Темагорода в комедии«Ревизор» ипоэме «Мертвыедуши» Н.В.Гоголя.
Гогольвсегда старалсязадеть сердцечитателя плодамисвоего таланта.Его целью всегдабыло выдатьчто-нибудьоригинальное, удивить. Егопроизведениявсегда относилисьи будут относитьсяк сокровищницерусской литературы.Одним из егошедевров поправу считаетсякомедия «Ревизор», написаннаяв 1836 году.
Вэтом произведенииГоголь затрагиваетнесколько тем.Но тема городазаслуживаетособого внимания.Прежде всегопотому, чтоГоголь попыталсясобрать вседурное в Россиив крохотномуездном городеи посмеятьсянад этим. Обнажитьтемные стороныроссийскойжизни.
Ктеме городанесомненноотносится темабыта и жизнинарода. Гогольсмог полно и, самое главное, правдиво изобразитьчиновников, помещиков, простой народ…Влице городничего, Сквозника-Духмановского, представленочиновничество.Добчинскийи Бобчинскийпредставителипомещичества.Абдулин – купец, Пошлепкин — мещанин. Земляника– заведующаябогоугоднымизаведениями.Всех их, чиновникови помещиков, объединяетнескольковещей. Во-первых, все они хотятжить без забот, при это ничегоне делая. Во-вторых, взяточничестводля них — обычноедело. Да никтоиз них и не пытаетсяскрывать этого.И, наконец, желаниебыть выше всех, богатым, с высокимчином стоитособняком вих жизни. А чисточеловеческиеотношение ковсему отходитна второй план.
Город, находясь вруках таких«хозяев», поопределениюне может выглядетьпристойно.Бесчинство, пьянство, несправедливостьцарят в городе. Гуси в приемнойсуда, несчастныебольные безчистой одеждыеще раз доказывают, что чиновникибездействуюти заняты несвоим делом.И что самоеужасное – всехчиновниковэто устраивает.
Такимобразом, Гогольхотел сказать, что любомуместу в Россиибыли присущичерты этогомаленькогоуездного города.Не зря ведьавтор не даетему названия, символизируяэтим стандарт. Примерно черездвенадцатьлет Гогольнаписал ещеболее гениальноепроизведение, чем «Ревизор»- «Мертвые души».Оно и по объему, и по информативностипревосходит«Ревизор».В «Мертвыхдушах», как ив «Ревизоре», автор рисуетгород черезобразы чиновников, так как лицогорода напрямуюзависит оттого, в чьихруках находится По ходу чтенияэтого произведенияочевидно, чтов жизненномукладе чиновниковничего не изменилось.Они продолжаютбездействовать, заниматьсяне своим делом.Должность дляних не пересталабыть средствомприобретениячинов. Взяточничествопо-прежнемусчитаетсяабсолютнонормальнымявлением. Прави Собакевич, когда говорит, что «весь городразбойничийвертеп». Однимсловом, положительныхсдвигов ненаблюдалось.
Случайс прокуроромлишний раздоказываетмнение Гоголя.Его смертьрасценивалоськак что-то оченьтрагичное –горе «великогочеловека». Посути, что в гробу, что наяву одини тот же лежачиймешок. Он ужепри жизни был«мертвый».
Итак, если сравниватьгород в «Ревизоре»и город в «Мертвыхдушах», то создаетсявпечатление, что герои вэтих произведениях– это одни и теже лица. Простоимена разные.