Теневая экономика и проблемы её эффективного ограничения

–PAGE_BREAK–3. ОСОБЕННОСТИ ТЕНЕВЫХ СТРУКТУР В ТРАНСФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ

В настоящее время проблемы оценки теневой экономической деятельности осо­бенно актуальны в России, Украине, Бела­руси и других странах СНГ с переходной экономикой. Существует совокупность факторов, относящая эти страны в группу повышенного риска. Во-первых, как показывает мировой опыт, в условиях перехода к рыночным отношениям резко увеличивается доля теневой экономики, чему способствует рост инфляции, возмож­ность получения прибыли без самовозрас­тания стоимости, расширение частного сек­тора, а также   практика уклонения от уп­латы налогов путем утаивания продукции и занижения доходов, увеличение числа мелких предприятий, слабое нормативное и правовое обслуживание регулирования рыночных отношений, рост дифференциа­ции доходов, ухудшение криминогенной обстановки. Во-вторых, практически не раз­работана какая-либо единая методика количественной оценки теневых экономических структур. В-третьих, существующая статистическая информация и традиционные методы ее сбора не позволяют в должной мере учесть показатели теневой экономики.[1, с.99]

Исследования показали, что среди развитых стран размеры теневой экономики имеют наибольшие размеры в ряде государств Западной Европы, относительно средние в Швеции, Германии, Австрии и минимальные в таких странах как Япония, Швейцария, Австрия. Эти различия объясняются высокой степенью огосударствленностью смешанной экономики в большинстве стран Западной Европы и атмосферой “общественного согласия” в Японии, где даже гангстеры честно платят налоги на прибыль от наркобизнеса, рэкета и проституции.

В результате применения различных методов были получены следующие оценки масштабов теневой экономики (в % к ВВП) по странам, раз­личающиеся в ряде случаев между собой в несколько раз: по Австрии — от 4 до 9 %, по Бельгии — от 2 до 20 %, по Фран­ции — от 6 до 9 %, по ФРГ — от 3 до 15 %, по Великобритании — от 2 до 8 %, по США — от 4 до 30 %.[5, с.101]

В большинстве постсоциалистических государств ситуация намного сложнее и серьезнее. После распада социалистического лагеря практически всюду теневой сектор значительно вырос.

      На основе таблицы 1(приложение А) можно говорить о том, что средний размер теневой деятельности в странах постсоциалистического лагеря равен примерно 20-30% от ВВП. Критический размах этот показатель получил в Грузии, что связано в большей мере с незаконным оборотом наркотиков и рэкетом, а также в России, и это вызвано борьбой за сферы влияния в различных отраслях промышленности, а также с оборотом наркотических средств и оружия, незаконной торговлей нефтью.

      Тузова А.А. заметила, что в «центре» мирового хозяйства, который образуют развитые страны, размеры теневого сектора экономики составляют 12 % их совокупного официального ВВП; в остальном мире, объединяющем «перефирию» и «полуперефирию» мирового хозяйства, относительные размеры теневого сектора в 2 — 3 раза больше [13, с. 18].

        Первое и основное отличие теневых процессов в обществе с переходной экономикой состоит в «широте захвата». В странах cпереходной экономикой теневые процессы захлестнули не только экономику, но и все общество в целом. [8, с.244]

        Второе существенное их отличие состоит в том, что в социальной сфере результатом теневой деятельности являютсяне сами деньги, а те или иные изменения в социальных взаимоотношениях участников, социальные эффекты. Например, такие как коррупция, теневой институт репетиторства, теневой рынок диссертаций и многие другие.

       Третье отличие заключается в том, что главное последствие «теневизации» общества переходного типа — это усиление его закрытости и усиление отчуждения людей от государства.

       Главная причина теневого бизнеса в таких странах заключается в отсутствии необходимой институциональной среды для бизнеса, т.е. в недостатке формальных правил в экономике. Это явление получило название «институциональный вакуум». Так, например, в странах СНГ широкое распространение получила «деформализация правил»  [13, с.246]. Ее сущность заключается в непрерывной трансформации институтов, в ходе которой формальные правила заменяются неформальными и встраиваются в неформальные отношения.

      Характерной чертой развития экономических процессов в рассматриваемых странах является сближение теневого и легального бизнеса. Они настолько переплетены между собой, что их почти невозможно отличит друг от друга. Эта неразличимость проявляется и в функциональной сфере. Например, в России параллельно легальной возникла сопоставимая с ней по масштабам теневая экономика, в которой формируется  такой же набор механизмов, что и в официальной хозяйственной системе. В ней действуют свои правила ценообразования, способы обеспечения, соблюдения контрактов. Имеется специфический набор профессий с особым кодексом поведения, работают собственные механизмы инвестирования. [13,c.247]

      Именно поэтому введение рыночных отношений и трансформация теневой экономики должны идти под строгим контролем государства. Этот контроль должен носить не запретительный, а координирующий характер. [11, с.162]

     Очевидно, что переходная экономика требует осуществления соответствую­щего организационного и правового обеспечения. В комплекс мер по прио­ритетным направлениям включается:

•  разработка  антимонопольного законодательства, разгосударст­вление, приватизация собствен­ности (формируется многообра­зие форм собственности);

•  развитие конкуренции во всех сферах экономических отноше­ний (либерализация цен, ограни­чение прямого государственного вмешательства в хозяйственнуюдеятельность собственников);

• стимулирование предпринима­тельской деятельности, наращи­вание   объемов   производства (льготное  налогообложение  и кредитование) с целью ликвида­ции дефицита продукции;

•  экономический контроль над хо­зяйственной деятельностью (фи­нансовый, банковский, налого­вый) и повышение ответственно­сти нарушителя (штрафные санкции, лишение кредитных и нало­говых льгот, объявление банкро­том, закрытие предприятия и т, д.)[15, с.76]

Что же дает населению теневая экономика? Главное — она позволяет части его лучше перенести так называемый «переходный период». На данную особенность обращает внимание российский социолог  В. Бойков: «Теневой сектор позволяет выжить населению. Доходы крайне низки. А теневая экономика как раз предлагает дешевые товары и услуги. Кроме того, здесь есть и широкие возможности для заработка. „Убей“ этот сектор — и жизнь населения станет невыносимой.» [19,c. 269]

Таким образом, страны с переходной экономикой  являются группой повышенного риска с резким увеличением доли «теневой экономики». Переход к рынку – сложная проблема, требующая глубокой теоретической проработки и комплекса практических мер. И важно правильно соотнести движение к рынку с уже имеющимися и возникающими негативными последствиями теневой экономики, разрабатывать комплекс социально-экономических мероприятий по минимизации негативных последствий. Переходный период к рынку должен быть обеспечен активной деятельностью правоохранительной системы в целом. Для этого необходимы изменения в законодательной базе, материальное и моральное стимулирование, социальная защита сотрудников подразделений, ведущих борьбу с организованной преступностью и теневой экономикой, коррупцией и уголовной ответственностью.[11, с.163]
4. ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Ситуацию с проблемой теневой экономики в Республике Беларусь можно оценить не очень оптимистично. Несмотря на то, что уровень теневой экономики, подпадающей под действие Уголовного кодекса, достигает в Белоруссии в среднем 25-35 %, что является одним из самых низких показателей в СНГ, в республике достаточно развит сектор «серой» экономики. Примерами могут служить частное репетиторство, частные медицинские консультации, «челночная» и рыночная торговля без уплаты налогов. Прямым следствием такого рода экономической деятельности явился уход в «тень» валютного рынка страны.

Практика показала, что теневая экономика в Беларуси в силу ряда причин  и условий имеет специфические  особенности в отличие от аналогичных процессов и явлений за рубежом. Поэтому и борьба с теневой экономикой, а вернее с негативными последствиями и причинами ее порождающими, лежит несколько в другой сфере, чем в странах Запада.

Начало развития белорусской современной теневой экономики связывают с серединой 60-х-началом 70-х гг. Этот период оценивается, как этап или пик подъема в развитии командно-административной системы. И с этим связывают возникновение теневой экономики, считая, что вполне логично искать ее базу в началах самой командно-административной системы, прежде всего в ничейной собственности. Расцвет командно-административной системы характеризовался жесткой централизацией управления экономикой, строго фондируемым распределением без учета реальных потребностей того или иного региона, предприятия и так далее.

 Следовательно, первоначально теневая экономика действовала в недрах легальной экономики в сфере производства предметов потребления, в промышленном производстве, сельском хозяйстве, сфере услуг, строительстве. И в этом заключается особенность теневой экономики в нашей стране. [11, с. 140]

В этой связи в Республике Беларусь можно вывести  ряд особенностей теневой экономики,  отличающих ее от западных стран.

Первая особенность — воспроизводство ее структуры вместе, параллельно и в недрах легальной экономики. Это воспроизводство не нарушается, даже при замене партийно-бюрократических структур на демократические.

Вторая особенность — упрощенный процесс сращивания, слияния, кооперирования, концентрации в теневой экономике, так как для этих целей используются  структуры и хозяйственные связи легальной экономики.

Третья особенность –  расширения социальной базы теневой экономики.

Если раньше здесь преобладали представители командно-бюрократического аппарата и уголовной среды, то сегодня так называемым бизнесом занимаются представители интеллигенции, молодежь и  прочие.

Четвертая особенность — распространение такой специфической черты теневой экономики, как полулегальная деятельность в сфере финансовых отношений, но в рамках закона. [11, с. 144]

Так как действие теневой экономики  в нашей  стране все-таки имеет место, то  соответственно должны быть и меры, направленные на  снижение, предотвращение и/или  уничтожение теневой экономики. Они применяются соответственно тем или иным последствиям, которые несет тот или иной вид  теневой экономики.

Исходным пунктом разработки регулирующих мер в области теневой деятельности выступает прогнозирование возможных ее границ и структуры. Осуществление данного прогноза осложняется двумя группами проблем. Первая связана с неоднозначностью расчетов уровня теневой экономики в базисном периоде, малым объемом информации, трудоемкостью оценок, вторая – с трудностями макроэкономического прогнозирования в целом. Исходя из этого,  в развитии теневой экономики Беларуси целесообразно выделить три этапа:

·             1960-1990 гг. –  теневая экономика в условиях административно-командной системы;

·             1991-1995 гг.  — теневая экономика в условиях перехода к рыночным отношениям;

·             1996-2009 гг. — теневая экономика смешанного типа.

Для первого этапа характерны следующие черты: неформальная занятость в сфере услуг, нелегальная торговля товарами, валютные спекуляции, фиктивная экономика, взяточничество, использование служебного положения.

Для второго этапа — резкий рост объемов теневой деятельности, в частности, расширение неформальной занятости, неучтенной деятельности малых предприятий, развитие скрытого производства, преобладание в нелегальной экономике краж, должностных преступлений, наркобизнес, торговля оружием, преступления связанные с угоном транспортных средств.

Для третьего этапа — сужение размеров теневого бизнеса.

Разработка прогноза состояния теневой экономики базируется на изучении различных вариантов экономического развития республики. В  соответствии с этим, целесообразно рассматривать следующие возможные сценарии развития [12, стр.184-186]:

Вариант 1. Сохранение существующей модели  хозяйствования. Усиление директивных элементов в государственном  регулировании, централизации управления, продолжающееся снижение эффективности приведут к постепенному сокращению наблюдаемых в настоящее время темпов роста объемных показателей производства. При этом доля теневой экономики постепенно стабилизируется и составит около 40-45 % от ВВП. Как результат, рост объема теневой экономики до 2010г, а затем снижение его уровня и стабилизация  к  2020г.
Вариант 2. Постепенный переход к рыночной экономике при условии сохранения постоянных темпов роста производства. Предполагается активизация рыночных преобразований, реструктуризация экономики. Следовательно, с расширением производственного сектора будет постепенно увеличиваться и доля теневой экономики, а именно 40-45 % от ВВП. Как следствие, рост объема теневой экономики, после замедление темпов роста к 2010г., стабилизация уровня к 2015г.

 Вариант 3. Постепенный переход к рыночной экономике при условии сокращения темпов роста производства. Предполагается активизация рыночных реформ и изменение отраслевой структуры народнохозяйственного комплекса. Размеры теневой деятельности постепенно увеличиваются до 35-40 % от ВВП. Следует ожидать постоянный замедленный рост объема теневой экономики.

      Вариант 4. «Шоковая терапия». Прежде всего, данный вариант связан с проведением радикальных рыночных преобразований. В результате произойдет резкий спад производства, снижение уровня жизни, доля теневой экономики может выйти за пределы 50-60 % от ВВП. Но через несколько лет возможно постепенное сокращение спада производства, его стабилизация и некоторое снижение доли теневой экономики до 45-50 % от ВВП. Следствием будет являться резкий объем роста теневой экономики до 2007г., постепенное его снижение  к 2007-2020 гг.

Вариант 5. Присоединение к России. Такое предположение развития приведет к автоматическому распространению на территории  Беларуси рыночных реформ, происходящих в России, к потере экономической самостоятельности, полной зависимости отроссийского капитала и т.д., к росту коррупции  и нелегальной экономики. Нижняя граница теневой экономики предположительно достигнет 50-60 % и выше от ВВП. Следует ожидать постоянный рост объема теневой  экономики, к 2015г. темпы роста замедляются.[12, с. 194]

Таким образом, используя комбинационные методы прогноза и сценарии развития экономики Республики Беларусь на 2006-2020 гг. можно проследить следующую динамику развития теневой экономики[таблица2, приложение Б].

      Теперь, когда приблизительно оценили возможные масштабы теневой экономики, можно попытаться определить и способы борьбы с этим «недугом», характерные для нашей республики.

Меры по обеспечению экономической безопасности — это  целенаправленная деятельность государственных и общественных институтов по недопущению негативных явлений и процессов в сфере экономики. Данная деятельность включает: определение пороговых значений экономической  безопасности; прогнозирование внешних и внутренних экономических угроз; разработку законодательных актов, обеспечивающих защиту национальных экономических интересов; поддержку развития малого предпринимательства и другие. [17, с. 837-838]

Первостепенное значение в борьбе с экономической преступностью имеет разрушение условий и обстоятельств, ее порождающих. Необходимо создание экономических и правовых стимулов, исключающих криминализацию общества из всех сфер хозяйственной и финансовой деятельности, захват криминальными элементами производственных и финансовых институтов, их проникновение в различные структуры власти.

Обеспечение экономической безопасности  Республики Беларусь требует дальнейшего укрепления государственной власти, повышения доверия к ее институтам, а также улучшения механизмов выработки и реализации экономической политики. Для этого необходимо совершенствование системы управления экономикой на основе более четкого определения функций республиканских, отраслевых, региональных (областных) и местных (районных, городских)  органов управления. Переход к рыночной экономике требует формирования соответствующего нормативно-правового  пространства, новых институтов управления и институциональных преобразований, создания механизма разрешения спорных вопросов и конфликтных ситуаций между различными органами власти и управления. [17, с. 837]

Актуальной проблемой до сих пор является «отмывание» преступных доходов на территории Республики Беларусь. Как уже было отмечено в главе 2, под «отмыванием» денег понимается процесс, посредством которого доходы, получаемые от любой криминальной деятельности, перемещаются, трансформируются, конвертируются или смешиваются с законно получаемыми средствами с целью сокрытия или маскировки их истинного происхождения, источника или собственника. Специфика нашей республики заключается в том, что  она занимает своеобразное «транзитное» положение в движении денежных средств. В связи с этим преступные группировки втягивают белорусских субъектов хозяйствования в преступную деятельность. Поэтому международные эксперты наряду с латиноамериканскими странами, странами Юго-Восточной Азии, а также Польшей, Румынией, Россией относят Беларусь к «группе повышенного риска». [10, c. 2]

 Эффективное противодействие данному виду преступной деятельности в республике может быть налажено при условии изучения и использования законодательного, организационного опыта государств, столкнувшихся с этой проблемой раньше Беларуси, и тесном взаимодействии с государствами, банками и правоохранительными органами по предотвращению легализации доходов, добытых обманным путем. Новый Уголовный кодекс республики предусматривает уголовную ответственность по статье 152-6 за легализацию преступных доходов, а также по статье 235 за легализацию материальных ценностей, приобретенных преступным путем. Но следует отметить, что действующее законодательство пока не в полной мере соответствует современному состоянию проблемы и не учитывает опыт зарубежных стран. [10, c. 3]

Любимым объектом для дельцов теневого бизнеса стал банковский кредит. Особую почву для финансовых  афер и злоупотреблений создают им коммерческие банки. Массовый  характер приобрели:

·             нарушения кредитно-финансовой дисциплины, порядка и правил ведения бухгалтерского учета;

·             отсутствие проверки законности кредитных договоров с  государственными предприятиями и банками;

·             злоупотребления и подлоги в отношениях между ними.

Стоит сказать о том, что главным фактором обеспечения экономической безопасности Республики Беларусь также является устойчивое развитие хозяйственного комплекса страны, повышение его эффективности и конкурентоспособности. Для этого необходимо, во-первых, сохранить приоритетное развитие отраслей и производств, имеющих жизненно важное значение для функционирования государства как в обычной, так и в экстремальной ситуации, способных обеспечить процесс воспроизводства независимо от внешних воздействий; во-вторых, необходимо развивать национальную экономику с учетом внешнеэкономического сотрудничества, международной кооперации производства и других глобализационных процессов. [17, c. 839]

Подводя итог  всему вышесказанному,  можно сделать следующие выводы:

1.Теневая экономика в Беларуси имеет специфические  особенности в отличие от аналогичных процессов и явлений за рубежом.

2. Существуют  меры, направленные на снижение, предотвращение и/или  уничтожение теневой экономики в Беларуси.

3.Исходным пунктом разработки регулирующих мер является прогнозирование возможных границ и структуры теневой экономики.

Таким образом, видно, что в Беларуси  существует теневой сектор экономики (пусть даже небольшой процент по сравнению с другими государствами), однако принимаются различные  меры по борьбе с ним, которые ужесточаются с каждым годом. Хотелось бы надеяться, что в скором времени  масштабы теневой экономики снизятся до минимума, и нашей экономике будут соответствовать только понятия «кристально-чистая», «прозрачная», «законная».  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  Даже при наличии  малого объема информации, которая  представляет собой общий обзор масштабов теневой экономики, причины ее развития, условий возникновения и последствия,  можно говорить о том,  насколько сильно воздействует теневая экономика не только на официальную экономику, но и на все сферы нашей жизни.

  По данной работе можно сделать следующие выводы:

1. Теневая экономика — это специфическая форма экономической деятельности, реализуемая в народном хозяйстве и подчиненная цели получения доходов от незаконной и полулегальной хозяйственной практики. Существуют  различные (это обусловлено неоднозначностью подхода к теневой экономике) классификации теневых форм  экономической деятельности. В понятие «теневая экономика» как многогранное, сложное и емкое явление включаются: основные капиталы; финансовые средства и ценные бумаги; личные капиталы структур теневой экономики; демографические ресурсы. Выделяют множество причин появления теневой экономики, среди которых: инфляция в условиях несбалансированного рынка; расширение частного сектора; расширение практики уклонения от уплаты налогов путем утаивания продукции и занижения доходов; слабое нормативное и правовое обеспечение регулирования рыночных отношений; другие.

2. Функционирование теневой экономики влечет за собой  ряд последствий — положительных и отрицательных, которые влияют на макроэкономическое равновесие государства, независимо от его формы правления, этапов развития. При определении уровня теневой экономики используют прямые и косвенные  методы. Борьба с теневой экономикой должна быть борьбой с причинами ее порождающими. Существует множество комплексов борьбы с теневой экономикой, которые включают в себя различные аспекты действия.

     3.  Проанализировав ситуацию в странах с переходной экономикой, важно отметить, что переход к рынку является сложной проблемой для предотвращения теневой экономики, требующая глубокой теоретической проработки и комплекса практических мер. Это определя­ется совокупностью факторов,  таких как рост инфляции, возмож­ность получения прибыли без самовозрас­тания стоимости, расширение частного сек­тора, практика уклонения от уп­латы налогов путем утаивания продукции и занижения доходов, увеличение числа метких предприятий, слабое нормативное и правовое обслуживание регулирования рыночных отношений, рост дифференциа­ции доходов, ухудшение криминогенной обстановки,   отсутствие единой методики количественной оценки теневых экономических структур, несовершенство методов сбора.

4.  Необходимо  выделить следующие важные моменты, характерные для Республики Беларусь, связанные с развитием теневой экономики:

·                    Теневая экономика в Беларуси имеет специфические  особенности в отличие от аналогичных процессов и явлений за рубежом (первая особенность — воспроизводство ее структуры вместе, параллельно и в недрах легальной экономики (это воспроизводство не нарушается, даже при замене партийно-бюрократических структур на демократические); вторая особенность — упрощенный процесс сращивания, слияния, кооперирования, концентрации в теневой экономике, так как для этих целей используются  структуры и хозяйственные связи легальной экономики; третья особенность –  расширения социальной базы теневой экономики; четвертая особенность — распространение специфической черты теневой экономики, как полулегальная деятельность в сфере финансовых отношений, но в рамках закона);

·                    Исходным пунктом разработки регулирующих мер является прогнозирование возможных границ и структуры теневой экономики;

·                    Существующие комплексы  мер по борьбе с теневой экономикой разнообразны по сферам влияния, а также масштабам действия.

     Для того, чтобы бороться с теневой экономикой, необходима постоянная, долгосрочная, целенаправленная работа. И не только честных правоохранителей, законодателей, но и самих граждан.  Если не учитывать это, бороться с теневой экономикой бесполезно. Ее изучение необходимо для понимания современного мира и особенно той ситуации, которая сложилась в настоящее время.

Для того чтобы полностью контролировать экономическую ситуацию в стране, необходимо не просто владеть практическими навыками по борьбе с теневой экономикой, но и быть «подкованным» в теоретическом плане.
                       СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Бовкун Н.Ч., Тамашевич В.Н.Теневая экономика: проблемы количественного измерения  //  Белорусский экономический журнал. – 1997. — №1. 

2.Валовой Д.В.  Экономика. Учебник для юристов.М.: «Щит-М»,1998. 358с.

3. Вечканов Г.С.  Экономическая безопасность. Спб.: «Вектор», 2005.251с.

4.Зиновский В.И. Проблемы оценки ненаблюдаемой экономики в Республике Беларусь//Вопросы статистики. 2004. №11.

  5.Иванова Н.Н. Масштабы и динамика развития теневой экономики в постсоциалистических государствах Евразии (обзор зарубежных исследований) // «Экономическая теория преступлений и наказаний» – 2004 – №4.

6.Крюков Л.М. Актуальные проблемы рыночной экономики.  Мн.: 1992. 133 с.

7.Кулибаба И. А. Статистические методы оценки размеров теневой экономики: Автореферат диссертации на соискание учен. степ. канд. экон. наук: 08.00.11/БГЭУ. Мн., 1997. 21 с. 

8.Орлов, В.И. Философия бизнеса в обществах переходного типа, Мн.: Экономпресс,2004. 287 с.

  9. Пешко Д.А. Механизм формирования коррумпированных структур. Мн.: 1994. 107 с.

10.Пузиков В.В. Стратегия борьбы с «отмыванием» преступных доходов//Предпринимательство в Белоруссии. 2001. №12. 192с.

11.Пузиков В.В. Экономическая безопасность и экономическая преступность.      Мн.: «Армита-Маркетинг»,  2001. 363 с.

12.Тамашевич В.Н. Актуальная статистика 2004. Сборник научных трудов. Том.  Мн.: «Информстат»,2004. 268с.

13.Тузова, А.А. География теневого сектора современного мирового хозяйства, Мн.: Москва, 2009. — 26 с.

14.Филипович С.И. Социально-экономические аспекты формирования, функционирования и эффективного ограничения теневых сфер экономики. Мн.: «Бестпринт», 1998. 110 с.

15.Филиппович С.И. Механизм ограничения теневой экономики//Финансы, учет, аудит. 2004. №4. 65 с.

16.Филиппович С.И. Возможна ли легализация теневого капитала?//Финансы, учет, аудит. 2002. №9. 73с.

17. Шимов  В.Н. Национальная экономика Беларуси. Учебное пособие. Мн.: «БГЭУ», 2005.844 с.

18.Шмелев А.Н. Неплатежи — проблема номер один  любой экономики//Вопросы    экономики. 1997. №4. 82 с.

19.Эриашвили, Н.Д. Теневая экономика. Мн.: Москва: Юнити-Дана, 2008. 447c.
                                                ПРИЛОЖЕНИЕ А    продолжение
–PAGE_BREAK–