КриницынА.Б.
Главным содержаниемлирики Некрасовас самого началаего поэтическоготворчествастановитсяизображениестрадания, благодаря чемуНекрасов и сталтем, кем еготеперь признаем– великим русскимпоэтом. Ибоготовностьк страданию, мужество перенесениястрадания –одна из нравственныхоснов русскойдуши. Русскаяземля издавназаслужилапрозвище«многострадальной»: слишком ужчасто ее народпосещали разныескорби. В бедаху него развилисьтакие христианскиедобродетели, как смирение, терпение, состраданиеи милосердие, признаваемыена Руси высшимииз всех человеческихчувств. Поэтомустихи Некрасовазатрагиваютсамые сокровенныеструны в душах.Поистине, уНекрасова нетзвука, «подкоторым неслышно кипеньячеловеческойкрови и слез».Без преувеличенияНекрасова можноназвать самымрусским по духуиз всех поэтовХIХ века.
Основным, мотивомскорбной пообщему тонупоэзии Некрасоваявляется любовь.Это гуманноечувство впервыесказываетсяв обрисовкеобраза роднойматери поэта; трагедия еежизни заставилаНекрасоваособенно чуткоотнестисьвообще к судьберусской женщины.Поэт много разв своем творчествеостанавливаетсяна лучших силахженской натурыи рисует целуюгалерею типовженщин – крестьянок: Орина — матьсолдатская, Дарья, МатренаТимофеевна.Тем же гуманнымчувством любвипроникнутыи нарисованныеНекрасовымобразы детей: опять галереядетских типови желание поэтапробудить всердце читателясочувственноеотношение кэтим беззащитнымсуществам.«Слагая образымои, — говоритпоэт: я толькоголосу любвии строгой истинывнимал»; фактическиэто и есть credoпоэта: любовьк истине, к знанию, к людям вообщеи к родномународу.
Даже Тургенев, отрицавшийв иные минутыпоэтическийталант Некрасова, чувствовална себе силуэтого таланта, когда говорил, что «стихотворенияНекрасова, собранные водин фокус, —жгутся». Будучипо натуре человекомживым и восприимчивым, разделявшимстремленияи идеалы своеговремени, Некрасовне мог остатьсябезучастнымзрителем общественнойи национальнойжизни; в силуэтого заботыи чаяния лучшейчасти русскогообщества, безразличия партийи настроений, стали предметоми его забот, его негодования, обличения исожаления.Некрасовунечего было«придумывать», так как самажизнь давалаему богатыйматериал, итяжелые бытовыекартины в егостихотворенияхсоответствоваливиденному ислышанномуим в действительности.Что же касаетсяхарактерныхособенностейего таланта— некоторойожесточенностии негодования, то и они объясняютсятеми условиями, в которых создавалсяи развивалсяего талант.«Это было, пословам Достоевского, раненное всамом началежизни сердце, и эта-то никогдане заживавшаярана его и быланачалом и источникомвсей страстной, страдальческойпоэзии его навсю потом жизнь».С детских летему пришлосьпознакомитьсяс горем, а потомвыдержать рядстычек с неумолимойжизненнойпровой; душаего невольноожесточилась, и в ней загоралосьчувство мести, которое сказалосьв благородномпорыве обличениянедостаткови темных сторонжизни, в желанииоткрыть на нихглаза другим, предостеречьдругие поколенияот тех горькихобид и мучительныхстраданий, которые пришлосьиспытыватьсамому поэту.Но Некрасовне ограничиваетсярассказом освоих толькостраданиях; привыкнувболеть душойза других, онслил себя собществом, сцелым человечеством, в справедливомсознании, что«белый светкончается ненами; что можноличным горемне страдатьи плакать честнымислезами; чтотуча каждая, грозящая бедой, нависшая наджизнию народной, след оставляетроковой в душеживой и благородной».
Содержаниюстихов соответствовалаи особая творческаяманера Некрасова.В долгих поискахформировалон свой «суровый, неуклюжийстих». КритикАлмазов ещев 1852 году недоумевал,«каким образомНекрасов ухитрялсявколотить впоэтическуюформу ультрапрозаическоесодержание».Сознательноотходит Некрасовот пушкинскойгармонии: «Норано надо мнойотяготели узыДругой, неласковойи нелюбимойМузы, Печальнойспутницы печальныхбедняков, Рожденныхдля труда, страданийи оков» («Муза»1852). В его стихахпоражает сочетаниепрозаической, разговорнойлексики сфольклорно-песенной, что давалонеожиданныехудожественныеэффекты. Напрозаическойинтонациистроятся стихи, в которых Некрасоврассказываето городскойжизни, рисуяочерки о петербургскойбедноте, карикатурына важных сановников, жалобы на свойсобственныйтрудный жизненныйпуть. Некоторыефразы его настолькопрозаичны посвоему содержанию, что кажутсявырваннымииз настоящихразговоров(«Он действительныйстатский советник»,«Нельзя либудет черезвас достатьдругое место?»), так что дажетрудно уловитьв них правильныйямб или анапест.
На фольклорно-песеннойинтонациистроятсястихотворения, посвященныекрестьянскимсудьбам, в этомслучае фольклорнымстановилсяне только язык, но и мелодикастиха.
Для примеравозьмем ещеодно стихотворение– «В деревне».Первая егочасть написанаот лица дворянина-охотника.Он хандрит, жалуется напогоду:
Право, не клубли вороньегорода
Около нашегонынче прихода?
Вот и сегодня…ну, просто беда!
С самого утраунылый, дождливый,
Выдался нынчеденек несчастливый:
Даром в болотепромок до костей,
Вздумал работать, да труд не дается,
Глядь, уж и вечер- вороны летят…
Две старушонкисошлись у колодца,
Дай-ка послушаю, что говорят…
Мы отчетливослышим интонациюразговорнойречи: ворчливоераздражение, тоску, досаду, ранее невозможныев стихах: «Даромв болоте промокдо костей»,«клуб вороньегорода», «Глупоекарканье, дикиестоны». Но кактолько начинаетсядиалог крестьянок(во второй части), стих смягчаетсяи становитсязадушевно, захватывающенапевным:
«Здравствуй, родная». — «Какможется, кумушка?
Все еще плачешь, никак?
Ходит, знать, по сердцу горькаядумушка,
Словно хозяин- большак?» –
«Как же не плакать? Пропала я, грешная!
Душенька ноет, болит…
Умер, Касьяновна, умер, сердешная,
Умер и в землюзарыт!
Даже не верится, что Некрасовсохраняет всетот же размер(дактиль): воцаряетсянародная протяжнаяпесня-плач.Меняетсясоответственнои язык: сердешная, можется, Савушка, шубушка, избенка, голубушка, зайчики. Преобладаютуменьшительно-ласкательныесуффиксы. Впервой строфе, особенно ощутимазвукопись на«у», создающаянастроениезаунывногоплача: кумушка, думушка, душенька, и завершениерефреном: «Умер, Касьяновна, умер, сердешная», впоследствииповторяющимсяв каждой строфе.Интонация плачавообще оченьчасто встречаетсяв некрасовскойлирике и явиласьтем новым, чтовнес Некрасовв русскую поэзию(вспомним всвязи с этимнекрасовскийшедевр «Едули ночью поулице темной…», предвосхитившийсоздание образаСони Мармеладовойу Достоевского).Протяжностии певучестистиха Некрасовдобивалсяиспользованиемтрехсложныхразмеров –дактиля, амфибрахияи анапеста, донего редковстречающихсяв русской поэзии.После того, какНекрасов ихвиртуозноразработал, они занялиравноправноеместо рядомс классическимямбом.
Для стихотворенийНекрасовахарактерномногоголосье, когда стихотворенияпишутся от лицаразных героев.Сколько разнообразныхлюдей и в поэме«Кому на Русижить хорошо», и в «Крестьянскихдетях», и в сатире«Балет», и вцикле сатир«О погоде», ив «Псовой охоте», и в «Медвежьейохоте», и в поэме«Мороз, Красныйнос»! И какоемножествотолпится людейв одной толькосатире «Современники»: фабриканты, министры, откупщики, адвокаты, железнодорожныедельцы, инженеры! Даже заглавиястихотворенийпестрят у Некрасоваименами: «Влас»,«Калистрат»,«Эй, Иван!», «Орина, мать солдатская»,«Дедушка Мазай»,«Дядюшка Яков»,«Катерина»,«Княгиня Волконская»,«Маша». Заразнообразиемимен — разнообразиелиц и характеров.В зависимостиот социальногопроисхожденияперсонажастиль, язык иинтонация стихаменяется. Этопозволяетговорить оналичии речевойхарактеристикигероев в лирикеНекрасова, неменее выразительной, чем в русскомреалистическомромане. Вариациитона могут бытьбесконечными: болтливаяскороговорка, повествовательныйсказ, народноепричитанье«в голос», шансонеткаили уличныйроманс «подшарманку», широкая раздольнаяпесня, балагурныйтон, тон гневныйили проповеднический, проникновенныеинтимные покаянныеинтонации, ироническийфельетон.