Тенденции развития мировых туристских центров. Гостиничное хозяйство России

1.        Тенденции развития мировых туристских центров
Современнаяэкономическая наука рассматривает туризм как сложную социально-экономическуюсистему, в которой многоотраслевой производственный комплекс, называемыйтуристической индустрией, является лишь одним из составных компонентов.Экономические проблемы анализируются в контексте общественного и экологическогоаспекта жизнедеятельности туризма.
Туризм (от фр. Torisme
На определенном этаперазвития экономики, когда потребность в путешествиях резко возросла, появилисьи производители этих услуг. Это привело к формированию товара особого типа — туризма, который можно купить и продать на потребительском рынке.
Производители услуг,предназначенных для обслуживания туристов (путешествующих людей), объединилисьв отрасль «туризм». Туризм не является товаром первой жизненной необходимости,поэтому он становится насущной потребностью человека только при определенномуровне его дохода и при определенном уровне богатства общества.
В настоящее времявыделяют внутренний и международный туризм, причем внутренний туризм по степениохвата доминирует над международным. На долю внутреннего туризма приходится75-80% общего числа туристов в мире, соответственно по финансовым результатамво многих странах он значительно превосходит иностранный.
Исследования современныхэкспертов показывают, что состояние мировой индустрии туризма, несмотря наобъективные трудности последних лет, в целом демонстрирует стабильность исохраняет позиции крупнейшего, высокодоходного и быстро развивающегося секторамировой экономики. Этим объясняется повышенный интерес к сфере туризма состороны правительств большинства стран мира, имеющих влиятельные структурыисполнительной власти для обеспечения эффективной государственной политики егоразвития. В ближайшие годы туристские рынки развитых индустриальных стран будутстабильно расти вследствие увеличения доступности туризма для более широкихслоев общества и частоты туристских поездок. Для новых и развивающихсятуристских рынков характерны тенденции сохранения динамичного роста и соответствующегоувеличения бюджетных доходов в ближайшее десятилетие. Ожидается постепенноесмещение акцентов в развитии туризма от традиционных рынков Западной Европы,США, Японии и Канады к альтернативным рынкам, таким как Центральная и ВосточнаяЕвропа, включая Россию, Китай, Южная Корея, Мексика, а также некоторые страныБлижнего Востока (табл.1)
Таблица 1 — Прогнозраспределения объемов въездного туризма по регионам мира (международныетуристские прибытия, млн. чел.)Регионы мира Прибытия Прогноз 1985 1990 1995 2000 2010 2020
Всего
327,1
457,2
565,4
667,7
1006,4
1561,1 Африка 9,7 15,0 20,2 27,4 47,0 77,3 Америка (Сев. и Юж.) 64,3 92,8 108,9 130,2 190,4 282,3
Восточная Азия
(Тихоокеанский регион) 31,1 54,6 81,4 92,9 195,2 397,2 Европа 212,0 282,7 338,4 393,4 527,3 717,0 Ближний Восток 7,5 9,0 12,4 18,3 35,9 68,5 Южная Азия 2,5 3,2 4,2 5,5 10,6 18,8
На диаграмме 1изображена доля регионов в общемировом рынке.

/>
Диаграмма 1 – Долярегионов в общемировом рынке, %
Одной из наиболеезначимых тенденций развития мирового туризма является резкое усилениеконкуренции на рынке туристического предложения как следствие появления всебольшего числа растущих стран с амбициозными планами привлечения туристов, атакже перенасыщения на рынке однотипного туристского предложения. В результатеэтого страны, стремящиеся сохранить, либо упрочить свои позиции намеждународном рынке, осуществляют планирование туризма на основе принциповустойчивого развития, предусматривают долгосрочные инвестиции в данную сферу иимеют четкие государственные стратегии развития туризма. Соответственно,повышается роль государственной политики развития туризма страны в целом, атакже целевого продвижения отдельных туристских продуктов на отечественном имеждународном рынках (диаграмма 2).
Основные составляющиестратегий, которые используются в мировой практике: детальный анализсобственных рынков с оценкой соотношения традиционных и перспективныхнаправлений, учет общемировых тенденций и мультипликативного эффекта отразвития туризма, проведение ежегодных международных кампаний под определеннымизапоминающимися девизами, а также широкое использование возможностей передовыхинформационных технологий как базовой платформы общения с потребителямитуристских услуг.
/>
Диаграмма 2 – Бюджетнациональных туристских организаций, выделяемые на рекламу, млн. евро, 2004 г.
Сфера туризма приуспешном развитии может стать одним из ключевых элементов, позволяющих создать условиядля достижения стратегических целей развития страны, а именно, повышенияблагосостояния населения на основе динамичного и устойчивого экономическогороста, обеспечения занятости населения, повышения уровня удовлетворениясоциальных и духовных потребностей, создания потенциала для будущего развитиягосударства и укрепления международных позиций России. При условии проведенияэффективной государственной политики туристская индустрия обеспечивает росткачества услуг, стимулирует развитие человеческого капитала, повышает качествожизни, создает и совершенствует инфраструктуру.
2.        Гостиничное хозяйство России
Гостиничноехозяйство России в 2007 году развивалось достаточно средними для страны такихмасштабов темпами.
Всегоза год было введено в эксплуатацию примерно 400 различных гостиниц на 41 тыс.Впрочем, уже то, что иностранных гостей не стало меньше, в«Ростуризме» считают достижением. Занятие в том, что в 2006 годуслучился спад въездного туризма в России, а в настоящий момент понижательнуютенденцию, кажется, удалось переломить.
Наиболееважным является с точки зрения исследователей не число иноземцев илигостиничных мест, а свойство юридической среды, в которой действуют предприятияотрасли. Минувший 2007 год разрешено прозвать переломным в развитии российскоготурбизнеса. Одним из основных достижений стало введение финансовойответственности туроператоров перед клиентами.
Этанорма содержится в обновленной редакции закона «О туристскойдеятельности», вступившей в силу 1 июня 2007 года. Оппоненты предрекалибанкротство большинства туристических компаний и важный подъем стоимости услуг.Но ничего из того, что они предрекали, не произошло.
Междутем статистика за девять месяцев 2007 года показывает, что, несмотря наувеличение транспортных тарифов и ужесточение визовых правил в некоторыхпопулярных посреди россиян странах, соотечественники по-прежнему любятпереводить дыхание за рубежом. Всего за январь–сентябрь 2007 года онисовершили 26,3 млн поездок за границу, что превышает уровень аналогичного периода2006 года на 18%. При этом цифра зарубежных поездок россиян с целью отдыхаувеличилось на 22%, а рабочие командировки, наоборот, сократились на 12%.
Неподтверждается взгляд о том, что россиянам приелись страны массового пляжногоотдыха. Туристический поток в Турцию за указанный отрезок времени по сравнениюс аналогичным предыдущим вырос на 27%, в Египет — на 52%, в Таиланд — на 75%.Не дожидаясь отмены виз, которая должна проистечь в этом году, мощно подростурпоток в Израиль — на 56%. Интересно, что и ухудшение межгосударственныхотношений, и ужесточение визового режима не завсегда мешают росту турпотока изРоссии.
Всеэти неприятности произошли в минувшем году между нашей страной и Англией, привсем при том численность россиян, посетивших Туманный Альбион, все одинаковоподскочило немедленно на 40%. Это гладко четверть от плановых объемов газа,предназначенного для украинского рынка. Россию стал расти, а вследствие тогочто держава намерено с его помощью решать социальные проблемы регионов.
Количествопоездок иностранных граждан в Российскую Федерацию за 9 месяцев 2007 годсоставило 17,3 млн., что примерно соответствует аналогичному периоду 2006 года.Это позволяет говорить о том, что негативная тенденция снижения числа посещенийнашей страны гражданами иностранных государств, проявившаяся за аналогичныйпериод прошлого года преодолена, и въездной туристический поток практическивосстановлен. По мнению аналитиков, 67% иностранных граждан приезжают в Россиюс частными, личными целями, далее лидирует туризм с целью бизнеса, чтообъясняется ростом роли России в мировом бизнесе, а также стремительнымразвитием российского рынка. С целью туризма в Россию въезжают лишь 7,8%.
Поданным Федерального агентства РФ по туризму общее число выездов граждан Россииза 9 месяцев 2007 года составило 26, 3 млн., что превышает аналогичный период2006 года на 18%. Наблюдается рост зарубежных поездок россиян с целью отдыха на22% и в то же время снижение выездного потока со служебными целями, которыйсоставил 88% от величины аналогичного периода предыдущего года (за 9 месяцев2006 г. из России с целью туризма выехало 5 923 290 российских граждан).
Пооценкам различных специалистов емкость российского рынка выездного туризмасоставляет $1-2,5 млрд. в год.
Поданным Росстата за первое полугодие 2007г. наиболее популярными направлениямивыезда среди российских туристов являлись Турция (ей отдали предпочтение 16,5%российских туристов), Китай (15,6%), Египет (15,5%), Финляндия (8,6%), Италия(3,8%), Украина (3,7%), Таиланд (3,3%), ОАЭ (2,9%), Испания (2,8%), Германия(2,7%) и другие.
В2007 г. зафиксирован рост выездного потока иностранных туристов Сербию иЧерногорию (88,2%), Финляндию (62,6%), Эстонию (52%), Грецию (44,5%) и другиестраны. Операторы объясняют это, прежде всего, обилием разнообразной перевозки,приемлемыми ценами на этих направлениях, а также стабильным интересом к Европесо стороны самих россиян. Наибольший рост выездного потока наблюдается вТайланде (124,95%), который уже оправился от последствий цунами.
В2007 году Россия обладает уникальными возможностями для развития внутреннеготуризма. Если в 2006 году внутренний туризм составил порядка 26 млн человек, тов 2007 — 28 млн человек.

Список использованнойлитературы
 
1.     http://new.umaco.org/main.php?m=2&sm=3&id=1284&act=show_news.
2.     http://vremya.ru/2008/35/8/198874.html
3.     http://www.argo.argotravel.ru/info/analit/
4.     Концепцияразвития туризма в Российской федерации на период до 2005 г. РаспоряжениеПравительства РФ от 11 июля 2002 г. № 954-р.// Российская газета.-2002.- 14июля.
5.     СтржалковскийВ.И. Макроэкономические условия развития сферы туризма. //Автореферат дисс. канд.экономич. наук. Институт экономики переходного периода. — М., 2005.