Технология исследовательской деятельности
Федотова Наталия Константиновна,
победитель конкурса лучших учителей в рамках ПНПО-2008
Научно-исследовательская деятельность учащихся — одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности детей. Проведение самостоятельных исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы, требует привлечения для этих целей знаний из разных областей. Исследовательская работа может проводиться как индивидуально, так и коллективно. Выбор формы проведения исследований определяется склонностью учащихся, а также самой задачей, требующей терпения. Руководитель исследования должен всегда помнить — работа должна быть посильна для учащихся, и при ее выборе необходимо учитывать возможности именно школы. При организации исследовательской деятельности в школе часто возникают определенные трудности, поэтому мне хотелось бы предостеречь учителей хотя бы от некоторых ошибок, поделиться своим опытом. Успех исследовательской работы школьников в большой степени зависит от научного руководителя. В любом случае научный руководитель — это лицо компетентное в данной проблеме.
Поделюсь своим опытом работы по организации исследовательской деятельности учащихся. Чаще всего исследовательская деятельность учащихся начинается не на уроке, а на элективном курсе, где собираются заинтересованные в углубленном изучении географии учащиеся. Темы исследовательских работ могут рождаться уже на первом занятии, предполагающем выбор форм исследования и формирование исследовательских групп, а могут появиться при изучении отдельной темы или даже абсолютно спонтанно, когда например ребенок вдруг спрашивает «А ребята каких национальностей учатся в нашей школе?».
При организации исследовательской деятельности учащихся необходимо учитывать, что выбор темы исследования, ее формулировка и содержание должны предполагать:
интеграцию наук и различных областей практической деятельности,
практическую ориентацию целей, задач и содержание работы,
предметно-объективный принцип исследования,
практическую значимость результатов проекта.
Любое исследование включает в себя следующие этапы и их содержание
Подготовительный этап:
формулировка темы и её осмысление;
установление мотивации к действию:
выявление объекта и предмета исследования;
формулировка гипотезы исследования;
Этап планирования:
определение направлений работы для реализации исследовательской задачи;
составление программы исследования;
определение источников информации и способов её сбора;
определение способов представления результатов
определение методов исследования;
Этап исследования (экспериментальный):
Предполагает обязательное использование основных инструментов исследования: наблюдения, эксперимента, анализа литературы, статистических и опытных данных.
Результативно- аналитический этап:
анализ собранной информации;
формулирование выводов;
Отчётно-презентационный этап:
выполнение отчёта;
презентация результатов проекта.
Исследовательская деятельность школьников может оцениваться по следующим параметрам: познавательная активность и предприимчивость, логика построения программы исследования, качество использования источников информации, эффективность презентации результатов, потенциал продолжения проекта.
Я бы хотела дать следующие рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся:
Тема работы должна быть актуальной и вызывать у детей интерес.
Определяется цель работы, которая в общих чертах соответствует формулировке темы исследования и может уточнять ее.
Задачи исследования конкретизируют цель работы, «раскладывая» ее на составляющие; могут определять спектр действий исследователя при движении к поставленной цели.
Гипотеза есть научно обоснованное предположение о возможных результатах исследовательской работы.
Обязательна работа школьников с литературными источниками, в библиотеках, музеях, организация наблюдений и исследований.
Методика проведения исследования представляет собой подробное описание всех действий, связанных с получением результатов.
В школьной исследовательской деятельности роль научного руководителя должна представлять собой именно руководство: выбор темы, формулировка цели и задач исследования, выбор объекта и методов исследования, наблюдение за ходом работы, оказание помощи в случае возникновения каких-либо затруднений, рекомендация первоисточников, обсуждение полученных результатов, формулировка выводов. Причем практически все перечисленное необходимо проводить совместно с учащимися.
Учащиеся нашей школы ежегодно представляют групповые или индивидуальные исследовательские работы на различных конференциях, начиная со школьного уровня и заканчивая региональным. Учащимися были выполнены следующие работы по социальной географии:
«Динамика изменения демографической ситуации в г. Костроме в 1991 – 2000 гг.» (2005 год) — диплом II степени городского Дня науки.
«Кологрив: вчера, сегодня, завтра» (2006 год) — диплом III степени городского Дня науки.
«Динамика демографической ситуации в Костромской области за 2002- 2006 гг.» (2007 год) – диплом I степени городского Дня науки
«Религиозный состав и религиозное мировоззрение учащихся МОУ СОШ № 30 г. Костромы» (2007 год) – 4 место городского Дня науки.
В рамках реализации проекта «Создание поликультурной среды в МОУ СОШ № 30 г. Костромы» была создана работа «Национальный состав учащихся МОУ СОШ № 30 г. Костромы» (2008 год) — диплом III степени городского Дня науки, диплом I степени региональной конференции молодых исследователей «Шаг в будущее» в номинации «социально – культурный сервис и туризм». В продолжение этой темы на школьном дне науки (2009 год) были представлены первые результаты исследовательской работы «Особенности усвоения школьной программы учащимися с неродным русским языком». Также в 2009 году в школьном дне науки попробовали свои силы группа восьмиклассников, представившая работу «Выбор имени: случайность или закономерность (самые распространенные имена в школе № 30)»
Я уверена, что организация исследовательской деятельности – перспективный путь развития детей и для того, чтобы сделать обучение научным, качественным и творческим – необходимо включить исследовательскую деятельность в образовательный процесс каждой школы нашего города.