В романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” наряду с другими проблемами, немаловажное место уделяется теме, представленной в заголовке этого сочинения, а именно теме дружбы и любви. Начинается все с того, что в первой главе автор говорит об Онегине “друзья и дружба надоели”. Но почему, кто в этом виноват? Вероятно, отчасти сам Онегин, выбравший своим идеалом индивидуализм или даже эгоизм произведений
Байрона. Кроме того, через несколько глав мы узнаем, о том, что в кабинете Онегина находился бюст Наполеона, и Пушкин скажет: “Мы почитаем всех нулями, а единицами – себя. Мы все глядим в Наполеоны “. Разве это в некоторой степени не об Онегине? Одной из причин, того что Онегину надоела дружба – его хандра.
Но почему она овладела им, а Автором, который предстает в романе его другом – нет? Они оба умны, честны, они оба понимают недостатки общества, но в Онегине нет желания действовать, желания изменить что-либо, желания пойти наперекор этому обществу. Бездействие, ничегонеделание ему наскучило (как впрочем и балы, и светское общество) , но и делать он ничего не хочет. И с Ленским Онегин подружился вначале просто потому, что больше в деревне, куда
он попал после смерти дяди, общаться было не с кем. Пушкин называет их (Ленского и Онегина) “от делать нечего друзья”. Это так и было им обоим действительно было нечего делать – Онегину из-за его скуки и хандры, а Ленскому из-за его неопытности и наивности – он не знал настоящей жизни, он не мог приспособиться к ней. И Автор, и Онегин – они были старше
Ленского – неудивительно их ироничное и шутливое отношение к его романтической натуре. Онегин, естественно, был намного опытнее, научен жизнью он был своему приятелю наставником, покровителем. Любовь Ленского к Ольге – также плод его романтического воображения. Нет, он не любил Ольгу, он любил образ, созданный им самим. Романтический образ. А Ольга Обыкновенная провинциальная барышня, портрет которой
Автору “надоел безмерно”. Недаром Онегин, который был намного мудрее и опытнее Ленского, сказал: “Я выбрал бы другую, когда бы был как ты, поэт “. Но почему же Онегин так уверен, что не сможет полюбить сам? Он встречает Татьяну, ту самую “другую”, и она признается ему в любви (надо, однако, заметить, что Татьяна влюблена не в полностью реального Онегина, а отчасти опять же в образ, созданный на основе
сентименталистских книг) . А что же Онегин? Он уверен, что “не создан для блаженства”, это на самом деле не так. Он просто боится полюбить, боится пробудить чувства, убитые за время его пребывания в свете. Да, именно там, в светском обществе, он разучился по-настоящему дружить и любить. Там такие понятия, как дружба и любовь отсутствуют – они заменяются ложью, клеветой, общественным мнением. Да, тем самым общественным мнением, которое погубит и
Онегина, и Ленского! Онегин и Ленский поссорились из-за одного случая, произошедшего на балу Онегин дважды пригласил Ольгу на танец. Казалось бы, что случилось небольшая месть Онегина, за то, что Ленский пригласил его на бал, куда съехалась вся округа, “сброд”, который Онегин ненавидел. Для Онегина это всего лишь игра – но не для Ленского. Его розовые, романтические мечты рухнули – для него это измена (хотя это вовсе, конечно, и
не измена ни для Ольги, ни для Онегина) . И единственным выходом из этого положения Ленский видит дуэль. В тот момент, когда Онегин получил вызов, почему он не смог отговорить Ленского от дуэли, выяснить все мирным путем, объясниться? Ему помешало это пресловутое общественное мнение. Да, оно имело вес и здесь в деревне. И оно было для
Онегина сильнее его дружбы. Ленский убит. Может быть, как это не страшно звучит, это был лучший выход для него, он был неподготовлен для этой жизни. И вот – “любовь” Ольги, она поплакала, погоревала, вышла замуж за военного и уехала с ним. Другое дело Татьяна – нет, она не разлюбила Онегина, просто, после случившегося ее чувства стали еще сложнее – в Онегине она “должна ненавидеть убийцу брата своего”.
Должна, но не может. И после посещения кабинета Онегина она начинает все больше понимать истинную сущность Онегина – перед ней открывается Онегин настоящий. Но Татьяна уже не может разлюбить его. И, вероятно, не сможет никогда. Итак, проходит три года, и Татьяна и Онегин вновь встречаются. Но уже в другой обстановке – в Петербурге, в светском обществе,
Татьяна замужем, Онегин вернулся из странствия. И теперь, встретив Татьяну в новом качестве, в качестве светской дамы, в Онегине просыпается любовь. Любовь к той, которой он благородно отказал несколько лет назад. Что движет им? Любит ли он прежнюю Татьяну, или только такую, какой она стала сейчас? Нет, Татьяна не изменилась – изменился Онегин. Он смог “обновить свою душу”.
Он смог полюбить. Но слишком поздно. Нет, Татьяна не разлюбила его, но она “другому отдана” и будет “век ему верна” Татьяна, несмотря на то, что она вышла замуж не по любви, не может разрушать жизнь мужа, человека, любящего ее, только ради своего счастья.