Савчук Владимир Павлович
Технологиясоставления бюджета предприятия демонстрируется с помощью очень простогопримера, который описывает соотношения между отдельными показателями внутрибюджетных таблиц и соотношение итоговых показателей отдельных бюджетных таблицкак единого целого бюджета. В качестве упрощающих факторов принята следующаясистема допущений:
бюджетныетаблицы составляются на основе деления года на кварталы,
предприятиепроизводит и продает один вид продукта,
предприятиене является плательщиком налога на добавленную стоимость,
всенепрямые налоги, которые включаются в валовые издержки, автоматическиучитываются в составе тех базовых показателей, исходя из которых ониопределяются (например, заработная плата планируется вместе с начислениями),
налогна прибыль рассчитывается по упрощенной схеме – прибыль оценивается по итогамработы компании за год, а затем равномерно делится на четыре части.
Отметим,что такие упрощения не носят принципиальный характер, а служат исключительноцелям обеспечения простоты и наглядности технологии бюджетирования.
Итак,пусть на предприятии начата подготовка краткосрочного финансового плана наследующий плановый год. В соответствии со сложившейся традицией финансовыйменеджер составляет систему бюджетов на ежеквартальной основе, получив изотдела маркетинга данные о прогнозных объемах сбыта.
Совокупностьсобранной информации представлена ниже. Следует отметить, что исходные данныеобычно представляются по блокам в соответствии со списком бюджетов, которыеразрабатываются финансовым менеджером предприятия.
Вкачестве первого блока исходных данных используется прогноз объемов продаж ицен: Прогноз сбыта и цен Квартал 1 Квартал 2 Квартал 3 Квартал 4 Ожидаемый объем 10,000 30,000 40,000 20,000 Ожидаемая цена единицы продукции (грн.) 20.00 20.00 20.00 20.00
Доляоплаты деньгами в данном квартале составляет 70% от объема выручки, оставшиеся30% оплачиваются в следующем квартале. Планируемый остаток запасов готовойпродукции на конец планового периода (квартала) составляет 20% от объема продажбудущего периода. Запасы готовой продукции на конец года планируются в объеме3,000 единиц продукции. Требуемый объем материала на единицу продукциисоставляет 5 кг, причем цена одного килограммы сырья оценивается на уровне 60коп. Остаток сырья на конец каждого квартала планируется в объеме 10% отпотребности будущего периода. Оценка необходимого запаса материала на конецгода составляет 7,500 кг. Оплата поставщику за сырье производится на следующихусловиях: доля оплаты за материалы, приобретенные в конкретном квартале,составляет 50% от стоимости приобретенного сырья. На оставшиеся 50% сырьяпоставщик предоставляет отсрочку платежа, которая должна быть погашена вследующем квартале. Оплата прямого труда производится на следующих условиях:затраты труда основного персонала на единицу продукции составляют 0.8 часа.Стоимость одного часа вместе с начислениями составляет 7.50 грн.
Накладныеиздержки представлены переменной и постоянной частями в отдельности.Планирование переменных издержек производится исходя из норматива 2 грн. на 1час работы основного персонала. Постоянные накладные издержки оценены на уровне60,600 грн. за квартал, причем из них на амортизацию приходится 15,000 грн.
Величиназатрат на реализацию и управление также планируется в виде двух частей –переменной и постоянной. Норматив переменной части составляет 1.80 грн. наединицу проданного товара. Планируемые объемы постоянных административных иуправленческих затрат приведены ниже: Квартал 1 Квартал 2 Квартал 3 Квартал 4 Реклама 40,000 40,000 40,000 40,000 Зарплата управляющих 35,000 35,000 35,000 35,000 Страховка 1,900 37,750 Налог на недвижимость 18,150
Предприятиепланирует закупку оборудования на сумму 30,000 грн. в первом квартале и 20,000грн. – во втором квартале.
Планируемаяк выплате сумма дивидендов составляет 40,000 в год, равномерно распределенныепо кварталам. Предприятие имеет возможность брать банковскую ссуду под 10%годовых. Причем выплата процентов производится одновременно с частичнымпогашением основной суммы долга при начислении процента только на погашаемуючасть ссуды.
Дополнительнопримем, что ставка налога на прибыль составляет 30%.
Состояниеактивов и пассивов предприятия на начало планового периода представлено в видебаланса (см. табл. 19).
Табл.19. Начальный баланс предприятия Активы: Оборотные активы: Денежные средства 42,500 Счета дебиторов 90,000 Запасы сырья 4,200 7,000 кг Запасы готовой продукции 26,000 2000 штук Всего оборотные активы 162,700 Основные средства Земля 80,000 Сооружения и оборудование 700,000 Накопленная амортизация (292,000) Сооружения и оборудования нетто 408,000 Итого активы 650,700 Обязательства: Текущие обязательства Счета к оплате 25,800 Акционерный капитал: Обыкновенные акции, без номинала 175,000 Нераспределенная прибыль 449,900 Всего акционерный капитал 624,900 Итого обязательства и капитал 650,700 Проверка баланса OK
Наосновании приведенных данных необходимо построить систему бюджетов предприятия.Рассчитываемая система бюджетов включает:
1.Бюджет продаж.
2.План производства продукции (компания производит единственный продукт).
3.Бюджет затрат на основные материалы.
4.Бюджет затрат на оплату труда основного персонала.
5.Бюджет накладных затрат.
6.Бюджет себестоимости
7.Бюджет административных и маркетинговых затрат.
8.Плановый отчет о прибыли.
9.Бюджет денежных средств.
10.Плановый баланс.
Бюджетпродаж с графиком получения денег от потребителя. Данный бюджет составляется сиспользованием прогноза продаж, цен на готовую продукцию и коэффициентовинкассации. Для рассматриваемого примера бюджет продаж представлен в табл. 20.
Табл.20. Бюджет продаж предприятия и график поступления денег (грн.) Квартал 1 Квартал 2 Квартал 3 Квартал 4 За год Ожидаемый объем (шт.) 10,000 30,000 40,000 20,000 100,000 Ожидаемая цена единицы продукции 20.00 20.00 20.00 20.00 Выручка за реализованную продукцию 200,000 600,000 800,000 400,000 2,000,000 График поступления денежных средств Счета дебиторов на начало года 90,000 90,000 Приток денег от продаж 1 кв. 140,000 60,000 200,000 Приток денег от продаж 2 кв. 420,000 180,000 600,000 Приток денег от продаж 3 кв. 560,000 240,000 800,000 Приток денег от продаж 4 кв. 280,000 280,000 Итого поступление денег 230,000 480,000 740,000 520,000 1,970,000
Первыедве строки табл. 20 просто переписываются из исходных данных. Строка выручкаполучается перемножением объема реализации на цену. При составлении графикапоступления денег учитывается, что выручка от продаж текущего периода приходитв виде денег только на 70%, оставшаяся часть поступает в следующем периоде.
Впервом периоде предприятие планирует получить деньги по счетам дебиторов вразмере 90,000 грн. Это значение берется из начального баланса предприятия.Дополнительно, в первом периоде предприятие получает деньгами 70% выручкипервого периода в объеме 200,000 грн., что составляет 140,000 грн. В итоге,ожидаемая сумма поступлений в первом периоде составляет 230,000 грн. Во второмпериоде предприятие ожидает получить 30% от выручки первого квартала и 70%процентов от выручки второго периода. В сумме это составляет 480,000 грн.Аналогичным образом рассчитываются все остальные показатели бюджета. Всоответствии с этим бюджетом предприятие не получит в плановом году 30% выручкичетвертого квартала, что составляет 120,000 грн. Эта сумма будет зафиксированав итоговом прогнозном балансе предприятия на конец года.
Планпроизводства продукции составляется исходя из бюджета продаж с учетомнеобходимой для предприятия динамики остатков готовой продукции на складе. Планпроизводства помещен в табл. 21. Рассмотрим план производства на первый период.Предприятие планирует продать 10,000 единиц продукции. Для обеспечениябесперебойного снабжения готовой продукцией предприятие планирует остатокпродукции на конец первого периода в объеме 20% от объема реализации второгопериода (см. исходные данные), что составляет 6,000 штук. Таким образом,требуемый объем продукции составляет 16,000 штук. Но на начало первого периодана складе имеется 2,000 единиц готовой продукции. Следовательно, объемпроизводства первого периода должен составить 16,000 – 2,000 = 14,000 изделий.
Табл.21. План производства продукции Квартал 1 Квартал 2 Квартал 3 Квартал 4 За год Ожидаемый объем продаж (шт.) 10,000 30,000 40,000 20,000 100,000 Запасы на конец квартала (шт.) 6,000 8,000 4,000 3,000 3,000 Требуемый объем продукции (шт.) 16,000 38,000 44,000 23,000 103,000 Минус запасы на начало периода (шт.) 2,000 6,000 8,000 4,000 2,000 Объем производства продукции (шт.) 14,000 32,000 36,000 19,000 101,000
Аналогичнымобразом рассчитываются все остальные показатели производственного плана.Необходимо лишь подчеркнуть, что планируемые запасы на конец первого периода являютсяпланируемыми запасами начала второго периода. Что касается суммы запасов наконец последнего периода (они же на конец года), то это число прогнозируетсяиндивидуальным образом и обосновывается при составлении блока исходных данныхвсего процесса бюджетирования.
Бюджетзатрат на основные материалы с графиком выплат состоит из двух частей: расчетаобъемов потребного для производства сырья (план приобретения сырья) и графикаоплаты этих покупок. Данный бюджет представлен в табл. 22.
Табл.22. Бюджет затрат на основные материалы с графиком выплат Квартал 1 Квартал 2 Квартал 3 Квартал 4 За год Объем производства продукции (шт.) 14,000 32,000 36,000 19,000 101,000 Требуемый объем сырья на ед. прод. (кг) 5 5 5 5 5 Требуемый объем сырья за период (кг) 70,000 160,000 180,000 95,000 505,000 Запасы сырья на конец периода (кг) 16,000 18,000 9,500 7,500 7,500 Общая потребность в материалах (кг) 86,000 178,000 189,500 102,500 512,500 Запасы сырья на начало периода (кг) 7,000 16,000 18,000 9,500 7,000 Закупки материалов (кг) 79,000 162,000 171,500 93,000 505,500 Стоимость закупок материалов (грн.) 47,400 97,200 102,900 55,800 303,300 График денежных выплат Счета кредиторов на начало года (грн.) 25,800 25,800 Оплата за материалы 1 квартала (грн.) 23,700 23,700 47,400 Оплата за материалы 2 квартала (грн.) 48,600 48,600 97,200 Оплата за материалы 3 квартала (грн.) 51,450 51,450 102,900 Оплата за материалы 4 квартала (грн.) 27,900 27,900 Платежи всего (грн.) 49,500 72,300 100,050 79,350 301,200
Данныйбюджет базируется на производственном плане, а не на плане продаж. Используянорматив потребления сырья на единицу продукции (5 кг.), оцениваетсяпланируемый объем сырья для производства продукции данного периода. Дляобеспечения бесперебойной поставки сырья в производство, финансовый менеджерпланирует запас сырья на конец периода в размере 10% от потребности в сырьеследующего периода. Для первого квартала это значение составляет160,000х10%=16,000. Зная потребный объем сырья для выполнения плана первогоквартала 70,000 кг., оцениваем общий потребный объем сырья: 70,000 + 16,000 =86,000 кг. Но на начало первого квартала на складе имеется 7,000 кг. сырья.Следовательно, закупить следует 86,000 – 7,000 = 79,000 кг. сырья. Поскольку 1кг. сырья стоит 60 коп., общая сумма затрат, связанная с приобретением сырьясоставляет 47,400 грн. Аналогичным образом рассчитываются плановые издержки насырье для всех остальных периодов. Заметим только, что планируемый объемзапасов сырья на конец последнего периода оценивается индивидуально, а не всоставе общей процедуры. В нашем случае – это 7,500 кг., приведенные в составеблока исходных данных.
Расчетграфика выплат производится аналогично графику получения денег. В первомквартале предприятие планирует погасить кредиторскую задолженность, имевшуюместо на начало года (см. начальный баланс), которая составляет 25,800 грн. Всоответствии с договоренностью с поставщиком сырья (см. блок исходных данных)предприятие должно оплатить за поставки сырья первого квартала 50% стоимостизакупок, что составляет 23,700 грн. В итоге, в первом квартале планируетсязаплатить 49,500 грн. Во втором квартале предприятие планирует погаситьзадолженность по закупке сырья в первом квартале и уплатить 50% стоимостисырья, приобретенного во втором квартале и т.д. При планировании четвертогоквартала мы предполагаем кредиторскую задолженность на конец года в объеме 50%от стоимости сырья, планируемого к закупке в четвертом квартале. Эта суммасоставляет 27,900 грн. и помещается в итоговом балансе предприятия в статьекредиторская задолженность.
Бюджетзатрат на оплату труда основного персонала составляется исходя из принятой напредприятии системы оплаты. Как бы сложна ни была система оплаты, ее плановыйрасчет всегда можно формализовать в виде соответствующих таблиц. В настоящемпримере используется простейшая сдельно-повременная система оплаты. Всоответствии с этой системой имеется норматив затрат прямого труда на единицуготовой продукции, который составляет 0.8 часа. Один час затрат прямого трудаоплачивается исходя из норматива 7.5 грн. за час. В итоге, планируется бюджетвремени и денежных затрат на оплату прямого труда, который представлен в табл.23.
Втом случае, когда бюджетирование проводится на более детальном временномбазисе, например, каждый месяц, суммы денег, которые учтены как издержки(начислены) и суммы денег, которые будут уплачены, не обязательно совпадают. Вчастности, если оплата труда производится, например, 10 числа каждого месяца,то сумма заработной платы, которая начисляется в феврале, будет запланирована квыплате в марте.
Табл.23. Бюджет затрат прямого труда Квартал 1 Квартал 2 Квартал 3 Квартал 4 За год Объем производства продукции (шт.) 14,000 32,000 36,000 19,000 101,000 Затраты труда основного персонала (час) 0.8 0.8 0.8 0.8 0.8 Итого затраты труда персонала (час) 11,200 25,600 28,800 15,200 80,800 Стоимость одного часа (грн./час) 7.50 7.50 7.50 7.50 7.50 Оплата основного персонала (грн.) 84,000 192,000 216,000 114,000 606,000
Бюджетпроизводственных накладных затрат составляется с использованием агрегированныхфинансовых показателей. Дело в том, что состав накладных издержек зачастуювелик, и производить планирование накладных издержек по элементам затрат естьнеоправданно большой аналитический труд. Поэтому все накладные издержкипредварительно делятся на переменные и постоянные, и планирование переменныхнакладных издержек осуществляется в соответствии с плановым значениемсоответствующего базового показателя. В рассматриваемом примере в качествебазового показателя использован объем затрат прямого труда. В процессепредварительного анализа установлен норматив затрат прямого труда — 2 грн. на 1час работы основного персонала. Это предопределяет состав показателей в таблицебюджета накладных затрат, представленных в табл. 24.
Табл.24 Бюджет производственных накладных издержек (грн.) Квартал 1 Квартал 2 Квартал 3 Квартал 4 За год Затраты труда основного персонала (час) 11,200 25,600 28,800 15,200 80,800 Норматив переменных накладных затрат 2.00 2.00 2.00 2.00 2.00 Переменные накладные затраты 22,400 51,200 57,600 30,400 161,600 Постоянные накладные затраты 60,600 60,600 60,600 60,600 242,400 Итого накладных затрат 83,000 111,800 118,200 91,000 404,000 Амортизация 15,000 15,000 15,000 15,000 60,000 Оплата накладных затрат 68,000 96,800 103,200 76,000 344,000
Исходяиз планируемого объема затрат прямого труда и норматива переменных накладныхзатрат планируются суммарные переменные накладные издержки. Так, в первомквартале при плане прямого труда 11,200 часов при нормативе 2 грн./час суммапеременных накладных затрат составит 22,400 грн. Постоянные издержки в соответствиис исходными данными составляют 60,600 грн. в месяц. Таким образом, сумманакладных издержек в первом квартале составит по плану 83,000 тыс. грн.Планируя денежную оплату за накладные издержки, из общей суммы накладныхиздержек следует вычесть величину амортизационных отчислений, которые неявляются денежным видом издержек, т.е. за амортизацию предприятие никому неплатит.
Оценкасебестоимости продукции необходима для составления отчета о прибыли и оценкивеличины запасов готовой продукции на складе на конец планового периода.Себестоимость складывается из трех компонент: прямые материалы, прямой труд ипроизводственные накладные издержки. Расчет себестоимости для рассматриваемогопримера продемонстрирован в табл. 25.
Табл.25. Расчет себестоимости единицы продукции Статьи Количество Затраты Всего Затраты на единицу продукции: основные материалы (кг) 5 0.60 3.00 затраты прямого труда 0.8 7.50 6.00 накладные затраты 0.8 5.00 4.00 Себестоимость единицы продукции 13.00
Первыедве компоненты себестоимости определяются с помощью прямого расчета. Вчастности, если на единицу продукции приходится 5 кг. сырья по цене 60 коп. заодин килограмм, то компонента прямых материалов в себестоимости единицыпродукции составляет 3 грн. Для оценки величины накладных издержек всебестоимости единицы продукции следует сначала “привязаться” к какому-либобазовому показателю, а затем рассчитать эту компоненту себестоимости. Посколькупеременные накладные издержки нормировались с помощью затрат прямого труда,суммарные накладные издержки также будем “привязывать” к затратам прямоготруда. Необходимо оценить полные, а не только переменные, накладные издержки.Для этого сопоставим общую сумму накладных издержек за год (она была рассчитанав табл. 2 и составляет 404,000 грн.) с общей суммой трудозатрат (80,800, какэто следует из табл. 23). Нетрудно установить, что на один час прямого трудаприходится 404,000/80,800 = 5 грн. накладных затрат. А поскольку на единицупродукции тратится 0.8 часа, стоимость накладных затрат в единице продукциисоставляет 5х0.8=4.0 грн., что и отмечено в табл. 25.
Суммарноезначение себестоимости единицы продукции составило по расчету 13 грн. Теперьнесложно оценить величину запасов готовой продукции в конечном балансепредприятия. Поскольку финансовый менеджер запланировал 3,000 остатков готовойпродукции на конец года, в балансе предприятия на конец года в статьетоварно-материальные запасы готовой продукции будет запланировано 39,000 грн.
Бюджетадминистративных и маркетинговых затрат. Данный бюджет составляется с помощьютакого же подхода, что и бюджет производственных накладных издержек. Всеиздержки разделяются на переменные и постоянные. Для планирования переменныхиздержек в качестве базового показателя используется объем проданных товаров, ане затраты прямого труда, как это было ранее. Норматив переменных затратсоставляет 1.80 грн. на единицу проданных товаров. Постоянные накладные затратыпереносятся в бюджет буквально так, как они представлены в исходных данных.Окончательный вид бюджета содержится в табл. 26.
Табл.26. Бюджет административных и маркетинговых издержек Квартал 1 Квартал 2 Квартал 3 Квартал 4 За год Ожидаемый объем продаж (шт.) 10,000 30,000 40,000 20,000 100,000 Переменные на единицу продукции (грн.) 1.80 1.80 1.80 1.80 1.80 Планируемые переменные затраты (грн.) 18,000 54,000 72,000 36,000 180,000 Планируемые постоянные затраты Реклама (грн.) 40,000 40,000 40,000 40,000 160,000 Зарплата управляющих (грн.) 35,000 35,000 35,000 35,000 140,000 Страховка (грн.) – 1,900 37,750 – 39,650 Налог на недвижимость (грн.) – – – 18,150 18,150 Итого постоянных затрат (грн.) 75,000 76,900 112,750 93,150 357,800 Всего планируемые затраты (грн.) 93,000 130,900 184,750 129,150 537,800
Вметодическом смысле данный бюджет не вызывает проблем. Сложнее всего обосноватьконкретные суммы затрат на рекламу, зарплату менеджмента и т.п. Здесь возможныпротиворечия, так как обычно каждое функциональное подразделение стараетсяобосновать максимум средств в бюджете. В то же время, бюджет всего может “невыдержать”, говорят “бюджет не резиновый”. Методическая проблема состоит в том,как оценить результат бюджета для различных вариантов объемов финансированиявсех функциональных подразделений предприятия. Здесь на помощь приходитсценарный анализ, который, исповедуя по существу идеологию гибкогопланирования, рассматривает возможные варианты бюджета для различныхсоставляющих финансирования. Из всех вариантов выбирается тот, который наиболееприемлем исходя из стратегии руководства предприятия.
Плановыйотчет о прибыли. Ранее отмечались два базиса планирования предприятия:ресурсный базис и денежный базис. В рамках ресурсного базиса происходитпланирование прибыли предприятия, наличие которой является необходимым условиемспособности предприятия генерировать деньги. Отчет о прибыли вставлен в общуюсистему именно для целей проверки этого необходимого условия. Помимо этого, вотчете о прибыли оценивается величина налога на прибыль, которая затемиспользуется в составе отчета о движении денег. Отчет о прибыли длярассматриваемого примера помещен в табл. 27.
Вэтом отчете выручка от реализации получается путем умножения общего объемапродаж за год (100,000 единиц продукции) на цену единицы продукции.Себестоимость реализованной продукции определяется путем умножения рассчитаннойв табл. 25 себестоимости единицы продукции на суммарный объем проданнойпродукции. Общие и маркетинговые затраты были рассчитаны в табл. 26.
Табл.27. Плановый отчет о прибыли (без дополнительного финансирования) Выручка от реализации продукции 2,000,000 Себестоимость реализованной продукции 1,300,000 Валовая прибыль 700,000 Общие и маркетинговые затраты 537,800 Прибыль до процентов и налога на прибыль 162,200 Проценты за кредит – Прибыль до выплаты налогов 162,200 Налог на прибыль 48,660 Чистая прибыль 113,540
Вданном отчете о прибыли величина процентов за кредит принята равной нулю. Этосправедливо, так как в процессе предшествующего бюджетирования вопросыкредитования предприятия не рассматривались. Потребность в дополнительномфинансировании должна обнаружиться при составлении отчета о денежных средствах.В этом смысле вариант планового отчета о прибыли, помещенный в табл. 27, следуетсчитать предварительным, так как в процессе бюджетирования денег, возможно,обнаружится потребность взять банковскую ссуду, и тогда величина чистой прибылиуменьшится.
Бюджетденежных средств является итоговым и наиболее важным во всей схеме бюджетирования.В нем собираются вместе итоговые числовые финансовые показатели каждогочастного бюджета. Бюджет денежных средств отражает все “хорошие и плохиеновости” предприятия. Хорошие новости – это поступления денег, плохие – уплатыденег. Итог есть денежное сальдо, которое может быть положительным иотрицательным. В табл. 28 приведен бюджет денежных средств для рассматриваемогопримера. Читателю предоставляется возможность проследить и проверить, какданные каждого отдельного бюджета попадают в итоговый бюджет денежных средств.
Отметимряд особенностей данного бюджета. Это, во-первых, упрощенный характер схемыуплаты налога на прибыль, принятый в данном примере. Величина налога наприбыль, определенная в рамках планового отчета о прибыли, делятся на четыреравные части, каждая часть учитывается в бюджете денежных средств каждогоквартала. Усложнить эту схему и сделать ее адекватной реальному состоянию делне представляется сложным. Этот вопрос рассматривается в рамках анализа деловойситуации. Во-вторых, заявленный в общей процедуре бюджетирования инвестиционныйбюджет, представлен в табл. 28 одной строкой затрат на покупку оборудования.
28.Бюджет денежных средств (без дополнительного финансирования) Квартал 1 Квартал 2 Квартал 3 Квартал 4 За год Денежные средства на начало периода 42,500 (74,165) (128,330) (14,495) 42,500 Поступление денежных средств от потребителей 230,000 480,000 740,000 520,000 1,970,000 Денежные средства в распоряжении 272,500 405,835 611,670 505,505 2,012,500 Расходование денежных средств на основные материалы 49,500 72,300 100,050 79,350 301,200 на оплату труда основного персонала 84,000 192,000 216,000 114,000 606,000 производственные накладные затраты 68,000 96,800 103,200 76,000 344,000 затраты на сбыт и управление 93,000 130,900 184,750 129,150 537,800 налог на прибыль 12,165 12,165 12,165 12,165 48,660 покупка оборудования 30,000 20,000 – – 50,000 дивиденды 10,000 10,000 10,000 10,000 40,000 Всего денежных выплат 346,665 534,165 626,165 420,665 1,927,660 Избыток (дефицит) денег (74,165) (128,330) (14,495) 84,840 84,840
Каквидно из анализа данных табл. 28, полученный бюджет является дефицитным. Такимобразом, необходимо предусмотреть дополнительные источники финансирования,которые в рамках рассматриваемого примера сводятся к банковскому кредитованию.Технологически, в таблицу бюджета вводится дополнительный блок –“финансирование”, в котором финансовый менеджер должен предусмотреть получениекредита и его возврат, а также выплату банку процентного вознаграждения. Втабл. 29 приведен бюджет денежных средств, предусматривающий дополнительноефинансирование.
Работафинансового менеджера по обоснованию суммы кредитования предусматривает подборданных в блоке “финансирование” так, чтобы реализовать принцип разумногоизбытка денежных средств, т.е. планировать денежный счет на некоторомдопустимом уровне, который в рамках рассматриваемого примера не должен бытьниже 30,000 грн. Особенностью этой работы является необходимость обеспечитьсогласование данных бюджета денежных средств с плановым отчетом о прибыли. Этанеобходимость связана с тем, что сумма процентных платежей оценивается вбюджете денежных средств и подставляется в отчет о прибыли. В то же время,сумма налоговых платежей оценивается в отчете о прибыли и подставляется вбюджет денежных средств. Такой подбор “вручную” сделать затруднительно, иследует воспользоваться заранее разработанным программным средством.
Втабл. 29 и 30 приведены согласованные плановый отчет о прибыли и бюджетденежных средств, как результат работы финансового менеджера по подборубюджетных показателей.
Табл.29. Плановый отчет о прибыли (окончательный вариант) Выручка от реализации продукции 2,000,000 Себестоимость реализованной продукции 1,300,000 Валовая прибыль 700,000 Общие и маркетинговые затраты 537,800 Прибыль до процентов и налога на прибыль 162,200 Проценты за кредит 12,250 Прибыль до выплаты налогов 149,950 Налог на прибыль 44,985 Чистая прибыль 104,965
30.Бюджет денежных средств (окончательный вариант) /> Квартал 1 Квартал 2 Квартал 3 Квартал 4 За год Денежные средства на начало периода 42,500 36,754 33,508 40,761 42,500 Поступление денежных средств от потребителей 230,000 480,000 740,000 520,000 1,970,000 Денежные средства в распоряжении 272,500 516,754 773,508 560,761 2,012,500 /> Расходование денежных средств на основные материалы 49,500 72,300 100,050 79,350 301,200 на оплату труда основного персонала 84,000 192,000 216,000 114,000 606,000 производственные накладные затраты 68,000 96,800 103,200 76,000 344,000 затраты на сбыт и управление 93,000 130,900 184,750 129,150 537,800 налог на прибыль 11,246 11,246 11,246 11,246 44,985 покупка оборудования 30,000 20,000 – – 50,000 дивиденды 10,000 10,000 10,000 10,000 40,000 Всего денежных выплат 345,746 533,246 625,246 419,746 1,923,985 Избыток (дефицит) денег (73,246) (16,493) 148,261 141,015 88,515 /> Финансирование: Получение ссуды 110,000 50,000 160,000 Погашение ссуды (100,000) (60,000) (160,000) Выплата процентов (7,500) (4,750) (12,250) Итого, денежный поток 110,000 50,000 (107,500) (64,750) (12,250) Денежные средства на конец периода 36,754 33,508 40,761 76,265 76,265
Завершаетсистему бюджетов плановый баланс предприятия. Он представляет собой описаниясостояния активов и пассивов компании на конец планового периода. Табл. 31иллюстрирует плановый баланс предприятия.
Табл.31. Баланс предприятия на начало и конец планового периода Активы: 1 января 31 декабря Оборотные активы: /> /> Денежные средства 42,500 76,265 Счета дебиторов 90,000 120,000 Запасы сырья 4,200 4,500 Запасы готовой продукции 26,000 39,000 Всего оборотные активы 162,700 239,765 Основные средства /> /> Земля 80,000 80,000 Сооружения и оборудование 700,000 750,000 Накопленная амортизация (292,000) (352,000) Сооружения и оборудования нетто 408,000 398,000 Итого активы 650,700 717,765 /> /> /> Обязательства: /> /> Текущие обязательства /> /> Счета к оплате 25,800 27,900 Банковский кредит /> – Акционерный капитал: /> /> Обыкновенные акции, без номинала 175,000 175,000 Нераспределенная прибыль 449,900 514,865 Всего акционерный капитал 624,900 689,865 Итого обязательства и капитал 650,700 717,765 Проверка баланса OK OK
Опишемформирование каждой статьи баланса. Статья денежные средства берется в видеитогового значения бюджета денежных средств. Дебиторская задолженностьопределяется как 30% выручки четвертого квартала, на которую предприятиепланирует предоставить отсрочку платежа. Запасы сырья определяются как величинаостатков сырья из табл. 22 в размере 7,500 кг. по цене сырья 0.60 грн, чтосоставляет 4,500 грн. Запасы готовой продукции определяются как произведениеостатков готовой продукции на конец года (см. табл. 21) на себестоимостьготовой продукции: 3,000х13=39,000 грн. Статья “сооружения и оборудование”рассчитывается путем прибавления к начальному значению этой статьи суммызакупок оборудования. Амортизация в соответствии с исходными данными составляет15,000 в квартал, т.е. 60,000 в год. Это значение следует добавить кнакопленной амортизации на начало периода.
Величинакредиторской задолженности получается в виде 50% от стоимости закупокчетвертого квартала, которая рассчитана в бюджете 22. Наконец, сумманераспределенной прибыли на конец года получается с помощью следующей формулы:
Нераспределеннаяприбыль на начало года + Чистая прибыль за год – Выплаченные дивиденды.
Отметим,что сумма активов и пассивов баланса совпадает, что является подтверждениемправильности составления бюджета. Для специалиста, который составляет бюджетпервый раз, и этот бюджет оказывается достаточно сложным (несколько видовпродукции, сложная структура затрат), факт совпадения сумма активов и пассивоввыглядит как “финансовое чудо”, хотя это чудо является результатомиспользования системы двойной записи, принятой в бухгалтерии.
Отметимтакже тот факт, что в рассматриваемом случае предприятие планирует закончитьгод без финансовых долгов. Это условие вовсе не является обязательным.Предприятие может закончить год с частично не погашенным банковским кредитом, итогда в статье баланса “банковский кредит” появится некоторое значение, которое“не разбалансирует” баланс.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.cfin.ru/