–PAGE_BREAK– 1.2.Типы теневой экономики.
Каждая из указанных точек зрения по-своему правильна и отражает в той или иной степени наблюдающиеся в экономике реальные процессы. Они характеризуют теневую экономику с различных сторон и по существу не противоречат друг другу. Таким образом, теневая экономика как бы распадается на три крупных блока:
1. Наиболее широкое понятие в этом ряду — неформальная экономика, представляющая собой совокупность хозяйственных отношений, которые не отражаются в официальной отчетности и формальных контрактах. Она состоит из двух частей. Одна из них находится «на свету» и включает сегменты, вписывающиеся в действующее законодательство или, по крайней мере, не противоречащие ему. В России значительное распространение она имеет в сельском хозяйстве (личные подсобные хозяйства), торговле (так называемое челночничество или продажа товаров с рук), строительстве и в ряде других отраслей
Другая часть — теневая экономика — не только не отражается в официальной отчетности и формальных контрактах, но и вступает в противоречие с законодательными установлениями. В свою очередь, не все, что находится в «тени», криминально. Важный сектор теневой экономики вполне легален по своим целям и содержанию, однако по характеру используемых средств периодически вступает в противоречие с законом. Отождествлять этот сектор с преступностью не обязательно, если мы не хотим впасть в пафос безапелляционных характеристик типа: «Вся экономика России насквозь криминальна».
2. Криминальная экономика в собственном смысле — это часть теневой экономики, сопряженная с заведомым нарушением закона, как по средствам, так и по целям деятельности, то есть с производством и распределением продуктов и услуг, запрещенных законом.
Можно предложить следующую классификацию неформальной экономики по степени легальности хозяйственных операций:
1. Легальная (неофициальная) экономика (legaleconomy) — экономическая деятельность, которую не фиксируют в отчетности и контрактах; однако она не нарушает ни действующих законодательных норм, ни прав других хозяйственных агентов (пример — натуральное производство домашних хозяйств).
2. Внеправовая экономика (out-of-laweconomy) — экономическая деятельность, нарушающая права других хозяйственных агентов, но не регламентированная действующим законодательством и находящаяся тем самым во внеправовых зонах. Это «розовые рынки» (rosymarkets). Хрестоматийный пример — финансовые пирамиды середины 90-х годов, которые лишь использовали «дыры» в законодательстве, но от их деятельности пострадали миллионы людей. Сюда же следует отнести нарушения экологической безопасности, лоббирование в пользу отдельных хозяйственных субъектов, предоставление «в виде исключения» индивидуальных льгот и субсидий и т.п.
3. Полуправовая экономика (semi-legaleconomy) — экономическая деятельность, по своим целям соответствующая законодательству, но периодически выходящая за его пределы по характеру применяемых средств. Это «серые рынки» (grey markets). Прежде всего, они связаны с разными способами уклонения от налогов, включая использование «черного нала», бартерные обмены, работу без патента и лицензии, трудовой наем без оформления.
4. Нелегальная, криминальная экономика (non-legal, criminal economy) — экономическая деятельность, запрещенная законом и по своей сути нарушающая закон: наркобизнес, незаконное производство оружия и незаконная торговля им, крупная контрабанда, проституция, торговля людьми, рэкет и применение силы. Это «черные рынки» (black markets).
Таким образом, 1 и 2 сегменты неформальной экономики в принципе не являются теневыми, тогда как 2.3 и 2.4 таковыми являются.
«Серый» и «Черный» рынки соприкасаются и переплетаются. Очень часто нелегальный бизнес попадает под рэкет и контроль криминальных группировок. Ведь благообразный торговец «всего лишь» продающий товары за наличные без кассового оформления сделок, знает, что нарушает закон. Весь его тайный доход находится за пределами легальных прав собственности. Как, например, можно заявить в милицию о рэкете, если отобранные бандитами доходы на бумаге вообще не существовали?
Приведу еще одну небесполезную, на мой взгляд, классификацию — по характеру и полноте регистрации хозяйственных операций. С этой точки зрения теневая экономика (и неформальная экономика в целом) делится на следующие сегменты:
по мотивам отношения хозяйственных агентов к отчетности:
· скрытая экономика(hidden economy) — экономическая деятельность, сознательно укрываемая хозяйственными агентами от статистических и налоговых органов;
· потерянная экономика(missing economy) — экономическая деятельность, не попадающая в отчеты из-за неполного охвата обследуемых единиц наблюдения, неосведомленности и непроизвольных ошибок экономических агентов;
по охватудеятельности статистическим учетом:
· учтенная экономика(recorded economy) — экономическая деятельность, не отражаемая в отчетности самих экономических агентов, но учитываемая статистикой благодаря специальным дорасчетам;
· неучтенная экономика(unrecorded economy) — экономическая деятельность, выпадающая и из отчетов, и из окончательных статистических данных.
К тому же, наряду с теневой, существует фиктивная экономика (fictitious economy), связанная с отражением в статистической и бухгалтерской отчетности несуществующей хозяйственной деятельности (например, перевод денег за не поставленную продукцию).
Путаница в рассуждениях о теневой экономике, как мне представляется, во многом имеет своим источником (помимо упомянутых терминологических трудностей) смешение двух принципиально разных подходов. Первый определяет неформальную (включая теневую) экономику как совокупность форм хозяйства или секторов экономики, противостоящих государству и легальным сегментам рынка. Этот подход на сегодняшний день наиболее популярен. Между тем на неформальную и теневую экономику можно взглянуть и иначе — как на совокупность отношений, присущих всем без исключения секторам экономики. Под этим углом зрения любая экономика предстает как сложное переплетение легальных, полулегальных и нелегальных связей.
Первый подход применяется главным образом при макроэкономических расчетах и нацелен на определение масштабов теневой экономики. Второй подход — скорее микроэкономический — ориентирован на изучение институтов и практик повседневной хозяйственной деятельности.
продолжение
–PAGE_BREAK– 1.3. Источники теневой экономики.
Объективной причиной стремительного роста теневой экономики в России является переход от бюрократической, командной системы управления к рыночной. Смена общественного строя сопровождается и сменой старой морали. При этом теневая экономика должна базироваться и развиваться из конкретных источников.
Первый из них — это пресловутый вывоз за рубеж капитала, сырьевых и энергетических ресурсов (по оценкам авторитетных экспертов это около $30 млрд. в год)[4]. При этом основная часть сделок не является в прямом смысле теневой, т.е. осуществляется на законных основаниях: сырье и энергоресурсы часто реализуются за рубеж по заниженным ценам через посреднические компании, а соответствующий процент от прибыли последних оседает за рубежом.
Вторым, и основным источником теневой экономики является нерегистрируемая государственными органами хозяйственная деятельность, которая имеет место во всех сферах экономики. Например, каким образом могут на протяжении 5-6 лет реформ выживать многочисленные слои населения, доходы которых оказались (по официальным статистическим данным) значительно ниже прожиточного минимума?
Согласно официальной статистике, уровень жизни населения в России в 1995 году относительно 1991 года составил 60%. Причем только в 1995 году реальная зарплата снизилась на 25%. Между тем количество легковых автомобилей в частном владении не уменьшилось, а число иномарок — увеличилось: только в 1995 году в Россию было ввезено 400 тысяч автомобилей.[4] Эту статистику можно объяснить только наличием теневого фактора.
В общемировом масштабе удельный вес теневой экономики оценивается в 5-10% от валового внутреннего продукта. Так, в африканских странах этот показатель достигает 30%, в Чехии — 18%, а на Украине — 50%; удельный вес теневой экономики в хозяйственном обороте России равен 40%[5].
Показатель 40-50% является критическим. На этом рубеже влияние теневых факторов на хозяйственную жизнь становится настолько ощутимым, что противоречие между легальным и теневым укладами наблюдается практически во всех сферах жизнедеятельности общества.
Ключевым признаком теневой деятельности можно считать уклонение от официальной регистрации коммерческих договоров или умышленное искажение их содержания при регистрации. При этом основным средством платежа становятся наличные деньги и особенно иностранная валюта. В решении же деловых вопросов преобладают так называемые “разборки”.
1.4. «Пирамида движущих сил неформального сектора экономики».
Если приоткрыть “теневую завесу”, то за ней окажется “пирамида” движущих сил неформального сектора экономики.
Своеобразная надстройка теневой экономики — сугубо криминальные элементы: торговцы наркотиками и оружием, угонщики автомобилей, наемные убийцы, сутенеры. К этой категории можно отнести и представителей органов власти и управления, если они берут взятки или торгуют государственными должностями и интересами.
В середине – теневики — хозяйственники. К ним следует отнести предпринимателей, коммерсантов, финансистов, промышленников, мелких и средних бизнесменов, в том числе и “челноков”. Эти люди — “мотор” экономической деятельности, и не только нелегальной.
Третья группа представлена наемными работниками, причем как физического, так и интеллектуального труда. К ним могут примыкать коррумпированные государственные служащие, в доходах которых (по некоторым данным) до 60% составляют взятки.
Конечно, данное деление в определенной степени условное и небесспорное, но оно охватывает около 30 млн. активного населения страны.
Общий интерес для всех слоев “пирамиды” заключается в получении дополнительного дохода за пределами “правового поля”. Есть и общие формы реализации интересов. Так, вывоз капитала за рубеж присущ всем. Правда, представители криминального и среднего уровней делают это в основном путем незаконных операций с сырьем и стратегическими материалами, с импортными товарами, с инвестициями, с подделкой платежных документов. Капитал, вывезенный усилиями только этих слоев, эксперты оценивают в $300 млрд.[4]. Наемные работники могут предложить на экспорт только “мозги” и рабочие руки.
Криминальные структуры действуют преимущественно в сфере перераспределения доходов, которые получают внеэкономическими методами, главным образом насилием — от шантажа до заказного убийства.
Представители среднего слоя, как правило, изначально являются законными собственниками производимых доходов. И лишь в дальнейшем по воле обстоятельств “уводят” доходы от налогообложения. Зачастую для них иначе нельзя: применение действующих штрафов и пени ставит под угрозу существование собственного дела. На роль судей-арбитров по выполнению сделок они привлекают представителей криминальных структур. Ведь сделки не зарегистрированы, а значит, обращаться официально в арбитражный суд в случае невыполнения договоренности невозможно.
Криминальный слой “пирамиды” объективно заинтересован в существующих условиях, при которых набирает силу теневая экономика. Ибо ее представители контролируют до 90% предприятий и организаций. И это основное поле для получения нелегальных доходов. В целях консервирования такой ситуации в ход пускается подкуп выборных и назначенных должностных лиц. Не потому ли так долго рассматриваются в законодательных органах соответствующие законы?
Теневиков — хозяйственников сегодняшняя ситуация не должна устраивать: они оказываются между молотом и наковальней. С одной стороны — криминальные структуры, с другой — правоохранительные органы. Да еще и ответственность друг перед другом по выполнению условий сделки.
Объективно оказываются сейчас в худших условиях наемные работники-профессионалы. В развитых странах зарплата по основному месту деятельности составляет 70-80% доходов работника, а в России — лишь около трети. Не может устраивать наемных работников и усиление влияния криминальных элементов. Плата за “крышу” автоматически удорожает товары и услуги на 30%. А это серьезно сказывается по бюджету потребителя.
продолжение
–PAGE_BREAK– 1.5. Как считать теневую экономику?
По данным Госкомстата России, на сегодняшний день доля так называемой теневой экономики (или скрытой и неформальной легальной экономической деятельности, учитываемой в границах производства) в общем объеме произведенного валового внутреннего продукта (ВВП) страны составляет более 20%. Эти официальные данные серьезно расходятся с оценками ряда экспертов. Так, по некоторым оценкам, доля теневой экономики достигает 40% от ВВП. Такие расхождения во многом можно объяснить разницей в подходе к оценке теневой экономики. Например, в состав теневой экономики зачастую включаются доходы от нелегальной экономической деятельности (наркобизнеса, проституции и т.п.), а также от неэкономических видов деятельности (рэкета, грабежей, печатания фальшивых денег и др.). Такой подход кажется нецелесообразным. Кстати, в статистических исследованиях большинства стран доходы от нелегальных криминальных видов деятельности не включаются в состав такого показателя, как ВВП, поскольку их очень сложно оценить статистически, а методология наблюдения за этими видами деятельности еще не отработана. Доходы же от неэкономических видов деятельности вообще не должны включаться в состав этого показателя, поскольку не способствуют созданию нового продукта или услуги. Так, грабеж или рэкет не создает новую стоимость, а лишь перераспределяет ее между разными собственниками.
При расчете доли теневой экономики в ВВП страны Госкомстат исходит из соотношения с ВВП доходов от скрытой и неформальной экономической деятельности, разрешенной законом. Такой подход соответствует рекомендациям международных организаций.
Понятие скрытого и неформального производства в статистике отличается от показателей теневой экономики, применяемых для целей определения налогооблагаемой базы.
По данным Госкомстата за 1997–1998 годы, в российской промышленности на долю скрытой и неформальной деятельности приходится немногим менее 8% добавленной стоимости (компонент ВВП на уровне отраслей). В строительстве этот показатель превышает 13%, что вызвано значительной долей частного строительства на селе, на транспорте — 20% (из-за значительной доли услуг частных предпринимателей — владельцев легкового и грузового автотранспорта). В сельском хозяйстве доля теневого сектора превышает 90% добавленной стоимости, и это объясняется тем, что подавляющее большинство сельхозпродукции производится в России не в сельхозпредприятиях, а в частных хозяйствах населения. Велика доля официально не учитываемых услуг и в торговле (розничной, оптовой и внешней), где от налогообложения укрывается 61% добавленной стоимости
В 2005 году объем теневой экономики составлял 20 % от ВВП.
ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ.
Механизм функционирования теневой экономики можно разделить на два больших класса. Это основной и вспомогательный механизмы.
Первый, основной, предполагает наличие “объекта эксплуатации”, при этом в роли “дойной коровы” выступает государство или крупное предприятие.
Соответствующие схемы:
Первая:При предприятии создаются товарищества с ограниченной ответственностью (или акционерные общества закрытого типа и т.п.), в число учредителей которых входят руководящие работники базового предприятия. Закупка ресурсов, оборудования, комплектующих осуществляется при посредничестве этих товариществ так, что ресурсы предприятию обходятся дороже, чем при прямых поставках, но члены товарищества в результате увеличивают свой доход.
Схема является симметричной, действующей в обе стороны — продажа излишков сырья и материалов на сторону тоже осуществляется при посредничестве этих организаций, имеющих и здесь свой процент дохода.
Вторая:Некая коммерческая структура арендует у базового предприятия производственные мощности, выпуская продукцию, аналогичную продукции завода. В число работников, так или иначе задействованных в этой структуре, входят сотрудники отделов сбыта завода, которые переадресовывают наиболее выгодные заказы “параллельному предприятию”.
Третья:Базовое предприятие представляет собой НПО или НИИ, получающие средства на проведение научно-исследовательских работ из государственного бюджета. Указанные средства переводятся с бюджетного счета предприятия на депозитный счет коммерческого банка. По истечении, обусловленного депозитным договором и временем выполнения плана научно-исследовательских работ, срока деньги выплачиваются реальным исполнителям (которые до этого работали без оплаты), бюджетный и депозитный счета “расчищаются”, а депозитный процент перечисляется в соответствующую коммерческую структуру, где были задействованы так называемые “научные работники”.
Отмеченные три схемы механизмов охватывают операции по сокрытию полученных доходов от налогообложения государства. Здесь, собственно, теряются “концы” указанных выше сделок: превращаясь в наличность или валюту, доходы вкладываются в недвижимость и личное имущество, перевозятся за рубеж.
Данный круг сделок трудно фиксировать и изучать, а быстрое становление новой отечественной банковской системы непосредственно связано с обслуживанием подобных операций.
Регистрируемый сейчас уровень деловой активности не позволяет большинству предприятий промышленности, строительства и транспорта хотя бы сохранять производственные мощности. Попытка включить затраты на содержание и эксплуатацию их в цену продукции приводит к ее резкому удорожанию, вследствие чего чуть ли не официальной практикой стали заказы на производство услуг через “малые предприятия”, действующие при базовом предприятии. Таков сегодняшний механизм “предания” основных доходов.
Общая структура любой финансово-хозяйственной группировки, ведущей совместную “теневую” деятельность, обычно включает:
— предприятия, осуществляющие торгово-посреднические и
производственные операции;
— банк;
— “службу безопасности”;
— связи.
Что представляет собой каждый из этих элементов? Одна и та же хозяйственная деятельность обычно ведется российскими предпринимателями через несколько фирм. Это помогает решать проблему временной неплатежеспособности их партнеров: неплатежи “сбрасываются” на одно из предприятий, которое и специализируется на их “расшивке”. Кроме того, при помощи разветвленной структуры основной группе собственников легче контролировать поведение своих партнеров (реорганизации и переделы собственности в группировках происходят регулярно).
Банк позволяет оперативно переводить безналичные деньги в наличные и наоборот, не говоря уже о других операциях.
“Служба безопасности” имеет разные формы: это и обычные охранники, и спортивные секции, финансируемые группировкой, и “крыша” государственных органов управления. Кроме того, большинство группировок, так или иначе, стремится выступать соучредителями в общественных организациях и средствах массовой информации, что расценивается как распространение заботы о своей безопасности на сферу общественного мнения.
Связи так же могут быть различными. В этом качестве выступают: обычные (прямые или дальние) родственники, бывшая совместная работа в партийных, комсомольских организациях и государственных органах, землячества, этническая принадлежность.
Структуры “теневой экономики” в принципе не являются в полном смысле экономическими, т.е. ориентированными на максимальное удовлетворение запросов потребителя при минимальных издержках производителя. Они больше напоминают государство в миниатюре. Об этом свидетельствует наличие органов, аналогичных Центральному Банку и “силовым министерствам”, дублирование предприятий, которые занимаются одними и теми же операциями и т.п.
Корни разрастания теневой экономики развивались в 80-х годах, во времена окончательной деградации административной системы. Новое поколение политических руководителей России променяло “власть на собственность”. Достоверного анализа на этот счет нет, однако, если принять подобную гипотезу в качестве рабочей, то этот разрушающий национальную экономику образ хозяйствования становится более понятным.
За спорами последних лет о реформах и контрреформах, о том, что преобразования идут плохо или вообще остановились, общество упускает совершенно очевидную реальность — реальность формирования системы высоко криминализированных экономических отношений, характеризующихся рядом признаков.
Это, прежде всего, огромный вес “теневого” сектора, огромная роль неформальных и внеправовых отношений.
Это образование в экономической сфере кланов — устойчивых властно-хозяйственных структур, имеющих “крышу” в виде того или иного властного государственного органа, распоряжающихся крупными суммами накопленного разными путями капитала и ведущих широкомасштабную коммерческую деятельность. Однако из следствий возникновения подобных кланов — блокирование конкуренции на финансовых рынках, на рынках основных групп товаров и даже во внешней торговле.
Другое печальное следствие формирования кланов — узкой прослойки людей, присваивающих колоссальные доходы — обнищание огромной части населения.
Третье следствие — деградация бюджетной системы (на которой эти структуры паразитируют, используя такой главный источник сверхдоходов, как операции с бюджетными ресурсами и государственной собственностью), рост государственного долга как вынужденное в подобных условиях средство решения финансовых проблем в обществе.
Четвертое следствие — перераспределение национального дохода в пользу элитной группы. Мы видим, как оно растет, в то время как народнохозяйственные сферы, обеспечивающие благосостояние большей части населения (здравоохранение, образование и т.п.) приходят в упадок.
Пятое следствие — утечка российских капиталов за границу.
Вся эта система сегодня устойчиво воспроизводится, причем главный механизм ее воспроизводства связан с тем, что сформировавшиеся кланы фактически диктуют свои условия в принятии общегосударственных экономико-политических решений. А те предприятия, которые, как и полагается в рыночной экономике, работают на свой страх и риск, законопослушны и исправно платят налоги, не имея “крыши” во властных структурах и правоохранительных органах, обречены на банкротство.
О том, что весь госаппарат подчиняется интересам избранных кланов, свидетельствует правительственная политика бюджетного наращивания, государственного долга, а также приватизационная политика, которая явно делается по заказу конкретных коммерческих структур. В этой ситуации весь бюджет направлен на обслуживание соответствующих интересов. Фактом является, с одной стороны, огромный перерасход бюджетных средств по сравнению с законодательно установленными лимитами на обслуживание госаппарата, на предоставление казенных ссуд. С другой — постоянно недофинансирующиеся расходы на социально-культурные нужды, здравоохранение и оборону.
Подобного рода экономическая система не представляет ничего принципиально нового в экономической истории. Ее аналоги существуют на Филиппинах, в Мексике, в Колумбии. И мировой опыт свидетельствует, что выйти из подобной ловушки очень сложно.
Реальные решения связаны с очень серьезными усилиями, в том числе с политическими. Действительно реалистичный рецепт — продвижение по пути демократизации всех социально-экономических процессов, повышение ответственности исполнительной власти перед парламентом, усиление судебной системы и правоохранительных органов в целом, жесточайшая борьба с коррупцией в госаппарате.
Криминализация бизнеса произошла не без помощи государства. Именно оно, не оплачивая в срок государственный заказ, побудило директоров предприятий искать окольные пути по привлечению кредитов для поддержания производства.
Нетрудно было также предвидеть, что при разделении экономики на государственный и частный секторы возникнет теневой переток государственных средств в коммерческие структуры. Это прогнозировалось еще в 1991 году. В монографии “Реформа без шока” были высказаны предложения, как упредить подобные явления. Произошло то, что и предсказывалось. Директора предприятий через подставных лиц создавали кооперативы, малые предприятия, на счета которых перекачивали часть финансовых средств. Параллельно произошло сращивание интересов коммерческих структур и органов власти и управления, вследствие чего значительная часть бюджетных средств и сейчас используется не по назначению, бесконтрольно. Например, в Омской области в 1994-1995 годы из 105,8 млрд. рублей фонда медицинского страхования лишь 20% было израсходовано по назначению[5].
Легализация теневой экономики становится необходимым фактором для обеспечения жизнедеятельности отечественного производства. Средний слой “теневой экономики” сейчас заинтересован в легализации своих доходов законными способами. Если государство посредством изменения действующих норм и законов проведет амнистию в отношении тех средств, которые были выведены из-под налогообложения, российская экономика получит значительные инвестиции. Все понимают, что из экономического кризиса без инвестиций не выйти. А кризис, в свою очередь, наиболее остро проявляется в инвестиционной сфере: Объем капиталовложений сокращается быстрее, чем производство, на протяжении всего хода социально-экономических преобразований. В 1995 году при спаде промышленности на 4-5% капиталовложения из всех источников финансирования уменьшились на 17% по сравнению с 1994 годом и составили всего около трети от уровня инвестиций в 1991 году[6].Государство стоит перед выбором: либо пойти на экспроприацию теневого капитала и получить крохи, поскольку укрыт он с большими предосторожностями, либо объявить этому капиталу амнистию и на выгодных для него условиях стимулировать его вложение в российскую экономику.
Рассчитывать на иностранных инвесторов, кредиты и помощь международных финансовых институтов, конечно, можно, но это ли главные источники инвестирования?
Возьмем, к примеру, российских “челноков”. По имеющимся данным, несмотря на сложнейшие условия своего бизнеса, сегодня они обеспечивают 20-25% импорта России. В 1995 году на плечах “челноков” было ввезено в страну товаров на сумму, превышающую $10 млрд.; для сравнения — экспорт нефтепродуктов “потянул” на $12,3 млрд.[7] Именно деятельность российских “челноков” стимулирует иностранное производство — создаются новые рабочие места в Турции, Китае, Польше и т.д. Итальянские специалисты оценивают вклад российских “челноков” в экономику Италии в 10% ВВП. Почему не в Россию? Ведь это серьезный вопрос — куда пойдет накопленный торговый капитал “челноков”. Это значительный внутренний источник инвестиций в малый и средний бизнес страны. Причем не только деньгами, но и бесценным опытом, практическими навыками и умением организовать собственное дело.
И здесь обращают на себя внимание оценки специалистов Международного фонда “Реформа”, обнаруживших огромный разрыв между данными Российского Комитета Статистики о валовом накоплении основного капитала и экспертным данным об объеме капиталовложений: величина этого разрыва в 1995 году достигла астрономической цифры — 205 трлн. рублей[8]. Нет сомнений, что подавляющая часть этих триллионов “теневая”. А если к этому добавить утечку капиталов по другим каналам, накопления в “чулках” российских граждан, то упущенные за годы “перестройки” внутренние инвестиционные ресурсы приближаются к отметке в несколько миллиардов долларов. По крайней мере, они сопоставимы с объемами финансирования программ строительства жилого фонда десятка российских городов.
продолжение
–PAGE_BREAK– ГЛАВА 3. СОЗДАНИЕ ПРАВОВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПО СОКРАЩЕНИЮ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ.
Как представляется, проблема легализации теневого капитала должна базироваться на следующих принципах:
— благоприятные для бизнеса изменения право-хозяйственных условий (налоговая политика, приватизация, внеэкономическая деятельность), причем изменения, носящие упреждающий характер к необходимому усилению карательных мер;
— четкое разграничение капиталов криминальных элементов и теневиков-хозяйственников и учет данного разделения в законодательных актах по борьбе с организованной преступностью и коррупцией, о легализации преступных доходов, в Уголовном Кодексе.
— формирование нового отношения к отечественным предпринимателям, в том числе к “новым русским”, проживающим за рубежом, отношения на основе эффективной программы репарации капиталов и превращения их в инвестиционный ресурс России;
— укрепление доверия к власти, предполагающего в качестве одной из мер демонстрацию эффективной защиты населения от финансовых мошенничеств, защиты сбережений, капиталов и самого института частной собственности;
— Установление общественного контроля над деятельностью хозяйствующих субъектов в границах правового поля. Механизм такого контроля должен быть основан на данных о правонарушениях в сфере экономики, что облегчает выбор партнера в деловых отношениях.
Отмывание “грязных” денег и легализация теневых капиталов — это отнюдь не одинаковые процессы, хотя криминалисты зачастую их отождествляют, понимая под криминальным доходом любую экономическую выгоду, полученную в результате нарушений. “Грязный” бизнес захлестнул российскую экономику. Свыше трех тысяч организованных преступных группировок специализируются на “отмывании” доходов, половина из них организовала для этого собственные легальные хозяйственные структуры. В этих целях путем насилия и шантажа установлен контроль над десятками тысяч субъектов рынка. Современные теневики получают доходы не только от преступной деятельности, но и в результате совершения хозяйственных, финансовых, таможенных нарушений.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 07. 08. 2001 №115- ФЗ “О противодействии легализации (“отмыванию”) доходов, полученных преступным путем” учитывает опыт стран с развитой банковской системой и российскую специфику. В законе рассмотрена подробная схема противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, определены правомочия госорганов. Он позволяет поставить под контроль легальными, правовыми средствами широкий спектр доходов, ускользающих от налогов и пополнить бюджет.
Когда особо крупные средства ставятся под контроль государства и общества, организованная преступность лишается свой мощной экономической основы.
ГЛАВА 4. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВЕТСКОЙ И ПОСТСОВЕТСКОЙ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ. 4.1.Рост масштабов и подвижка границ
Сейчас всем уже ясно, что теневая экономика — отнюдь не порождение перестройки. Она была широко распространена и в советский период. Однако с тех пор теневая деятельность претерпела глубокие метаморфозы. Начать с того, что заметно возросли ее масштабы. И хотя получить достоверные сопоставимые данные трудно, большинство экспертов солидарны в оценке самой тенденции.
Международный опыт позволяет назвать некоторые «классические» причины роста теневой экономики:
1. Осложнение ситуации на рынке труда в условиях структурного и экономического кризиса, что порождает всплеск малого предпринимательства и самостоятельной занятости, становящихся питательной средой для бурного роста теневых отношений.
2. Массовая иммиграция из стран третьего мира, дополняемая оттоком сельского населения в крупные города и вынужденной внутренней миграцией из депрессивных регионов и «горячих точек». Именно поселения мигрантов и становятся, как правило, анклавами теневой экономики.
3. Характер государственного вмешательства в экономику. Предположительно доля экономики, уходящая «в тень», находится в прямой зависимости от трех параметров — степени регулятивного вмешательства, уровня налогообложения и масштабов коррупции .
4. Открытие внешних рынков с последующим обострением конкурентной борьбы, прежде всего с производителями из стран третьего мира, побуждающее снижать издержки любыми — легальными и нелегальными – способами.
5. Сдвиг в сфере трудовых отношений в сторону большей неформальности и гибкости как реакция на их чрезмерную институционализацию и регламентацию в предшествующие десятилетия (в первую очередь это касается развитых западных стран).
Все перечисленные причины, хотя и в разной степени, имеют отношение к российской ситуации последнего десятилетия. Так, наблюдавшаяся в 90-х годах затяжная экономическая депрессия с периодическими обострениями в виде кризисов безусловно способствовала усилению теневой составляющей российской экономики.
Что касается характера государственного регулирования, то по всем параметрам (степень регулятивного вмешательства, уровень налогообложения, масштабы коррупции) Россия сегодня отличается от большинства стран отнюдь не в лучшую сторону. И либерализация российской экономики стала сильным дополнительным стимулом к расширению теневых сфер, так как ослабила вертикальный контроль над хозяйственной деятельностью, сохранив при этом высокие административные барьеры и трансакционные издержки по входу на рынок, тяжелое налоговое бремя и недостаточную защищенность хозяйственных агентов.
Важную роль играет, вероятно, и миграция во всех ее видах: въезд в страну из государств ближнего и дальнего зарубежья, приток беженцев из «горячих точек», сезонная миграция работников из бывших союзных республик (Украина, Молдавия и др.).
Если же говорить овнешней конкуренции, то следует отметить, что не приток товаров, в частности из Турции, Китая, Саудовской Аравии, Польши, содействует распространению неформальных отношений. Связь скорее обратная: неформальная экономика на своих плечах, трудом сотен тысяч «челноков» принесла поток этих товаров в Россию. До осеннего кризиса 1998 года «челноки» обеспечивали 20-25 % российского импорта, а по отдельным видам потребительских товаров их доля в поставках достигала 60-75 %.
Если говорить о трудовых отношениях, то произошел переход от присущей советским государственным учреждениям формальной зарегулированности кадровых вопросов к большей гибкости отношений найма.
Произошли сдвиги и по отдельным элементамтеневой деятельности. Так, в советское время основная масса теневых операций совершалась в рамках зарегистрированных предприятий. При этом она носила регулярный, но не организованный характер. Подпольные производства «цеховиков» были скорее экзотикой и редко достигали крупных масштабов. К тому же, как правило, они располагались поблизости или даже внутри государственных предприятий. В постсоветское время незарегистрированные предприятия становятся нормой хозяйственной жизни. Например, в сфере туризма, с 1994 года подлежащей лицензированию, к 1996-му необходимое разрешение получили лишь чуть более трети фирм. На месте теневого кустарничества развивается подлинное теневое предпринимательство.
Расширилась «тень» и по другим направлениям. Видимо, возросли масштабы таких злоупотреблений, как сокрытие хозяйственных операций. Так, по данным опросов московских руководителей малых предприятий, за последние два года около одной трети их работ не оформлялись договорами. Каждое десятое-одиннадцатое малое предприятие в Москве арендует помещения без оформления документов . Неучтенный наличный оборот негосударственных оптовых фирм составляет 28-30 %[13]. Трудно себе представить, чтобы такое было возможно при советском режиме.
Еще более заметным явлением на фоне советского периода выглядит теневая занятость. Раньше неоформленный наем был относительно редок. Сегодня около 15-30 % российских работников заняты в теневой экономике на более или менее регулярной основе. Приблизительно четверть из них вовлечены в разного рода криминальную активность [14]… Существенная доля доходов приходит из теневых источников. Например, по официальным данным Госкомстата РФ, теневая составляющая доходов домашних хозяйств достигает по меньшей мере 25-30 %.
Итак, «тень» серьезно разрослась. Но главное все-таки в ином — в качественной трансформации функций теневого сектора и теневых отношений, что связано с переходом от советской к постсоветской хозяйственной системе. На этих изменениях я и сконцентрирую далее свое внимание.
Прежде всего посмотрим, меняются ли формы «теневизации» экономики. Таких форм как минимум три:
· пассивная— под запретом оказываются не регламентированные существующим законодательством области деятельности;
· конкурентная — хозяйственные агенты сами избегают регламентации в целях экономии трансакционных издержек на регистрацию, лицензирование и т.п. и увеличивают прибыльность посредством неуплаты налогов;
· получение привилегий— хозяйственные агенты, не обходя формальных правил, обеспечивают себе особые льготные условия на рынках (например, подкупая коррумпированных чиновников) [16].
Пассивная форма играла важную роль при советском режиме с его патологической страстью к тотальной административной регламентации и широким идеологическим запретам. Ныне зоны прямой регламентации заметно сузились и, соответственно, возросло значение конкурентной формы «теневизации», которую дополняет активный поиск привилегий, присущий теневикам и до-и послеперестроечного периода.
За последнее десятилетие претерпели серьезные изменения границымежду сегментами российской неформальной экономики.
Во-первых, пришли в движение правовые рамки. Вчера ту или иную деятельность преследовали по закону как спекуляцию, а сегодня это уже легальный бизнес. Что-то из разряда тяжких преступлений переходит в более терпимые «серые зоны» (например, мелкие нелицензированные операции с валютой). Меняется и мера ответственности за те же самые деяния.
Во-вторых, вводятся новые формы обязательной отчетности, расширяющие границы того, чего мы заведомо не знаем о хозяйственной деятельности (приведу пример существенного упрощения отчетности для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в начале 90-х годов).
Изменилось соотношение между теневой и фиктивной экономикой. Для советской экономической отчетности было характерно скорее не сокрытие своих действий, а их преувеличение, то есть приписки. Объемы раздували, чтобы выполнять план и получать на этой основе легальные доходы. В постсоветский период акцент переместился с фиктивных операций на теневые — сокрытие деятельности с целью извлечения нелегальных доходов.
Наконец, серьезно изменились границы криминальных сегментов рынка. С официальной точки зрения в советский период практически любое производство продуктов и услуг ради частного обогащения считалось криминалом. С наших же сегодняшних позиций масштабы собственно преступной деятельности в те времена были весьма невелики. Расширение криминальной активности в постсоветской экономике идет, прежде всего, за счет «новых производств» заведомо преступного свойства: изготовления и распространения наркотиков, оружия, крупной контрабанды, рэкета, проституции. В скромных дозах все это существовало и в советскую эпоху, но настоящими отраслями организованного преступного промысла стало лишь за последнее десятилетие.
продолжение
–PAGE_BREAK–