Тема свободы у Пушкина Тема свободы одна из важнейших тем в лирике Пушкина.Свобода для Пушкина высшая жизненная ценность, без нее он уже в юности не могбы представить своего существования. Свобода основа дружбы. Свобода условиетворчества. Жизнь без свободы окрашивалась в мрачные и зловещие тона. Дажесудьба, которая у поэта всегда связывалась с представлением о несвободе, ибочеловек, по
Пушкину, зависит от ее всевластия, становилась святым провиденьем , когда сквозь ее тучи брезжил луч свободы И.И.Пущину . Представления о свободе всегда были основой пушкинскогомировоззрения.Уже в стихах1817-1819 свобода становится то высшим общественным благом предметом похвального слова Хочу воспеть Свободу миру , то целью, к которойустремлен поэт вместе с друзьями-единомышленниками звезда пленительногосчастья , то шагом от заблуждений и суетной жизни к блаженству истины имудрости
Я здесь, от суетных оков освобожденный, Учуся в Истине блаженствонаходить , то смыслом поэтической жертвы Свободу лишь учася славить, Стихами жертвуя лишь ей и обозначением душевного состояния поэта тайная свобода .Именносвобода стала главным критерием оценки жизни, отношений между людьми, обществаи истории.Петербургскийпериод. Свобода абсолютная, общечеловеческая ценность, онавне времени и пространства, это высшее благо и спутница Вечности. В ней Пушкиннашел масштаб для оценки общества и перспективу преодоления
его несовершенств.Аллегориисвободы противопоставлены аллегорическим образам Тиранов мира , Неправеднойвласти , увенчанного злодея Вольность весь мир, а не только Россиялишен свободы, а поэтому нигде нет радости, счастья, красоты и блага. Но этотакже взгляд просвещенных дворян. ПрославляяЗакон как прочную основу Свободы, поэт с негодованием пишет о тиранах. В ни хонвидит источник несвободы с апелляцией к разуму
монарха Поэт противник насилия, свобода не может бытьдостигнута в рез-те революции акт возмездия тиранам .В Деревне свобода не абстрактная идея всеобщего блага, а конкретно свобода русского крестьянства В К Чаадаеву на первый пан выходит внутренняясвобода, без которой не мыслится свободаобщественная. Свобода связана с жизнью сердца, с представлениями о чести идолге.Романтическая лирика 1820-1824. Тема свободы центральная.
Кинжал тайный стражсвободы Кинжал , Наполеон , К морю пронизывает мотив свободы. К Дельвигу одна свобода мой кумир . Свобода дляПушкина в годы изгнанничества один из политических символов, готовился кдороге в дыму, в крови, сквозь тучи стрел , ведущей к торжеству свободы.В 1823 разочарование, пессимистические настроенияиз-за 1 поражение европейских революций 2 в заговорщиках, которые нерешались посвятить 3 сомнения в возможности скорой революции.
Свободысеятель пустынный кризис веры в возможность скорого достижения общественнойсвободы люди оказались не готовы к восприятию живительного семени свободы. Ведущим стал мотив личной свободы. Узник на волеесть все, что ассоциируется с личной свободой тучи, гора, морские края ,ветер. Узник это поэт-изгнанник, уставший от неволи, но не сломленный, несдавшийся. К морю море, как и океан, стихия, буря, гроза, шторм, всегдаассоциировались со свободой.
Пушкин уподобляет море живому существу, одержимомумятежными порывами духа. Море еще и символ человеческой жизни, которую может вынести куда угодно, к любой земле . Но теперь его понимание свободы сталодругим т.к. свобода благо, неугодное тиранам, он жаждет свободы стихийной,ее идеал всегда живет в сердце человека. Во глубине послание написано языком политическихаллегорий, близких и понятных декабристам.
Конец 20-х 30-е. Свобода личная независимость, достоинства личного . Любое нарушениеправ личности, какими обстоятельствами оно бы ни было вызвано, расценивалосьпоэтом как подавление личности человека, стремление унизить его, низвести доположения раба.Свобода для Пушкина это свобода иметь собственноемнение об обществе, об историческом прошлом своего народа, возможность критически оценивать громкие права, от коихне одна кружится голова .
К личной неприкосновенности относятся и семья, домтворческий путь. Итог. Япамятник . Отмежевавшись от всего, что способно только унизить человека,Пушкин пришел к новому пониманию свободной жизни. В ней спутниками человека,ничем не ограниченного в своих передвижениях по земле, будут природа, красотакоторой создана творческим гением Бога, и произведениями искусства, созданныехудожниками людьми, вдохновленными
Богом.