СОДЕРЖАНИЕ
СТР.
1. 2
1.1. Цели и задачи 3
2. ВИДЫ ТУРИЗМА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ 4
3. 6
4. 8
5. РОЛЬ ИНВИСТИЦИЙ 12
6. 13
7. 14
8. 16
9. 18
ВВЕДЕНИЕ
Санкт-Петербург,бесспорно, является одним из крупнейших туристских центров мира по своимтуристским ресурсам. Имеется и надлежащая туристская индустрия, иинфраструктура для приема туристских потоков. Поскольку практически во всеммире туризм — доходная деятельность, то все эти предпосылки должны обеспечитьвесьма высокий доход от туризма в бюджет города. Однако, при наличие уникальныхресурсов и индустрии, достаточного количества туристских агентств, такогодохода нет.
Анализ современного состояния, проблем и перспективразвития туристского комплекса Санкт-Петербурга и Ленинградской областисвидетельствует:
Санкт-Петербургобладает уникальным (даже в мировом масштабе) туристским (природным икультурно-рекреационным) потенциалом, который способен удовлетворитьпотребности большинства категорий российских туристов.
Уникальность природного икультурно-рекреационного потенциала Ленинградской области заключается и в оченьвысокой территориальной плотности объектов экскурсионного показа (на 10 км2территории региона приходится 1,5 памятника истории и культуры) и вналичии городов-музеев (на территории области к ним относятся: г. Пушкин, г.Ломоносов, г. Пав-ловск, п. Репино и т. д.)
Успешное и более полное использованиеогромного природного и культурно-рекреационного потенциала должно бытьобусловлено, с одной стороны, активным развитием рекреационной деятельности,рекламой малоизвестных природных и культурно-исторических объектов, а с другойстороны – целенаправленной работой по сохранению имеющихся природных икультурно-рекреационных ресурсов.
Индустрия туризма в настоящее времяпредставлена четырьмя основными структурами: туристскими агентствами и фирмами,гостиничным бизнесом, турбазами и домами отдыха, обслуживающими предприятиями(развлекательными комплексами, барами, ресторанами и т. д.).
Оценка современного состояния этихструктур показывает, что они, несмотря на большое количество предприятий,находятся в кризисном состоянии. Подобные тенденции характерны и для другихобъектов сферы обслуживания и транспортного комплекса области. Большинство объектовинфраструктуры требуют ремонта или замены.
Сильными сторонами туризмаСанкт-Петербурга и Ленинградской области являются: достопримечательности –объекты мирового наследия, уникальные музеи, сформировавшиеся мировые традиции,поддержка со стороны администрации области, крепкие партнерские связи,относительная близость всех объектов экскурсионного показа, экологическаябезопасность, наличие квалифицированных кадров.
Важнейшаязадача – возрождения туризма, как социального явления и становление его в качестведоходной отрасли экономики, направленной на удовлетворение туристскихпотребностей населения и гостей города.
Цели изадачи работы сводятся:
— характеристика нынешнего состояния и развития внутреннего туризма вСанкт-Петербурге;
— необходимость и возможность привлечения и последующего приема гостей;
— необходимость и возможность привлечения инвестиций, в том числе и иностранных;
— описание и анализ складывающейся ситуации на рынке туруслуг, причиныее возникновения и возможные последствия;
— описание предпринятых и планируемых методов, путей решения улучшенияситуации, ожидаемого результата и перспективы развития на ближайшее время.
ВИДЫ ТУРИЗМА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
Косновным видам туризма, формирующимся в зависимости от национальнойпринадлежности относят национальный (внутренний) и меж-дународный (внешний)туризм.
Взависимости от потребности, обуславливающей туристское путе-шествие вСанкт-Петербург выделяют:
1. Познавательныйтуризм. Основой данного вида туризма является потребность в расширении знанийпо различным направлениям.
2. Рекреационныйтуризм. Этот вид туризма отличается большими разнооб-разием. Так, например,рекреационный туризм может включать следующие программы:
ü Зрелищно – развлекательные (театр, кино,карнавалы, ярмарки, день города, фестивали);
ü Занятия по интересам (охота и рыбная ловля,художественное и музыкальное творчество, туры для коллекционеров и т.д.);
ü Обучающие (туризм, другие виды спорта, искусство,т.п.);
ü Туристско-оздоровительные (включая маршруты сактивными спосо-бами передвижения, например, горнолыжные и т.д.).
Кбольшому сожалению, общество не осознает рекреационную сущность туристскогоотдыха, оно воспринимает лишь культурно-познавательную сторону путешествий. Вэтом вина российских СМИ, ко-торые главным образом пропагандируют отдых зарубежом, освещают рекреационную сферу непрофессионально, без знания и пониманияее существа и особенностей.
3. Туризмс деловыми целями. К данному виду туризма относятся поездки с цельюустановления или поддержания деловых контактов с различными партнерами.
4. Конгрессныйтуризм. Туристические поездки с целью участия в различных мероприятиях, в томчисле: конференциях, симпозиумах, съездах, конгрессах и т.д. Интенсивноеразвитие данного вида туризма привело к созданию ряда международных организацийполностью специализирующихся на проведении международных деловых и научныхмероприятий, например, Международный союз организаторов конгрессов.Специализация турфирм на данном виде туризма обусловлена объективной закономерностью дальнейшего международногоразделения труда, в том числе и в сфере туризма. Специфика турпродукта конгрессноготуризма состоит в необходимостипредоставления большого объема разнообразных услуг, выходящих за рамкитрадиционных. Основные трудности приорганизации конгрессного обслуживания связаны с необходимостью выпуска значи-тельногоколичества печатной продукции (тезисы докладов, приглашения, информационныеписьма и т.д.), необходимостью предоставления такого рода услуг как: регистрацияучастников конгресса, переговоры, техническое обеспечение, спец мероприятия,деловые встречи и т.д., а также организации до – и после конгрессных туров.
Расходыучастника конгресса, как правило, значительно превышают расходы обычноготуриста, следовательно, при увеличении свободного времени участников за счет принимающейорганизации, а также при оплате деловой части направляющим учреждением,возможно комбинирование поездки на конгресс с различными туристическимипрограммами. Конгресс-сная деятельность — один из наиболее значительных рычаговэкономики города. Привлечение к проведению мероприятий необходимо для поддержкии городской экономики, и культуры, и образования, и медицины. Поэтомуконгрессная деятельность — это гораздо больше, чем просто туризм, это целыйспектр очень важных вопросов. И уровень проводимых мероприятий в городе, ивнимание авторских международных организаций свидетельствуют о том, что угорода очень богатый потенциал, и все предприятия, которые задействованы вэтом, все научные и культурные организации — все можно использовать какпотенциал. Именно с этой целью был создан распоряжением ГубернатораСанкт-Петербурга Координационный совет по осуществлению конгресснойдеятельности в Санкт-Петербурге при Администрации Санкт-Петербурга. В составэтого совета вошли ведущие представители туристской и конгресснойинфраструктуры города, представители научных и культурных организаций,представители комитетов Санкт-Петербурга. Конгрессы и конференции это — источник информации для участников, инструмент продвижения для устроителей, нов то же время это стимул для развития туристской инфраструктуры города, созданиеконгрессно — конференционной индустрии города и делового туризма.
5. Спортивныйтуризм. В основе этого вида туризмалежит потребность двух видов, в связи с чем, различают два подвида спортивноготуризма:
ü активный (основой является потребность взанятиях каким – либо ви-дом спорта);
ü пассивный (основой является интерес к какому– либо виду спорта, т.е. путешествие с целью посещения соревнований илиспортивных игр). В случае Санкт-Петербурга это соревнования по зимним видамспорта, матчи с «Зенит».
Разумеется,на практике очень часто имеют место комбинированные туры, сочетающие в одномпутешествии несколько видов туризма.
ТРАНСПОРТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Взависимости от транспортных средств,используемых на туристическом маршруте, различают следующие виды туризма:
1. Туристына собственном транспорте турфирмы.
2. Транстурына арендованном турфирмой транспорте
3. Туры наличном транспорте туристов
Все три вида имеют место быть в СПб.
Взависимости от способа передвижениявиды туризма, характерные для города, подразделяются:
1. Автомобильныйтуризм. Удобен в случае индивидуального и самодеятельного семейного тура, либопри транзите через СПб с остановками в виде обзорной экскурсии по городу.
2. Железнодорожныйтуризм. Относительная дешевизна железнодорожных билетов делает его доступнымменее обеспеченным слоям населения.
3. Авиационныйтуризм. Данный вид туризма является наиболее перспек-тивным, так какобеспечивает экономию времени при доставке туристов к местам посещения.Характерен в случае делового и конгрессного туризма.
4. Теплоходный(водный) туризм. Наиболее распространены транзитные поездки на Валаам. Чащевсего туристы собираются в Москве и организованной группой на поезде едут вСПб, где присоединяются к другой группе, сформированной непосредственно наместе. Далее на теплоходе группа отправляется на остров.
5. Автобусный туризм. В случае внутреннего туризма, наиболееактуален во время каникул.
Следуетотметить, что на практике часто при одном туристском путешествии используетсянесколько видов транспорта, например, самолет – автобус, железная дорога –автобус и т.д., такие виды туров называются комбинированными.
Стоитотметить, что основное большинство туристов прибывает в Санкт-Петербургжелезнодорожным транспортом. Вокзалов в Санкт-Петербурге 6, и каждый (не считаяВаршавского, который находится на реконструкции в настоящее время) совмещен состанцией метро.
Дальшедо места размещения можно доехать на метро, либо на такси. Из аэропорта можнодобраться в город на такси, на маршрутке, либо автобусом.
В последнее время меняется обликглавных ворот города — аэропорта. В сентябре 2005г. закончен ремонтвзлетно-посадочной полосы. Вторые глав-ные ворота — шоссе Е 18 (более половиныгостей города приезжают на авто-мобилях и автобусах) стало значительнобезопаснее, но выглядит, особенно зимой не обустроенным и не приветливым.Двенадцать новых парковок для туристских автобусов появится в Петербурге весной2006г. Пять из них будут платными, семь — бесплатными. Соглашение об этодостигнуто между СЗ региональным отделением российского союза туриндустрии иадми-нистрацией города. Для бесплатных стоянок определены два проезда в районеИсаакиевской площади, полоса вдоль сквера Петровской набережной, Биржевойпроезд, места на набережной Мойки и Лебяжьей канавки. Платные парковкиразместятся возле Исаакиевского и Казанского соборов, на Конюшенной площади.
ГОСТИНИЧНЫЙСЕКТОР
Еще лет10 назад были колоссальные туристские комплексы, где действовал принцип:сведений нет и не будет. Сегодня всеизменилось, картина другая. В Петербурге стоит зайти в отель или ресторан — фактически перед глазами определенный стандарт сервиса.
В качествесредств размещения в Санкт-Петербурге наиболее попу-лярны гостиницы, мини-отелии квартиры (используются чаще в случае самодеятельного и семейного тура). Поданным Комитета по внешним связям количество предприятий, предлагающихгостиничный сервис, составляет 134 единицы. Проведенные маркетинговыеисследования показывают, этого количества недостаточно для Санкт-Петербурга.Поэтому городом подго-товлены проекты строительства отелей пять звезд, гдеуправляющими компаниями выступят такие международные компании как RadissonSASи HiltonInternational. С 1999г действует программа развития рынка отелей, в ходе которойидет реализация проекта создания отелей ***** по адресам:
· Невский пр. 49 — реконструкция здания под отель Рэдисон САС Рояль Отель Санкт-Петербург на 164номера;
· пл. Островского2-а (257 номера);
· наб. рекиФонтанки, 68 (284).
Программаразвития отелей *** — подготовлены предложения для инвесторов по проектамреконструкции ряда зданий, расположенных в центральной части города. Сейчас вПетербурге действуют пять гостиниц высокого класса: «Астория»,«Англетер», «Гранд Отель Европа», «Шератон Невскийпалас» и «RadissonSAS Royal Hotel», представленные такимиавторитетными гостиничными компаниями как Кемпински, Шератон, Рокко Форте НьюХотелз Групп. Исследования показывают, что в ближайшей перспективе доминирующейкатегорией на гостиничном рынке Санкт-Петербурга станут гостиницы среднегокласса. На данный момент в городе 27 отелями категории 3* и 4* (количествономеров — 6574; количество мест — 11920). В эконом-класс входят 36 объектовуровня 1* и 2*, общежития гостиничного типа, «хостелы». В городенаблюдается явный дефицит гостиниц уровня 2-3 звезд. А ведь именно они таквостребованы среди российских туристов, но цены на обслуживание в такихгостиницах явно завышены. При наличии подобного количества гостиниц в такомгороде, как Санкт-Петербург, сектор рынка гостиничных услуг не может считатьсяразвитым. Уже сейчас в период туристского сезона спрос на гостиничные места вотелях этой категории значительно превышает предложение, и поэтомуразрабатываются проекты развития и реконструкции действующих гостиниц среднегокласса, а так же проекты строительства новых гостиниц этой категории. Программаразвития инфраструктуры относительно недорогих и комфортных мест размещенияпредусматривает строительство отелей среднего класса, создание малых гостиниц,создание семейных отелей. В 1997 г.образован Фонд развития Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона. Егоосновной задачей стали подбор и подготовка ряда инвестиционных проектовгородского масштаба. Среди них и недорогие петербургские отели в центре,которые могли бы привлечь туристов, представляющих средний класс. Их обитателимогут изучать город и его достопримечательности, совершая основную частьмаршрутов пешком. Новые акционерные общества, будучи коммерческимиорганизациями, реализуют конкретные программы. Среди них о ОАО «Петербургскиеоте-ли». Подбор адресов велся совместно с комитетами и другими подраз-делениямиадминистрации. Инвесторов находят как в России, так и на Западе. НаличиеЗападных операторов гарантирует с самого начала уровень сервиса не хуже чем востальном мире. Предусмотрены современные средства связи, организация досуга, атакже специально подготовленный персонал. Отели среднего класса приносятсолидные доход из-за высокой заполняемости. В городе имеется небольшоеколичество гостиниц высокого класса, значительное количество низшей категории,а гостиниц средней категории мало. Проблемы гостиничного сектора являютсяосновными для развития туризма, и решения их зависит от успешного привлеченияинвестиций. Срок окупаемости гостиничных проектов достаточно велик. По этойпричине, российские инвесторы неохотно вкладывают средства в развитиегостиничных проектов, так как привыкли работать с большой рентабельностью.Кроме того, сказывается неразвитость рынка долго-срочных кредитов (от семи лет)по приемлемым ставкам (до 12 % в год) не позволяет рассчитывать нафинансирование крупных проектов. Существующая активность в областиинвестирования в гостиничную сферу со стороны российского капитала, носит,скорее краткосрочный характер, приуроченный к крупным событиям жизни города,что позволяет рассчитывать на быструю окупаемость проектов. При вложениизначительных средств в гостиничную отрасль России и Санкт-Петербурга вчастности, предпочтительнее получать контроль над несколькими сущест-вующимигостиничными объектами, то есть выстраивать сети. Это даст возможностькоординировать ценовую политика, осуществлять единую маркетинговую политику,проводить мероприятия, направленные на рост турпотоков. Таким образом, дляразвития индустрии туризма такими темпами, которые необходимы городу с его туристскимивозможностями, продвижению имиджа города и созданию условий, стимулирующихразвитие гостиничного бизнеса, необходимы комплексные усилия не толькоадминистрации города, но и всех участников рынка, включая туристские иуправляющие компании. Дефицит гостиниц приводит к завышению стоимостипроживания, зачастую в ущерб качеству сервиса. По прогнозам международныхэкспертов на период до 2008 г., ежегодное увеличение спроса на места вгостиницах высокого класса составит 9,5%, среднего — 9% и экономического — 5%.Проще говоря, в Петербурге спрос может вырасти на 11370 номеров. Пока же малоеколичество гостиниц в Петербурге приводит к тому, что петербургские отелибизнес-класса дороже московских. Так, независимые эксперты компании«BTI» констатируют, что московские гости-ницы такого уровня постоимости проживания занимают сегодня 17 строчку в мировом рейтинге. А вотаналоги в Петербурге находятся на 8 месте, обойдя столицу на 9 пунктов. ВМоскве в снижении цен не последнюю роль сыграла конкуренция. В Северной столицеона отсутствует, из-за ограни-ченного числа гостиниц, имеющих известнуюторговую марку, а также из-за дефицита высококлассных номеров.
Чтокасается распределения потока туристов по времени года, то, естественно, спросвозрастает во время «белых ночей». То есть турресурсы востребованы оченькороткий промежуток времени. Это еще один из вопросов, которые предстоитрешить.
ТАБЛИЦА 1
янв
февр
март
апр
май
июнь
июль
авг
сент
окт
нояб
дек
Высший класс
27,6
37,4
38
40
51,3
85,4
70,3
56,5
58
48,8
35,7
29,5
Средний класс
35,4
35,1
41,3
41,5
55,2
80,3
74,3
74,9
47,9
42,9
43,4
33,7
Экономический класс
48,1
46,1
57,3
48,4
58,4
81,4
78,6
79,8
49
49,5
58,5
49
Заполняемость 30 основных отелей Санкт-Петербурга, %
Приведенныеданные показывают, что с сентября по апрель половина гостиниц пустует, онизаполняются в среднем на 30%, в то время как в период с мая по сентябрьнаступает перегрузка отелей — они заполняются практически на все 100% — и найтив период «белых ночей» в Санкт-Петербурге свободные места почти невозможно. Среднегодоваязагрузка оте-лей ***** составила 60,1 %, что приближается к максимальномупоказателю первоклассных отелей европейских городов (59,5% — 70%).Международные управляющие компании участвуют в подготовке специалистовгостиничного хозяйства, а также активно поддерживают городские программы,связанные с развитием туризма, культуры, образования. Такая ситуация приводит ктому, что при дальнейшем увеличении потока туристов спрос на гостиничные номераначнет превышать предложение, так как число размещаемых ту-ристов будет намногоменьше требуемого количества мест. Таким образом, одна из острых проблем развития туризма в городе — развитие гостиничнойбазы, как важнейшей составляющей туристского бизнеса, а также разумноераспределение туристских потоков по различным периодам времени за счетразработки специализированных мероприятий и туров. Проблема размещенияприбывающих туристов стала особенно актуальна во время празднования 300-летияСанкт-Петербурга, когда было невозможно во времени развести мероприятия, ивозникли сложности с расселением при-бывших гостей. В настоящее время готовитсяпрограмма «Санкт-Петербург — «белые дни» целью которой станет увеличениетурсезона. Динамическое развитие туристского бизнеса требует наличия какприродных, так и инфраструктурных групп ресурсов. Вторые же, к сожалению,оставляют желать лучшего. Даже при высоких аттрактивных свойствах природныхресурсов без наличия коммуникаций, средств связи, коммунальные инфра-структурыпросветительных учреждений, памятников культуры, искусства и др. – туристскийбизнес для широкого круга потребителей невозможен.
РОЛЬ ИНВИСТИЦИЙ
Дляпривлечения туристов Петербургу необходимо вкладывать в различные маркетинговыемероприятия и развитие гостиничной инфраструктуры порядка 240 млн рублей в годначиная с 2007 года. Это позволит к 2010 году выровнять турпоток в «низкий» и«высокий» сезон, увеличить на 20% поток туристов в пик «высокого» сезона.Планируется, что Российские туристы будут тратить в Петербурге до 1800 рублей вдень, не считая оплаты гостиничных услуг, оставаясь в городе в среднем около4-5 дней. Реализация мероприятий концепции позволит создать дополнительно около70 тысяч рабочих мест к 2009 году. Петербургу необходимо при-влекатьбизнес-туристов, используя для этого такие имеющиеся конгресс-центры, какТаврический дворец, комплекс «ЛенЭкспо», Константиновский дворец и другие. Этоможет принести в городской бюджет к 2014 году около 350 млн. рублей. Нарассмотрение правительства Петербурга в ближайшее время будет вынесенаконцепция развития города как туристского центра, разработанная американскойкомпанией BostonConsultingGroup(BCG). Предполагается, что в случае ее реализации доходыбюджета Санкт-Петербурга от туризма к 2010 году увеличатся более чем в 2 раза исоставят около 7 млрд. рублей в год. В окончательном варианте предложения амери-канскихконсультантов будут сформулированы в виде четких поручений городским комитетам.Согласно концепции, количество туристов, посещаю-щих Петербург, должно вырастик 2010 году до 5,3 млн. человек в год.
ЭКСКУРСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Дляобеспечения высокого уровня обслуживания экскурсанта необхо-дима научнаясистема, объединяющая все составляющие профессиональной экскурсионнойдеятельности. Вместе с развитием рынка и созданием в сфере туризмамногочисленных малых предприятий, которые были не в состоянии обеспечить гидампостоянную работу на протяжении всего года, заряд, заложенный традиционнойэкскурсионной школой, иссяк. Оставшись на рынке «в одиночестве», многиеэкскурсоводы практически лишились возможности не только постоянного творческогороста, но даже простого поддерживания своего мастерства (прежде всего в силу ихнепостоянной занятости). Да и новые, молодые специалисты, лишаются необходимыхкритериев, а значит и стимулов к своему профессиональному росту. Небольшиефирмы, выполняющие в настоящее время значительные объемытуристско-экскурсионного обслуживания населения, не могут позволить себе нетолько методического одела, но даже штатного методиста, контролирую-щегокачество экскурсионного обслуживания. Зачастую, они даже не содер-жат у себя вштате экскурсоводов. Одним из путей выхода из сложившейся кризисной ситуации иобеспечения качества туристско-экскурсионного обслуживания стала аккредитацияэкскурсоводов и гидов-переводчиков. В целом аккредитация позволяет определитьсяс имеющимся на настоящее вре-мя положением с кадрами, узнать не толькоколичество реально работающих гидов, но и многие важные подробности: их образовательныйуровень, стаж работы, степень занятости, направление их интересов и др. Наличиетакой информации позволяет создать банк данных, обеспечивающих удовлетво-рениезапросов руководителей существующих и вновь создаваемых фирм о специалистах,способных квалифицированно провести ту или иную необхо-димую им экскурсию. Ноглавное, для чего необходима система аккредита-ции — это, безусловно,обеспечение качества туристско-экскурсионных услуг. Ведь известно, что качество- это совокупность «мелочей».
В последнеевремя экскурсии по городу начинаются на углу Невского проспекта и набережнойканала Грибоедова в 11 часов. С мая по октябрь про-водятся водные прогулки порекам и каналам. Они начинаются на Фонтанке от пристани у Аничкова дворца, наканале Грибоедова от пристани у Невс-кого проспекта и около входа вПетропавловскую крепость. Продолжи-тельность путешествия — 1 час. Экскурсиипроходят с 1100 до 2030. «Ракеты» в Петродворецотправляются от пристани Эрмитаж с 900 до 2000 с мая пооктябрь. Время поездки — 30 минут. Центральное бюро путешествийСанкт-Петербурга — станция метро«Гостиный Двор» (напротив выхода из метро).
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В РЕГИОНЕ БАЛТИЙСКОГО МОРЯ
Устойчивоеразвитие туризма в регионе Балтийского моря должно обеспечиваться теми, кто«владеет» туристскими продуктами в различных направлениях. «Собственники» туристского продукта, т. е. различные пред-приятия,несут ответственность за устойчивое развитие и осуществляют сотрудничество вцелях его обеспечения в рамках местных партнерств, при поддержке и четкомруководстве со стороны местной власти.
Задачи программы:
— достижение общего понимания условий устойчивогоразвития туризма в регионе;
— охрана окружающей среды, сохранение качествприродных и созданных человеком ландшафтов;
— создание социальных условий, благоприятных как длятуристов, так и для местного населения;
— активное участие местных властных структур,отвечающих за пространственное планирование на муниципальном и региональном уровне;
— дальнейшее внедрение системы экологическогоменеджмента в отрасли туризма;
— содействие развитию деловых контактов исотрудничества между туристскими организациями региона;
— создание партнерств, с целью стимулирования развитиятуризма;
— обеспечение о повышение конкурентоспособногокачества и эффективности отрасли туризма;
— создание информационного центра в форме банкаданных, характе-ризующих устойчивое развитие туризма в регионе;
— применение законодательства, призванногоспособствовать устойчивому развитию туризма.
Первоочереднаязадача, которую предстоит решить для наиболее эффективной работы в этой сфере:учесть то, что люди становятся незави-симыми, все больше и больше путешествуют,хотят все больше увидеть и узнать. Важно отметить, что последнее время оченьинтенсивно развивается круизный туризм, Балтийское море уже превзошлоСредиземное: все больше и больше круизных судов заходят именно в Балтийскоеморе, и задача дальнейшего развития сферы круизного туризма также являетсясейчас одной из приоритетных. Если анализировать туристский бизнес и далее, тостоит отметить, что 22% (т.е. одна пятая всех туристов) это туристы, которыепокупают ваучеры. У них все включено в эти поездки. Это означает, чтонеобходимо более интенсивное внимание уделять именно этой сфере туризма. Анализбыл бы не полным без упоминания о сути устойчивого развития. Под «сутьюустойчивого развития» понимается процесс, который включает экологические,культурные, социально-экономические аспекты, необходимые для обеспеченияустойчивого развития туризма. Чрезвычайно важную роль играют экономические иэкологические аспекты, однако, туризм — это, прежде всего, потребление, котороенаходится в постоя