Tennenhaus Eisler "The Chalice and the Blade"

Риан Айслер. Чаша и клинокRiane Tennenhaus Eisler “The Chalice and the Blade” Перевод: Лариса Васильева М., изд-во “Древо Жизни”, 1993. Пер. с англ.СОДЕРЖАНИЕРиан Айслер, или Женщина будущего (от переводчика) Предисловие автора (май 1991) Введение Глава 1. Путешествие в утраченный мир начала цивилизации Глава 2. Послания из прошлого: мир Богини Глава 3. Существенные отличия: Крит Глава 4. Мрачный порядок из хаоса: от Чаши к Клинку Глава 5. Память об утраченном веке: наследство Богини Главы 6, 7. Действительность вверх ногами. Главы 8(частично), 9. Вторая половина истории^ Глава 10. Модели прошлого: гилания и история (нет) Глава 11. Прорыв к свободе: трансформация не закончена (нет) Глава 12. Крах эволюции: будущее общество господства (нет)^ Глава 13. Эволюционный прорыв к будущему партнерству (частично)****************************************РИАН АЙСЛЕР, ИЛИ ЖЕНЩИНА БУДУЩЕГО (от переводчика)Кризис общественной мысли и гражданского чувства сегодня наблюдаетсяповсюду. Несведущему человеку легко обмануться несомненными достижениямизападной цивилизации, однако и там свои, как говорится, “жесткие камни”:шатающаяся экономика, удушающая экология, разрушенная нравственность иэтнические конфликты. Вот уже много лет мучит меня один вопрос: почему человечество живет таксамоубийственно, так саморазрушительно? Накатывают на людей очередные волныдемагогии о свободе, равенстве, братстве, обманываются доверчивые, идут насмерть ради той или иной идеи, и вот она, наконец, воплощается и приближайшем рассмотрении – та же тюрьма или клетка, что и раньше. Задумываясь над своим мучительным вопросом, я неизменно приходила квыводу: мир нашей цивилизации пошел по неверной дороге. Человечество несостоит из левых и правых, демократов и консерваторов, даже национальныеделения второстепенны: человечество изначально разделено на две равновеликиеполовины – на мужчин и женщин. И только во взаимодействии этих величин наобщественном уровне заключена тайна всех времен и секрет успеха нашегобудущего. Начав развивать эту тему в шестидесятых, я встретила насмешливоенепонимание. В семидесятых – равнодушие. В восьмидесятых кое-кто сталприслушиваться. Но надежды на понимание не было. Мне долго казалось, что я одна на свете со своими “странными” мыслями.Достижения американского феминизма не утешали – в нем были попытки пройтипуть “равноправия”, которого советская женщина хлебнула с лихвой. Но вот, словно свет издалека, раздался голос Риан Айслер. Ее книга”Чаша и Клинок” вышла в Америке и экземпляр попал ко мне в руки. Знакома ли вам радость обретения единомышленника? Если да, то вы можетеменя понять. Я читала “Чашу и Клинок” так, словно и не существовало междунами государственных границ, морей и океанов, разности судеб и разностиусловий жизни американки и русской. О чем эта книга? Она рассказывает вроде бы о далеких временах минойской культуры,которая развивалась на острове Крит и в которой женщина и мужчина жили вусловиях завидного партнерства не только в семье, как это типично для всейнашей цивилизации, но и на общественном уровне. Женщина принимала участие вгосударственной экономике, этике и многих других вопросах не как помощникмужчины, способный лишь поддакиванием усилить его агрессию, но, преждевсего, как равновеликая общественная величина, внося в общество свою мягкую,миротворческую характеристическую особенность. То минойское общество было гармонично и счастливо, пока гармонию неразрушили пришлые племена с мужской структурой государственности. О чем еще эта книга? О нашем ближайшем прошлом, в котором фантомы власти и силы достиглипочти что апогея, и по всему видно, что близка бездна, куда властвующиймужчина может шагнуть с неоглядной смелостью, увлекая за собой детей иженщин. И еще о чем она? О том, какое возможно будущее, если женщина поможет мужчине наобщественном уровне избегнуть бездны. Кроме женщины нет на Земле силы,способной помочь падающей цивилизации.О книге Риан Айслер много говорят и пишут в американской прессе, неслишком щедрой на похвалы. Вот несколько оценок: “ЧАША И КЛИНОК” – самое важное произведение со времен Чарльза Дарвина иего можно сравнить только с его работой”. “ЧАША И КЛИНОК” – книга, способная изменить мир; “Эта книга – сенсация наших дней”. “Читая книгу “ЧАША И КЛИНОК” – веришь в возможность спасениячеловечества”. От себя могу добавить, что книг, подобных этой, еще нет в безбрежномморе современной литературы, она – первая ласточка. Уверена, взгляды Риан Айслер будут встречены нашими читателями синтересом, сродни первооткрывательскому интересу.*****************************Какая она, эта Риан Айслер? – думала я, читая книгу. Скупые строкибиографии: беженка из Австрии, испытала на себе ужас второй мировой войны,благополучная жизнь в Калифорнии… В сентябре 1992 года на острове Крит, усилиями греческой общественнойдеятельности Маргариты Папандреу, была организована и с большим успехомпрошла конференция об эпохе минойской культуры. В эпицентре конференции была Риан Айслер со своим семинаром: “Идеяпартнерства мужчин и женщин в современном мире”. Съехались со всего мира: женщины и мужчины. Оказывается, эта идея ужебродит у ворот многих стран, стучится в двери государств, ищет себя средилюдей. Красивая, вечно юная, легкоступая Риан была душой всей конференции. Ееверный спутник и друг, психиатр Дэвид Лои был рядом. Оба являли собойобразец семейной гармонии. Это была первая конференция о гармонии мужского и женского начал.Первая в человечестве со дня его возникновения. Лучше поздно, чем никогда. А, может быть, еще не поздно? Перед вами книга Риан. Я уверена, что она захватит вас, если вызадумываетесь над смыслом жизни и вопросами: кто мы, откуда, куда мы идем?Лариса Васильева********************************^ ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА К РУССКОМУ ИЗДАНИЮЧто лежит за культурными, экономическими и экологическими потрясениями,происходящими в мире сегодня? Действительно ли события последнего времени всоветском обществе означают движение назад к капитализму? Или они являютсячастью более широкого и более глубокого движения к социальной, экономическойи идеологической трансформации? Мои наблюдения в течение последних двух десятилетий убедили меня, что вглубине порыва к свободе и равенству, охватившего весь мир, равно как ипротиводействия этому порыву: вооруженного подавления, раздуванияконфликтов, поисков врага или “козла отпущения” и разных форм насилия -таятся процессы, которые надо уметь распознавать. Я также уверена, чтоименно в хаосе, царящем вокруг нас, скрыты беспрецедентные возможностифундаментальной трансформации основополагающих верований, ценностей иинститутов. Реализация этой возможности требует углубленной переоценки прошлого инастоящего, а также перспектив. Такая переоценка жизненно необходима, ибостарый образ жизни, основанный на предрассудках как правого, так и левоготолка, уже не в состоянии встать преградой на пути лавинообразных кризисовнашего времени: экологических, экономических, социальных. Нужнобезотлагательно найти новую парадигму: новый взгляд на окружающий нас мир,новый образ жизни в нем. Мы уже являемся свидетелями процесса радикального переосмыслениясоветской истории. Многое из того, что ранее утверждалось в качественепреложной ‘истины, было поставлено под сомнение и подверглось переоценке. “Чаша и Клинок” также есть попытка пересказать заново, взглянутьпо-иному не только на советскую историю, но и на историю западного мира вцелом и даже на всю мировую историю. Книга представляет в совершенно новомсвете самое захватывающее из всех приключений – жизнь человечества на нашейЗемле, рисуя картину и более обнадеживающую, и лучше согласующуюся сновейшими данными науки. Как в приложении к советской истории, так ив болееширокой перспективе, она не только радикально изменяет наше видениепрошлого, но и, что важнее, открывает новые горизонты в будущем. Основнаямысль моей работы такова: существуют возможности выйти за пределы каккапитализма, так и социализма советского типа, стремясь к тому, что яназвала партнерством, которое должно прийти на смену господству, царящему вмире.После капитализма и социализмаКнига предлагает новую понятийную систему, которая преодолеваетусловности оппозиций правого и левого, Востока и Запада, капитализма исоциализма, свободного рынка и централизованного планирования, религиозностии секуляризма. Она опирается на системный анализ, который позволяет увидетьцелостность всей нашей истории (включая доисторические времена) ицелостность всего человечества (в единстве его женской и мужской половин). Вней утверждается, что нынешний период стремительных социальных,экономических и личностных перемен чреват не только опасностями, но и новымивозможностями. Ведь именно в периоды максимальной нестабильности системыпроисходят ее фундаментальные трансформации. Кроме того, книга восстанавливает в правах то, что иные из насдавным-давно знали сердцем и душой: многое из того, что нас приучили считать сугубо личным – отношениямежду мужчинами и женщинами, между родителями и детьми, между работодателямии работниками – имеет глубинную связь с политикой, а социальные иэкономические отношения в государстве неразрывно переплетены с социальными иэкономическими отношениями в семье и на рабочем месте. Я надеюсь, что читатели смогут найти в книге “Чаша и Клинок” страницы,которыепомогут им сформировать новый взгляд на то, что часто называют крахомсоциализма (или победой капитализма). Ибо я не разделяю мнения, что событияпоследних десяти лет демонстрируют крах представлений об обществе, где людинесут ответственность друг перед другом и друг за друга, где считаютнедопустимым, чтобы одни развивались за счет других. Скорее, они отражаютпровал авторитарной модели социализма, корни которой лежат в авторитарномцаристском режиме. Эта модель, будь она капиталистической илисоциалистической, монархической или феодальной, теократической илиатеистической, характеризуется жесткой иерархией, высокой степеньюинституализированного насилия, господством сильнбго мужчины как вгосударстве, так и в семье. Если анализировать ситуацию с учетом глубинного напряжения междумоделью господства и моделью партнерства в социальной организации, котороеописано в этой книге, многое из происходящего в мире сегодня видится какреакция на авторитаризм. Под этим углом зрения вызов, брошенныйцентрализованной, эксплуататорской и дегуманизированной иерархическойсистеме, которая сначала в облике монархий, “установленных Божьей волей”, азатем в виде секуляризированных диктатур царила в Советском Союзе иВосточной Европе, по своей сути есть проявление мощного порыва к идеалупартнерства, характерного для наших дней. Весь мир устремился сейчас кустановлению демократии большего участия, не только в государстве, но и всемье, а также на рабочем месте, к большей экономической демократии,посредством сбалансированного соединения “свободного предпринимательства” исоциально, и экологически ответственной государственной политики. В свою очередь эти тенденции связаны со всемирной потребностью как вболее равноправном распределении материальных ресурсов, так и болееэффективном производстве материальных благ путем более активного участиярабочих в повседневном принятии экономических решений и распределенииприбылей, когда наиболее важным фактором экономического развития становитсяразвитие человека, а далее все это связано с миром во всем мире, правами человека, экологическими движениями, порывом к большему экономическомуи социальному признанию’ потребностей и прав женщин и детей, а отсюда – квозникновению новой духовности, ориентированной уже не на то, чтобыконтролировать и подавлять “изначально греховное” человечество, но на то,чтобы дать людям силы жить и трудиться в лучшем мире, расположенном негде-то там далеко, на небесах, но прямо тут, на земле.От бесправия к властиКак подробно показано на страницах книги, в модели партнерстваосновополагающим принципом организации является взаимосвязь иливзаимодействие. Поэтому различие, будь то между женщинами и мужчинами, илимежду религиями, расами и национальностями, не тождественно в нейнеполноценности или превосходству. .’ В противоположность этому, модель господства основана на силе иподдерживаемой страхом иерархий. Отсюда эта модель по определению ведет кбесправию. Другими словами, она лишает нас права на выбор в основныхвопросах нашей жизни. Это верно не только в отношении тех, кто внизу, но итех, кто на самом верху. Ибо если подвластные живут в страхе, то ивластители всегда должны быть настороже, иначе их могут скинуть. Более того,чтобы успешно угнетать – других и господствовать над ними, они все времявынуждены подавлять часть своей личности, чувства симпатии и сострадания. Идея обретения власти – главное в переходе от общества господства кобществу партнерства. Не случайно, что само понятие обретения властистановится столь расхожим, как не случайно и то, что оно было практическинеизвестно в жестких режимах господства. Ведь порыв к.модели партнерства-этопорыв к обретению власти. Только власть эта иная, как мы подробно увидимдалее. Это власть, символом которой является не Клинок, а, скорее, Чаша. Особое внимание в книге уделено тому, что имеет такое, значение на этомкритическом переломе мировой, истории, а именно обретению власти женскойполовиной, человечества, и вместе с этим созданию социальной системы, гдетак называемые женские качества и ценности, такие, как забота, сострадание,отказ от насилия, получат на деле (а не только на словах) приоритет. Более того, в ней будет показано, что неудача и американскогокапитализма, и советского социализма в создании справедливой экономическойсистемы, где люди не эксплуатируют друг друга, связан с доселе невидимымиэкономическими факторами. Например, в обеих системах только половинанаселения продолжает нести двойной груз. И в Соединенных Штатах, и вСоветском Союзе женщины работают дольше на рабочем месте, и обычно заменьшую плату, и никто не признает их экономический вклад в домашнеехозяйство. И пока мы будем принимать эту несправедливость как нечто самособой разумеющееся в нашей повседневной жизни дома, до тех пор будетсохраняться социальная и экономическая система (все равно, капиталистическаяона или социалистическая), при которой одни будут работать больше и получатьменьше, а другие – работать меньше и получать больше. Я хочу подчеркнуть здесь, как и повсюду в книге, что обретение властиженщиной не означает бесправия мужчины. Скорее, это является предварительнымусловием подлинного партнерства между мужчинами и женщинами, и вместе с этимпридет конец многим проблемам (от нанесения побоев женам и человеческого, ифинансового бремени алкоголизма до постоянной напряженности, которую мы такчасто наблюдаем в отношениях между женщинами и мужчинами), столь омрачающимповседневную жизнь людей. Одновременно это составит пока что отсутствующееоснование мира, в котором права человека будут полностью уважать на деле, ане только в теории. Ведь, в конце концов, женщины и мужчины – это двеполовины человечества, и от того, как формируются отношения между ними,зависит, какую форму примут все прочие человеческие отношения. От людей, воспитанных в семьях, где нарушения прав человека в интимныхотношениях – обычное дело, где зверства от побоев жены и детей до увечий,наносимых женским гениталиям, в порядке вещей, вряд ли можно ожидатьуважения прав людей, не являющихся их родственниками. Точно так же и люди,которые от таких случаев отмахиваются на том основании, что это всего лишь”домашние проблемы”, ие могут всерьез ожидать, что повсеместная защита правчеловека станет чем-то большим, чем простая фраза. Эти пока что забываемые всеми соображения помогут объяснить, почему навсем протяжении истории режимы, отличавшиеся попранием прав человека, будьто Иран Хомейни, Румыния Чаушеску или ранее – Германия Гитлера или СоветскийСоюз Сталина, так настаивали на том, чтобы женщина вернулась на своетрадиционное (эвфемизм, означающий “зависимое”) место в семье. Ведь втрадициях этих обществ вознесение одной половины человечества над другой,хорошо согласующееся с представлениями тиранов, что есть люди низшей породыи что их можно преследовать и с ними можно дурно обращаться только потому,что они – иные, либо из-за их пола, либо расовых различий, либо этническогопроисхождения, либо религии. Потребность системы господства приучить нас бессознательно мириться снарушением прав человека объясняет и то, почему мы находим очернение женщинкак созданий злых, низших, опасных в “традиционных” источниках, включаяБиблию и Коран, где женщину (Еву) обвиняют ни больше ни меньше как в том,что из-за нее человечество было изгнано из Рая. Она же проливает новый светна ужасный (хотя и редко замечаемый) пример эволюции системы господства: какподобная идеология была использована в Европе в средние века для оправданияорганизованной охоты на ведьм, которых затем сжигали на костре. Этот примерполового геноцида, по некоторым оценкам, по своим масштабам сопоставим сгеноцидом, который предприняли нацисты по отношению к “низшим” или “опасным”расам и народам: полякам, русским, евреям. Современное движение за права человека выросло из противостояниядревним традициям господства, ставящим одного человека над другим, мужчинунад женщиной, одну нацию над другой, человека над природой. Первая стадияэтого движения, представленная капитализмом, социализмом и пацифизмом,бросила вызов господству одного мужчины над другим (например, “божественномуправу” королей и царей править своими “подданными”). Вторая стадия бросилавызов господству мужчины над женщиной (примером чего является первоедесятилетие женщин, объявленное ООН, – 1975-1985), господству одной нациинад другой (в формах империализма и колониализма), господству человека надприродой (то есть загрязнению и разграблению воздуха, суши и моря). Теперьмы стоим на пороге третьей, объединительной стадии, которая обещает нам нечастные реформы или новые кровавые революции, но коренную перестройкусистемы в целом.Порыв к партнерству и сопротивление авторитаризмаЯ надеюсь, что книга, рисующая новые перспективы, окажется полезнойвсем, кто посвятил себя борьбе за экономически и экологически более здоровоеи гуманитарное общество. Я верю, что содержащиеся в ней сведения о древнихтрадициях, где партнерство, а не господство все еще было основополагающимпринципом человеческих взаимоотношений, может значительно ускорить процесстрансформации. Археологи, фольклористы, историки искусства, исследователимифов открывают все новые факты, подтверждающие наличие в прошлом образцовболее сбалансированного в гуманистическом и экологическом отношенияхсоциального порядка. Я также надеюсь, что эта книга поможет рассеять заблуждение тех, ктополагает, что рецепт экономического благосостояния заключается в переходе отсоциализма к капитализму. В конце концов, социализм возник как реакция накапитализм. Провал социализма не оправдывает неравноправие и антигуманность,присущие капитализму и воплощающиеся в хронической безработице, роете числабездомных, увеличении разрыва между богатыми и бедными, которые мы можемнаблюдать сегодня в США. К счастью, социализм – не единственная альтернативакапитализму. Как показано в заключительных главах книги, нам нужна сейчасэкономика партнерства, соединяющая в себе лучшие черты и капитализма, исоциализма – и идущая дальше. Я еще верю, что книга, дав более ясное понимание динамики моделигосподства, окажется полезной для эффективного противостояния ширящемуся вмире поиску козлов отпущения – преследованию этнических меньшинств,антисемитизму, эскалации домашнего насилия против женщин и детей. Ведь вмодели господства, где выражение гнева или даже простого недовольства против”принципалов” (в семье или в государстве) жестоко накаэуется и подавляется,козлы отпущения обязательно должны быть. Для нее необходимо наличие “низших”или “опасных” людей, на которых смотрят как на врагов и которых обвиняют инаказывают, особенно в периоды смуты и невзгод, за все зло, царящее вобществе. Отказаться от жесткого противостояния таким попыткам найти козловотпущения чревато огромными опасностями. Ярким историческим примером этогоявляются события в Германии периода недолговечной Веймарской республики,которая во многих аспектах воплощала в себе движение к партнерству. Ниправительство, ни средства массовой информации, ни другие авторитетныеинституты, такие, как церковь, не дали им отпора. В результате возниклаатмосфера страха и неуверенности, которой воспользовались демагоги: Итогомстала нацистская катастрофа, откат к авторитаризму, который вверг мир вчудовищные кровавые бедствия. Происшедшее в Германии иллюстрирует очень важный принципфункционирования социальных систем. Именно тогда, когда стремление кпартнерству растет, крепнет и сопротивление авторитаризма. Именно поэтомудля Советского Союза, который борется сейчас за освобождение от престарелогоавторитарного режима, понимание этого глубинного принципа жизненно важно. Велико сопротивление авторитаризма изменению основ системы, оно идеткак внутри нас, так и извне. Укоренившиеся привычки мыслить, чувствовать идействовать под давлением страха, поддерживаемые авторитарными светскими ирелигиозными институтами и верованиями, нельзя изменить в один день. Однако мое исследование, а также работы теоретиков динамики нелинейныхсистем и хаоса показывают, что, несмотря ни на что, изменение основ системыможет происходить, иногда за очень короткое время. Однако форма этогопроцесса нелинейна. Не может он происходить и по приказу сверху. Такая радикальная трансформация обычно представляет собойсаморегулирующийся процесс, в котором объединяются вначале разобщенные ималочисленные индивиды и группы. Этот процесс объединения может бытьзначительно ускорен в наш постиндустриальный век, век информации, когдасовременные технологии коммуникации позволяют быстро распространятьповсеместно новые модели человеческих взаимоотношений. По иронии судьбы, именно потому, что опасность, грозящая миру состороны модели господства, сегодня столь велика, появляются и большиеоснования для реалистического оптимизма. Ведь на нашем уровнетехнологического развития маниакальное стремление авторитаризма завоевыватьи угнетать – по отношению к людям или к природе – может положить конецпроцессу эволюции. И в первый раз в истории человеческого рода модельпартнерства может оказаться единственным условием выживания. Приняв ее, мыможем создать удивительный новый мир для нас и для наших детей. Отказавшисьот нее, мы можем вообще остаться без будущего. Я надеюсь, что моя книга, может, станет действенным ориентиром длямногих женщин и мужчин, которые сегодня так отчаянно ищут позитивныхличностных, экономических, политических и социальных рльтернатив, болеесозидательных, продуктивных, надежных и гуманистических сбособовсосуществования друг с другом и с природой.Риан Айслер май 1991 г.**********************************************ВВЕДЕНИЕЭта книга открывает дверь. Ключ к ней подобран усилиями многих людей,написавших множество книг. Еще больше усилий и книг потребуется, чтобы доконца исследовать широкие просторы, которые лежат за этой дверью. Дажесквозь малюсенькую щелочку, на которую приоткрылась дверь, проникаетзахватывающее дух новое знание о нашем прошлом – и новый взгляд на нашевозможное будущее. Для меня поиски этой двери были делом всей жизни. Очень рано язаметила, что люди, принадлежащие к разным культурам, неодинаково видятреальность – то, что есть на самом деле. Так же рано у меня развилосьчувство страстного сочувствия к людям. Когда я была совсем маленькой, мирвокруг меня, казавшийся таким уютным и безопасным, разбился вдребезги. Этопроизошло, когда нацисты оккупировали Австрию. Я видела, как уволокли моегоотца. Когда же матери чудом удалось вызволить отца из гестапо, мои родителии я спаслись бегством. Почему мы охотимся друг за другом и преследуем друг друга? Почему нашажизнь переполнена чудовищной бесчеловечностью мужчин по отношению к мужчинам- и к женщинам? Как могут люди быть столь жестокими к себе подобным? Чтопостоянно склоняет нас к жестокости, а не к доброте, к войне, а не к миру, кразрушению, а не к созиданию? Из всех форм жизни на этой планете только мы умеем сеять и собиратьурожай, сочинять стихи и музыку, искать справедливости и истины, учитьребенка читать и писать – и даже смеяться и плакать. В силу нашей уникальнойвозможности воображать новые реальности и воплощать их в жизнь посредствомвсе более совершенных технологий мы в буквальном смысле соучаствуем в нашейсобственной эволюции. И, однако, это уникальное существо, сейчас, похоже,стремится к тому, чтобы положить конец не только собственному развитию, но ивообще жизни на земном шаре, угрожая планете экологической катастрофой илиядерным уничтожением. Время шло. Я продолжала свои профессиональные занятия, стала матерью.Постепенно все мои занятия, все мои публикации сосредоточились наисследовании будущего. Мои представления, расширялись и углублялись. Подобномногим людям, я пришла к убеждению, что мы стремительно приближаемся кперекрестку на дороге эволюции и что никогда прежде наш выбор дальнейшегопути не был столь жизненно важным. Но какую дорогу нам следует выбрать? Социалисты и коммунисты утверждают, что причина всех наших бед ипроблем – капитализм; капиталисты настаивают на том, что социализм икоммунизм ведут нас к гибели. Некоторые объясняют наши трудности выбраннойнами “индустриальной парадигмой”, считают, что во всем виновато наше”научное мировоззрение”. Другие вешают всех собак на гуманизм, феминизм,секуляризм, настаивают на необходимости вернуться к “добрым старым временам”менее развитых, более простых, более религиозных эпох. Однако, если мы посмотрим на самих себя – что мы вынуждены делать утелевизора или во время мрачного ежедневного ритуала просмотра газет зазавтраком, – то увидим, что капиталистические, социалистические икоммунистические страны в равной степени соревнуются в гонке вооружений ивсех прочих безумиях, которые угрожают как нам самим, так и окружающей нассреде. А если мы взглянем на наше прошлое – на бойни, которые были обычнымделом для гуннов, римлян, викингов и ассирийцев, на чудовищную резню,которую несли с собой христианские крестовые походы или инквизиция,-тоувидим, что в древних, донаучных, доиндустриальных обществах насилия инесправедливости было еще больше. Раз идти назад – это не выход, то как нам двигаться вперед? Много всегопонаписано о Новой Эре, о радикальных и не имеющих себе равных переменах.Но, говоря конкретно, что все это значит? Переход от чего к чему имеется ввиду? В отношении нашей повседневной жизни и нашей культурной эволюции чтоконкретно изменится, или хотя бы может измениться, в будущем? Является липереход от системы, порождающей хронические войны, социальнуюнесправедливость, экологическую нестабильность к системе, где царит мир,социальная справедливость и экологическое равновесие, реальной возможностью?И самое важное, какие изменения в социальной структуре могут сделать такуютрансформацию возможной? Поиск ответов на эти вопросы заставил меня иначе взглянуть на нашепрошлое, настоящее и будущее, что и явилось основанием этой книги. “Чаша иКлинок” лишь отчасти представляет этот новый подход к изучению человеческогообщества, который отличается от большинства исследований тем, чтопринимается во внимание вся человеческая история (включая доисторическиевремена) и все человечество (как мужскую, так и женскую его половины). Сплетая воедино свидетельства искусства, археологии, религии,социальных наук, истории и многих других областей знания и создавая из -нихновую картину, в которую наилучшим образом укладываются все доступные факты,”Чаша и Клинок” по-новому рассказывает историю наших культурных истоков. Онапоказывает, что война вообще и в частности “война полов” не есть результатбожественного или биологического предопределения. И в ней содержатсядоказательства того, что лучшее будущее все-таки возможно – и имеет надежныепредпосылки в тех драматических событиях, которые составляют наше прошлое.Человеческие возможности: две альтернативыНам всем хорошо знакомы легенды о раннем, более гармоничном и мирномвремени. В Библии рассказывается о саде, где женщина и мужчина жили всогласии друг с другом и с природой – до тех пор, пока Бог-мужчина непостановил, что отныне женщина будет служанкой мужчины. В китайской книге”Дао дэ цзин” повествуется о временах, когда над инь, или женским началом,еще не господствовало ян, мужское начало, когда мудрость матери еще была впочете и ее считали высшим ориентиром. Древнегреческий поэт Гесиод писал о”золотом поколении”, которое возделывало землю с “спокойной и ясной душою”,пока другое, “низшее” поколение не принесло с собой своего бога войны. Ихотя ученые согласны, что во многих отношениях эти книги основаны надействительных доисторических событиях, упоминания о временах, когда женщиныи мужчины жили в сотрудничестве, традиционно считаются вымыслом. Еще в период младенчества археологии раскопки Генриха и Софьи Шлимановпомогли установить реальность гомеровской Трои. Сегодня новыеархеологические поиски, наряду с переосмыслением старых находок благодаряновым научным методам, показывают, что сюжеты вроде, например, изгнания изсадов Эдема также основаны на, реально происходивших, в незапамятные временасобытиях; корни ее – в народной памяти первых аграрных (неолитических)обществ, которые разбили первые сады на нашей земле. Аналогично (какпредположил уже более пятидесяти лет назад греческий археолог СпиридонМаринатос) легенда о том, как величественная цивилизация Атлантидыпогрузилась в море, может быть искаженным воспоминанием об эгейскойцивилизации, которая, как теперь полагают, прекратила свое существование,когда Крит и окружающие его острова подверглись ужасным разрушениям отземлетрясений и волн цунами. Подобно тому, как во времена Колумба открытие, что земля не плоская,дало возможность обнаружить диковинный новый свет, который всегдасуществовал, эти археологические открытия, ставшие частью того, чтоанглийский археолог Джеймс Меллаарт назвал настоящей археологическойреволюцией, распахнули дверь в потрясающий мир нашего скрытого прошлого.Перед нами предстает долгий период мира и процветания, когда нашасоциальная, технологическая и культурная эволюция шла по восходящей: многиетысячи лет, когда все основные технологии, на которых зиждется цивилизация,были созданы в рамках обществ, где мужской элемент не доминировал, обществбез насилия, неиерархических. Другим доказательством того, что существовали древние общества, которыебыли организованы совсем иначе, чем наше общество, являются иначе необъяснимые образы Божества в лице женщины, которые мы встречаем в древнемискусстве, мифах и даже исторических сочинениях В сущности, идея Вселеннойкак прещедрой Матери дожила (хотя и в модифицированном виде) до наших дней.В Китае женские божества Ма Цю и Хуань Инь и ныне широко почитаются какщедрые и милостивые богини, Антрополог П. С. Сангрен отмечает, что “ХуаньИнь – явно самое почитаемое в Китае божество”. Аналогично очень широкораспространен культ Марии, Богоматери. Хотя в католической и православнойтеологии она низведена до статуса небожественного персонажа, ее божественнаяприрода имплицитно признается в имени Богоматерь, а также в том, чтомиллионы людей ежедневно обращаются к ней с молитвой, прося у нее утешения изащиты. Более того, история рождения Христа, его смерти и воскресенияпоразительно напоминает более ранние “мистические культы”, центром которыхявляется материнское божество и ее сын, или как в культе Деметры и Коры – еедочь. Безусловно, глубоко значим тот факт, что самые ранние представления обожественной силе в образе человека рисовали ее женщиной, а не мужчиной.Когда наши предки начали задавать извечные вопросы (Где мы пребывали, преждечем родиться? Куда мы уходим, когда умираем?), они должны были заметить, чтожизнь рождается из женщины. И для них естественным было представитьвселенную в виде Матери, из чьего лона является любая жизнь и куда,наподобие растительных циклов, все возвращается после смерти, чтобы сновародиться. Вполне естественно также, что общества, где имелось такоепредставление о силе, что царит во вселенной, должГлава 1^ ПУТЕШЕСТВИЕ В УТРАЧЕННЫЙ МИР НАЧАЛА ЦИВИЛИЗАЦИИПролежавшая более двадцати тысяч лет в пещерном святилище женскаяфигурка рассказывает нам, людям современного Запада, о мировосприятии нашихдревних предков. Эта небольшая, вырезанная из камня фигурка – одна из такназываемых “Венер”, которых до сих пор находят на всей территориипервобытной Европы. Обнаруженные при раскопках на обширном географическом пространстве – отБалкан в