Тема революции в поэме А.А. Блока "Двенадцать"

Тема революции в поэме А.А. Блока Двенадцать Поэма А. Блока Двенадцать была написана в1918 году. Это было страшное время позади четыре года войны, ощущение свободы в дни Февральскойреволюции, Октябрьский переворот и приход к власти большевиков,наконец разгон Учредительного собрания, первого российского парламента. Интеллигентами того круга, ккоторому относилсяА. Блок, все эти события воспринимались как национальная

трагедия,как погибель русской земли. На этомфоне явным контрастом прозвучала блоковская поэма, она многим его современникам показаласьне только неожиданной, но даже кощунственной. Как мог певец ПрекраснойДамы создать стихи о толстомордой Кате? Как мог поэт, посвятивший такие проникновенные лирическиестихи России, написатьв страшные для нее дни слова Пальнем-ка пулей в

Святую Русь? .Вопросы эти были поставлены после первой публикации поэмы Двенадцать в газете Знамя труда . Сегодня, спустя более трети века, все этивопросы встали перед нами с новой силой, поэма Двенадцать вызвалапристальный интерес, мы вглядываемся в нее, вглядываемся в прошлое,пытаясь понять настоящее и предугадать будущее, понять позициюпоэта, продиктовавшую ему строки этого стихотворения. Эпиграфстолетия так называют блоковскую поэму исследователи современности,предлагая различные

варианты ее прочтения. В последние, девяностые годы толкователи порой пытаютсяпрочесть стихотворение от противного , доказать, что Блок в нем дал сатиру на революцию,а его Христос на самом деле Антихрист. Однако так ли это? Преждевсего, А. Блок предупреждал, что не следует переоценивать значениеполитических мотивов в поэме Двенадцать . Она имеет более широкийсмысл. В центре произведения – стихия, вернее, пересечение четырехстихий
природы музыки, и стихии социальной, само действие поэмыпроисходит не только в Петрограде 1918 года, сколько, как пишетпоэт, на всем божьем свете . Идет разгул стихийных сил природы,а для поэта-романтика, поэта-символиста, которым был А.Блок,это символ, противостоящий самому страшному – обывательскому покою и уюту. Еще в цикле Ямбы 1907-1914 он писал Нет!Лучше сгинуть в стуже лютой!

Уютанет. Покоя нет. Поэтому и стихия природы так созвучна его душе, она передана в Двенадцати множеством образов ветер, снег, вьюга и пурга. В этом разгулестихий, сквозь вой ветра и пурги А.Блок услышал музыку революции- в своей статье Интеллигенция и Революция он призывал Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте Революцию . Главное,что услышал поэт в этой музыке это ее многоголосие.

Оно отразилось в ритмике поэмы – она всяпостроена на сменемузыкальных мелодий. Среди них и боевой марш, и бытовой разговор,и старинный романс, и частушка известно, что А. Блок начал писатьсвою поэму со строчек Уж я ножичком полосну-полосну , услышанныхим и поразивших его своей звукописью . И за всем этим многоголосием,дисгармонией поэту слышится мощный музыкальный напор, четкий ритм движения, которым заканчиваетсяпоэма.

Стихийна в ней илюбовь. Это темная страсть с черными хмельными ночками, с роковойизменой и нелепой гибелью Катьки, которую убивают, целясь в Ваньку,и никто не раскаивается в этом убийстве. Даже Петруха, пристыженныйсвоими товарищами, ощущает неуместность своих страданий Он головку вскидывает, Он опятьповеселел . А. Блок оченьточно ощутил то страшное, что вошло в жизнь полное обесцениваниечеловеческой жизни, которую не охраняет больше никакой закон никому даже не приходит
в голову, чтоза убийство Катькипридется отаечать. Не удерживает от убийства и нравственное чувство- нравственные понятия предельно обесценились. Недаром послегибели героини начинается разгул, теперь все дозволено Запирайте етажи, Нынче будутграбежи! Отмыкайтепогреба – Гуляетнынче голытьба! Не в состоянии удержать от т мных, страшныхпроявлений человеческой души и вера в Бога. Она тоже потеряна,и Двенадцать, которые пошли в красной гвардии служить , сами этопонимают

Петька! Эй, не завирайся! От чего тебяупас Золотойиконостас? и добавляют Али руки не в крови Из-за Катькинойлюбви? Но убийство творится не только из-за любви – в немпоявилась и иная стихия, стихия социальная. В разгуле, в разбое – бунт голытьбы . Эти люди не просто бушуют, они пришли к власти, ониобвиняют Ваньку в том, что он буржуй , они стремятся уничтожитьстарый мир

Мы на горе всем буржуям Мировой пожар раздуем И вот тут возникает самый сложный вопрос, который мучит читателейблоковской поэмы и сейчас, как мучил три четверти века назад как мог А. Блок прославить этот разбой и разгул, это уничтожение,в том числе и уничтожение культуры, в которой он был воспитани носителем которой был он сам? Многое впозиции А. Блока можетпрояснить то, что поэт, будучи всегда далеким от политики, был воспитанв традициях русской

интеллигентской культуры XIX века с присущимией идеями народопоклонства и ощущением вины интеллигенцииперед народом. Поэтому разгул революционной стихии, которыйприобретал подчас такие уродливые черты, как, например, упомянутыепоэтом разгромы винных погребов, грабежи, убийства, уничтожениебарских усадеб со столетними парками, поэт воспринимал, как народное возмездие, в том числе иинтеллигенции, накоторой лежат грехи отцов. Потерявшая нравственные ориентиры, охваченнаяразгулом темных страстей, разгулом вседозволенности
– такойпредстает Россия в поэме Двенадцать . Но в том страшном и жестоком,через что предстоит ей пройти, что она переживает зимой 18-гогода, А. Блоку видится не только возмездие, но и погружение в ад, впреисподнюю, но в этом же – ее очищение. Россия должна миновать этострашное погрузившись на самое дно, вознестись к небу. И именно всвязи с этим возникает самый загадочный образ в поэме – образ,который появляется в финале, Христос. О финале этом и образе Христанаписано бесконечно много.

Трактовали его очень разнообразно. В исследованиях прошлых лет звучаловольное или невольное вернее, часто подневольное стремление объяснить появлениеХриста в поэме едва ли не случайностью, недопониманием А. Блокатого, кто должен быть впереди красногвардейцев. Сегодняуже нетнужды доказывать закономерность и глубоко продуманный характерэтого финала. Да и предугадывается образ Христа в произведениис самого начала – с названия для тогдашнего читателя,

воспитанногов традициях христианской культуры, изучавшего в школе ЗаконБожий, число двенадцать было числом апостолов, учеников Христа.Весь путь, которым идут герои блоковской поэмы – это путь из бездны квоскресению, от хаоса к гармонии. Не случайно Христос идет путем надвьюжным , а в лексическом строе поэмы после намеренно сниженных,грубых слов появляются столь прекрасные и традиционные для

А.Блока Нежнойпоступью надвьюжной, Снежнойроссыпью жемчужной, В беломвенчике из роз Впереди- Исус Христос . На этойноте завершается поэма, проникнутая верой А. Блока в грядущеевоскресение России и воскресение человеческого в человеке. Борьбамиров в произведении – это прежде всего борьба внутренняя, преодолениев себе темного и страшного.