Тема родины и природы в лирике М.Ю.Лермонтова

ТЕМА РОДИНЫ ИПРИРОДЫ В ЛИРИКЕ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА. Скромное по объему сравнительно с другими русскими классиками,творчество Лермонтова внутренне едино и целеустремленно. Лермонтов мог бысказать о себе словами Мцыри Я знал одной лишь думы власть, Одну, нопламенную страсть и т.д. Белинский очень точно определил смысл этой думы нравственные вопросы о судьбах и правах человеческойличности – вот суть всего лермонтовского творчества.

И главным в этомтворчестве, как и у Пушкина, была лирика. Характер своего лирического герояЛермонтов повторил во всех других родах своего творчества и в героях поэм, и вАрбенине, и в Печорине.Цельность лирическому герою Лермонтова придает система основных мотивовего лирики, проходящая через абсолютно все стихотворения великого русскогоромантика. И как положено для истинного романтика, исходным и определяющимоказывается

мотив резко отрицательного отношения к общественному бытию. Онконкретизируется в образе тирана и ведущей антитезе изображения дворянскогосвета внешнем благообразии и жестокой внутренней бесчеловечности Смертьпоэта , Как часто пестрою толпою окружен . Отрицательно оцениваетЛермонтов и обратную сторону активной бесчеловечности дворянского света -опустошенность, внутреннюю мертвенность, безвольную, рабскую покорностьчеловека палачам

и невеждам. Этот мотив – ведущий и универсальный в Думе Печально я гляжу на наше поколенье , где все общепринятыеценности поэт признает ложными.Тиранам и рабам противостоит у Лермонтова обладатель острого ума иживого чувства, и чувство это – любовь к свободе. Стремление к свободепорождает мятежность Парус , желание активно бороться за нее Я жить хочу! хочу печали .

1832 . Поэтому уделом такой личностиостается одиночество в стране рабов, стране господ – второйважнейший лермонтовский мотив Утес , На севере диком .Герой обречен быть вечным странником Нет, я не Байрон , Кинжал , Листок , изгнанником Тучи ,узником Желание – 1832, Узник , Соседка .Поэтому герой уходит в себя, в свой внутренний мир. Уже Белинскийпоказал, что самоуглубление, рефлексия, было в 30-е годы общественно значимо,подготавливало
будущую деятельность. В своих размышлениях лирический геройЛермонтова проявляет стойкость, мужество и непримиримость Пророк .Ухода в себя, лирический герой Лермонтова делает свою душу аренойвнутреннего конфликта, отражающего его непримиренность с обществомрабов-господ. До Лермонтова русская литература внутреннего конфликта личностине знала, у Онегина он лишь намечен и разовьется после окончания романа.

Смыслэтого конфликта рас крывают строки из Думы И царствует вгруди какой-то холод тайный, Когда огонь кипит в крови жажда активнойжизни и сознание ее невозможности. Обе стороны этого внутреннего конфликтаполучили в стихотворениях Лермонтова дальнейшее раскрытие. Холодтайный приводит героя к пессимизму и опустошенности И жизнь, какпосмотришь с холодным вниманьем вокруг

Такая пустая и глупая шутка И к гробу мы спешим без счастья и без славы, Глядя насмешливоназад . Огонь в крови заставляет искать иную жизнь, надеятьсяна нее – третий и тоже характернейший лермонтовский мотив.Стремление отыскать иную жизнь может привести к загробному единению сбогом Ангел , Ветка Палестины , но чаще всего мызастаем героя в поисках родной души На севере диком , Утес , В полдневный жар в долине

Дагестана . Однако онне верит в дружбу друзей клевета ядовитая , что же касаетсялюбви – Любить но кого же? на время – не стоит труда, А вечно любитьневозможно . Поэтому любовь в стихотворениях Лермонтова всегданеразделенная, непостоянная, кончающаяся изменой. Безответственность инепостоянство женского чувства у Лермонтова нельзя объяснить биографией поэта несчастная любовь у него общественно обусловлена.

Избавление от одиночествагерой находит в соединении с природой. Здесь, подобно Пушкину от Брожули я вдоль улиц шумных к Вновь я посетил , Лермонтов отконстатации равнодушия природы к человеку в стихотворении Когда волнуетсяжелтеющая нива приходит к преодолению этого чувства в своем позднемшедевре Выхожу я один на дорогу .Освобождает героя от внутренней конфликтности и одиночества путь кнароду, к
народной жизни. Бородино – очень важная веха на этомпути, ярчайшее проявление единства героя и массы вне антитезы рабов-господ, Тоже в стихотворении Валерик Я к вам пишу случайно .Народ помогает герою обрести родину.Родина – одна из вечных тем лирики. Сначала Лермонтов трактует родинубайронически в духе пушкинской элегии Погасло дневное светило ,чувство родины заменяет радость изгнанника

Желание , Зачем яне птица, не ворон степной , Спеша на север издалека . Здесьродина представлена в духе поздней лирики Пушкина как место рождения будущегопоследнего успокоения.Итоги исканий героя находим в стихотворениях Бородино и Родина , в них родина – это народ в войне и мире. Характерно впоследнем стихотворении развитие лирической мысли от абстрактных представленийк конкретно-бытовым образам.

Общение с народом как единственно действенное лекарство от одиночестваи определило понимание Лермонтовым фигуры поэта.Поэт для Лермонтова – одно из конкретных проявлений активности личностивообще. Творчество – значимая деятельность, но свет никогда не поймет поэта Пророк . Конфликт лермонтовского героя с обществом задаетдеятельности поэта сатирико-обличительный характер О как мне хочетсясмутить веселость их и дерзко бросить им в глаза железный стих,

Облитый горечьюи злостью . Противостояние свету придает фигуре поэта функции пророка ивыразителя народных дум Смерть поэта , Поэт , Пророк . Такое понимание задач поэта привело к демократизации герояпоследних стихотворений Лермонтова. В Валерике это простой боевойофицер среди фронтовых будней, в Завещании Наедине с тобою,брат – простой солдат, умирающий от раны. Конечно, и ему Лермонтовпридал характерные черты своего лирического героя, но в его монологе поэтзаговорил
языком народа. Это стихотворение вполне определенно предваряетмонологи некрасовских крестьян.Разберем с детствазнакомый Парус 1832 . Это стихотворение стало хрестоматийнымпотому, что оно очень понятно и доступно самому неподготовленному читателю.Лермонтов много взял у Пушкина и в том числе овладел пушкинским талантомкраткости и простоты словесной формы при сохранении глубины смысла. В этомотношении

Парус представляет собой миниатюрную энциклопедиюосновных мотивов лирики Лермонтова. По жанру это лирическая новелла, т.е.повествовательное стихотворение с обобщающим суждением. Парус символизирует лермонтовского лирического героя. Конечно, он в первую очередьодинок в житейском море и в стране далекой и ищет избавления отодиночества, которое кинул он в краю родном . Бурная стихияпривлекает и не пугает его, ибо избавиться от одиночества

он предполагает вактивной деятельности. Как видим, у него еще нет холода тайного , нона возможность обретения счастья он смотрит уже пессимистически междометие увы . И бежит он, конечно, не от избытка счастья в краюродном . Очевидно, что, кроме одиночества, его погнало в дорогу то же, чтогонит на юг тучки небесные в другом стихотворении.Между тем вокруг прекрасный Божий мир.

Характерно, кстати, что лазурьвстречается и в Тучах 1840 , но умиротворенность герою Паруса чужда. Ключевым понятием, новым словом этого стихотворенияявляется указание на мятежность героя. Гармония и покой Божьего творения не длянего. Мятежность – характерная черта духовного мира людей 30-х годов. Об этомговорил Белинский Жизнь есть действование, а действование естьборьба и Герцен Человеку хочется действовать, ибо однодействование может вполне удовлетворить человека .
О таком человекелермонтовский Парус , его нравственные качества как высшую жизненнуюценность поэт утверждает средствами лирики.