Курсовая работа
на тему:
Технологии социальной работы с семьями, воспитывающими детей- инвалидов(на примере реабилитационного центра для несовершеннолетних)
Введение
Современноесостояние экономической и социальной сферы России свидетельствует о том, чтонеотъемлемой частью преобразований, происходящих в стране, стала социальнаянезащищенность населения. И в первую очередь она затронула такой слойнаселения, как дети-инвалиды.
Особуюактуальность тема исследования приобрела на современном этапе развитиягосударства. Необходимость более пристального внимания к данной категории детейобусловлена не только их высокой численностью, но и объективной ограниченностьюих возможностей к полноценному участию в жизни общества, к труду, ксамообслуживанию.
ВРоссийской Федерации, как и во всем мире, наблюдается рост числадетей-инвалидов. По данным министра здравоохранения и социального развитияТатьяны Голиковой на август 2009 года, численность детей-инвалидов в Россиисоставляет 545 тысяч человек, 12,2% из них проживают в настоящее время вучреждениях-интернатах.
Статистическиеданные и результаты многочисленных исследований неопровержимо доказывают, чтодети-инвалиды это одна из категорий инвалидов, нуждающихся в особой поддержкегосударства.
Тульскаяобласть является старопромышленным регионом с преобладанием городскогонаселения, значительная часть её территории подверглась радиоактивномузагрязнению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. Это обусловливает высокуюдолю инвалидов в общей численности населения Тульской области — 11,7%, что вышесреднего показателя по Российской Федерации (9%).Число детей-инвалидов,проживающих в Тульской области, с 2007 года остаётся относительно стабильным –около 5 тысяч человек, что составляет 2% от общей численности детей в регионе.По состоянию на 1 октября 2009 года в органах социальной защиты населенияобласти на учёте состоит 4544 семьи, в которых воспитывается 4621ребёнок-инвалид. При этом 20% семей с детьми-инвалидами в регионе являются неполными.Большинство матерей не работают в связи с необходимостью постоянного ухода задетьми. Более 70% семей с детьми-инвалидами относятся к категориималообеспеченных.
Втакой ситуации органы власти не могут оставаться безучастными к этой проблеме,соответственно, они должны принимать меры к стабилизации и улучшению обстановкив этой сфере. Департамент социального развития Тульского региона разработалпрограмму «Стирая грани» по развитию единого реабилитационногопространства для детей-инвалидов в условиях семейного воспитания, ихсоциализации и интеграции в общество.
На территории региона работают более 70 учреждений, оказывающих комплексные илиспециализированные услуги по социальной реабилитации, адаптации, образованию,лечению детей-инвалидов.
Внаучной литературе и социальной практике сложились разные подходы к выборутехнологий работы с данной категорией детей. Относительно реабилитации детей сограниченными возможностями, по единодушному мнению специалистов в этой областиАкатова, Дивициной, Зозули, Курбатова, Холостовой, данный процесс необходимоначинать с семьи.
Вместес тем обозначенная проблема пока не получила полного решения. В ситуации, когдамногие семьи сталкиваются с проблемами воспитания детей, с ограниченнымивозможностями, эту роль взяли на себя социально-реабилитационные центры.
Поэтому с усилением этой тенденции острее встает вопрос осоздании эффективной комплексной системы поддержки семей, имеющихдетей-инвалидов
Всвязи с этим мы избрали темой исследования – «Технологии социальной работы ссемьями, воспитывающими детей- инвалидов (на примере реабилитационного центрадля несовершеннолетних)».
Цельисследования: раскрыть содержание технологий социальной работы с семьями,воспитывающих детей-инвалидов.
Объектисследования – технологии работы с семьями, воспитывающие ребенка-инвалида.
Предметисследования – особенности комплексной социальной реабилитации с семьями,имеющими детей с ограниченными возможностями в условиях реабилитационногоцентра
Задачи:
— раскрыть особенности технологий, применяемых в работе с семьей воспитывающейребенка-инвалида.
— рассмотреть возможности социально-реабилитационного центра в осуществлениикомплексной социальной реабилитации семьи, имеющей ребенка с ограниченнымивозможностями.
Методы исследования: наблюдение, анализ научной литературы,сравнение, обобщение.
1Общие технологии социальной работы с семьей, имеющей ребенка-инвалида
Всясложность и многоаспектность проблем детей — инвалидов и их семей взначительной степени находит отражение в социально-экономических технологияхработы с инвалидами, в деятельности системы государственного социальногообеспечения.
Воспитаниеребенка-инвалида — одна из самых сложных и трудных задач. Очень важно датьпонять ребенку, что он не инвалид, а просто «ребенок со специфическиминуждами».
Остановимся на социально-реабилитационной работе сдетьми-инвалидами, обсудим некоторые принципы и направления работы с семьей,имеющей ребенка с ограниченными возможностями.
Относительнореабилитации детей с ограниченными возможностями, по единодушному мнениюспециалистов в этой области, Акатова, Дивициной, Зозули, Курбатова, Холостовой,данный процесс необходимо начинать с семьи. Ибо роль семьи в реабилитациидетей-инвалидов просто трудно переоценить. Но при этом значение семьи можетбыть не только положительным, но и отрицательным. Родители должны бытьподготовлены к осуществлению реабилитации детей-инвалидов в домашних условиях.Для оказания помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов работают социально-реабилитационныецентры, деятельность которых способствует сокращению числа детей-инвалидов,поступающие в детские дома-интернаты. Особенностью большинствасоциально-реабилитационных учреждений, является его многопрофильность. Спектрреабилитационных услуг, предоставлямые центрами, весьма широк.
Этосоциальное обслуживание на дому, включая медико-социальный патронаж,психологическая и педагогическая поддержка, обслуживание детей в отделениидневного пребывания с использованием комплекса реабилитационных мероприятий;стационарное обслуживание с определением конкретных сроков пребывания ребенка вцентре; амбулаторное обслуживание семей с получением консультаций специалистов.
Основными задачами реабилитационных учреждений являются:
детализация и конкретизация индивидуальных программ реабилитацииинвалидов, разрабатываемых учреждениями государственной службымедико-социальной экспертизы;
разработка планов и программ проведения реабилитации ребенка–инвалида и его семьи в конкретном учреждении;
проведение медицинской реабилитации, осуществлениепрофессиональной реабилитации инвалидов, включающей профессиональнуюориентацию, профессиональное обучение, проведение социальной реабилитацииинвалидов, включающей социально-средовую ориентацию и социально-бытовуюадаптацию;
динамический контроль над процессом реабилитации инвалидов;
оказание консультативно-методической помощи по вопросамреабилитации инвалидов общественным, государственным и иным организациям, атакже отдельным гражданам.
Медицинская реабилитация включает в себя консультации, проведениекурсов массажа, ЛФК, физиотерапию, рефлексотерапию, медикаментозное лечение идр.
По мнению Чернецкой одной из технологий медико – социальнойработы является оккупационная терапия.
Оккупационная терапия — терапия повседневными занятиями —профессия, существующая в большинстве стран мира. Оккупационные терапевтыработают в команде со специалистами по социальной работе, врачами, педагогами,психологами. Она является интегральной частью комплексной программымедицинской, социальной и психолого-педагогической реабилитации. Этонеобходимый компонент эффективной помощи людям, испытывающим трудностифункционирования в повседневных ситуациях.
Термин трудотерапия входит сегодня в профессиональную лексикусферы социально-реабилитационных технологий. Министерство социальной защиты РФв новых учреждениях — центрах социальной реабилитации — вводит ставки трудотеропевтов.Пожалуй, в российской практике многое из того, чем владеет оккупационныйтерапевт в странах Запада, имеется в арсенале медика, инструктора ЛФК, дефектолога,а с недавнего времени и социального работника, поскольку терапия социальнымокружением входит в сферу его компетенции. Часто социальный работник выступаетв роли координатора услуг, необходимых ребенку, взрослому или всей семье,добиваясь согласованной деятельности врача, педагога, психолога,трудотерапевта, других представителей социального окружения клиента, упрочиваясеть социальной и профессиональной поддержки всей семьи.
Можно констатировать, что медицинская реабилитация инвалида вбольшинстве случаев должна осуществляться пожизненно, так как дляпредотвращения негативной динамики состояния индивида необходимы меры егомедицинской поддержки и оздоровления. Весь цикл лечебно-восстановительныхмероприятий сопровождает психологическая реабилитация, содействуя преодолению всознании больного мыслей о бесполезности реабилитации.
Кроме того, психологическая реабилитация являетсясамостоятельным направлением реабилитационной деятельности, направленным напреодоление страха перед действительностью, изживаниесоциально-психологического комплекса «калеки», укрепление активной,деятельной личностной позиции. (Холостова) Разнообразны виды психологическойреабилитации; консультирование, индивидуальный психотерапевтический прием,групповой и индивидуальный психотренинг, психокоррекция невротическихрасстройств и задержки психического развития, семейная психокоррекция,психопрофилактика.
Коррекционно-педагогическая реабилитация, проводимая Центром,включает в себя консультирование родителей по вопросам воспитания и обучения,так как у родителей детей-инвалидов существует стойкий стереотип по поводуисключительной эффективности одного медикаментозного лечения. Работаетпсихолого-медико-педагогический консилиум, проводятся занятия с детьми как вЦентре, так и на дому.
Обязательной является и профессиональная реабилитация; работаразличных кружков, компьютерное развивающее обучение, формирование базы данныхо специальных учреждениях, консультации по направлению в учебные заведения,работа со службой занятости. Для детей-инвалидов крайне важно меньше ощущатьсвои в чем-то ограниченные, чем у сверстников, возможности. Этому способствуетработа оздоровительных секций на стадионе, проведение спортивно-культурных,мероприятий. Что касается социокультурной реабилитации, то она проводитсядействующим клубом, кружками. ( Дивицина семьеведени с 232-233)
Ранняя интервенция в системе социального обслуживания семей сдетьми — инвалидами
Во многих развитых странах, а в России — пока только внекоторых регионах, например в Москве и Санкт-Петербурге, — разнообразныеуслуги для детей, имеющих нарушения развития, объединены в программах раннейинтервенции. Что такое ранняя интервенция?
Ранней интервенцией называют не узкоспециализированнуюдеятельность, но широкий спектр услуг, предоставляемых маленьким детям, имеющимнарушения развития, и их семьям.
Основная цель ранней интервенции связана с обеспечениемсоциального, эмоционального, интеллектуального и физического роста ребенка,имеющего нарушения развития, и достижением максимального успеха в раскрытиипотенциала ребенка для обучения. Другая цель ранней интервенции отражает еепревентивную направленность в аспекте предупреждения вторичных дефектов у детейс нарушениями развития. Искажение семейных взаимоотношений может быть вызванонесоответствием аттитюдов и экспектаций родителей или других членов семьиотносительно ребенка. Поведение ребенка может также повлиять на разрушениесемейных взаимоотношений. Помогая семьям достичь понимания и приобрести навыки,более эффективно адаптирующие членов семей к особенностям их ребенка, ранняяинтервенция нацелена на предотвращение дополнительных воздействий, способныхусугубить нарушения детского развития.
Третья цель ранней интервенции состоит в том, чтобыабилитировать (усилить) семьи, имеющие детей с задержками развития так, чтобыэти семьи могли удовлетворять потребности ребенка максимально эффективно. Впоследние годы ранняя интервенция в ряде стран мира становится все заметнеесфокусированной на работе с семьей, что требует от профессионала отношения кродителям как к партнерам, обнаружения того, что сами родители хотят для себя исвоих детей, изучения способа функционирования конкретной семьи и выработкииндивидуальной программы, соответствующей семейным потребностям и стилям.
Какие типы услуг включены в раннюю интервенцию? Набор услуг,объединенных в ее систему, значителен. Помимо тех, что направлены на помощьсамим детям, есть целый ряд услуг для родителей, для семьи в целом и для болееширокого окружения. (приложение стр 267 Чернецкая)
Безусловно, целый ряд компонентов такой системы услугприсутствует и в российских условиях. В то же время существует ряд проблем:
• социальнаянеготовность семьи к принятию профессиональной помощи;
• недостатокинформации о ранней интервенции и несформированность организационной структурыранней интервенции. (технология Чернецкая)
Система реабилитации предусматривает значительный наборуслуг, оказываемых не только детям, но и их родителям, семье в целом и болееширокому окружению. Все услуги скоординированы таким образом, чтобы оказатьпомощь индивидуальному и семейному развитию и защитить права всех членов семьи.Помощь при малейшей возможности должна оказываться в естественном окружении, т.е. не в изолированном учреждении, а по месту жительства, в семье.
Технологии социальной реабилитации можно определить какспособы осуществления деятельности по социальной реабилитации на основе еерационального расчленения на процедуры и операции с их последующей
координацией и синхронизацией и выбора оптимальных средств,методов их выполнения.
Адаптационное обучение инвалида и его семьи
Врач-специалист по реабилитации, специалист по социальнойработе и психолог осуществляют адаптационное обучение инвалида. Садаптационного обучения начинается социальная реабилитация инвалида.
Адаптационное обучение инвалида проводится в форме занятий(лекций) в течение 7—10 дней.
Программа обучения включает вопросы;
-об особенностях течения заболевания, мероприятиях по изменениюобраза жизни, диеты, величины физических и психических нагрузок;
-о возникающих в результате нарушения здоровья ограниченияхжизнедеятельности, связанных с ними социально-психологических, физиологическихи экономических проблемах;
-видах и формах социально-бытовой помощи инвалиду, методахухода за ним, видах технических средств реабилитации и особенностях ихэксплуатации; видах реабилитационных учреждений, их местоположении и спектре оказываемыхими услуг, и т. д.
Группы адаптационного обучения формируются по нозологическомупринципу. По окончании адаптационного обучения инвалид и его семья получаютзнания. умения и навыки «жизни с инвалидность».
Обучение инвалида самообслуживанию, передвижению
Обучение инвалида самообслуживанию осуществляется социальнымработником. Обучение проводится в учебной комнате), имеющей соответствующееоснащение (столы, кресла, учебную доску, экран, видеомагнитофон, телевизор,компьютер, технические средства реабилитации), а также книги, картинки(криптограммы).
Группы инвалидов, а также методические приемы их обучения,формируются в зависимости от вида функциональных нарушений, например, дляобучения инвалидов с умственной отсталостью используются криптограммы, а дляинвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата — технические средствареабилитации. Для обучения социальным навыкам могут применяться вспомогательныесредства (программы обучения личным навыкам, способности выполнять бытовуюдеятельность и др.).
Для обучения навыкам самообслуживания может использоватьсяжилой модуль, оснащенный техническими средствами реабилитации. Сроки обучениядля инвалида индивидуальны.
Обеспечение инвалида техническими средствами реабилитации
Обеспечение инвалида техническими средствами реабилитациивключает:
-подбор модели технического средства с учетом ИПР;
-обучение инвалида (если нужно — членов его семьи) навыкампользования техническим средством;
—мелкий ремонт и сервисное обслуживание технического средства.
Обеспечение инвалида техническими средствами реабилитацииосуществляет специалист по социальной работе, социальный работник, техник потехническим средствам реабилитации. При необходимости (в сложных случаях)привлекается врач-специалист по реабилитации.
Организация жизни инвалида в быту
Обслуживание инвалида на дому может выявить необходимостьорганизации жизни инвалида в быту, включая архитектурно-планировочное решениепроблемы адаптации помещения к потребностям инвалида. Оно может включатьперепланировку жилых помещений и санитарно-гигиенических
помещений с заменой раковин, унитаза, душа, ванны или ихпереоборудование; переоборудование газовой (электро-) плиты; установкудополнительной сигнализации (в т. ч. домофона); снятие порогов; расширениедверных проемов; установку поручней; установку пандусов и др. Организацию этойработы осуществляет специалист по социальной работе и архитектор.
Психологическая реабилитация инвалида
Психологическая реабилитация инвалида проводится психологомпсихотерапевтом, включая психологическое консультирование, психокоррекцию,социально-психологический патронаж семьи, психопрофилактическую ипсихогигиеническую работу, психологический тренинг, привлечение инвалидов кучастию в группах поддержки, клубах общения.
Психологическое консультирование должно обеспечить оказаниеклиентам квалифицированной помощи и правильном понимании и налаживаниимежличностных взаимоотношений, связанных со способами предупреждения ипреодоления семейных конфликтов, с методикой семейного воспитания, сформированием семейных и супружеских отношений в молодых семьях и созданием вних благоприятного микроклимата и др.
Социально-психологическое консультирование должно на основеполученной от клиента информации и обсуждения с ним возникших у негосоциально-психологических проблем помочь ему раскрыть и мобилизовать своивнутренние ресурсы и решить его проблемы.
Психокоррекция, как активное психологическое воздействие,должно обеспечить преодоление или ослабление отклонений в развитии,эмоциональном состоянии и поведении клиентов (неблагоприятных формэмоционального реагирования и стереотипов поведения отдельных лиц, конфликтныхотношений родителей с детьми, нарушений общения у детей или искажения в ихпсихическом развитии и т. д.) для приведения указанных показателей всоответствие с возрастными нормами и требованиями социальной среды.
Социально-психологический патронаж на основе систематическогонаблюдения за клиентами должен обеспечить своевременное выявление ситуацийпсихического дискомфорта, личностного (внутриличностного) или межличностногоконфликта и других ситуаций, которые могут усугубить трудную жизненную ситуациюклиента, и оказание им необходимой в данный момент социально-психологическойпомощи.
Психопрофилактическая работа представляет собой комплексмероприятий, направленных на приобретение клиентом психологических знаний,формирование у него общей психологической культуры, своевременноепредупреждение возможных психологических нарушений.
Психогигиеническая работа является комплексом мероприятий,направленных на создание условий для полноценного психологическогофункционирования личности (устранение или снижение факторов психологическогодискомфорта на рабочем месте, в семье и других социальных группах, в которыевключен инвалид).
Психологические тренинги, как активное психологическоевоздействие, должны обеспечивать снятие последствий психо-травмирующихситуаций, нервно-психической напряженности, прививать социально ценные нормыповедения людям, преодолевающим асоциальные формы жизнедеятельности,формировать личностные предпосылки для адаптации к изменяющимся условиям.
Психологический тренинг может также включать когнитивныйтренинг психических функции (память, внимание), в задачи которого входит«тренировка» психических функций посредством определенного рода нагрузок.
Это должно быть значительное помещение, оснащенное легкопередвигаемой мебелью, магнитофоном, другими необходимыми пособиями ипредметами, используемыми в психологической работе. В случае проведениявидеотренинга необходимо наличие видеокамеры, видеомагнитофона. Групповаяпсихотерапия, как правило, проводится раз в неделю в течение 4 месяцев.Индивидуальная психотерапия может включать цикл посещений инвалидомпсихотерапевта (ориентировочно, один раз в неделю в течение 5 недель сдлительностью сеанса 50 минут)1.
Социально-средовое обучение
Социально-средовое обучение проводится социальным работником,специалистом по социальной работе, психологом. Оно включает обучениесоциальному общению, социальной независимости и социализацию.
Обучение общению
Программы обучения инвалидов общению должны быть построены взависимости от вида инвалидизирующей патологии, характера и степени функциональныхнарушений и ограничений жизнедеятельности. Обучение может включать занятия,групповые тренировки и игры. Занятия раскрывают правила общения в различныхсоциальных структурах (дома, в учебном заведении, в общественных учреждениях ипредприятиях и т. д.), а тренировки и игры моделируют различные жизненныеситуации (посещение друзей, дискотеки, кафе и т. д.). Для этих целей могутиспользоваться учебные программы, социально ориентированные на развитие уинвалидов способностей и навыков общения в стандартных социокультурныхситуациях.
Обучение общению включает обучение инвалида пользованиютехническими средствами коммуникации, информации и сигнализации, в том числе:
-оптическими средствами (лупы, бинокли и телескопы, расширителиполя зрения, призматические очки и др.):
-телефонами (телефоны с текстовым вводом-выходом, в том числетелефоны с Брайлеровским текстом, громко говорящие телефоны, индикаторы наборателефонного номера, головные телефоны); внутренними разговорными устройствами;
-средствами связи «лицом к лицу» (наборы и шаблоны букв исимволов, генераторы голоса, головные усилители индивидуального пользования,слуховые трубки и др.);
-слуховыми средствами (слуховые средства ушные, заушные,вмонтированные в оправу очков, нательные; тактильные, т. е. трансформирующимизвуки в вибрацию; слуховые средства с имплантатом и др.);
-средствами сигнализации (звуковой информатор («электроннаясиделка»), системы подачи сигнала тревоги и др.).
Обучение общению предусматривает также снятие коммуникативныхбарьеров, характерных для инвалидов, возникающих вследствие ограничениявозможности передвижения, слабой доступности для инвалидов объектов средыжизнедеятельности, средств массовой информации, учреждений культуры. Поэтому впрограмму обучения общению входят занятия, представляющие инвалиду информациюоб имеющихся в районе его проживания объектах инфраструктуры, отвечающихтребованиям безбарьерной пространственной среды, а также о транспортной службедля инвалидов. При необходимости, совместно со специалистами но социально-бытовойадаптации решаются вопросы обеспечения инвалида техническими средствами дляпередвижения. В процессе обучения инвалида могут быть решены вопросы егоинтеграции в межличностные коммуникативные структуры (группы общения в рамкахассоциаций инвалидов, клубы, службы знакомств и др.).
Включение инвалида в сеть массовой коммуникации может бытьобеспечено путем предоставления ему информации о социальной литературе (дляслепых, слабовидящих), специальных библиотеках (для инвалидов всех категорий, дляинвалидов по зрению, по слуху).
Обучение социальной независимости
Обучение социальной независимости направлено на формированиенавыков самостоятельного проживания (распоряжаться деньгами, пользоватьсягражданскими правами, участвовать в общественной деятельности и др.). Обучениевключает занятия и тренировки. Для обучения используются специальныетехнические средства (программы тренировки потребительских навыков, обращению сденьгами; программы обучения мерам безопасности, временным навыкам, тренинг с уличнымизнаками и др.)1.
Социализация инвалида
Социализация инвалида — процесс освоения инвалидом социальнозначимых норм, ценностей, стереотипов поведения, их корректировка при освоенииразличных форм социального взаимодействия. Под социализацией также понимаетсяосвоение инвалидами знаний, навыков, стереотипов поведений, ценностныхориентации, нормативов, обеспечивающих их полноценное участие в общепринятыхформах социального взаимодействия.
Обучение предусматривает предоставление помощи инвалиду в компенсациипсихологических изменений (когда врожденный или приобретенный дефект занимаетцентральное место в формировании и становлении личности), в формированииположительных установок, на развитие других способностей инвалидов, что будеткомпенсировать инвалидность.
Обучение должно быть направлено на овладение инвалидомстандартными схемами поведения и взаимодействия, на освоение инвалидом окружающейобстановки и полноценного существования в ней.
Обучение должно включать адаптационные консультирование и организациюсоциального участия инвалида, оно должно подготовить его к адекватным ответамна требование окружения и активным воздействием на него.
Процесс социализации имеет свои особенности в зависимости отвида инвалидизирующей патологии, пола и возраста инвалида, особенностей егосоциального положения.
Так, например, у инвалидов с умственной отсталостью известнуюстепень самостоятельности можно достичь с помощью интенсивного развитияповеденческих навыков, заучивания и использования ими стереотипных наборовдействия, необходимых и стандартных жизненных ситуациях. Специальный тренингтаких инвалидов должен обеспечить восприятие ими окружающего общества и реакциюна него в виде стереотипных для культуры представлении и действий.
У инвалидов в возрасте 16—25 лет наличие ограниченияжизнедеятельности может усугубить трудности жизнеобеспечения и общения,имеющиеся в этом возрасте, что может вызвать изменение личности, ее социальнуюизоляцию и привести к асоциальному поведению. Программы социализации инвалидовдолжны быть направлены в сторону преодоления имеющихся ограниченийжизнедеятельности, на поиск путей реализации собственных возможностей.
Социально-экономическое положение инвалидов (образование,квалификация, семья, экономическое положение, уровень урбанизации местности,где проживает инвалид, и др.) играет важную роль в его социализации.Неблагоприятное социально-экономическое положение инвалида нередко приводит ктому, что он остается без квалифицированной помощи; уровень их социализации —приспособление к сложившимся условиям1.
Реабилитация средствами культуры
Искусство и культура являются прекрасными образовательными иреабилитационными средствами, обеспечивающими: развитие разнообразных жизненноважных познавательных навыков; повышение уровня самооценки личности; творческоесамовыражение; развитие навыков общения; формирование активной жизненнойпозиции.
Искусство способно сделать жизнь многих инвалидов богатой и содержательной.
Мероприятия по социально-культурной реабилитации должныосуществляться культорганизатором. К организации крупных мероприятий(фестивалей, концертов, конкурсов, театрализованных представлений, вечеровотдыха и др.) могут привлекаться любые другие специалисты (социальные работники,врачи, патологи и др.).
Мероприятия по социально-культурной реабилитации инвалидовмогут включать:
-концерты художественной самодеятельности; вернисажи выставокизобразительного творчества инвалидов; занятия музыкально-драматическогоколлектива; занятия вокальной студии; занятия в школе компьютерной грамотности;занятия в школе ремесел; занятия в студии «Декоративный костюм»; занятия встудии рисования; занятия в кружках вышивания, художественного вязания, шитья,скульптуры; занятия в хореографической студии.
В социокультурную реабилитацию входит также рекреации.Социокультурная реабилитация должна проводиться таким образом, чтобыстимулировать инвалидов к активным формам рекреации, что будет способствоватьих социализации. Культорганизатор может использовать традициошше формы рекреации (посещение театров, кинотеатров, музеев, концертных залов, участие вмассовых досуговых мероприятиях и др.). При этом обязательно должно учитыватьсядоступное здание для инвалидов. Возможны специфичные для инвалидов развивающиерекреационные формы (арттерапия, хореографическое искусство для лиц снарушением слуха, театрально-кукольное искусство для лиц с поражениемопорно-двигательного аппарата, искусство скульптуры для лиц с нарушаем зрения,живопись, графика, музыка для лиц с нарушением слуха, с поражениемопорно-двигательной системы). Приемлемая и привлеки тельная досуговаядеятельность, должны обеспечить инвалидам возможность справиться с имеющимисяограничениями жизнедеятельности.
Рекреация должна обеспечивать интеграцию инвалида в oбщюю социокультурную среду, для чегокульторганизатор и специалист по социальной реабилитации должнывзаимодействовать с имеющимися в районе проживания инвалида специальнымиучреждениями культуры (клубами, библиотеками, театрами и др-) общественнымиорганизациями инвалидов, благотвори тельными обществами и др.
Реабилитация методами физической культуры и спорта
Реабилитацию инвалидов методами физической культуры и спортаосуществляет специалист по физической культуре и спорту.
В его задачи входят:
-информирование и консультирование инвалида по этим вопросам;
-обучение инвалида навыкам занятий физкультуре и спортом;
-оказание содействия инвалидам и их взаимодействии со спортивнымиорганизациями;
-организация и проведение занятий и спортивных мероприятии.
Следует помнить, что инвалидам доступно значительноеколичество видов спорта. Так. инвалиды с патологией органов зрения, слуха,опорно-двигательного аппарата могут заниматься биатлоном, боулингом,велосипедом, гандболом, горнолыжным спортом, дзюдо, «колясочным баскетболом»,«колясочным волейболом», «колясочным регби», конным спортом, сидячимI конькобежным спортом, легкойатлетикой (бегом, метанием копья. молота, диска, прыжками в длину, высоту),настольным I теннисом, плаванием, равниннымилыжами, стрельбой из лука, сидячим хоккеем, шахматами, фехтованием, футболом идр.
Отделение социальной реабилитации может использовать те видыфизкультуры и спорта, которые можно организовать с учетом требований к помещению,оборудованию, спортивному инвентарю и т. д. Например, для организациисоревнований лиц с поражением зрения нужны светонепроницаемые очки, мячи длягандбола и волейбола, приспособления для стрельбы у слепых. Оборудованиесоревнований атлетов с поражением опорно-двигательного аппарата должны включатьспортивные протезы, спортивные коляски и др.
Для занятий физкультурой необходимы различные тренажеры,велоэргометр и др.
Все занятия физкультурой и спортом должны проводиться поднаблюдением врача-специалиста по реабилитации и медицинской сестры.
социальный работа семья ребенок инвалид
Решение личных проблем
Решение личных проблем инвалида проводитсяврачом-специалистом по реабилитации и медицинской сестрой. Оно включаетконсультирование по вопросам полового воспитания, контроля рождаемости,сексуальных отношений. При необходимости врач направляет инвалида наконсультацию к сексопатологу.
Оказание юридической помощи инвалидам
Оказание юридической помощи инвалиду осуществляется юристом ивключает:
– консультирование по вопросам, связанным с правом гражданна социальное обслуживание, реабилитацию, должно давать клиентам полноепредставление о положенных им по закону правах на обслуживание и путях ихзащиты от возможных нарушений;
— оказание помощи в подготовке жалоб на неправильные действиясоциальных служб или работников этих служб, нарушающие или ущемляющие законныеправа инвалида, помощь инвалиду в юридически грамотном изложении в жалобах сутиобжалуемых действий, требования поустранению допущенных нарушений;
— оказание юридической помощи в оформлении документов (наполучение положенных по закону льгот, пособий, других социальных выплат; дляудостоверения личности; для трудоустройства и др.) должно обеспечитьразъяснение клиентам содержания необходимых документов в зависимости от ихпредназначения, изложения и написания текста документов или заполнение форменныхбланков. написание сопроводительных писем;
— оказание юридической помощи или содействие инвалиду врешении вопросов социальной реабилитации должно обеспечить разъяснение сути исостояние интересующих клиента проблем, определение предполагаемых путей им решенияи осуществление практических мер по решению этих проблем;
— содействие в подготовке и направлении в соответствующиеинстанции необходимых документов, личное обращение в указанные инстанции, еслив этом возникает необходимость, контроль за прохождением документов идр.(дивицина с.р. с детьми группы риска)
Педагогическая реабилитация включает в себя в первую очередьмероприятия воспитательного и обучающего характера в отношениинесовершеннолетних инвалидов, направленные на то, чтобы больной ребеноковладел, по возможности, знаниями, умениями и навыками самоконтроля иосознанного поведения, самообслуживания, получил необходимый уровень общего илидополнительного школьного образования.
Важнейшая цель этой деятельности — ее психологическаясоставляющая, выработка у ребенка уверенности в собственных возможностях,создание установки на активную самостоятельную жизнь. В ее рамкахосуществляются также профессиональная диагностика и профессиональная ориентациянесовершеннолетнего инвалида, обучение его соответствующим трудовым навыкам иумениям.
Профориентация и профессиональное обучение детей — инвалидовстроятся на основе углубленной профессиональной диагностики их в процессевзросления (для детей-инвалидов. Разрабатываются показания к тем или иным профессиями,которыми могут заниматься инвалиды. Чаще всего речь идет о массовых профессиях,требующих сравнительно скромной общеобразовательной и профессиональнойподготовки. Такой подход оправдан, если речь идет о лицах с ограничениями поинтеллекту или об умственно полноценных лицах, не имеющих возможности поусловиям своей социализации получить качественное образование.
Еще одним ресурсом расширения возможностей социально-трудовойреабилитации инвалидов является сфера творческих занятий. Несмотря на дельныеили даже интеллектуальные ограничения, творческий реабилитационный потенциалкак юных инвалидов может быть довольно значительным.
Федеральное российское законодательство далее включает такоенаправление реабилитационной деятельности, как „социальная реабилитацияинвалидов“, что подразумевает деятельность по социально-бытовой адаптациии социально-средовой реабилитации.
Проблемы осуществления самообслуживания и самостоятельногопередвижения решаются в ходе социально-бытовой реабилитации. Организация социально-бытовойреабилитации связана рядом методических подходов, которые лежат в основетехнологии этой формы реабилитации.
На этапе первичного освидетельствования ребенка — инвалида вбюро медико-социальной экспертизы специалист по социальной работе по согласованиюс клиницистом-экспертом выявляет тип дефекта и связанные с ним ограниченияжизнедеятельности. Вслед за этим он изучает вопрос о нуждаемости инвалида вприспособлениях и вспомогательных устройствах для осуществления относительнонезависимого существования в быту. На следующем этапе выявляется ситуация оналичии условий в жилище инвалида для относительной бытовой независимости.
В ходе осуществления технологии социально-бытовойреабилитации полученная специалистом по социальной работе так называемая социальнаяинформация включается в индивидуальную программу реабилитации инвалида.
Сам процесс социально-бытовой реабилитации инвалидов должен предусматриватьряд последовательных смысловых технологических составляющих.
Осуществление социально-бытовой реабилитации должноначинаться с социально-бытовой ориентации, в ходе которой специалист посоциальной работе ориентирует семью, имеющую ребенка — инвалида в еговозможностях к проживанию в каких-либо конкретных условиях, раскрываетперспективу его способностей к осуществлению жизнедеятельности, показываетнеобходимость приложения определенных усилий.
Осуществление социально-бытовой реабилитации детей — инвалидовпредусматривает обучение его приемам восстановления утраченных (искаженных)навыков по социально-бытовому самообслуживанию.
Важной составляющей социально-бытовой реабилитации детей — инвалидовявляется социально-бытовая адаптация, которая представляет собой процессприспособления инвалида к условиям жизнедеятельности с помощью специальныхвспомогательных устройств и приспособлений для стабилизации жизни с имеющимсядефектом к новым, сложившимся условиям.
Заключительным этапом социально-бытовой реабилитации инвалидаявляется социально-бытовое устройство — проживание его в квартире со специальносозданными бытовыми условиями, которые отвечают всем потребностям инвалида.(холостова социальная работа с инвалидами 51-66)
Поэтому употребление термина „трудотерапия по отношениюк деятельности, которая является в первую очередь социально-средовойадаптацией, пока еще вызывает определенные затруднения. Затруднения усиливаютсятем, что в учреждениях социальной реабилитации для детей с ограниченнымивозможностями (или на базе отделений комплексных центров социальногообслуживания) все шире применяются технологии и именно в таком буквальномсмысле слова: создаются мастерские или мини-производств а, где инвалиды могутвосстановить или приобрести трудовые навыки, почувствовать свою общественнуювостребованность и, кроме того, заработать себе дополнительно некоторые средства.
Образовательная реабилитация детей — инвалидов — сложныйкомплекс, который включает в себя процессы получения инвалидами необходимогообщего образования. Образовательная реабилитация частично перекрываетсяпедагогической, однако социальный смысл этого явления шире. В современныхусловиях доступ к современному и качественному образованию является одним изважнейших социальных ресурсов, обеспечивающих достойный социальный старт,развитие и полноценное существование индивидов. Блокада этого доступа для лиц сограниченными возможностями практически перекрывает для них потенциалсоциального развития, перспективы материальной самообеспеченности, достойнойкарьеры, высокого социального статуса.
Поэтому образовательная реабилитация является в значительноймере путем и средством восстановления и повышения социального статуса индивидас расстройством тех или иных функций. Разумеется, этот путь доступен для лиц свысоким сохранным интеллектом, с наличием способностей осваивать достижениякультуры, заниматься современными видами деятельности.
Вообще социокультурная реабилитация составляет важный элементреабилитационной деятельности, так как удовлетворяет блокированную у инвалидовпотребность в информации, в получении социально-культурных услуг, в доступныхвидах творчества, даже если они не приносят никакого материальноговознаграждения.
Социокультурная деятельность выступает важнейшимсоциализирующим фактором, учит людей общению, согласованию действий,восстанавливая их самооценку.
В качестве элемента социокультурной реабилитации можнорассматривать спортивную реабилитацию инвалидов, в которой особенно сильнымеханизмы соперничества, действующие также зачастую в сфере творческойреабилитации. Помимо общего оздоравливающего воздействия занятия спортом иучастие в специальных соревнованиях для инвалидов повышают степень координациидвижений, развивают общение, воспитывают командные навыки.
Рассмотрев совокупность элементов системы социальнойреабилитации, можно констатировать, что в данном анализе оказалась упущенаважная часть процесса восстановления возможностей функционирования индивида. Втеоретическом рассмотрении этой деятельности снова наталкиваемся напротиворечие в терминологии. Социальная реабилитация как искомый результатреабилитационной деятельности, с одной стороны, может достигаться только врезультате совокупности действий в рамках всех названных выше направленийреабилитации, ибо только в ходе их реализации возможно истинное и полноценноевосстановление способностей индивида к социальному функционированию. Поэтомуможно говорить, что понятие “социальная реабилитация» являетсяобобщенным, выражающим итоговое качество всех форм и направлений.
Социальная реабилитация включает в себя работу с семьями, гдевоспитываются дети, социальный патронаж, организацию юридических консультаций,лектория для родителей, досуга детей, работу летнего реабилитационного лагеря,проведение оздоровительных, спортивных занятий.
Накопленный опыт работы с детьми, имеющими отклонения вразвитии, говорит о том, что существует более эффективный путь компенсациидефекта. Одним из направлений такой работы является социальная реабилитация.Она приобретает все большее значение как процесс, осуществляемый Социальнаяреабилитация — это комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных илиутраченных индивидом общественных связей и отношений вследствие нарушенияздоровья со стойким расстройством функций организма, изменения социальногостатуса, девиантного поведения личности. Цель социальной реабилитации —восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальнойнезависимости, его социальная адаптация, устранение или компенсация ограниченийжизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройствомфункций организма. Социальная реабилитация имеют целью уменьшить проявлениясоциальной недостаточности.
В процессе реабилитации на разных уровнях затрагиваютсяразличные структуры, которые в той или иной мере воздействуют наребенка-инвалида.
На микроуровне социальной реабилитации ребенок-инвалидрассматривается во взаимодействии с социальным окружением, прежде всего ссемьей. Основной функцией здесь является воспитание нетипичного ребенка,развитие коммуникативных навыков и помощь в осознании своей субъективности.
На мезоуровне целью реабилитации является специальное обучениеи профессиональное физическое оздоровление ребенка. Ее осуществляют институтыобразования, социальной работы, медицинские учреждения.
На макроуровне целью осуществления социальной политикигосударством выступает интеграция детей-инвалидов в общество.
Все три уровня процесса социальной реабилитациинепосредственно взаимосвязаны, но мезоуровень становится приоритетным вреализации социально-реабилитационной работы, по скольку оказывает воздействие,как на макро-, так и на микроуровни. (Дивицина)
2.Социальная реабилитация, как эффективная технология в работе с семьей,воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями
(РАБОТАС РОДИТЕЛЯМИ)
Учитывая исключительную актуальность названной проблемы,многие реабилитационные центры, созданные в последние годы, работу с родителямиопределили как одно из приоритетных направлений. Эта работа включаетобследование психологического состояния матерей и оказание им консультативнойи, при необходимости, психотерапевтической помощи, обучение приемам воспитанияи реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в домашнихусловиях, оказание помощи в деятельности общественных объединений родителейдетей-инвалидов и многое другое.
Центры реабилитации главной своей задачей считают проведениеадаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе социализации,обеспечение комфортного состояния их родителей, формирование у населенияадекватного отношения к детям-инвалидам и интеграции этих детей в современноеобщество.
Основными направлениями деятельности являются:
• реабилитационная работа с семьей;
• внедрение новых реабилитационных технологий;
• методическая работа, в том числе с территориальнымицентрами;
• организация повышения квалификации социальных работниковСибирского региона.
В центре сложилась модель работы с семьей, направленная напривлечение ее членов к проведению коррекционно-оздоровительных мероприятий ина стабилизацию семейных отношений. Эта работа проводится в тесном содружествес комплексными территориальными центрами социального обслуживания населения. Вих функции входят выявление семей, имеющих детей-инвалидов, проведениепостоянного социального патронажа, организация реабилитационных услуг. Даннаямодель работы с семьей призвана решать следующие задачи:
• повышение уровня психического здоровья родителей;
• оптимизация внутрисемейных отношений;
• расширение информированности родителей о потенциальныхвозможностях ребенка, о его перспективах в различных аспектах реабилитации;
• обучение родителей приемам организации игровой и учебнойдеятельности детей^
• ознакомление родителёй«с психокоррекционными ипсихотерапевтическими приемами
/>
Коллектив ОРЦ ведет поиск новых форм работы, способствующихоказанию помощи как можно большему количеству детей и дающих возможностьмаксимально приблизиться к каждой семье, в которой растет ребенок сограниченными возможностями здоровья. К таким формам можно отнести, например,открытие в каникулярное время санаторной и пансионатной групп для детей. Ихработа планируется таким образом, чтобы получить медицинскую, психологическую,педагогическую помощь в них могли и мамы.
Находясь в центре вместе с ребенком, они не только принимаютучастие в реабилитационном процессе, но и интенсивно обучаются приемамреабилитации с целью их дальнейшего применения в домашних условиях. Специалистыобластного реабилитационного центра используют не только широко известные,хорошо зарекомендовавшие себя технологии, но и внедряют новые, еще не вошедшиев повсеместную практику, например, использование сенсорной комнаты, методкон-дуктивной терапии Пето и др.
Использование новых реабилитационных технологий при активномучастии в реабилитационном процессе родителей позволяет добиваться поставленныхзадач, коррегировать нарушения двигательных, речевых функций ребенка, оздоравливатьего соматическую сферу, что в конечном итоге способствует максимально возможнойего адаптации.
Программа реабилитации —это система мероприятий, развивающих возможности ребенка и всей семьи, котораяразрабатывается командой специалистов (состоящей из врача, социальногоработника, педагога, психолога) вместе с родителями. Такая система мероприятийразрабатывается индивидуально для каждого конкретного ребенка и семьи, учитываякак состояние здоровья и особенности развития ребенка, так и возможности ипотребности семьи. Программа реабилитации может разрабатываться на полгода илина более короткий срок — в зависимости от возраста и условий развития ребенка.
По прошествииустановленного срока специалист-куратор встречается с родителями ребенка, чтобыобсудить достигнутые результаты, успехи и неудачи. Необходимо такжепроанализировать все позитивные и негативные незапланированные события,произошедшие в процессе выполнения программы. После этого специалист (командаспециалистов) вместе с родителями разрабатывают программу реабилитации наследующий период.
Программа реабилитации —эти четкий план, схема совместных действий родителей и специалистов,способствующих развитию способностей ребенка, его оздоровлению, социальнойадаптации (например, профессиональной ориентации), причем в этом планеобязательно предусматриваются мероприятия относительно других членов семьи:приобретение родителями специальных знаний, психологическая поддержка семьи;помощь семье в организации отдыха, восстановления сил и т.д. Каждый периодпрограммы имеет цель, которая разбивается на ряд подцелей, поскольку предстоитработать сразу в нескольких направлениях, подключая к процессу реабилитацииразных специалистов.
Рассмотрим программу,которая будет включать следующие мероприятия:
• медицинские (оздоровление,профилактика);
• специальные (образовательные,психологические, психотерапевтические, социальные), направленные на развитиеобщей или точной моторики, языка и речи ребенка, его умственных способностей,навыков самообслуживания и общения.
При этом остальным членамсемьи необходимо разбираться в тонкостях детского развития, учиться общениюдруг с другом и с малышом, чтобы не усугубить первичные дефекты развитиянеблагоприятными воздействиями извне. Поэтому в программу реабилитации будутвходить организация благоприятного окружения ребенка (включая обстановку,специальное оборудование, способы взаимодействия, стиль общения в семье),приобретение новых знаний и навыков родителями ребенка и его ближайшимокружением.
После начала выполненияпрограммы осуществляется мониторинг, т.е. регулярное отслеживание хода событийв виде регулярного обмена информацией между специалистом-куратором и родителямиребенка. При необходимости куратор содействует родителям, помогает преодолеватьтрудности, ведя переговоры с нужными специалистами, представителями учреждений,разъясняя, отстаивая права ребенка и семьи. Куратор может посещать семью, чтобылучше разобраться в трудностях, возникающих при выполнении программы. Такимобразом, программа реабилитации есть цикличный процесс.
Программа реабилитациипредусматривает, во-первых, наличие междисциплинарной команды специалистов, ане хождение семьи, имеющей ребенка-инвалида, по многим кабинетам или учреждениям,а во-вторых, участие родителей в процессе реабилитации, которое представляетсобой наиболее сложную проблему.
Установлено, что детямудается достичь гораздо лучших результатов, когда в реабилитационном процессеродители и специалисты становятся партнерами и вместе решают поставленныезадачи.
Однако некоторыеспециалисты отмечают, что родители порой не высказывают никакого желаниясотрудничать, не просят помощи или совета.
На первый взглядребенок-инвалид должен быть центром внимания своей семьи. В действительности жеэтого может не происходить в силу конкретных обстоятельств каждой семьи иопределенных факторов: бедность, ухудшение здоровья других членов семьи,супружеские конфликты и т.д. В этом случае родители могут неадекватновоспринимать пожелания или наставления специалистов. Порой родителирассматривают реабилитационные услуги в первую очередь как возможность получитьпередышку для самих себя: они испытывают облегчение, когда ребенок начинаетпосещать школу или реабилитационные учреждения, потому что в этот момент могут,наконец, отдохнуть или заняться своими делами.
При всем этом важнопомнить, что большинство родителей хотят участвовать в развитии своего ребенка.
На Западесоциально-реабилитационная работа, предполагающая участие родителей, используетсянемногим более десятка лет. При этом те, кто применяет эту модель на практике,убеждаются в ее преимуществах по сравнению со старой моделью, когда специалистывсе свое внимание и все усилия направляли лишь на ребенка, зачастую не проявляяинтереса к мнению родителей (например, о том, чему, где и как они хотели быучить своего ребенка).
Взаимодействие сродителями предполагает некоторые сложности. Нужно быть готовым к трудностям иразочарованиям. Снятие межличностных или культурных барьеров, уменьшениесоциальной дистанции между родителем и социальным работником (или любым другимспециалистом комплекса услуг по реабилитации) может потребовать определенныхусилий. Однако нужно помнить, что при отсутствии взаимодействия специалистов иродителей результат работы с ребенком может быть нулевым: отсутствие подобноговзаимодействия намного снижает эффективность социально-реабилитационных услуг —это может подтвердить любой педагог школы-интерната для детей с ограниченнымивозможностями или специалист реабилитационного центра.
Что же значит работать сродителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство — этипонятия обычно используются для определения характера взаимодействий.Остановимся на последнем понятии — «партнерство», — поскольку оно наиболееточно отражает идеальный тип совместной деятельности родителей и специалистов.Партнерство подразумевает полное доверие, обмен знаниями, навыками и опытомпомощи детям, имеющим особые потребности в индивидуальном и социальномразвитии. Партнерство — это такой стиль отношений, который позволяет определятьобщие цели и достигать их с большей эффективностью, чем если бы участникидействовали изолированно друг от друга. Установление партнерских отношенийтребует времени и определенных усилий, опыта, знаний.
Работая с родителями,необходимо учитывать разнообразие семейных стилей и стратегии. Даже супругимогут весьма отличаться друг от друга своими установками и ожиданиями. Поэтомуто, что оказалось удачным в работе с одной семьей, совсем необязательно будетспособствовать успешному партнерству с другой. Кроме того, не следует ожидатьот семей одних и тех же, униформных эмоциональных реакций или поведения,одинакового отношения к проблемам. Нужно быть готовым слушать, наблюдать идостигать компромисса.
Если ребенок в состояниипринимать участие в диалогах специалистов и родителей, он может стать еще однимпартнером, мнение которого, возможно, отличается от мнения взрослых и которыйможет неожиданно предложить новое решение проблемы своей реабилитации. Такимобразом представления о потребностях детей расширяются за счет мнения самихдетей,
Успех любого партнерстваоснован на соблюдении принципа взаимного уважения участников взаимодействия ипринципа равноправия партнеров, поскольку ни один из них не является болееважным или значительным, чем другой.
Поэтому социальномуработнику желательно консультироваться у родителей так же часто, как ониконсультируются у него. Это важно по крайней мере по трем причинам. Во-первых,родителям предоставляется возможность высказаться, скажем, не только онедостатках и проблемах, но об успехах и достижениях ребенка. Когда социальныйработник спрашивает родителей, что им нравится в их детях, это поройвоспринимается ими как одно из редких проявлений интереса со стороны окружающихне к порокам, а к достоинствам их ребенка. Во-вторых, такая информация помогаетразрабатывать и отслеживать индивидуальные реабилитационные планы. В-третьих,тем самым проявляется уважение к родителям и создается атмосфера доверия —залог успешной коммуникации.
Следует поощрятьродителей обмениваться знаниями, признавать успехи ребенка, понимать важноститех или иных занятий, проявлять инициативу. Если эксперт злоупотребляет своейпозицией, подчеркивает свою важность, предпочитает одностороннюю передачузнаний, существует риск увеличения зависимости от него родителей, снижения ихсамостоятельности и уверенности в себе. Социальный работник должен в известноймере делиться своими чувствами, демонстрировать открытость, тогда и родители небудут испытывать стесненность в его присутствии. Разумеется, родителям икоманде специалистов следует совместно принимать решения.
В силу опыта, образованияи тренинга специалист по социальной реабилитации при установлении партнерства сродителями детей-инвалидов должен:
• избегать униформности иприветствовать разнообразие; слушать, наблюдать и достигать договоренности;
• спрашивать столь же часто, какспрашивают его, проявлять искренность, чтобы установить доверительные,отношения с родителями;
• давать необходимые объяснения;
• не предпринимать ничего в одиночку.
Можно наметить пятьтактик работы с родителями в зависимости от того, как взаимодействуетсоциальный работник с одной семьей или с группой родителей — напрямую илиопосредованно, развивается ли сеть контактов между семьями, которые в этомслучае могут иногда оказывать поддержку друг другу и без участия социальногоработника.
Рассмотрим эти тактики.
1. Непосредственная работа с конкретнойсемьей
• Социальный работник (или другойспециалист) наносит визит семье и в ходе его:
обращает внимание навнешнее состояние и окружение дома, подъезда, квартиры; старается увидеться нетолько с матерью, но и с отцом, другими детьми и взрослыми членами семьи; интервьюируетродителей о потребностях, проблемах и ресурсах; интересуется внешкольнымизанятиями ребенка (если тог достиг школьного возраста); отвечает на вопросыродителей;
наблюдает за тем, как всемье обращаются с ребенком, обучают и развивают его; демонстрирует стратегииповедения, обучения, решения проблем.
• Родители наносят визит социальномуработнику (или другим специалистам) и в ходе его:
наблюдают, как специалистобращается с ребенком (например, присутствуют в группе или на приеме, во времятестирования); специалисты отвечают на вопросы родителей, объясняют, обсуждаютинформацию; специалисты наблюдают, как родители обращаются с ребенком; специалистснимает на видеопленку общение родителей с ребенком, затем анализируетрезультаты;
демонстрирует родителямвидеофильм, чтобы обсудить и проанализировать увиденное вместе.
• Социальный работник:
организует консультацию спредставителями других служб, если это необходимо ему для лучшего понимания ирешения проблем или если это может помочь семье (например, консультацию спредставителями службы миграции);
предлагает родителям заполнитькарты и схемы, вопросники по развитию ребенка, затем сравнивает их результатысо своими ответами;
приглашает родителейпосетить заседания комиссии (или сессии команды специалистов), обсуждающейвопросы, которые касаются их ребенка.
самостоятельно или сучастием других специалистов помогает родителям выбрать книги, игрушки,специальное учебное оборудование для дома;
организует собрания,чтобы оценить развитие ребенка в связи с ходом выполнения реабилитационногоплана;
предоставляет родителямписьменный отчет результатов тестирования или оценивания;
передает родителямписьменное заключение с рекомендациями занятий на дому;
обсуждает с родителямиимеющиеся у него материалы, которые касаются их ребенка и хранятся в папке;
приглашает родителей вкласс, где проводятся занятия, привлекает их к участию в проведении занятий;
организует для родителейвстречу со студентами-практикантами или сотрудниками службы, чтобы родителиподелились своим опытом и высказали мнение о предоставляемых услугах.
2. Опосредованная работа с конкретнойсемьей предусматривает следующее:
запись информации икомментариев родителями и специалистами в специальном дневнике (например,каждую неделю); анализ записей в домашнем дневнике наблюдений при встрече соспециалистом;
представление в отчетах(например, раз в полгода) результатов реабилитации;
письменные извещения,информация для родителей, организованные социальным работником с участиемдругих специалистов;
контакты по телефону;
выдача родителям вбиблиотеке книг (или в видеотеке фильмов) по рекомендации специалиста;
выдача родителям на домспециальных игр или учебных пособий;
заполнение родителямивопросников, карт или схем развития способностей ребенка; проведение родителямина дому игр и занятий;
занятия в выходные дни,предоставление информации о возможностях отдыха;
предоставление родителямвозможности знакомиться с содержанием папки материалов, касающихся их ребенка;
выдача родителям на домтекстов, выученных на занятиях в реабилитационном центре песен, стихов, перечняупражнений;
перечислениетелепрограмм, которые целесообразно смотреть родителям вместе с детьми.
3. Непосредственная работа с группойродителей предусматривает следующее:
встречи с родителями вофисе социального учреждения или в комнате для занятий, обмен информацией,отчет о ходе реабилитации и успехах ребенка, обсуждение планов на будущее;
выступление на встречеродителей и ответы на их вопросы;
организация семинара дляродителей: выступления, беседы, ролевые игры, последующие практические занятияна дому;
организация специальногокурса для родителей по той иди иной тематике;
показ слайдов иливидеопрограмм о занятиях детей, объяснение их цели и смысла;
организация открытогоурока или занятия со специалистом; открытый день или вечер в реабилитационномцентре; организация совместных мероприятий (отдых, представления) с родителямии специалистами, ассоциации родителей и специалистов; привлечение родителей кподготовке и проведению особых мероприятий — праздников, фестивалей;
помощь родителям ворганизации групповых экскурсий для детей (в зоопарк, на ипподром, спортивныесостязания и т.д.);
интервьюированиеродителей об их отношении к услугам и дальнейших ожиданиях.
4. Опосредованная работа с группойродителей предусматривает следующее:
предоставление родителяминформационных проспектов услуг, сведений о квалификации персонала, расписанииработы специалистов, содержании занятий;
рассылка информационногобуклета о том, как, на каких условиях и в каких случаях следует обращаться кконкретным специалистам;
подготовка информационногобюллетеня и его регулярная рассылка;
организация выставки книгили игрового материала в методическом кабинете или Уголке для родителей;
подготовка письменныхпредложений по домашним занятиям или готовящимся мероприятиям, возможностямотдыха;
подготовка буклета,объясняющего процедуры тестирования, оценивания, проверки хода выполненияреабилитационного плана, интерпретации результатов;
выдача родителям книг.чадом или копирование для них нужных фрагментов;
рассылка или передачавопросников для выяснения потребностей и мнения родителей об услугах; подготовкавидеопрограммы для родителей;
организация стенда илидоски объявлений в комнате, в которой родители ожидают детей;
составление статей дляместных журналов или газет, предоставление родителям вырезок из журналов игазет;
подготовка учебногопособия или руководства для родителей.
5. Развитие контактов между семьямипредназначено для того, чтобы:
способствовать развитиюсети нянь среди группы родителей;
организовать посещениеопытным родителем семьи, в которой родился ребенок, требующий реабилитационныхуслуг;
помочь организоватьассоциацию или группу самопомощи родителей;
участвовать в регулярныхвстречах родителей на дому или в специальном месте;
привлекать отцов кпочинке или наладке оборудования;
добиваться того, чтобыродители были представлены в комиссиях или советах школ и реабилитационныхцентров;
добиваться того, чтобыродители защищали свои права, были вовлечены в работу общественных организаций,оказывающих влияние на развитие законодательства и порядка предоставленияуслуг, на принятие решений психолого-медико-педагогической комиссией; помогатьродителям организовать клубы по интересам и мероприятия для детей.
Некоторые аспекты работыс семьей ребенка, имеющего ограниченные возможности, требуют особого внимания.Например, обычно считается, что взаимодействовать следует с матерью ребенка,так как в основном она всегда и приходит на консультацию и оказывается в курсевсех проблем и событий в жизни семьи. Однако это ошибочный взгляд. Участие отцав реабилитационном процессе в целом намного повышает эффективность усилийспециалистов.
Поэтому, начиная работу ссемьей, нужно познакомиться не только с матерью, но и с отцом, а также сдругими членами семьи. Посылая письменные пожелания, желательно обращатьсялично не только к матери, но и к отцу или к обоим родителям. Некоторым отцамлегче говорить о своих переживаниях с мужчиной (тем не менее, не секрет, чтоповсюду в мире считается, что социальная работа — это прерогатива женщин).Очень полезно предоставлять письменную информацию, чтобы отцы, не сумевшиеприйти на встречу с социальными работниками, были в курсе дел, так же как иматери. Следует морально поощрять участие отца в реабилитации ребенка.
Для того чтобыпреодолевать трудности оказания помощи семье ребенка-инвалида, полезноиспользовать следующие ресурсы:
• работа в команде, где для каждогоразбираемого случая назначается один куратор, координирующий действияостальных;
• обмен опытом, использование знаний иумений сослуживцев;
организация консилиума,группы поддержки для самих специалистов, где можно делиться успехами илиобсуждать неудачи. находить совместное решение проблемы;
• использование публикаций по вопросамсоциальной работы и видеотеки для подкрепления знаний специалистов и для рекомендацииродителям Существуют шесть компонентов успеха взаимодействия специалистов иродителей, в частности посещений семьи на дому:
• регулярный контакт (в зависимости отвозможностей и необходимости — раз в неделю, в две недели или в шесть недель);
• подчеркивание способностей ребенка,а не их отсутствия или недостатков;
• использование вспомогательныхматериалов, пособий для родителей;
• привлечение к работе не толькородителей, но и других членов семьи, родственников;
• внимание к более широкому спектрупотребностей (речь идет не только о ребенке, но и обо всей семье);
• организация групп поддержки, вкоторых обсуждаются результаты и проблемы (обычно в такую группу входят разныеспециалисты: социальный работник, психолог, педагог, психотерапевт).
Все это будетспособствовать развитию ребенка и повышать мотивацию родителей ксотрудничеству.
Списоклитературы
1. Акатов, Л.И.Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологическиеосновы [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Л.И. Акатов. —М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 368с.
2. Аксенова, Л. И.Социальная педагогика в специальном образовании [Текст]: Учеб/ пособие длястуд. сред. пед. учеб. заведений/ Л.И. Аксенова. – М.: Издательский центр « Академия»,2001. – 192с.
3. Дементьева, Н.Ф.Социальная работа с семьей инвалида [Текст]: Учебное пособие / Н.Ф. Дементьева,Э. В. Багаева – 2-е изд. – М.: Феникс, 2006.
4. Дивицына, Н. Ф.Социальная работа с детьми группы риска [Текст]: Краткий курс лекций / Н.Ф.Дивицына. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. — 351с.
5. Дивицына, Н. Ф.Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками [Текст]: Конспектлекций/ Н.Ф. Дивицина. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – 285с.
6. Дивицина, Н.Ф.Семьеведение [Текст]: Учеб. пособие / Н.Ф.Дивицина. – М.: Изд-во ВЛАДОС – ГПСС,2006. – 325с.
7. КонституцияРоссийской Федерации, 1993
8. Комплекснаяреабилитация инвалидов [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Под ред. Т.В. Зозули. – М.: Издат. Центр «Академия», 2005. – 304с.
9. Курбатов, В. И.Социальная работа для студентов вузов [Текст]: Учебное пособие / В. И.Курбатов.- Изд. 2-е.- Ростов н/Д: Феникс,2005. – 576с.
10. Современнаяэнциклопедия социальной работы [Тест] / Под Ред. Академика РАН В.И.Жукова – 2-еизд., доп. и перераб. – М.: Издательство РГСУ, 2008. – 412с.
11. Содержание иметодика социальной работы [Текст]: учеб. пособие для студентов / Под ред.Профессора Е.А Сигиды. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. – 346с.
12. Солодянкина,О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями в семье [Текст] / О.В.Солодянкина. – М.: АРКТИ. – 2007. – 80с.
13. Социальнаяработа [Текст]: Учебное пособие / Под ред.д.п.н. Проф. Н.Ф. Басова.- М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. – 364с.
14. Справочниксоциального работника / В. Д. Альперович ( и др.) [Текст]: / под общ. ред. Е.П. Агапова, В. А Шапинского. — Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 336с.
15. Справочник социального педагога[Текст]: защита детства в Российской Федерации / Т. Н. Поддубная, А. О.Поддубный; науч. ред. Н.Р.Чумичева. – Ростов н/Д: Феникс,2005. – 473с.
16. Технология социальной работы[Текст]: Учеб. пособие / Под ред. И.Г.Зайнышева. – М.: Гуманит. Изд. ЦентрВЛАДОС, 2000. – 240с.
17. Технологии социальной работы[Текст]: Учебник / Под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. — М.: ИНФРА-М, 2001. — 400с.
18. Холостова, Е. И. Социальнаяработа [Текст]: Учебное пособие -3-е изд / Е.И. Холостова. — М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. – 668с.
19. Холостова, Е. И. Социальнаяработа с инвалидами [Текст]: Учебное пособие / Е. И. Холостова. – 3-е изд.перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. –240с.
20. Холостова, Е.И. Социальнаяреабилитация: Учебное пособие/ Е.И.Холостова, Н.Ф. Дементьева, М.: Дашков и К,- 2002. – 340с.
21. Черницкая, А.А. Технология социальнойработы [Текст]: Учебник / А.А. Черницкая и др. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2006. –400с.
22. Ярская-Смирнова, Е.Р. Социальнаяработа с инвалидами [Текст]: Е.Р. Ярская-Смирнова, Е.К. Наберушкина. СПБ.:Питер, 2004
23.Федеральный закон от2 августа 1995г. № 122-ФЗ « О социальном обслуживании граждан пожилого возрастаи инвалидов».
24. Федеральный закон от24 ноября 1995г. № 181-ФЗ « О социальной защите инвалидов в РоссийскойФедерации».