкции профессионального приемника.
Итоги проделанных расчетов представлены в таблице 10.
Таблица 10 — Показатели рыночного уровня новизныразрабатываемой конструкции профессионального приемника Показатели Товар Конкурент Новый 1 Технические  1.1 Срок службы от аккумулятора, ч. 10 30  1.2 Скорость сканирование каналов, каналов/сек. 30 40  1.3 Количество банков памяти 1250 700  1.4 Заполняемый объём, см3 135 132  1.5 Масса, кг. 0.185 0.145 2 Экономические  2.1 Оптовая цена, р. 18750 16250  2.2 Годовые издержки потребителя, р. 653 401  2.3 Полезный эффект, р. – 152  2.4 Цена потребления, р. 25280 24010  2.5 Интегральный коэффициент конкурентоспособности 1 2,68
По результатамтехнико-экономического анализа можно сделать вывод, что новый профессиональныйприемник превосходит старую модель по техническим параметрам, следствием чегоявляется его коммерческая конкурентоспособность.
Реализовывать товарнеобходимо сразу же после производства первой партии, иначе можно проигратьвремя, и тем самым быть вытесненным с рынка. В дальнейшем, анализируя темпыпродаж необходимо сделать заключение о перспективности увеличения объемапроизводства и в случае положительного результата не дожидаясь полного сбытаприступить к выпуску новой партии. Если товар будет иметь успех у покупателя,то наращивать производство по мере поступления заказов.
Реализовать новый товарследует везде параллельно с товаром конкурентом. Скорее всего, на нашуразработку отреагируют покупатели со средним достатком.
Для сбыта продукции нужносоздать специальные дилерские сети, с соответствующими скидками на различныеобъемы покупок (от 1% до 3%).
Производственный анализявляется неотъемлемой частью любой разработки, представляемой непосредственномузаказчику, поэтому корректность результатов имеет особое значение и говорит обуспехе своего коллектива разработчиков.
Список литературы
1 Методические указания по выполнениюкурсовой работы конструкторского и прикладного исследовательского характера покурсу “Организация производства и менеджмент” для студентов специальности210302 “Радиотехника” очной, очно-заочной и заочной форм обучения / ВГТУ; сост.В.И.Попов, Б.Г. Преображенский, Воронеж, 2004 – 29с.
2 СТП ВГТУ 62-2007. Курсовоепроектирование. Организация, порядок, оформление расчетно-пояснительной запискии графической части.