Теоретическая и эмпирическая интерпретация понятий в социологии

«Теоретическаяи эмпирическая интерпретация понятий в социологии»

Содержание
Введение
1.Теоретическая и эмпирическая интерпретация понятий
1.1. Структурасоциологического знания
1.2. Эмпирическиеисследования в социологии
1.3. Интерпретацияпонятий
Заключение
Списоклитературы
Введение
В основе и науки, и обыденногосознания, на которое все мы опираемся в повседневной жизни, лежит процесспознания. Познание — это отражение и воспроизведение действительности вмышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире. Познаниемназывают процесс поиска истины, а его результат именуют знанием. Знание — проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражениев мышлении человека.
Суть научного познания состоит в том,чтобы найти строгую количественную меру, характеризующую тот или инойсоциальный процесс. Количественные параметры необходимы не только теоретикамдля проверки теории эмпирическими исследованиями и для корреляции, но ипрактикам.
Целью познания служит приобретение нелюбых, а именно истинных знаний об объективном мире. Ложные знания тожепоявляются в процессе познания, но как его необходимые издержки.
Пересмотр устаревших теорий — одна изглавных задач науки. Термин re-search, который в английском языке обозначаетнаучное познание, состоит из двух половин и предполагает постоянное повторениепоиска. Словарь определяет исследование как «критическую и исчерпывающуюпроверку, имеющую целью пересмотр сделанных выводов и обобщений в свете вновьоткрытых фактов». Ученого интересует постоянный пересмотр, испытание ранеепринятых взглядов, оформленных в теоретическую модель. Подтверждение иопровержение в науке имеют равную ценность, поскольку и то и другое ведет ксозданию более совершенной теории.
Отличительный признак научногопознания состоит в том, что оно основано на доказательствах, которые могут бытьпроверены. Под доказательствами в этом случае понимаются конкретные результатыфактических наблюдений, которые другие наблюдатели имеют возможность видеть,взвешивать, измерять, подсчитывать или проверять на точность.
Методом получения научного знаниявыступает научное исследование.
Исследование — процесс научногоизучения какого-либо объекта (предмета, явления — материального или идеального)с целью выявления присущих ему закономерностей.
Различают два тесно связанных междусобой уровня научного исследования: 1) эмпирический — нахождение новых фактов,обобщение и поиск тенденций протекания того или иного процесса, и 2)теоретический — формулирование общих закономерностей, создание целостнойнаучной теории, на основе которой формируется научная картина мира.Эмпирическое (от греч. empeiria — опыт) означает все, что человек получает спомощью чувственного опыта. Эмпирическим является знание, полученное опытнымпутем и отражающее реальное явление. Теоретическое знание описывает мир,который невидим ни глазу, ни прибору, а, стало быть, не может стать объектомэмпирических методов.
Используя всего четыре метода — наблюдение, анкетирование, интервью, анализ документов, социолог создаетбольшое количество эмпирических фактов, отражающих реальную картину общества.Однако эта совокупность осталась бы множеством материала, а не целостнойкартиной мира, не имей ученый надежного и эффективного механизма ихупорядочения. Он называется теоретическим мышлением, в основе которого лежитлогика. На стадии построения эмпирического знания прибегают к помощистатистики.
Заключительным этапом любогоисследования должно быть внедрение полученных результатов. Итогом исследованиядолжно быть получение новых научных знаний, объективной истины, соответствиявновь сформулированного знания действительному состоянию объекта, а такженамеченным программой исследования практическим результатам.
В данном аспекте вопрос теоретическойи эмпирической интерпретации понятий приобретает особую актуальность.
1. Теоретическая и эмпирическая интерпретация понятий1.1     Структура социологическогознания
В современной методологии — и в нашейстране, и за рубежом — научное знание принято понимать иерархически и мыслитьздание социологической науки состоящим из пяти этажей. Верхний этаж — этонаучная картина мира (философские предпосылки), четвертый — общая теория,включающая категории самого абстрактного уровня, третий — частные, илиспециальные, теории, обычно формализованные, логически компактные и конкретныемодели социальных процессов.
Второй этаж представлен эмпирическимиисследованиями — сравнительными, крупномасштабными, репрезентативнымиисследованиями, соответствующими самым строгим требованиям науки и способствующимиприращению нового знания. Основное предназначение эмпирических исследований — не просто собрать и обработать факты, а обеспечить надежную проверку теории, ееверификацию.
Нижний этаж — это прикладныеисследования, маломасштабные и нерепрезентативные, призванные изучитьконкретную социальную проблему и разработать практические рекомендации для еерешения. К прикладной социологии относятся все политические опросы, изучениеобщественного мнения, маркетинговые исследования, управленческое консультирование,деловые игры и ряд других направлений, которые не ориентированы на проверкуфундаментальной теории и приращение нового знания. Четыре верхних уровнясоциологического здания представлены фундаментальной социологией, а нижний,пятый — прикладной.
На уровне эмпирических исследованийопределяется такой важный вопрос, как тематическое, проблемное поле науки. Этоконкретный уровень определения предмета исследования. Это совокупность всехэмпирических исследований, проводимых во всех странах в данное конкретноевремя.
Выделенные пять уровней и типовзнания различаются двумя параметрами — степенью обобщенности (абстрактности)понятий, используемых на данном уровне, и степенью распространенности знанийданного уровня, количеством проведенных исследований или созданных теорий.
По степени обобщенности самойабстрактной является научная картина мира, а самым конкретным знанием выступаетприкладное, касающееся одного объекта и нацеленное на решение конкретнойситуации, проблемы, задачи.
По степени распространенности знаниясамым редким является научная картина мира, которых в каждой социальной наукенаберется всего несколько. Общих теорий уже больше, возможно, около двухдесятков. Частных теорий в каждой дисциплине насчитываются десятки и сотни.Проведены тысячи эмпирических исследований. Количество осуществленныхприкладных исследований вообще невозможно подсчитать. Как правило, они нигде нефиксируются, в научные статьи их результаты не облекаются, единственнымисточником информации о них служат отчеты, хранящиеся в архивах предприятий илифирм.
Эмпирические и прикладныеисследования — разные типы социологического исследования, у них разныеметодологии и технологии. Существуют две отличительные черты, которые позволяютих разграничить.
1. Приращение новых знаний.Эмпирические исследования, нацеленные на приращение знаний, либо подтверждают,либо опровергают какую-то частную теорию. Прикладные же исследования ненацелены на приращение новых знаний, и они используют частные теории, т.е.прикладывают их к конкретному объекту.
2. Репрезентативность. Эмпирическиеисследования обязательно должны быть репрезентативными. У них множествообъектов, например средние города в разных регионах. Прикладное исследование необязано быть репрезентативным оно проводится на одном объекте (однопредприятие).
Таким образом, социологическое знаниев целом не является гомогенной системой и не только потому, что в немприсутствуют разнокачественные уровни — теоретический и эмпирический, но еще ипотому, что сюда органически включено метатеоретическое (философское) знание.Современная логика науки признает как удлинение теоретического цикла познания,так и введение в него новых, дополнительных уровней, что предполагаетпереориентацию содержания теоретического знания.
Теорию можно понимать каксовокупность логически связанных между собой абстрактных понятий, которыепереводятся в переменные, наделяемые эмпирическими признаками, а также всовокупность гипотез, которые подвергаются эмпирической проверке. Теорию можноопределить как иерархически организованную систему предложений и гипотез,находящихся в отношениях выводимости. Теория — совокупность утверждений ореальном мире, которые описывают связь переменных. Научная теория есть знаниеособого рода — знание всеобщее (универсальное) и необходимое.
Научная теория имеет сложнуюиерархическую структуру. Абстрактные объекты верхнего слоя образуютотносительно автономные области (теоретические системы), которые связаны собластями нижестоящих уровней не прямо, а через специальные преобразования.Причем первые в ряде случаев могут иметь так называемое избыточное содержание,иначе говоря, они не проецируются целиком и полностью на объективнуюреальность, хотя правильно ее объясняют. Откуда берется некоторый «остаток»?Понятие — не только идеализированная модель действительности, но и сокращеннаясистема практических действий, которые необходимо осуществить ученому, чтобы вконечном итоге получить такое понятие.
В методологии различают не один, адва контекста функционирования теории. Репрезентативная функция теориизаключается в ее способности служить абстрактной моделью (заместителем)реальных объектов (экстенсиональный контекст), а регулятивная функция теориипредставляет ее уже как систему теоретических операций (интенсионалов),посредством которых осуществляется построение абстрактной модели.
Поскольку теоретическое знание непросто копирует реальность, а воплощает определенное отношение субъекта креальности, постольку одной и той же реальности соответствуют два (и больше)теоретических образа, каждый из которых выражает не только объективноесодержание теории, но и соответствующее субъект-объектное отношение.
Эмпирическое исследование, в отличиеот прикладного, имеет своей главной целью именно проверку гипотез. Расширениенаучных знаний — это следствие решения главной задачи, а решение социальныхпроблем вообще не является целью фундаментального исследования. И, конечно,таковой никак не выступает сбор фактического материала.
Гипотезы — стержень научной теории.Ради них она и создается. В гипотетической форме выражена связь явлений. Вседругие элементы социологического исследования — программа, рабочий план,инструментарий, выборка, сбор данных, их обработка и анализ — играютобслуживающую роль. Ведь сущность человеческого мышления выражается в установлениизависимости, тенденций, закономерностей.
Научная гипотеза — это теоретическоеутверждение о предполагаемой связи двух или нескольких явлений, выраженныхпонятиями. В гипотезе предполагается причинная связь между одной и другойгруппой фактов.
С одной стороны, гипотеза — этовероятностное знание, которое требует эмпирического подтверждения, обращения кфактам. С другой — гипотеза представляет собой новое знание, которого несодержалось в исходных постулатах теории. После проверки данной гипотезы на соответствие- несоответствие фактам она должна быть обоснована теоретически.
Итак, существуют два способаподтверждения гипотезы: эмпирический и теоретический. В первом случае гипотезаполучает право на существование, право на жизнь. Во втором — обосновывается еестатус в системе научного знания, определяются ее место, функции и роль.Поэтому методологи утверждают, что гипотеза должна иметь двойной статус — бытьлогически (теоретически) и эмпирически истинной.
Теория является системой гипотез,объединенных отношениями выводимости. Гипотезы — главный элемент теории настадии ее формирования и проверки. Ученый проверяет не столько саму теорию,сколько ее гипотезы. Устанавливая истинность гипотез, он доказывает истинностьсамой теории.
Когда ученый ставит вопрос о связитеории с реальностью, он переводит теоретические (пропозициональные)утверждения в гипотезы. Гипотезы — это предсказание того, что может бытьистинным в реальном мире, если обработать соответствующим образом эмпирическиеданные.
Если социолог стремится к проверкеэмпирической истинности своей гипотезы, то он обязан, во-первых, сформулироватьее как можно проще, конкретнее и понятнее, во-вторых, указать на метод,средства или способ такой проверки. Второе условие не менее важное: выдвигаягипотезу, социолог обязан указать на способы ее проверки.
Отсюда следует, что социологическоеисследование — это нечто большее, чем постановка правильных вопросов и поиск наних исчерпывающих ответов. В нем важную роль играют гипотезы, проверка которыхвыступает своего рода очной ставкой теории и реального мира. Проверка однойгипотезы — это по существу проверка всей теории, поскольку все гипотезы вданной теории (в отличие от вопросов анкеты) прочно увязаны.
При формулировке гипотез необходимопомнить следующие правила.
1. Гипотезы должны быть концептуальноясными. При формулировании своей гипотезы не следует пользоватьсядвусмысленными, туманными и противоречивыми понятиями. Каждое используемоепонятие необходимо снабдить операциональным определением. Это можно сделать спомощью:
а) справочной литературы,
б) исследований, в которых, возможно,оно операционально уже определено,
в) обсуждения со специалистами, висследовательской группе.
2. Гипотезы должны иметь эмпирическиереференты. Эмпирическими референтами называются живые люди или материальныеобъекты, которые охватываются данным термином или понятием. Точное установлениеэмпирических референтов означает практически обнаружение адреса исследования:тех, кого надо опрашивать, учитывать, за чем или за кем надо наблюдать.Эмпирическим референтом могут быть реальные чувства, явления, процессы. В однихслучаях термины «эмпирический референт» и «эмпирический признак»выступают синонимами, а в других их надо различать.
3. Гипотезы не должны содержатьморальных оценок или суждений. Для того чтобы избавиться от моральных оценок,надо рассортировать используемые понятия на оценочные и фактологические. Вторыеможно оставить как есть, а первые перевести в разряд фактологических. Следуетизбегать долженствующих слов и оценочных утверждений.
4. Если общую гипотезу можно разбитьна подгипотезы, следует это сделать.
5. Гипотезы должны быть привязаны кметодам и инструментам. У каждой гипотезы или совокупности гипотез должны бытьсвои инструменты и средства проверки. Социолог, который не знает, какие методыподходят для проверки его гипотез, вряд ли преуспеет в постановке ценныхисследовательских вопросов. Для некоторых гипотез, особенно крупномасштабных,трудно или невозможно найти подходящий метод проверки, устраивающий илиубеждающий всех.
На ранних этапах теоретическая иэмпирическая социология развивались в некотором отрыве друг от друга. Разрывтеории и эмпирии, под знаком которой проходило становление классическойсоциологии XIX в., усугублялся тем, что, с одной стороны, макросоциологическиетеории Конта и Спенсера принципиально не допускали проверки на микроуровне, сдругой — они были ориентированы только на прошлое (социология в целомформировалась именно как историческая социология), а эмпирические исследованиябыли посвящены злободневным проблемам современного общества.1.2     Эмпирические исследования всоциологии
Под эмпирическим исследованиемпонимается сбор первичных данных, проведенный по определенной программе и сиспользованием правил научного вывода, предоставляющий в распоряжение ученогорепрезентативную информацию. Технология (методика и методы) сбора данныхотвечает на вопрос «как получить данные», а сами данные представляютрезультат исследовательского поиска и отвечают на вопрос «что получено висследовании».
Стратегия эмпирического исследованиязадается программой исследования, куда входят теоретическая модель предметаисследования, эмпирическая схема объекта исследования, методы и методикаполучения данных, анализ и интерпретация данных, но не входит научный отчет, вкотором описаны итоги.
Роль эмпирических данных в изучениисоциальных явлений огромна. Достаточно глубокое изучение интересующих социологазакономерностей невозможно без опоры на анализ конкретных фактов, в которых этизакономерности, собственно говоря, и проявляются. «Питательной»средой для теоретических построений чаще всего является эмпирический материал.Именно реальные эмпирические факты, как правило, служат средством проверкитеорий, наводят на мысль о необходимости их корректировки, служат почвой дляформирования новых теоретических гипотез.
Что же такое социологическиеэмпирические данные, т.е. данные, характеризующие конкретные социологическиефакты; данные, в виде которых, собственно говоря, эти факты перед нами и выступают?Данные могут представать перед исследователем в виде:
— совокупности чисел, характеризующихте или иные объекты (в качестве таких совокупностей могут выступать, например,производственные характеристики предприятий, возраст респондентов, оценкивыпускниками школ престижности некоторых профессий и т.д.),
— множества индикаторов определенныхотношений между рассматриваемыми объектами (к примеру, при изучениипроизводственных бригад такими индикаторами могут служить указания каждогочлена бригады на то, нравится ли ему работать вместе с любым другим членом тойже бригады, такие данные часто используются при изучении малых групп,
— результатов попарных сравненийреспондентами каких-либо объектов (такие данные используются в методе парныхсравнений — способе построения шкал, отражающих усредненное отношение изучаемойсовокупности респондентов к каким-либо объектам).
— совокупности определенныхвысказываний (например, ответов респондентов на вопрос об их профессии, о том,что им нравится в политике правительства; письма читателей газеты в редакцию;фрагменты из журнальных статей и т.д.),
— текстов документов;
— зафиксированных результатовнаблюдения за невербальным поведением каких-либо людей и т.п.
Наиболее часто в социологическихисследованиях данные представляют собой совокупность значений каких-либопризнаков (характеристик, переменных, величин; будем считать эти терминысинонимами), измеренных для каждого из изучаемых объектов.
Признак — это некоторое общее длявсех объектов качество, конкретные проявления которого (значения признака; ихназывают также альтернативами, градациями) могут меняться от объекта к объекту.Примеры признаков — пол, возраст респондентов, их удовлетворенность своимтрудом и т.д. В качестве значений признака «возраст» могут выступать25 лет, 48 лет, 21 год. Важно, что само введение практически любого признакаявляется моделированием довольно высокого уровня. Признаки не существуют самипо себе, они — плод абстрактных рассмотрений, идеальные конструкции.
В общественных науках соответствующийпроцесс абстрагирования является иногда очень непростым. Основными его этапамиявляется выделение понятий и осуществление их операционализации.
При концептуализации понятий должнырешаться вопросы, отнюдь не лежащие на поверхности. Напротив, успешная операционализацияпредусматривает переход на достаточно глубокий концептуальный уровеньрассмотрения предмета исследования, при котором признаки воспринимаются какотражение параметров анализа, релевантных целям исследования, а значенияпризнаков — как результат расчленения каждого параметра на определенныекатегории, ключевые понятия исследования.
Теоретическая модель предметаисследования. При построении теоретической модели предмета исследования (ТМПИ)нас интересуют его свойства, состояния, логические связи с другими объектами.Задача эмпирического исследования состоит в том, чтобы проверить, насколькооправдались наши теоретические предположения, установить связи изакономерности, недоступные при изучении реальных объектов. Теория поверяетсяпрактикой.
ТМПИ представляет собой логическуюсхему всех мыслимых или теоретически прогнозируемых связей, существующих междувыделенными нами абстрактными объектами. ТМПИ не может охватить все реальносуществующее множество абстрактных объектов, имеющих отношение к изучаемойпроблеме или проблемной ситуации. Как правило, ТМПИ включает часть, или некуювыборку сингулярных теоретических образований, которые в данный момент былипризнаны социологом научно значимыми для решения конкретной задачи. Для решениядругой конкретной задачи строится другая ТМПИ. В социологии используютсяразличные модели. Создаваемые модели налагаются друг на друга, что экономитусилия исследователей на этапе создания ТМПИ и увеличивает степеньпреемственности научного знания. Кроме того, использование частичновидоизмененной ТМПИ, некогда удачно построенной кем-то из социологов, повышаетнадежность получаемых данных, гарантирует от необходимости , но только худшего качества.
Таким образом, теоретическая модельпредмета исследования (ТМПИ) представляет собой совокупность логическивзаимосвязанных абстрактных понятий, описывающих предметную областьисследования.
Категории, понятия и термины являютсясвоего рода строительным материалом структуры ТМПИ, тогда как концептуализацию,конкретизацию и операционализацию можно назвать средствами созданиятеоретической модели.
Построение ТМПИ происходит во многомпри помощи такой операции, как концептуализация. Концептуализация — наделениеили определение теоретического смысла слов и превращение их тем самым впонятия. Концептуализация — это подведение частного под общее, но в рамках исредствами конкретной науки. Концептуализация — способ организации мыслительнойработы, позволяющий двигаться от материала и первичных теоретических концептовко все более и более абстрактным конструктам, в пределе отражающим допущения,на которых базируется ТМПИ.
Концептуальная схема задаеттеоретическое понимание целостности объекта, поддерживает системныепредставления о нем в исследовательских процедурах.
Цель концептуализации — обозначитьуниверсум возможных на данный момент способов работы на теоретическом уровне,обеспечить внутреннюю связность используемых концептов и конструктов,предложить видение предметных полей работы в исследовательском режиме, задатьпредставление об уровневой организации знания.
Если концептуализация задает вектордвижения к более высокому уровню организации знания, то операционализация(процедура установления связи концептуальной схемы с методическиминструментарием) — это «обратное» движение к концептам (понятиям), ихконкретизация. Операционализация в науке — это своего рода разложение целого насоставляющие его части.1.3     Интерпретация понятий
Интерпретация основных понятий – этоистолкование, разъяснение значения основных понятий. Существуют теоретическая иэмпирическая интерпретация понятий.
Теоретическое истолкованиепредставляет собой логический анализ существенных свойств и отношенийинтерпретируемых понятий путем раскрытия их связей с другими понятиями.
Эмпирическая интерпретация – этоопределение эмпирических значений основных теоретических понятий, перевод их наязык наблюдаемых фактов. Эмпирически интерпретировать понятие – это значитнайти такой показатель (индикатор, референт), который отражал бы определенныйважный признак содержания понятия и который можно было бы измерить.
Все переменные — вчерашние категории,понятия и термины — связаны между собой и только в таком виде способныобразовать научную теорию. Характер связи передается термином «зависимость».Это означает, что две или несколько переменных каким-то (а каким именно,предстоит узнать в исследовании) образом зависят друг от друга, например,уровень и масштабы воровства могут зависеть от классовой позиции таким образом:чем ниже класс, тем выше уровень воровства или наоборот (если учесть, чтобогатые воруют по-крупному). Выражение «чем ниже, тем выше» как разописывает характер зависимости, конкретные (вплоть до процентов икоэффициентов) параметры которой обнаруживаются только в эмпирическомисследовании.
При построении программы исследованиясоциолог вначале устанавливает гипотетическую связь — с помощью теоретическихрассуждений и логики. Логико-теоретическая система взаимосвязи переменных,образующих теоретическую модель предмета исследования, хотя и принципиальноважна, не имеет количественной меры. Чтобы выяснить степень взаимосвязи двух(или больше) переменных, скажем, невыплаты заработной платы и готовность кпротестному поведению, надо провести эмпирическое исследование, опросить людей,собрать статистику, интерпретировать полученные данные. Таким образом, связьмежду переменными устанавливается дважды — вначале логически (теоретически), апозже эмпирически.
Оценка существующих теорий и гипотезв социальных науках, как и в науках естественных, предполагает введениеопределенных критериев эмпирической проверяемости и истинности теоретическихвысказываний, а также разработку и применение соответствующих этим критериямметодов исследования.
Таким образом, процесс социологическогоисследования неизбежно включает в себя:
1) стадию осознания теоретической илипрактической недостаточности существующего знания (источники такого осознания,как говорилось выше, могут лежать и в области теории, и в области повседневногоопыта или социальной практики);
2) стадию формулировки проблемы ивыдвижения гипотетического объяснения, а также
3) стадию эмпирической проверкисформулированной гипотезы, за которой нередко следует
4) стадия переопределения и уточненияпроблемы или гипотезы, дающая начало новому исследовательскому циклу.
Разнообразие существующих всоциологии исследовательских программ, а также реальных контекстовисследования, т. е. теоретических и практических целей исследования,возможностей, которыми располагает исследователь, а также возникающих висследовательской практике технических и этических ограничений, ведет к тому,что конкретные реализации описанного процесса исследования могут существенноразличаться. Ведущие методы социологического исследования и представляют собойтакие конкретные реализации, или стратегии, процесса социологическогоисследования.
В эмпирическом социологическомисследовании можно выделить три основных этапа, каждый из которых включает всебя ряд важных процедур:
1) подготовительный (разработкапрограммы исследования);
2) основной (проведение эмпирическогоисследования);
3) завершающий (обработка и анализданных, формирование выводов и рекомендаций).
Всякое исследование начинается спостановки какой-либо проблемы. Проблема исследования может быть задана извнекаким-либо заказчиком или обусловлена познавательным интересом.
Проблема — это всегда противоречиемежду знаниями о потребностях людей в каких-то результативных практических илитеоретических действиях и незнанием путей и средств их реализации.
Решить проблему — значит получитьновое знание или создать теоретическую модель, объясняющую то или иное явление,выявить факторы, позволяющие воздействовать на развитие явления в желаемомнаправлении.
Заказ социологу чаще всегоформируется в виде обозначения некоторой проблемной ситуации, указания накакое-то социальное противоречие либо просто указания на неудовлетворительноесостояние дел в той или иной сфере производства, управления и т. д.
Социологу предстоит перевестипроблемную ситуацию в формулировку проблемы, которую он будет исследовать. Дляэтого он должен проделать специальную теоретическую работу:
1) установить реальное наличие даннойпроблемы:
а) есть ли показатель, количественноили качественно характеризующий данную проблему;
б) есть ли учет и статистика по этомупоказателю,
в) достоверны ли учет и статистика поэтому показателю;
2) вычленить наиболее существенныеэлементы или факторы проблемы, решение которых принадлежит социологии, а неэкономической теории, технологии производства и т. д. Например, поставленапроблема: разобраться в причинах низкой эффективности управления тем или инымподразделением предприятия. Социологу предстоит решить, какие социальные группыи личности участвуют в возникновении и решении этой проблемы, как влияют здесьих интересы, как стимулируется их участие в разрешении данной, проблемы и т.д.;
3) вычленить уже известные элементыпроблемной ситуации, которые не требуют специального анализа и выступают какинформационная база для рассмотрения неизвестных элементов (например, данныестатистики и учета представляют собой готовый важный материал);
4) выделить в проблемной ситуацииглавные и второстепенные компоненты, чтобы определить основное направлениеисследовательского поиска;
5) проанализировать уже имеющиесярешения аналогичных проблем. С этой целью необходимо изучить всю литературу поданному вопросу. Провести беседы с компетентными людьми — экспертами.
Приложение общей социологическойметодологии предполагает поиск ее особенных форм, посредством которых могутбыть решены прикладные и практические задачи. По этому вопросу в настоящеевремя нет однозначного мнения. Наиболее распространенной является концепция,согласно которой приложение фундаментальных методологических принциповобеспечивается поиском и обоснованием их эмпирических значений, т.е. оноосуществляется посредством перевода теории на язык эмпирического уровняпознания. Соответственно движение от абстрактного, данного в понятиях, кконкретному, данному в наблюдении, т.е. от теории к эмпирии, рядом авторовпризнается единственным научным методом. Обычно он связывается с эмпирическимисоциологическими исследованиями, эмпирическим обоснованием научного вывода всоциологии.
Другая концепция исходит из того, чтотеория необратима, она не может быть превращена в элементы эмпирического этапапознания, логика и методы приложения теории не укладываются в рамки движения оттеории к эмпирии. Прикладная социология имеет дело со специфическими методами,с помощью которых теория из одной формы (научные абстрактные понятия) превращаетсяв другую свою форму (практические идеи), пригодную для решения практическихзадач.
Современное учение о логике научногопознания считает невозможным перевод или сведение теоретического знания кэмпирическому, поскольку теоретическое знание имеет свое качественноесвоеобразное содержание, которое не может быть представлено как суммаэмпирических данных.
Авторы, принимающие тезис о частичнойинтерпретации и сводимости теории к фактам наблюдения, полагают, что еслинаходится эмпирический представитель теории, то тем самым теория уже получаетдостоверность и соответствует фактам эмпирического наблюдения и поэтому можетбыть хотя бы частично переведена на язык «непосредственно данных»фактов наблюдения. Они забывают, что критерий соответствия теории фактам,рассматриваемым даже не в смысле позитивистского «непосредственноданного», а в значении реальных фактов реальной действительности, лежитвовсе не в самих этих чувственно воспринимаемых фактах, а вобщественно-исторической практике.
Общие теоретические определения иэмпирические определения имеют свой сугубо очерченный круг применения, запределами которого они теряют свою истинность, перестают соответствоватьдействительности. Перевод общих понятий в «операциональные» понятияили понятия с меньшей степенью общности таит в себе опасность сведения сущностивысшего порядка к поверхностным связям, к менее глубокой сущности.
В методологическом отношении этоприводит к тому, что, во-первых, частные методы эмпирического исследованияприобретают самодовлеющее значение: во-вторых, результаты исследования получаютформу абстрактных, малосодержательных определений, отражающих лишьповерхностные, отдельные связи реальных явлений; в-третьих, собственносоциологический аспект исследования подменяется анализом на уровне частныхнаук.
Если придерживаться процедурыэмпирической интерпретации общих понятий, то в этом случае смысл социальногоисследования состоял бы (как часто бывает) в верификации и испытаниипредварительно выдвинутых на основе общих понятий гипотез.
Когда при сопоставлении общих понятийс эмпирическими фактами обнаруживается их соответствие, то исследователю илибольше нечего делать, или остается лишь подтвердить правильность обобщений,содержащихся в ранее выработанных общих понятиях.
Эмпирический уровень знания иэмпирические методы его получения не выводят исследователя за пределыограниченных обобщений, которые в лучшем случае оказываются простейшимиабстракциями, отражающими какие-либо отдельные стороны действительности.
Реальные предметы, здания, вещи, людив экспериментальном исследовании замещаются эмпирическими референтами — реальными признаками, фиксирующими наличие или отсутствие изучаемого свойства уобъекта и выступающими в виде значения переменной.
Описание экспериментальной ситуации,разработка и описание инструмента исследования, операциональное определениепеременных и указание эмпирических признаков (референтов), составлениевыборочной совокупности и многое другое — входит в содержание эмпирическойсхемы объекта исследования.
Эмпирическая схема представляет собоймодель реального взаимодействия, типичную схему практических преобразованийсовокупностей реальных объектов. Каждый элемент эмпирической схемысопоставляется не с одним объектом, а с классом объектов. Это значит, что схемасоответствует не отдельной конкретной ситуации, существующей в данное время и вданном месте, а типу таких ситуаций.
В эмпирическом исследовании,охватывающем множество разнородных объектов в разных концах страны и выявляющемв них типичное, повторяющееся, закономерное, функцию эмпирической схемывыполняют: структура выборочной совокупности (распределение респондентов повозрасту, полу, национальности, профессиям или каким-либо иным признакам),основа выборки (список единиц отбора), объем выборки (количество единиц отбора),структура генеральной совокупности (например, структура обрабатывающейпромышленности по типам, видам, отраслям, численности работающих, ихпрофессионально-квалификационная структура и т. д.).
Эмпирическая схема объектаисследования нацелена на изучение реальных фактов. Факты — это события, которыеможно непосредственно (эмпирически) наблюдать. Такие факты называютэмпирическими. Эмпирический факт в науке выражается единичным суждением оконкретном событии. Однако не все, что можно наблюдать, есть факт. Отдельныепредметы или действия не есть факты. Факт имеет место только тогда, когдауказаны конкретные объекты (или субъекты), конкретный способ их взаимодействия(или взаимоотношения), конкретное место и конкретное время.
Без фактов нет науки, ибо ученыенаблюдают множество фактов, обнаруживают их повторяемость и выводятзакономерности. Единичные факты ученых не интересуют, ведь их нельзяподвергнуть статистической обработке.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Без научной теории, общих научных понятийневозможно выявить в фактах те или иные сущностные связи, закономерности,которые, существуя в отдельном, не обнаруживаются на эмпирическом уровнепознания. Однако роль теории не сводится к тому, чтобы предсказывать иустанавливать объем и характер эмпирической информации или служить схемой дляописания фактов наблюдения. Действительное назначение теории в другом (этоглавное) — найти глубокие, недоступные эмпирическому уровню знания связи междуфактами.
Теория призвана извлекать из фактов,из изучения проявлений сущности новое специфическое содержание, отсутствующее вэмпирическом знании. Чем выше уровень теории, чем глубже и новее этосодержание, тем основательнее познание сущности. Дело не в том, что общиезакономерности, отражаемые теорией, не действуют в отдельных проявлениях илисферах социальной жизни. Они там действуют и существуют, но не охватываютсяэмпирическим уровнем знания. Поскольку общее, закон существуют в отдельном,конкретном, постольку через познание отдельного лежит путь к познанию общегозакона. В то же время эмпирические методы недостаточны для извлечения сущности,т.е. самого закона, из изучения отдельных ее проявлений, из их наблюдения.
Эмпирическая схема призвана заменитьреальных пенсионеров, домохозяек или безработных на некие идеализированныеобъекты, поддающиеся наблюдению, измерению и объяснению.
Опрашиваемые люди превращаются вреспондентов, которые попадают в выборочную совокупность благодаря специальнымматематическим процедурам. Им задают не любые, а специально разработанныесоциологом вопросы в определенной последовательности.
Ответы респондентов группируются,усредняются и интерпретируются по определенным правилам. От конкретных людей,обладающих бесконечным многообразием черт, в результате остаются усредненныетипажи с узким набором характеристик. Но именно они нужны и полезны длятеоретического обобщения. 
Список литературы
1.        Кравченко А. И.Основы социологии: Учеб. пособ. Для студентов средних и спец. уч. завед. –Екатеринбург: Деловая книга, М.: Логос, 1998 – 384 с.
2.        Краткий словарьпо социологии / Под. общ. ред. Д. М. Гвишиани, Н. И. Лапина; сост. Э. М.Коржева, Н. Ф. Наумова. – Политиздат, 1988 – 479 с.
3.        Осипов Г.В.,Андреев Э.П. Измерение в социологии. — М., 1980.
4.        Социология: Учебникдля вузов / В. Н. Лавриненко, Н. А. Нартов,
5.        О. А. Шабанова,Г. С. Лукашова; Под. ред. проф. В. Н. Лавриненко. – М.: Культура и спорт,ЮНИТИ, 1998. – 349 с.
6.        Подопригора С.Я., Тумайкин И. В., Яременко С.Н. Социология – М.: Феникс, 2008. – 415 с.
7.        Ядов В.А.Социологическое исследование. Методология, программа, методы. — М., 1972.