СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Теорема Коуза, Киотскийпротокол и экологические инвестиции для Украины
ВЫВОДЫ
ИСТОЧНИКИ
ВВЕДЕНИЕ
Кризис,начавшийся с рынка недвижимости,незакончился, поскольку уровень безработицы в мире продолжает расти. Как ипрежде, сохраняются риски в мировой финансовой системе. Как заявил Комиссар ЕСпо вопросам окружающей природной среды С. Димас, “… финансовый кризисподчеркнул опасность игнорирования четких сигналов тревоги. Мы не можемдопустить повторения такой ошибки в отношении изменений климата, если хотим предотвратитьопасные, а возможно и катастрофические экономические и социальные последствия вгрядущие десятилетия”. Нельзя сказать, что такую глубокую обеспокоенностьразделяют повсеместно. До сих пор не поставлена точка в дискуссии о том, насамом ли деле происходит глобальное потепление климата и в какой мере оновызвано антропогенным влиянием на климат (в частности, выбросами в атмосферупарниковых газов). На взгляд ведущего научного сотрудника Крымскойастрофизической обсерватории, профессора Э. Тереза, «вряд ли стоит драматизироватьситуацию, предрекая экономическую катастрофу при глобальном потеплении,вызванном ростом антропогенного воздействия. Тем более есть основаниясомневаться, что это потепление — результат человеческой деятельности и чтоначавшийся цикл потепления не сменится в будущем очередным периодомпохолодания».
Другогомнения украинские ученые Н. Дробноход, В. Луцюк и В. Шестопалов. Онидоказывают: «Установленное повышение концентрации С02 в атмосфере заминувший век произошло вследствие нарушения процессов его саморегуляции вприроде через вырубку за этот период около 40% лесов… Непредубежденноеотношение к проблеме позволяет утверждать, что изменения климата планетыпроисходят из-за… слишком интенсивной добычи нефти из недр Земли в XX веке».Чтобы решить безотлагательную проблему потепления и его катастрофическихпоследствий для всего живого, полагают эти ученые, необходимо восстановитьприродный баланс энергопотоков единой глобальной энергетической цепи обменамежду геосферами Земли, которая была разорвана вследствие возрастающего отборанефти из ее недр.
Пооценкам других специалистов, глобальные изменения климата уже идут полнымходом, и самые убедительные доказательства этому — изменения погоды во всехрегионах мира в сторону повышения средней температуры. В частности, парниковыйэффект, с его быстрым изменением средней температуры воздуха (в природе ееповышение на 0,7-0,8°С происходит за тысячи лет, а теперь — за столетие), свероятностью свыше 90% является делом технологической деятельности человека, ане природными климатическими колебаниями. По расчетам Межправительственнойгруппы экспертов по изменениям климата (МГЭИК), до 2050 г. средняя температурана Земле может повыситься на 0,8-2°С. Рекордно теплыми метеорологи признают первыетри года нынешнего века. В подтверждение потепления климата свидетельствуюттакже выявление учеными большой «коричневой тучи» над Индийскимокеаном вследствие возрастающих выбросов продуктов горения угля; недавниевыводы ряда научных центров США о повышении температуры нижних слоев атмосферына 0,5°Fb каждое десятилетие с 1978 г.;зафиксированное климатологами быстрое таяние льда на вершине горы Килиманджаро;сокращение снежного покрова Альп; небывалая жара и наиболее катастрофические вэтом году пожары в истории Австралии. Вместе с тем взгляды большинстваспециалистов на последствия глобального потепления климата для мировогохозяйства в основном совпадают. Ведь с каждым годом на протяжении последнейчетверти XX в. все большее влияние на функционирование мирохозяйственнойсистемы оказывают исчерпание невозобновляемых природных ресурсов и обострениеэкологической ситуации, что проявляется в изменениях климата и резком учащениивсяческих природных катаклизмов. В то же время подъем уровня экономическогоразвития приводит к увеличению техногенной нагрузки на природу, неотвратимотрансформируя окружающую природную среду в техногенную экосистему. Подобнаявзаимозависимость все больше усиливается. Уже сегодня развитие этой системыявляется угрожающим и мало прогнозируемым. Ведь ухудшение условий природнойсреды (наводнения, ураганы, кислотные дожди, смерчи, тайфуны, оползни,континентальные температурные аномалии, засухи, экологические беженцы), с егоогромными совокупными убытками, во-первых, подрывает основы устойчивого развития,во-вторых, обусловливает активизацию процесса приспособления экономики. Такоеразвитие событий вынудило экономистов уделить особое внимание обозначеннойпроблеме. Не только им, но и многим ученым стало понятно: экологическаяситуация, обостряющаяся в мире, не может быть исправлена в рамках существующихценностных приоритетов.
Вработе изложена суть научной идеи экономиста — лауреата Нобелевской премиивотрасли экономики Р. Коуза о рыночном механизме ликвидации негативной экстерналии,которой является глобальное потепление климата, показан экономический потенциалсубъектов ведения хозяйства Украины в реализации Киотского протоколаоснижении темпов выбросов вредных газов к атмосфере и на примереработы,проведенной ОАО «Ивано-Франковскцемент», продемонстрировано, какможно получить инвестиционные средства от продажи прав на экологические квоты,определенные киотскими договоренностями.
ТЕОРЕМА КОУЗА, КИОТСКИЙПРОТОКОЛ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИНВЕСТИЦИИ ДЛЯ УКРАИНЫ
Изцелого ряда предложенных подходов, которые время от времени будоражатинтеллектуальную элиту, едва ли не самой прагматичной оказалась научная идея Р.Коуза. В чем ее суть? Еще в 40-50-х годах его внимание привлекла проблемагосударственной монополии и контроля в таких отраслях, как почтовая связь, теле-и радиокоммуникации. В статье «Федеральная комиссия по связи» им быласформулирована идея о возможности создания «радиовещательного» рынка.Считалось общепринятым, что без государственного контроля в эфире станетгосподствовать хаос — конкурирующие станции начали бы работать на одинаковыхволнах, тем самым создавая друг другу препятствия. Р. Коуз в этом выводезасомневался. Истинная причина «заторов» в радиоэфире, утверждал он,заключается в отсутствии прав частной собственности на электромагнитные волны разнойчастоты. Если установить такие права, то возникнет эффективный рынок ипотребность в государственном контроле отпадет. В своей статье он предложилсхему: Федеральная комиссия организовывает аукцион по продаже прав на вещаниена тех или иных частотах, передавая вырученные денежные средства в государственнуюказну, а радиовещательные компании оказываются в будущем подчинены рыночнойдисциплине. Идея установления прав собственности и создания рынка для физическиненаблюдаемых объектов — электромагнитных колебаний! — была настольконепривычной, что коллеги Р. Коуза стали требовать от него более развернутыхдоказательств. Такие доказательства он представил в статье «Проблемысоциальных издержек» (1960), где была сформулирована теперь уже знаменитаятеорема Коуза. Для обсуждения рукописи этой работы в Чикагском университетесозвали специальный семинар с участием двух десятков известных теоретиков воглаве с М. Фридманом. История этой дискуссии стала легендой. Сначала засформулированный в рукописи постулат был подан один голос (самого автора),против — 20. Дальнейшее обсуждение вылилось в единогласное отрицаниеутверждений Р. Коуза. Тогда в полемику включается М. Фридман. «Повернувпушки на 180°», он вдребезги разбивает критиков Р. Коуза! Дискуссия завершаетсяединогласным «за». Участники семинара вспоминают о нем как об одномиз наиболее драматичных и чудесных событий в своей жизни и до сих пор сожалеют,что не догадались включить магнитофон…
РаботаР. Коуза «Проблемы социальных издержек» была направлена противгосподствующей тенденции везде, где только можно, искать «провалырынка» — неспособность замечать внешние эффекты и производить общественныеблага, преодолевать асимметричность информации и не допускать стремленияэкономических субъектов к установлению монопольной власти. Эти«провалы» особенно болезненны в современную эпоху, когда негативныеэкстерналии (вредные внешние эффекты) играют важную роль в жизни общества извучат призывы к государственному вмешательству, чтобы их преодолеть. Примерами«экстернальных» эффектов служат шум с аэродрома (нарушающий покойжителей окружающих сел и городских микрорайонов) или заводской дым (отравляющийвоздух в окружающих домах), для ликвидации которых считалось необходимымвмешательство государства. Но такое его вмешательство в хозяйственнуюдеятельность нередко обходится в более значительные суммы, чем действие самогорыночного механизма по улучшению распределения ресурсов. Р. Коуз доказал, чтоэкономические субъекты могут самостоятельно уладить взаимные претензии поповоду внешних эффектов.
ТеоремаКоуза провозглашает: «Если права собственности четко определены и транзакционныеиздержки равны нулю, то аллокация ресурсов (структура производства) будетоставаться неизменной и эффективной независимо от изменений в распределенииправ собственности». Следует отметить: к транзакционным издержкамотносятся издержки, связанные с составлением проекта договора купли-продажитоваров и услуг (кроме цены), ведением переговоров и обеспечением гарантийдоговора (и особенно — издержки, связанные с неэффективными адаптацией икорректировкой договора, а также издержки, возникающие, когда реализациядоговора отклоняется от установленного курса вследствие погрешностей вдоговоре, ошибок, упущений и непредвиденных внешних возмущений). Само выражение«теорема Коуза», как и четкая ее формулировка, были введены в научныйоборот известным экономистом Дж. Стиглером, хотя он и опирался на упомянутуювыше статью Р. Коуза. Для последнего случай с нулевыми транзакционными издержкамибыл лишь переходной ступенькой к рассмотрению реальных жизненных ситуаций,когда транзакционные издержки положительны, и потому распределение правсобственности начинает оказывать прямое воздействие на эффективностьпроизводства.
Изтеоремы Коуза следовало несколько важных выводов. Во-первых, источникомэкстерналий, в конечном счете, служат «размытые» или неустановленныеправа собственности. Не случайно основным полем конфликтов в связи с внешнимиэффектами становились ресурсы, которые из категории свободных перемещались вкатегорию редкостных (воздух, вода) и на которые именно поэтому ранее никакихправ собственности в принципе не существовало. Во-вторых, внешние эффекты носятобоюдный характер. Заводской дым наносит вред городским жителям, но запрет навыбросы оборачивается убытками для собственников завода (а, следовательно — идля потребителей его продукции). С экономической точки зрения, речь нужно вестине о том, «кто виноват», а о том, как минимизировать величинусовокупных убытков. Решение этой задачи кроется в оптимальной спецификации правсобственности. В-третьих, ключевое значение для успешной работы рынка имеют транзакционныеиздержки. Если они маленькие, а права собственности четко установлены, то рынокспособен сам, без участия государства, устранять внешние эффекты:заинтересованные стороны смогут самостоятельно прийти к рациональному решению.При этом не будет иметь значения, кто именно имеет право собственности — скажем, городские жители на чистый воздух или собственники завода на егозагрязнение. Участник, способный получить из владения правом наибольшую выгоду,просто выкупит его у того, для кого оно представляет меньшую ценность. Длярынка важно не то, кто именно владеет ресурсом, а то, чтобы хоть кто-то владел им.Тогда появится возможность для осуществления рыночных операций с этим ресурсом,для его передачи по цепочке рыночных обменов. Когда закон не запрещает заключатьдоговора по поводу внешних эффектов, то «провалов рынка» не происходити государство лишается оснований для вмешательства с целью корректировкирыночного механизма. Сам факт наличия прав собственности и четкого ихразграничения является более важным, чем вопрос о наделении ими того, а недругого участника.
Сегодняизложенная теорема считается одним из наиболее ярких достижений экономическойнауки послевоенного периода. Идеи Р. Коуза получили широкое использование вхозяйственной практике. Специалисты увидели реальную возможность благодарянеординарному подходу ученого сформировать механизм удовлетворения требованийохраны природы экономическими методами. В частности, интересные экспериментыначались в экологической политике, когда в отдельных местностях сталиустанавливать допустимые уровни вреда окружающей природной среде, а затемоткрывалась свободная торговля правами на его загрязнение в обозначенных пределах.Уровень выбросов определяется правами, приобретенными каждым агентом. При такойсистеме производители становятся заинтересованными в использовании экологическиболее чистых технологий и в перепродаже имеющихся у них прав тем, кто справляетсяс этим хуже.
Например, с 1976 г.Агентство по охране окружающей природной среды США стимулирует торговлю правамина загрязнение воздуха. Тысячи подобных сделок заключались в рамках Акта очистом воздухе. Сначала все они реализовывались внутри одной фирмы, теперь — между фирмами. Широкую поддержку эта концепция получила только после того, какзначительное количество людей ознакомились с риском и выгодой от каждого ееэлемента, и тогда администрация Дж. Буша-старшего вышла с предложением о расширенииее использования. Это предложение стало законом в ноябре 1990 г., когда былпринят усовершенствованный Акт о чистом воздухе. Закон предусматривает торговлюправами на загрязнение воздуха не только в районах, где не выполнены локальныетребования к качеству воздуха, но и в ситуациях, когда необходимо дальнейшеесокращение выбросов с целью снижения глобального загрязнения атмосферы(межрегиональный перенос выбросов). На Чикагской климатической бирже уже с 2003г. активно ведется торговля правами на эмиссию вредных газов. Индустриальныекомпании, покупая дополнительные квоты, сокращают свои налоговые экологическиевыплаты. Такая торговля стала эффективной программой использования экономическихметодов для достижения природоохранных целей.
Носможет ли отдельно взятая страна (даже такая мощная, как США) остановитьглобальное потепление климата своими силами? Нет. Возможно, его удастся недопустить при помощи высоких налоговых взысканий или жестких административныхметодов? Тоже нет. Ведь если отдельно взятая страна введет какие-либоограничения (скажем, нормативы выбросов парниковых газов) и эти ограничения небудут распространены на другие государства, то в этой стране внутренниеиздержки производства существенно возрастут по сравнению с ее зарубежнымиконкурентами. Утрата этой страной конкурентоспособности немедленно приведет ксокращению ее экспорта и неизбежному увеличению импорта (как более дешевого),что, в свою очередь, грозит ростом безработицы и падением уровня жизни еенаселения. А поскольку многие товары, произведенные в промышленно развитыхгосударствах, достаточно энергоемки (продукция металлургии, машиностроения,химической отрасли и др.), то рост цен на энергоносители и энергетическиеуслуги, вызванный введением ограничений или налогов на выбросы парниковыхгазов, будет иметь вполне предсказуемые последствия.
Вотпочему исчерпание ресурсов, измененные термический и водный режимы на планететребуют более масштабной, международной, концепции — системных затратных мер поминимизации этих последствий, существенной перестройке структуры промышленногопроизводства, значительному финансированию работ по адаптации экономики кменяющимся климатическим условиям.
Ужепервые шаги ученых, политиков и общественных активистов к недопущениювозможного критического показателя глобального потепления климата вынудили ихзаключить международные соглашения — Рамочную конвенцию ООН по изменениюклимата (РКИК) (от 9 мая 1992 г.) и Киотский протокол к ней (о снижении темповприроста выбросов парниковых газов в атмосферу, которое существенно меняетмеханизм функционирования мировой экономики). Киотский протокол был подписан159 из 213 стран мира 11 августа 1997 г. в Киото (Япония) в дополнение к РКИК.Для вступления его в силу его должны были ратифицировать не менее 55 государств,на которые, по состоянию на 1990 г., приходилось не менее 55% указанных выбросов.Протокол устанавливает количественные обязательства по сокращению и ограничениювыбросов 6 типов таких газов (двуокиси углерода, то есть углекислого газа,гексофторида, метана, гидрофторуглеводородов, пер-фторуглеводородов, закисиазота) на протяжении 2008-2012 гг. на 5,2% по сравнению с 1990 г., которыйявляется базовым в соответствующих расчетах. По теореме Коуза, первоначальноераспределение прав не зависит от способности рынка достигать эффективногорезультата.
ПоложенияКиотского протокола начали действовать только с 2005 г., когда он былратифицирован Россией, дополнившей список стран, на которые приходитсянеобходимых свыше 55% выбросов вредных газов. К концу 2008 г. под этимпротоколом подписались все государства ЕС, Китай и Япония. Среди стран,реализующих киотские договоренности, нет крупнейшего мирового загрязнителя — США, где, по разным данным, выбрасывается от 20 до 37% общего объема парниковыхгазов. Почему администрация Дж. Буша в январе 2001 г. отозвала подпись Б.Клинтона под этим документом? Согласно расчетам американских экспертов, даже всамом легком варианте выполнение требований Киотского протокола приведет ксокращению ВВП США на 106 млрд. дол., что приблизительно равно 1% ВВП страны.По мнению американских чиновников, ратификация протокола «похоронит»экономику сверхдержавы. Обвинения в равнодушии к глобальным проблемам они отбрасывают,аргументируя это тем, что инвестируют 3,6 млрд. дол. как налоговые преференциитем предприятиям, которые работают в сфере альтернативной энергетики и надэнергосберегающими технологиями. Еще 5,8 млрд. дол. из американского бюджетаидут на борьбу с изменением климата.
Украинаподписала Киотский протокол 15 марта 1999 г., и 4 февраля 2004 г. он былратифицирован Верховной Радой Украины, став тем самым частью национальногозаконодательства. Поданным последнего кадастра, проверенного международнойгруппой экспертов, в 1990 г. объемы выбросов парниковых газов в Украинедостигали 925,4 млн. т эквивалента двуокиси углерода, или так называемых«единиц установленного количества» (ЕУК). Между тем в 2004 г. у нас ватмосферу парниковых газов было выброшено лишь около 413,4 млн. т, то естьизлишек национальной квоты на их выбросы составляет немногим более 500 млн. т.
Нашастрана имеет определенное преимущество, поскольку на 1990 г. пришелся максимумэкологически вредного металлургического производства. Кроме того, Украинаотносится к государствам с переходной экономикой, по отношению к которымтребования по сокращению количества выбросов парниковых газов снижены.
Правда,экономисты уверены: с развитием национальной экономики цифра излишка нашейквоты на выбросы парниковых газов будет уменьшаться. В то же время расхождениев оценках специалистами общего потенциала сокращения этих выбросов в Украинеостается достаточно большим. В частности, по мнению И. Шелевицкого, наш«запас составляет, по крайней мере, 150 млн. тонн выбросов парниковыхгазов в год».
Ав компании «GlobalCarbon» утверждают, что,по проектам совместного внедрения на протяжении 2008-2012 гг., он достигает 208млн. т. Как полагают другие эксперты, «сегодня Украина может ежегоднопродавать квоты на выброс 300 млн. тонн парниковых газов на сумму 1,5 млрд.дол.». А министр охраны окружающей природной среды Украины Г. Филипчукотметил, «что потенциал украинского рынка торговли квотами в рамкахКиотского протокола оценивается в 3,6 миллиарда евро». Однако, в силуогромных возможностей, открываемых переводом отечественных промышленности исельского хозяйства на более усовершенствованные и экологически чистыетехнологии, средний ежегодный излишек квоты на 2008-2012 гг. может составить250 млн., т, то есть за пятилетку он достигнет 1,25 млрд. т. Цену нашей 1 туглерода пока определить трудно — во-первых, рынок еще не«заработал», а во-вторых, существенное расхождение в ценах объясняетсятем, что покупатели желают иметь гарантии того, что проект будетпрофинансирован полностью и передача права на выбросы произойдет по всемправилам и в согласованные сроки.
Специалистыпредполагают, что цена будет зависеть от того, насколько разумно собственникиквот предложат их на первые торги. В этом контексте важно организоватьпродуманную предпродажную работу и умело провести соответствующие маркетинговыедействия. Но, по предварительным подсчетам Всемирного банка, даже без полнойясности в этом отношении Украина сможет получить за квоты суммы, приведенные втаблице (расчеты осуществлены по разным ценам 1 т углерода, или ЕУК).
Какимобразом можно реализовать этот экономический потенциал? В Киотском протоколезафиксированы следующие три механизма для этого: проект совместного внедрения,механизм чистого развития и механизм международной торговли выбросами.
Потенциальнаярыночная стоимость излишка ЕУК Украины согласно Киотскому протоколу *Цены Объемы малый (0,45 млрд. т ЕУК) средний (1 млрд. т ЕУК) большой (1,5 млрд. т ЕУК)
Низкая (1 евро)
Средняя (5 евро)
Высокая (10 евро)
0,45 млрд. евро
2,25 млрд. евро
4,5 млрд. евро
1 млрд. евро
5 млрд. евро
10 млрд. евро
1,5 млрд. евро
7,5 млрд. евро
15 млрд. евро
*Источник: Рожен О. Указ. труд,с. 15.
Рассмотримсуть каждого из них.
Проектсовместного внедрения (СВ) позволяет странам заявлять о своемправе на сокращение выбросов, образовавшихся в результате инвестирования вдругих промышленно развитых странах и способных быть предметом передачиэквивалентного количества единиц сокращения выбросов (ЕСВ) между двумястранами, ратифицировавшими протокол (ст. 6). 1 ЕСВ равна 1 метрической тоннеэквивалента двуокиси углерода.
Механизмчистого развития (МЧР) предполагает аналогичные проектысокращения выбросов в развивающихся странах с целью получения сертифицированныхсокращений выбросов (ССВ) для дальнейшего использования инвестором. Протоколтребует, чтобы такие проекты способствовали устойчивому развитию в странах,получающих инвестиции, и помогали им принимать участие в реализации конечнойцели Конвенции — стабилизации климата (ст. 12).
Международнаяторговля выбросами (МТБ) позволяет передачу частинациональных квот на выбросы — единиц установленных объемов (ЕУО) — другимстранам (ст. 17). Это может осуществляться через национальные системы торговли,способствующие частным фирмам в ведении международной торговли правами навыбросы с целью выполнения ими национальных обязательств.
От типа механизма будутзависеть вид и совокупное предложение единиц углерода на международном рынкеторговли правами на них, а также, соответственно, вектор текущих цен на единицыуглерода. Такой вектор представляет собой информацию о ценах на единицыуглерода как на рынках, регулируемых Киотским протоколом (например, ЕСВ, ССВ,ЕУО), так и на рынках, которые им не регулируются (например, добровольныесокращения выбросов). Реализация проектов СВ не приведет к увеличению предложенияединиц углерода на рынке, ведь количество ЕУО страны, в которой находитсясобственник проекта, будет уменьшено на количество ЕСВ, «произведенных»в рамках проекта. Реализация проектов в рамках МЧР повлечет за собой увеличениепредложения единиц углерода на рынке, регулируемом Киотским протоколом,поскольку в систему добавятся «произведенные» ССВ парниковых газов.
Рассмотренныемеханизмы были введены в Киотский протокол для минимизации расходов посокращению выбросов парниковых газов. Предположим, предельные затраты посокращению выбросов в одном из государств, взявших на себя обязательства посокращению выбросов парниковых газов в рамках Киотского протокола, превышаютаналогичный показатель в другой стране, ратифицировавшей этот протокол. Тогдапредприятиям первой страны (инвесторам проектов) будет выгоднее вкладыватьденежные средства, предназначенные для выполнения обязательств по сокращениюэмиссии, в технологическую модернизацию углеводородоемких производств во второйстране. «Произведенные» в результате инвестиций ЕСВ (или ССВ) могутбыть приняты предприятиями первой страны в зачет для восстановления дефицитаквот на эмиссию парниковых газов или использованы для спекуляций на внутреннемрынке квот. Применение механизмов Киотского протокола дает собственникам проектоввозможность существенно сократить стоимость обновления основных фондов иувеличить прибыль на инвестированный капитал, расширяя спектр потенциальнореализуемых проектов. Важно и то, что в рамках этих механизмов внедряютсяэнергоэффективные технологии, позволяющие повысить конкурентоспособностьпродукции собственников проектов на международных рынках.
Принятиев 2001 г. Марракешских соглашений, регламентирующих порядок выполненияКиотского протокола, дало серьезный толчок развитию рынка квот на выбросыпарниковых газов. Соответственно, на планете начал стремительно формироватьсясовершенно новый рынок — международный рынок климатических инвестиций. Уже в2007 г. компании, деятельность которых связана с загрязнением окружающейприродной среды, заключили международных соглашений более чем на 12 млрд.фунтов стерлингов, а в 2008 г. лишь в Европе объем таких соглашений составил 92млрд. евро.
Украинасделала ряд конкретных шагов в направлении развития институциональногопотенциала, необходимого для ее участия в гибких Киотских механизмах: заключенМеморандум о сотрудничестве по внедрению РКИК (в соответствии со ст. 6Киотского протокола) со многими странами (от Дании — в 2004 г. до Японии — в2008 г.); в Институте законодательства Верховной Рады Украины создан постояннодействующий семинар по вопросам правовой и институциональной поддержкинациональной политики в сфере глобальных изменений климата; весной 2007 г.создано Национальное агентство экологических инвестиций, а в ноябреНациональный электронный реестр антропогенных выбросов и поглощения парниковыхгазов был приведен в соответствие с международными стандартами (попредварительным данным, Украина может зарегистрировать около 2 млрд. т ЕУО, приэтом половина из них должна быть размещена в резервном фонде для проектов СВ);и т. п. Но даже после указанных действий Премьер-министр Украины Ю. Тимошенковынуждена была подтвердить: «До настоящего времени Украина совершенно неиспользовала возможностей, предоставленных Киотским протоколом. Мало того, мы вначале 2008 г. были единственной страной, которая подписала этот протокол и непрошла ни одной бюрократической процедуры, позволяющей выйти на рынок торговлинеиспользованными квотами выбросов.… Процедура выхода на этот рынок оказаласьчрезвычайно сложной».
Чтобысубъект хозяйствования выставил на продажу ЕСВ, ему следует придерживатьсяспециальных правил и процедурных требований. Сначала должен быть внедренсоответствующий инвестиционный проект, в результате чего появляется возможностьдобиться реального сокращения выбросов парниковых газов. Затем его необходимосертифицировать, и только тогда на основе указанных правил устанавливаютсяправа на эти выбросы, которые становятся предметом купли-продажи на рынке.
Начинаяс 2004 г., с того момента, как Украина присоединилась к исполнителям Киотскогопротокола, отечественные предприятия включились в соответствующуюподготовительную работу. Уже в тот год документы, подтверждающие определенноеколичество квот на выбросы парниковых газов от работы двух субъектов хозяйствования- Черниговского водоканала и шахты имени А.Ф. Засядько в Донецке, — направленыв Вену, в Секретариат РКИК. Как отметил летом 2008 г. министр охраны окружающейприродной среды Украины Г. Филипчук, «до настоящего времени Минприродыодобрило реализацию 18 проектов, направленных на сокращение выбросов парниковыхгазов, и согласовало подготовку еще 81 такого проекта».
Вто же время первым в Украине полностью выполнило эту процедуру ОАО«Ивано-Франковскцемент» — мощное и сложное предприятие, которое вместесо своими карьерами известняка, мергеля и щебня охватывает площадь около 200га, имеет свыше 10 км разветвленной сети подъездных железнодорожных путей иболее 14 км автодорог. Сегодня, благодаря организаторскому таланту и энергиипочетного председателя правления ОАО «Ивано-Франковскцемент»,народного депутата Н. Круця, это — самый современный завод в Украине, который,используя собственные мощности на 100%, производит цемент сертифицированныхведущими лабораториям России и Европы марок для всех видов строительных работ(без ограничения), ежегодно поставляет на рынок свыше 3 млн. м2волокнисто-цементных кровельных разноцветных листов и много другой продукции.
Внашем государстве главным недостатком в производстве цемента являетсяустаревшая технология с высокой энергоемкостью. Поэтому не удивительно, что ещенесколько лет назад это предприятие положило начало масштабному инвестиционномупроекту (проекту СВ) на переход от «мокрого» к «сухому»способу производства своего главного полуфабриката — клинкера (испеченной смесиизвестняка и глины или шлака), который является цементным сырьем. Дляреализации запланированного из предложений от двух известных мировых фирм построительству и реконструкции цементных заводов — немецкой «Polysius»и датской «FLSmidth» -специалисты ОАОприняли технологию второй. Была достигнута договоренность, что некотороеоборудование, а также запасные части будут производиться на машиностроительныхзаводах Украины по технологической документации «FLSmidth».
Масштабыпреобразований поражали: проводилась реконструкция действующей печи № 3диаметром 3,6×90 м производительностью 480 т в сутки, с удельным расходом теплана выжигание клинкера 1600 ккал/кг; после завершения этой реконструкциипроизводительность печи составляет 2300 т в сутки, а удельный расход тепласнизился до 775 ккал/кг. Также была реконструирована вся технологическая линия- от печного агрегата, дозировочного блока, этажерки циклонных теплообменниковс дробилкой-сушилкой (где в одной стадии сочетаются сушка сырья и получение сырьевоймуки) до газоочистных установок холодной, средней и горячей частей печи.Главными новациями производственного процесса стали установлениепочти двух десятков рукавных фильтров, рассчитанных на объем запыленноговоздуха от 2040 до 16340 м3/час, а также установка 3-польногоэлектрофильтра, рассчитанного на 324000 м3/час запыленного воздуха.Кроме того, введено автоматическое поддержание заданного теплового режима спостоянным контролем полноты сгорания топлива при помощи установкигазоанализаторов на газоходах от головки печи и от циклона IV степени, чтоисключает потери от химической неполноты сгорания топлива; применена системаавтоматической подачи сжатого воздуха на регенерацию рукавных фильтров срегулированием по периодичности и продолжительности включения в зависимости отзапыленности воздуха; установлены компрессоры с воздушным охлаждением, сиспользованием воздуха от их охлаждения для отапливания помещений, где ониразмещены; использованы другие технические новинки. После реконструкции все процессыизготовления цемента находятся под контролем аналитической техники последнегопоколения.
Внедренныеноваторские решения дали возможность в 1,5 раза снизить расход электроэнергиина 1 т продукции (даже при предварительно планируемых объемах производстваклинкера в ОАО «Ивано-Франковскцемент» экономится 84100 т условноготоплива), в 1,5 раза уменьшить выбросы парниковых газов в окружающую среду,прекратить выбросы твердых частиц до 30 мг/м3 (что значительно нижеукраинских и европейских норм). Уже после завершения всех этих работфиксируются ЕСВ — разрешение на выбросы, образующиеся в результате реализациипроекта СВ, — после чего, в соответствии с условиями Киотского протокола,заключается соглашение о закупке ЕСВ.
Проведеннаякропотливая работа многих десятков украинских и зарубежных специалистов далаоснования Премьер-министру Украины Ю. Тимошенко в начале 2009 г. не толькоотметить чрезвычайно сложную процедуру выхода на рынок экологическихинвестиций, но и с удовлетворением сообщить: «Мы ее прошли. Вышли на рыноки сегодня уже заключаем первые контракты с государственными компаниями Японии’.… Речь идет об очень больших деньгах, и направлены они будут на техническоепереоснащение наших систем теплообеспечения, снабжения горячей водой, минимизациивыбросов, в частности, и в газотранспортной системе, в которой абсолютнореально можем через несколько лет отказаться от сжигания газа, необходимого дляработы этой системы….Это уникальная программа, которая абсолютно реально,помимо возможностей бюджета, может дополнительно инвестировать в техническоепереоснащение миллиарды гривень».Эти слова Ю. Тимошенко дополнила искренним пожеланием: «Поскольку рынокузкий, конкурентный,… я хочу, чтобы Украина эффективно и в соответствии справилами дебютировала на нем».
Взаключение стоит отметить, что Киотский протокол является первым международнымсоглашением, которое предусматривает применение рыночных механизмовмеждународного сотрудничества для решения глобальных экологических проблем. Этодейственный шаг в правильном направлении упреждения опасных, временами дажекатастрофических, изменений климата. Сильный импульс оживлению такогосотрудничества дала XV международная конференция сторон, являющихся членамиРКИК, в Копенгагене 7-18 декабря этого года. Цель встречи — выработка иподписание нового климатического соглашения, которое должно прийти на сменуКиотскому протоколу.
ВЫВОДЫ
Наоснове проведенного анализа можно сделать ряд выводов:
— недопущение загрязнения атмосферы за счет сохранения топлива не требует значительныхзатрат, а наоборот — приносит прибыль, поэтому энергосбережение может и должнобыть предметом рыночных отношений в самых широких масштабах; это реальный путьк ослаблению зависимости от дорогостоящего импортного топлива;
— поскольку теорема Коуза утверждает, что отдельные экономические агенты имеютвозможность самостоятельно решить вопросы, связанные с внешними эффектами, тособственником ЕСВ, полученных после реализации проектов СВ, должен статьнепосредственно субъект хозяйствования — предприятие (это положение следуетзакрепить соответствующей законодательной нормой);
— назрела безотлагательная потребность в законодательном уточнении функций длякаждого из участников процесса реализации Киотского протокола в Украине, атакже в четком определении их прав и обязанностей;
— важным экономическим понятием, введенным Р. Коузом, являются «транзакционныеиздержки», которые, по его теореме, должны быть минимальными (но внастоящее время проектам СВ свойственны достаточно высокие транзакционныеиздержки — операционные издержки, связанные с необходимостью идентификации,рассмотрения и утверждения этих проектов, мониторинга и верификации ихвыполнения, сертификации ЕСВ, полученных в результате выполнения мер в рамкахпроектов, ведения переговоров между их участниками о распределении полученныхЕСВ; одни лишь агентские выплаты могут составлять пятую часть выручки продавцаЕСВ);
— в силу высокого уровня транзакционных издержек, а также того, что предприятияво время реализации проектов СВ берут на себя все финансовые риски, не следуетоблагать сокращенные выбросы никакими дополнительными налогами, акцизными илидругими сборами (ведь, согласно теореме Коуза, если частные субъекты имеютвозможность прийти к соглашению, не неся лишних расходов по распределению ресурсов,то рынок всегда снимает проблему внешних эффектов).
Продажаправ ОАО «Ивано-Франковскцемент» на вредные выбросы, обретенных врезультате реализации проекта СВ, имеет определенную ценность для Украины сточки зрения опыта внедрения конкретного экономического механизма, который вдальнейшем может быть распространен также на решение других энергоэффективных иэкологических проектов. В то же время это только первый шаг по формированию вУкраине отечественного рынка экологических инвестиций. Время не ждет.Необходимо интенсивно двигаться по этому пути.
ИСТОЧНИКИ
1. Зміни клімату: ЄС закликає перейтивіддискусій до переговорів. “Євробюлетень” №1,2009, с. 20.
2. ТерезЭ.И. Глобальное потепление — миф или реальность? «2000» от 27 мая2005 г., с. с2.
3. ДробноходМ., Луцюк В., Шестопалов В. Зміна кліматуобумовлена… видобутком тафти із надр Землі. «Дзеркало тижня» от5 июля 2008 г., с.15
4. СтепаненкоС. До фатальної межі залишилося зовсім мало.«Дзеркало тижня» от 19 мая 2007 г., с. 15.
5. Скільки коштує екологічнакатастрофа. «Контракти»№ 28, 2008, с. 7.
6. СоasеR. The Federal Communications Commission. «Journal of Law andEconomics» \fol. 2, № 1,1959.
7. СоaseR. The Problem of Social Cost. «Journal of Law and Economics» \fol.3, № 1, I960.
8. Global Winning Glasnost. «TheV&ll Street Journal» 4.12.2003.
9. А СІЛА проти. «Галицькіконтракти» № 8, 2005, с. 9.
10. Шелевицький І. Атомна енергетика і чорнаметалургія — що з того українцям?«Дзеркало тижня» от 4 августа 2007 г., с. 8.
11. ПростаковГ., Скаршевский В. Протокол упущенных возможностей. «Эксперт» № 25,2008, с. 24.
12. Україна готовапродавати квоти напарникові викиди. «Галицькі контракти» № 24,2004, с. 6.
13. Україна готова почати торгівлю квотами.«День» от 16 июля 2008 г., с.5.
14. Рожен О.Як заробити мільярди на екологічних квотах. «Дзеркало тижня» от 19мая 2007 г., с. 15.
15. Глобализированныйсаммит. «Міжнародний кур’єр»от 12—18 декабря 2007 г., с. 11.
16. КовальО. Вантажте повітря бочками.«Дзеркало тижня» от 30 мая 2009 г., с. 5.
17. Мостова Ю.Компроміс. І життя після нього. «Дзеркало тижня» от24 января 2009 г., с. 3.
18. Китайназдогнав і перегнав Америку. Заемісією парникових газів. «Дзеркало тижня» от 1сентября 2007 г., с. 17).
19. Тимошенкопродала японцям повітря і радіє(www.trust.ua/newsот09.06.2009 г.)).