Теоретическая сущность понятия "предпринимательство"

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
I.           Теоретическая сущностьпонятия «предприятие»
II.          Виды и формыпредприятий
III.        Производственнаяхарактеристика и структура предприятия
Заключение
Список использованнойлитературы

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность изучения данной темы обусловлена тем, что насовременном этапе экономического развития роль малого и среднего бизнеса вэкономике России очень велика.
Дата Дня российского предпринимательства – 26 мая – этодата принятия в 1988 году Закона СССР «О кооперации в СССР». Это был первыйзакон, который после значительного перерыва закрепил свободупредпринимательской деятельности [4, с. 38].
И сегодня мы вместе подводим итог 20-летней истории малогопредпринимательства в России, решаем задачи современного этапа и обсуждаемпланы на будущее [3, с. 4].
Предпринимательство – это уникальное сочетаниенезависимости и ответственности, инноватики и стабильности.
Малый и средний бизнес – это целый класс людей, которыезадают позитивный настрой в жизни общества: они воспринимают развитиесобственного дела как часть общего социального, политического и экономическогоуспеха страны. Особенно заметно это на уровне муниципалитетов: там, гдепоявляются малые и средние компании, возрождается жизнь местного сообщества.
Объектом данного исследования является организация предпринимательскойдеятельности, предметом – современное российское малое предпринимательство.
Целью работы является рассмотрение и изучение предприятия.
Для достижения данной цели следует решить следующие задачи:
1.        Определитьтеоретические основы характеристики предприятия.
2.        Выделить основные видыи формы предприятий.
3.        Описатьпроизводственную характеристику и структуру предприятия.
Теоретической для написания работы послужила литература поосновам предпринимательской деятельности и бизнесу.
В процессе исследования применялись такие методы каканализ, синтез, дедукция.

I. Теоретическая сущность понятия«предприятие»
Экономика любой страны предстает перед нами какдеятельность огромного числа хозяйствующих субъектов, создающих разнообразныетовары и услуги [9, с. 306]. Одни из них производят товары, нужные для жизничеловека, — «предметы потребления» (пищу, одежду, обувь). Другие создаютинвестиционные товары (используемые в процессе производства: станки, машины,руду, металл). Есть целые группы разнообразных предприятий, которые оказываютразнообразные производственные услуги – хранят продукцию, обеспечиваютэнергией, средствами связи.
Наконец, в разнообразных услугах нуждается и сам человек,услугах, которые делаю его жизнь более комфортной, удобной, освобождающих егоот бытовых, житейский повседневных забот, и за оказание которых он готовплатить [9, с. 306].
Если отвлечься от разнообразия продукции, производимойпредприятием, то можно выделить те общие признаки, которые свойственны всем им[9, с. 307].
Любое предприятие, прежде всего, предстает как местосоединения факторов производства [1, с. 11].
Эти факторы соединяются таким образом, что можно говорить оналичии на предприятии производственной кооперации, при которой личные ивещественные факторы производства обеспечивают общий процесс производства.Факторы производства, их специализация и производственная кооперацияхарактеризуют производительные силы общества, тем самым каждое предприятиепредстает как составная часть производительных сил [1, с. 11].
В качестве такового оно занимает определенное место всистеме общественного разделения труда, специализируясь на производствеопределенного продукта.
В рыночной экономике производимая продукция имеет форму товара,поэтому предприятия предстают как основные товаропроизводители.
Это означает, что предприятие можно рассматривать не толькос материально-технической, но и с экономической стороны.
В качестве товаропроизводителя предприятие вступает вразличные экономические отношения купли-продажи факторов производства, отношенияпо поводу производства соответствующего товара, купли-продажи произведенноготовара [1, с. 12].
Поведение субъектов, представляющих предприятие в качестве товаропроизводителя,позволяет сделать вывод о том, что предприятие в условиях рыночной экономики предстаеткак сфера бизнеса и предпринимательской деятельности.
Бизнес и предпринимательство нередко отождествляются, однакомежду ними есть различия.
Бизнес есть самостоятельное занятие, дело, приносящее доход[1, с. 12]. Это может быть доход от индивидуальной трудовой деятельности, доходот спекуляции и даже от криминальной деятельности (есть и преступный бизнес). Работапо найму тоже может давать доход в виде зарплаты, но ее нельзя считатьбизнесом, поскольку последний есть деятельность обособленного, экономически самостоятельногосубъекта рыночной экономики.
Предпринимательство есть инициативная деятельность под собственнуюматериальную ответственность, направленная на получение прибыли. Посколькуприбыль предстает как разница между получаемым предпринимателем доходом ирасходами, то предпринимательство можно рассматривать как бизнес, но не всегдабизнес есть предпринимательство, так как не всегда его непосредственной цельюявляется прибыль [8, с. 16].
Предпринимательская деятельность включает деятельность по приобретениюнеобходимых факторов производства и их соединению, предполагающую организациюпроизводства и управление им, а также деятельность по сбыту произведенныхтоваров.
Она возможна при наличии предприятия, где можно проявить необходимыедля предпринимателя качества:
— инициативу;
— организаторские и управленческие способности;
— новаторство;
— готовность к риску;
— ответственность.
Предпринимательская деятельность предполагает правовое оформление,что означает регистрацию созданного предприятия и наделения его статусомфизического или юридического лица.
К физическим лицам здесь относятся граждане, осуществляющиепредпринимательскую деятельность без образования юридического лица подсобственную имущественную ответственность. Они платят налоги как физическиелица в зависимости от размеров полученного дохода. В качестве физических лицобычно регистрируются мелкие предприятия, крестьянские или фермерскиехозяйства.
К юридическим лицам относятся организации, имеющие обособленноеимущество, самостоятельный баланс и отвечающие своим имуществом по своимобязательствам. Ими могут быть не только производственные или торговыепредприятия, но и различные организации и учреждения, в том числе вузы.
Предприятия как юридические лица облагаются двойным налогом,то есть платиться подоходный налог и налог на прибыль.
Предприятие как сфера предпринимательской деятельности выступаетв роли хозяйствующего субъекта, вступающего в договорные отношения с другими предприятиямии отдельными лицами, несущего перед ними и государством определенныеобязательства. В качестве такового предприятие принимает форму фирмы.
С точки зрения экономической теории, предприятие естьпроизводственная ячейка, звено в совокупности производительных сил общества, афирма — хозяйственная ячейка, занимающая определенное место в системеэкономических отношений.
Фирму обычно характеризует многопрофильность, так как в условияхрынка опасно ориентироваться на выпуск одного какого-то товара.
Предприятие же может быть однопрофильным. Крупные фирмы,как правило, имеют несколько предприятий.
Итак, фирма, будучи субъектом экономических отношений, имеетимущество, необходимое для осуществления предпринимательской деятельности, счетв банке, устав, обладает необходимыми юридическими правами и несет ответственностьпо своим обязательствам перед другими экономическими субъектами.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что предприятиепредставляет собой имущественный комплекс, используемый для осуществленияпредпринимательской деятельности. В состав предприятия входят все видыимущества, предназначенные для его деятельности (земельные участки, здания,сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция), а также права нафирменное наименование, товарные знаки и знаки обслуживания.
II. Виды и формы предприятий
Под организационно-правовой формой предпринимательскойдеятельности понимают совокупность имущественных и организационных отличий,особенностей взаимодействия собственников, учредителей, участников, ихответственности друг перед другом и контрагентами, способов формированияимущественной базы [2, с. 89].
Имущественные отличия отражают то, на какой формесобственности или на базе какого вещного права действует бизнесмен.
Если это государственное имущество, то мы имеем дело с государственнымипредприятиями, находящимися в федеральной собственности или собственностисубъектов Российской Федерации. В том случае, если предприятие основывает своюдеятельность на базе муниципального имущества или если такое имущество является длянего преобладающим, то имеет место существование муниципальном предприятии [2, с.89].
Организационно-правовые формы хозяйственных товариществ,хозяйственных обществ, кооперативов характеризуются частной формойсобственности [2, с. 90].
Кроме того, имущественные отличия проявляются в соотношенииправ на имущество у участников (учредителей) и самой организации.
По этому критерию выделяют три модели имущественныхотношений:
— участники (учредители) хозяйственных товариществ,обществ, кооперативов, передавая имущество организации, теряют на него правособственности. Собственниками имущества, в том числе внесенного учредителямивклада, имущества, приобретенного в процессе предпринимательской деятельности,становятся сами юридические лица.
У участников возникают обязательственные права на получениедохода и дивидендов, корпоративное право на участие в управлении делами, правана ликвидационную квоту;
— учредители государственных и муниципальных предприятий,учреждений остаются собственниками закрепленного за такими организациямиимущества. Сами же предприятия и учреждения владеют, пользуются, распоряжаютсяимуществом на основе производных вещных прав: хозяйственного ведения илиоперативного управления;
— в отношении общественных и религиозных организаций,благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц их учредителивообще не имеют имущественных прав – ни вещных, ни обязательственных.
Организационные отличия выражаются во внутренней конструкцииуправления делами предприятия. Так, в государственных и муниципальныхпредприятиях управляющим является принятый по контракту руководитель.
В товариществах выступление в обороте происходит по волеодного или нескольких участников. В хозяйственных обществах воля выражаетсяобщим собранием и специально сформированными, в соответствии с законом иуставом, органами управления.
Особенности взаимодействия собственника и участников при разныхорганизационно-правовых формах проявляются, прежде всего, в различном ихучастии в делах предприятия.
Так, собственник государственного и муниципального предприятия,определяя цели деятельности предприятия, не вмешивается в дальнейшем в егооперативную деятельность. В товариществе на вере управление деятельностьюосуществляется полными товарищами, вкладчики же не вправе участвовать вуправлении и ведении дел товарищества, выступать от его имени иначе как подоверенности.
Организационно-правовые формы различаются также поконструкции ответственности.Так, в полномтовариществе участники солидарно несут субсидиарную ответственность по долгамтоварищества своим личным имуществом. В обществах с ограниченнойответственностью участники перед кредиторами общества не отвечают, они несутлишь риск убытков в размере своего вклада. По долгам же отвечает только самообщество принадлежащим ему на праве собственности имуществом. Субсидиарнуюответственность по обязательствам казенного предприятия несет собственник егоимущества.
Итак, мы перечислили и охарактеризовали основные признакипонятия «организационно-правовая форма».
Действующее законодательство различает следующие организационно-правовыеформы предпринимательской деятельности: хозяйственные товарищества (полные икоммандитные), хозяйственные общества (с ограниченной ответственностью, сдополнительной ответственностью, акционерные), производственные кооперативы,государственные и муниципальные унитарные предприятия. Перечисленныеорганизации по законодательству Российской Федерации являются коммерческими.
Как уже отмечалось, помимо коммерческих, действующимзаконодательством предусмотрена возможность создания организаций некоммерческих.Некоммерческой является организация, не имеющая в качестве основной цели своейдеятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль междуучастниками.
Некоммерческие организации действуют для достижениясоциальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных иуправленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физическойкультуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностейграждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешенияспоров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также иных целях,направленных на достижение общественных благ.
Некоммерческие организации могут создаваться в формеобщественных и религиозных организаций (объединений), некоммерческихпартнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных,благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах,предусмотренных федеральными законами.
В том случае, если законом или уставом некоммерческой организации,предоставлено право заниматься предпринимательской деятельностью,соответствующей целям, ради которых эта организация создана, прибыль от такойдеятельности не распределяется между ее участниками, а направляется надостижение уставных целей.
Действующие в хозяйственном обороте товарные, фондовыебиржи, банки и небанковские кредитные организации, инвестиционные институты идругие субъекты не выступают в качестве самостоятельной организационно-правовойформы предпринимательской деятельности, а могут воспринимать предусмотренныезаконодательством о них формы.
Не является самостоятельной организационно-правовой формойи малое предприятие. Под субъектами малого предпринимательства понимаютсякоммерческие организации любых организационно-правовых форм, удовлетворяющиепризнакам, определенным Федеральным законом «О государственной поддержке малогопредпринимательства в РФ».
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в основевыведения тех или иных организационно – правовых форм предпринимательства лежатимущественные отношения, а также форма собственности.
III. ПРоизводственная характеристикаи структура предприятия
Производство – основная область деятельности предприятия[9, с. 314]. От того, какая именно продукция создается, какие средства производстваиспользуются, каково сочетание производственных факторов на данном предприятии,зависит объем производимой продукции, ее качество и, следовательно, достижениецели деятельности.
Производственная характеристика зависит от сферыдеятельности предприятия. В данном случае, на наш взгляд, мы считаемцелесообразным рассмотреть основу производственной характеристики, на примереведущей сферы материального производства – промышленности.
Производственные факторы, действующие здесь, можноподразделить на три крупные категории – труд, материалы и капитал (поскольку впромышленности такой фактор, как земля, не оказывает существенного влияния, егоможно для упрощения не учитывать) [9, с. 314].
В рыночной теории названные факторы называют «вводимым»(или «входными»). В разных видах производства они используются в различномсочетании.
Так, производство, где большая роль в создании продуктапринадлежит основному капиталу, характеризуют как «капиталоемкое» производство(по классификации, принятой в отечественной системе учета, капиталоемкиепредприятия и производимая ими продукция называются «фондоемкими») [9, с. 314].Пример таких предприятий – гидроэлектростанции, предприятия химическойпромышленности.
В зависимости от доли затрат на различные элементыматериальных ресурсов выделяют материалоемкие (например, предприятиятекстильной промышленности), энергоемкие (например, выплавка стали) итрудоемкие (в которых используется высококвалифицированный труд) предприятия.
В настоящее время особо выделяют наукоемкие производства,то есть предприятия, воплощающие в своей продукции новейшие достижения науки итехники (примером могут служить предприятия по производству компьютернойтехники, лазерных дисков, современного медицинского оборудования).
Производственная характеристика предприятия включает в себеопределение масштабов производства. В смысле различают предприятия«крупносерийного», «серийного», «единичного» и «индивидуального» производства.
В первом случае – это предприятия, производящие оченьбольшие объемы однородной продукции, рассчитанной на массового потребителя(например, предприятия моторостроения, тракторные заводы, производствоподшипников).
Во втором – это производство средними или даже малымисериями, когда необходима большая модификация продукции с учетом особых условийих применения (например, производство оборудования для нефтедобычи).
Единичное производство означает изготовление продукции поспециально разработанным проектам или условиям, а индивидуальное ориентированона конкретного потребителя.
Сочетание факторов производства на предприятиях, дажепроизводящих однородную продукцию, может быть различным. Например, вино можнопроизводить трудоемким ручным способом или капиталоемким (с использованиеммашинного оборудования для выжимки винограда).
Таким образом, можно сделать следующие выводы. Общаятенденция технического прогресса такова, что «вклад» живого труда падает, а «вес»труда, воплощенного в машинах и оборудовании, возрастает. Но в масштабахобщественного производства ей противостоит другая тенденция, связанная сповышением роли и значимости живого труда, связанного с выполнениемобслуживающих функций.
Производственная характеристика предприятия можетраскрывать и другие стороны деятельности предприятия (например, степеньиспользования факторов производства, их состояние).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, подводя итог всему вышесказанному,необходимо сделать ряд следующих важных выводов.
Предприятие представляет собой имущественный комплекс,используемый для осуществления предпринимательской деятельности.
В состав предприятия входят все виды имущества,предназначенные для его деятельности (земельные участки, здания, сооружения,оборудование, инвентарь, сырье, продукция), а также права на фирменноенаименование, товарные знаки и знаки обслуживания.
Предприятие как сфера предпринимательской деятельностивыступает в роли хозяйствующего субъекта, вступающего в договорные отношения сдругими предприятиями и отдельными лицами, несущего перед ними и государствомопределенные обязательства. В качестве такового предприятие принимает формуфирмы.
Под организационно-правовой формой предпринимательскойдеятельности понимают совокупность имущественных и организационных отличий,особенностей взаимодействия собственников, учредителей, участников, ихответственности друг перед другом и контрагентами, способов формированияимущественной базы.
Имущественные отличия отражают то, на какой формесобственности или на базе какого вещного права действует бизнесмен.
Если это государственное имущество, то мы имеем дело с государственнымипредприятиями, находящимися в федеральной собственности или собственностисубъектов Российской Федерации. В том случае, если предприятие основывает своюдеятельность на базе муниципального имущества или если такое имущество является длянего преобладающим, то имеет место существование муниципальном предприятии.
Общая тенденция технического прогресса такова, что «вклад»живого труда падает, а «вес» труда, воплощенного в машинах и оборудовании,возрастает. Но в масштабах общественного производства ей противостоит другаятенденция, связанная с повышением роли и значимости живого труда, связанного свыполнением обслуживающих функций.
Производственная характеристика предприятия можетраскрывать и другие стороны деятельности предприятия (например, степеньиспользования факторов производства, их состояние).

Список использованных источниковлитературы
1.        Агеев А. И.Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. – М.: Издательство«Приор», 2001.- 367с.
2.        Бусыгин А. И. Предпринимательство:Основной курс. М.: НОРМА, 2007.- 352с.
3.        Гражданский кодексРоссийской Федерации. Части первая и вторая. Официальный текст по состоянию на1 мая 2005 г. М.: НОРМА-ИНФРА М, 2005. -560 с.
4.        Грачев И. Развитиемалого предпринимательства // Деньги и кредит.- 2008. -№1 .-с.15-21.
5.        Грузинов В., Грибов В.Предпринимательство: формы и методы организации предпринимательскойдеятельности // Экономика предприятия. М.: Издательство «Приор», 2002.- 422с.
6.        Ивашковский С. Н.Экономика: микро- и макроанализ: Учебно-практическое пособие. – М.: Дело,2001.- 455с.
7.        Кадзума Татеис И.Вечный дух предпринимательства. Практическая философия бизнесмена. – М.: ЮНИТИ,2004.- 302с.
8.        Курс экономики:Учебник. Основы предпринимательства.- М.: Издательский центр «Владос», 2005.-344с.
9.        Современная экономика.Общедоступный учебный курс.- Ростов – на — Дону: «Феникс», 1997.- 608с.