Теоретические аспекты налогообложения прибыли

Министерство образования и науки Украины
Донбасская государственная машиностроительная академия
Кафедра «Учет и аудит»

Реферат натему:
«Теоретические аспекты налогообложения прибыли»
РАМАТОРСК 2007

Содержание
Введение
1. Экономическая природа налога на прибыль
2. Принципы налогообложения
3. Формирование обособленной самостоятельной системыналогообложения Украины
Заключение
Использованная литература

Введение
 
Одним из основныхисточников финансирования всех направлений деятельности государства иэкономическим инструментом реализации государственных приоритетов являютсяналоги. Они выполняют две основные функции: фискальную и регулирующую, — которыевзаимосвязаны и взаимозависимы, причем ни одна из них не должна развиваться вущерб другой. Налог как экономическая категория представляет собой обязательныйплатеж, взимаемый государством с физических и юридических лиц.
С переходом экономикинашего государства на основы рыночного хозяйства усиливается многоаспектноезначение прибыли. Акционерное, арендное, частное или другой формы собственностипредприятие, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправерешать, на какие цели и в каких размерах направлять полученную прибыль. Прибылькак экономическая категория — это обобщающий показатель финансовых результатовхозяйственной деятельности, определяемый как разность между выручкой отхозяйственной деятельности и суммой затрат на эту деятельность.
Соединив в одно целое двевышеупомянутые экономические категории, мы получаем один из видов налога,посредством которого налоговая система государства может выполнять свойственныеей функции — это налог на прибыль предприятий и организаций.
Однако постоянноеэкспериментирование с законодательной базой по налогу на прибыль, выражающеесяв большом количестве издаваемых изменений и дополнений часто не позволяетпредприятиям правильно ориентироваться в порядке исчисления налогооблагаемойбазы, что приводит в конечном итоге к спорам и разногласиям с налоговымиорганами.
Актуальность рассмотренияданной темы подтверждается и тем фактом, что налог на прибыль является одной изосновных доходных статей бюджетов большинства развитых стран.
Целью работы являетсярассмотрение теоретических аспектов налога на прибыль как экономическойкатегории
 

1. Экономическаяприрода налога на прибыль
Теории налогообложениясоздавалась в последнюю треть XVIIIв. Ее основоположником можно назвать шотландского экономиста и философа А.Смита.
В вышедшей в 1776 г.книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» А. Смитписал: «Подданные государства должны по возможности соответственно своейспособности и силам участвовать в содержании правительства, то есть соответственнодоходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства. Налог,который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точноопределен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа — всеэто должно быть ясно и определено для плательщика и для всякого другого лица.Там, где этого нет, каждое лицо, облагаемое данным налогом, отдается в большейили меньшей степени во власть сборщика налогов, который может отягощать налогдля всякого неугодного ему плательщика или включать для себя угрозой такогоотягощения подарок или взятку.
Неопределенностьобложения развивает наглость и содействует подкупности того разряда люден,которые и без того пользуются популярностью даже в том случае, если они неотличаются наглостью и подкупностью. Точная определенность того, что каждоеотдельное лицо обязано платить, в вопросе налогового обложения представляетсяделом столь большого значения, что весьма значительная степень неравномерности,как это, по моему мнению, явствует из опыта всех народов, составляет гораздоменьшее зло, чем весьма малая степень неопределенности. Каждый налог долженвзиматься в то время или тем способом, когда и как плательщику должно бытьудобнее всего платить его. Каждый налог должен быть так задуман и разработан,чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что онприносит государственному казначейству. Налогможет брать или удерживать из карманов народа гораздо больше того, что онприносит в казну государства следующими путями: во-первых, его собирание можеттребовать большого числа чиновников, жалованье которых в состоянии поглощатьбольшую часть той суммы, какую приносит налог, и вымогательства которых могутобременять народ дополнительным налогом. Во-вторых, он может затруднять приложениетруда населения и препятствовать ему заниматься теми промыслами, которые даютсредства к существованию и работу множеству людей. Обязывая людей платить, онможет тем самым уменьшать или даже уничтожать фонды, которые позволяли бы имосуществлять эти платежи с большей легкостью. В-третьих, конфискациями идругими наказаниями, которым подвергаются несчастные люди, пытающиеся уклонитьсяот уплаты налога, он часто разоряет их и таким образом уничтожает ту выгоду,которую общество могло бы получить от приложения их капиталов. Неразумный налогсоздает большое искушение для контрабанды, а кары за контрабанду должныусиливаться в соответствии с искушением. Вопреки всем обычным принципамсправедливости закон сперва создает искушение, а затем наказывает тех, ктоподдается ему, и притом он усиливает наказание соответственно тому самомуобстоятельству, которое, несомненно, должно было бы смягчить его, а именносоответственно искушению совершить преступление. Очевидная справедливость ипольза этих положений обращали на себя большее или меньшее внимание всехнародов».
 
2. Принципыналогообложения
Итак, из вышеприведеннойцитаты можно вывести четыре основных принципа налогообложения, которые не устарелии до нашего времени (рис. 1.1.):
1. Принципсправедливости, утверждающийвсеобщность обложения и равномерность распределения между гражданами соразмерноих доходам.
2. Принципопределенности, требующий,чтобы сумма, способ и время платежа были точно заранее известны плательщику.
3. Принципудобности предполагает,что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляютнаибольшие удобства для плательщика.
4. Принципэкономии, заключающийсяв сокращении издержек взимания налога, в рационализации системы налогообложения.
Политическое острие принциповорганизации налогов и налоговой политики, обоснованных классиком буржуазнойполитэкономии, было направлено против феодальных пережитков. Исторически онибыли связаны с тем, что старая феодальная фискальная система отвечала интересамаристократии. Поэтому буржуазные идеологи предлагали перестроить налоговуюсистему так, чтобы она отвечала задачам нового класса. Первый принцип Смита былнаправлен против налоговых привилегий, которыми пользовались дворянство идуховенство, второй и третий — против произвола в обложении, характерного дляабсолютной монархии, а четвертый подчеркивал необходимость бережливости и былнаправлен против господствующей при абсолютной монархии системы откупов. Вцелом они преследовали единую главную цель капиталистического предпринимательстватого периода — стимулирование накопления.
/>
Рис. 1.1. Принципыналогообложения, изложенные А. Смитом.
Современные принципыналогообложения отражают реалии экономической и политической жизни государств исостоят в следующем:
1. Уровень налоговойставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, то естьуровня доходов. Поскольку возможности разных физических и юридических лицнеодинаковы, для них должны быть установлены дифференцированные налоговые ставки,то есть налог с дохода должен быть прогрессивным. Принцип этот соблюдаетсядалеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитываютсяпропорционально. Однако идея необходимости обложения налогами доходов иимущества по прогрессивным ставкам в течение столетий владеет умамизначительной части человечества, постоянно присутствует в политической жизни,межпартийной борьбе, отражается в той или иной степени в партийных программах,налоговом законодательстве.
2. Налогообложениедоходов должно носить однократный характер. Многократное обложение дохода иликапитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит заменапа-дога с оборота, когда обложение оборота происходило по нарастающей кривой,на налог на добавленную стоимость, где вновь созданный чистый продуктоблагается налогом всего один раз вплоть до его реализации. В результате каждаянадбавка к цене сырья, возникающая по мере его прохождения по производственнойцепочке, вплоть до конечного продукта, облагается только один раз. В этом —одно из главных преимуществ налога на добавленную стоимость.
3. Обязательностьуплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений уналогоплательщика в неизбежности платежа. Система штрафов и санкций,общественное мнение в стране должны быть такими, чтобы неуплата илинесвоевременная уплата налогов были менее выгодными, чем своевременное ичестное выполнение обязательств перед налоговыми органами.
4. Система ипроцедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными дляналогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.
5. Налоговая системадолжна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим иэкономическим потребностям.
6. Налоговая системадолжна обеспечивать перераспределение создаваемого валового внутреннегопродукта и быть эффективным инструментом государственной экономическойполитики.
 
3. Формированиеобособленной самостоятельной системы налогообложения Украины
 
Формирование обособленнойсамостоятельной системы налогообложения Украины началось еще в рамках бывшегоСССР, когда в 1991 г. был принят закон Украинской ССР «О системе налогообложения»,в котором были впервые сформулированы принципы построения налоговой системыУкраины, свойственные экономикам рыночного типа. С развитием налоговыхотношений в Украине претерпевали изменения и принципы построения и назначениясистемы налогообложения. В настоящее время в Законе Украины «О внесенииизменений и дополнений в Закон Украины „О системе налогообложения“,принятом в 1997 г., изложены принципы построения системы налогообложения,которые существенно отличаются от их формулирования в 1991 г. и состоят в следующем(рис. 1.2):

/>
Рис. 1.2. Принципыналогообложения, сформулированные в Законе Украины „О системе налогообложения“
1. стимулированиепредпринимательской производственной деятельности и инвестиционной активности (введение льгот по налогообложениюприбыли (дохода));
2. обязательность(внедрение норм поуплате налогов и сборов и установление ответственности налогоплательщиков занарушение налогового законодательства);
3. равнозначностьи пропорциональность (налогис юридических лиц взимаются в определенной доле от полученной прибыли,, наравные прибыли уплачиваются равные налоги и сборы, а большие налоги и сборы —пропорционально большим доходам);
4. равенство,недопущение каких-либо проявлений налоговой дискриминации (обеспечение одинакового подхода кразличным субъектам хозяйствования при определении обязанностей по уплатеналогов и сборов);
5. социальнаясправедливость (социальнаяподдержка малообеспеченным слоям населения путем внедрения экономическиобоснованного необлагаемого минимума доходов граждан и применения дифференцированногои прогрессивного налогообложения граждан, получающих высокие доходы);
6. стабильность (неизменность в течение бюджетногогода налогов и сборов, их ставок и налоговых льгот);
7. экономическаяобоснованность (установлениеналогов и сборов на основании показателей развития национальной экономики и финансовыхвозможностей с учетом достижения сбалансированности расходов бюджета с егодоходами);
8. равномерностьуплаты (установлениесроков уплаты налогов и сборов, исходя из необходимости обеспечениясвоевременного поступления средств в бюджет для финансирования расходов);
9. компетенция (установление и отмена налогов исборов, а также льгот их плательщикам уполномоченными на то органами всоответствии с законодательством Украины);
10. единый подход (при разработке налоговых законовпридерживаться единого подхода к определению плательщика налога и сбора,объекта обложения, источника уплаты, налогового периода, ставок налога и сбора,сроков и порядка уплаты, оснований для предоставления налоговых льгот);
11. доступность (доходчивость норм налоговогозаконодательства для налогоплательщиков).
Однако сформулированныепринципы еще не в полной мере отвечают мировой практике построения системыналогообложения. Опыт экономически развитых стран предлагает следующие принципыналогообложения (рис. 1.3):

/>
Рис. 1.3. Принципыналогообложения, отражающие особенности и тенденции современной налоговойсистемы
1. Стабильность ипредсказуемость предполагает неизменность основных налоговых платежей и правилвзимания налогов в течение продолжительного времени, а также логичность сэкономической и правовой стороны изменений налогового законодательства.
2. Высокий уровеньразвития регулирующей функции налогов, что предполагает выполнение налогамиодной из своих основных функций.
3. Гибкостьпредполагает оперативное изменение налоговых платежей, способов их начисления,системы льгот и санкций в зависимости от изменения экономической ситуации.
4. Равновесиеобеспечивает ориентацию государства на поддержание с помощью налогов структурно-воспроизводственногоравновесия.
5. Подвижностьотражает чувствительность налоговых платежей к изменениям в областиформирования налогооблагаемой базы или появление новых форм налогов.
6. Антиинфляционнаянаправленность налогов, что проявляется в сдерживании инфляции путемоптимальных налоговых изъятий.
7. Удобствообеспечивается как для плательщика при внесении налоговых платежей, так и дляконтролирующих субъектов по изъятию налога, а также для государства прииспользовании налоговых рычагов.
8. Равенствообеспечивает равную обязанность плательщиков при равных оценочных условиях иразмерах доходов.
9. Стимулированиепроявляется в формировании экономических и правовых интересов в осуществленииопределенной деятельности, исходя из ее налогообложения и получении болеевысоких доходов.
10. Экономичностьсостоит в соизмерении расходов по сбору налога (содержание аппарата, разработкадокументации и т. д.) и доходов от сбора налоговых поступлений.
11. Равномерностьохвата предполагает рациональное выделение в качестве объекта обложенияразличных элементов стоимости или видов деятельности, а не сосредоточениеналогового бремени исключительно на одной какой-либо их части.
Практика построенияналоговых систем и их функционирования в ряде стран Западной Европы позволяет ктрадиционным принципам, связанным с идеями А. Смита, добавить и несколькоспецифических, более узких принципов:
Ø налоги и затратына их взимание должны стремиться к минимизации с целью переориентации сфискальной функции на стимулирующую;
Ø справедливостьиспользования налоговых рычагов должна исключать, прежде всего, возможностьдвойного налогообложения;
Ø порядок взиманияналогов должен исходить из минимального вмешательства в дела налогоплательщика;
Ø сумма уплаченногоналога должна быть эквивалентна стоимости благ и услуг, получаемых плательщикомот государства;
Ø налоги должныхарактеризоваться четкой, бюджетной направленностью, то есть появление новыхналогов должно быть связано с покрытием соответствующих расходов, а не сликвидацией бюджетного дефицита;
Ø размерналогообложения должен исходить из разумного оптимума и изымать не более третидохода;
Ø обсуждениепроектов законов о налогообложении должно носить открытый и гласный характер.

Заключение
Итак, мы определили, чтоналог на прибыль является составным элементом налоговой системы Украины ислужит инструментом перераспределения национального дохода. Это прямой налог иего окончательная сумма целиком и полностью зависит от конечного финансовогорезультата.
Надо отметить, что ещеналоговые органы дореволюционной поры, даже при неразберихе и сумбуре военноговремени, обеспечивали полный контроль за прибылью как юридических, так ифизических лиц. Исчерпывающим был и обмен информацией между всемитерриториальными налоговыми органами. Оказаться вне их поля зрения объектуналогообложения тогда было совершенно невозможно. Данному опыту можно поучитьсяи в сегодняшней ситуации.
В настоящее времяплательщиками налога на прибыль являются предприятия и организации, являющиесяюридическими лицами по законодательству Украины, включая кредитные, страховыеорганизации, а также созданные на территории Украины предприятия с иностраннымиинвестициями, международные объединения и организации, осуществляющиепредпринимательскую деятельность, а также филиалы и другие обособленныеподразделения этих предприятий и организаций, имеющие отдельный баланс ирасчетный (текущий, корреспондентский) счет.
Объектом обложенияналогом на прибыль, является валовая прибыль, включающая в себя прибыль(убыток) от реализации продукции, выполненных работ и услуг, основных фондов идругого имущества предприятий и организаций, ценных бумаг, фьючерсных иопционных контрактов и доходы от внереализационных операций, уменьшенных насумму расходов по ним.
Ставка налога на прибыльпредприятий и организаций в настоящее время, зачисляемого гос. бюджет, устанавливаетсяв размере 25 процентов.
В Украине на данныймомент действует разнообразный перечень налоговых льгот при обложении прибыли,которые постоянно дополняются и изменяются. Нестабильность налоговых льгот и ихбольшое количество осложняют расчеты налога на прибыль и работу налоговыхорганов.
Государство в условияхрынка с помощью изменения налоговых льгот оказывает воздействие (стимулирующиеили сдерживающее) на процесс производства. Льготы дают плательщикудополнительный капитал для хозяйственных нужд.
В странах Запада налог наприбыль компаний (корпоративный налог) существует на постоянной основе с началавторой мировой войны. Система налогообложения прибыли построена в целом поединой схеме: прибыль компаний облагается как центральным правительством, так иместными органами власти; объектом обложения выступает чистая прибыль; ставкиналога, как правило, устанавливаются пропорционально или имеют незначительнуюпрогрессию. Чистая прибыль, подлежащая налогообложению, равняется валовойприбыли (разница между выручкой от реализации продукции или услуг и еёстоимостью для юридического лица), уменьшенной на сумму разрешенных вычетов иналоговых льгот.
Основное преимуществозарубежной практики перед украинской это прогрессирующие ставки, которыепозволяют более справедливо распределять налоговое бремя междуналогоплательщиками. Наши налоговые органы исходят из того что налог на прибыль- это прямой налог и о должен приносить постоянный доход в бюджет и бытьпрогнозируемым, тем более прогрессивная ставка в большей мере способствуетсокрытию прибыли. Аргументы весомы с обоих сторон. Но пока у нас еще несложился менталитет, определяющий такую ситуацию, что получающий больше прибылии должен платить больше налогов.
Рост доли налога наприбыль объясняется в большей степени стабилизацией экономической иполитической, развитием многих отраслей промышленности, стабилизациейбанковской системы. 1/3 часть доходов бюджета от налога на прибыль поступают в видештрафов за различные налоговые нарушения.
Причины, по которымдопускаются такие нарушения, могут быть различными. Это и запутанностьналогового законодательства, мало опытность бухгалтеров предприятий,арифметическая ошибка или умышленное нарушение. Технические причины уклоненияот налогообложения связаны с несовершенством форм и методов контроля.
За грубые нарушениядолжностные лица могут привлекаться к уголовной ответственности. Это виновные всокрытии прибыли (доходов) в крупных размерах или особо крупных размерах.
К недостатку новой главыНалогового Кодекса следует отнести некоторые неточности в применениитерминологии, что может привести к противоречивым ситуациям в будущей практике.
В конечном итоге вседанные неточности могут привести к проблемам предприятий с налоговыми органами.
Налог на прибыль — этоочень сложная экономическая категория, которая закреплена законодательно.Поступления от налога на прибыль занимают одно из ведущих позиций в доходах ибюджета и его регулирование имеет общенациональное значение, как длягосударства так и для налогоплательщиков — предприятий и организацией.