Тема родины и природы в творчестве Есенина

Лиманская общеобразовательная школа №1 Реферат Тема родины и природы в творчестве С.А.Есенина Выполнил: ученик 9б класса Кужахметов Чингиз Лиман 2004 Содержание 1. Сергей Есенин — один из самых ярких и самобытных поэтов XX века.………….2. Слово о поэте ….… 3. Тема родины и природы в творчестве Есенина… ….4. Верность Родине….….…….5. Список литературы… ….……12

Сергей Есенин — один из самых ярких и самобытных поэтов XX века. В лирике Есенина сливаются чувства и слова, образы и мысли. Талант поэта заключается в том, что он мог улавливать и передавать самые нежнейшие оттенки пе¬реживаний и настроений, которые возникали в его душе. Такой гармонией проникнуто все творчество Есенина: сти¬хи о родине, о любви, о природе и о животных.

Богатство словесной живописи художника помогает нам почувство¬вать красоту и силу природы. В его стихах она живет соб¬ственной богатой жизнью, постоянно изменяется: рожда¬ется, растет, умирает, грустит и радуется. Часто поэт при¬бегает к приему олицетворения, поэтому его природа всегда многоцветна, многокрасочна и жива. Тема родины – одна из главных тем в творчестве С. Есенина. Этого поэта принято связывать, прежде всего с деревней, с родной для него

Рязанщиной. Но из рязанской деревни Константиново поэт уехал совсем молодым, жил потом и в Москве, и в Петербурге, и за границей, в родную деревню приезжал время от времени как гость. Это важно знать для понимания позиции С.Есенина. Именно разлука с родной землей придала его стихам о ней ту теплоту воспоминаний, которая их отличает. В самих описаниях природы у поэта есть та мера отстраненности, которая позволяет эту красоту острее

увидеть, почувствовать уже в ранних стихах С. Есенина звучат признания в любви к России. Так, одно из наиболее известных его произведений – “Гой ты, Русь моя родная ” С самого начала Русь здесь предстает как нечто святое, ключевой образ стихотворения – сравнение крестьянских хат с иконами, образами в ризах, и за этим сравнением – целая философия, система ценностей. Мир деревни – это как бы храм с его гармонией земли и неба, человека и
природы. Мир Руси для С.Есенина – это и мир убогих, бедных, горьких крестьянских домов, край заброшенный, “деревня в ухабинах”, где радость коротка, а печаль бесконечна: “Грустная песня, ты – русская боль”. Особенно это чувство усиливается в стихах поэта после 1914 года – начала войны: деревня кажется ему невестой, покинутой милым и ожидающей от него вестей с поля боя. Для поэта родная деревня в России – это нечто единое, родина для него, особенно в раннем творчестве

это, прежде всего родной край, родное село, то, что позднее, уже на исходе XX века, литературные критики определили как понятие “малой родины”. С присущей Есенину-лирику склонностью одушевлять все живое, все окружающее его, он и к России обращается как к близкому ему человеку: “Ой ты, Русь, моя родина кроткая, Лишь к тебе я любовь берегу”.

Порой стихи поэта обретают ноту щемящей грусти, в них возникает чувство неприкаянности, лирический герой их – странник, покинувший родную хижину, всеми отверженный и забытый. И единственное, что остается неизменным, что сохраняет вечную ценность – это природа и Россия. Слово о поэте Родился С.Есенин в селе Константинове Кузьминской волости Рязанского уезда Рязанской губернии в крестьянской семье.

Рос и воспитывался в семье деда по матери, редко общаясь с жившими врозь родителями. Ранние духовные впечатления оформляются в атмосфере глубокого народного православия. В то же время воспитывала поэта и улица, давая выход озорству, неуравновешенности его характера. Учится в Константиновском земском четырехгодичном училище (1904—1909), затем в Спас-Клепиковской закрытой церковно-учительской школе (1909— 1912) и на историко-философском отделении
Московского городского Народного университета им. А. Л. Шанявского (1913—1914), который не окончил. В первой половине 1916 г. Есенин призывается в армию, но благодаря хлопотам друзей получает назначение (“с высочайшего соизволения”) санитаром в Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 Ее Императорского Величества Государыни Императрицы

Александры Федоровны, что позволяет ему беспрепятственно посещать литературные салоны, бывать на приемах у меценатов, выступать на концертах. В начале 1916 г. выходит первая книга Есенин “Радуница”. В 1918 г. в Петрограде выходит вторая книга стихов Есенина “Голубень”, подтвердившая талант Есенин как самобытного поэта крестьянской России. Начиная с 1917 г. путь

Есенина становится все более противоречивым. Во вневременный, гармонически цельный мир есенинской Руси вторгается теперь история. Об этом говорят уже сами заглавия новых книг поэта: “Преображение” (1918), “Пугачев” (1922), “Песнь о великом походе” (1925), “Русь советская” (1925). И лирика, и образ лирического героя, и сам облик поэта резко меняются, приходит поэзия “бунта”

. Есенин принимает участие в двух сборниках “Скифы” (1917, второй помечен 1918 г.), выпущенных ориентирующейся на левых эсеров одноименной литературной группой, вдохновляемой идеологом мистического, мессианского социализма Р. В. Ивановым-Разумником. Есенин и Н. Клюев превозносятся им как поэты-пророки “России будущего”. В стихах Есенина появляется мотив вызова старой патриархальной

России (поэма “Инония”, 1918). Есенин отказывается от Христа, проклинает Китеж и Радонеж — как символы святой Руси и грозится “выщипать” Богу бороду и “вылизать” на иконах “Лики мучеников и святых”. В 1919 г. Есенин — один из создателей (вместе с А. Мариенгофом, В. Шершеневичем и Р. Ивневым) русского имажинизма, целью которого для него было не только
“проведение в жизнь силы образа”, но и отдаление от патриархальной России, от клюевского “избяного космоса” и сближение с урбанистическим миром, с полной морально-нравственной раскрепощенностью “цивилизованного” человека. Прельщала в имажинизме Есенина и возможность заявить о своем “европеизме”, освободиться от сковывающего его амплуа “пастушеского” поэта.

Есенин вступает в полосу своего продолжавшегося до последних дней богемного существования. Женившись в 1922 г. на знаменитой американской танцовщице Айседоре Дункан, он затем более года проводит с нею в турне по Европе и Америке. В последний период жизни Есенин сознательно отдаляется от деревни — как от чуждой ему советской “нови”. Жизнь Есенин трагически оборвалась в

Ленинграде, в гостинице “Англетер” при невыясненных обстоятельствах. Похоронен поэт в Москве на Ваганьковском кладбище. Тема родины и природы в творчестве Есенина Для Есенина родной край, родина – это средняя Россия, село Константиново Рязанской губернии, это Русь деревенская, с крестьянским бытом и древними традициями, её сказками и песнями, с диалектными словами,

передающими своеобразие крестьянского говора, с красочным миром природы. Тогдашние его представления о родной земле еще очень детские. Родина для Есенина – это село Константинове, где он родился, ближайшие окрестности села. “Рязанские поля была моя страна” вспоминал он впоследствии. В его душе нет еще представления об отчизне как о социальной, политической, культурной среде.

Чувство родины находит у него выражение пока еще только в любви к родной природе. На страницах ранней есенинской лирики перед нами предстает скромный, но прекрасный, величественный и милый сердцу поэта пейзаж среднерусской полосы: сжатые поля, красно-желтый костер осенней рощи, зеркальная гладь озер. Поэт чувствует себя частью родной природы и готов слиться с ней навсегда: “Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных”.
Но уже и тогда родина видится ему не идиллическим “заоблачным раем”. Поэт любит реальную крестьянскую Русь кануна Октября. В его стихах мы находим такие выразительные детали, говорящие о тяжелой мужицкой доле, как “забоченившиеся избы”, “тощие поля”, “черная, потом пропахшая выть” и другие. Элементы социальности все чаще проявляются в лирике поэта в период первой мировой войны: его героями

становятся ребенок, просящий кусок хлеба, пахари, уходящие на войну, девушка, ждущая с фронта любимого. “Грустная песня, ты – русская боль!” – восклицает поэт. Октябрьскую революцию поэт встретил восторженно. “Радуюсь песней я смерти твоей” бросает он старому миру. Однако новый мир поэт понял не сразу. Есенин ждал от революции идиллического “земного рая”

для мужиков (стихотворение “Иорданская голубица”). Стоит ли говорить, что эти надежды поэта не оправдались? И Есенин переживает полосу духовного кризиса, но не может понять, “куда влечет нас рок событий”. Непонятно ему и изменение облика России, которое несла с собой Советская власть. Обновление села представляется поэту вторжением враждебного “скверного”,

“железного гостя”, перед которым беззащитна противопоставляемая ему природа. И Есенин чувствует себя “последним поэтом деревни”. Он считает, что человек, преобразуя землю, обязательно губит ее красоту. Своеобразным выражением этого взгляда на новую жизнь стал жеребенок, тщетно пытающийся обогнать паровоз: “Милый, милый, смешной дуралей, Ну куда он, куда он гонится?

Неужель он не знает, что живых коней Победила стальная конница?” В сердце Есенина с юных лет запала Россия, ее грустные и раздольные песни, светлая печаль, сельская тишина, девичий смех, горе матерей, потерявших на войне сыновей. Все это — в стихах Есенина, каждая строчка которых согрета чувством безграничной любви к родине. “Моя поэзия богата одной любовью — любовью к Родине. Это — ведущая ее тема, которая питает все мое творчество”,
— говорил Есенин. О чем бы ни писал поэт, даже в самые тяжелые минуты одиночества светлый образ родины согревал его душу. Как настоящий поэт Есенин заявил о себе с самых первых стихов, но оригинальным предстает в стихотворении “Гой ты, Русь моя родная” В нем уже отчетливо проглядывает чисто есенинское: размашистость, неуемное озорство, нежная и пронзительная любовь к родине. Ранние стихи Есенина полны звуков, запахов, красок, поэт воспевает родину, которую очень сильно любит.

Вместе с тем уже в ранних стихах Есенина много тоски и печали, предчувствия предстоящих бед России: Но более всего любовь к родному краю Меня томила, мучила и жгла. Время Есенина — время крупных поворотов в истории России. От Руси, втянутой царизмом в пучину мировой войны, — к Руси, преображенной революцией,— таков путь, пройденный поэтом вместе со своей

Русью, своим народом. Поэт переживает вместе со страной все исторические перемены. После революции 1917 г. его поэзия наполнилась новым светом — Есенин видит будущее России в виде утопических картин рая на земле, романтического “града Инонии”, поэт осознает ту силу и свободу, которую ему и народу принесли октябрьские события. Но потом поэт понимает, что утопический рай — это не реальность, ему хочется понять происходящее, его

мучает вопрос: “Куда несет нас рок событий?” Но найти ответ на этот вопрос очень трудно, поэт стремится познать смысл происходящего: О, если б прорасти глазами, Как эти листья, в глубину. Путешествуя и живя за границей, поэт не забывает свою родину, следит за всеми событиями, происходящими в России. Он пишет стихотворения — впечатления об этих переменах, переживает за свой народ. В стихах Есенина о деревне нас привлекает тревога за ее судьбу, верно показанная деревенская
жизнь, беспредельная любовь поэта к деревне — неотъемлемой и важной частичке родины. Он знал и нищету деревенской жизни, и непосильные тяготы сельского труда. О том, что Есенин видел кричащие социальные противоречия деревни, что он болел этой вековой болью русской крестьянской жизни, свидетельствуют такие стихи, как “Заглушила засуха засевки ”, “Край ты мой заброшенный” и другие. Но в его стихах несравненно больше деревенских праздников и гуляний, картин сельского приволья,

чем картин тяжелого крестьянского труда. Сельская жизнь предстает в светлом и радостном ореоле, с ней связываются самые сокровенные верования и чувства поэта. Деревенская изба, родные приокские просторы обретают почти сказочную красочность: Полыхают зори, курятся туманы, Над резным окошком занавес багряный. Но совсем иной предстает перед нами деревня в суровые годы войны.

Как проникновенно, с какой болью описал поэт деревенскую тишину, пустоту, страх перед войной. Поля пусты избы заперты, лишь изредка достигнет деревни солдатская весточка. Раньше пели крестьяне веселые песни, беззаботные, сейчас же “все поют про горе, про тяжелый гнет, про нужду лихую и голодный год”. Уже нет тех веселых песен, не льется радостная мелодия из окон деревенской избенки, “потому что горе “заглушает” их. Бели раньше поэт восхвалял “полевую

Русь”, то теперь поэт хочет “стальной видеть бедную, нищую Русь”. Все творчество Есенина проникнуто лиризмом: его раздумья о судьбах родины, стихи о любимой, волнующие рассказы о животных. Любимые образы поэта связаны с природой: белая березка, его старый клен “на одной ноге”, стерегущий “голубую Русь”. В стихах Есенина природа живет неповторимой поэтической жизнью. Она вся в вечном движении, в бесконечном развитии и изменении.
Подобно человеку она поет и шепчет, грустит и радуется. В изображении природы Есенин использует образы народной поэзии, часто прибегает к приему олицетворения. Черемуха у него “спит в белой накидке”, вербы плачут, тополя шепчут, “пригорюнились девушки-ели”, “заря окликает другую”, “березы в белом плачут по лесам”. С течением времени взгляд Есенина на жизнь стал шире.

Шире стал взгляд Есенина на мир. Если раньше родиной была для него одна деревенька, то теперь он становится гражданином мира, чуждым всякой национальной ограниченности. “Я брат вам по крови” обращается Есенин к грузинским поэтам. Но, став пламенным интернационалистом, Есенин не утратил естественного для каждого чувства “того места, где он родился”. Он утверждает: “Никакая родина другая не вольет мне в грудь мою теплынь”

. Любуясь “голубой родиной Фирдоуси”, он ни на минуту не забывает о том, что “как бы ни был красив Шираз, он не лучше рязанских раздолий”. Восхищение красотой родного края, изображение тяжелой жизни народа, мечта о “мужицком рае”, неприятие городской цивилизации и стремление постигнуть “Русь советскую”, чувство интернационалистического единения с каждым жителем планеты и оставшаяся

в сердце “любовь к родному краю” – такова эволюция темы родной земли в лирике Есенина. Великую Русь, шестую часть земли, он воспел радостно, самозабвенно, возвышенно и чисто. Деревня стала для Есенина религией, а русская изба – своеобразным храмом, поэт готов отказаться даже от библейского рая во имя своей родины: Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою».
Деревенская Россия для Есенина – это не только крестьянская хата, но и природа, которая её окружает. Сергея Александровича Есенина часто называют певцом русской природы. Нет такого состояния окружающего мира, которого бы тонко и поэтично не воспел художник. Своеобразно и возвышенно открывает тайны природы его поэзия, может быть, оттого его любимым художественным приемом являлось олицетворение. В стихах поэта деревья, травы, тихие воды — все живет и дышит своей

неповторимой и волшебной прелестью. Такому взгляду на мир нельзя научиться, с этим можно только родиться, считая себя составной частью великой матери-природы. Именно таков взгляд Есенина на окружающее. Он восхищен всем сущим и торопится передать свой восторг, высказать радость бытия. Мир, созданный творцом, воспринимается поэтом как идеальный, лишенный каких-либо изъянов. В ранней лирике Есенин часто употребляет церковно-славянскую лексику.

Он как бы объединяет землю и небо, а природа — венец их творения. Свое состояние души поэт передает через картины Синий и голубой (любимые цвета Есенина) усиливают в пейзажных описаниях ощущение необъятности просто¬ров, например, «вечером синим», «вечером лунным», «за¬метался пожар голубой», «предрассветное, синее, раннее» и др. Природа у Есенина не просто составляет пейзаж: она живет, реагирует на судьбы людей.

Ее невозможно отде¬лить от человека, его чувств, мыслей, настроения. Такое отношение к природе можно увидеть в стихотворение «От¬говорила роща золотая ». Оно построено на развернутой метафоре: роща предстает перед нами как живое существо, которое наделено теми же возможностями и чувствами, что человек. Она может говорить «березовым, весенним язы¬ком», «милым» лирическому герою. Но этот язык мил ему не только потому, что состояние природы очень сходно состоянием
самого поэта: Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова. Поэт писал: “Россия — какое хорошее слово. И “роса”, и “сила”, и синее что-то”. Есенин, представляя Русь именно голубой, синей, связывает святой ее образ с небесами и водной гладью. Осень в природе сравнивается с «осенью» в душе лири¬ческого героя. Этот мотив ушедшей юности вводится предложением «отговорила роща золотая».

Лирический герой, с одной стороны, принимает жизнь такой, какая она есть: Кого жалеть? Ведь каждый в мире — странник. Пройдет, зайдет и вновь оставит дом. А с другой — его мучают воспоминания о юности, о которой он думает не без сожаления: Я полон дум о юности веселой А дальше: Но ничего в прошедшем мне не жаль. И, несмотря на эти слова, действительность для него вовсе не привлекательна:

Стою один среди равнины голой, А журавлей относит ветер в даль. Юность же в памяти лирического героя осталась как «цветы». Повторяющееся слово «не жаль» еще больше под¬черкивает чувство утраты. Все эпитеты, сравнения и метафоры здесь существуют не только для красоты форм, но и для того, чтобы полнее выразить отношение лирического героя к уходящей моло¬дости: журавли теперь пролетают «печально»,

конопляник «грезит», дерево «роняет тихо листья». Природа и лирический герой в этом стихотворении не¬разрывно связаны. Все перемены, происходящее в природе, можно наблюдать и в жизни человека, который не только является ее частью, но и должен слиться с нею, чтобы до¬стичь гармонии с миром. Особое место в лирике Есенина занимают образы жи¬вотных. «Братья наши меньшие» наделены абсолютно все¬ми

человеческими чувствами, в том числе и человеческими образами, одним из которых является трагедия материнства. Стихотворение, в котором наиболее ярко это описа¬но, — «Корова». С самых первых строк мы понимаем, что перед нами старое животное, прожившее очень тяжелую жизнь: Дряхлая, выпали зубы, Свиток годов на рогах. И ее выгонщик грубый На перегонных полях. Бедной корове осталось жить недолго.
И вот в самом конце жизни ей выпало счастье: родился теленок. Но эта радость оказалась непродолжительной: Не дали матери сына, Первая радость не впрок. Старая корова знает, что и ее ожидает та же участь, что и сына: Скоро на гречневом свете С той же сыновней судьбой Свяжут ей петлю на шее И поведут на убой. Но животное беспокоит не столько собственная смерть, сколько

смерть своего дитя. Ведь, вопреки всем мнениям, животные тоже очень тяжело переживают разлуку со свои¬ми детьми. Это стихотворение наполнено сострадания к бед¬ной корове, поэтому здесь практически нет эпитетов, а если и есть, то только те, которые усиливают печаль: «выгон¬щик грубый», «сердце неласково к шуму», «грустная дума», «жалобно», «грустно», «тоще» и т.д. Но, как и у человека, у животного есть надежда. Пос¬ледние строки стихотворения помогают понять, о

чем меч¬тает корова: Снится ей белая роща И травяные луга. «Белая роща» символизирует жизнь без мук, без огор¬чений. Но этой мечте не суждено сбыться, этот мотив вве¬ден для того, чтобы противопоставить реальную жизнь той, которая грезится корове. Таким образом, природа в лирике Есенина предстает со всеми ее печалями и радостями, но в то же время только она способна исцелять душу человека. Поэзия Есенина отличается необыкновенной целостностью, так как все в ней — о

России. “Моя лирика жива одной большой любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве”, — говорил поэт. Образ России в лирике Есенина меняется, как сама жизнь в стране, как ее облик. Но остаются незыблемыми те ценности, из которых и складывалось для Есенина понятие России: деревня, русская природа, люди, живущие вокруг, счастье “дышать и жить”, — и
одно сокровенное чувство не исчезает, несмотря ни на что, — “чувство Родины”. Темы родины и природы в есенинской поэзии тесно взаимосвязаны, потому что, воспевая родину, поэт не может быть равнодушным к ее полям, лугам, рекам, описывая яке природу, поэт тем самым описывает и родину, так как природа — часть родины. Огромная любовь к России дала Сергею Есенину право сказать: Я буду воспевать

Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким “Русь”. А Русь — это русский народ, неповторимая природа, история страны, это все, что относится к этой части земли. Поэзия Есенина близка и дорога многим народам, его стихи звучат на разных языках. Заслуга поэта велика. Произведения его затрагивают наиболее важные аспекты жизни, темы, близкие народу, актуальные. Язык Есенина прост и доступен, сравнения подобраны с поэтической точностью, образы многолики

и красочны. Поэзия волнует сердце, притягивает своей оригинальностью и поэтической красотой, Есенин — жизнелюб. И это качество он воплощает в своих стихах, читая которые, невольно начинаешь смотреть на жизнь с другой стороны. Верность родине За что можно любить Родину? Конечно, это тема особая: ведь каждый любит Отчизну своей неповторимой любовью. За что любил родную землю такой предельно русский поэт, как

Есенин? Мне кажется, что прежде всего за то, что окружа¬ло его: поля, деревни, леса, крестьян, а потом и город, литера¬туру, друзей, даже кабаки — словом, за все то, что входит в плоть и кровь, становится частью бытия. Чувствуя, что зна¬чит потерять Родину, Сергей Александрович хорошо передал настроение русских эмигрантов, которым так часто снились ограда, калитка, береза и ель. Но никогда не имела бы такой магической силы лирика поэта о родной земле, если
бы он за этой “малой” родиной не видел “большой”. Конечно, он воспринимал Родину и глубже, и шире. Он гордился мощью своей страны, ее необъятностью: “Я буду воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким “Русь”, — пишет он в стихотво¬рении “Русь советская”. Поэт счастлив тем, что он сын вели¬кого народа, великой революционной эпохи, которую старает¬ся понять

и принять. Список литературы 1. Есенин С.А. в воспоминаниях современников. В 2-х т. М «Художественная литература», 1986г. 2. Есенин С.А Плеск голубого ливня. 2-е изд. М «Молодая гвардия», 1978г. 3. «Литературная Россия», №15, 12 апреля 1985г. 4. Журнал «Русская литература», 1970г. №2