Тема дороги в творчестве русских писателей и поэтов XIX века

РЕФЕРАТ
«Темадороги в творчестве русских писателей и поэтов XIX века»
г. Сердобск2007г.

Тема дороги, путешествия,являющейся неотъемлемой частью жизни каждого человека имеет большое значение влитературных произведениях занимает важное место в творчестве русских писателейXIX века.
О пути России и русскогонарода размышляли поэты, и прозаики. Ведь им самим, в силу жизненныхобстоятельств, приходилось много времени проводить в разъездах по всейРоссии-матушке. Впечатления об этих поездках и легли в основу многих произведений.
Мотив дороги помогаетлучше раскрыть внутренний мир героя, ведь именно дорога помогает ему размышлятьо смысле жизни, строить планы на будущее, заставляет почувствовать красотуокружающего пейзажа, познать что-то новое, неизведанное.
Слово дорога, путьмногозначны: они могут обозначать не только отрезок пространства междукакими-либо пунктами, но и этапы жизни как отдельного человека, так и целойнации.
Тема дороги в русскойлитературе обширна, многогранна и глубока. Она отчётливо видна уже в ряде произведенийдревнерусской литературы: тогда (после встречи с Всеволодом) вступилИгорь-князь в золотое стремя (вступил в поход) и поехал по чистому полю «наземлю половецкую», желая отомстить кочевникам за обиды, нанесённыерусскому народу, и «зачерпнуть шеломом Дону», отправляется князьНовгород — Северский Игорь
Святославович со своейдружиной, войны которой ” родились под трубами, росли под шеломами,выросли как войны”, то есть привыкли к битвам и кочевой жизни; далее авторописывает, как половцы непреложенными дорогами (дорогами, заранее, как обычноперед походами, не «потребелёнными», то есть в крайней спешке)побежали к дону великому (навстречу войску Игоря); кричат телеги (их в полночь,словно лебеди распущенные. (А) Игорь ведёт к дому войнов (несмотря на вседурные предвестия)! В путь на битву с ханом Мамаем ведёт войско князьМосковский Дмитрий Иванович. («Задонщина»); далёкому, полномутрудностей путешествию в чужие края тверского купца Афанасия Никитина посвященаавтобиографическая рукопись, которая так и называется «Хождение (илипо-русски хожение) за три моря»; полон лишений и страданий тяжкий путь изМосквы в Сибирь мученика протопопа Аввакума и его семьи (Житие протопопаАввакума, им самим написанное).
В русской литератур концаXVIII века тема дороги прослеживается дажев названиях некоторых произведений. Отметим, что писатели – сентименталисты(сентиментализм получил развитие в России именно в это время) нередкоиспользовали жанр художественных произведений, как путешествие: впечатления опосещении Германии, Швейцарии, Франции и Англии легли в основу книга Н.М.Карамзина «Письма русского путешественника», а дорога из Петербурга вМоскву потрясла увиденным А.Н. Радищева. Что в итоге привело к созданию егосамой известной книги – «Путешествие из Петербурга в Москву».
Полистаем страницы «Путешествия».Что оно собой представляет? Это собрание из 26 глав и посвящения А.М. Кутузову. 24 из 26 глав носят название почтовых станций: «Стория», «Тосна»,«Любани», «Чудово» и другие. Первая глава называется «Выезд»,а последняя, двадцатая – «Слово о Ломоносове»: Что внешне объединяетвсю книгу? Как названия глав соотносится с её заголовком? Читаю в словаре: «Путешествие– это жанр, в основе которого лежит сообщение путешественником (очевидцем)достоверных сведений о каких-либо странах, землях, народах в форме заметок,записок, дневников, очерков. Загляни в главу „Выезд“. Её тема –прощание с друзьями, начало пути, сон и пробуждение от рытвины на дороге,остановка на первой станции. Следующая глава „Софья“. В нейрассказывается о ночном споре путешественника с почтовым комиссаром и опять одороге. В главе „Тосна“ он пишет: „Поехавши из Петербурга, явоображал себе, что дорога была наилучшая. Таковою её почитали все те, которыеездили по ней вслед государя. Такова она была действительно, но на малое время.Земля, насыпанная на дроге, сделав её гладкою в сухое время, дождямиразжиженная, произвела великую грязь среди лета и сделала её непроходимою“.Все главы объединены сюжетом путешествия, образом „чувствительного“ путешественника,идеей политической борьбы с самодержавием крепостничеством.
Мотив путешествияхарактерен и для произведения А.С.Грибоедова „Горе от ума“. Вспомним,как возмутил спокойствие фамусовской Москвы приезд из-за границы Чацкого,который „три года не писал двух слов и грянул вдруг, как с облаков“.Не пробыв и суток в Москве, герой вынужден новь уехать из старой столицы сословами „бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, где оскорблённому естьчувству уголок…“. Моё знакомство с главным героем пушкинского романа „ЕвгенийОнегин“ происходит именно тогда, когда „Молодой повеса“, летит „впыли на почтовых“ в деревню к умирающему дяде. „Забав и роскоши дитя“бежит от высшего света в деревню, а через некоторое время, пересытившисьпомещичьей жизнью и испытывая угрызения совести от печального финала дуэли сЛенским, Онегин вновь отправляется в дорогу.
Значительно шире темадороги раскрывается в романе М.Ю.Лермонтова „Герой нашего времени“.Лермонтовский герой Григорий Александрович Печорин едет на перекладных изТифлиса через Кайшаурскую долину по дороге, „по обеим сторонам которойторчали голые, чёрные камни; кой-где из-под снега выглядывали кустарники, но ниодин сухой листок нее шевелился, и весело было слышать среди этого мёртвого снаприроды фырканье усталой, почтовой тройки и нервное побрякивание русскогоколокольчика“.
Опасность горных дрог, ихнепредсказуемость автор неоднократно описывает в главе „Бэла“.Путники с трудом передвигались, „лошади падали; налево зияла глубокаярасселина“, „снег проваливался под ногами“. Каменистые,извилистые, они то пересекались неглубокими оврагами, то быстрыми шумнымиручейками. Печорин, метко названный В.Г.Белинским „младшим братом Онегина“,не только путешествует), судьба заносит этого аристократа то в Петербург, то вКисловодск, то в казачью станицу, то в „скверный городишко“ Тамань,то даже в Персию), но и умирает в дороге, „Возвращаясь из Персии“.
Вот Печорин возвращаетсяпо пустынной дороге домой в главе „Фаталист“. Какие же думы одолеваютум его?
В напрасной борьбе истощился,и жар души, и постоянство воли, необходимое для действительной жизни; явступился в эту жизнь, пережив её уже мысленно, и мне стало скучно и гадко, кактому, кто читает дурное подражание давно уже известной книге.
И эти горькие признанияПечорина звучат не один раз! Он называет своё поколение „жалкими потомками“,не способными к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже длясобственного счастья. Чувство тоски, одиночества – постоянные спутники егожизни.
В главе „Тамань“Печорин сравнивает себя с матросом, рождённым на палубе разбойничьего брига. Онскучает. Целыми днями он ходит по прибрежному песку, вслушивается в рокотнабегающих волн и всматривается вдаль. Чего же он ждёт? Чего ищут его глаза? …Не мелькнёт ли… желанный парус, ровным бегом, приближающийся к пустыннойпристани…
Но для Печорина эта мечтане сбылась: не появился парус и не умчал его в другую жизнь, другим берегам.
Скучающим он нарисован вглаве „Бэла“, и только когда путешественники поднялись на вершинуГуд-горы, герой очарован серебряными нитями рек, он как ребёнок наблюдает заскользящим по воде голубоватым туманом, румяным блеском, которым весело горятснега на гребнях гор. Когда Печорин едет на место глава „Княжна Мэри“,его охватывает перед лицом опасности жажда жизни, любовь к природе. Но вот онедет обратно. Солнце казалось ему тусклым, на сердце был камень. Таким тяжёлымбыло его состояние.
Бездомность,неприкаянность Печорина и бессмысленная смерть „где-то на пути в Персию“- вот тот духовный крах, к которому автор приводит своего героя, ибо не даночеловеку права судить себя по иным законам кроме общечеловеческих законов, ибопуть двойной нравственности и морали, путь вседозволенности бесплоден, это путьк духовному опустошению, духовной смерти.
В поэме Н.В. Гоголя „Мертвыедуши“ образ дороги возникает с первых строк; можно сказать, что он стоит уеё начала. „В ворота гостиницы губернского города NN въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка…“и т.д. Образом дороги поэма и завершается; дорога – буквально одно из последнихслов текста: Русь, куда ж несёшься ты, дай ответ?.. Летит мимо всё, что ниесть на земли, и косясь постораниваются и дают ей дорогу другие народы игосударства».
Но какое огромно различиемежду первым и последним образом дороги! В начале поэмы это дорога одногоопределённого персонажа – Павла Ивановича Чичикова. В конце – это дорога целогогосударства, России, и даже больше, дорога всего человечества, на которойРоссия обгоняет «другие народы».
В начале поэмы – этовполне конкретная дорога, по которой тащится вполне конкретная бричка, схозяином и двумя его крепостными, кучером Селифаном и лакеем Петрушкой, запряжённая лошадьми,которых мы также представляем себе вполне конкретно: и коренного гнедого, иобоих пристяжных коней чубарого и каурого, по прозвищу Заседатель. В конце жепоэмы представить себе дорогу конкретно довольно трудно: это образметаморфический, иносказательный, олицетворяющий постепенный ход всейчеловеческой истории.
Эти два значения, как двекрайние вехи. Между ними располагаются множество других значений – и прямых иметаморфических, образуя сложный и единый гоголевский образ дороги.
Переход одного значения вдругое – конкретного в метаморфическое – чаще всего происходит незаметно. Вототец Чичикова везёт мальчика в город: пегая лошадка, известная у лошадиныхбарышников под именем Сороки, день – другой бредёт по российским весям,въезжает в городскую улицу… отец, определив мальчика в городское училище, «надругой же день выбрался на дорогу» — домой. Чичиков начинает своюсамостоятельную жизнь. “…при всём том трудна была его дорога”, — замечает повествователь. Одно значение образа – вполне конкретное, «вещественное»незаметно сменяется другим, метафорическим (дорога как жизненный путь).
Но порою, такая сменапроисходит подчёркнуто резко, неожиданно. Встречаются и более сложные случаи,когда смена различных образов значений происходит то постепенно, то резко,внезапно.
Чичиков уезжает из городаNN. «И опять по обеим сторонамстолбового пути пошла вновь писать версты, станционные смотрители, колодцы,обозы, серые деревни с самоварами, бабами и бойким бородатым хозяином…пешеход впотёртых лаптях, плетущийся за 800 верст, городишки выстроенные живьем…» ит.д. Потом следует знаменитое обращение автора к Руси:«Русь! Русь! вижу тебя,из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу…»
Переход от конкретного кобщему по-прежнему ещё плавный почти незаметный. Дорога, по которой едетЧичиков, бесконечно удлиняясь, рождает мысль о всей Руси.
Потом этот монолог в своюочередь перебивается другим планом. Чтобы вы почувствовали характер перебива,напомню окончание монолога и те строки, которые в него вклиниваются, егоперебивают.
“…И грозно объемлетменя могучее пространство, страшною силою отразясь во глубине моей;неестественной властью осветились мои очи: у! какая сверкающая, чудная,незнакомая земле даль! Русь!
— Держи, держи, дурак! –кричал Чичиков Селифану.
— Вот я тебя палашом! –кричал скакавший навстречу фельдъегерь с усами в аршин. – Не видишь, леший деритвою душу: казённый экипаж! – И, как признак, исчезнула с громом и пыльютройка.
Какое странное, иманящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога! И как чудна она сама, этадорога: ясный день, осенние листья, холодный воздух… покрепче в дорожнуюшинель, шапку на уши, тесней ми уютней прижмешься к углу!”
Образ дороги у Гоголяприобретает далее метафорический смысл. Он равнозначен жизненному путичеловека. Ведь прожив жизнь человек становится иным. Он расстаётся с мечтами иобольщениями юности, платит за жизненный опыт лучшими своими надеждами.
В одной из сохранившихсяглав второго тома поэмы Чичиков говорит о себе: «Покривил, не спорю,покривил. Что ж делать? Но ведь покривил только тогда, когда увидел, что прямойдорогой не возьмёшь и что косой дорогой больше напрямик.
Прямая дорога… Криваядорога… Это тоже характерно гоголевские понятия. Гоголевский поворот в решенииобраза дороги.
Говорит всё о том же – обусилении этического момента. Ведь „прямая“ или „косая дорога“- это тоже образы метафорические. В одном случае подразумевается „честнаяжизнь“ — по совести, по долгу; в другом – жизнь нечестная, подчинённаякорыстным интересам.
Разумеется, то, чтоЧичиков прибегает к этим понятиям, ещё не свидетельствует о его исправлении. Позамыслу писателя ему ещё предстоял длинный путь – и путь не такой уж „прямой“;ещё много бесчестных поступков предстояло совершить ему. Да и говорит Чичиков опрямой и кривой дорогах пока больше в тоне самооправдания.
Но характерно уже то, чтов сознании героя возникло уже это понятие, вернее, возникло различие двухдорог. Так Гоголь вводит в свой художественный образ важнейшие моральныекоординаты, с помощью которых он будет соотносить действительный и идеальный,желаемый путь персонажа.
В предпоследней главе „Мертвыхдуш“ читаем:
»Много совершилось вмире заблуждений, которых бы, казалось, теперь не сделал и ребёнок. Какиеискривлённые, глухие, узкие, непроходимые, заносящие далеко в сторону дорогиизбирало человечество, стремясь достигнуть вечной истины, тогда как перед нимвесь был открыт прямой путь…
И сколько раз ужнаведённые нисходившим с небес смыслом, они и тут умели отшатнуться и сбиться всторону, умели среди бела дня попасть вновь в непроходимые захолустья, умелинапустить вновь слепой туман друг другу в очи и, влачась вслед за болотнымиогнями, умели – таки добраться до пропасти, чтобы потом с ужасом спросить другдруга: «Где выход, где дорога?». Какая вдохновенная, яркая речь!Какая горькая, едкая ирония! Как она выстрадана писателем – за нею угадываютсямноголетние размышления над книгой истории, выношенный личный опыт.
Более важной темы трудносебе представить, ведь речь идёт об «уклонении истины» не одногочеловека, но всего человечества. И подразумеваются не только ошибки в мышлении,но извращения в исторических судьбах, во всём строе человеческих отношений. Но,с другой стороны, из чего слагалось это общее уклонение от прямой дорогиистории, как не из уклонений конкретных, определённых людей?
Образ дороги бесконечнорасширяет диапазон поэмы – до произведения о судьбе всего народа, всегочеловечества.
Тема дороги раскрываетсяне только в прозе, но и в лирических стихах А.С.Пушкина, Н.А.Некрасова,М.Ю.Лермонтова. Так стихотворение «Бесы» А.С.Пушкин создаёт в 1830году, в один из самых плодотворных периодов своего творчества, названный впоследствии литературоведами Болдинской осенью. В это время дела вынудили поэтауехать из столицы и расстаться на время с юной, горячо любимойкрасавицей-невестой. Что ждёт его на пороге нового этапа жизни? После домашнейнеустроенности, скитаний, одиночества, поэт ищет душевного покоя и семейногосчастья, но в тоже время мрачные предчувствия не оставляют его. Возможно, вовремя таких мучительных раздумий и было создано стихотворение «Бесы»,в котором переданы душевное томление, переживания, испуг едущих «в чистомполе» и заблудившихся в снежной вьюге двух путешественников – лирическогогероя и ямщика. Перед читателем предстаёт страшная, но вполне реальная картина.
Мчатся тучи, вьютсятучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночьмутна.
Но постепенно седоковохватывает тревога («сбились мы,…Что делать нам!»), даже отчаяние,переданное автором с помощью монотонного повторения слов («мчатся тучи,вьются тучи», «мутно небо, ночь мутна», «еду, еду»,2страшно, страшно”, «вьюга злится, вьюга плачет») и целых четверостиший,и реальная зимняя ночь наполняется фантастическими образами из народноймифологии, которую А.С.Пушкин, воспитанный наней-сказательницей, конечно же,хорошо знал. Здесь и одиноки бес, который «дует, плюёт… в овраг толкаетодичалого коня», и множество бесов, которые мчатся «рой за роем вбеспредельной вышине, визгом жалобным и воем надрывая сердце» лирическогогероя, и ведьма, и домовой. Остановились измученные лошади, отчаялся найтидорогу ямщик. Чем закончится метельная зимняя ночь? Неизвестно. Пока же хаосвьюги, снежная буря, жалобное завывание ветра, превратившиеся в сознаниилирического героя в фантасмагорическую картину торжества нечистой силы, кажутсябесконечными…
Стихотворение «Тучи»М.Ю.Лермонтова, в отличие от пушкинских «Бесов», не проникнутонастроение отчаяния и страха: в нём как ведущий мотив звучит мотив элегическойгрусти. Но ощущение одиночества, скитальческой тоски так же переполняет душулирического героя. Поэт создал это произведение в апреле 1840 года, незадолгодо отправки во вторую кавказскую ссылку. По воспоминаниям одного из друзей, навечере в доме Карамзиных Лермонтов, стоя у окна и смотря на тучи, которые,закрыв небо, медленно проплывали над Летним садом и Невой, написал экспромтомзамечательное стихотворение, чья первая строка звучала так: «Тучкинебесные, вечные странники!» Уже в этих словах ощутим мотив странничества,мотив бесконечной дороги. Перед читателем возникает метаморфический образнебесных «вечных странников», «изгнанников», мчащихся «смилого севера в сторону южную». Счастье этих «вечно холодных, вечносвободных» обитателей небесной сферы в том, что над ними не властны низависть, ни злоба, ни клевета. Им неведомы муки изгнания. Тучам просто «наскучилинивы бесплодные», поэтому они отправляются в путь. Судьба лирическогогероя иная: он изгнанник поневоле, это его «гонит» с родной стороны «судьбы…решение»,«зависть…тайная», «злоба… открытая», «друзей клеветаядовитая». Однако в главном он счастливее гордых и независимых туч: у негоесть родина, а вечная свобода небожителей холодна и сиротлива именно потому,что они изначально лишены отечества.
Как произведение, вкотором звучит мотив дороги, можно рассматривать и полное философских раздумийо тайнах мироздания, о смысле жизни стихотворение М.Ю.Лермонтова «Выхожуодин я на дорогу…». Написанное весной 1841 года, оно словно подводит итогокороткой, но яркой, как вспышка метеорита, жизни поэта. Здесь лирический геройнаходится один на один с бесконечной дорогой и распахнутым над головой небом.Он ощущает себя частью миросоздания, человеком, погружённым в открытую исвободную стихию природы. «Кремнистый путь», характерный для горКавказа, в стихотворение воспринимается в двух ипостасях: и как конкретнаядорога, по которой шагает одинокий путник, и как символ жизненного пути. Мирвокруг лирического героя спокоен, величественен и прекрасен, повсюду разлито «сияньеголубое». Но «сиянье» — это не только лунный свет, в лучахкоторого блестит дорога. Оно воспринимается как фон, отчётливо выявляющиймрачное состояние души путника, который «не ждёт от жизни ничего» икоторому «не жаль…прошлого ничуть». Лирический герой одинок, он ищеттеперь только «свободы и покоя», такого покоя, который существует вокружающем его в эти мгновения мире. Поэт показывает, что в величественноммироздании всё живое: здесь «пустыня внемлет Богу», «звезда сзвездою говорит», здесь нет одиночества, от которого страдает путник.Умиротворение сходит в душу героя, и он жаждет одного – «забыться изаснуть» навечно. Но не «холодным сном могилы», а так, чтобы «вгруди дремали жизни силы», чтобы и днём, и ночью, лелея слух, ему «пролюбовь… сладкий голос пел», чтобы над ним, спокойно спящим, «вечнозеленея, тёмный дуб склонялся и шумел». Вечный покой обретает смысл вечнойжизни, а «кремнистый путь» приобретает черты пути бесконечного вовремени и пространстве. Мечта лирического героя фантастична по своей сути, новедь фантастические волшебные черты приобретает и природа вокруг него! Мотиводинокого странничества уступает место мотиву торжества жизни и полного слиянияс Божественным миром. Проходят годы, многое меняется в жизни, во взглядах людейна природу и общество, однако существуют вечные ценности. Так, в стихотворении «Железнаядорога», созданном уже во второй половине XIX века, в 1864 году, и посвящённом конкретному событию– открытию первой российской железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой,Н.А. Некрасов противопоставляет гармонию и умиротворение, царящие в природе («нетбезобразья в природе! И кочи, и моховые болота, и пни – всё хорошо под слияниемлунным»), социальной несправедливости в обществе. На размышления опротивопоставлении доброй природы и жестокого мира людей лирического героястихотворения наталкивают именно путешествие «по рельсам чугунным».Есть время подумать «думу свою» и увидеть не только картину «славнойосени» за окном, но и представить по сторонам железнодорожного полотна «толпумертвецов», «нашей дороги строителей», которые «в страшнойборьбе, к жизни воззвав эти дебри бесплодные, гроб обрели здесь себе».Само слово дорога, наряду с конкретным значением «путь из одного пункта вдругой», приобретает здесь другой, метаморфический смысл. Это и тяжкийотрезок жизненного пути, который прошли «массы народные», согнанныена строительство голодом и перенёсшие множество трудностей («мынадрывались под зноем, под холодом, с вечно согнутой спиной, жили в землянках,боролися с голодом, мёрзли и мокли, болели цингой), и символ народных страданийв настоящем, и светлая мечта о счастливом будущем (»русский народ…вынесетвсё — и широкую, ясную грудью дорогу проложит себе”). Некрасов верит, чтов далёком будущем («Жаль только — жить в эту пору прекрасную уж непридётся – ни мне, ни тебе», — с сожалением говорит лирический героймаленькому Ване – попутчику, которому рассказывает о строительстве железнойдороги) путь народа русского и всей России будет светлым, просторным ирадостным. Таким образом, тема дороги в русской литературе XIX века является сквозной и проходитчерез многие произведения. В её раскрытии русские классики следуют традициям,берущим своё начало в произведениях древнерусской литературы. Дорога как тема,мотив и ли художественный образ возникает в произведениях А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова. При этом раскрытие темы дорогипозволяет автором реализовать как пространственные, так и философские задачи. Такимобразом, тема дороги в русской литературе XIX века является сквозной и проходит через многиепроизведения. В её раскрытии русские классики следуют традициям, берущим своёначало в произведениях древнерусской литературы. Дорога как тема, мотив и лихудожественный образ возникает в произведениях А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова,Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова. При этом раскрытие темы дороги позволяет авторомреализовать как пространственные, так и философские задачи.

Список использованнойлитературы
 
1. Мануйлов В. Летопись жизни и творчества Лермонтова. Москва1964г.
2. Андроников И. Лермонтов. Исследования и находки. 3-еиздание. Москва 1964г.
3. Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина. Москва 1974г.
4. Машинский С.И. Художественный мир Н.В. Гоголя. 2-еиздание. 1979г.
5. За землю Русскую. Древнерусские повести. Москва 1980г.
6. Манн Ю. Смелость изобретения. Москва 1985г.
7. Пушкин А.С. Евгений Онегин. Москва 1963г.
8. Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени. Москва 1976г.
9. Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву.Петрозаводск 1971г.
10. Некрасов Н.А. Стихотворения. Москва 1974г.