Министерствообщего и профессионального образования
РоссийскойФедерации
Вологодскийполитехнический институт
Кафедра«Автомобили и автомобильное хозяйство»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕПРОЕКТИРОВАНИЕ
АВТОТРАНСПОРТНЫХПРЕДПРИЯТИЙ И
СТАНЦИЙТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
справочно-нормативныематериалы
длявыполнения курсового и дипломного проектирования
Часть1. Технологический расчет автотранспортных
предприятийи станций технического обслуживания
Факультетпромышленного менеджмента
Специальность150200 — «Автомобили и автомобильное
хозяйство”
Вологда 1999
УДК629.113.004
Справочно-нормативные материалы для выполнения курсового и дипломного проектирования. Часть 1. Технологический расчет автотранспортных предприятий и станцийтехнического обслуживания.
Изд. 2-е,дополн. — Вологда: ВоПИ, 1999. — 36 с.
В материалах указаны основныесправочно-нормативные данные,
необходимые для технологического расчета автотранспортных
предприятий и станций техническогообслуживания.
Утверждено издательско-библиотечным советом ВоПИ.
Составитель:С.А.Клещ, канд. экон. наук, доцент
Рецензент: Н.В. Дорогов, канд.техн. наук, доцент
СОДЕРЖАНИЕ
TOC o «1-2» h z
ВВЕДЕНИЕ… PAGEREF _Toc50912852 h 3
1.ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ… PAGEREF _Toc50912853 h 3
1.1.Выбор исходных данных… PAGEREF _Toc50912854 h 3
1.2.Расчет производственной программы потехническому обслуживанию (ТО) и текущему ремонту (ТР) подвижного состава… PAGEREF _Toc50912855 h 4
1.3 Расчет годового объема работ и численностипроизводственных рабочих… PAGEREF_Toc50912856 h 9
1.4Расчет числа постов и поточных линий… PAGEREF _Toc50912857 h 13
1.5Расчет площадей производственных участков.PAGEREF _Toc50912858 h 13
1.6Расчет площадей складских помещений… PAGEREF _Toc50912859 h 14
1.7Расчет площадей административно-бытовых помещений… PAGEREF _Toc50912860 h 15
1.8Расчет площадей стоянок автомобилей… PAGEREF _Toc50912861 h 16
2.ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПЛАНИРОВКА АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ… PAGEREF _Toc50912862 h 16
3. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯОЦЕНКА ПРОЕКТА… PAGEREF _Toc50912863 h 17
ЛИТЕРАТУРА… PAGEREF _Toc50912864 h 21
ВВЕДЕНИЕ
Технологическое проектированиесинтезирует большой и разнохарактерный круг организационно-технологических иэкономических вопросов. Изучение этих вопросов поможет молодому инженеру-механикуавтомобильного транспорта достаточно емко представить и освоить почти все вопросы, которые он должен решить в своей практической деятельности на АТП.
В условиях ограниченной возможности поиска справочно-нормативной информации, вызванной резким сокращением изданияспециальной литературы, появление настоящего издания поможет студентам болееобоснованно принимать решения, связанные с выполнением дипломного и курсовогопроектирования.
В представленных материалах обобщеныосновные справочно-нормативные данные,предусмотренные Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижногосостава автомобильного транспорта,общесоюзными нормами технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта (ОНТП-01-91), а также другиминормативными документами проектных организаций «Гипроавтотранс».
Цель настоящего издания — помочьстудентам своевременно и качественно выполнить курсовые и дипломные прокты идостичь однородности требований к ним со стороны руководителей и консультантов.
Настоящие материалы могут быть полезны идля практических работников инженерной службы автотранспортных предприятий,которые найдут в них действующие на настоящий момент нормы и нормативы дляпроектирования новых и совершенствования работы существующих предприятий, занятыхэксплуатацией автомобильного транспорта.
1. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ АВТОТРАНСПОРТНЫХПРЕДПРИЯТИЙ
1.1. Выбор исходных данных
Таблица1.1
Классификациякатегорий условий эксплуатации
Условия движения
Тип рельефа местности
Тип дорожного покрытия
Д1
Д2
Д3
Д4
Д5
Д6
За пределами пригородной зоны (более50 км от границы города)
Равнинный, слабохолмистый, холмистый
I
II
IV
V
Гористый
III
Горный
В малых городах (до 100 тыс. жителей) и в пригородной зоне
Равнинный,
II
Слабохолмистый, холмистый, гористый
Горный
В больших городах (более 100 тыс. жителей)
Равнинный,
Слабохолмистый, холмистый
Гористый
Горный
Дорожные покрытия: Д1 — цементобетон, асфальтобетон, брусчатка, мозаика;
Д2 — битумоминеральные смеси (щебень или гравий, обработанные битумом);
Д3 — щебень (гравий) без обработки, дегтебетон;
Д4 — булыжник, колотый камень, грунт и малопрочный камень, обработанные вяжущимиматериалами, зимники;
Д5 — грунт, укрепленный или улучшенный местными материалами; лежневое ибревенчатое покрытие;
Д6 — естественные грунтовые дороги; временные внутрикарьерные и отвальные дороги;подъездные пути, не имеющие твердого покрытия.
Таблица1.2
Рекомендуемыережимы работы подвижного состава (по ОНТП-01-91)
Тип подвижного состава
Режим работы
Число дней
работы в году
Среднее время в наряде, час.
Служебные и ведомственные легковые автомобили, грузовые, автопоезда и автобусы
305
10,5
Общего пользования грузовые автомобили и автопоезда
305
12,0
Маршрутные автобусы и легковые такси
365
12,0
Междугородные автопоезда
357
16,0
Внедорожные автомобили-самосвалы
357
21,0
Для расчетапроизводственной программы и объема работ АТП необходимы следующие исходныеданные:
тип и количествоподвижного состава (автомобилей, прицепов и полуприцепов);
среднесуточный(среднегодовой) пробег автомобилей;
дорожные иклиматические условия эксплуатации;
режим работыподвижного состава и режимы технического обслуживания и ремонта.1.2. Расчет производственной программы по техническому обслуживанию (ТО) и текущемуремонту (ТР) подвижного состава
Таблица 1.3
Периодичностьтехнического обслуживания подвижного состава
дляI категории условий эксплуатации (по ОНТП-01-91)
——————————————————————+
Подвижной состав |Нормативная периодичность|
| обслуживания, км |
+————————-|
| ТО-1 | ТО-2 |
—————————————-+———–+————-|
Легковые автомобили | 5 000 | 20 000 |
Автобусы | 5 000 | 20 000 |
Грузовые автомобили и автобусы на базе | 4000 | 16 000 |
грузовых автомобилей | | |
Автомобили-самосвалы карьерные | 2 000 | 10 000 |
Прицепы и полуприцепы(кроме тяжеловозов)| 4 000 | 16 000 |
Прицепы и полуприцепы-тяжеловозы | 3 000 | 12 000 |
——————————————————————+
Таблица1.4
Нормативыресурсного пробега подвижного состава,
трудоемкостиТО и ТР для категории условий
эксплуатации(по ОНТП-01-91)
——————————————————————+
Подвижной состав | Модель – |Ресурс-| Нормативнаятрудоемкость|
| предста- |ный +————————-|
| витель |пробег | ЕОс,|ТО-1,| ТО-2 | ТР |
| |не ме- |чел-ч|чел-ч|чел-ч|чел-ч/|
| | нее, | | | |1000км|
| | тыс. | | | | |
| | км | | | | |
——————–+———–+——-+—–+—–+——+——|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
——————–+———–+——-+—–+—–+——+——|
Легковые автомобили:| | | | | | |
особо малого класса |ЗАЗ-1102 | 125 |0,08 | 1,9 | 7,5 | 1,5 |
малого ” |ВАЗ-2107 | 150 |0,10 | 2,6 | 10,5 | 1,8 |
среднего ” |ГАЗ-24-11 | 400 |0,13 | 3,4 | 13,5 | 2,1 |
Автобусы : | | | | | | |
особо малого класса |РАФ-2203-01| 350 |0,13 | 4,5 | 18,0 | 2,8 |
малого ” |ПАЗ-3205 | 400 |0,15 | 6,0 | 24,0 | 3,0 |
среднего ” |ЛАЗ-4221 | 500 |0,20 | 7,5 | 30,0 | 3,8 |
большого ” |ЛиАЗ-5256, |500 |0,25 | 9,0 | 36,0 | 4,2 |
|Икарус-260 | | | | | |
особо большого ” |Икарус-280 | 400 |0,40 |18,0 |72,0 | 6,2 |
Грузовые автомобили | | | | | | |
общего назначения | | | | | | |
грузоподъемностью, т:| | | | | | |
0,5-1,0 |УАЗ-3303-01| 150 |0,10 | 1,8 | 7,2 | 1,55 |
свыше 1 до 3 |ГАЗ-52-04 | 175 |0,15 | 3,0 | 12,0 | 2,0 |
” 3 ” 5 |ГАЗ-3307 | 300 |0,15 | 3,6 | 14,4 | 3,0 |
” 5 ” 8 |ЗиЛ-431410 |450 |0,15 | 3,6 | 14,4 | 3,4 |
” 6 ” 8 |КамАЗ-5320 |300 |0,18 | 5,7 | 21,6 | 5,0 |
” 8 ” 10 |КамАЗ-53212|300 |0,20 | 7,5 | 24,0 | 5,5 |
” 10 ” 16 |КрАЗ-250-010300 |0,25 | 7,8 | 31,2 | 6,1 |
| | | | | | |
Внедорожные автомо- | | | | | | |
били самосвалы гру- | | | | | | |
зоподъемностью : | | | | | | |
30 т |БелАЗ-7522 | 200 |0,40 |20,5 | 80,0 |16,0 |
42 т |БелАЗ-7548 | 200 |0,50 |22,5 | 90,0 |24,0 |
Газобаллонные авто- | | | | | | |
мобили*, работающие | | | | | | |
на : | | | | | | |
сжиженном нефтяном | | | | | | |
газе (СНГ) | | – |0,04 | 0,3 | 1,0 | 0,45 |
сжатом природном | | | | | | |
газе (СПГ) | | – |0,05 | 0,9 | 2,4 | 0,85 |
Прицепы грузоподъем-| | | | | | |
ностью, т: | | | | | | |
одноосные до 5 |СМ-В325 | 120 |0,03 | 0,9 | 3,6 | 0,35 |
двухосные до 8 |ГКБ-8350 | 250 |0,05 | 2,1 | 8,4 | 1,15 |
Полуприцепы грузо- | | | | | | |
подъемностью, т: | | | | | | |
одноосные до 12 |Каз-9368 | 300 |0,05 | 2,1 | 8,4 | 1,15 |
двухосные до 14 |Мод.9370 | 300 |0,07 | 2,2 | 8,8 | 1,25 |
многоосные свыше 20 |МАЗ-9398 | 320 |0,08 | 3,0 | 12,0 | 1,70 |
Прицепы и полуприце-| | | | | | |
пы-тяжеловозы грузо-|МЧЗАП | 250 |0,10 | 4,4 | 17,6 | 2,4 |
подъемностью свыше | | | | | | |
22 т | | | | | | |
——————————————————————+
* Дополнительная трудоемкость по газовойсистеме питания
Пример:Количество автомобилей, пробег которых меньше ресурсного Ан=200 ед.,количество автомобилей, имеющих пробег, превышающий ресурсный Ар=100ед. Модель автомобиля КамАЗ-5320 в III категории эксплуатации в зоне умеренногоклимата со среднесуточным пробегом 250 км
Таблица1.5
Корректированиепробегов до ТО-1, ТО-2 и ресурсного пробега
+—————————————————————–+
|Пробег| Обозна-|Ед. из- | Значения пробегов,км |
| | чение | мерения +—————————————|
| | | |Нормативные | Корректирова-|Принятые|
| | | | | ние по кратн.|для расч|
+—————+———+——————————+——–|
|до ТО-1 L1 | км |4000хК1хК3 = 250х10=3250 | 3250 |
| | |4000х0,8х1=3200 | |
|до ТО-2 L2 | км |16000хК1хК3 = 3250х4=13000 | 13000 |
| | |16000х0,8=12800 | |
|Ресурсный Lр | тыс.км |300х200+240х100 13х15=195 | 195 |
| | | 200+100 | |
| | | ´0,8´1,0´1,0=197,3 | |
+—————————————————————–+
Таблица1.6
Коэффициенткорректирования нормативов в зависимости от
условийэксплуатации — К1
+—————————————————————-+
|Категорияусловий| Нормативы |
|эксплуатации +———————————————-|
| |Ресурсный|Периодич-|Удельнаятрудо-|Расход |
| |пробег |ность ТО |емкость ТР |зап.частей|
+—————–+———+———+—————+———-|
| I | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,00 |
| II | 0,9 | 0,9 | 1,1 | 1,10 |
| III | 0,8 | 0,8 | 1,2 | 1,25 |
| IV | 0,7 | 0,7 | 1,4 | 1,40 |
| V | 0,6 | 0,6 | 1,5 | 1,65 |
+—————————————————————-+
Таблица1.7
Коэффициенткорректирования нормативов в зависимости от
модификацииподвижного состава — К2
+—————————————————————-+
|Модификацияподвижного | Нормативы |
| состава +————————————-|
| |Ресурсный|Трудоемкость | Расход |
| |пробег | ТОи ТР |зап. частей |
+————————–+———-+————-+————|
|Базовая модельавтомобиля | 1,00 | 1,00 | 1,00 |
|Седельныетягачи | 0,95 | 1,10 | 1,05 |
|Автомобили с 1прицепом | 0,90 | 1,15 | 1,10 |
|Автомобили с 2прицепами | 0,85 | 1,20 | 1,20 |
+Автомобили-самосвалыпри | 0,80 | 1,20 | 1,25 |
|работе на плечахдо 5 км | | | |
|или с однимприцепом | | | |
|Автомобили-самосвалыпри | 0,85 | 1,15 | 1,20 |
|работе на плечахсв. 5 км | | | |
|Автомобили-самосвалыс | 0,75 | 1,25 | 1,30 |
|двумяприцепами | | | |
|Специализированныйподвиж-| – | 1,10-1,20 | – |
|ной состав (взависимости | | | |
|от сложностиоборудования)| | | |
+—————————————————————-+
Таблица1.8
Коэффициенткорректирования нормативов в зависимости от
природно-климатическихусловий — К3
+—————————————————————-+
|Характеристикарайона | Нормативы |
| +—————————————–|
| |Ресурсный|Периодич-|Уд.трудо- | Расход |
| | пробег |ность ТО |емкость ТР|зап.частей|
+———————-+———+———+———-+———-|
|Умеренный | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 |
|Умеренно теплый,уме- | 1,1 | 1,0 | 0,9 | 0,9 |
|ренно теплыйвлажный, | | | | |
|теплыйвлажный | | | | |
|Жаркий сухой, очень | 0,9 | 0,9 | 1,1 | 1,1 |
|жаркий сухой | | | | |
|Умереннохолодный | 0,9 | 0,9 | 1,1 | 1,1 |
|Холодный | 0,8 | 0,9 | 1,2 | 1,25 |
|Оченьхолодный | 0,7 | 0,8 | 1,3 | 1,4 |
+—————————————————————-+
Таблица1.9
Коэффициентыкорректирования нормативов удельной трудоемкости ТР
(К4)и продолжительности простоя в ТО и ТР (К4′) в зависимости
отпробега с начала эксплуатации
+—————————————————————-+
| Пробег с началаэксплуа-| Автомобили |
|тации в долях отнорма- +————————————–|
|тивного ресурсногопробе-| Легковые | Автобусы | Грузовые |
| га +———–+————-+————|
| | К4 | К4′ | К4 | К4′ | К4| К4′ |
+————————-+—–+—–+—–+——-+—–+——|
| До 0,25 | 0,4 | 0,7 | 0,5 | 0,7 |0,4 | 0,7 |
| Свыше 0,25 до 0,50 | 0,7 | 0,7 | 0,8 | 0,7 |0,7 | 0,7 |
| Свыше 0,50 до 0,75 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 |1,0 | 1,0 |
| Свыше 0,75 до 1,00 | 1,4 | 1,3 | 1,3 | 1,3 |1,2 | 1,2 |
| Свыше 1,00 до 1,25 | 1,5 | 1,4 | 1,4 | 1,4 |1,3 | 1,3 |
| Свыше 1,25 до 1,50 | 1,6 | 1,4 | 1,5 | 1,4 |1,4 | 1,3 |
| Свыше 1,50 до 1,75 | 2,0 | 1,4 | 1,8 | 1,4 |1,6 | 1,3 |
| Свыше 1,75 до 2,00 | 2,2 | 1,4 | 2,1 | 1,4 |1,9 | 1,3 |
| Свыше 2,00 | 2,5 | 1,4 | 2,5 | 1,4 |2,1 | 1,3 |
+—————————————————————-+
Таблица1.10
Коэффициенткорректирования нормативов в зависимости от количества
обслуживаемыхи ремонтируемых на АТП автомобилей и количества
технологическисовместимых групп подвижного состава — К5
+—————————————————————-+
|Количествоавтомобилей, обслу-|Количество технологически совмес-|
|живаемых и ремонтируемыхна |тимых групп подвижного состава |
| АТП +———————————|
| | Менее 3 | 3 | Более 3 |
+——————————+———–+———+———–|
| До 100 | 1,15 | 1,20 | 1,30 |
| Свыше 100 до200 | 1,05 | 1,10 | 1,20 |
| Свыше 200 до300 | 0,95 | 1,00 | 1,10 |
| Свыше 300 до600 | 0,85 | 0,90 | 1,05 |
| Свыше 600 | 0,80 | 0,85 | 0,95 |
+—————————————————————-+
Таблица1.11
Нормативыпростоя подвижного состава в ТО и ремонте
(по ОНТП-01-91)
+—————————————————————-+
| Подвижной состав | Нормативы простоя в |
| | ТО и ТР, |
| | дней/1000 км пробега|
+—————————————-+———————–|
|Легковыеавтомобили: особо малого класса| 0,15 |
|Легковыеавтомобили малого класса | 0,18 |
|Легковыеавтомобили среднего класса | 0,22 |
|Автобусы : | |
| особо малого класса | 0,20 |
| малого ” | 0,25 |
| среднего ” | 0,30 |
| большого ” | 0,35 |
| особо большого ” | 0,45 |
|Грузовыеавтомобили общего назначения | |
|грузоподъемностью,т : | |
| до 1 | 0,25 |
| свыше 1 до 3 | 0,30 |
| ” 3 ” 5 | 0,35 |
| ” 5 ” 6