Министерствообразования и науки Кыргызской Республики
Министерствообразования и науки Российской Федерации
Государственноеобразовательное учреждение высшего
профессиональногообразования
Кыргызско-РоссийскийСлавянский университет
Юридическийфакультет
КафедраТеории и истории государства и права
Курсовая работа
теоретические аспекты
Правового нигилизма
Научный руководитель
к. ю. н., доцент
Чикеева Зура Чимырбаевна
Выполнила: студентка группы Ю-1-10
Акишева Асылай Камчыбековна
Бишкек-2011г.
ПЛАН
Введение
Глава 1. Понятие правового нигилизма
1.1 Понятие правового нигилизма
1.2 Источники правового нигилизма
1.3 Формы проявления правового нигилизма
Глава 2. Пути преодоления правовогонигилизма
2.1 Правовое воспитание
2.2 Факторы преодоления правовогонигилизма
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность. Проблемаотношения к праву является одной из наиболее важных и актуальных. Данноеявление глубоко коренится в правосознании людей и отмечено многими выдающимисяписателями, публицистами, общественными и политическими деятелями. Сущностьданного феномена заключена в общем отрицательном, неуважительном,пренебрежительном отношении к праву, законам, нормативному порядку: ониоткровенно игнорируются, нарушаются, не исполняются, их не ценят, не уважают.Проявления правового нигилизма носят антиобщественный характер, попирают праваграждан, посягают на устои и порядок, препятствуют экономическому, культурному,правовому, политическому развитию общества. Массовое сознание требует принятиявсе новых и новых законов. Все это является следствием многих причин, безпреодоления которых идея правового государства неосуществима.
Правовой нигилизмоказывает значительное влияние на формирование правосознания широких масс населения.Именно в реалиях нашей жизни отражена острая актуальность данной проблемы, т.к.правовой нигилизм — это опасное социальное явление, которое во многих случаях становится серьезнымпрепятствием на пути реформ и преобразований в процессе развития экономики июриспруденции. Правовой нигилизм — комплексноесоциально-правовое явление, которое поглотило большинство сфер общественной иполитической жизни общества и государства, поэтому актуальность этого явлениявыходит на первый план в процессе формирования правовых государств.
Объектом исследованияданной работы является правовой нигилизм, предметом исследования — понятие, сущность, формы проявленияи пути преодоления правового нигилизма.
Целью данной работыявляется рассмотрение теоретических аспектов правового нигилизма и исследованиеданного недуга как комплексного явления.
Указанная цель потребуетпостановки и решения ряда следующих задач:
– уточнение основныхпонятий, раскрывающих феномен правового нигилизма;
– анализированиеистоков правового нигилизма;
– рассмотрение формпроявления правового нигилизма;
– выявление путейпреодоления правового нигилизма.
Состояниеразработанности темы исследования. Многиевопросы, в частности, порожденные современными условиями, сферой имеющихся насегодняшний день исследований, полностью не охвачены. Помимо этого, большинстворабот, в частности монографии профессора В. А. Туманова[1],В.Н. Пристенского[2] и других, исследовавшихправовой нигилизм как одну из форм деформации правосознания, включают общиепризнаки, свойственные любому проявлению правового нигилизма в современноммире. Комплексных же, аналитических исследований конкретных форм проявленияправового нигилизма на данный момент недостаточно.
Структура курсовойработы. Курсовая работа состоит из введения, 2 глав и 5 параграфов, заключенияи списка использованных источников.
Глава 1. Понятиеправового нигилизма
1.1 Понятие правовогонигилизма
Нигилизм(от лат.nihil — ничто) — учение, центральным постулатом которого является полное отрицание традиций, норм,правил, общественных устоев, авторитетов. Нигилизм получил наибольшеераспространение в центральных произведениях известных русских писателей — И.С.Тургенева («Отцы и дети»), Н. Лескова («Некуда»), А.Р. Писемского («Взбаламученноеморе»). Он был связан с такими известными философами, как П.Ж. Прудон, Ф.Г.Якоби, Ф. Ницше, М. Хайдеггер, М.А. Бакунин, М. Штирнер, П.А. Кропоткин идругие. Нигилизм — сложное социально-историческое явление, имеет многоразновидностей. Нигилизм может быть нравственным, правовым, политическим,идеологическим, религиозным и т.д., в зависимости от того, какие ценностиотрицаются, о какой сфере знаний идет речь — культуре, науке, искусстве, этике,политике, экономике. Каждая из разновидностей этого течения имеет свою историю.
Что касается правового нигилизма, то, помнению В. А. Туманова правовой нигилизм – это «скептическое и негативноеотношение к праву вплоть до полного неверия в его потенциальные проблемы так,как того требует социальная справедливость». [3]
В Большой Советскойэнциклопедии 1978 года даётся следующее определение: «Нигилизм правовой — направлениеобщественно-политической мысли, отрицающее социальную ценность права и считающееего наименее совершенным способом регулирования общественных отношений».[4]
Профессор С. С. Алексеевотмечал, что рассматриваемый нами феномен, есть «отрицательное отношение к праву, закону и правовым формам организацииобщественных отношений».[5]
ПрофессорВенгеров выдвигает две точки зрения относительно правового нигилизма: «правовой нигилизм – это, во-первых,характеристика определенных негативных, деформированных сторон правосознания,это та идеологическая и психологическая часть правосознания, которая резкокритически, отрицательно относится к требованиям уважения и соблюдения права.Во-вторых, правовой нигилизм и его антипод – законность – это не только сферадуховной жизни общества, сфера правового сознания. Это еще и характеристика определенногореального состояния общества».[6] В первом случае Венгеровпротивопоставляет в правосознании правовому нигилизму законность, котораяреализуется в соблюдении и уважении права, в укреплении правопорядка, впонимании культурной и духовной ценности права. Во втором случае профессорутверждает, что нигилизм — это состояние общества, имеющее не толькопсихологическую, но и социальную характеристику. При этом правовой нигилизмможет достичь таких размеров, которые повлекут за собой разрушение правовойсистемы – и правотворческих, и правоприменительных ее элементов.
Профессор В.Н.Пристенский рассматривает данную проблему именнов философском, а не в юридическом аспекте. «Философский подход кправу не подменяет юридического, ибо выражает и реализует природу философии, ееугол зрения и тем самым детерминирован последними. Что может и что должнаоткрыть философия в праве? По всей видимости то, что она открывает в мире какцелом (а право — лишь фрагмент его, оно не имеет собственной логики, отличнойот логики мира), — сущность самого глубокого порядка, субстанцию. Этимопределяется и подход. Он состоит в необходимости определения субстанции права,его самых глубоких детерминант, коррелятов (и тем самым критерия), естественнолежащих за его пределами. Результатом данного осмысления является то или иноепонимание права. Поэтому проблема определения субстанции прав, его коррелятовможет быть обозначена как проблема правопонимания».[7]
Правовой нигилизмможет быть определен как состояние общественного сознания, для которогохарактерны: юридическая некомпетентность, то есть отсутствие правовых знаний;негативная оценка права (отрицание его социальной ценности) ираспространенность навыков и стереотипов внеправового и противоправногоповедения.
Обобщив все вышесказанное, мы можем дать следующую дефиницию правового нигилизма: правовойнигилизм — одна из форм правосознания и социального поведения (личности,группы), характеризующаяся отрицательным (скептическим) отношением к закону иценностям права. Выражается в пренебрежении, сознательном игнорированииправовых предписаний на практике (в повседневной жизни), выступает одной изпричин противоправного поведения, преступности.[8] Мы можем сказать, чтоправовой нигилизм—это отрицание права как социального института, системы правилповедения, которая может успешно регулировать взаимоотношения людей. Этозначит, что юридический нигилизм заключается в отрицании законов, что можетпривести к противоправным действиям и, в целом, тормозить развитие правовойсистемы.
Подводя итог, можно дать,рассматриваемому нами феномену, следующую характеристику: правовой нигилизм –это, во-первых, отсутствие в массовом сознании представлений о том, чтонормативное регулирование общественных отношений должно осуществляться исходяиз признания свободы и формального равенства их участников; во-вторых,невосприятие этих принципов в качестве ценностей; в-третьих, неумение инежелание строить отношения на их основе.
1.2 Источники правового нигилизма
Правовой нигилизм, посути, есть правовое отчуждение, происходит отторжение права и обществостремится обойтись без него. В настоящее время проявляется невостребованностьправа обществом. Люди воспринимают право как второстепенное явление средипрочих общепринятых человеческих ценностей. Помнению профессора Н. И. Матузова, правовойнигилизм — разновидность социального нигилизма как родового понятия. «Сущностьего в общем, негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву,законам, нормативному порядку, а с точки зрения корней, причин — в юридическомневежестве, косности, отсталости, правовой невоспитанности основной массынаселения».[9]Такв чем же заключаются причины и истоки феномена права? К сожалению источников,формирующих правовой нигилизм достаточно много: это и несовершенство самогозаконодательства, и деформированная деятельность правоохранительных органов, исобственно противоправные установки поведения самих граждан. Именно этинегативные проявления современной деятельности в значительной степениспособствуют тому, что правовой нигилизм в современном мире является весьмасерьезной проблемой – несмотря на все попытки борьбы с ним, он не только неуходит с «правовой арены», а напротив, — все более и более укрепляет своипозиции на ней.
Как уже былоотмечено, одна из главных причин правового нигилизма кроется именно в самихзаконах, то есть в их несовершенстве и противоречивости. Состояние нынешнегозаконодательства, в самом деле, оставляет желать лучшего – законы переполненыположениями, которые не действуют в реальной действительности из-заслаборазвитых механизмов их реализации. Жизнь показывает, что несовершенныезаконы объективно подпитывают правовой нигилизм, отторгаются гражданами,воспринимаются ими как несправедливые и т.д. Потому отчасти можно согласиться свышеприведенным суждением, но нельзя на основании отдельных фактов делатьслишком широкие выводы и обобщения. Другими словами, недостатки права не могутслужить единственным оправданием правового нигилизма, ведь многое зависит и отдругих факторов.
Как мы ужевыяснили, законы во многом несовершенны. Но дело не только в этом, ведь дажеидеальный, с точки зрения юридической техники, закон не будет работать бездейственного, отлаженного механизма его реализации. Ведь еще более двухсот летназад французский правовед, просветитель и философ Ш. Монтескье сказал: «Когдая поеду в правовое государство, я спрошу не про то, какие там есть законы, апро то, как эти законы работают и воплощаются в жизнь»[10].Отсутствие подобных механизмов реализации правовых предписаний, причеммеханизмов действенных — едва ли не более обширная проблема, чем несовершенныезаконы. Ведь написать идеальную правовую норму намного легче, чем воплотить еёв жизнь: моментально на пути её реализации возникнут сотни препятствий, в томчисле и правовой нигилизм. Еще во времена римского права было замечено, чтоигнорирование законов есть страшное зло, в корне подрывающее всю правовуюсистему государства.
Следующей неменее значительной причиной правового нигилизма является знание людей о том,что законы не исполняются. Уже раннее упомянутый Ш. Монтескье написал:«Вникните в причины всякой распущенности и вы увидите, что она проистекает отбезнаказанности»[11]. Когда человек узнаёт оправонарушении, за которым не последовало наказание, его вера в силу законападает и может упасть до такого уровня, что он вовсе не будет учитывать закон всвоих действиях, дойдя до крайности — правового нигилизма. Данноеобстоятельство можно подтвердить высказыванием профессора В.И. Червонюка: «Тообстоятельство, что правовой нигилизм для нас, скорее, не патология, а норма,хотя и не оптимистично, но, к сожалению, близко к истинному».[12]Отчасти мы согласны с его мнением. Но тогда отсюда следует, поскольку правовойнигилизм глубоко укоренился в сознании большинства людей, стал нормой их поведения,то с ним можно смириться. Нам же кажется, что именно в силу указанногообстоятельства нужна целенаправленная борьба с рассматриваемым злом.
Другойкрупной проблемой, вызывающей недоверие людей к законам, является борьба внутрисамой власти, точнее борьбы между её ветвями. Когда две ветви единойгосударственной власти вместо нормотворчества, повышения в пределах своейкомпетенции уровня законности и правопорядка в стране, пытаются поделить своиполномочия, издают нормативные акты в пику друг друга, всячески блокируютисполнение решений “конкурентов”, обвиняют перед согражданами друг друга в предательствегосударственных интересов, а затем диктует свою волю. Люди перестают верить вдействие, каких бы то ни было, законов, наблюдая, как на высшем государственномуровне все проблемы и противоречия с успехом разрешаются с помощью самогоубедительного действенного права – «права силы».
Одной изпредпосылок правового нигилизма также можно выделить политический радикализм.Последний выражается в устойчивом предпочтении решительных действий в политикевсем иным шагам, уверенность в наличии простых решений сложных проблем. То жесамое можно сказать об экстремизме, ксенофобии, национальной и религиознойрозни, нетерпимости.[13]
Профессор В.В. Лазарев к основным причинам распространенности правового нигилизма относит:
1)исторические корни, являющиеся естественным следствием самодержавия, многовековогокрепостничества, лишавшего массу людей прав и свобод, репрессивногозаконодательства, несовершенства правосудия;
2) теорию ипрактику понимания диктатуры пролетариата как власти, не связанной и не ограниченнойзаконами;
3) правовуюсистему, в которой господствовали административно-командные методы, секретные иполусекретные подзаконные нормативно-правовые акты, а конституции и немногочисленныедемократические законы в значительной степени только декларировали права исвободы личности, имели место низкая роль суда и низкий престиж права;
4)количественную и качественную корректировку правовой системы прошлого в переходныйпериод, кризис законности и неотлаженность механизма приведения в действиепринимаемых законов, длительность процесса осуществления всех реформ, в томчисле судебной. С одной стороны, от правового нигилизма надо отличатьконструктивную критику права, а с другой — стремиться избегать юридическогофетишизма, т.е. возведения в абсолют роли права и других правовых средств.[14]
Все раннееперечисленные источники и являются истоками и важнейшими «первопричинами»генезиса и развития правового недуга в мире. Они сыграли основную роль вформировании такого феномена, как правовой нигилизм.
1.3 Формы проявления правового нигилизма
Правовой нигилизм имеет множествосторон. Рассматриваемое нами зло способно моментально видоизменяться иприспосабливаться к любым условиям. Существует множество различных форм, сторони граней его конкретного проявления.
Проф. Н.И. Матузов выделяет следующиеформы правового нигилизма:
а) прямые преднамеренныенарушения действующих законов и иных нормативных правовых актов;
б) повсеместное массовоенесоблюдение и неисполнение юридических предписаний, когда субъекты попросту несоотносят свое поведение с требованиями правовых норм, а стремятся жить идействовать по «своим правилам»;
в) война законов, изданиепротиворечивых, параллельных или даже взаимоисключающих правовых актов, которыекак бы нейтрализуют друг друга, растрачивая бесполезно свою силу;
г) подмена законности политической,идеологической или прагматической целесообразностью, выходы различныхофициальных должностных лиц и органов, общественных групп и сил на неправовоеполе деятельности, стремление реализовать свои интересы вне рамок Конституцииили в «разреженном правовом пространстве», т.е. начинают житьопять-таки не по законам, а «по понятиям»;
д) конфронтацияпредставительных и исполнительных структур власти на всех уровнях;
е) нарушения правчеловека, особенно таких, как право на жизнь, честь, достоинство, жилище,имущество, безопасность;
ж) теоретическая формаправового нигилизма (в научной сфере, в работах юристов, философов и др.).[15]
Выше были указаны формы правовогонигилизма, мы же обобщим все выше сказанное и укажем лишь на некоторые из них,наиболее яркие и очевидные.
Как уже было отмечено раннее, одной из главных форм правового нигилизма является намеренные нарушения действующих законов и иных нормативных правовых актов. Одним из наиболее мощных катализаторов правового нигилизма является преступность, которая является одновременно источником нигилизма. В самом деле, если человек не уважает, не почитает законы и право, то он их просто нарушает. Но если бы все строго следовали предписаниям правовых норм, то и преступности не было бы в принципе.
Следующей формой проявления правового нигилизма является игнорирование предписаний правовых норм, которое менее опасно для общества, но чрезвычайно опасно для правопорядка. Такие своего рода «скрытые» правонарушения наносят законности просто непоправимый урон именно потому, что их необычайно трудно обнаружить и пресечь. Как раз таки по причине правового нигилизма люди смотрят на правовые нормы не как на руководящее и предписывающее начало, а как на нечто абстрактное, вовсе не обязательное для исполнения.
Третья форма выражения данного недуга – это подмена законности политической, идеологической целесообразностью, выходы различных официальных должностных лиц и органов, общественных групп и сил на неправовое поле деятельности, стремление реализовать свои интересы вне рамок Конституции. Законность нередко противопоставляется и так называемому здравому смыслу, от которого один шаг до произвола и самоуправства, или просто «правовой самодеятельности». Вместе с тем следует заметить, что идея законности и порядка при определенных обстоятельствах может быть использована заинтересованными лидерами и властными структурами как повод для применения силы и нарушения прав человека, равно как и необходимость борьбы с преступностью. Подобно этому очень точно выразился И.А. Ильин: «По своему объективному назначению право есть орудие порядка, мира и братства; в осуществлении же оно слишком часто прикрывает собой ложь и насилие, тягание и раздор, бунт и войну».[16]www.bibliofond.ru/view.aspx?id=441216 — _ftn12#_ftn12
Наконец, четвертая, из наиболее важных форм проявления правового нигилизма является та борьба, которая ведется во власти, между властями и от имени властей (данное обстоятельство было названо также в числе источников и причин правового нигилизма; вообще часто бывает трудно проследить причинно-следственные связи, понять, какое явление обуславливает определенное обстоятельство, что первично, а что вторично, это происходит, видимо потому, что в процессе исследования мы обращаемся к различным аспектам того или иного явления, которое соответственно и предстает перед нами в том или ином свете).
В.Г. Сафонов разделяет правовой нигилизм по субъектам в зависимости от сфер государственной деятельности. По этому основанию он предлагает выделять следующие разновидности данного зла: правовой нигилизм Президента; правовой нигилизм представителей законодательной власти и субъектов государства; правовой нигилизм представителей исполнительной власти; правовой нигилизм судей.[17]
Совсем иную точку зрения высказывает профессор В.А. Туманов. Он выделяет, во-первых, пассивную и активную формы правового нигилизма. Для пассивной формы характерно безразличное отношение к праву, явная недооценка его роли и значения. Активному юридическому нигилизму свойственно осознанно враждебное отношение к праву. Представители этого направления видят, какую важную роль играет или может играть право в жизни общества, и именно поэтому выступают против него.
Во-вторых, проф. В.А. Туманов разделяет правовой нигилизм:
а) на высоком этажеобщественного сознания (в виде идеологических течений и теоретических доктрин);
б) на уровне обыденного,массового сознания (в форме отрицательных установок, стойких предубеждений истереотипов);
в) на ведомственный,который проявляется в том, что нередко подзаконные акты становятся«надзаконными», юридические нормы не стыкуются, возникают острейшие коллизии.[18]
Также в качестве дополнительной формывыражения феномена права можно выделить такое, как распространение антиправовойпсихологии. То есть это возникновение норм, оправдывающих антиправовоеповедение, а также пропаганда жестокости и насилия.
В заключение упомянем об одной из крайних форм проявления правового нигилизма, то есть о революции. В самом деле, никакая другая форма проявления нигилизма так отрицательно не относится к любому проявлению права и законности. И это вполне понятно – ведь сама сущность революции предполагает полный отказ правовых норм и законности. Революция в какой-то мере то вызывается несовершенной правовой системой, которая неспособна вовремя выявить и потушить революционный пожар. Вспыхнув пламя революции, сметает все на своем пути, а что следует затем, зависит в большей степени от людей захвативших власть. И возможно, что государство, постепенно остывая от революционного накала, пойдет по пути создания новых правовых норм, постепенно образует, свежую правовую систему и затем заживет более спокойной жизнью, идя по пути формирования гражданского общества и правового государства. Но и неисключено, что государство так и останется на полпути или будет двигаться то назад, то вперед, разрушаемое внутренними противоречиями. Но почти во всех случаях революционного взрыва право, так или иначе, страдает.
Говоря о правовом нигилизме известный философ И.А. Ильин писал: «Нигилизм – это один из элементов, своебразная черта общественного сознания, особенность национальной культуры». Ильин обоснованно отмечал, что с помощью только карательных мер искоренения правового нигилизма добиться не удастся, справедливо полагая, что честным и законопослушным можно быть только по личной убежденности, в силу личного решения, иначе гражданин из опоры превращается в «брешь в правопорядке»[19].
Глава 2. Пути преодоленияправового нигилизма
2.1 Правовоевоспитание
Возвращаясь кпроблеме нигилизма, следует вновь упомянуть, что он настолько глубоко засел всовременной жизни и прочно завладел умами людей, что перед нами сразу возникаетвопрос, существует ли возможность искоренения правового нигилизма? Существует,но для этого потребуется не мало усилий. В качестве путей ослабления правовогонигилизма мы можем выделить правовое воспитание.
Правовоевоспитание — особая форма деятельности государства, его органов и должностныхлиц, общественных объединений, трудовых коллективов, направленная наформирование в сознании людей уважения к праву, позитивных знаний,представлений, взглядов, поведенческих ориентации, установок, навыков ипривычек, обеспечивающих правомерное поведение, активную жизненную позицию приисполнении и использовании юридических норм.[20]
ПрофессорМатузов выделяет следующие формы правового воспитания:
а) правовую пропаганду (лекции, беседы,консультации; издание популярных книг, брошюр; проведение «круглых столов»;выступления в печати, по радио и телевидению; ответы на вопросы слушателей ичитателей, т.е. своего рода «юридический всеобуч»);
б) правовое обучение (передача иусвоение профессиональных знаний в высших учебных заведениях, среднихспециализированных школах, училищах, техникумах, колледжах; преподавание основправа на различных курсах, сборах и т.д.);
в) юридическую практику, повседневныйопыт (участие в судебных процессах в качестве истца, ответчика, потерпевшего,народного заседателя, присяжного; заключение разного рода гражданско-правовыхсделок, пользование услугами адвоката, правоохранительная деятельность);
г) самообразование (собственноепостижение и осмысление правовых явлений, окружающей правовой действительности,самостоятельное изучение законодательства, научной литературы, общение сокружающими).[21]
В процессе правового воспитания важносформировать у каждого гражданина правильное понимание о необходимости права вжизни общества, его ценность и общеобязательность; развить чувство собственногодостоинства, правоты, защищенности и в то же время стремление бороться заправо.
Как уже былоотмечено, существует несколько форм правового воспитания, но одним из наиболееважных является правовое обучение, так как правовое воспитание неразрывносвязано и реализуется через правовое образование – непосредственное получениезнаний. Правовое обучение – это способ внешнего выражения и организациипередачи теоретического правового материала объекту воспитания. Воспитание неможет происходить без обучения, а обучение, так или иначе, оказываетвоспитательное воздействие.
Дляповышения правовой культуры общества одну из главных ролей играет правовоеобучение, информирование населения о существующих юридических предписаниях.Очень важно ознакомить населения с образцами и идеалами, правовым опытом итрадициями тех стран, где уровень правовой защищенности личности, а значит, иуровень правовой культуры имеет высокую планку. Тем более важно обучать этомубудущих юристов-профессионалов, чтобы основную цель своей деятельности онивидели в защите прав и свобод человека от произвола общества и государства, т.е. в защите слабого от сильного, что является одним из центральных постулатовобщемировой, общечеловеческой морали, нравственности и культуры в целом.
В деле воспитания уграждан уважительного и заботливого отношения к людям, честности,требовательности к себе и окружающим, строгой ответственности за соблюдениеправил поведения, установленных в правовых нормах, большую помощь также должнаоказать правовая пропаганда. Правовая пропаганда — это целенаправленный,управляемый процесс, успешное осуществление которого требует стройнойдинамичной системы и информационного обеспечения. В ней должны быть четкоопределены субъекты и объекты управления, их функции, основные и промежуточныецели, соответствующие средства их достижения.[22]
Существуетряд важных теоретических проблем, и, прежде всего связанных с дальнейшимповышением эффективности правовой пропаганды. Можно выделить такие критерииэффективности, как интерес к праву и потребность в ознакомлении с егопредписаниями, знание (правовая осведомленность), отношение к праву(ценностно-правовая ориентация). В то же время неясно, почему к рассматриваемымкритериям не отнесены привычка соблюдать правопорядок и активная жизненнаяпозиция. Именно по данным «поведенческим» критериям и следует в первую очередьсудить об эффективности правовой пропаганды. Иной вопрос, что их достаточносложно установить при помощи конкретно-социологических исследований.[23]
Профессор С. С. Алексеев выделяетправовое воспитание в широком и узком смысле. В первом случае он говорит,скорее, «не о правовом воспитании, а о правовой социализации человека, когда он«воспитывается» окружающей обстановкой в целом, всей юридической практикой иповедением людей, должностных лиц — представителей государственного аппарата вправовой сфере. При этом у людей, должностных лиц, государственных органов,осуществляющих правовую деятельность (правомерную или неправомерную), нетпрямой цели оказать на других правовоспитательное воздействие. Однако такоевоздействие на окружающих все-таки оказывается. Что касается правовоговоспитания в узком смысле, то оно отличается своей целенаправленностью наповышение правовой культуры человека, группы людей и общества в целом».[24]
Одной из главных целей правовоговоспитания — выработать у гражданина здоровое чувство права, прогрессивногоюридического мировоззрения. Правовое воспитание подготавливает социальноактивного члена общества, который знает свои права и обязанности, умеетотстаивать, защищать их всеми законными средствами. Речь идет о воспитаниичеловека, остро реагирующего на факты несправедливости и произвола, уважающегозакон и порядок, противодействующего правонарушениям, правовому беспределу, а,следовательно, и самому правовому нигилизму.
2.2 Факторы преодоления правового нигилизма
Как уже было показано, современный юридический нигилизм — серьезная, запущенная болезнь. Соответственно и преодоление данного недуга — сложная задача. Интересы укрепления законности и правопорядка в стране требуют неустанного совершенствования правового воспитания, в том числе и других не менее важных факторов преодоления данного недуга.
Факторыпреодоления правового нигилизма — это длительный процесс, затрагивающийизменение объективных условий жизни общества, целенаправленную идеологическую,организационную работу, осуществление комплекса специально-юридических мер. Вконцентрированном виде эти меры должны быть сориентированы на то, чтобы создатькачественно обновленную социально-правовую среду и утвердить у людей веру вправо.
Преодоление правовогонигилизма невозможно без мировоззренческого осмысления права, котороеподразумевает исследование правовых ценностей как составляющих мировоззрения.Существенным фактором преодоления правового нигилизма является утверждениеглубокой взаимосвязи правовых и нравственных ценностей, ихвзаимообусловленности и взаимодополняемости. В формирующемся мировоззренииправовые и нравственные ценности не должны рассматриваться как противоположные,взаимоисключающие образования. Мировоззренческая позиция, противопоставляющаяправо и мораль, на наш взгляд, несет в себе основания правового нигилизма; пониманиеправа исключительно как «внешней» формы общественной жизни, не основанной наобщественных ценностях, находится в рамках нигилистической тенденции.[25]
Важнейшаяполитическая предпосылка преодоления правового нигилизма – формирование новойструктуры политических ценностей, в частности предпочтение ценностей порядка,способных установить целесообразное функционирование и развитие социальнойсистемы. Такая целесообразность предполагает, в свою очередь, последовательнуюреализацию основных задач социальной системы, согласованность действийэлементов управления делами общества, эффективные гарантии и средстваподдержания всех аспектов безопасности в социальной системе.
1) Определяющий фактор в системеправовых средств преодоления правового нигилизма — юридическая политикаправового государства, которая создает у граждан и должностных лиц правовойнастрой (тонус). Существует необходимость комплексного подхода к решению исследуемой проблемы, гдеосновное место должна занимать единая, последовательная, достаточно радикальнаяполитика государства, направленная прежде всего на личность, ее права изаконные интересы; предлагаются и исследуются в качестве возможных средствпрофилактики и преодоления правового нигилизма средства массовой информации(СМИ) и правовое образование.[26] Принципиальное значениев этой связи имеет, выделенная основоположником античной политической наукиАристотелем, идея господства права и правовой законности, идея права как критериясправедливости, он говорил о необходимости господства справедливых законов вобществе.[27]Однако отосознания идеи до ее воплощения — огромные расстояния. И любыеполитико-юридические просчеты чреваты осложнениями. Поэтому поспешные илинедостаточно обоснованные решения правотворческих органов, создание ведомствамиискусственных помех действию закона, нерешительное или неумелое использованиеправоохранительными учреждениями юридических средств в борьбе с опаснымипреступными проявлениями способны подтолкнуть отдельные силы в обществе крешению неотложных социальных и острополитических проблем неправовымисредствами. Значит, юридическая политика должна быть последовательной и достаточнорадикальной. Только в этом случае она вызовет доверие и поддержку масс.
2) В плане рассматриваемой проблемыважно подчеркнуть, что стратегия правового развития должна быть сориентированана личность, ее права и законные интересы должны занять центральное место вправовой системе. Личностная направленность юридической политики, несомненно,придаст авторитет правовой системе, будет способствовать восприятию еенаселением как социально ценностного института гражданского общества, а,значит, будет преодолена и правовая отчужденность граждан, преодолен илизначительно ослаблен правовой нигилизм.
3) Кардинальная реорганизация системынормативного и индивидуально-юридического регулирования в обществе, где главноезначение будет иметь «очищение» правового пространства от обилия запретных зон,чрезмерной юридической закрепощенности личности, предоставления ей максимумаюридической свободы для самовыражения.
4) Известно, что рамки юридическойсвободы личности определяются правовыми нормами. «Юридически признанная свобода,— писал К. Маркс, существует в государстве в форме закона»[28].В связи с этим актуальное значение приобретает переход от декларирования кповсеместному воплощению в правотворческую практику общедозволительногопринципа правового регулирования поведения граждан и их законных объединений.
5) Большое значение для преодоленияправового нигилизма, укрепления у граждан доверия к праву имеет повышениеавторитета закона. Необходимо, как советовал профессор И.А. Ильин, сделать все,«чтобы приблизить право к народу, чтобы укрепить массовое правосознание, чтобынарод понимал, знал и ценил свои законы, чтобы он добровольно соблюдал своиобязанности и запретности и лояльно пользовался своими полномочиями. Право должностать фактором жизни, мерою реального поведения, силою народной души»[29].
Изучениепроблемы показывает, что доверия у граждан к закону можно добиться при условии,если закон:
а) соответствует представлениям осправедливости, принят на основе достигнутого консенсуса и, таким образом,учитывает интересы больших групп людей (значит, осуществление такого законабудет выгодным для адресатов, позволит с помощью предусмотренных в нем правовыхсредств решать те задачи, для обеспечения которых он принят);
б) не имеет расхождений с передовымиморальными воззрениями и принципами, прогрессивными национальными иисторическими традициями, соответствует достигнутому в обществе уровню культуры(значит закон доступен для восприятия и использования в практическойдеятельности граждан);
в) имеет надлежащее организационное иматериальное обеспечение, отвечает международно-правовым стандартам (значит,соизмерение такого закона с международными пактами не вызывает у адресатовчувства неудовлетворенности национальным правом и потому отпадают мотивы, покоторым закон может быть отвергнут массовым сознанием);
г) действуетстабильно, а при его отмене или изменении не ухудшает фактического и юридическогоположения добросовестных участников правоотношений.
Соответствиепринимаемых законов отмеченным требованиям укрепит у людей веру в то, что нечеловек существует для закона, а закон для него.
Политика правового государства в сфере правового регулирования, юридическая практика должна строиться так, чтобы в обществе, в сознании людей утверждалось отношение к праву как к ценности, без которой невозможно добиться социального порядка, основанного на справедливости, утверждения прав и свобод личности. Необходимо формировать отношение к праву как к средству гармонизации отношений в обществе, защиты прав человека, смягчение возможных конфликтов, как к механизму, устраняющему произвол и насилие. Поэтому очень важно изменить представления людей о праве только как о принудительном средстве.
Немецкий правовед Рудольф фон Иерингписал: «Каждый призван и обязан подавлять гидру произвола и беззакония,где только она осмеливается поднимать свою голову; каждый, пользующийсяблагодеяниями права, должен, в свой черед, также поддерживать по мере силмогущество и авторитет закона — словом, каждый есть прирожденный борец за правов интересах общества».[30]
правовой нигилизм
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Правовой нигилизмприобрел качественно новые свойства, которым он не обладал ранее. Изменилисьего природа, причины, каналы влияния. Он заполнил все поры общества, принялповальный, неистовый характер.
Изучив правовой нигилизм,рассмотрев истоки и формы его выражения, мы убедились в том, что это явление навсех этажах государственного здания и среди населения не знает пределов, потомуи называется беспределом, что его проявления можно увидеть практически везде ивсюду. Бороться с ним обычными методами малоэффективно и непродуктивно, нужныглубоко продуманные, экстраординарные меры.
Совершенно очевидно, чтобурному росту преступности необходимо противопоставлять не толькоорганизационно-правовые изменения в деятельности государственных структур(особенно в деятельности правоохранительных органов), но и меры по улучшениюправового воспитания, повышения уровня правовой культуры по преодолениюискажений правового сознания.
Основные пути преодоленияправового нигилизма — это повышение общей и правовой культуры граждан, ихправового и морального сознания; совершенствование законодательства;профилактика правонарушений, и прежде всего преступлений; упрочение законностии правопорядка, государственной дисциплины; уважение и всемерная защита правличности; массовое просвещение и правовое воспитание населения; подготовкавысококвалифицированных кадров юристов; скорейшее проведение правовой реформы идругие. Однако ясно, что правовой нигилизм невозможно ликвидировать мгновенно.Это трудный и длительный процесс.
В конечном счете, всеформы и средства борьбы с нигилизмом связаны с выходом общества из глубокогосистемного кризиса — социального, экономического, политического, духовного,нравственного.
Однако многое зависит иот активной позиции самой личности, ее противодействия силам зла.
Очевидно, что изменениеотношения общества и индивидов к праву — это трудоемкая задача, растянутая вовремени. Вполне возможно, что для этого потребуется не одно десятилетие,напряженные усилия нескольких поколений. Существующие в социуме проблемы исложности не должны отодвигать решение указанной выше задачи на второй план.Напротив, ее успешное решение должно рассматриваться в качестве стратегическойцели в политике государства, стремящегося к статусу правового.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ
1. Алексеев С.С. Теориягосударства и права: Учебник для юридических вузов и факультетов.- М.: -1998.-С.457
2. Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 4. — М.: Мысль,1983. — С. 376-644.
3. Барихин А.Б. Большой юридический энциклопедическийсловарь.- 2008. С. 792
4. Венгеров А.Б.Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. — М.:Юриспруденция, — 2000. — С.528
5. ГоловистиковаА.Н., Дмитриев Ю.А. Проблемы теории государства и права. — М.: Экзамен, 2005. — С. 803 — 824.
6. Демидов А.И.Политический радикализм как источник правового нигилизма // Государство иправо. 1992. №4. С. 74.
7. Ильин И.А. Общееучение о праве и государстве. О сущности правосознания. М., 1994. С. 178.
8. Исмагилов Р. Р.Правовой нигилизм: мировоззренческие основания и пути преодоления:мировоззренческие основания и пути преодоления: Дис. канд. филос. наук. – У.,2006, С. 174
9. Кумыкова Л. Г.Правовой нигилизм в сфере прав человека как форма деформации правового сознания: Автореф. дис…канд. юрид. наук. –Н.,2006. С. 22.
10. Лазарев В. В. Общая теория права и государства: Учебник. 3-е изд.,— М.:Юристъ, 2001. — 520с.
11. Лейст О.Э. История политических и правовых учений. Учение Р.Иеринга о праве и государстве. М., 1999, С. 568
12. Мapкс К., Энгeльс Ф. Соч., т. 1,стр. 62.
13. Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права. М.:Юристъ,- 2004, -С.269
14. Мицкевич А. В. Правовая пропаганда. Впомощь идеологическому работнику// Юридическая литература. — М.: 1981, С. 208.
15. Монтескье Ш. О духе законов. М.,1956. С.456.
16. Основин В. С., Ходыревский С. М. Повышениеэффективности правовой пропаганды.//Правоведение. -1977. — № 2. — С. 84 – 88
17. Пристенский В.Н. Правовой нигилизм:философско-антропологические корни // CREDO NEW: теоретический журнал. 2005. №1
18. ПрохоровА.М. Большая Советская энциклопедия.-1969.- №3,- С. 3500
19. СафоновВ.Г. Правовой нигилизм работников государственного аппарата и пути егопреодоления. Автореф. дис.… к.ю.н. М., 2005. С.15-18.
20. Туманов В.А. О правовом нигилизмеСоветское государство и право. -1989.- №10, -С. 161-165
21. Червонюк В.И. Теория государства иправа. Учебник. М., 2006. С. 671.