Тема маленького человека в трактовке Достоевского

Абельтин Э.А., Литвинова В.И., Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова
Абакан, 1999
«Честь и слава молодому поэту, муза которого любит людей на чердаках и в подвалах…»
В.Г.Белинский
А.С.Пушкин восхищался городом, воздвигнутом на болоте согласно мечте Петра I:
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид.
Невы державное теченье.
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный.
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла…
— Какое настроение создает прочитанный отрывок из поэмы «Медный всадник»?
— Гордость за красивый, созданный руками человека город. Это восприятие усиливает и подбор поэтом изобразительно-выразительных средств, подчеркивающих величавость («строгий, стройный вид», «державное теченье») города — аристократа. Изящные мосты через бесчисленные каналы украшены чугунными узорами перил, фантастический свет белых «задумчивых ночей» заливает пустынные улицы, высвечивая Адмиралтейскую иглу.
Простор, строгая красота, покой, свет: «я в комнате моей пишу, читаю без лампады…»
В представлении Н.В. Гоголя Петербург — «вытянутый в струнку щеголь», «разбитной малый,… всегда одет и, охарашиваясь перед Европою, раскланивается с заморским людом», «на все глядит с расчетом». Гоголь выставляет на Невский проспект «тысячи непостижимых характеров и явлений». Из пестрой гуляющей толпы он выхватывает детали костюма или портрета, в которых ярко отражается весь Петербург: «вот бакенбарды единственные, пропущенные с необыкновенным и изумительным искусством под галстук», вот «усы чудные, никаким пером, никакой кистью неизобразимые», вот «талии, какие вам даже и не снились никогда: тоненькие, узенькие…», вот «дамские рукава, похожие на два воздухоплавательные шара».
В этой шумной толпе Гоголь угадывает повадки и манеры людей всех чинов и званий, богатых и бедных, знатных и безродных. Центральное место здесь занимают обитатели средних и верхних этажей — дамы и господа, титулярные советники. Они хотят казаться богаче и красивее, чем есть на самом деле.
В «Преступлении и наказании» жизнь города раскрыта в строго определенном плане: во-первых, толпа — это добрая или злая стихия, представленная типами — группы пьяных, толпящихся у распивочных завсегдатаев кабаков, дворников, ремесленников, приказчиков, проституток, мужиков на базаре; во-вторых, — народ, пытающийся сохранить в себе нравственные начала. Таким народ предстает в поучениях пьяненьких мещан, в мечтах кротких Мармеладовых и Лизаветы, маляра Николки, решившихся «пострадать», скорняка-мещанина.
Наиболее остро это противоречие между реальным народом и его идеальным пониманием раскрыто в сцене всенародного покаяния Раскольникова (зачитываем текст).
Таким образом, среди героев романа мы не найдем деятелей акционерных обществ, биржи, железнодорожных магнатов, как и петербургского рабочего люда.
Такая направленность романа не случайна: писатель сосредотачивал внимание на нравственные стороны событий.
— Подумаем, есть ли что общего у Пушкина, Гоголя и Достоевского в изображении Петербурга?
— Город является одним из героев их произведений. Он населен людьми, разными по характеру, манерам, социальному положению, материальному достатку.
— В чем принципиальное отличие города Достоевского от «горделивой столицы» Пушкина?
— Петербург Достоевского — это город трущоб, до отказа набитый нищими ремесленниками, мелкими чиновниками, голодными студентами-«лохмотниками», «девицами, живущими от себя», семействами, где «ребятишки-то по три дня корки не видят», это место, «где нет ни садов, ни фонтанов, где грязь и вонь, и всякая гадость». Здесь много распивочных, где все до того пропитано перегаром, что, кажется, «от одного этого воздуха можно было в пять минут сделаться пьяным».
— Это не похоже на Невский проспект Гоголя, где прогуливается разнаряженный, как для маскарада, люд.
Писатель показывает нам типичную картину повседневной жизни мещанского Петербурга. В романе нет таких красот, какие Пушкин описал в «Медном всаднике», нет разодетой, беспечно гуляющей публики, которую можно увидеть в «Невском проспекте» Гоголя. Нет в «Преступлении и наказании» и подчеркнутых социальных контрастов, резкого противопоставления «парадного подъезда» «черному входу», как, например, у Н.А. Некрасова («Размышления у парадного подъезда», «Убогая и нарядная»).
У Достоевского город угрюмый, жестокий, душный. В таких условиях и люди должны быть озлобленными, способными убить человека за медную копейку.
— Обратим внимание на цель авторов-классиков, изобразивших Петербург.
По замыслу Пушкина, горделивая красота Петербурга — это ширма, прикрывающая грязные окраины и нищие трущобы, предназначенные для тружеников, «маленьких людей». Не случайно разбушевавшееся наводнение занесло тиной и грязью архитектурную красоту города, заставив тем самым бедного маленького чиновника искать виновника народных бедствий.
В петербургских повестях Гоголя Невский проспект «лжет во всякое время»: броские краски нарядов красавиц служат приманкой для легкомысленных жертв; нос коллежского асессора Ковалева зажил состоятельной жизнью; сила власти денег разрушает талант художника Чарткова. Ложная красота Петербурга, кукольная комичность его обитателей, по Гоголю, подчеркивают трагическое неустройство жизни.
Многие писатели XIX в. непосредственно обращались к изображению жизни народа (Н.А. Некрасов, Г. Успенский, В. Короленко) и делали выводы о стихийном пробуждении могучих сил.
У Достоевского другой подход к коренным вопросам русской жизни и другое художественное их решение. Он исследует страдания униженного и оскорбленного «маленького человека», но при этом указывает, что предшественниками этих героев были Самсон Вырин Пушкина («Станционный смотритель») и Акакий Акакиевич Гоголя («Шинель»).
А.С. Пушкин первым учил уважению ко всякому человеку, кто бы он ни был, этим он укреплял самоуважение бедных людей. Достоевский близко к сердцу принял демократическую силу пушкинского гуманизма и выступил защитником униженных и оскорбленных. Он увидел в каждом человеке брата.
Через десять лет после появления «Станционного смотрителя» появилась повесть Гоголя «Шинель». В судьбах Вырина и Башмачкина много общего. Но, в отличие от Пушкина, Гоголь подчеркнул общественный смысл конфликта, трагичнее сформулировал проблемы социального неравенства. Достоевский не мог почувствовать в Гоголе своего «наставника» по беспокойству об униженных и оскорбленных, он проникся гуманистическим настроем «Шинели», которую словами Макара Девушкина назвал «злонамеренной книжкой».
— Какие герои романа помогают Достоевскому глубоко раскрыть тему «маленького человека»?
— Мармеладов, Катерина Ивановна, Дунечка…
— Страдания униженных и оскорбленных с наибольшей силой раскрыты в судьбах Мармеладовых.
Семен Мармеладов находится на последней ступени нищеты и нравственного падения. «В бедности, — говорит он Раскольникову, — вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто. За нищету даже и не палкой выгоняют, а метлой выметают из компании человеческой, чтобы тем оскорбительнее было; и справедливо, ибо в нищете я первый сам готов оскорблять себя. И отсюда питейное!»
— Какие примеры из текста можно привести в подтверждение оскорбления нравственного чувства героя?
— Пропивает не только башмаки, но даже косыночку и чулки своей больной жены, выпрашивает на похмелье последние тридцать копеек у дочери, вынужденной пойти на панель, бахвалится о злой судьбе в грязном кабаке под шуточки и насмешки случайных собутыльников.
Образ Мармеладова показателен для Достоевского, в нем он стремится вскрыть противоречивость поступков и сознания человека. Автор с позиций «стороннего наблюдателя» раскрывает образ Мармеладова, мы узнаем его через восприятие окружающих и прежде всего Раскольникова. Исповедующийся старый чиновник воспринимается нами как доморощенный философ.
— О чем он любил порассуждать?
— О своих «чувствованиях», о себе, о своей семье.
Но есть в нем какая-то неоднозначность, которая передана в портретной характеристике героя. Найдем в тексте описание внешности Мармеладова: «Это был человек лет уж за 50, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большою лысиной, с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глаза. Но что-то было в нем очень странное; во взгляде его светилась как будто даже восторженность, — пожалуй, был и смысл и ум, — но в то же время мелькало как будто и безумие».
— Что же было необычного в портрете Мармеладова?
— В опустившемся старом чиновнике Достоевский подмечает глубоко волновавшую писателя черту — внутреннее беспокойство, тоску.
Мармеладов — человек, задумавшийся о своем образе жизни, он поражен собственным бесчеловечным отношением к близким людям, он сломлен накалом страданий жены и детей. В нем живет чувство, которое, Достоевский считал, есть у каждого образованного человека и называл его «самоказнью», «стремлением к лучшему и невозможностью достичь его».
«Позвольте, молодой человек, — обращается Мармеладов к своему собеседнику, — можете ли вы… Но нет, изъяснить сильнее и изобразительное: не можете ли вы, а осмелитесь ли вы, взирая в сей час на меня, сказать утвердительно, что я не свинья?»
Вот что его тревожит, заслуживает ли он человеческого отношения со стороны жены и дочери, которых сам толкает на гибель.
Ему, слабому, очень хотелось бы, чтобы его пожалели, приняли и полюбили таким, каков он есть: «Я звериный образ имею, а Катерина Ивановна, супруга моя, — особа образованная. Пусть я подлец, она же сердца высокого и чувств облагороженных воспитания исполнена. А между тем… о, если б она пожалела меня!»
— Считает ли он виновным себя в трагедии Сони?
— Да, он страдает от своей слабости и беспомощности, считает, что по этой причине «его единородная дочь… по желтому билету пошла». «Соня! Дочь! Прости!» — кричит он перед смертью.
— Способен ли Мармеладов воспротивиться против безнадежности? Ведь даже бессловесный Акакий Акакиевич Башмачкин в предсмертном бреду начинает «сквернохульничать, произнося самые страшные слова», которые следовали за обращением «ваше превосходительство ».
— Нет. В нем созревает утопическая мечта, что всем воздается по заслугам. Должно быть на земле место, куда можно пойти несчастному Мармеладову, должен быть и тот, кто поймет, пожалеет всех «пьяненьких, слабеньких, соромников». «Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти».
— В чем причина падения Мармеладова?
— Нищета, несомненно, говорит о нравственном падении человека, но и о вине самого человека. Мармеладов снова стал пить не потому, что стал нищим, а напротив, он обнищал окончательно из-за пьянства.
Тогда возникает вопрос, почему он не может подняться «со дна»? Мармеладов сам отвечает: «Пью, ибо сугубо страдать хочу!» В разговоре с Раскольниковым герой называет себя «свиньей», «подлецом», «скотом». Скорее всего, он относится к тому типу людей, которые чувствуют наслаждение в своем пороке, в своем падении. Мучая себя, он испытывает удовлетворение в состоянии «свиньи», «подлеца», «скота». Порок безобразен и удовлетворителен одновременно.
— Выясним, с чего началось падение Мармеладова?
— Он протянул руку помощи Катерине Ивановне, оказавшейся «в нищете безнадежной с тремя маленькими детьми, ибо не мог смотреть на такое страдание». Герой почувствовал ответственность за принятое решение, год к вину не прикасался, «обязанность соблюдал». В этот год судьба испытывала его по двум направлениям: Катерина Ивановна не увидела принесенной ей жертвы от мужа-трезвенника и «по изменению в штатах» Мармеладов лишился места. И герой сорвался и «тогда прикоснулся» к вину, пустился во все тяжкие.
Итак, Мармеладов «не мог угодить» «даме великодушной, но несправедливой». Он сделал над собой усилие и сходил с нижайшей просьбой о службе к «его превосходительству» после того, как Соня первый раз пошла на улицу. Все разом изменилось: «Только что узнали они обе, Катерина Ивановна и Сонечка, Господи, точно я в царствие Божие переселился. Бывало, лежишь, как скот, только брань. А ныне: на цыпочках ходят, детей унимают: „Семен Захарович на службе устал, отдыхают, тш!“ Кофеем меня перед службой поят, сливки кипятят!» Мармеладов окружен вниманием и заботой, но срыв наступает после первого жалованья. Им нужны только деньги: «А между тем… о, если б она пожалела меня! Милостивый государь, ведь надобно же, чтоб у всякого человека было хоть одно место, где бы и его пожалели!».
Семья для героя — главная опора в жизни, она может дать ему силы и терпение вынести все. А если Катерина Ивановна его не любит, не жалеет, тогда все теряет смысл, тогда «всему конец», тогда лучше забыться в кабаке.
Последний срыв Мармеладова можно объяснить как эмоциональную реакцию на заботу Катерины Ивановны, как желание испытать наслаждение от окончательного падения.
Такую точку зрения высказывает Г. Померанц: «У Мармеладова надежда на спасение — на одном сознании своей грешноеT, на смирении»
— В чем трагедия судьбы Мармеладова?
— Нищета и безволие толкают героя к пьянству. Восторженное безумие в глазах его — это отблеск мечты Мармеладова о высшей справедливости, которую он топит в вине.
Судьба Катерины Ивановны не менее трагична.
— Что мы узнаем о прошлом героини?
— Первый муж сбежал, и осталась Катерина Ивановна «с тремя малолетними детьми в уезде далеком и зверском… и оставалась в такой нищете безнадежной… что описать невозможно».
Образ Катерины Ивановны раскрывает социально-этическую тему в романе — безвинные страдания и их искупление. Понять Мармеладова и простить его — для нее не проблема. Она готова его простить, но что станет с ее детьми после смерти мужа?
— В каком эпизоде Достоевский показал предел отчаяния Катерины Ивановны?
— «Исповедь и причащение кончились. Катерина Ивановна снова подошла к постели мужа. Священник отступил и, уходя, обратился было сказать два слова в напутствие и утешение Катерине Ивановне. „А куда я этих-то дену?“ — резко и раздражительно перебила она, указывая на малюток. „Бог милостив; надейтесь на помощь всевышнего“, — начал было священник. „Эх! Милостив, да не до нас!“ „Это грех, грех, сударыня“, -заметил священник, качая головой. „А это не грех?“- крикнула Катерина Ивановна, показывая на умирающего».
— Каким образом Катерина Ивановна пытается защитить свое человеческое достоинство?
— В день похорон мужа ее выгнала из дому за долги квартирная хозяйка. Ей отказался помочь генерал, бывший начальник Мармеладова. Катерина Ивановна окружена злом. И она решилась выставить нищету и свой позор на всеобщее обозрение, показав всем, до чего ее довели злоба и равнодушие людей: “… она возьмет детей и пойдет на улицу шарманку носить, а дети будут петь и плясать, и она тоже, и деньги собирать, и каждый день под окно к генералу ходить…”. «Пусть, — говорит, — видят, как благородные дети чиновного отца по улицам нищими ходят!»
Смерть Мармеладова означает начало гибели всей семьи. Скоротечная чахотка его жены лишь подчеркивает объективную неизбежность подобного исхода. Умирая, Катерина Ивановна отказывается от Бога в пользу детей: «Что? Священника? Не надо… Где у вас лишний целковый? На мне нет грехов… Бог и без того должен простить… Сам знает, как я страдала…»
— Зачитаем последние слова умирающей Катерины Ивановны: «Довольно! Пора! Прощай горемыка! Уездили клячу! Надорвала-а-сь! — крикнула отчаянно и ненавистно и грохнулась головой на подушку». Для чего Достоевский использует такое сравнение?
— Писатель соотносит умирающую Катерину Ивановну с замученной клячей из сна Раскольникова, убитой ради озорства толпой пьяных мужиков. Судьба бедной женщины схожа с судьбой доброго, умного, трудолюбивого животного. Достоевский большое внимание уделяет изображению душевной жизни героев, используя такие художественные подробности, которые делают персонажей романа живыми, неповторимо своеобразными, например, «старый, совершенно оборванный черный фрак, с осыпавшимися пуговицами», из которых «одна только держалась кое-как у Мармеладова». Или былинки сена, прилипшие к платью и волосам героя, и продранные его рукава на локтях. Или красные пятна на щеках Катерины Ивановны и ее хриплое, порывистое дыхание. Или фигурка девятилетней Полечки, «высоконькая и тоненькая, как спичка, в одной худенькой и разодранной всюду рубашке». Девочка обнимает маленького брата «своею длинною, высохшею, как спичка, рукой». Спичка… мера судьбы Полечки — вспыхнет и тотчас сгорит.
«Маленькие» Мармеладовы находятся в тупике. Им «некуда больше идти». Некуда идти не только им, но и Дуне, и матери Раскольникова. Дуня — умная и гордая, великодушная и отзывчивая, терпеливая и благородная, с твердым характером и пылким сердцем «осуждена», по словам Раскольникова, «таскаться в гувернантках». Она вынуждена сносить оскорбления «глупой и взбаламошной жены Свидригайлова, страдать от притеснений ее мужа, переживать „дурную славу“, распространенную о ней „во всех домах“.
— Почему Дуня согласилась выйти замуж за негодяя Лужина?
— Ее гордость была уязвлена зависимой жизнью у чужих людей. Она страдала из-за несложившейся судьбы брата. Дуня решилась на нравственное самоубийство, посчитав, что материальная стабильность Лужина поможет ей решить все проблемы разом. Дуня для собственного спасения, даже от смерти, себя не продаст, а за брата, за мать продаст: „О, тут мы, при случае, и нравственное чувство наше придавим; свободу, спокойствие, даже совесть, все, все на толкучий рынок снесем. Пропадай жизнь! Только бы эти возлюбленные существа наши были счастливы“.
В страшном товарном мире коверкаются духовные ценности: любовь, пройдя через самоотверженность, превращает самое святое в предмет продажи и купли, святость в бессовестность. Раскольников, ради которого Дуня жертвовала собой, бросает ей в лицо: „Ты не можешь уважать Лужина: я видел его и говорил с ним. Стало быть, продаешь себя за деньги и, стало быть, во всяком случае поступаешь низко…“
Всем добрым, слабым, безответным — всем приуготовлена одна участь.
— Как описывает Достоевский жизнь матери Дуни и Раскольникова?
— Она влачит жалкое существование на нищенскую вдовью пенсию, страдает от того, что не имеет возможности облегчить страдания своих детей. Даже Лизавета Ивановна, покорная раба своей сестры, и та заканчивает жизнь трагически, „тихая такая, кроткая, безответная, согласная, на все согласная“. Мир устроен так, что нищета в нем не только несчастье, но и вина, и безнравственность. Список литературы
Этов В.И. Достоевский. Очерк творчества. М.,1968, с.187-205.
Кирпотин В.Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова М., 1978. с. 15-31.
Машинский. Художественный мир Гоголя. М., 1971, с.209 — 212.
Фридлендер Г.Н. Реализм Достоевского. М.-Л., 1964.
Померанц Г. Открытость бездны. Встречи с Достоевским. — М., 1990.