ПЛАН:
Введение
1. Теории«трансформации капитализма»
¨ Мифо демократизации капитала
¨ Мифоб «управленческой революции»
¨ Вымыслыо «выравнивании доходов»
¨ Вымыслыо «государстве всеобщего благоденствия»
2 Современныетеории «трансформации капитализма»
¨ «Общество изобилия»
¨ Теория «согласованной экономики»
¨ Теория «второйпромышленной революции»
Заключение
Литература
Введение
Эти теории получили широкое распространение на втором этане общегокризиса капитализма. Образование мировой системы социализма явилось новымсвидетельством неизбежности крушения капитализма н смены его социализмом. Буржуазныеидеологи, стремясь отвлечь внимание трудящихся от революционной борьбы, упорнотвердят о «капиталистической революции», о новом капитализме, которому якобыпринадлежит будущее.
Буржуазные социологи н экономисты утверждают, что в XXв. произошла «трансформация капитализма» и что современный капитализм якобыкоронным образом отличается от того капитализма, который исследовали А. Смит иК. Маркс.
Американскийэкономист А. Берли в книге «Капиталистическая революция XX века» стремитсядоказать, что современный капитализм — это новый, корпоративный капитализм.Производство, по мнению Берли, в условиях корпоративного капитализма,контролируется не капиталистами, а доверенными народа — наемными управляющими.Сильно возросла роль государства, которое якобы осуществляет планирование сегонародного хозяйства. Американский экономист М. Надлер выпустил в свет брошюру«Народный капитализм», которая миллионными тиражами распространяется в США.Пропаганде «народного капитализма» посвящены и работы американских экономистовКелсо и Адлера «Капиталистический манифест» и др.
1. Теории «трансформациикапитализма»
В Англии для распространения идей«народного капитализма» создана специальная «Экономическая лига». Значительнуюроль в деле пропаганды «народного капитализма» грают лейбористы.Западногерманский министр хозяйства Эрхард издал книгу «Благосостояние длявсех», в которой изображает Германскую Федеративную Республику как «государствовсеобщего благосостояния».
Идеологибуржуазии уверяют, будто в условиях современного капитализма «происходит«рассеивание» собственности и «демократизация» капитала, исчезают классы иклассовые противоречия, «уравниваются доходы» и устраняются экономическиекризисы».
Вдействительности же в капиталистическом мире нарастают противоречия иантагонизмы, обостряется классовая борьба.
Миф о демократизации капитала.
Один из видных пропагандистов«народного капитализма», американский капиталист Э.Джонстон, утверждает, будтофермеры, мастера, обычные рабочие, десятки миллионов которых имеют страховыеполисы, чьи сбережения в банках вложены в предприятия, являются капиталистами.Президент фондовой биржи К. Фенстон заявил, что собственники — это мужчины,женщины и дети из всех районов страны, всех профессий и сфер жизни, а поэтому«американский бизнес принадлежит пароду».
Прежде всего, следует отметить, что буржуазные экономистызначительно преувеличивают численность владельцев акций, особенно средитрудящегося населения. В Англии число владельцев обычных акций составляло в1959 г. не более 4% взрослого населения, в ФРГ—1%, в США—7,9%. Однако и этиданные завышены. По подсчетам американского социолога Миллса, в США акциямивладеют лишь 1,470 всех рабочих.
Буржуазныеидеологи совершенно умалчивают о том, как распределяются акции по их количествуи стоимости среди различных слоев населения. У них в число владельцев акции наравном основании входят магнаты финансового капитала и то. кто имеет хотя быодну акцию.
Р.Миллс в книге «Властвующая элита» отметил, что максимум 0,2 или 0.3 % взрослого населения обладают большей частью акции всех корпорации и что идея о«диффузии собственности» посредством продажи акций является культивируемойиллюзией.
Впрограммных заявлениях лейбористской партии, опубликованных в середине 50-хгодов, также содержатся вынужденные признания того, что в Англии акциипринадлежат богачам, что «участие в прибылях» и другие «ухищрения» не оказалипочти никакого влияния на состав держателей акций; в руках 1% акционеровсконцентрировано 2/з всех акции.
Проповедникитеорий «народного капитализма» утверждают, будто с развитием акционерныхобществ частная капиталистическая собственность превращается в коллективную.Действительно, акционерные компании в настоящее время являются главной формойпредприятий в капиталистических странах. Но это не означает «революциисобственности». На деле происходит лишь изменение формы частнойкапиталистической собственности. Рабочие же по-прежнему лишены средств производстваи эксплуатируются капиталистами.
Распылениеакций среди мелких и средних акционеров не только не мешает магнатамфинансового капитала захватывать акционерные общества, а, напротив, облегчаетим эту задачу.
Такимобразом, вместо «коллективизации капитала» и «расширения круга собственников»на деле происходит централизация капитала в руках небольшой кучкикапиталистов.
Крупнейшие монополии нередко прибегают к принудительнойпродаже акций рабочим, занятым на предприятиях компании. В США такая практикасуществует более чем в 100 компаниях, в том числе таких, как «Дженералэлектрик», «Дженерал моторс». Конкретно это выражается в том, что компаниисистематически присваивают себе 10—12% заработной платы рабочих. Вполнепонятно, что рабочие резко протестуют против такого превращения их в«капиталистов». В 1955 г. профсоюз рабочих автомобильной промышленности оказалсопротивление попыткам предпринимателей продавать рабочим акции вместосоответствующего повышения заработной платы.
Миф об «управленческой революции».
Пропагандистыворсин о «народном капитализме» всячески стараются доказать, будто всовременных условиях «капиталисты лишились права контроля над экономикой».Функции контроля перешли в руки наемных управляющих, которые изображаются как«доверенные народа». Проповедники теории «народного капитализма» считаюткапиталистами всех, у кого есть сберегательные книжки, независимо от размероввкладов. Но по данным американской статистики, 26—29 % американских семейвообще не имеют никаких сбережений, а 28—29% имеют сбережения от 1 до 500долл. Следовательно, свыше половины американских семей либо вообще не имеютсбережений, либо имеют очень незначительные сбережения.
Выводыоб отсутствии сбережений у трудящихся подтверждаются непрерывным ростом задолженностинаселения. Вымыслы о «демократизации капитала» преследуют цель замаскироватьвсесилие магнатов финансового капитала, представить собственностькапиталистических монополий как народную, скрыть использование монополиямиакционерной формы предприятий для увеличения их богатства, установленияконтроля над мелкими и средними предприятиями, ограбление мелких держателейакций. Изображая рабочих как «соучастников капитала», буржуазные идеологипытаются отвлечь их от революционной борьбы.
Буржуазныеэкономисты используют здесь факт отделения функции капитала откапитала-собственности, которое было отмечено еще К. Марксом. В условияхимпериализма, когда акционерная форма предприятий стала главной, отделениесобственности на капитал от приложения капитала достигло громадных размеров.
Буржуазные экономисты, опираясь на это реальное явление,искажают его сущность. Они объявляют о расширении круга собственников, тогдакак на деле происходит централизация капитала в руках небольшой кучкикапиталистов. Управляющие и директора компании — это крупные капиталисты,получающие сотни тысяч долларов дохода. Американские буржуазные профессораУорнер н Эйбеглен, рассмотрев состав администрации корпораций, пришли к выводу,что 2/з его являются сыновьями владельцев пли должностныхлиц фирм пли же лиц свободных профессий, а так называемые деловые руководителиАмерики являются группой избранных, происходящих в большинстве своем из высшихслоев общества. Рассуждения об «управленческой революции» направлены на то, чтобыподкрепить вымыслы об «исчезновении» частной собственности, представить делотак, будто владельцы крупнейших корпорации потеряли контроль над ними, будтоприбыль перестала быть главным стимулом деятельности монополии. Но капиталистическаядействительность полностью отвергает эти рассуждения.
Вымыслы о «выравнивании доходов».
Всепроповедники «народного капитализма» стараются замаскировать действие открытогоМарксом всеобщего закона капиталистического накопления, чтобы сделать вывод о«классовом мире» в капиталистических странах. Буржуазные экономисты отрицаюткак абсолютное, так и относительное обнищание трудящихся масс.
Онивыдвигают версию о «выравнивании доходов» в капиталистическом обществе. Овыравнивании доходов бедных н богатых твердят Э. Джонстон, А. Хансен, А. Берли,Д. Голбрейс и др.
Наибольшееусердие в обосновании легенды о «революции доходов» проявил американскийэкономист С. Кузнец, написавший в 1953 г. книгу «Доля групп с высокимидоходами в доходах и сбережениях». С.Кузнец утверждает, что доля верхнихгрупп, получающих высокие доходы, па время с 1938 по 1948 г. снизилась с 25 до18%. Как показал прогрессивный американский экономист В. Перло в работе«Революция в доходах», Кузнец фальсифицировал статистические данные, а именнопреуменьшил доходы крупных собственников, взяв за основу только объявленныедоходы, тогда как на деле значительная часть доходов укрывается.
Нио каком «выравнивании доходов» богатых и бедных при капитализме не может быть иречи. Пропасть между богатыми и бедными не сокращается, а углубляется.Разительный контраст между доходами миллионеров и доходами трудящихся трудноскрыть. В то время как миллионеры буквально утопают в роскоши, расходуютогромные средства на свои прихоти, заработная плата рабочих недостаточна,чтобы обеспечить рабочему необходимый прожиточный минимум.
Буржуазные идеологи вкачестве главного аргумента «выравнивания доходов» ссылаются на незначительныйрост заработной платы, который действительно имел место в годы промышленногоподъема в некоторых капиталистических странах. Но они умышленно умалчивают обогромном росте интенсивности труда, вследствие чего затрата физических силрабочего не возмещается этим повышением заработной платы, рабочий в среднемвозрасте становится инвалидом. Проповедники «народного капитализма» «забывают»о том, что с наступлением экономических кризисов начинается резкое падениезаработной платы.
Рассуждения о «выравнивании доходов» с помощью налоговнаправлены на то, чтобы замаскировать ограбление трудящихся посредствомрастущего налогового обложения.
Проповедники«народного капитализма» умалчивают о положении безработных, которых в США, поофициальным данным, насчитывается около 5 млн. человек. Помимо того, имеютсямиллионы рабочих, занятых неполную неделю. Характерно, что буржуазные идеологисчитают «умеренную безработицу» нормальным явлением. «Число безработных околодвух миллионов человек — это почти минимум», — восторгаются они. Как видно,«народный капитализм» не может обойтись без безработицы, этого неизбежногоспутника капитализма.
Передлицом фактов буржуазным экономистам приходится признавать нищету трудящихсямасс. «Рост национального богатства, однако, еще не привел к уничтожениюнищеты» — этим нередко заканчиваются рассуждения о «выравнивании доходов».
Буржуазныеидеологи вовсе и не думают всерьез о «выравнивании доходов». Используязнаменитую триединую формулу Сея, они заявляют, что распределение должно быть«справедливым», т. е. соответствовать «доле каждого фактора в производстве».Наибольшей должна быть, по мнению буржуазных экономистов, доля собственниковкапитала. Поэтому они стремятся отвести как «незаконные» требования рабочих оповышении заработной платы. Э. Джонстон заявляет, что «равенство доходов» — этопривлекательный политический лозунг, но его окончательный результат приведет кистощению источников всех доходов. Другими словами, буржуазные экономистыстараются оправдать неравенство доходов, утверждая, что в противном случаеисчезнет стимул к расширению производства. Противоречия в рассужденияхбуржуазных экономистов понятны: им нужны демагогические лозунги для обманамасс и в то же время им нужно как-то оправдать огромную разницу в доходах.
Вымыслыо «народном капитализме» направлены на то, чтобы приукрасить капитализм, обманутьтрудящихся демагогическими лозунгами, отвлечь их от революционной борьбы.Трудящиеся капиталистических стран несут на своих плечах всю тяжесть гнетамонополистического капитала и, естественно, не верят легендам об «исчезновенииэксплуатации». Это вынуждены признать даже некоторые ревностные защитникикапитализма. Так, американский экономист Л. Мизес в работе«Антикапиталистическое мышление» пишет, что в США «много людей, особенноинтеллигентов, чувствуют сильное отвращение к капитализму. Они рассматриваютего как ужасную форму экономической организации общества, которая приноситтолько зло и нищету».
Из своих рассуждений о «демократизации» капитала, о«выравнивании доходов» буржуазные идеологи делают вывод об исчезновенииклассов, об установлении классового мира.
Фактыкапиталистической действительности опровергают эти вымыслы. В послевоенныйпериод особенно усилилось стачечное и забастовочное движение. Первое место вмире по числу забастовок занимают США, где, по официальным данным, ежегоднобывает 3.5—5 тыс. забастовок, в которых участвуют от 1,5 до 4,5 млн. человек. Вдействительности число стачек и забастовок еще больше, так как статистикаучитывает не все забастовки. Забастовочное движение нарастает и в другихстранах.
В докладе на XXII съезде КПСС тов. Н. С. Хрущев сказал:«Буржуазные пророки возвещали наступление эры «классового мира». Они уверяли,что времена классовых боев ушли в прошлое и вообще, мол, марксистская теория внаши дни устарела. Жизнь жестоко посмеялась над подобными пророчествами».
Вымыслы о «государстве всеобщегоблагоденствия».
Теория«трансформации капитализма» используется для маскировки антинародной сущностигосударственно — монополистического капитализма. Проповедники «народногокапитализма» сеют иллюзии, будто капиталистическое государство противостоитмонополиям и может добиться социальной гармонии и всеобщего благоденствия(американский экономист К. Боулдинг, «Принципы экономической политики», 1958г., и др.). На деле государственный аппарат является комитетом по управлениюделами монополистической буржуазии и действует в ее интересах. Об этомсвидетельствуют и состав правительств империалистических государств, и ихвнутренняя и внешняя политика.
Буржуазныеидеологи заявляют, будто буржуазное государство, осуществляя «демократическийконтроль», изменяет природу капитализма, устраняет нищету, предотвращает экономическиекризисы.
Вымыслыо «демократическом контроле» со стороны буржуазного государства опровергаютсяличной унией между руководителями акционерных обществ и государственнымидеятелями. Достаточно сказать, что в правительстве США нет ни одного рабочего ивсю политику определяют магнаты финансового капитала и их ставленники.
Буржуазныеидеологи утверждают, будто «народный капитализм» — это плановый капитализм.Буржуазное государство в XX в. стало действительно более активновмешиваться в экономику. Это объясняется подчинением государства монополиям ииспользованием государства в интересах крупнейших монополий. Но этовмешательство не может устранить действия объективных экономических законовкапитализма.
В условиях государственно — монополистического капитализмаобщественный характер производства достигает такого уровня, что планированиестановится настоятельно необходимым. Однако буржуазные экономисты умалчивают отом, что все попытки планирования капиталистического производства неизменнотерпят крушение. Точно так же проваливаются попытки устранить неизбежностьэкономических кризисов при капитализме, преодолеть нищету и безработицу. Какотмечено в Программе КПСС, «… народные массы на своем собственном опытеубеждаются, что буржуазное государство — послушное орудие монополий, авоспеваемое «благоденствие» — это благоденствие для магнатов финансовогокапитала и муки, страдания для сотен миллионов людей труда».
Миф о «народном капитализме» служит также ширмой дляприкрытия экспансионистской внешней политики империалистов США. Например,Джонстон, изображая монополистический капитализм как «народный», рассуждает ороли Америки, которая должна, по его мнению, «привести весь мир к этомуокончательному народному капитализму».
2. Современные теории «трансформации капитализма»
Теории о«трансформации капитализма» по-прежнему являются главным идеологическимсредством маскировки сущности современного капитализма. Буржуазные экономистыусиленно пропагандируют теории об «управленческой революции», об «обществеизобилия», о «технической революции», об «экономическом гуманизме» и др.
«0бщество изобилия»
В 1959 г. в США вышлановая работа экономиста Л. Берли «Власть без собственности», получившаяширокую рекламу в буржуазной печати. В этом произведении Берли утверждает,будто в США происходит «социальная революция», в результате которой господствофинансовой олигархии ликвидировано, частная собственность смениласьколлективной. В целом Берли считает, что эту «новую систему» можно назвать«экономической демократией», «народным капитализмом» или «негосударственнымсоциализмом». В этой системе капиталисты остаются, но они фактически не являютсясобственниками и власть их ограничена «демократическими силами».
Нетрудно догадаться, что Берли вновь воспроизводит своистарые идеи о капиталистической революции, о «менеджеризме». При этом Берли идругие пропагандисты этой теории запутывают вопрос о классовой принадлежностиуправляющих. В действительности же не существует особого класса управляющих.Если иметь в виду низшие звенья управленческого аппарата, т. е. тех, ктонепосредственно участвует в процессе материального производства, то эти людиотносятся к интеллигенции и получают заработную плату. Они не наделеныфункциями принимать решения о направлении деятельности предприятия, участвоватьв распределении прибыли и т. д. Что касается высших управляющих, то онипринадлежат к крупной и монополистической буржуазии. Поэтому их совершеннонеправильно изображать «доверенными народа». Но и они контролируют деятельностьпредприятии лишь в тех случаях, когда имеют контрольный пакет акций, т. е. носуществу являются финансовыми капиталистами. Как показывает статистика, числонаемных директоров компаний имеет тенденцию к снижению. Таким образом, вымыслыо «революции управляющих» не соответствуют действительности. Точно так же несоответствуют действительности уже рассмотренные вымыслы о «демократизациикапитала».
Теориюоб «управленческой революции» пропагандирует и американский экономист Д.Голбрейс в работе «Общество изобилия» (1958). Он характеризует американскийкапитализм как общество «беспрецедентного изобилия». Голбрейс утверждаеттакже, что неравенство в доходах все более сглаживается, потому что растетзаработная плата. В качестве доказательства «изобилия» Голбрейс ссылается наизбыток товаров, в особенности продовольственных. Голбрейс совершенно обходитразличие между потребностью и платежеспособным спросом. Он изображаеткапиталистическое производство как такое, целью которого является не извлечениеприбыли, а удовлетворение потребностей.
Рекламируемое Голбрейсом«изобилие» не имеет отношения к основной массе населения США. Только 8,4% общегоколичества семей в США получают доход свыше 10 тыс. долл., т. е. доход,который может быть назван бюджетом изобилия. Голбрейс вопреки действительностиутверждает, что в США отсутствует безработица. Он обходит вопрос о ростезабастовочного движения, которое свидетельствует об отсутствии изобилия.
Рассуждаяо государственных мероприятиях, необходимых, по его мнению, для устраненияпороков капитализма, Голбрейс опровергает своп вымыслы об «обществе изобилия».Теория согласованной экономики
ВоФранции в последние годы получила распространение теория «согласованнойэкономики», возникшая еще в 30-х годах (Ф. Блок-Лене, Ж. М. Жанненей, П. Б.Кустэ и др.). Теория «согласованной экономики» изображается как некий третийпуть развития общества, как синтез капитализма и социализма.
«Согласованная экономика» характеризуется как строй, прикотором представители государства и представители предприятий собираются дляобсуждения и принятия решений по вопросам капиталовложений, производства,обмена. Таким образом, «согласованная экономика» представляет попытку доказать,будто в условиях капитализма можно обеспечить координацию действий частныхпредпринимателей и государственного сектора.
Главнуюроль в осуществлении «согласованной экономики» должно играть государство. Нанего возлагается обязанность принимать участие в финансировании строительствапредприятий. Но при этом, как правило, отрицается необходимость национализациичастных предприятий. Важное место в «согласованной экономике» отводитсяплакированию. Буржуазные идеологи считают возможным осуществление планированияв условиях сохранения частной собственности. Поэтому они настаивают на тесномсотрудничестве не только между частными предприятиями и государством, но ивнутри частного сектора. Сторонники этой теории предлагают согласовыватьдеятельность всех предпринимателей. Однако при этом конкуренция и частнаяинициатива, как необходимые стимулы производства, должны сохраняться.
Теория«согласованной экономики» представляет собой один из вариантов «смешаннойэкономики» и «планового капитализма». В условиях частной собственности, какэто уже было рассмотрено выше, планирование народного хозяйства невозможно.
Однимиз основных положений «согласованной экономики» является идея об участии«различных социальных сил в руководстве экономикой». В основе этих рассужденийлежат в корне ошибочные выводы о смягчении классовых противоречий в условияхкапитализма, о возникновении «единого образа жизни» всего населения врезультате «роста благосостояния парода».
Фактыопровергают эти рассуждения. В действительности жизненный уровень трудящихсяФранции не повышается, а прибыли монополий растут. Рост борьбы трудящихся Франциипротив капиталистической эксплуатации убедительно свидетельствует оботсутствии во Франции «единого образа жизни».
Теория«согласованной экономики» призывает трудящихся к отказу от классовой борьбы, ксотрудничеству с капиталистами. Пытаясь обмануть трудящихся рассуждениями опланировании экономики, об участии профсоюзов в управлении государством,буржуазные идеологи стараются отвлечь трудящихся от борьбы за социализм.
Одним из распространенныхэлементов современных концепций «трансформации капитализма» является также легендао«человеческих отношениях», об«экономическом гуманизме».Суть этой легенды состоит в утверждении, будто эксплуатация рабочих,подавление, человеческой личности отошли в область прошлого, уступил место«человеческим отношениям в промышленности». Предприниматели и рабочие сталиравноправными участниками производства и строят свои отношения на основепринципов гуманизма п христианской морали. Эти отношения, зародившись напромышленных предприятиях распространяются постепенно на все общество, знаменуясобой переход от старого капитализма к новому, «гуманному капитализму».
Вкачестве пропагандисток этой теории выступают многие, буржуазные экономисты.При некоторых американских университетах созданы специальные факультеты и даже«институты человеческих отношении». Наиболее характерным произведением в этойобласти является изданный в Амстердаме сборник «Человеческие отношения исовременное управление» (1958), в котором опубликованы статьи ряда известныхэкономистов – голландцев, англичан, американцев, отражающих работусоответствующих исследовательских учреждении. Особое усердие в пропаганде этойдоктрины проявляют католические авторы.
«Человеческиеотношения» — это не только теория, но и практика. Так, в ряде капиталистическихфирм имеются вице-президенты по «человеческим отношениям», созданы специальныеотделы и разного рода комиссии с привлечением рабочих. Эти отделы составляют«прогнозы» о поведении рабочих. готовят и публикуют материалы для опровержениятребовании профсоюзов, информируют о делах фирмы и решениях руководства.
Буржуазныеидеологи в подтверждение своих теорий ссылаются на эти обстоятельства, а такжена систему «премии», которая установлена на капиталистических предприятиях. Нофактически эти «премии» выдаются за счет вычета из заработной платы, чтобысоздать видимость участия рабочих в прибылях.
Одновременновладельцы предприятий стали проводить всевозможные меры социально-культурногохарактера: назначение пенсии за счет предприятия, предоставление рабочимквартир, организация экскурсии, поздравления с праздником и т. д. Все этимероприятия финансируются за счет того, что капиталисты недодают рабочим приоплате их труда. Цель всех этих мероприятий — притупить классовое сознание рабочих,создать видимость заботы о них, а также привязать рабочих к фабрике. Так, дляполучения пенсий требуется непрерывный стаж работы на данном предприятиииногда до 20 лет. Точно так же предоставление квартир заставляет рабочих трудитьсяеще более интенсивно.
Основное назначение теории о«гуманном капитализме» — замаскировать усиление эксплуатации рабочих в ее новыхформах, в частности повышение интенсивности труда, скрыть наступление монополиина жизненный уровень и нрава трудящихся. Теория «человеческих отношении»используется и для обоснования легенды о «классовом мире» в капиталистическомобществе.
Убедительнымопровержением этой теории является обострение классовой борьбы. Так, в 1956 г.в стачках участвовало 14 млн. человек, в 1958 г. ~ 25—27 млн., в 1960 г.—54–58млн., в 1962 г. — 36—39 млн. человек. Антирабочее законодательство в странахкапитала, преследование прогрессивных деятелей показывают всю беспочвенностьрассуждении о «человеческих отношениях».Теория «второй промышленной революции»
Однимиз современных вариантов «трансформации капитализма» является буржуазнаятеория «второй промышленной революции» и другие технократические теории,которые сложились в 50-х годах (американские экономисты Друккер, Диболд,французский экономист Фурастье и др.).
Впоследнее десятилетие в области техники наметились качественные сдвиги,которые конкретно выражаются в росте автоматизации производства, в открытииметодов получения и использования атомной энергии, в использовании синтетическихматериалов. Буржуазные идеологи, опираясь па эти факты, выдвинули теорию о том,что капитализм якобы переживает «вторую промышленную революцию», которая приведетк его «омоложению», сыграет такую же роль в укреплении капитализма, какуюсыграл промышленный переворот в XIX в.. Они утверждают, что новейшиеперевороты в технике ведут сами по себе к коренным изменениям социальногостроя, к полному устранению нищеты, кризисов, так как позволяют резкоувеличить спрос на средства производства, повысить производительность труда иобеспечить население дешевыми предметами потребления. Представители этогонаправления причины безработицы видят не в капитализме, а в недостаточнобыстром распространении автоматизации. Пути преодоления кризисов ониотыскивают в дальнейшем: росте производства, повторяя при этом вульгарнуютеорию кризисов, пропагандировавшуюся в XIX в. Сеем.
Выдвигаяна первое место технические сдвиги, буржуазные идеологи полностьюабстрагируются от тех социально-экономических условий, в которых эти сдвигисовершаются. Во времена промышленного переворота, т. е. в конце ХУНТ — началеXIX в., происходила смена феодализма капитализмом. В то время буржуазия былапрогрессивным, подымающимся классом и капитализм развивался по восходящейлинии. В XX же веке капитализм развивается по нисходящей линии, наступила эпохареволюционного крушения капитализма и смены его социализмом. Поэтому выводы оновом, длительном и устойчивом подъеме капиталистического производства в XX в.глубоко ошибочны.
Другой порок рассуждений теоретиков «второй промышленнойреволюции» состоит в том, что они отождествляют технические сдвиги, переворотыв технике с социальной революцией. И в ХIХ в. технический переворот не был тождественсоциальной революции. Напротив буржуазная революция была необходимойпредпосылкой для осуществлениятехнического перепорота, так как уничтожила феодальные производственныеотношения, тормозившие развитие капитализма.
Современныетехнические сдвиги не могут быть полностью реализованы в условиях империализма,которые ограничивают возможности применения новой техники. Только изменение социальногостроя, социалистическая революция обеспечат простор для дальнейшего развитияпроизводительных сил. Таким образом, техническое развитие не заменяетсоциалистической революции, а, напротив, свидетельствует о необходимости заменыкапиталистических производственных отношении социалистическими.
Втех пределах, в каких новая техника используется при капитализме, ее применениеведет не к смягчению противоречии капитализма, а к их углублению:автоматизация способствует, с одной стороны, расширению производства, а с другой— вызывает увеличение безработицы, усиление эксплуатации и обнищания широкихнародных масс. Это ведет к дальнейшему углублению экономических кризисов,обострению классовой борьбы.
Заключение
Теория «второй промышленной революции», так же как и вседругие варианты «трансформации капитализма», преследует цель отвлечь рабочийкласс от революционной борьбы, убедить его спокойно дожидаться «благодетельных»последствии технического прогресса. Усматривая различия между капитализмом исоциализмом только в уровне техники, технократические теории затушевываюткоренную противоположность двух систем хозяйства и неизбежность гибеликапитализма.
Использованная литература:
1. “История экономических учений”,под ред. Н.К.Каратаева, М., 1963г.
2. “Кризис современной буржуазнойполитической экономии”, И.Г.Блюмин, М., ИМО, 1959г.
3. “Народный капитализм”, Д.Будиш,Изд. иностр. лит., 1959г.